Полюдье в киевской руси кратко

Введение полюдья на Руси

Полюдье — способ сбора дани с восточнославянских племен, который практиковали на Руси в 9-12-м вв. Полюдье было одной из первых попыток зарождающегося государства взимать дань и налоги с населения и подвластных территорий. Основной отличительной чертой полюдья была его ненормированность.

Понятие полюдья

Полюдьем в Древней Руси называли объезд земель с целью сбора дани. Сами князья и их дружинники, которые взимали дань, лично объезжали все земли и забирали деньги у людей. От таких «поездок по людям» и произошел позднее термин «полюдье». Сбор дани осуществлялся после сбора урожая, зимой и осенью, чтобы люди могли предоставить необходимое количество денег или ресурсов.

Сегодня ведутся споры о том, когда на Руси появилось полюдье и является ли оно отличительным признаком Киевской Руси или существовало в том или ином виде еще до создания единого государства, когда на русских землях проживали несколько племенных союзов, которые точно так же захватывали территории и взимали дань.

Несмотря на споры, сегодня принято считать, что полюдье ввел князь Олег и связано это было с резким расширением территорий и укреплением власти русских князей над окрестными восточнославянскими племенами.

Обратите внимание

Новые территории должны были приносить прибыль, чтобы князь мог обеспечивать армию и дружинников и оснащать их для дальнейших военных походов, продавая на рынке в Византии полученные в ходе сбора дани товары.

Установление дани в виде полюдья говорит о зарождении раннефеодального государства на территории восточных славян.

История полюдья

Каждый год князь и его дружина объезжали подвластные им территории с целью сбора дани и кормления — продолжалось это с ноября по апрель. Впервые полюдье упоминается в древнерусских летописях с 10-го в.

Кроме того, подробное описание полюдья, его формы и системы проведения встречается также в трактате византийского императора Константина Багрянородного «Об управлении Империей» и тоже относится ко второй половине 10-го в.

Это позволяет говорить о том, что полюдье было введено на Руси не позднее начала 10-го в.

В данном трактате полюдье описывается следующим образом: русские князья с наступлением ноября отправляются вместе с дружинниками из Киева во все подвластные им земли и совершают круговой обход, собирая с каждого племени дань.

К племенам, в связи с которыми упоминается полюдье, относятся древляне, дреговичи, кривичи, северяне и другие восточнославянские племена.

Кормясь полученной данью, русские князья в середине апреля возвращаются обратно в Киев и отправляются оттуда в Византию, чтобы сбывать полученный при полюдье товар (в качестве дани принимались как деньги, так и вещи, припасы и товары).

В состав дружины, которая занималась сбором дани, обычно входило около 100-200 человек, которые зачастую были вооружены и силой взимали дань.

Важно

Считается, что, помимо взимания дани, активно использовалось так называемое кормление, когда хозяин дома принимал гостя, кормил и поил его.

Ученые полагают, что введение полюдья и кормления во многом связано с традицией у восточных славян содержать гостя, пока тот находится в доме.

Таким образом, дружинники и князь приезжали в дома своих подчиненных и жили там за их счет. Позднее данная форма дани трансформировалась в феодальную зависимость и оброк.

Взимание дани не нравилось племенам, однако до определенного момента они терпели это, но, когда в 945 г. князь Игорь попытался взять дополнительную дань сверх той, что уже имелась, древляне, которые, как и другие племена вынуждены были платить князю, подняли восстание и убили Игоря.

После подавления восстания древлян княгиня Ольга провела налоговую реформу, введя новую систему взимания дани.

Теперь дань взималась не непосредственно в племенных центрах, а в погостах — специально созданных пунктах для сбора дани с населения.

Взимаемый таким образом налог позднее переходил в руки княжеских наместников в крупных городах, откуда пересылался князю в Киев. Поездки дружинников по территориям, а вместе с ними и кормления прекратились.

Конец полюдья

Взимание полюдья резко сократилось во времена Святослава Игоревича — в 966 г., а позднее, в 982 г., и вовсе прекратилось с приходом к власти Владимира Святославича. Последнее упоминание о полюдье относится к 1190 г.

В то время дань еще взималась во Владимиро-Суздальском княжестве, однако это прекратилось с уходом князя Всеволода Большое Гнездо. Существуют также сведения, что некоторая форма полюдья сохранялась на отдаленных глухих территориях России вплоть до середины 19-го в.

Полюдье также взимали в ряде других стран (например, в странах Африки).

> Поделитесь с нами своим заданием!

Источник: http://historynotes.ru/prinyatie-polyudya-na-rusi/

Полюдье

в Киевской Руси объезд князем и дружиной подвластных земель для сбора дани, позже сама дань неопределенных размеров.

Источник: Краткий терминологический словарь по курсу Отечественная история

в Киевской Руси объезд князем и дружиной подвластных земель для сбора дани. Позже — сама дань неопределенных размеров.

Источник: Краткий исторический словарь

в Киевской Руси объезд князем и дружиной подвластных земель для сбора дани. Позже сама дань неопределенного размера. В Новгородской и Смоленской землях с XII в. фиксированная денежная повинность.

Источник: Словарь исторических терминов

система сбора дани с восточнославянских племен, использовавшаяся в X в. первыми князьями Киева. Дань собирали княжеские чиновники (тиуны) в специально отведенных для этого местах (погостах), где ее получали князья, совершая во главе своей дружины объезд подвластных им земель.

Источник: Краткий исторический словарик

Совет

объезд в Киевской Руси князем и его дружиной подвластных областей и племен для сбора дани, позже — сама дань. Полюдье совершалось обычно осенью или зимой по окончании сбора урожая. После убийства во время полюдья кн. Игоря (945) на территориях, прочно вошедших в Древнерусское государство, полюдье было отменено.

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь

сбор дани древнерусским князем с дружиной со свободных общинников, земли которых он защищал и охранял (IX — перв. пол. XII вв.).

Размер дани первоначально не был фиксированным, что привело к столкновению князя Игоря с древлянами (945). Княгиня Ольга установила точный размер дани («уроки») и места ее сбора («погосты»).

В ходе полюдья князь выступал как военный предводитель, адресат дани, верховный судья и законодатель.

Источник: Отечественная история в терминах и понятиях

в Киевской Руси объезд князем и дружиной земель для сбора дани. Дань была неопределенных размеров. Происходило полюдье обычно зимой или осенью, после сбора урожая.

Княгиня Ольга после трагической гибели своего мужа, князя Игоря (подробнее см. хрестоматию, раздел «Первые русские князья ») во время сбора полюдья (945 г.) установила уроки и погосты . С 11 – 12 вв.

вместо полюдья повсеместно была введена фиксированная денежная повинность.

Источник: Краткий исторический словарь

специальный объезд князем с дружиной подвластных земель. Киевские князья выступали в П. в ноябре, а в апреле возвращались в Киев. Регулярно объезжая подвластные земли, князь как бы подтверждал (восстанавливал) свою власть над ними. Так, в ходе П. он лично вершил суд, подтверждал приговоры своих наместников.

Пируя с местным населением, он обновлял магическую связь владыки с подчиненными ему территориями, обеспечивавшую благополучие населения, плодородие земли, мир общины и удачу в военных походах.

Обратите внимание

Князь, как владыка, обладающий «удачей», распространял ее и на подчиненные ему земли, на пировавших вместе с ним общинников.

Источник: Российская государственность в терминах. IX – начало XX века, 2011 г.

хождение по людям») — объезд в Киевской Руси князем и его дружиной подвластных областей и племен для сбора дани, позже — сами дани. П. упоминается в соч. Константина Багрянородного (сер. 10 в.), летописях и актах (12 в.). П. совершалось обычно осенью или зимой, по окончании сбора урожая.

При этом размер дани, видимо, не был определен, что вело к злоупотреблениям. После убийства во время П. кн. Игоря (945) на терр., прочно вошедших в состав Древнерус. гос-ва, П. было отменено. По документам 12 в. в Новгородской и Смоленской землях П. — фиксированная ден.

повинность, сбор к-рой производили князья, а иногда он передавался феодалам. В Вел. княжестве Литовском в 15-16 вв. П. наз. подношения населения наместнику при объезде им волости. Лит.: Юшков С. В., Общественно-политич. строй и право Киевского гос-ва, М., 1949; Любавский М. К.

, Областное деление и местное управление Литовско-Рус. гос-ва, «ЧОИДР», 1892, кн. 3-4.

Б. Н. Флоря. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия: В 16 т. — М.: Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», 1961-1976 г.

Источник: http://interpretive.ru/termin/polyude.html

Полюдье (сбор дани) в Древней Руси

О полюдье на Руси рассказал известный историк XIX века автор «Истории России с древнейших времен» М.С. Соловьев, изучавший древние монастырские летописи, исторические труды Византийского императора Константина Багрянородного (905-959г. от Р.Х).

Полюдьем в Древней Руси называли метод княжеского правления над удаленными городами и областями, включавший сбор дани, судебные разбирательства, которыми также занимался князь. Как только приближалась зима, и устанавливались санные пути, Князь со своею дружиной выезжал в подвластные ему, удаленные области.

В те области, которые находились в стороне от княжеского маршрута, и посещение которых не входили в княжеские планы, направлялся боярин из особо уважаемых и доверенных членов его дружины, со своими людьми для охраны.

Вместе с князем или его боярином едут тиуны – приказчики (или данщики), которые занимались сбором самой дани. Они знали, кто, что и сколько должны были сдать из каждой области, поселка, двора.

Тиуны выезжали раньше князя и организовывали сбор дани со смердов – жителей подчиненных князю областей. Данщики следили за качеством собираемой дани.

В те годы денег еще не было, поэтому дань собиралась натуральными продуктами: пушниной, медом, воском, зерном.

Часть дани шла на торговлю с иностранными государствами. На них закупались дорогое оружие, заморские ткани, вина.

Часть дани шла в кладовые князя и дружинников на собственные нужды. Особо ценные и качественные меха откладывались на подарки иноземным послам. Русские меха ценились во всей Европе и Азии.

Так все зимние месяцы князь со своей дружиной проводил в разъездах. Исследователи рассчитали, что во время полюдья князья проходили до 8 км в сутки.

Важно

В среднем на каждый поселок князь тратил по 2-3 дня, в течение которых, собиралась дань, и вершился суд. Люди, подчиненные княжеской власти, обращались к нему с судебными тяжбами.

Примечательно, что обе стороны должны были сами доказывать свою правоту – находить свидетелей свершившихся краж, или напротив способных подтвердить алиби обвиняемого.

Полюдье, представлявшее собою дань, за которою ездил князь с дружиною, была первоначальным, можно сказать, зародышевым видом подчинения племен общей, княжеской власти, связью с другими соподчиненными племенами.

Из летописей известно, что князь Игорь был убит непокорными древлянами во время его поездки в соподчиненные земли. Древляне не участвовали в походах князя Игоря на Византию, и поэтому князь по требованию своих дружинников, недовольных содержанием, отправился к древлянам. Он увеличил размер дани с каждого «дыма». Дружинники бесчинствовали, грабили жителей, творили насилие.

Наконец, дружина, подобно пиявке, насосавшейся крови, решила уйти домой. Но на пути князь решил вернуться. Ему показалось, что его доля чрезвычайно мала. Он взял малую часть своей дружины и вернулся к древлянам.

Не выдержав подобной наглости от князя, и без того обобравшего людей до нитки, жители собрались на совет со своим князем Малом, и решили убить Игоря, воспользовавшись малочисленностью его войска.

Одно из последних упоминаний о полюдье относится к 1190 году – времени правления в Суздальском княжестве – князя Всеволода Юрьевича (сына Юрия Долгорукого), прозванного Большим Гнездом.

Читайте также:  Восточные славяне в древности

Источник: https://IstoriyaKratko.ru/pravlenie-ryurikovichey/vnutrennyaya-politika/polyude-sbor-dani-v-drevnej-rusi.html

Ответы@Mail.Ru: что такое «полюдье»

ПОЛЮДЬЕ ср. стар. объезд округа или области, для сбора дани. Самая дань, поголовщина, подушное, что при объезде епархий называлось подъездом. Тогда сущю великому князю Роману в полюдьи. Полюдная дань, подать, стар. собираемая объездом с народа. И ненадобеть им моя дань…. ни с оброком куница, ни полюдная пшеница. | Полюдье, пск. твер.

люди, народ; | обычай, заведенье, мода, обык. Живем не по-людски, не по-человечески, как свойственно и прилично, обычно людям. У нас теперь полюднело в городе, стало полюднее, прибыло народу. Смерть не по лесу, а по люду (а по людям) ходит. Полюдный человек, пск. твер. общительный, обходительный. Полюдное дело, людское, общее, человеческое.

сбор дани с восточнославянских племён, практиковавшийся в X веке первыми князьями Киева. Племенные союзы сохраняли собственную организацию, в обязанности их князей входило поставлять дань (повоз) , в основном пушнину, в становища.

Совет

Там дань получали киевские князья, периодически (раз в год зимой) совершая во главе своей дружины объезд подвластных земель. Размер дани рассчитывался пропорционально дворам вне зависимости от достатка их владельцев.

Племена, включённые в полюдье, не были обязаны принимать участие в военных акцих киевских князей, но иногда делали это в качестве союзников. В летнее время года киевская дружина обеспечивала экспорт результатов полюдья, в основном в Византию.

Впоследствии сбор дани производили княжеские чиновники (тиуны) в специально отведенных для этих целей местах (погостах).

Полюдье Полюдье Большой юридический словарь ПОЛЮДЬЕ — в Древней Руси первоначально ежегодный объезд князем и дружиной подвластного населения (людей) для сбора дани; затем сама дань неопределенного размера.

В Новгородской и Смоленской землях в… Полюдье БСЭ Полюдье, ежегодный объезд подвластного населения («людей») древнерусскими князьями, боярами-воеводами и их дружинниками в 10-13 вв. с целью кормления и сбора податей. П. зафиксировано в арабских (Ибн… ПОЛЮДЬЕ Даль ПОЛЮДЬЕ ПОЛЮДЬЕ ср. стар. объезд округа или области, для сбора дани.

Самая дань, поголовщина, подушное, что при объезде епархий называлось подъездом. Тогда сущю великому князю Роману в полюдьи… Полюдье Морфемно-орфографический словарь

Полюдье — в Древней Руси первоначально ежегодный объезд князем и дружиной подвластного населения («людей») для сбора дани; затем — сама дань неопределенного размера. В Новгородской и Смоленской землях в XIT в. название фиксированной денежной повинности.

это из истории, сбор с каждого двора кажется после сбора урожая или пушниной, еще чем-то

Обратите внимание

Объезд киевским князем с дружиной своих земель для сбора дани.

1)способ сбора дани с восточнославянских племён, практиковавшийся в IX-XII веках на Руси. Характерной чертой полюдья был его ненормированный характер. При этом племенная полития использовалась княжеской властью для организации сбора дани. 2)Полюдье — ежегодный объезд князя с дружиной подвластных земель, с целью сбора дани и кормления.

Полюдье — ежегодный объезд князя с дружиной подвластных земель, с целью сбора дани и кормления. Продолжалось с ноября по апрель.

это у церкви когда молятся

Полю́дье — способ сбора дани с восточнославянских племен, практиковавшийся в IX-XII веках на Руси

Полю́дье — способ сбора дани с восточнославянских племен, практиковавшийся в IX-XII веках на Руси. Характерной чертой полюдья был его ненормированный характер. При этом племенная полития использовалась княжеской властью для организации

Полю́дье — способ сбора дани с восточнославянских племён, практиковавшийся в IX-XII веках на Руси. Характерной чертой полюдья был его ненормированный характер.

Источник: https://touch.otvet.mail.ru/question/23420099

ПОЛЮДЬЕ

0 комментариев

ПОЛЮДЬЕ — у восточных сла­вян, а за­тем в Древнерусском го­су­дар­ст­ве объ­езд князь­я­ми под­чи­нён­ной тер­ри­то­рии со взи­ма­ни­ем различных по­бо­ров с на­се­ле­ния; в XII — начале XVI веков оп­ре­де­лён­ный на­лог с на­се­ле­ния в русских зем­лях и кня­же­ст­вах, Русском государстве.

О полюдье со­об­ща­ет­ся в рас­ска­зах арабских гео­гра­фов X-XI веков, ис­поль­зо­вавших ин­фор­ма­цию, вос­хо­див­шую ко 2-й половине IX века. Под­роб­но полюдье опи­са­но в главе 9 трак­та­та «Об управ­ле­нии им­пе­ри­ей» (середина X века) ви­зантийского императора Кон­стан­ти­на VII Баг­ря­но­род­но­го.

Им­пе­ра­тор упот­реб­ля­ет славянский тер­мин в греческой транс­крип­ции (pol9udia), пе­ре­во­дит сло­во как «кру­же­ние».

Со­глас­но его рас­ска­зу, суть полюдья со­стоя­ла в том, что «ар­хон­ты» (кня­зья) и «все ро­сы» (во­ен­но-дру­жин­ная вер­хуш­ка Древнерусского государства) объ­ез­жа­ли зем­ли под­чи­нён­ных Кие­ву восточно-славянских сою­зов пле­мён и «кор­ми­лись» (то есть, оче­вид­но, со­би­ра­ли и по­треб­ля­ли про­до­воль­ст­вие) там с но­яб­ря до ап­ре­ля.

Важно

Фак­ти­че­ски о полюдье (хо­тя без упот­реб­ле­ния это­го тер­ми­на) го­во­рит­ся в ле­то­пис­ном рас­ска­зе о ги­бе­ли в зем­ле древ­лян ки­ев­ско­го князя Иго­ря (по ус­лов­ной хро­но­ло­гии «По­вес­ти вре­мен­ных лет» со­бы­тие от­не­се­но к 945 году, од­на­ко сам рас­сказ был на­пи­сан не ра­нее начала XI века).

Из рас­ска­за сле­ду­ет, что в полюдье «дру­жи­на» со­би­ра­ла не толь­ко про­дук­ты для про­пи­та­ния, но и дань (на­лог по оп­ре­де­лён­ной став­ке) с под­чи­нён­но­го на­се­ле­ния. Упо­ми­на­ния полюдья в ис­точ­ни­ках XII века по­зво­ля­ют пред­по­ла­гать, что во вре­мя этих объ­ез­дов кня­зья ре­ша­ли так­же су­деб­ные, административные и хо­зяйственные во­про­сы.

Ве­ро­ят­но, уже в X веке и сбо­ры, и про­це­ду­ра их взи­ма­ния (мар­шру­ты объ­ез­да, мес­та ос­та­нов­ки и тому подобное) на­ча­ли рег­ла­мен­ти­ро­вать­ся, а кня­зья мог­ли пе­ре­да­вать пра­во на эти сбо­ры сво­им чи­нов­ни­кам и аген­там на мес­тах.

Эта прак­ти­ка при­ве­ла к то­му, что полюдье пре­вра­ти­лось в на­лог. В та­ком зна­че­нии полюдье в ис­точ­ни­ках XII — начала XVI веков на­зы­ва­ет­ся так­же «дар» или «да­ров­ное».

Этот на­лог вос­хо­дил к ис­кон­но­му пра­ву кня­зя на на­ту­раль­ные сбо­ры с на­се­ле­ния, но в XII-XVI века со­би­рал­ся не­ред­ко в ком­му­ти­ро­ван­ной фор­ме (ме­ха­ми или день­га­ми).

Упо­ми­на­ния о полюдье име­ют­ся в ис­точ­ни­ках, от­ра­жаю­щих ис­то­рию прак­ти­че­ски всех русских зе­мель и кня­жеств, в том числе Нов­го­род­ской рес­пуб­ли­ки.

Близ­кие ана­ло­гии полюдья об­на­ру­жи­ва­ют­ся в со­сед­них ре­гио­нах: например, поль­ский стан (stan) и скандинавская вейц­ла (veizla). Рас­про­стра­не­ны так­же пред­став­ле­ния о полюдье как о все­мир­но-ис­то­рическом яв­ле­нии (Ю.М. Ко­би­ща­нов и другие).

Исторические ис­точники:

Кон­стан­тин Баг­ря­но­род­ный. Об управ­ле­нии им­пе­ри­ей: Текст, пе­ре­вод, ком­мен­та­рий. 2-е изд. М., 1991;

Пол­ное со­б­ра­ние рус­ских ле­то­пи­сей. М., 1997. Т. 1;

Совет

Древ­няя Русь в све­те за­ру­беж­ных ис­точ­ни­ков: Хре­сто­ма­тия. М., 2009. Т. 3: Вос­точ­ные ис­точ­ни­ки.

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Литература

  • Ко­би­ща­нов Ю.М., Бе­ля­ев Д.Д., Ва­си­лик В.В. По­лю­дье: все­мир­но-ис­то­ри­че­ское яв­ле­ние. М., 2009
  • Сверд­лов М.Б. До­мон­голь­ская Русь: князь и кня­же­ская власть на Ру­си VI – пер­вой тре­ти XIII в. СПб., 2003
  • Фроя­нов И.Я. Раб­ст­во и дан­ни­че­ст­во у вос­точ­ных сла­вян (VI–X вв.). СПб., 1996
  • Гру­шевсь­кий М.С. Iсторiя України-Ру­си. Київ, 1994. Т. 5
  • Но­во­сель­цев А.П. Араб­ские ис­точ­ни­ки об об­ще­ст­вен­ном строе вос­точ­ных сла­вян IX в. – пер­вой по­ло­ви­ны X в. (по­лю­дье) // Со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ское раз­ви­тие Рос­сии. М., 1986
  • При­сел­ков М.Д. Ки­ев­ское го­су­дар­ст­во вто­рой по­ло­ви­ны X в. по ви­зан­тий­ским ис­точ­ни­кам // Уче­ные за­пис­ки Ле­нин­град­ско­го го­су­дар­ст­вен­но­го уни­вер­си­те­та. Сер. ис­то­ри­че­ских на­ук. 1941. Вып. 8. № 73

Источник: https://w.histrf.ru/articles/article/show/poliudie

Социально-политический строй Киевской Руси IX – начала XII вв. Историческое значение принятия христианства для Древней Руси

Древнерусское государство (Киевская Русь) было раннефеодальной монархией. Верховная власть принадлежала великому киевскому князю, который являлся формальным собственником всей земли и военным руководителем государства.

Высший класс обществасоставляла княжеская дружина, которая делилась на высшую и низшую. Первая состояла из княжих мужей или бояр, вторая — из детских или отроков. Древнейшее собирательное название младшей дружины — гридь (скандинавская дворовая прислуга), которое заменилось потом словом “двор”.

Управление государством строилось по принципу военной организации в подвластных великому князю землях и городах.

Его осуществляли княжеские наместники — посадники и их ближайшие помощники — тысяцкие, возглавлявшие во время военных действий народное ополчение в XI — XII вв.

— через княжеский двор и многочисленную администрацию, которая ведала сбором дани и податей, судебными делами, взысканием штрафов.

Налоги — главная цель княжеской администрации. И Олег, и Ольга объезжали подвластные земли. Дань собирали натурою — “скорою” (мехами). Это мог быть повоз, когда подвластные племена привозили дань в Киев или полюдье, когда князья сами объезжали племена.

Хорошо известно по “Повести временных лет” как отомстила княгиня Ольга древлянам не только за смерть своего мужа князя Игоря, убитого в 945г., но и за неповиновение, за отказ платить налог.

Княгиня Ольга вошла в русскую историю как “устроительница земли русской”, которая учреждала везде погосты (опорные пункты) и дани.

Все свободное население Киевской Руси носило название «люди». Отсюда термин, означающий сбор дани, — «полюдье». Основная масса сельского населения, зависимого от князя, называлась смердами. Они могли жить как в крестьянских общинах, которые несли повинности в пользу феодала, так и в вотчинах.

Община— замкнутая социальная система, призванная организовать все виды деятельности человека — трудовую, культурную обрядовую. Свободные общинники имели натуральное хозяйство, платили дань князьям и боярам и одновременно являлись для феодалов источником пополнения категории зависимых людей.

В раннефеодальном обществе Киевской Руси выделялисьдва основных класса — крестьяне (смерды) и феодалы. Оба класса по своему составу не были однородными. Смерды делились на свободных общинников и зависимых.

Свободные смерды имели натуральное хозяйство, платили дань князьям и боярам и одновременно являлись для феодалов источником пополнения категории зависимых людей.Зависимоенаселение состояло из закупов, рядовичей, изгоев, пущенников и холопов.

Закупами назывались те, кто попадал в зависимость, взяв купу (долг). Рядовичами становились те, кто попадал в зависимость после заключения ряда (договора). Изгои — это обедневшие выходцы из общин, а пущенники — вольноотпущенные рабы.

Холопы были полностью бесправны и находились фактически на положении рабов.

Обратите внимание

Класс феодалов составляли представители великокняжеского дома с великим князем во главе, князья племен и земель, бояре, а также старшие дружинники.

Важным элементом феодального общества был город, представлявший собой укрепленный центр ремесленного производства и торговли. Одновременно города являлись важными административными центрами, в которых сосредотачивались богатства и большие объемы крупных продовольственных запасов, которые завозились феодалами.

По данным древних летописей, в XIII в. на Руси насчитывалось около 225 городов разных размеров. Наиболее крупными были Киев, Новгород, Смоленск, Чернигов и другие. Киевская Русь славилась своими плотницкими, гончарными, кузнечными, ювелирными изделиями. В тот период на Руси насчитывалось до 60 видов ремесел.

аметный шаг вперед в своем развитии сделало молодое русское государство в период княжения Владимира Святославовича (980 — 1015 гг.).Особенно важное значение имела его религиозная реформа — принятие христианства в 988 г.

Древние русичи были язычниками, поклонялись множеству богов (бог неба — Сварог, бог Солнца — Дажбог, бог грома и молний — Перун и т.д). Христианство было уже известно на Руси и до крещения Владимира. Как пишет Н. М. Карамзин в “Истории государства Российского”, княгиня Ольга в 955 г.

“пленясь христианским учением отправилась креститься в Констатинополь. Патриарх был ее наставником и крестителем, а император Константин Багрянородный восприемником от купели”.

“Возвратившись в Киев, она старалась просветить сына князя Святослава, но получила ответ: “Могу ли один принять новый закон, чтобы дружина не смеялась надо мной?”

Сын Святослава великий князь Владимир, занявший киевский престол в 980 г., уже в первые годы своего правления осознавал необходимость принятия единой государственной религии.

Однако будущий креститель Руси начинал свой путь убежденным язычником, и прошло немало времени, пока изменились его взгляды.

“Он стал изыскивать истинную веру, беседовал с греками, магометанами и католиками об их вероисповеданиях, отправил десять разумных мужей в различные страны для собрания известий о богослужении и, наконец, по примеру бабки своей Ольги и по совету бояр и старцев стал христианином” (Н.М. Карамзин).

Дело крещения Руси облегчалось внешними обстоятельствами. Византийскую империю сотрясали удары мятежников — Варды Склира и Варды Фоки. В этих условиях императоры-братья Василий Болгаробойца и Константин обратились за помощью к Владимиру. В награду за военную помощь Владимир просил руки сестры императоров Анны.

Читайте также:  Объединение руси кратко

Императоры не выполнили своего обязательства — отдать за Владимира свою сестру Анну. Тогда Владимир осадил Корсунь и принудил византийскую царевну выйти замуж в обмен на крещение “варвара”, которого давно привлекала греческая вера. “Воротясь в столицу, Владимир приказал истреблять кумиров и истуканов, а народ был крещен в Днепре”. (Н.М. Карамзин).

Распространение христианства зачастую встречало сопротивление населения, почитавшего своих языческих богов.Христианство утверждалось медленно. На окраинных землях Киевской Руси оно установилось намного позднее, чем в Киеве и Новгороде. Как отмечал известный историк феодализма С.В. Бахрушин, христианизация растянулась на ряд десятилетий.

Принятие христианства на Руси в православной традиции — процесс закономерный и объективный, связанный с развитием феодальных отношений, приобщением к европейской цивилизации, формированием и развитием национальной русской культуры через византийскую и античную культуру.

Во главе церкви стоял Киевский митрополит,который назначался из Константинополя или самим киевским князем с последующим избранием собором епископов. В крупных городах Руси всеми практическими делами церкви ведали епископы.

Важно

Митрополит и епископы владели землями, селами, городами. Князья на содержание храмов отдавали почти десятую долю собираемых в казну средств.

Кроме того, церковь имела свой суд и законодательство, которое давало право вмешиваться практически во все стороны жизни прихожан.

Христианство способствовало ускорению развития феодального способа производства в Древней Руси. Церковные учреждения наряду с князьями имели крупную земельную собственность. Прогрессивная сторона деятельности христианской церкви заключалась в ее стремлении ликвидировать элементы рабского труда.

Христианство сыграло большую роль в идеологическом обосновании и тем самым в укреплении власти киевских князей. Церковь присваивает киевскому князю все атрибуты христианских императоров. На многих монетах, отчеканенных по греческим образцам, князья изображаются в византийском императорском уборе.

Переход в христианство имел объективно большое и прогрессивное значение. Укрепилось единство славян, ускорилось отмирание пережитков брачного права.

Крещение оказало влияние и на культурную жизнь Руси, на развитие техники, ремесел и т.д. Из Византии Киевская Русь заимствовала первые опыты чеканки монет.

Заметное влияние крещения отразилось и в художественной области. Греческие художники создавали в новообращенной стране шедевры, сравнимые с лучшими образцами византийского искусства.

Например, Софийский собор в Киеве, построенный Ярославом в 1037.

Из Византии в Киев проникла живопись на досках, появились и образцы греческой скульптуры. Заметный крещение оставило и в области просвещения, книгоиздательского дела. Славянская азбука получила распространение на Руси в начале X в.



Источник: https://infopedia.su/1x517f.html

Первые русские князья

Период формирования Древнерусского государства начинается с правления норманнского князя Рюрика. Его потомки стремились присоединить к своим княжествам новые территории, наладить торговые и союзнические отношения с Византией и другими странами.

Донорманнские князья Полюдье не вводилось, а сложилось исторически
Первое упоминание о Руси Упоминания о Руси содержатся в современных ей западноевропейских, византийских и восточных источниках.
Рюрик (862-879) Варяги, вторгшиеся в восточнославянские земли, заняли престолы в городах: Новгороде, Белоозере, Изборске
Олег (879-912) Согласно летописи, в 882 г. произошло объединение двух восточнославянских цент­ров: Новгорода и Киева. Войска князя Олега взяли Константинополь
Игорь (912-945)
  • был заключен мир между князем Игорем и императором Византии
  • произошло убийство князя Игоря
Ольга (945 — 964) Были установлены «уроки» и «погосты» в Киевской Руси:

  • стала назначать лиц для сбора дани (даньщиков)
  • установила размер дани (уроки)
  • указала места для княжеских опорных пунктов (погосты)

В годы правления княгини Ольги большая часть населения Киевской Руси исповедовала язычество.Регулярный и упорядоченный характер сбор дани с подвластных киевскому правителю племен приобрел в годы правления Ольги.

Святослав (962-972)
Владимир Святославич (980-1015) Последствия крещения:1) культура Руси превратилась в «осевую»2) укрепилась государственностьРусь вошла в круг христианских стран, ориентируясь не на Азию, а на Европу.
Ярослав Мудрый (1019-1054) Заключение династических браков стало основным средством внешней политики Киевской Руси в годы правления Ярослава Мудрого
Триумвират Ярославичей. (1060)

  • Изяслав (1054-1073; 1076-1078)
  • Всеволод (1078-1093)
  • Святослав (1073-1076)
Из «Русской Правды Ярославичей» были исключены статьи о кровной мести.
Владимир Мономах (1113-1125) Съезд древнерусских князей 1097 года, где был поставлен вопрос «зачем губим Русскую землю, сами между собой  заводя распри», произошел в Любече 1093-1096.  Общерусский поход на половцев, организованный Владимиром Мономахом.

Внутренняя и внешняя политика древне-киевских Князей

КнязьяПолитика
Олег(882-912)
  • Успешный поход на Византию, заключение договора в сентябре 911г. с византийским императором
  • Львом VI.  Ему удалось объединить северные и южные земли в составе единого государства.
Игорь(912-945)
  • Подчинил своей власти племена уличей.
  • В 941г. – большой поход на Византию, закончившийся поражением русского войска. Заключение договора 944г. с византийским императором Романом I Лакапином.
  • Восстание древлян, вследствие чего был убит.
    К началу X века власть киевского князя распространилась на большую часть восточнославянских земель. Так  образовалось Древнерусское государство.
Ольга(945-957)
  • Трижды отомстив за убийство своего мужа, совершила поход против древлян. Их столица – Искоростень был взят и разрушен, а жители убиты или обращены в рабство.
  • Ольга с дружиной объехала землю древлян, «уставляющи уставы и уроки» — размеры дани и других повинностей. Были установлены «становища» — места, куда следовало свозить дань, и выделены «ловища» — охотничьи угодья.
  •  Она побывала в Византии с «дружественным визитом» и приняла крещение.
Святослав(957-972)
  • Расширение границ Древнерусского государства на восток привело к войне Святослава с хазарами в середине 60-х гг. X в. Поход на Хазарию в конце 60-х был успешным, хазарское войско было разбито.
  • После побед Святослава власти киевского князя подчинились и жившие в долине Оки вятичи.
  • В 968г. Святослав появился на Дунае – болгары потерпели поражение.
  • Началась война между киевским князем и Византией. В июле 971г. Святослав потерпел поражение под Доростолом. По заключенному миру византийцы выпустили Святослава с его воинами. У днепровских порогов Святослав погиб в бою с печенегами.
Святослав, подолгу находясь вдали от дома, назначил вместо себя наместником в Киеве старшего сына Ярополка, в землю древлян посадил второго сына – Олега, а младшего – Владимира взяли себе новгородцы. Именно Владимиру суждено было победить в кровавой междоусобице, разгоревшейся после смерти Святослава. Ярополк начал войну с Олегом, в которой последний и погиб. Однако пришедший из Новгорода Владимир нанес поражение Ярополку и после его гибели стал княжить в Киеве.
Владимир Красно Солнышко(980-1015)
  • Старается укрепить достаточно рыхлый супер союз племен. В 981 и 982гг. он совершил успешные походы на вятичей, а в 984г. – на радимичей. В 981г. отвоевал у поляков Червенские города в Юго-Западной Руси. 
  • Русские земли по-прежнему страдали от печенегов. На южных границах Руси Владимир построил четыре оборонительных рубежа.
  • Крещение Руси.
Ярослав Мудрый(1019-1054)
  • По инициативе Ярослава был создан первый письменный сборник законов – «Русская Правда».
  • Многое сделал для распространения христианства, строя новые церкви, соборы, школы, им были основаны и первые монастыри.
  • В конце своего правления издал «Устав», в котором за нарушение церковных канонов устанавливались значительные денежные штрафы в пользу епископа.
  • Ярослав выступал и как продолжатель усилий отца по организации обороны страны от нападений кочевников.
  • Во время правления Ярослава Русь окончательно заняла почетное место в содружестве государств христианской Европы.
  • Триумвират Ярославичей: Изяслав, Всеволод, Святослав
Владимир Мономах(1113-1125)
  • Была предпринята серьезная попытка восстановить прежнее значение власти киевского князя. Имея поддержку народа, Владимир заставил подчиниться себе почти всех русских князей.
  • В Киеве в правление Мономаха был подготовлен новый сборник законов «Пространная Правда».
  • В общем, это был князь, приближенный к идеальному в представлении древнерусского человека. Портрет такого князя он сам и создал в своем знаменитом «Поучении». 
  • «Устав о резах» защищал городские низы.

Система управления древнерусскими землями

Территория Киевской Руси претерпевала неоднократные изменения за более чем 3-вековую историю существования государства. Согласно Нестору восточные славяне насчитывали 10-15 племён (поляне, древляне, словене ильменские и т.д.), расселившихся на значительной площади.

Однако вряд ли землю вятичей, с которыми киевские князья регулярно воевали вплоть до конца XI века, можно относить к Киевской Руси.

А в XII-XIII веках феодальная раздробленность привела к тому, что часть русских княжеств были захвачены литовцами и поляками (Полоцкое, Минское и др.).

Совет

В течение 3-х веков менялась не только территория, но и региональное управление, как сейчас сказали бы. Изначально племена управляли собой сами. В IX веке Олег, регент при новгородском князе, завоевал Киев, установив тем самым централизованную власть.

Впоследствии он и его последователи на киевском княжеском престоле обложили данью несколько соседних племён. Управление территориями в IX-X веках состояло в сборе дани и осуществлялось в виде полюдья – князь с дружиной ездили по городам и весям и собирали дань.

Кроме того, князь руководил защитой земли от общих внешних врагов, а также мог организовать военный поход (чаще всего, в направлении Византии).

Поскольку земли в Киевской Руси было достаточно, да и одному князю было бы сложно руководить такой обширной территорией, то великие князья практиковали раздачу уделов своим дружинникам.

Сперва с возвратом в качестве оплаты ратных дел, а затем и в наследное владение. К тому же, и детей у великих князей было немало.

В итоге в XI-XII веках киевская династия вытеснила племенных князей из их родовых княжеств.

При этом земля в княжествах стала принадлежать самому князю, боярам, монастырям. Исключение составляла Псковско-Новгородская земля, в которой в это время ещё была феодальная республика.
Чтобы управлять своими наделами, князья и бояре — крупные землевладельцы делили территорию на сотни, пятины, ряды, уезды. Однако однозначного определения этих территориальных единиц не существовало.

Зачастую не существовало и однозначно определённых границ этих единиц.

Управление городом осуществляли посадники и тысяцкие, на более низком уровне это были сотники, десятские, воеводы, старосты в зависимости от традиций той или иной земли.

При этом, если кандидаты на высшие должности чаще назначались, то на низшие должности – избирались. Даже для сбора дани крестьяне выбирали «добрых людей».

Народное собрание у восточных славян именовалось как вече.

Источник: https://histerl.ru/lectures/kievskaia_rusi/pervie_russkie_kniazia.htm

Вопрос 3. Социальные отношения в Киевской Руси

Тема 2 Киевская Русь.

Вопрос 1. Возникновение государства у восточных славян.

Существовало 2 центра возникновения славянской государственности:

А). На севере – Новгород, город, основанный племенами ильменских славян в месте, где р. Волхов впадает в оз. Ильмень. В 862 г. согласно «Повести временных лет» туда был приглашен на княжение варяжский вождь Рюрик, ставший родоначальником княжеской правящей династии.

Б). На юге – Киев, город, основанный племенем поляне. Согласно «Повести временных лет» основателем города считается полянский вождь Кий и его братья — Щек и Хорив. Примерно в одно время с Рюриком власть в Киеве захватили другие варяги – Аскольд и Дир.

Князья Годы правления Основные события их политики
Рюрик 862- 879 Ни о его личности, ни о его правлении не известно
Олег 879 – 912 (в Киеве: 882 – 912) — объединение Киева и Новгорода (882) — военные походы на Византию и заключение выгодных для Руси торговых договоров (907, 911)
Игорь (сын Рюрика) 912 — 945 — неудачные походы на Византию (941, 944) — гибель во время похода на древлян за данью (945)
Ольга (жена Игоря) 945 — 957 1-я в истории Киевской Руси государственная реформа: введение погостов и уроков
Святослав 957 — 972 — дунайские походы и войны с Византией (967, 969- -972) — походы на Волжскую Булгарию — походы на хазар, после чего Хазарский каганат перестал существовать как государство, — присоединение вятичей — погиб в столкновении с печенегами  
972 – 980: усобица между сыновьями Святослава  
Владимир Святой (Красно Солнышко) 980- 1015 — принятие христианства в 988 г. — создание системы оборонительных рубежей от печенегов на южных границах
1015 – 1019 – усобица между сыновьями Владимира

Олег – новгородский и киевский князь, возможно родственник Рюрика, захватил власть в Киеве в 882, убив Аскольда и Дира; дата объединения Киева и Новгорода под одной властью считается формальной датой образования древнерусского государства – Киевская Русь.

Ольга – киевская княгиня, провела 1-ю государственную реформу, упорядочив взимание дани с подвластных племен – ввела уроки и погосты.

Урок – заранее определенный размер дани.

Погост – административный пункт приема дани.

Вопрос 2. Принятие христианства.

Принятие христианства на Руси связано с именем Князя Владимира Святого. Сначала он делает попытку реформы язычества. Владимир задумал сделать Киев религиозным центром Руси. Он создал в центре Киева капище, где стояли идолы основных богов, а главным богом должен был стать Перун.

Но итоги этой реформы не удовлетворили Владимира.

В 988 г. Русь приняла христианство в его восточной разновидности от Византии. Принятию христианства способствовала женитьба Владимира на византийской принцессе Анне.

Христианство являлось монотеизмом – единобожием. Во главе русской христианской церкви стоял митрополит. Он назначался константинопольским патриархом, ему же и подчинялся и был по происхождению греком.

Новая религия закрепилась не сразу. Владимир насаждал ее силой, многие города и племена оказывали сопротивление христианским миссионерам.

Все население должно было платить в пользу церкви особый налог – десятину – 1/10 часть своего дохода.

Значение принятия христианства:

— способствовала объединению славянских племен,

— способствовала развитию культуры: строились храмы и монастыри, распространялась письменность, создавались мастерские по переписыванию книг, открывались школы,

— способствовала укреплению княжеской власти: согласно христианской традиции – всякая власть от Бога,

— способствовала укреплению международного авторитета Руси,

— улучшилась нравственность, искоренялись дикие племенные обычаи, церковь взяла под свой контроль семью, воспитание детей.

Вопрос 3. Социальные отношения в Киевской Руси.

Киевская Русь была раннефеодальной монархией.

Феодализм – это система общественных отношений, при которых основной собственностью была земля; для феодальных отношений характерно сочетание крупной земельной собственности и мелкого крестьянского владения. Общество делилось на 2 основных класса – феодалов (землевладельцев) и зависимых крестьян. Крупное земельное владение на Руси, передаваемая по наследству, называлось – вотчина.

Обратите внимание

Зависимость крестьян выражалась в следующем: за пользование землей, принадлежавшей феодалу, крестьянин платил феодальную ренту:

оброк – плата за пользование землей продуктами своего хозяйства: зерно, мясо, воск, мед, масло, меха;

— отработочная рента – барщина – все работы крестьян в хозяйстве феодала: извоз, строительные работы, сельскохозяйственные работы.

Верховным собственником всех земель выступало государство в лице князей Рюриковичей. Государство (князь) наделял земельными участками своих приближенных за службу.

Кроме того, существовала еще одна форма зависимости – подчиненные киевским князьям племена были обязаны платить дань: кожи, лошади, меха, зерно, ремесленные изделия, воск, мед, гривны серебра, лен, ткани.

Князь с дружиной по окончании сельхозработ поздней осенью объезжал подданные племена и собирал дань – это называлось полюдье.

Социальная структура Киевской Руси:

Ремесленники, крестьяне-общинники

Смерды – крестьяне – общинники, попавшие в зависимость от феодала.

Рядовичи – крестьяне, нанимавшиеся на работу к феодалу по договору (договор – ряд), при невыполнении работ могли попасть в холопы.

Закупы – крестьянин, взявший ссуду (купу) у феодала на определенный срок, невозвращения долга превращало должника в холопа.

Источник: https://studopedya.ru/1-55403.html

Глоссарий к темам «Государство и право Киевской Руси» (вервь, полюдье, рядович, вече, посадник, ярлык)

объединения двух главных центров восточных славян – южного во главе с Киевом и северного во главе с Новгородом. Поскольку это было первое, самое древнее государство восточных славян, то историки его называют Древнерусское государство или Киевская Русь.

Норманнская теория – теория, сторонники которой считают норманнов (варягов) основателями русского государства. Концепция скандинавского происхождения государства у славян связана с фрагментом из «Повести временных лет», в котором сообщалось, что в 862 г.

для прекращения междоусобиц славяне обратились к варягам («руси») с предложением занять княжеский престол. В результате Рюрик сел княжить в Новгороде, Синеус – в Белоозере и Трувор в Изборске. «Норманнская теория» была выдвинута в 18 в. немецкими историками Г. Байером и Г.

Миллером, приглашенными Петром I работать в Петербургскую Академию наук.

Полюдье – объезд киевским князем с дружиной своих земель для сбора дани.

Урок – размер дани в Древней Руси.

Погост – место сбора дани в Древней Руси. Погосты были введены княгиней Ольгой в середине Х века; а позже погостом называли сельское кладбище, расположенное вдали от села (т.е. церковь с кладбищем).

Русская правда – первый свод законов древнерусского государства, составление которого относится ко времени Ярослава и его наследников (1016 г.). Русская правда дошла до нас в списках 13—18 вв. в 3 редакциях: Краткой, Пространной и Сокращённой. В основе Русской правды лежали обычное право, княжеское законодательство, судебная практика.

Рядович – человек, который заключил договор (ряд), согласившись жить и работать у господина на определённых условиях. Зависимое положение не передавалось по наследству и не распространялось на членов его семьи.

Закуп – разорившийся общинник, пошедший в долговую кабалу за ссуду (купу), проценты с которой он отрабатывал на поле у человека, ссудившего его деньгами. Закуп продолжал вести своё собственное хозяйство, а вернув долг, становился свободным человеком. Зависимое положение не передавалось по наследству и не распространялось на членов его семьи.

Смерд – сельский житель, который нёс повинность в пользу князя.

Холоп – зависимое население Древней Руси, близкое по положению к рабам. Холопство могло быть обельным (полным) или закупным. Человек от великой нужды мог добровольно продать себя в холопы. Также холопами становились не выполнившие обязательства закупы и рядовичи. Ребёнок, родившийся от холопки, также был холопом.

Челядь – в Древней Руси чужеземцы, попавшие в рабство через плен.

Тиун – княжеский или боярский слуга, участвовавший в управлении феодальным хозяйством (11-15 в.в., а также в Российском государстве 15-17 в.в.).

Куна — денежная единица Древней Руси, находившаяся в обращении до конца 14 — начала 15 вв.

Дикая вира — особый вид наказания в Древней Руси по «Русской Правде». Наказание применялось при простом (не разбойном) убийстве и состояло в уплате всей общиной штрафа (виры) за своего члена, которого община не выдавала. Институт дикой виры выполнял полицейские функции, связывая членов общины круговой порукой. Называлась также «повальной» вирой.

Десятина — десятая часть дохода, взимавшаяся церковью с населения.

                                    Государство и право Руси в период

                   феодально-политической раздробленности (XIIXIV вв.)

Десятичная система управления — система организации государственного управления, заимствованная из дружинного строя.

Бояре — высший наряду с великими и удельными князьями слой общества на Руси, крупные вотчинники.

Дворяне — в удельно-княжеской Руси — младшие (в отличие от бояр) члены

Источник: https://vunivere.ru/work29624

Киевская Русь

Прежде всего, следует отметить, что в период княжения первых киевских князей Русь развивалась, набирала силу, боролась за объединение славянских племен и их земель.

Следует обратить внимание, что укрепление древнерусской государственности было неразрывно связано с борьбой, которую вел Киев с Хазарами и другими кочевыми племенами. Киевская Русь вела активную внешнюю политику.

Ее правители устанавливал дипломатические отношения с соседними странами.

Это было время, когда закладывались основы древнерусской государственности, развивались города, культура древней Руси. Не случайно, еще в древности Киев называли «матерью городов русских». Первым древнерусским правителем был Олег (882-912?). При нем был установлен обычай регулярного сбора дани – полюдья.

Тогда же была создана четко организованная подготовка всей инфраструктуры сбора, хранения и транспортировки собранных товаров, для отправки их на рынки Византии. Олег, защищая интересы русских купцов, совершал походы в Константинополь и заключил с Византией мирный договор. В памяти народной он остался под именем «вещего Олега».

Князь Игорь (912-945), считается сыном Рюрика, именно от него (согласно традиции) ведется род Рюриковичей. Он совершил несколько походов в славянские земли, предпринял военные набеги на Византию и Малую Азию. Кончил свои дни этот киевский князь весьма трагично.

Попытка Игоря и его дружины вторично собрать дань с племени древлян завершилась восстанием, во время которого Игорь был пойман и казнен.

После гибели Игоря на киевский престол взошла его вдова княгиня Ольга (945-964). Она ввела, определенные обычаем нормы сбора дани, — уроки и уставы, при ней была восстановлена система погостов, т.е. мест сбора и хранения товаров. Ольга одной из первых на Руси приняла христианство.

Важно

Впоследствии она была канонизирована Русской Православной церковью. Ее сын Святослав (964-972) известен, прежде всего, как князь- воин. Большую часть своей короткой жизни он провел в походах и битвах. Он разгромил Хазарский каганат и разрушил хазарские города.

Святослав стремился закрепиться на Дунае и перенести туда свою 11 столицу. Однако весной 972 г., возвращаясь из Болгарии, после тяжелой войны с Византией, был убит печенегами на днепровских порогах. После длительной междоусобной войны в 980 г. на киевский престол взошел сын Святослава Владимир (980-1015).

При нем Киевская Русь еще более расширила свои пределы. Владимир предпринял ряд походов в междуречье Оки и Волги. В этот период была сделана попытка закрепиться на берегах Балтики. Владимир стремился укрепить свое государство.

При нем вместо племенных князей на местах в качестве управляющих были поставлены его ставленники. Он упорно боролся с печенегами и продолжал укреплять южные рубежи государства.

В целях культурной интеграции земель Владимир вначале предпринял попытку создать в Киеве единый пантеон языческих богов. Однако эта попытка не увенчалась успехом. После этого в 988 году Владимир принял христианство.

История принятия христианства свидетельствует, что процесс этот был длительным и мало похож на «триумфальное шествие» новой веры по Руси. Он проходил трудно и растянулся на многие десятилетия, и даже века. С принятием христианства Русь вошла в число государств тогдашней культурной ойкумены.

Именно с этого времени на Руси распространяется грамотность, появляются школы. В появившихся монастырях получает развитие традиция летописания. Идет активный процесс храмового строительства.

Можно сказать, что принятие христианства в решающей степени способствовало расцвету Киевской Руси, и во многом определило дальнейшую траекторию русского исторического пути. Глоссарий: Генезис – (от греч. ген – род) — зарождение Этногенез – (греч. этнос – народ, ген — рождение) — рождение народа «Мир» — северорусское название общины.

Совет

Впоследствии «миром» называли на Руси и городские общины. «Вервь» — преимущественно южнорусское название земледельческой общины. Некоторые исследователи считают, что вервь первоначально обозначало семейную общину. Термин «вервь» происходит от веревки, которой отмерялся участок земли, занимавшийся членами этой общины.

«Полигамия» – (букв.) многоженство «Экзогамия» — запрет брать жену в своем роду «Эндогамия» — запрет брать жену в чужом роду 12 «Ассимиляция» — (букв.) поглощение, растворение Вече – высший орган власти у славян.

Собрание мужчин племени Полюдье – сбор дани в Киевской Руси Погосты – первоначально торговые центры и места сбора и хранения дани. От слова «гость». Этим термином обозначали всякого иноземца, который по поверью славян приходил «с того света».

Поэтому не случайно, что термин «погост» закрепился и за местом, где происходило захоронение умерших.

Источник: http://historyrusedu.ru/kurs-otechestvennoj-istorii/268-kievskaya-rus.html

Ссылка на основную публикацию