Эти слова замечательного советского педагога Антона Семеновича Макаренко были сказаны в непростые для отечественной педагогики времена, когда страна остро нуждалась в образованных, талантливых, целеустремленных людях, готовых отдавать себя детям. И несмотря на то, что с тех пор прошло не одно десятилетие, изменился исторический контекст, изменилась сама школа, слова эти и сегодня звучат актуально. И сегодня школе нужны бескорыстные служители, одержимые своей работой люди.

Традиционно эту цитату используют, говоря о самообразовании учителей. Но давайте задумаемся, а готов ли каждый из нас отказаться от придающей уверенности позиции учителя, объясняющего, подсказывающего, направляющего, и занять место за партой, согласившись, что не всегда имеющихся знаний и опыта хватает для решения встающих перед нами задач.

 

Как это ни печально, на мой взгляд, профессиональное сообщество педагогов остается достаточно консервативным, не желающим меняться, пробовать новое, учиться, ошибаться, и снова учиться… В подтверждение этой мысли мне бы хотелось сослаться на новый закон «Об образовании в РФ», который говорит нам, что все дети, вне зависимости от их психофизических особенностей, имеют право обучаться в массовой школе по месту их проживания. Иными словами, этот закон закрепляет право каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья учиться в коллективе своих сверстников в школе по месту жительства, то есть право на инклюзивное образование.

Однако, несколько лет назад, незадолго до вступления нового закона об образовании в силу, Институт проблем инклюзивного образования Российской академии образования провел опрос, который состоял всего лишь из одного вопроса: «Как бы вы отнеслись, если бы в вашем классе/ в классе с вашим ребенком обучался ребенок с инвалидностью?». Вопрос задавали детям, родителям и учителям массовых школ. Результаты опроса для меня оказались совершенно неожиданными: большинство детей было бы не против учиться вместе со сверстником с инвалидностью, 80% родителей высказали отрицательное отношение, и такое же негативное отношение высказали учителя.

Для меня это стало, поводом задуматься, почему же именно те, кто призван быть примером гуманного отношения к ребенку, кто должен быть в курсе новейших тенденций образования, помогать сориентироваться в непростой ситуации морального выбора своим воспитанникам, почему именно учителя оказались не готовы принять особого ребенка в свой класс.

Нет смысла отрицать, что внедрение инклюзивного образования - это невероятно сложный, многогранный процесс, требующий напряжения всех сил системы образования. Прежде всего, это переподготовка педагогических кадров, обучение специальным формам и методам работы, которые позволят безболезненно для всех участников образовательного процесса включить детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду массовой школы.

Если обратиться к истории, то мы увидим, что многие инновации казались современникам несостоятельными, не нужными и даже вредными, но прошли годы, и эти новые идеи принесли свои плоды. Думается, что инклюзивное образование перестанет вызывать неприятие, как только педагог будет готов научиться, будет готов преодолеть трудности на своем пути, как только изменится отношение к проблеме совместного обучения детей с инвалидность и без. Задумайтесь: каждый ребенок с инвалидностью, получивший возможность учиться и воспитываться в коллективе своих сверстников, не расставаясь со своей семьей, - это целая жизнь, судьба, состояться которой помог педагог, поверивший в свои силы и в силы своего воспитанника, не побоявшийся овладеть новыми умениями, навыками, не побоявшийся идти по еще узкой тропинке, спотыкаясь и продолжая путь.

Я сделала свой выбор стать педагогом уже в зрелом возрасте, попробовав себя в других сферах деятельности. И одним из определяющих моментов, повлиявших на мой выбор, стала именно необходимость постоянно развиваться, совершенствоваться. Так популярное сегодня «life long learning» - обучение в течение всей жизни, потребность жить в одном мире со своими учениками, быть интересной им, иметь возможность открывать для них новое и открывать новое для себя. Не столько учить, сколько учиться, загореться этим и зажечь этот огонь в учениках.