Военная реформа александра 2 кратко

Военная реформа Александра II

Александр II вступил на престол, когда Россия вела весьма неудачную Крымскую войну. Ее итоги обнаружили необходимость глубоких преобразований во всей русской армии. Учитывая масштаб изменений, Военная реформа Александра II $1860-1870$ гг. стала одной из основных.

Проигрыш в Крымской войне показал, что в русской армии устарело оснащение, в управлении царил хаос, человеческих ресурсов не хватало, а подготовка офицерского состава и солдат оставляла желать лучшего.

Подготовка реформы была осуществлена военным министром Милютиным Д.А.

Содержание военной реформы

В задачи правительства при проведении военной реформы входило создание современной армии, которая, одновременно в мирное время не требовала бы значительных затрат на содержание и могла бы при необходимости быстро мобилизоваться.

Реформа заняла длительное время, но главным ее событием считается издание $1$ января $1874$ г. Манифеста о всеобщей воинской повинности. Этот документ полностью изменил систему русской армии.

От рекрутского набора был совершен переход к всеобщей, бессословной воинской повинности. Срок службы равнялся $6$ годам, затем $9$ лет в запасе, служить обязаны были все мужчины старше $20$ лет, но существовали и определенные исключения.

Обратите внимание

Так, от службы освобождались духовенство всех конфессий, а также единственные сыновья и единственные кормильцы семьи.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

После прохождения службы военнообязанные поступали в государственное ополчение, которое составляли и не служившие. Кроме того, в некотором смысле всеобщая воинская повинность явилась плюсом для низов общества, т.к. дала им возможность подняться через службу в армии.

Замечание 1

Отметим, что реальный срок службы определялся уровнем образованности индивидуума. Так, например лица с высшим образованием служили меньше всех – полгода, а те, кто не владел даже грамотой проходили службу полные $6$ лет, где получали и начальное образование.

Одновременно с Манифестом вышел Устав о воинской повинности. До Манифеста была реформирована система управления в армии. Так, в $1864$ г. территория государства была разделена на военные округа, управление которыми проводилось на местах.

Общее руководство округами осуществлял военный министр. Такое новшество позволило сократить громоздкость управления армией, система стала организованнее. Через год появился Главный штаб, он стал центральным органом управления войсками.

Войска разделились на полевые и местные, армии и корпуса были упразднены.

Также русская армия прошла полное перевооружение, войска получили современное оружие. Немаловажно отметить, что реформирование коснулось и военных заводов, их реконструировали для нужд современной техники. Именно эти новшества и привели к введению всеобщей воинской повинности.

Отметим, что были запрещены телесные наказания в армии. Армия должна была стать более образованной и цивилизованной, для изменилась подготовка кадров. Взамен кадетских корпусов стали появляться военные гимназии, а также военные училища, которые готовили офицеров. Через юнкерские училища офицерами могли стать недворяне.

Разумеется, были пересмотрены и образовательные программы для этих учреждений. Военные суды и прокуратура позволили наладить дисциплину. Военные суды в целом копировали общую судебную систему империи – были введены полковой, военно-окружной суд и главный военный суд. Военные суды были также гласными и состязательными.

Результаты и значение военной реформы

Отметим, что не все благосклонно воспринимали проведение военной реформы. Противников возглавлял фельдмаршал Барятинский А.И. Милютина упрекали в бюрократизации, ослаблении командного состава. Тем не менее, русско-турецкая война $1877-1878$ гг. в полной мере продемонстрировала качество проведения военной реформы.

По результатам реформы была полностью обновлена вся военная система Российской империи.

Источник: https://spravochnick.ru/istoriya_rossii/voennaya_reforma_aleksandra_ii/

Военная реформа Александра 2

, проведённых в период царствования Александра II в 1860-х — 1870-х годах. Предусматривала переход от рекрутских наборов к всеобщей воинской повинности. Основные положения реформ были разработаны военным министром Д. А. Милютиным. Их можно условно разделить на две части: организационные и технологические.

Поражение России в Крымской войне наглядно продемонстрировало ветхость её военной машины и необходимость всеобъемлющего реформирования. Доклад Военного министерства от 15.01.

1862 года ставил следующие задачи: Превратить резервные войска в боевой резерв, обеспечить пополнение ими состава действующих войск и освободив их от обязанности обучать в военное время рекрутов. Подготовку рекрутов возложить на запасные войска, обеспечив их достаточными кадрами.

Всех заштатных «нижних чинов» резервных и запасных войск в мирное время считать в отпуску и призывать только в военное время. Рекрутами пополнять убыль в действующих войсках, а не формировать из них новые части.

Важно

Сформировать для мирного времени кадры запасных войск, возложив на них гарнизонную службу, расформировать батальоны внутренней службы. Быстро внедрить эту организацию не удалось, и лишь с 1864 года была начата планомерная реорганизация армии и сокращение численного состава войск.

Граф Д. А. Милютин, военный министр, архитектор военной реформы

К 1869 году было завершено приведение войск на новые штаты. При этом общее количество войск в мирное время по сравнению с 1860 годом сократилось с 899 тыс. чел. до 726 тыс. чел. (в основном за счёт сокращения «небоевого» элемента). А количество резервистов в запасе увеличилось с 242 до 553 тыс. чел.

При этом с переходом на штаты военного времени новых частей и соединений теперь не формировалось, а части разворачивались за счёт резервистов. Все войска могли теперь быть доукомплектованы до штатов военного времени за 30—40 дней, в то время как в 1859 году на это требовалось 6 месяцев.

Новая система организации войск содержала и ряд недостатков:

Организация пехоты сохранила деление на линейные и стрелковые роты (при одинаковом вооружении смысла в этом не было). Артиллерийские бригады не были включены в состав пехотных дивизий, что отрицательно влияло на их взаимодействия.

Из 3-х бригад кавалерийских дивизий (гусарской, уланской и драгунской), только драгунские были вооружены карабинами, а остальные не имели огнестрельного вооружения, в то время, как вся кавалерия европейских государств была вооружена пистолетами.

В мае 1862 года Милютин представил Александру II предложения под заглавием «Главные основания предполагаемого устройства военного управления по округам». В основе этого документа лежали следующие положения:Уничтожить деление в мирное время на армии и корпуса, высшей тактической единицей считать дивизию. Разделить территорию всего государства на несколько военных округов.

Во главе округа поставить начальника, на которого возложить надзор за действующими войсками и командование местными войсками, а также поручить ему заведование всеми местными военными учреждениями. Уже летом 1862 года вместо Первой армии были учреждены Варшавский, Киевский и Виленский военные округа, а в конце 1862 года — Одесский.

В августе 1864 года было утверждено «Положение о военных округах», на основании которого Командующему войсками округа подчинялись все расположенные в округе воинские части и военные учреждения, таким образом он становился единоличным начальником, а не инспектором, как это планировалось раньше (при этом все артиллерийские части в округе подчинялись непосредственно начальнику артиллерии округа).

Совет

В пограничных округах на Командующего возлагались обязанности генерал-губернатора и в его лице сосредотачивалась вся военная и гражданская власть. Структура окружного управления осталась без изменений.В 1864 году было создано ещё 6 военных округов: Петербургский, Московский, Финляндский, Рижский, Харьковский и Казанский.

В последующие годы были образованы: Кавказский, Туркестанский, Оренбургский, Западно-Сибирский и Восточно-Сибирский военные округа. В результате организации военных округов создалась относительно стройная система местного военного управления, устранила крайнюю централизацию Военного министерства, функции которого были теперь в осуществлении общего руководства и наблюдения.

Военные округа обеспечивали быстрое развёртывание армии в случае войны, при их наличии стало возможно приступить к составлению мобилизационного расписания. Параллельно шла реформа самого военного министерства. По новому штату состав Военного министерства был уменьшен на 327 офицеров и 607 солдат. Значительно сократился и объём переписки.

Как положительное можно отметить и тот факт, что военный министр сосредоточил в своих руках все нити военного управления, однако войска не находились в полном его подчинении, так как начальники военных округов зависели непосредственно от царя, который и возглавлял верховное командование вооружёнными силами.

Вместе с этим организация центрального военного управления содержала в себе и ряд других слабых сторон: Структура Главного штаба была построена таким образом, что функциям собственно генерального штаба отводилось немного места. Подчинение главного военного суда и прокурора военному министру означало подчинение судебных органов представителю исполнительной власти. Подчинение лечебных заведений не главному военно-медицинскому управлению, а начальникам местных войск, отрицательно влияло на постановку лечебного дела в армии.

Выводы организационных реформ вооружённых сил, проведённых в 60—70-х годах XIX века:

На протяжении первых 8 лет Военному министерству удалось осуществить значительную часть намеченных реформ в области организации армии и управления войсками. В области организации армии была создана система, способная в случае войны увеличить численность войск, не прибегая к новым формированиям.

Уничтожение армейских корпусов и сохранённое деление пехотных батальонов на стрелковые и линейные роты имело отрицательное значение в плане боевой подготовки войск. Реорганизация Военного министерства обеспечила относительное единство военного управления.

В результате проведения военно-окружной реформы были созданы местные органы управления, устранена излишняя централизация управления, обеспечивалось оперативное управление войсками и их мобилизация. В 1856 году был разработан новый вид пехотного вооружения: 6-линейная (15,24-мм), заряжающаяся с дула, капсюльная винтовка.

Обратите внимание

В 1862 году ею были вооружены более 260 тыс. чел. Значительная часть винтовок выпускалась в Германии и Бельгии. К началу 1865 года вся пехота была перевооружена винтовками образца 1856 г.

В то же время продолжались работы по совершенствованию винтовок, и в 1868 году на вооружение принимают 10,75-мм винтовку Бердана под унитарный патрон, а в 1870 — её модифицированную версию (№ 2). В итоге, к началу Русско-турецкой войны 1877—1878 годов вся русская армия была вооружена новейшими казнозарядным нарезным оружием уменьшенного калибра.

6-линейная винтовка обр. 1856 г.

Введение нарезных, заряжающихся с дула орудий было начато в 1860 году. На вооружение полевой артиллерии были приняты 4-фунтовые нарезные пушки Маиевского калибром 3,42 дюйма, превосходящие ранее выпускаемые как по дальности стрельбы, так и по точности.

В 1866 году было утверждено вооружение для полевой артиллерии, по которому все батареи пешей и конной артиллерии должны иметь нарезные, заряжающиеся с казённой части орудия. 1/3 пеших батарей должна быть вооружена 9-фунтовыми пушками, а все остальные батареи пешей и конная артиллерия — 4-фунтовыми. Для перевооружения полевой артиллерии требовалось 1200 орудий.

К 1870 году перевооружение полевой артиллерии было полностью завершено, а к 1871 году в запасе имелось 448 орудий.

Винтовка Бердана № 2

В 1870 году на вооружение артиллерийских бригад были приняты скорострельные 10-ствольные картечницы Гатлинга и 6-ствольные Барановского со скорострельностью 200 выстрелов в минуту.

В 1872 году была принята на вооружение 2,5-дюймовая скорострельная пушка Барановского, в которой были осуществлены основные принципы современных скорострельных орудий. Таким образом, на протяжении 12 лет (с 1862 по 1874) количество батарей выросло с 138 до 300, а количество орудий с 1104 до 2400.

В 1874 году в запасе находилось 851 орудие, был осуществлён переход от деревянных лафетов к железным.

Первый русский броненосец «Петр Великий»

Важно

В годы царствования Александра II российский флот впервые получил броненосцы и другие металлические корабли вместо деревянных парусников и вёсельных галер. Обновление армии началось с изменений в военной форме. Только в первый год царствования Александра II было издано 62 приказа, касавшихся изменений в обмундировании.

Подобная активность вызывала недоумение в обществе: Единственные преобразования, за которые тотчас принялся новый государь, состояли в перемене мундиров. На это с горестью смотрели все, кто дорожил судьбами отечества.

Читайте также:  Краткая характеристика народа половцев

С изумлением спрашивали себя: неужели в тех тяжелых обстоятельствах, в которых мы находимся, нет ничего важнее мундиров? неужели это все, что созрело в мыслях нового царя во время долгого его пребывания наследником? Вспоминали стихи, писанные, кажется, в начале царствования Александра I, и прилагая их к настоящему, повторяли: «И обновленная Россия Надела красные штаны.

» Непосвященные не подозревали, что образцы новых мундиров были готовы уже в последние дни царствования Николая Павловича, и молодой государь, издавая приказы о перемене формы, исполнял только то, что он считал последнею волею отца. — Б.Н.

Чичерин «Литературное движение в начале нового царствования»- сокращение численности армии на 40 %; создание сети военных и юнкерских училищ, куда принимались представители всех сословий; — усовершенствование системы военного управления, введение военных округов (1864 год), создание Главного штаба; — создание гласных и состязательных военных судов, военной прокуратуры; — отмена телесных наказаний (за исключением розг для особых «оштрафованных») в армии; — перевооружение армии и флота (принятие нарезных стальных орудий, новых винтовок и т. д.), реконструкция казенных военных заводов;- введение всеобщей воинской повинности в 1874 году вместо рекрутского набора и сокращение сроков службы. По новому закону, призываются все молодые люди, достигшие 20 лет, но правительство каждый год определяет необходимое число новобранцев, и по жребию берет из призывников только это число, хотя обычно на службу призывалось не более 20-25 % призывников. Призыву не подлежали единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье, а также если старший брат призывника отбывает или отбыл службу. Взятые на службу числятся в ней: в сухопутных войсках 15 лет — 6 лет в строю и 9 лет в запасе, во флоте — 7 лет действительной службы и 3 года в запасе. Для получивших начальное образование срок действительной службы сокращается до 4-х лет, окончивших городскую школу — до 3-х лет, гимназию — до полутора лет, а имевших высшее образование — до полугода.

— разработка и введение в войска новых воинских законов.

Источник: https://vilingstore.net/Voennaya-reforma-Aleksandra-2-i2081692

Военная реформа Александра 2

Уже в начале царствования уничтожены были военные поселения. Были отменены унизительные телесные наказания.

Обращено было особое внимание на поднятие уровня общего образования офицеров армии посредством реформ военных учебных заведений. Были созданы военные гимназии и юнкерские училища с двухгодичным сроком обучения. В них принимались лица всех сословий.

В январе 1874 года была провозглашена всесословная воинская повинность. В Высочайшем манифесте по этому поводу говорилось: “Защита престола и Отечества есть священная обязанность каждого русского подданного….”.

По новому закону, призываются все молодые люди, достигшие 21 года, но правительство каждый год определяет необходимое число новобранцев, и по жребию берет из призывников только это число (обычно на службу призывалось не более 20-25% призывников).

Призыву не подлежали единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье, а также, если старший брат призывника отбывает или отбыл службу. Взятые на службу числятся в ней: в сухопутных войсках 15 лет: 6 лет в строю и 9 лет в запасе, во флоте — 7 лет действительной службы и 3 года в запасе.

Для получивших начальное образование срок действительной службы сокращается до 4-х лет, окончивших городскую школу — до 3-х лет, гимназию — до полутора лет, а имевших высшее образование — до полугода.

Таким образом, результатом реформы стало создание небольшой армии мирного времени со значительным обученным резервом на случай войны.

Подверглась коренным изменениям система военного управления, чтобы усилить управление по местам расположения войск. Результатом этого пересмотра явилось утвержденное 6 августа 1864 г. “Положение о военно-окружных управлениях”.

Совет

На основании этого “Положения” устроено первоначально девять военных округов, а затем (6 августа 1865 г.) еще четыре. В каждом округе поставлен, назначаемый по непосредственному высочайшему усмотрению, главный начальник, носящий название командующего войсками военного округа.

Эта должность может быть возложена и на местного генерал-губернатора. В некоторых округах назначается еще помощник командующего войсками.

К концу XIX века численность русской армии составляла (на 130 миллионов населения): офицеров, врачей и чиновников – 47 тысяч, нижних чинов – 1 миллион 100 тысяч. Затем эти цифры сокращались и достигли 742 000 человек, причем военный потенциал сохранялся.

В 60-е годы по настоянию военного министерства были построены железные дороги к западным и южным границам России, а в 1870 году появились железнодорожные войска. В течение 70-х годов в основном завершилось техническое перевооружение армии.

Забота о защитниках Родины проявлялась во всем, даже в мелочах. Допустим, более ста лет (до 80-х годов XIX века) сапоги шились без различия правой и левой ноги. Считалось, что при боевой тревоге солдату некогда думать, какой сапог надевать, на какую ногу.

Особое отношение было к пленным. Военнослужащие, взятые в плен и не бывшие на службе у противника, по возвращении домой получали от государства жалование за все время нахождения в плену. Пленный считался лицом пострадавшим. А тех, кто отличился в боях, ждали воинские награды. Ордена России ценились особенно высоко. Они давали такие привилегии, что даже меняли положение человека в обществе.

Перестройка комплектованя армии

Милютин сумел доказать Александру 2 всю несправедливость сословной воинской повинности и необходимость отмены ее. Ведь воинскую повинность раньше несло только подданное сословие, т.е. крестьяне и мещане. Однако, чтобы убедить царя ввести всеобщую воинскую повинность, потребовалось не мало времени.

Сначала по инициативе Милютина в 1862 г. была создана особая комиссия по пересмотру рекрутского устава под председательством Государственного совета Н. И. Бахтина. В состав этой комиссии вошел ряд представителей Военного министерства во главе с генералом Ф. Л. Гейденом.

Работа комиссии продвигалась крайне медленно.

Обратите внимание

Идея равенства всех сословий для несения этой тягчайшей воинской повинности нашла себе непримиримых противников среди тех слоев общества, на которые она до сих пор не распространялась. Крепостники всеми силами сопротивлялись всесословной воинской повинности, которая заставила бы “благородное” дворянство отбывать ее наравне “с мужичьем”.

Особенно усердствовали фельдмаршал А. И. Баратинский, шеф жандармов П. А. Шувалов, “всесторонний консерватор” Д. А. Толстой, военный писатель и публицист генерал Р. А. Фадеев. Прибегнув к поддержке М.И. Каткова и К.П.Победоносцева, они поощряли выступления в печати противников военных реформ, превратно истолковывая и порицая готовящиеся нововведения.

Наиболее сильным нападкам подвергалось намерение ликвидировать устаревшую рекрутскую систему комплектования армии.

Реакционные деятели и публицисты, ссылаясь на манифест о вольности дворянства, отстаивали свою сословную неприкосновенность. Шувалов, например, предлагал держать образованную молодежь в армии “отдельно от войска”.

Даже купцы негодовали на то, что нельзя будет откупиться деньгами от рекрутчины. В результате этого реформа, задуманная в 1862 г.

Милютиным, которого поддерживал великий князь Константин Николаевич, была проведена только в 1874 г. Сильным толчком к этому послужила франко-прусская война 1870 г.

Пруссия, имя большую воинскую повинность, лучше устроенную армию, более развитых солдат, разгромила Францию.

7 ноября 1870 г. военный министр представил записку “О главных основаниях личной воинской повинности”, одобренную императором. Через 10 дней для разработки предложенных мер “высочайшим повелением” были созданы две комиссии: одна – по уставу о воинской повинности, другая по вопросу о запасных, местных, резервных войсках и государственном ополчении.

Важно

Председателем обеих комиссий был назначен начальник Главного штаба генерал Гейден. Общее руководство их работой возглавил Д.А. Милютин. Комиссия о воинской повинности была подобрана из представителей различных министерств и ведомств. На ее заседания приглашались представители не только высшей бюрократии, но и разных сословий и отдельных групп населения.

Для более квалифицированной подготовки различных глав устава комиссия была разделена на 4 отдела. Первый отдел разрабатывал вопрос о сроках службы и льготах по отбыванию воинской повинности, второй – о возврате призываемых на службу, третий – о денежных расходах по призыву, четвертый – о вольноопределяющихся и о военной замене.

Другая, так называемая Организационная комиссия, приступила к работе в начале января 1871 г.

Она состояла в основном из военных и подразделялась на 9 отделов:1) об организации пехотных частей, служащих кадрами для формирования в военное время резервных и запасных войск; 2) об артиллерийских и инженерных частях; 3) о кадрах гвардейских частей; 4) о кадрах кавалерии; 5) о порядке счисления и призыва чинов запаса; 6) об интендантских и артиллерийских запасах и обозах; 7)о казачьих войсках; 8) об иррегулярных милициях; 9) о государственном ополчении. В 1872 г. Организационная комиссия была значительно усилена за счет введения в ее состав нескольких командующих военными округами.

Представляют определенный интерес обсуждавшиеся на заседании этой комиссии проблемы, связанные с возможностью применения в России территориальной системы. Как правило справедливо отмечает в своем исследовании М. Н. Осипова, эти вопросы вновь приобретают актуальность в связи с проводимыми в армии реформами.

Напомним, территориальная система комплектования предусматривает пополнение войск личным составом за счет призывных контингентов, прибывающих вблизи мест дислокации воинских частей.

Такая система облегчает отправку призывников в свои части, сокращает сопряженные с этим расходы, позволяет привлекать военнообязанных на военные сборы с минимальным отрывом от производительного труда и проводить отмобилизование войск в наиболее короткие сроки. Вместе с тем эта система при недостатке численности призывников в районах дислокации воинских частей затрудняет их укомплектование необходимыми специалистами. Имеются и другие изъяны.

Организационная комиссия, признав невозможность полного применения в России территориальной системы, единодушно пришла к выводу: “В устройстве армии применить из начал территориальной системы только то, что по условиям нашего отечества может быть с пользою применено, сохраняя возможность перемещения и сосредоточения войск, но допуская постоянное, из определенных районов, комплектование каждой части армии в мирное время и пополнение ее до военного состава, при приведении на военное положение…”

Исходя из этого, было решено по проекту Главного штаба разделить всю Европейскую Россию на участки комплектования (на территории одного или нескольких уездов). Каждый участок должен был обеспечить комплектование не менее одного пехотного полка, одного отдельного батальона, двух батарей артиллерии, одного эскадрона кавалерии.

По завершении работы комиссии о воинской повинности Д. А. Милютина 19 января 1873 г. представил в Государственный совет обширную записку, подобно освещавшую ход ее деятельности.

В качестве приложения к записке были представлены проекты Устава о воинский повинности и Положения о государственном ополчении. При обсуждении проекта всесословной воинской повинности о Государственном совете развернулась ожесточенная и непримиримая борьба.

Совет

Некоторые из членов совета считали эту реформу преждевременной, другие требовали привилегий для дворянства.

Наконец 1 января 1874 г. закон о воинской повинности был утвержден Александром 2. По принятому положению воинской повинности подлежали все без исключения лица мужского пола в возрасте 21 – 40 лет.

В “общих основаниях” сказано, что “защита отечества составляет священную обязанность каждого русского гражданина”.

Нанимать за себя охотников или откупиться деньгами было запрещено. Все достигшие 20 лет обязаны приписаться к своему призывному участку и вынуть жребий. Лица, вынувшие номер, влекущий к зачислению на службу, поступал в ряды войск, а прочие освобождались раз и навсегда от обязанности поступления на службу, но до 40 лет зачислялись в государственное ополчение.

Установление обязательной воинской повинности, во-первых, возвысило звание воина, а во-вторых, привлекло в ряды армии значительное число лиц, принадлежавшим к высшим сословиям и вообще получивших образование, тогда как по действовавшим законам таковые лица прежде освобождались от рекрутской повинности.

“Милютин обратил дело защиты родины, — писал А. Ф. Кони, — из суровой тяготы для многих в высокий долг для всех и из единичного несчастья в общую обязанность”.

Читайте также:  Анна тимирева и колчак

Общий срок службы по новому закону устанавливался в 15 лет, из них 6 лет на действительной службе и 9 лет в запасе, на флоте – 10 лет, из которых 7 приходилось на действительную службу и 3 года – в запасе.

Лица, окончившие учебные заведения, могли поступать вольноопределяющимися на сокращенные сроки службы. Для имеющих высшее образование срок службы устанавливался в 6 месяцев (14 лет в запасе), для призывников с начальным образованием – 4 года (в запасе 11 лет).

Допускались отсрочки до окончания образования и сокращение срока действительной службы.

Обратите внимание

В 1876 г. срок действительной службы был сокращен до 5 лет, позже он неоднократно изменялся – то сокращался (до 3-4 лет), то увеличивался (до 5 лет).

От военной службы освобождались только лица, имеющие физические недостатки. Льготы устанавливались также и по семейному положению: не призывались единственные сыновья и единственные кормильцы семьи. По уставу запрещалась замена и найм.

В принципе обучения солдат предусматривалось, что сила государства не в одной численности войск, но и в нравственных и умственных качествах этого войска.

В армии стали развивать солдат, обучать, возвышать нравственно. Были ограничены телесняе наказания и кулачная расправа. Новый закон имел большое значение и для повышения народного образования.

В рескрипте Александра 2, оценивавшем заслуги Д.А.

Милютина, говорилось: “Проникнутый горячей заботливостью о пользе армии и общем благе государства, вы не смирились во внесенном вами в Государственный совет проекте к приумножению не только материальной, но преимущественно нравственной силы войска, а в то же время не упустил из виду необходимости ограждения других важных интересов: быта семейного, промышленности, торговле и искусстве, а в особенности просвещения во всех его степенях”.

Новый закон оказал влияние и на состав армии, сделав ее более молодою, вследствие сокращения действительной службы, и однородною, по возрасту нижних чинов.

Введение всесословной воинской повинности позволило увеличить численность армии, создать обученный резерв до 550 тыс. человек, необходимый для развертывания армии в военное время, а также способствовало превращению вооруженных сил России в современную массовую армию.

В государственное ополчение должны были зачисляться лица, не проходившее вовсе военной службы, а также и выслужившие положенное число леи (действительной службы и запаса). Предельный возраст пребывания в ополчении устанавливался в 40 лет. Позже он был увеличен до 40 лет.

Вместе с тем закон не был до конца последователен. Значительная часть “инородческого” населения устранялась от воинской повинности (уроженцы Средней Азии, Казахстана, некоторые народности Крайнего Севера). Освобождались от призыва лица духовного звания, менониты, отдельные группы колонистов, деятели науки и искусства.

Важно

Данные, показатели призыва в течение первых семи лет после принятия закона о всесословной воинской повинности, представлены в таблице.

Из приведенных данных видно, что процент призываемых, получивших льготы по семейному положению, составлял в среднем 51,5%.

Лица, освобожденные от службы по зачетным квитанциям, не насчитывали даже 0,01%. Следует заметить, что зачетные квитанции продавались правительством по числу вступивших в ряды армии охотников, а также выдавались как отдельным семьям так и обществам:1) за ратников, которые остались на военной службе или умерли, находясь в ополчении; 2) за сданных в рекруты сверх набора и т.д.

Характерно, что с каждым годом увеличивалось число лиц, которым были предоставлены отсрочки по образованию.

Устав о воинской повинности

Из устава:

1. Защита престола и отечества есть священная обязанность каждого русского подданного. Мужское население без различия состояний подлежит воинской повинности.

2. Денежный выкуп от воинской повинности и замене охотником не допускается.

3. …

10. Поступление на службу по призывам решаются жеребьем, который вынимается единожды на всю жизнь. Лица, по нумеру вынутого ими жеребья не подлежащие поступлению в постоянные войска, зачисляются в ополчение.

11. К жеребью призываются ежегодно один только возраст населения, именно молодые люди, которым с 1 октября того года, когда набор производится, минул 21 год.

12. …

17. Общий срок службы в сухопутных войсках для поступающих по жеребию определяется в 15 лет, из коих 6 лет действительной службы и 9 лет в запасе…

18. Общий срок службы во флоте определен в 10 лет, из коих 7 лет действительной службы и 3 года в запасе.

19. …

36. Государственное ополчение составляется из всего не числящегося в постоянных войсках, но способных носить оружие мужского населения, от призывного до 43-летнего возраста включительно. От призыва в ополчение не освобождаются лица до этого возраста и лица, уволенные из запаса армии и флота.

Источник: https://www.encyclopaedia-russia.ru/article.php?id=166

ЕГЭ. История. Теория по кодификатору. Александр II. Реформы 1860-1870- годов. Военная реформа. 1862-1874

Военная реформа. 1862-1874

Цели, основные положения реформы, плюсы и минусы.

 

Военная реформа, 1862-1874Цели:

  • Усиление военной мощи страны (Крымская война показала отставание России от стран Запада)
  • Повышение международного авторитета
  • Обеспечение безопасности

Основные положения:

  • До реформы, в 1857 году, были ликвидированы военные поселения, а срок службы сокращён с 25 до 10 лет.
  • По реформе создавались военные округа для более оперативного руководства войсками ( всего их было 15)
  • Усиление централизации управления сухопутными войсками
  • 1865- создание Главного штаба – центрального органа управления армией
  • 1868- реформы военного министерства
  • С 1871- реорганизация армии, выделение в ней полевых (действующих) войск и местных( резервов).
  • 1874- введение всеобщей воинской повинности. Служить было обязано всё мужское население с 21 года.
  • Срок службы на флоте- 7 лет, в сухопутных войсках- 6 лет. Сокращение срока для людей, имеющих образование.
  • Существовала система льгот и отсрочек.
  • С 1865 года совершенствовалась военно-судебная система на принципах гласности и состязательности судебного процесса.
  • В 1860- е годы были построены железные дороги к западным и южным границам России, а в 1870 г. появились железнодорожные войска.
  • В 1870-е годы завершилось техническое перевооружение армии.
  • Вводились новые уставы, по которым большое внимание уделялось боевой и физической подготовке солдат.
  • Создавались военные гимназии и юнкерские училища с двухгодичным сроком обучения. Принимались в ни лица всех сословий.
  • Была создана Военно-юридическая академия в 1867 и Морская академия в 1877.

Плюсы реформы:

  • Была создана совершенно новая армия, отвечающая мировым стандартам
  • Совершенствовалась система управления в армии, что сделало её более мобильной, оно стало менее централизованным. Военные на местах могли решать многие задачи, исходя из ситуации
  • Военный министр занимался более глобальными вопросами, что позволило повысить качество принимаемых решений
  • Сокращение армии в мирное время одновременно с повышением её боеспособности.

Минусы реформы

  • Непродуманность, просчёты в некоторых вопросах реорганизации армии и вооружении войск.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Бесплатные шаблоны для Joomla на web-disign.ru.

E-mail

Powered by Warp Theme Framework

Источник: http://poznaemvmeste.ru/index.php/105-istoriya-ege-teoriya/1086-ege-istoriya-teoriya-po-kodifikatoru-aleksandr-ii-reformy-1860-1870-godov-voennaya-reforma-1862-1874

Военная реформа Александра II

Император Александр II прославился не только принятием Манифеста об отмене крепостного права, но и рядом реформ, оказавших значительное влияние на внутреннее устройство Российской Империи. Одной из них стала военная реформа.

Содержание статьи

Во второй половине XIX века, на которую пришлись годы правления Александра II, складывались относительно устойчивые военные коалиции, что усиливало угрозу наступления войны и вызывало быстрое наращивание военного потенциала крупнейших держав.

В российской армии же отмечались случаи жесткого нарушения и упадок военной дисциплины, наблюдались революционные настроения. Это стало предпосылкой к началу проведения военной реформы.

В первую очередь были окончательно упразднены военные поселения, возникшие еще во времена правления императора Александр I в начале XIX века. С 1862 года постепенно начала разворачиваться реформа местного военного управления, которая заключалась в создании военных округов.

Возникла новая система управления, исключавшая чрезмерную централизацию и позволявшая быстро развернуть армию в случае наступления войны. В это же время были реорганизованы Военное министерство и Главный штаб.

1865 год ознаменовал собой начало военно-судебной реформы, которая предусматривала принципы состязательности и гласности военного суда, отказ от системы телесных наказаний. Были учреждены три судебных инстанции: военно-окружной, полковой и главный военный суды, дублировавшие основные составляющие общей российской судебной системы.

В 60-х годах началась активная подготовка офицерского корпуса. К началу десятилетия более половины офицеров были полностью безграмотными, их дисциплина сильно «хромала».

Совет

Было решено начать улучшение подготовки и обучения офицеров, а также сделать возможным получение офицерских чинов не только для унтер-офицеров и дворян, но и представителей прочих сословий.

Для этого были учреждены юнкерские и военные училища, предполагающие непродолжительный срок обучения в течение 2 лет. Принимались в них лица, которые окончили средние учебные заведения.

В 1874 году был принят Устав о воинской повинности. В соответствии с ним, на службу в армии призывались все мужчины, достигшие 21-летнего возраста. Устанавливался шестилетний срок действительной службы, а также девятилетнее пребывание в запасе. Существовали и многочисленные льготы.

Например, действительной службе не подлежали единственный кормилец в семье, единственный сын родителей, различные национальные меньшинства и пр. Благодаря проведенному реформированию государство получило обновленную армию, которая составила значительные резервы на случай наступления войны.

При этом российское войско стало более современным по структуре, образованию и вооружению.

Распечатать<\p>

Военная реформа Александра II

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-905078-voennaya-reforma-aleksandra-ii-

Военные реформы Александра 2

Стали очевидными многие слабости как во внутренней

организации войска, так и несовершенство всœей системы Военного и Морского

министерства. Подготовка офицерского состава была крайне слабой.

Образованных офицеров в армии было мало. Обучение солдат в большинстве случаев лежало на фельдфебелях и унтер – офицерах, использовавших жестокие наказания и

истязания. Суровая военная дисциплина грозила солдату ежедневно розгами, плетьми и т. п.

На службу рекрутов набирали по 6 человек с тысячи. При этом можно было ставить за себя охотника – человека, нанятого для того за деньги. Помещики имели право отдавать

на военную службу своих крепостных в наказание за преступления и проступки.

Обратите внимание

Снаряжение русских солдат было тяжелым и неудобным. Вооружение = отвратительным. Гладкоствольные оружия подходили только для рукопашных схваток, а

в стрельбе бессильны против нарезного оружия, что и было одной из главных

причин многих неудач в сражениях с противником. Военная реформа в царствование Александра 2 назревала.

Уже в июне 1855 ᴦ. на имя Александра 2 поступили две записки от

одного из лучших боевых генералов времени Николая 1 графа Ф.В. Ридигера, в которых он подверг критике существенную военную систему и предложил мероприятия ее реформирования.

Обе записки были одобрены императором и 20 июля 1855 ᴦ. создается

специальная ʼʼКомиссия для улучшения по военной частиʼʼ под руководством

Ридигера, а после его кончины – генерала Н.Ф. Плаутина.

В 1857 ᴦ. окончательно были отменены военные посœелœения. В 1859 ᴦ. обязательный срок службы в сухопутных войсках был сокращен до 15, а во флоте до 14 лет.

Важные реформы начались в армии после назначения военным министром 9

ноября 1861 ᴦ. генерал-адъютанта Дмитрия Алексеевича Милютина, видного

общественного и государственного деятеля, высокообразованного человека.

На регулярно проводимых совещаниях под руководством Милютина тщательно

обсуждались различные вопросы намечавшихся военных реформ. Для

разработки наиболее важных проблем создавались особые комиссии. В

результате общая программа военных реформ была готова менее чем в

два месяца и 15 января 1862 ᴦ. представлена Александру 2 в виде

Читайте также:  Немецкий план барбаросса кратко

всœеподданнейшего доклада, состоявшего из 10 разделов по основным

направлениям военного дела. Этот доклад, утвержденный императором в конце

января стал программой практических действий Милютина.

Главным принципом новой организации вооруженных сил Милютин считал:

ʼʼразвивать в наибольшей соразмерности боевые силы в военное время при

наибольшем числе наличных войск в мирное времяʼʼ.

Одной из первых реформ явились реорганизация центрального военного управления и создания местных органов управления в виде военных округов.

Д.А. Милютин стремился к тому, ʼʼчтобы привести всœе здания в стройный вид и упростить весь сложный механизм его, а для этого признано было полезным слить вместе всœе части, однородные по кругу действий, и уничтожить лишние наросты, которые в течении времени образовались более или менее случайно, без всякого планаʼʼ.

В 1863 ᴦ. состоялась реорганизация департамента Генерального штаба,

который стал называться Главным управлением Генерального штаба. При этом эта

реформа оказалась недостаточной.

1 января 1869 ᴦ. Александр2 утвердил новое ʼʼПоложение о Военном министерствеʼʼ, в котором верховное начальство над всœеми сухопутными силами империи сосредоточивалось в особе императора.

Военные реформы Александра 2, начатые в 60-х гᴦ., коснулись и Генерального штаба.

Основная цель преобразования его состояло в том, чтобы Генеральный штаб охватил всœе отрасли штабной службы. В 1864 ᴦ. был упразднен гвардейский генеральный штаб.

По положению устанавливалось правило: прежде чем получить назначение командиром полка, крайне важно не менее года командовать отдельными частями. Это приближало к войскам и давало более широкую возможность продвижения по службе.

Одновременно с преобразованием в центральном военном управлении

проходила и реорганизация местного военного управления.

В период 1862 – 1867 ᴦ.ᴦ. была осуществлена военно-окружная реформа. Целью ее было устранить главный недостаток существовавшей в то время системы военного управления – полной централизации, сковывающей инициативу и самостоятельность руководства на местах. Приказом военного министра Милютина от 6 июли 1862ᴦ. были созданы Варшавский, Виленский, Киевский военные округа.

Важно

Практически результаты создания этих первых военных округов полностью доказали целœесообразность применения в России территориальной системы военного управления. 6 августа 1864 ᴦ.Александр 2 утвердил ʼʼПоложение о военно-окружных управленияхʼʼ.

Каждый военный округ являлся одновременно органом строевого управления и органом военно-административного устройства, сосредотачивая в своих руках всœе функции военного управления.

Учреждение военных округов устранило разные неудобства, тянувшиеся

многие годы. При существовавших ранее порядках по каждому отделу военного

хозяйства – инженерному, артиллерийскому, комиссариатскому, провиантскому,

и т.д. – имелись специальные округа, обладавшие на местах небольшой властью и утверждавшие всякие мелочи в столице. Полномочия командующего округом позволили устранить существовавшую ранее волокиту, несогласованность и споры между строевыми начальниками и хозяйственными инстанциями.

Вместе с задачами децентрализации военного управления и создания условий для оперативного развертывания частей во время войны на командующих округов возлагалось содействие гражданским властям ʼʼдля сохранения порядкаʼʼ.

В случае войны штаб округа становился штабом действующей армии.

В результате проведенных реформ в 1862-1869 гᴦ. система управления значительно приблизилась к войскам. В ведении Воинского министерства остались лишь те вопросы управления, которые имели значение для всœей русской армии. Аппарат Военного министерства сократился почти на тысячу человек, а канцелярская переписка уменьшилась на 45%.

Сроки мобилизации армии были сокращены с 6 месяцев в 1850ᴦ. до 9 – 26 дней в 1877ᴦ. Вопросы, связанные с обороной страны, решились временно создаваемыми комитетами, которые согласовывали их между Военными и морскими министерствами. В 1868 ᴦ.

было введено новое ʼʼПоложение о полевом управлении войск в военное времяʼʼ, позволившее устранить многие недостатки прежней организации. Оно уточняло функции главнокомандующего, освобождало его от руководства второстепенными административными вопросами и более четко определяло обязанности начальников отдельных управлений.

Вместе с тем слабо разработан был вопрос об устройстве тыла армии, что проявилось вскоре в ходе русско-турецкой войны 1877 – 1878гᴦ.

  • — Военные реформы Александра 2

    Экспедиции и поездки Источники пополнения коллекций—2. Сотрудничество Ботанического сада МГДД(Ю)Т с другими организациями Источники пополнения коллекций—1. Уникальный посадочный материал вол всех видах – семена, черенки, луковицы,… [читать подробнее].

  • — Военные реформы Александра 2

      Стали очевидными многие слабости как во внутренней организации войска, так и несовершенство всей системы Военного и Морского министерства. Подготовка офицерского состава была крайне слабой. Образованных офицеров в армии было мало. Обучение солдат в большинстве… [читать подробнее].

  • — Военные реформы Александра Второго.

    Реформы и контрреформы в России во второй половине XIX в. Новый император,Александр II (1855-1881 гг.), сын Николая Павловича, вступил на престол в условиях проигрываемой Крымской войны, нарастания кризиса власти и роста недовольства населения. Крымская война лишь… [читать подробнее].

  • Источник: http://referatwork.ru/category/obrazovanie/view/233212_voennye_reformy_aleksandra_2

    Военная реформа Александра 2

    Военная реформа Александра 2 – комплекс мер по преобразованию русской армии, проведенный в 60-70-х годах 19 века министром Милютиным

    Предпосылки военной реформы:Необходимость реформы русского войска назревала достаточно давно, однако очевидной она стала после поражения России в Крымской войне. Проигрыш сильно ударил по престижу правительства, и Александр 2 решил, что необходимо срочно менять политику государства и провести полную реформу армии.

    Основная проблема армии заключалась в том, что она требовала слишком много денег на свое содержание, однако на войне себя не окупала. Целью Милютина было создать армию, которая была бы весьма малочисленна в мирное время (и не требовала бы много денег на содержание), но при этом могла быстро мобилизоваться в случае войны.

    · разделена на несколько военных округов, что значительно упрощало управление огромной державой и ее армией.

    · После упразднения старой системы управления было проведено полное перевооружение армии.

    · Были отменены телесные наказания, солдаты стали более подготовленными и образованными. По всей стране начали открываться военные учебные заведения.

    · Кроме того, появился военный суд и военная прокуратура – это позволило улучшить дисциплину в армии и ввести ответственность офицеров за свои действия.

    · благодаря всеобщей повинности, армия стала более привлекательной для крестьян, которые могли рассчитывать на неплохую военную карьеру.

    Результат: В результате проведения преобразований появилась совершенно новая армия и система военного управления.

    Солдаты стали более образованными, их численность значительно возросла, армия стала хорошо вооружённой и подготовленной.

    Совет

    Благодаря мобильности новой системы, государство могло тратить значительно меньше денег на содержание военных, но при этом рассчитывать на лучший результат.Страна была готова к возможной войне.

    Полицейская реформа:

    Реформа полиции подготавливалась одновременно с крестьянской. Отмена крепостного права (не сразу и не в полной мере) привела к ликвидации вотчинной полиции помещиков. Это обстоятельство, а также усиление классовой борьбы в стране определили необходимость создания разветвленной (охватывающей в полной мере и сельские районы) и более централизованной системы полицейских органов.

    В1862г. были приняты Временные правила обустройстве полиции. В соответствии с ними создавались единые уездные полицейские управления, объединявшие городничего, его канцелярию и земского исправника с земским судом. Полицейские управления возглавлялась исправником.

    Уезды делились на более мелкие административно-территориальные единицы — станы, полицейские функции в которых возлагались на станового пристава. В осуществлении своей деятельности он опирался на полицейских урядников, должность которых была введена в 1878 г.

    В городах управы благочиния заменялись канцеляриями градоначальников, полицмейстеров и обер-полицмейстеров.. Вся губернская полиция подчинялась губернатору и генерал-губернатору.

    Возглавлял полицейскую систему министр внутренних дел.

    В ведении полиции находились: проведение дознания, уголовный розыск, надзор за ссыльными, борьба с пожарами и др. В целом функции и права полиции не были четко определены законом.

    Полиция применяла следующие меры пресечения: отобрание вида на жительство, установление надзора, залог, передача на поруки, домашний арест, взятие под стражу.

    Значение: Был усилен контроль органов администрации за земствами — губернатор или министр внутренних дел имел право приостановить или отменить любое решение органов земского самоуправления.

    Новое Городовое положение 1892 г. увеличило имущественный ценз, отстранив тем самым от выборов в городские думы не только мелкую буржуазию, но и часть средней.

    Обратите внимание

    Был усилен контроль правительственных органов за деятельностью городского самоуправления.

    ОПРЕДЕЛИТЕ ПРИЧИНЫ И ЗНАЧЕНИЕ РЕВОЛЮЦИИ 1905 -1907 В РОССИИ И ЕЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ ВЛИЯНИЕ В НАЦИОНАЛЬНЫХ РЕГИОНАХ

    В январе 1905г в России началась революция. Началом её принято считать так называемое «Кровавое воскресенье» (9 января 1905), когда правительственные войска расстреляли мирное шествие рабочих к царю, в котором участвовало более 140 тыс. человек. Задачи революции: ликвидация феодально-крепостнических пережитков. решение аграрного вопроса.решение национального вопроса.

    1. 1 этап революции: январь – сентябрь 1905. Характеризуется массовыми забастовками по всей стране. К рабочим присоединяться крестьянское население, особенно в центре России. Наблюдались недовольства в ряде армейских соединений. В мае произошла забастовка текстильщиков в Иваново-Вознесенске. 14-24 июня 1905 – восстание на броненосце «Князь Потёмкин-Таврический».
    2. 2 этап революции: октябрь – декабрь 1905. Характеризуется как наивысший подъём революции, период вооружённого столкновения правительственных и оппозиционных сил, провозгласивших свержение самодержавия и установления демократической власти в стране. 7октября – начало всеобщей политической стачки. 13 октября – создание Совета рабочих депутатов в Петербурге. 17октября 1905г Николай2 подписал Манифест, даровавший россиянам свободу печати. Этот манифест внёс раскол и в революционное движение. Революционная волна потеряла свою широту и массовость
    3. 3 этап революции: январь 1906г. – июнь 1907г. Характеризуется ослаблением борьбы, началом работы Государственной думы – первого в истории России нового времени законосовещательного органа при императоре, активной деятельностью различных политических партий и движений, попытками правительственного лагеря частично реформировать экономический уклад государства. екабре начались выборы в думу, хотя избирательное право получили не все: 63% не получили мужчины, женщины, иногородцы. Туда входило 179 кадетов, 97 трудовиков, 18 соц.-демократов. Главным вопросом думы был – аграрный. В июне 1906г царь подписывает манифест о роспуске думы. Председателем Совета министров назначают П.А. Столыпина, который публикует программу, основные задачи которой были основаны в «успокоении» В июне 1907 начались выборы в 3ю гос.думу. Помещики получили преимущество и дума называлась бесстыжей: 140 октябристы, 104 кадеты. 1912г, ноябрь – начало работы 4 гос.думы, ставившей своей целью создание блока политических сил, идеалом которых были умеренные реформы и парламентское давление на правительство. Столыпин предложил программу, в которой сочетались следующие направления: 1. Обеспечение социальной стабильности и правопорядка (в том числе применением чрезвычайных полицейских мер, учреждением военно-полевых судов и др.); 2.Проведение аграрной реформы; меры по поощрению промышленного роста; преобразования в политической и социальной сферах (улучшение быта рабочих, установление неприкосновенности личности, признание права рабочих на участие в стачках, налоговая реформа и др.).

    Причины революции:

    · обострение политической обстановки в стране из-за упорного нежелания правящих кругов во главе с Николаем II проводить назревшие реформы;

    · нерешенность аграрного вопроса — малоземелье крестьян, выкупные платежи и т. д.;

    · нерешенность рабочего вопроса — отсутствие социальной защищенности рабочих при крайне высоком уровне эксплуатации;

    · нерешенность национального вопроса — ущемление прав национальных меньшинств, особенно евреев и поляков;

    · падение морального авторитета правительства и особенно Николая II из-за позорного поражения в русско-японской войне.

    Итоги революции:

    • главный итог — изменение формы правления в России. Она стала конституционной (ограниченной) монархией;
    • правительство было вынуждено приступить к проведению аграрной реформы и отменить выкупные платежи;
    • несколько улучшилось положение рабочих (повышение заработной платы, сокращение рабочего дня до 9—10 часов, введение пособий по болезни, но, правда, не на всех предприятиях).

    Вывод: в целом революция носила незавершенный характер. Стоявшие перед страной проблемы она решила только наполовину.

    Рекомендуемые страницы:

    Источник: https://lektsia.com/8x220b.html

    Ссылка на основную публикацию