Эпоха ивана грозного

Эпоха Ивана Грозного в российской историографии

Historicus.ru / Новое время

     С легкой руки Николая Михайловича Карамзина, эпоху Ивана Грозного принято подразделять на два периода. Первый – с 1549 по 1560 год. Второй период – с 1560 по 1584 год. По поводу такого раздвоения царствования В. О.

Ключевский писал: «Иоанн двоится в глазах Карамзина; было два царя Иоанна: один, царствовавший до 1560 года, герой добродетели, другой – неистовый кровопийца, свирепствовавший с 1560 года. Такой взгляд на исторического деятеля отразился и на общей оценке его деятельности, сделанной историографом.

Карамзин признает за Иоанном много правительственных доблестей, деловитость, веротерпимость, любовь к просвещению, талант законодателя и государственного организатора. Тем не менее, царствование Иоанна, одно из прекраснейших по его началу, историограф ставит по его конечным результатам наряду с монгольским игом и бедствиями удельного времени» (В. О.

Ключевский Краткий курс по русской истории «Эксмо-Пресс. М. 2000; стр. 137).
     Резко отрицательную характеристику Ивану Грозному можно найти в трудах Н. И. Костомарова.

Обратите внимание

В частности Костомаров по личности и деятельности писал следующее: «Напрасно старались бы мы объяснить его злодеяния каким-нибудь руководящими целями и желанием ограничить произвол высшего сословия; напрасно пытались бы мы создать из всего образ демократического государя.

С одной стороны, люди высшего звания в московском государстве совсем не стояли к низшим слоям общества так враждебно, чтобы нужно было из-за народных интересов начать против них истребительный поход: напротив, в период правления Сильвестра, Адашева и людей их партии, большой частью принадлежавших к высшему звании, мы видим мудрую заботливость о народном благосостоянии.

С другой стороны, свирепость Ивана Васильевича постигала не одно высшее сословие, но и народные массы, как показывает бойня в Новгороде, травля народа медведями для забавы, отдача опричникам на расхищение целых волостей, и тому подобное.

Иван был человек, в высшей степени бессердечный: во всех его действиях мы не видим ни чувства любви, ни привязанности, ни сострадании; если, среди совершаемых злодеяний, по-видимому, находили на него порывы раскаяния и он отправлял в монастыри милостыни на поминовение своих жертв, то это делалось из того же, скорее суеверного, чем благочестивого страха божьего наказания, которым, между прочим, пользовался Сильвестр для обуздания его диких наклонностей. Будучи человеком злым, Иван представлял собой также образец чрезмерной лживости, как бы в подтверждение того, что злость и ложь идут рука об руку» (Н. И. Костомаров Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей в 3-х т.; т.1 стр. 447 «Феникс» Ростов-на-Дону ).

     Еще более резко (по словам В. О. Ключевского) свое отношение к личности Ивана Грозного высказал русский историк М. П. Погодин в 1828 году. По словам В. О. Ключевского, М. П. Погодин назвал Ивана Грозного «громким ничтожеством» (В. О. Ключевский Краткий курс по русской истории «Эксмо-Пресс. М. 2000; стр. 138).

Погодин считал предрассудком мнение Карамзина о величии Ивана IV, которое проявилось в первые десятилетия его правления. Реформы 1550-х годов, Погодин относил не к личности царя, а к прогрессивной боярской партии во главе с Адашевым и Сильвестром. Действительно, реформы 50-х годов XVI столетия были подготовлены Адашевым и его единомышленниками.

Однако, в этих реформах видна и роль самого Ивана Грозного как реформатора. Ведь по существующим тогда порядкам ни один проект не мог стать законодательным актом без участия самого царя. Следовательно, Иван IV подписывал эти документа, а перед этим происходило их обсуждение в боярской думе, где снова главенствовал царь.

Таким образом, Иван Грозный санкционировал проведение реформ, одобрил их. Можно считать, что в данном случае царь являл собой последовательным верховным гарантом этих реформ.

     Интересно узнать мнение об Иване Грозном и его эпохе, высказанное в многотомном труде «История России с древнейших времен» С. М. Соловьевым.

Важно

По мнению историка, эпоха Ивана Грозного являла собой борьбу нового со старым, которая проявилась, во-первых: в переходе «…родовых отношений между князьями в государственные…»; во-вторых: в изменениях «…в быте городов, в положении дружины…» (С. М. Соловьев Чтения и рассказы по истории России «Правда». М. 1989 г.; стр. 191).

Эти изменения, считал историк, привели к организованному сопротивлению.

«…Великие князья московские, — пишет Соловьев, — в своих государственных стремлениях должны были встретить сопротивление не со стороны одних князей-родичей, но со стороны всего того, что получило свое бытие или по крайне мере поддерживалось родовыми княжескими отношениями…» (Там же стр. 191).

Именно борьба «нового» со «старым» было для Соловьева оправдательным моментом появления опричнины, и последовавшим террором.
     Многие историки в своей оценке личности и политики Ивана Грозного ссылаются на его переписку с князем Андреем Курбским. Вот одно из самых ярких писем царя опальному князю, известному под названием: «Царево государево послание во все его Российское царство об измене клятвопреступников – князя Андрея Курбского с товарищами». Вот и само письмо.

      «…Что ты, собака, совершив такое злодейство, пишешь и жалуешься! Чему подобен твой совет, смердящий гнуснее кала…Почему же ты взялся быть учителем моей душе и телу? Кто тебя поставил судьей или властителем надо мной? Разве же ты даешь ответ за мою душу в день Страшного суда?..

И кто тебя сделал архиереем и позволил принять на себя учительский сан? Подумай, какая власть создавалась в тех странах, где цари слушались духовных и советников, и как погибали эти страны! Неужели и нам посоветуешь так поступать, чтобы тоже прийти к гибели? Это ли благочестие не подавлять злодеев, не управлять царством и отдать его на разграбление иноплеменникам? Этому, по-твоему, учат святители? Хорошо и поучительно!      Одно дело – спасать свою душу, а другое дело – заботиться о телах и душах других людей; одно дело – отшельничество, одно дело – монашество, одно дело – священническая власть, а другое дело – царское правление. Отшельническая жизнь – жить подобно агнцу, который ничему не противится, или птице, которая не сеет, не жнет и не собирает в житницы; монахи же, хотя и отреклись от мира, но имеют уже заботы, правила и даже заповеди,– если они не будут всего этого соблюдать, то совместная жизнь расстроится; священническая власть требует многих запретов, наказаний за вину: у священников существуют высшие и низшие должности, им разрешаются украшения, слава и почести, а инокам это не подобает; царской же власти позволено действовать страхом, и запрещением, и обузданием, а против злейших и лукавых преступников – последним наказанием. Пойми же разницу между отшельничеством, монашеством, священничеством и царской властью. Прилично ли царю, например, если его бьют по щеке, подставлять другую? Это ли совершеннейшая заповедь; как же царь сможет управлять царством, если допустит над собой бесчестие? А священнику подобает так делать,– пойми же поэтому  разницу между  царской и священнической властью! Даже у отрекшихся от мира существуют многие тяжелые наказания, хоть и не смертная казнь. Насколько же суровее должна наказывать злодеев царская власть!      Не может осуществиться и ваше желание править теми городами и областями, где вы находитесь. Ты сам своими бесчестными очами видел, какое разорение было на Руси, когда в каждом городе были свои начальники и правители, и потому можешь понять, что это такое. Пророк говорил об этом; «Горе дому, которым управляет женщина, горе городу, которым управляют многие!» Как видишь, управление многих, даже если они сильны, храбры, разумны, но не имеют единой власти, будет подобно женскому безумию. Ибо так же, как женщина не способна остановиться на едином решении – то решит одно, то другое, так и многие правители царства: один захочет одного, другой другого. Вот почему желания и замыслы многих людей подобны женскому безумию.      Все это я указал тебе для того, чтобы ты понял, какое благо выйдет из того, что вы будете владеть городами и управлять царством вместо царей,– имеющему разум следует это понять…      …Нас же с покойным братом Георгием начали воспитывать, как иностранцев или как нищих. Какой только нужды не натерпелись мы в одежде и в пище! Ни в чем нам воли не было; ни в чем не поступали с нами, как следует поступать с детьми. Припомню одно: бывало, мы играем в детские игры, а князь Иван Васильевич Шуйский сидит на лавке, опершись локтем о постель нашего отца и положив ногу на стул, а на нас и не смотрит – ни как родитель, ни как властелин, ни как слуга на своих господ. Кто же может перенести такую гордыню? Как исчислить подобные тяжелые страдания, перенесенные мною в юности? Сколько раз мне и поесть не давали вовремя!      Что же сказать о доставшейся мне родительской казне? Всё расхитили коварным образом, – говорили, будто детям боярским на жалованье, а взяли себе, а их жаловали не за дело, назначали не по достоинству; бесчисленную казну нашего деда и отца забрали себе и наковали себе из нее золотых и серебряных сосудов и надписали на них имена своих родителей, будто это их наследственное достояние; но известно всем людям, что при матери нашей у князя Ивана Шуйского шуба была мухояровая, зеленая на куницам, да еще на ветхих, – так если бы это было их наследственное имущество, то чем сосуды ковать, лучше бы шубу переменить, а сосуды ковать, когда есть лишние деньги…      …Если бы ты был воинственным мужем, ты бы не считал своих прежних бранных подвигов, а стремился бы к новым; потому ты и считаешь свои бранные подвиги, что ты оказался беглецом, не вынесшим бранных подвигов и захотевшим покоя…      Пишешь, что мы не увидим твоего лица до дня Страшного суда, – видно, ты дорого ценишь свое лицо. Но кому же нужно такое эфиопское лицо видеть?..      Писал ты свое письмо, выступая как бы судьей или учителем, но ты не имеешь на это права, ибо повелеваешь с угрозами. Как все это напоминает коварство дьявола! Он ведь то заманивает и ласкает, то гордится и пугает; так и ты: то, впадая в безмерную гордость, ты воображаешь себя правителем и пишешь обвинения против нас, то притворяешься беднейшим и скудоумнейшим рабом. Как и другие, бежавшие от нас, ты написал свое письмо собачьим, неподобающим образом – в исступлении ума, в неистовстве, по — изменнически и по-собачьи, как подобает одержимому бесом…

     Дано это крепкое наставление в Москве, царствующем православном граде всей России в 7072-м году, от создания мира в 5-й день июля (5 июля 1564 г)» (Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. М. 2007 г.).

     Именно это и другие послания, Соловьев считал признаком борьбы нового государственного устройства со старыми удельно-княжескими порядками. Если вчитываться в данное послание, то оно выглядит именно так. Князь Курбский отстаивает порядки, бывшие в русском государстве в XII – XIV веках.

Напротив, Иван Грозный утверждает необходимость усиления центральной власти для прекращения усобиц и единения государства. Тем самым, он оправдывает террор, уничтожение космополитической и западно-ориентированной Новгородской республики, террор против русского народа.      Русский историк, автор пятитомной «Истории России» Д. И.

Иловайский обратил внимание на такой психологический момент в трансформации личности Ивана IV. Вот, что он писал по этому поводу. «Наряду с тиранством и самодурством Ивана IV, видим у него черты замечательной подозрительности, трусости и малодушия.

Окружив себя преданною, надежною дружиною опричников или телохранителей, он далеко не считал себя в безопасности и постоянно опасался боярских замыслов и козней, направленных будто бы к свержению его с престола.

Совет

На сей случай он заранее искал себе верного убежища, свой семье и своими сокровищами; а потому не только строил для себя каменные укрепления в Вологде, но и устремлял свое внимание за море, на отдаленную Англию…» (Д. И. Иловайский История России в 5 т.; т. 3.; стр. 287. М. 1890 г. ).

     Таким образом, либерально настроенная историческая наука видела в Иване Грозном лишь тирана, поступки которого диктовались его самыми отрицательными качествами личности: подозрительностью, необоснованными страхами, властолюбием, жестокостью.

     Более консервативная часть историков считали, что в эпоху Ивана Грозного началось строительство новой государственности, возникли элементы централизованной власти, положительно сказавшиеся на социально-экономическое развитие страны и на внешнеполитическое положение России.      В современной исторической науке относительно Ивана Грозного существует резко противоположные взгляды. Одни считают его тираном, а его поступки и деятельность – направленными не на укрепление государства, а на его личную власть. Другие же видят в Иване Грозном царя с твердой волей и последовательной политикой по формированию русского централизованного государства, отвечающего требованиям времени.

Читайте также:  Эпоха застоя брежнева кратко

     Так или иначе, Иван Грозный и его эпоха – это наша история, эта наша память. И мы не можем не отметить как положительные, так и отрицательные стороны этого времени.

Конечно, можно последовать примеру авторов «Новой хронологии» и создать образ не одного правителя – Ивана IV, а нескольких царей, якобы правивших с 1533 по 1584 год и не вошедших в историю. Но этот путь ошибочен и не историчен.

Поэтому мы здесь можем говорить только об одном царе – Иване Грозном.

     Система государственного управления, сформированная реформами 1550-х годов, для своего времени была прогрессивна. Приказная система, Судебник 1550 года, Земские соборы многие историки отмечают как явления прогрессивные. Вместе с тем нельзя не отметить и тот факт, что именно при Иване IV начался процесс по формированию крепостного права в России, которые завершается полным закабалением крестьянства во второй половине XVII века, после издания в 1649 году Соборного Уложения.

     Джером Горсей – англичанин долгое время живший в России, в своем сочинении «Записки о Московии» в частности писал: «Строй и управление Русским государством так изменилось против прежнего, что можно было назвать это государство совсем новым; все получило другой вид, противоположный старому…» (П. П. Епифанов, О. П.

Епифанова Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до конца XVIII века; М. «Просвещение» 1989 г.; стр. 130). И там же Горсей дает личностную характеристику царю: «…Он был хорош собой, стройно сложен, с высоким лбом, с пронзительным голосом, настоящий скиф – остроумен, жесток, кровожаден, безжалостен» (Там же стр. 131).

Именно Горсей выступил первым свидетелем, оправдывающим жестокость Ивана IV постоянными заговорами против него и государственной необходимостью. «Если бы Иван IV, — писал в своих «Записках» Горсей, — не держал правление в жестоких и суровых руках, то он не жил бы так долго; против него постоянно составлялись коварные и предательские заговоры; но он всегда открывал их…» (Там же стр.130 – 131 ).

Обратите внимание

Вот откуда проистекают теории, которые современные околонаучные круги считают истинными, оправдывающими все тиранические устремления царя.

     Таким образом, мы можем сказать, что время правления Ивана Грозного – это один из переломных моментов российской истории. Именно в этот период ликвидировались останки удельно-княжеского строя, слагались основы самодержавия и крепостничества, формировалась будущая имперская идеология. 

Источник: http://www.historicus.ru/Jepoha_Ivana_Groznogo_v_rossijskoj_istoriografii

Эпоха Ивана IV Грозного. Его реформы

Эпоха Ивана IV Грозного. Его реформы.

Реферат выполнила Гоева Татьяна Викторовна

МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

(филиал г. Электросталь)

факультет Психологии

Электросталь

23.11.2002

ВСТУПЛЕНИЕ

Иван IV Васильевич Грозный (1530-1586). С 1533г. великий князь московский, с 1547г.- царь. Годы его правления ознаменовались почти беспрерывными войнами — вначале удачными: завоевание Казанского ханства(1552) и Астраханского (1556), а затем изнурительной 25-летней Ливонской войной, из которой Россия вышла с огромными потерями. Не добившись не каких результатов.

Во внутренней политике постоянно доминантой Грозного был беспощадным кровавый террор, особенно усиливавший после создания опричнины(1565).

Для своего времени Иван VI был неплохо образованным человеком, о чем свидетельствует дошедшая до нас его переписка с князем Курбским, где царь часто прибегает к пересказу различных сюжетов из церковной литературы, цитирует Писание.

Однако даже избранные мысли Ивана Грозного, хотя и могут быть отнесены к разряду мудрых, свидетельствуют о его лицемерии: Бог скорее простит удавившегося, чем погибшего ради тщеславия и Встречал ли кто-нибудь честного человека, у которого голубые глаза?.

В истории русского народа Иван Грозный был личностью загадочной и страшной, современник дьяк Иван Тимофеев пишет о нем: “Превысочайшего во-истинну и преславнейша всех бывших, славиму же от конец небес до конец их”, — и добавляет: “… возненавидел грады земля своея … и всю землю державы своея, яко секирою, наполы не како рассече”.

Такой же загадкой вошел Иван IV и в историческую науку. Для большинства историков это была психологическая проблема; интересовали сама личность Ивана Грозного и условия, в которых она создавалась. Перед некоторыми историками даже вставал вопрос, был ли Грозный нормален умственно.

Но уже в трудах Соловьева и Платонова были сделаны попытки подойти к этому вопросу иначе: они расценивали деятельность Ивана IV как момент решительной схватки “государственного начала”, воплощенного этим грозным государем, с удельной стариной.

Н. П. Павлов-Сильванский увидел в эпохе Грозного переходный момент от феодализма к сословной монархии, а его выводы легли в основу взглядов Н.А.Рожкова и М.Н.Покровского об эпохе Ивана IV.

Важно

Если русская историография и “школа Покровского” не сумели научно разъяснить значение Ивана Грозного в русской истории, то западноевропейские историки были в этом отношении совершенно бессильны; в лучшем случае они повторяли выводы Соловьева, Ключевского или Платонова.

К источникам, рассказывающим об эпохе Ивана IV, относятся записки опричника Генриха Штадена, вышедшие почти одновременно с русским переводом записок Таубе и Крузе; к иностранным источникам относится также сказание Альберта Шлихтинга. Не менее важны переписка Ивана Грозного с опричником Василием Грязным и собрание актов времен опричнины. Все эти публикации позволили заново осветить темные вопросы, связанные с реформой Ивана IV.

Вопрос о необходимости коренного пересмотра оценки Ивана Грозного в нашей литературе был поднят Р.Ю. Виппером в его книге, вышедшей в 1922 г. Взяв на себя задачу исторической реабилитации Ивана Грозного, Р. Ю.

Виппер показал его как выдающегося государственного деятеля, дипломата и стратега, вполне выдерживающего сравнение с такими крупными историческими деятелями, как Петр Великий.

Сила аргументации автора заключается в том, что он ставит Ивана IV в окружение государственных деятелей современной ему Западной Европы, и на международном фоне московский самодержец вырастает в мощную, величественную фигуру.

СТАНОВЛЕНИЕ ИВАНА

25 августа 1530г. на свет появился Иван Васильевич. Легенда гласит, что в час рождения младенца во всем царстве разразилась страшная гроза…. После смерти матери следующие пять лет прошли в непрерывной борьбе между Шуйским и Белинским, которые были назначены опекунами при царевиче.

Эта обстановка самым серьезным образом повлияла на характер Ивана Васильевича. Мальчик был представлен сам себе, никто не заботился его образование и воспитании. Когда он не нужен был для официальных церемоний в качестве символа, его иной раз даже забывали накормить.

Казалось, управлять нервным, впечатлительным и необузданным юношей будет не трудно. Однако рядом с юным великим князем были не только льстецы и интриганы. С1540-х годов в его окружение вошел митрополит Макарий, который стал духовным наставником Ивана Васильевича.

Под его руководством государь много читал, был широко знаком с русскими летописями, со священной, церковной и римской историей. По книгам Иван составил представления об особом, священном характере царской власти.

ЦАРСКИЙ ВЕНЕЦ

Совет

16 января 1547г. в Успенском соборе московского Кремля Иван IV торжественно венчался на царство, Отныне великий князь Иван Васильевич именовался царем и великим князем всея Руси. Через две недели царь женился на Анастасии Романовне Захарьиной-Кошкиной.

Тогда же вокруг царь стал складывать кружок из честных и свободных людей, получивший названия Избранной рады. Эти люди понимали, что без глубоких реформ своевольные князья снова и снова будут растаскивать Русь на уделы.

К активной деятельности их подтолкнули восстание, потрясшее Москву летом 1547г.

Всю весну столица горела. Нужно было положить конец боярской вольнице и превратить Русь в настоящее царство, где государь правил бы самодержавно. Эти стремле�

Источник: https://www.studsell.com/view/207161/

Реферат по истории на тему Эпоха Ивана Грозного читать бесплатно

Эпоха Ивана Грозного

Иван IV, родителями которого были­ великий князь Василий III и Елена Глинская, все свое детство провел в обстановке борьбы­ боярских родов Бельских, Оболенских и Шуйских. После смерти его отца, правление на 5 лет перешло к его матери, великой княгине Глинской. А уже после ее смерти власть оказалась в руках членов семибоярщины.

Перед глазами молодого царевича Ивана часто происходили сцены насилия и своеволия бояр, отчего он стал очень недоверчивым и подозрительным по отношению ко всем­ людям. Наверное, именно поэтому его совершеннолетие (15 лет) было ознаменовано лишь казнями да опалами.

Самостоятельное правление Ивана IV отмечается важным актом, имеющим политическое значение­ — им принимается титул царя в январе 1547 года.

Через два года (1549 год) была образована партия реформ, которую возглавил любимец царя — Алексей Адашев. В эту партию, получившую название «Избранна рада», входили очень близкие государю люди. Среди них имена дьяка Ивана Висковатого, митрополита Макария, священника Сильвестра и многих других.

­ С этого времени началась целая эпоха, в которую правил Иван Грозный, она была ознаменована большими успехами, как внешней политики, так и во внутренних делах страны.Иваном IV совместно с Избранной радой проводится целый ряд важных реформ. Их цель -­ централизация Русского государства.

На характер этих реформ большое влияние сыграло Московское восстание в 1547 году, которое показало царю, что его власть не является самодержавной.

На созыве Земского собора (Великая Земская дума) который проводился в 1550 году, Иван Грозный объявил боярам, что время самовластия уже миновало, так как он решил взять в собственные руки бразды правления государством. Итогом этого совещания стал новый судебный свод, повторяющий Судебник, изданный в 1477 году.

Но это был совершенно новый документ, в котором было много дополнений и исправлений (разные грамоты и указы). Все они были направлены на улучшение в судебных порядках и правилах. На созванном в 1551 году Церковном соборе, были оглашены «Царские вопросы». Все они вместе с ответами, имели разделение на сто глав, поэтому получили название «Стоглав».

Так же, как и Судебник, этот документ имел очень важное государственное значение.

Сразу же после судебной реформы Иваном Грозным была проведена церковная, главным вопросом которой были монастырские землевладения.

Так, в 1551 году выходит указ, по которому производится конфискация всех угодий и земель, которые Боярская дума передала после смерти отца Ивана Грозного во владение монастырей и епископов.

Согласно этому Закону, церкви было запрещено приобретение новых земель без согласования с правительством.

Обратите внимание

Вместе с судебными реформами Избранная рада приступила к упорядочению местничества.­ Во время своего правления Иваном Грозным в 1553 году вводится и печатное дело.

Такое новое ремесло, как книгопечатание, возглавляет Иван Федоров.

Требовалось укрепление вооруженных сил, поэтому правительство Адашева было организовано постоянное стрелецкое войско со сформированным­­ отрядом в три тысячи солдат, которые служили в личной охране Ивана Грозного.

Важным пунктом, можно сказать центральным во внешней политике Грозного, было желание окончательно сокрушить татарскую силу. Так, царскими войсками была взят город Казань (1552),­ а уже в 1556 — Астрахань.

Разгромом Астраханского и Казанского ханств был положен конец трехвекового татарского господства в Поволжье. Видя такие действия царских войск, башкирами объявляется добровольное присоединение к России с признанием их­ вассалами Ивана Грозного.

Затем, уже аналогичным образом, поступают и правители в Сибирском ханстве, в Большой ногайской орде, пятигорские­ и­ князья Кабарды Северного Кавказа.

Иван IV очень тяготился своими советниками из Рады, ему казалось, что они взяли руководство на себя, а ему не дают воли. И как следствие полного недоверия, царем разгоняется Рада. За этим событием началась эпоха опричнины и казней. Этот период правления­ назван в истории «Смутным временем».

Иван Грозный умер в 1584 году. Россия, в эпоху его правления в самом начале возвеличилась, но после была доведена до унижения и настоящего истощения. Подъём сменился полным упадком.

см. также: Все рефераты по истории
Краткая история государств, городов, событий

Источник: http://www.sdamna5.ru/epoha_ivana_groznogo

Россия в эпоху Ивана IV Грозного

План лекции

Годы боярского правления и венчание на царство Ивана IV

В конце ХV — начале ХVI вв. на Русской равнине образовалось государство, которое развивалось в русле общемировой цивилизации. Оно получило название «Московия», «Московское государство». С ХVI в. за ним закрепилось название «Россия».

Московские князья (Иван III, его сын Василий III) объединили русские земли за очень короткий срок. Политического единства русских земель в государстве они добились, но крепких экономических связей между ними еще не было.

Читайте также:  Полководец суворов кратко

Внутренняя структура государства была «неустойчивой», конфликты между политическими элитами неизбежными, что в любой момент могло привести к распаду на отдельные княжества. Удержать и скрепить единство страны могла только дальнейшая его централизация.

Важно

Это означало установление единого управления из центра, чёткое территориальное деление, действие единых законов на территории всего государства, чёткое выстраивание всей вертикали власти.

В начале XVI в., правящий Московским государством, Василий III успешно продолжал дело своего отца Ивана III по собиранию русских земель вокруг Москвы. При нем были присоединены Смоленск, Псков, Новгород — Северский, другие города и земли. Выстраивались новые принципы внутренней организации и управления складывающегося централизованного государства.

У Василия III в браке с первой женой Саломоникой Садуровой детей не было, что было тревожной ситуацией в великокняжеском доме. Интересы династии требовали наследника.

Через 20 лет совместной жизни Великий князь отправляет жену в монастырь и, уже в пожилом возрасте, женится на молодой литовской княжне Елене Глинской. Семья Глинских принадлежала к обрусевшему татарскому роду, которая в начале ХVI в.

выехала из Литвы ко двору Великого Московского князя Василия III. В 1530 г. в великокняжеской семье родился долгожданный наследник. В честь великого деда Ивана III его нарекли Иваном. Он войдёт в российскую историю как Иван IV, в последствии Иван Грозный.

Когда Ивану шел четвертый год Василий III умер. 3-х летний Иван Васильевич вступил на престол по наследству. Фактически государством управляла его мать Елена Глинская. Через 5 лет, (как считают, была отравлена) она умирает.

Для управления страной до совершеннолетия Великого князя был создан регентский совет. С 1538 по 1547 гг. государством фактически управляла боярская аристократия: Бельские, Шуйские, Глинские.

За этот период боярское правление привело к ослаблению центральной власти. За 9 лет сменилось 5 боярских группировок. При боярском правлении были смещены 2 митрополита, разворовывалась казна, процветали казни, пытки, ссылки людей.

Это вызывало широкое недовольство и открытые выступления русских городов.

Международное положение государства также осложнилось. Внешние границы государства стали линией фронта. С 1538 по 1547 гг. в татарский плен было угнано более 100 тыс. русских.

Летом 1547 г. в Москве начался сильнейший пожар. В огне сгорело 3 тыс. человек из 100 тыс. населения, 25 тыс. домов. Народ обвинил в поджогах бояр. В Москве вспыхнул «великий мятеж» посадских людей.

Совет

Иван IV с дворовыми укрылся в подмосковном селе Воробьеве. Восстание удалось подавить с большим трудом. Позднее Иван IV вспоминал: «От этого вошел страх в душу мою и трепет в кости мои, и смирился дух мой».

Окружение молодого князя Ивана видело спасение в усилении централизованной власти и проведении реформ.

Венчание на царство. В 1547 г. Великому Московскому князю исполнилось 17 лет. Это значит, что отныне власть должна была перейти в руки совершеннолетнего государя.

Ритуал венчания был разработан главой Русской Церкви митрополитом Макарием. В январе 1547 года в Успенском соборе Московского Кремля из его рук Иван IV принял шапку Мономаха и другие регалии царской власти. Отныне Великий князь Московский стал именоваться «царём» (цезарем) — титулом римских императоров.

Титул царя возвышал Ивана IV над остальными Рюриковичами и означал переход всей полноты власти в руки молодого государя.

Реформы Ивана IV

Начало царствования Ивана Васильевича было многообещающим. К 1549 г. вокруг царя сложился кружок из близких людей, в который вошли митрополит Макарий, священник Сильвестр, князь А.М. Курбский, а также дьяки и подъячие, которые пользовались большим влиянием в Боярской думе и признавали необходимость проведения реформ.

А.М. Курбский назвал эту «ближнюю думу» «Избранной радой». Во главе Рады с 1550 года стоял молодой костромской дворянин А.Ф. Адашев. Избранная рада просуществовала 10 лет. Под её руководством в России были осуществлены всеобъемлющие реформы, которые в научной литературе получили название «Реформы середины ХVI в.».

В проведении реформ особенно было заинтересовано дворянство. Термин «дворяне» — люди из двора Великого князя — был известен с ХII в.

Первоначально так называли людей, состоявших при князе на военной службе и выполнявших различные административные, судебные поручения. В ХIII в. дворяне — низшая прослойка знати. С ХVI в.

Обратите внимание

дворяне за военную службу стали получать поместья, позже им было разрешено покупать землю.

Один из близких царю людей — дворянин И. С. Пересветов стал инициатором проведения реформ. Он обратился к царю с рядом посланий, в которых изложил программу преобразований. Идеал государственного устройства — сильная власть царя, опора царя — дворянство.

Реформа государственного управления. Среди проведенных реформ важнейшее место занимали реформы центрального и местного управления.

Реформа центрального управления. Издавна большую роль при правителе играла Боярская дума как законосовещательный и законодательный орган. Чтобы ослабить в Думе роль боярской аристократии, царь втрое расширил её состав.

Возник новый орган власти — Земский собор (совет). В состав Земского собора стали входить: царь, Боярская дума, Освященный собор — собрание высшего духовенства, представители дворянства, купечества и верхушка городов.

По сути, Земский собор стал народным представительством (на Западе — парламент) при государственной власти.

Земские соборы собирались нерегулярно, по мере необходимости, и на них на протяжении 150 лет решались важнейшие государственные вопросы: внешней политики, финансов, в период междуцарствий происходили выборы нового царя.

Дальнейшее развитие получила приказная система. При Иване IV существовало уже более 20 приказов.

Наиболее крупные из них были приказы Разрядный (военных дел), Пушкарский (артиллерия), Стрелецкий (стрелецкое войско), Оружейная палата (арсенал), Посольский (иностранных дел), Большой приход (финансы), Поместный (государственные земли), Сибирский дворец (сибирские земли) и др. Во главе приказа стоял боярин или дьяк — крупный государственный чиновник. Приказы ведали управлением, сбором налогов, судом.

• Реформа местного управления. Была проведена реформа местного управления, в результате которой на местах развивалось земское самоуправление.

Теперь на местах учреждаются выборные земские власти в лице «земских старост», которые выбирались из зажиточных посадских людей и крестьян.

Важно

Общий надзор за местным управлением переходил в руки губных старост, ведающих уголовным судом и выполняющих функции местной полиции, и городовых приказчиков, занимающихся вопросами военно-административного и финансового управления в уездах.

Территория была разделена на следующие территориальные единицы:

• губа (округ) — возглавлял губной староста (из дворян);

• волость — земский староста (из черносошного населения);

• город — представлял самостоятельную территориальную единицу — «излюбленный голова» (из местных служилых людей).

До Ивана IV управители отдельных территорий не получали жалованья из казны, а «кормились» за счёт населения. В 1556 г. система кормлений была отменена. Управители территорий стали получать жалованье из казны.

Таким образом, в результате реформы государственного управления в России сложилась государственная власть — сословно — представительная монархия.

Монархия на тот исторический момент была наиболее оптимальным государственным устройством для России.

Именно монархия, стоявшая над интересами различных сословий, социальных и национальных групп, смогла объединить население всей страны для решения задач, очень важных для всего народа.

Монархия стала ещё одной несущей конструкцией русского общества. Огромную помощь монархии оказывала Русская Православная Церковь, у которой не было иных интересов, кроме интересов монархии и народа.

Военная реформа. В середине ХVI в. молодое государство в силу объективных причин от Волги до Балтики оказалось в окружении враждебных стран. В этой ситуации чрезвычайно важным было наличие боеспособного войска. Не случайно, что важнейшей из реформ Избранной рады стала военная.

Была проведена реорганизация военных сил страны. Из — за слабого финансово — экономического положения постоянного войска создать не удалось, но были сделаны первые шаги в этом направлении.

• Ядро армии составляло — Дворянское ополчение. На земли Подмосковья была посажена «избранная тысяча» — 1070 провинциальных дворян. Им была предоставлена земля — поместья. За это они должны были служить царю и стать его опорой. В войске они находились в привилегированном положении.

Из их числа назначались воеводы, «головы» — низшие офицеры, дипломаты, администраторы. В 1556 г. впервые было составлено «Уложение о службе», которое регулировало прохождение военной службы. В отношении военной службы вотчины приравнивались к поместьям. Теперь вотчинник или помещик мог начать службу с 15 лет и передавать её по наследству.

Совет

Из-за нехватки денег в казне за службу правительство расплачивалось землёй. Дворянин получал от 150 до 450 десятин (1 десятина — 1,09 га) земли. С каждых 150 десятин земли боярин или дворянин должен был поставить одного воина с лошадью и вооружением.

Теперь служилые люди подразделялись на две основные группы: служилые «по отечеству» (по наследству — бояре и дворяне) и по «прибору» (по набору) — пушкари, стрельцы и др.

• В 1550 году было создано постоянное стрелецкое войско. Это — пехотинцы с огнестрельным оружием, которые составили другой корпус войска. Поначалу стрельцов было 3000 чел. В стрельцы могли поступать все свободные люди. За службу стрельцы получали из казны денежное жалованье, вооружение и обмундирование.

Но денег в казне постоянно не хватало, поэтому с ними также расплачивались землёй. Стрельцам выдавали коллективные земельные участки земли – «дачи». Из коллективной «дачи» каждый стрелец получал надел для личного пользования.

Стрельцы жили слободами и в свободное от службы время занимались ремеслом и торговлей.

• Казачество — стали применять для несения пограничной службы. К этому времени на южных границах России стал складываться особый слой русского общества — казачество (от тюркского «казак» — удалец, вольный человек).

• Иностранцы — стали ещё одной составной частью русского войска. Но число их было незначительно.

• Тыловые работы (обоз, строительство фортификационных сооружений) выполняла «посоха» — ополчение из числа черносошных, монастырских крестьян и посадских людей.

В результате военной реформы Россия во времена Ивана IV стала располагать таким войском, которого раньше не имела. Создание боеспособного войска позволило России решить и давно назревавшие стратегические задачи внешней политики.

• Судебная реформа. В 1550 г. ввела в действие новый свод законов — Судебник. Судебник Ивана III 1497 г. был расширен, систематизирован и учитывал то новое, что появилось в судебной практике с 1497 г. Были внесены изменения, связанные с усилением центральной власти.

Подтверждалось право перехода крестьян от одного феодала к другому, но уже только в Юрьев день (26 ноября), при этом увеличивалось «пожилое» (плата феодалу за пользование его имуществом при переходе). В 1581 г. Иван Грозный ввёл «заповедные лета» — переход крестьянина к другому феодалу временно прекращался.

Впервые вводились наказания для бояр и дьяков-взяточников.

Новый кодекс усиливал контроль над судебной деятельностью наместников и волостелей: наиболее важные дела стали решать в Москве царь и Боярская дума, на местах за судебным разбирательством наблюдали старосты и целовальники (выборные люди из местных посадских людей и черносошных (свободных) крестьян).

Денежная реформа. На территории всей страны была введена единая денежная единица — московский рубль. Право сбора торговых пошлин перешло в руки государства.

Отныне всё население страны должно было нести тягло — комплекс натуральных и денежных повинностей. Для всего государства была установлена единая единица взимания налогов — большая соха.

Обратите внимание

В зависимости от плодородия почвы и социального положения владельца большая соха составляла от 400 до 600 га земли.

Церковная реформа. Второй властью в государстве была Церковь. Централизация государства потребовала перемен и внутри Церкви. В 1551 г. по инициативе митрополита Макария состоялся Собор Русской Православной Церкви.

В специальной книге — «Стоглав» (отсюда и название Стоглавый собор) записаны решения этого собора, которые на долгое время становятся кодексом русского церковного права. Был составлен общерусский список святых, упорядочилась и унифицировалась обрядность на территории всей страны.

Подлежало регламентации церковное искусство: были утверждены образцы, которым надлежало следовать. В качестве образца в живописи провозглашалось творчество Андрея Рублёва, в архитектуре — Успенский собор Московского Кремля.

Таким образом, задуманный Иваном Грозным и его радой, круг реформ, — подчеркивает С. Ф. Платонов, — был очень широк и по замыслу должен обновить все стороны жизни Московского государства. Но правительство Грозного не могло вполне успешно вести преобразовательское дело по той причине, что в нем самом не было согласия и единодушия.

В 1560 году, после кончины жены Грозного Анастасии Романовны, у Ивана Васильевича произошел прямой разрыв с его советниками. Сильвестр и Адашев были сосланы, попытки бояр их вернуть привели к репрессиям.

Читайте также:  Полюдье в киевской руси кратко

Если в первые годы они не доходили до кровавых казней, то в последствии в связи с отъездами бояр за границу гонения получили решительный и жестокий характер.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Источник: https://zdamsam.ru/a70842.html

Эпоха Ивана Грозного глазами современных историков

16 января 1547 года в Успенском соборе Московского Кремля состоялось торжественное венчание на царство Великого Князя Иоанна Васильевича прозванного впоследствии Иваном Грозным. Хрестоматийную историю правления этого царя знает практически каждый.

 Но далеко не все обращают внимание на ряд очень странных обстоятельств, который содержится в биографии Ивана Грозного. До сих пор никто из историков не дал им разумного объяснения.

Как правило, все странные и необычайно жестокие поступки русского самодержца объясняются психологической жестокостью и психическим нездоровьем русского царя. В этой статье мы постараемся разобраться, так ли это было на самом деле.

Каждый исследователь, для которого эпоха Ивана Грозного является предметом серьезной работы, сталкивается с тем, что от этого времени практически не осталось подлинных документов. Полностью погибли опричные архивы, содержавшие судные дела того периода. И вообще не секрет, что сохранность русских архивов и книгохранилищ шестнадцатого века наихудшее во всей Европе.

Во многих документах середины конца шестнадцатого века можно увидеть явные следы поздней тенденциозной правки. Например, в «Царственной книге», которая является частью лицевого летописного свода, содержится много помарок и вставок публицистического характера. Большинство произведений самого Ивана Грозного сохранилось в редакции семнадцатого-восемнадцатого веков, то есть уже эпохи Романовых.

Эпоха Ивана Грозного – цифры, факты и документы

Существует всего семь документов Ивана Грозного, которые можно считать подлинными.

Это письмо Василию Грязному; послания: Симеону Бекбулатовичу,  Стефану Баторию, Сигизмунду второму Августу, Григорию Хоткевичу, английской королеве Елизавете Первой, список спора о вере Грозного с Яном Ракитой… и всё.

Нет ни знаменитого «Указа об опричнине», ни «Синодика», якобы написанного Грозным после раскаяния. Не сохранилась даже подлинная «Духовная» Грозного, то есть завещание.

Интересно, что якобы подлинные завещания других Московских князей сохранились. Например, целых три завещания Василия I Дмитриевича, написанные за сто пятьдесят лет до Грозного.

Важно

 Сохранилось даже  якобы подлинное завещание Ивана Калиты, которое на двести пятьдесят лет старше документов Ивана Грозного. А подлинника «Духовной» Ивана Васильевича — нет.

Завещание Ивана Грозного сохранилось в единственной испорченной копии и без указания даты. Такая же картина и с грамотами.

Уцелело сорок грамот деда Грозного Ивана III, но не сохранилось ни одной подлинной грамоты с печатью Ивана IV, хотя историки утверждают обратное. Но чтобы это доказать часто вместо подлинных документов ссылаются на откровенные подделки.

Этот документ историки называют «Грамотой Ивана IV». На подлинном документе должна быть и подлинная печать. В то время печать ставилась так. Сначала под подписью делалось несколько отверстий, в которые пропускался шнурок.

Концы шнурка скручивались и скреплялись, как правило, восковой или свинцовой печатью-оттиском.

Все это делалось для того, чтобы печать нельзя было перенести на другую грамоту, не повредив саму печать или бумагу, к которой она прикреплена.

Что же мы видим на так называемой грамоте Ивана Грозного? Совершенно очевидно, что печать вместе со шнурком была вырезана из какого-то другого документа и приклеена к этой грамоте.

Такой совершенно очевидный подлог историки называют — подлинником.

Но если действительно не сохранилось практически никаких подлинных документов Ивана Грозного, то на чем же тогда основана традиционная история его жизни и правления? Из каких источников историки брали о нем информацию?

Когда вдумчивый исследователь задается этим вопросом, то выясняется — все что нам известно о времени под названием «Эпоха Ивана Грозного» это в большей степени миф, а не реальные исторические факты.

Совет

Творцами этого мифа были, например некоторые современники Ивана Грозного у которых имелись веские причины ненавидеть царя и клеветать на него.

В первую очередь это были некоторые западные европейцы, и князь Курбский изменивший царю и отечеству и бежавший в Европу. В частности на их сочинениях основываются свидетельства жестокости Ивана Грозного.

Достоверность этих сочинений очень сомнительна, и полагаться на них как на серьезный источник нельзя.

Считается, что Курбский был прямым потомком Рюрика и князя Владимира по старшей линии, а Грозный по младшей. Понятно что, имея такое происхождение, Курбский претендовал на русский престол, а ему досталось только Великое княжество Ярославское. Не удивительно, что всю жизнь Курбский испытывал злость, зависть и обиду по отношению к Ивану Грозному.

Истории, сочиненные Курбским и другими западноевропейскими противниками Ивана Васильевича, долгое время оставались лишь историями. Историческими фактами якобы правдивыми и подлинными они стали на страницах исторических трудов официального историографа Российской империи Николая Карамзина.

Эпоха Ивана Грозного глазами Карамзина

Сочиняя по заказу правящего дома Романовых официальную версию русской истории эпохе Ивана Грозного, Карамзин уделил особое внимание. В июне 1814 года в одном из своих писем Александру Тургеневу он писал: «Без главы об Иване Грозном, моя история будет, как павлин без хвоста».

И этот самый «хвост» Карамзин раскрашивал самыми мрачными красками. Именно в его многотомном труде под названием «История государства Российского» эпоха Ивана Грозного предстала темным средневековьем, постыдным пятном на русской истории.

Благодаря усилиям Карамзина восторжествовало мнение об Иване Грозном как о кровавом чудовище. И это не  удивительно.

Как писал известный русский историк Николай Тарберг, Карамзин буквально ненавидел грозного царя. И в то же время он преклонялся перед западноевропейскими тиранами. С некоторыми из них он успел познакомиться, путешествуя по Европе. Например, он восхищался Бонапартом, а Робеспьер вызывал у него благоговение.

Многие серьезные исследователи «истории» Карамзина говорили, что она скорее является некой художественной интерпретацией событий, чем беспристрастным историческим анализом. И, тем не менее, именно эта художественная интерпретация  стала официальной версией Российской истории.

Надо сказать, что прозвище «Грозный», которое историки эксплуатируют уже не одно столетие, Иван Васильевич получил от своих современников. Не за жестокость по отношению к своим подданным, а за страх, который он внушал врагам России. Причем это был не первый случай в русской истории.

Например, дед Ивана IV (тоже Иоанн Васильевич) также был прозван «Грозным». Или тверской князь Дмитрий Михайлович, которого враги называли — Дмитрий Грозные очи.

Однако сегодня мы придерживаемся той исторической версии, которую когда-то придумали чужеземцы, то есть смотрим на свое прошлое глазами бывших и нынешних врагов России.

Когда историки пишут о так называемой беспримерной жестокости Ивана Грозного, непонятно как они это согласовывают с историческими фактами.

Из сохранившихся документов известно, что за пятьдесят лет правления Грозного к смертной казни было приговорено не больше пяти тысяч человек. Подавляющее большинство казненных названо в документах поименно.

Обратите внимание

Эти люди были виноваты ни в каких-то мифических, а вполне реальных заговорах, изменах и других преступлениях.

В это же самое время так называемые просвещенные европейские монархи и за более мелкие преступления истребляли своих подданных десятками тысяч. Например, в Англии в первой половине шестнадцатого века только за бродяжничество было повешено семьдесят тысяч человек. А в Германии в 1655 году при подавлении крестьянского бунта немецкие власти уничтожили сто тысяч человек.

Мало кто знает, что в России эпоха Ивана Грозного считалась наименее кровавой.

Смертной казни приговаривали только за шесть особо тяжких преступлений: убийства, изнасилования, содомию, поджог жилого дома с людьми, ограбление храма и государственную измену.

 А во времена правления Романовых эта цифра увеличилась в десятки раз. Например, при царе Алексее Михайловиче смертной казнью карали уже за восемьдесят видов преступлений. А при Петре I аж за сто двадцать видов.

Но, не смотря на все эти факты, историки до сих пор продолжают укреплять мифы об Иване Грозном придуманные Курбским и его единомышленниками. Эпоха Ивана Грозного как наиболее интересная для многих ученых включала в себя немало научных работ. Но эти сочинения, как и труды Карамзина скорее надо считать литературным творчеством, чем серьезным научным исследованием.

Когда родился Иван Грозный?

До нашего времени практически не сохранилось не только документов Ивана Грозного, но и его личных вещей. Сегодня лишь несколько предметов можно с уверенностью считать личными вещами Ивана Грозного.

Один из них — это престол Ивана Грозного, полностью покрытый резными пластинами из слоновой кости. Точная копия престола хранится в музее-заповеднике Александровская Слобода. Считается, что престол был изготовлен в Европе специально для Ивана IV, а затем привезен в Москву.

В 2006 году изображения на резных пластинах покрывающих царское кресло изучили российские ученые Анатолий Фоменко и Глеб Носовский, и обнаружили среди них зодиак с гороскопом.

Важно

Сегодня многие ошибочно полагают, что гороскопы связаны исключительно с астрологией, гаданиям по звездам, предсказаниям судьбы и другими подобными занятиями далекими от науки. Но на самом деле это не так. В средние века гороскопы применялись для записи дат. На этих изображениях показано расположение планет по созвездиям небесного зодиака в тот или иной момент времени.

Например, известно, что за алтарями средневековых немецких церквей иногда даже устанавливались особые зодиакальные часы. На них каждый день выставлялись на обозрение горожан положение планет в созвездиях.

Фоменко и Носовский предположили, раз гороскоп помещен на престол русского царя, значит, дата, зашифрованная в гороскопе должна иметь к нему непосредственное отношение. Расшифровав гороскоп с помощью своих методов, созданных для датировки зодиаков, они обнаружили, что на троне Грозного записана дата – 9 февраля 1526 года. На первый взгляд это никак не вяжется с его стандартной биографией.

Мы знаем из официальной истории, что даты жизни Ивана Грозного это 1530-1584 годы.

В то же время мы знаем, что в западной Европе где, как считается, специально для Ивана Грозного, был изготовлен трон, обычно записывали с помощью гороскопов дни рождения самодержцев.

Поэтому естественно считать, что в данном случае на троне Ивана Грозного записана дата его рождения. Получается, что великий царь Иван Васильевич Грозный родился 9 февраля 1526 года.

Но ведь официальная дата рождения Ивана Васильевича  — 1530 год указана во многих летописях.

Разве могли древние летописцы допустить такую ошибку, причем все сразу? Ведь рождение царевича наследника престола долгожданного сына Василия III было большим событием и отмечалось по всей стране.

Скорее всего, все эти летописи, как и большинство документов которыми располагала эпоха Ивана Грозного, были отредактированы уже во времена Романовых.

Совет

Но если Иван Грозный действительно родился 9 февраля 1526 года, то это объясняет некоторые странности в его общепринятой биографии. Например, летописи сообщают, что в ноябре 1530 года Великий Князь Василий III и Великая Княгиня Елена вместе со своим сыном, царевичем Иоанном присутствовали при освящении церкви «Святой Великомученицы Праскевы Пятницы».

По официальной версии Ивану было всего три месяца отроду. Но освящение церкви — это довольно длительный обряд, который совершается при большом скоплении народа.

Неужели Великий Князь мог так рисковать своим единственным наследником? А вот если царевич родился в 1526 году, то на этот момент ему исполнилось уже четыре года, и нет ничего удивительного, что родители взяли его с собой.

Ведь четыре года – это начало сознательного возраста у детей. Именно в это время начинает формироваться их мировоззрение.

Предположение Фоменко и Носовского о правильной дате рождения Ивана Грозного можно проверить с помощью православных святцев.

Известно, что на Руси при крещении ребенка ему давали не произвольное имя, а имя святого, день памяти которого был близок ко дню рождения младенца. А у Московских правителей до конца шестнадцатого века были и крестные имена и царские.

Например, у Ивана III крестное имя было – Тимофей, а у Василия III – Гавриил. Какое же крестное имя было у Ивана IV?

Известно, что Иван Грозный был писателем, и некоторые свои произведения он подписывал именем – Парфений. Откуда взялось такое имя – это загадка. Сейчас мы можем эту загадку разгадать.

Обратите внимание

Дело в том, что имя Парфений прекрасно соответствует выбранной дате 9 февраля. День памяти преподобного Парфения всего один раз в году — это седьмое февраля старого стиля. Разница всего в два дня.

Отсюда следует, что имя Парфений было крестным именем Ивана Грозного.

Источник: http://nasch-mir.ru/epoha-ivana-groznogo/

Ссылка на основную публикацию