Shapka01

Shapka01

Наверняка каждый из нас однажды задумывался, как попасть из точки А в точку Б. Есть путь прямой и ясный, а есть и альтернативный путь… Но всегда ли мы сами выбираем путь, может быть это путь выбирает нас..?

Я выпускница школы №37 г. Ярославля, диплом получила на историческом факультете Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Впервые мысль о том, что школа может стать моим местом работы пришла мне в голову после педагогической практики, которую я, кстати, проходила в своей 37-ой школе. Однако, мой путь в школу не стал прямым маршрутом из точки А в точку Б.

Еще в годы учебы на истфаке я увлеклась историей Балкан и конфликтом, связанным с распадом Югославии в 90-ые годы. Мне посчастливилось найти работу экскурсовода в Хорватии и своими глазами увидеть те места, о которых я раньше узнавала со страниц книг. За несколько лет работы экскурсоводом мне удалось побывать почти в каждой из республик бывшей Югославии, выучить сербо-хорватский язык, и истории недавней войны зазвучали для меня по-новому.

Работая экскурсоводом, рассказывая о местах, в которые была влюблена сама, я поняла, что эту увлеченность можно передать и слушателям, что любой музей и любой экспонат, можно сделать интересным и этот интерес - заразителен.

После работы на Балканах были азиатские страны: Шри Ланка, Мальдивы. Это был совершенно новый опыт. Помимо фантастической красоты этих экзотических стран, я впервые увидела своими глазам, что значит социальная несправедливость, неравный доступ к образованию и медицине. Именно там я впервые задумалась о том, что в моей жизни, такой, казалось бы, насыщенной и разнообразной, не хватает чего-то очень важного.

Мне и сейчас до конца не понятно, почему летом 2011 года я возвращаюсь в Ярославль и в сентябре начинаю работать в школе-интернате для слабослышащих детей, а с марта 2012 года я учитель истории и обществознания в школе № 37 г. Ярославля. Может быть, школа живет где-то глубоко в нас, в наших генах?..

Мой дедушка, уроженец Тбилиси Михаил Михайлович Шелия, после войны работал учителем истории в сельской школе, где его супруга Лидия Федоровна Шелия сначала была учителем химии, а затем долгие годы директором. В семье было четверо детей, и две дочери также связали свою судьбу с учительской профессией. Одна сестра моего отца – Этери Михайловна – была учителем истории в Ташкенте, другая сестра – Элико Михайловна – учитель химии и до настоящего времени директор той самой сельской школы, где когда-то работали ее родители. Думаю, поэтому я все-таки добралась до своей точки Б и поняла, что мне интересно в профессии.

Начав свою педагогическую деятельность в школе-интернате для слабослышащих детей, я пришла к убеждению, что дети с особенностями в развитии должны обучаться и воспитываться вместе со своими здоровыми сверстниками.

Так появилась идея проекта, который бы объединил подростков с инвалидностью и без инвалидности совместным творчеством. Сейчас наш проект работает и развивается на базе 37-ой школы, в нем участвуют мои ученики 10 класса и мои бывшие ученики из школы-интерната для слабослышащих детей. В 2014/2015 учебном году в рамках проекта был поставлен спектакль «Мир без любимого» по мотивам сказки «Снежная королева». А еще мы вместе бываем на экскурсиях, ходим в театр, обсуждаем увиденное и просто проводим время вместе.

Интерес к проблеме людей с инвалидностью, к тому, что можно сделать для обеспечения им равных прав и возможностей привел меня в аспирантуру Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д.Ушинского на кафедру социальной педагогики и организации работы с молодежью. Сейчас я заканчиваю обучение в аспирантуре и готовлюсь к защите диссертационной работы посвященной вопросам социально-педагогического сопровождения инклюзивной практики.

Еще одним увлечением, которое пришло со мной в школу стали музеи. Музейная педагогика, школьные музеи, вот что, на мой взгляд, может оживить преподавание истории в школе. Предмет даже из недалеко исторического прошлого обладает своеобразной магией, является проводником в эпоху, открывает просторы для детского воображения. Так, взглянув на старую фотографию, мы пытаемся представить и описать жизнь людей, изображенных на снимке, погрузиться в их мир. Или предлагаем ребенку создать свой музей, воображаемый, описать предметы, которые в него войдут, провести экскурсию.

…И сегодня я иногда задумываюсь, каким бы был мой путь из точки А в точку Б не реши я попробовать себя в школе. Хотя, как знать, может быть, это еще и не точка Б? Больше всего я боюсь однажды перестать слышать голос, который манит к новым открытиям, и потому всегда стараюсь руководствоваться замечательными словами американского исследователя Джозефа: «Следуй за своим вдохновением, и мир откроет тебе двери там, где раньше были стены».