Русская культура в 14-15 веках

Культура Руси 14-15 веков

Культура Московской Руси.

Со 2-й половины 14в начинается подъем русской культуры, обусловленный успехами хозяйственного развития и победой в Куликовской битве (1380). Возрастает влияние Москвы как одного из культурных центров.

Литература – темы – борьба с иноземными захватчиками « Слово о гибели Русской земли», «Житие Александра Невского» — воспеваются его подвиги. «Задонщина» — написана в жанре повести Сафонием в конце 14в, посвящено победе на Куликовом поле.

Широкое развитие получило зодчество, в первую очередь в Пскове и Новгороде (крупнейший центр  культурной жизни). Традиции русского зодчества опирались на традиции архитектуры домонгольского периода, облик церкви Спаса на Ковалеве 1345, образец нового стиля 2-й половины 14в – церковь Федора Стратилата на Ручье 1360-61.

Одновременно с храмовым, в Новгороде велось крупное гражданское строительство, совместно с немцами построили Грановитую палату 1433 для торжественных приемов и заседаний совета господ. В 1302г в Новгороде заложен каменный кремль.

Обратите внимание

Другим крупным центром был Псков, вся архитектура носила облик крепости. Строители создали особую систему перекрытия зданий со взаимно перекрещивающимися арками, псковские мастера завоевали известность.

В Москве каменное строительство началось во 2-й четверти 14 в. – сооружение белокаменной крепости Московского Кремля, затем на территории были сооружены храмы и здания.

Велось строительство в Коломне (Успенский собор), Серпухове, Звенигороде (успенский собор).

Живопись. Особое распространение получила иконопись, они служили заменой стенной живописи храмов, т.к. храмы были деревянные.

Новгородская иконопись – изображение одного святого, если несколько, то в фас, с конца 14в икона – главный вид изобразительного искусства.

Псковская иконопись отличалась типами лиц и смелостью композиции. Широкое распространение получила фреска – живопись по сырой штукатурке красками, разведенными на воде. В 14в фрески получают новые черты: композицию, пространственный характер, вводится пейзаж, усиливается психологизм изображения – фрески Федора Стратилата на Ручье «Благовещение». 

Феофан Грек – фрески, иконы, отличаются монументальностью, силой и драматической выразительностью образов, смелой живописной манерой. В его творчестве выделяются 2 периода: новгородский (создает редкие по одухотворенности пр-ния) и московский (спокойные и уравновешенные).

  В Новгороде церковь Спаса Преображения на Ильине Улице 1378. В Москве – церковь Рождества Богородицы 1395-96, Архангельский собор в Кремле. Вместе с Прохором и Андреем Рублевым – Благовещенский собор в Кремле 1405г. Его искусство определило развитие московской школы живописи.

Андрей Рублев – канонизирован русской православной церковью. Его творчество знаменовало подъем русской культуры, постигает расцвета московская школа живописи.

Его работы отличают глубокая человечность, одухотворенность образов, совершенство художественной формы, отличие от Грека – персонажи мягче, человечнее.

фрески на тему страшный суд в Успенском соборе во Владимире 1408, Иконостас в Троице-Сергиевом монастыре 1424-26, иконы — Апостол Павел, Архангел Гавриил., Троица (в Третьяковской галерее).

Источник: https://kultura-socio.ru/lektsii-po-kulturologii/538-kultura-rusi-14-15-vekov.html

Русская культура XIV-XV вв

Ереси; понятие и борьба с ними в XV веке.

Первая крупная ересь, появившаяся на Руси (из-за рубежа) во второй половинœе XV века – ересь жидовствующих – укоренилась в Новгороде. (Перед этим, в XIV веке, проникла на Русь ересь стригольников, но укорениться здесь толком не смогла).

Карамзин пишет: ʼʼБыл в Киеве жид, именем Схария, умом хитрый, языком острый: в 1470 году приехав в Новгород с князем Михайлом Олельковичем, он умел обольстить там двух священников, Дионисия и Алексия; уверил их, что закон Моисеев есть единый Божественный, что история Спасителя выдумана; что Христос еще не родился; что не должно поклоняться иконам, и прочʼʼ.

Преп. Иосиф Волоцкий (1439-1515) называет Схарию астрологом и чернокнижником. Вероятно, Схария обольщал русских людей иудейской каббалой.

Важно

Соловьев пишет, что Схария с помощью пяти сообщников насадил в Новгороде свою ересь. Быстрому ее распространению способствовало наружное благочестие еретиков. Еретики желали стать священниками, чтобы обольщать своих духовных чад. Перед православными еретик прикидывался православным, а колеблющихся улавливал в свои сети.

О внешнем благочестии еретиков можно судить по тому факту, что Великий князь (Иоанн Васильевич III) в 1480 году взял Алексия и Дионисия в Москву, причем первый стал протоиереем Успенского собора, а второй – Архангельского. С ними проникла в Москву и ересь, которой были обольщены многие духовные и миряне в Москве, в т.ч.

из окружения Великого князя (дьяк великокняжеский Феодор Курицын, его брат Иоанн Волк, невестка Великого князя Елена и многие другие). Алексий сумел войти в особое доверие к Государю.

Совратив в ересь архимандрита Симоновского монастыря Зосиму, он настойчиво рекомендовал его Государю, так что по смерти митрополита Геронтия в 1489 году еретик Зосима был возведен в митрополиты. Казалось, ересь восторжествовала; православие на Руси было на грани катастрофы.

Первым обнаружил ересь архиепископ новгородский св. Геннадий. Он был поставлен на Новгородскую кафедру в 1484 году, будучи архимандритом Московского Чудова монастыря. Вскоре по назначении (в 1487 году) он открыл ересь, так как ему донесли, что некоторые священники в пьяном виде надругались над иконами.

Архиепископ Геннадий донес о ереси Великому князю и митрополиту, а сам приступил к розыску. В Новгороде преп. Геннадий действовал решительно, еретики присмирели, часть их перебралась в Москву, где ересь продолжала укрепляться, так престарелый и больной митрополит Геронтий не проявил достаточно ревности. В разгар ереси в 1489 году он умер.

Митрополитом Великий князь лично назначил заместителя Геронтия Зосиму, который был тайным еретиком.

В результате настойчивых действий архиепископа Геннадия и горячо поддержавшего его Волоколамского игумена Иосифа (Санина) в 1490 году (через 21 день после поставления Зосимы) в Москве был созван собор на еретиков; присутствовали епископы рязанский, суздальский, тверской, сарский, пермский и множество духовенства. Сам преп. Геннадий не смог быть на соборе, но была зачитана его грамота со свидетельствами, полностью обличавшими запиравшихся еретиков. Собор проклял ересь и осудил еретиков на заточение. Часть их была отправлена в Новгород, где они были преданы архиепископом Геннадием публичному позору: их возили на ослах, посадив задом наперед, в берестяных шлемах с надписью ʼʼСе есть сатанино воинствоʼʼ. При этом, в 1492 году, когда не произошло ожидавшейся многими кончины мира, ересь снова окрепла. На соборе митрополит Зосима не осмелился защищать своих единомышленников, однако, продолжал покровительствовать оставшимся и вредить православию, удаляя от церкви многих священников и диаконов, отличавшихся ревностью к православной вере. В 1494 году Великий князь под влиянием преп. Иосифа Волоцкого без шума удалил Зосиму с первосвятительского места сначала в Симонов, а затем в Троицкий монастырь за недостойное житие.

В 1495 году по указанию Великого князя митрополитом был избран троицкий игумен Симон, который ревностно старался искоренить ересь. В обличении и объяснении сущности ереси жидовствующих большое рвение проявил преп.

Иосиф Волоцкий, написавший 16 слов против еретиков, известных под общим названием ʼʼПросветительʼʼ (Заслуга св. Геннадия состояла в первоначальном обличении ереси посланиями, а также в переводе двух католических противоиудйских сочинœений. Кроме этого св.

Геннадий собрал воедино всœе книги Священного Писания, чего до этого на Руси не было (т. н. ʼʼГеннадиевская Библияʼʼ).

Деятельность ревнителœей православия постепенно приносила плоды: в 1500 году опала постигла одного из самых влиятельных еретиков Феодора Курицына, в 1502 году – невестку Великого князя Елену и ее сына Димитрия, которые даже были заключены под стражу. Преп. Иосиф был допущен к Великому князю, которого сумел убедить в опасности ереси и крайне важно сти Собора против нее.

Совет

В 1504 году, наконец, созван был собор против еретиков. На нем не присутствовал преп. Геннадий, который в 1503 году был низведен с новгородской кафедры Великим князем. Собор проклял ересь, а главных еретиков по настоянию преп. Иосифа осудил на сожжение.

Остальные были разосланы по монастырям под начал. Ересь, угрожавшая самому существованию русского православного государства, была разгромлена. Голубинский пишет, казни 1504 года положили конец существованию секты жидовствующих, остальные – глубоко затаились.

Церковью постановлено в неделю торжества Православия произносить анафему на жидовствующих.

Некоторые исследователи считают ересь жидовствующих смесью жидовства и христианского рационализма, митрополит Макарий признает ее чистым жидовством. Успех Схарии в насаждении ереси, считает Голубинский, объясняется им знанием чародейства, чернокнижия и астрологии (т. е. каббалы).

В 1553 году в Москве открылась ересь Матвея Башкина, который отрицал таинство Евхаристии; предание св.

отцов считал за басни; толковал Писание по-своему; не признавал Бога Сына равным Отцу; иконопочитание считал идолослужением. Ересь эту Башкин перенял от иноверцев.

Будучи схвачен, он указал на других еретиков, среди которых оказался белозерский монах Феодосий Косой, учение которого было видоизменненной ересью жидовствующих.

Собором 1553 года еретики были приговорены к пожизненному заключению в монастырях. Косой бежал в Литву.

Обратите внимание

В XIII в. русские земли подверглись опустошительному монгольскому нашествию. Это нанесло непоправимый ущерб русской культуре. Погибли великолепные памятники зодчества, изобразительного и прикладного искусства, письменности.

Гибель городов, угон ремесленников в рабство привели к исчезновению многих ремесел. Были утрачены искусство перегородчатой эмали, многие приемы обработки металла, умение изготовлять цветное стекло. На полстолетия прекратилось каменное строительство, а когда оно возродилось в конце XIII в.

, оказалось, что техника строительного дела стала гораздо примитивнее, чем до нашествия.

Культурное влияние Орды на Русь оказалось незначительным. Оно проявилось лишь в проникших в русский язык тюркских словах (сарай, кафтан, колпак и т.п.) и в восточных мотивах, встречающихся в русском прикладном искусстве.

Этапы культурного развития эпохи. Развитие культуры XIII-XV вв. разделяется на ряд этапов.

1. От вторжения Батыя до середины XIV в.

Упадок культуры и начало ее возрождения. Ведущими центрами культуры, наряду с не пострадавшими от нашествия Новгородом и Псковом, становятся новые центры: Москва и Тверь.

2. Вторая половина XIV в. – первая половина XV в.

Хозяйственный и культурный подъем, рост каменного строительства, появление рационалистических еретических учений

3. Вторая половина XV в. и начало XVI в.

Укрепление государственного единства, взаимообогащение местных культур, расцвет московского зодчества, расширение культурных контактов с Западом, широкая рационалистическая проповедь новгородских и московских еретиков.

Материальная культура.С конца XIII в. началось возрождение ремесленного производства, прежде всœего обработки металла.

Высокого искусства достигли кузнецы, изготовлявшие и богато украшавшие мечи и панцири, а с середины XIV в. – кованые пушки.

Широко распространилось литейное дело – отливка медных пушек и колоколов, церковной утвари и предметов обихода (кресты, паникадила, пряжки. В ювелирном делœе распространились чеканка и гравировка.

Письменность и литература. В средневековой Руси была довольно широко распространена грамотность. Кроме служителœей церкви грамотными были многие городские жители. При монастырях и княжеских канцеляриях существовали особые школы, где готовили писцов.

С XIV в. наряду с пергаменом стала использоваться привозная из Европы бумага. На смену торжественному ʼʼуставномуʼʼ письму пришел более быстрый полуустав, а с конца XV в. стала преобладать скоропись. Все это говорит о распространении письменности.

Важно

По-прежнему самыми важными произведениями письменности оставались летописи, содержащие как информацию о природных и исторических явлениях, так и литературные произведения и богословские рассуждения. Важнейшими центрами летописания являлись Новгород, Тверь, Москва.

Московское летописание началось при Иване Калите. В московских и тверских летописях отразилась борьба этих двух городов за первенство. Так, тверские летописи подчеркивали связь московских князей с Ордой, а тверских князей изображали заступниками за русскую землю.

Московские летописи, напротив, подчеркивали, что великое княжение – отчина московских князей.

При всœех различиях летописей отдельных земель и княжеств единой главной темой русского летописания оставались единство русской земли и борьба за торжество православной веры против иноземных завоевателœей.

Читайте также:  Императрица екатерина 2

Эта же тема преобладала и в литературе. По следам ордынского нашествия были написаны ʼʼСлово о погибели Русской землиʼʼ и ʼʼПовесть о разорении Рязани Батыемʼʼ, в состав которой вошло сказание о Евпатии Коловрате. Ведущей идеей повести было решительное, пусть даже и безнадежное сопротивление захватчикам.

В конце XIV – начале XV вв. были созданы посвященные победе на Куликовом поле поэтическая ʼʼЗадонщинаʼʼ и ʼʼСказание о Мамаеве побоищеʼʼ. Оба произведения проникнуты чувством глубокого восхищения подвигом русских воинов, патриотической гордостью.

В XIII-XV вв. на Руси было создано много житий святых: Александра Невского, митрополита Петра, Сергия Радонежского и др.

Жития, как правило, имели не только нравственно-поучительное, но и политическое значение. Так, житие Александра Невского подчеркивало противостояние православия и католицизма.

Сохранился в русской литературе и жанр ʼʼХожденийʼʼ, то есть описаний путешествий. Самое значительное произведение этого рода – знаменитое ʼʼХождение за три моряʼʼ тверского купца Афанасия Никитина, первым из русских людей побывавшего в Индии.

Религиозная жизнь. XIV-XV вв. были на Руси временем острых религиозных споров. Уже в 70-х гᴦ. XIV в. возникла ересь стригольников в Новгороде и Пскове. В 1375 ᴦ. новгородские стригольники были казнены. В XV в. в Новгороде появилась ересь жидовствующих, а оттуда перекинулась в Москву. В 1504 ᴦ. еретики были сожжены по приговору церковного собора.

Совет

Полемика нестяжателœей во главе с Нилом Сорским с иосифлянами, сторонниками игумена Иосифа Волоцкого.

Архитектура.Русское архитектура тяжело пережила нашествие. Множество храмов было разрушено, прежние центры каменного зодчества на Северо-Востоке и на Юге пришли в упадок. Крупнейшими центрами каменного строительства являлись Новгород и со второй половины XIV в. – Москва.

Среди новгородских храмов интересны церкви Николы на Липне (конец XIII в.), Федора Стратилата͵ Спаса на Ильинœе улице (2-я половина XIV в.). Все это сравнительно небольшие посадские храмы, мощные, одноглавые, с одной апсидой. Отличительной чертой новгородского зодчества XIV в. было богатое декоративное украшение церковных фасадов.

В Московском княжестве каменное строительство развернулось во 2-й четверти XIV в. В Московском Кремле были построены четыре каменных храма, разобранные в конце XV – начале XVI вв. В 60-х гᴦ. XIV в. при Дмитрии Донском был построен первый на Северо-Востоке каменный Кремль.

Древнейшими сохранившимися до наших дней памятниками московского зодчества являются Успенский собор в Звенигороде (1400 ᴦ.), собор Саввино-Сторожевского монастыря близ Звенигорода (1405 ᴦ.) и Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря (1422 ᴦ.).

Московские храмы следовали, главным образом, примеру владимирских великокняжеских соборов, но они более приземисты, почти лишены резьбы.

Самыми знаменитыми постройками конца XV в. стали величественный Успенский собор, построенный в Московском Кремле под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти в 1476-1479 гᴦ. и необычайно нарядный Благовещенский собор, построенный в 1484-1489 гᴦ. псковскими мастерами.

Изобразительное искусство. В изобразительном искусстве XIII-XV вв. выделяется творчество двух великих художников: Феофана Грека и Андрея Рублева. Феофан, приехавший из Византии, работал в Новгороде и Москве. Для его фресок и икон характерна особая эмоциональная напряженность, насыщенность цвета. Образы Феофана суровые, аскетические.

Иная манера была присуща Андрею Рублеву, стремившемуся к мягкости, плавности линий, умиротворенности настроения. Росписи Рублева сохранились в Успенском соборе во Владимире. Самым знаменитым его произведением является икона ʼʼТроицаʼʼ.

Источник: http://referatwork.ru/category/istoria/view/567373_russkaya_kul_tura_xiv_xv_vv

Презентация — Культура России 14-15 веков

Слайды и текст этой презентации

«из всех периодов истории российской культуры именно 14-15 вв. являются особенно важными» Академик ЛихачевКультура России 14-15 вековЗадание: Объясни почему академик Лихачев считает рубеж 14-15 вв особенно важным в истории российской культуры? По мнению академика Д. С. Лихачева14-начала 16 векаМосковский Кремль

Кремль Ивана Калиты ( 14 век)

Кремль Дмитрия Донского ( конец 14 века)

Красный Кремль Ивана III ( середина 15 века)

П.П. Верещагин «Вид Московского Кремля», картина написана в 1879 году. Кремль выбеливали до конца 19 века.

Соборная площадь –сердце Кремля

Успенский собор Сооружён в 1475—1479 под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти.

Успенский собор- в будущем место коронации царей и императоров России

Архангельский собор был сооружён в 1505—1508 гг. под руководством итальянского зодчего Алевиза Нового. Усыпальница русских великий князей и государей.

Обратите внимание

Грановитая палата- Построена в 1487 — 1491 году итальянскими архитекторами Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари

Грановитая палата внутри

Благовещенский собор – построен в конце 15 века псковскими мастерами

Иконостас Благовещенского собора– работа Андрея Рублева и Феофана Грека

Колокольня Ивана Великого- построена Боном Фрязиным в 1508

Собор Троицы Троице-Сергиевой Лавры.

Спасский собор Андроникова монастыря

1. Былинный эпос. В 14-15 вв. Сказания о купце Садко ( богатый новгородский купец). Сказания о богатыре Василии Буслаеве –герой новгородского былинного эпоса «Сказание о невидимом граде Китеже», городе, ушедшем на дно озера, но не сдавшемся монголам. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВОИсторические повестиповесть «О битве на Калке», «Повесть о разорении Рязани Батыем», повести об Александре Невском, «Повесть о Щелкане» Победе 1380 г. посвящен целый цикл исторических повестей: «О побоище на Дону», «Сказание о Мамаевом побоище», «Задонщина» ( автор Софоний Рязанец) Первый хронограф В сер. XV в. Пахомием Лагофетом был составлен первый русский хронограф, в котором история Руси представлена в связи с историей всех славянских народов.Пахомий Лагофет и Епифаний Премудрый составили жизнеописания крупнейших церковных деятелей Руси: митрополита Петра, перенесшего центр митрополии в Москву; Сергия Радонежского. ЖитияХождения«Хождения за три моря» Тверской купец Афанасий Никитин (за 30 лет до Васко да Гамма) ходил в Индию

Наиболее вероятный маршрут путешествия Афанасия Никитина из Руси в Индию, и его возвращения, в 15 веке

Андрей Рублев Феофан Грек ДионисийИконописьТворчество Рублёва является одной из вершин русской и мировой культуры. Совершенство его творений рассматривается как результат особой традиции Уже при жизни Андрея его иконы весьма ценились и почитались как чудотворные Андрей Рублёв 1380-1430Спас Вседержитель Андрея Рублева и Спас нерукотворный 12 века.

Что изменил Рублев в лике Христа?Троица. Иконе 580 летТри ангела, три странника у дуба Мамврийского. Какая тишина от них исходит! Как, озарена, сияет глубь иконы!Феофан Грек 1340-1410Стиль Феофана Грека поражает выразительностью. Для его росписи характерна «скоропись», при непроработанности мелких деталей изображения. Это оказывает огромное воздействие на чувства зрителя.

Великий живописец русского средневековья был родом из Византии, почему и получил прозвище Грека.НовгородПервая работа, выполненная Феофаном Греком на Руси, — фрески одного из замечательных храмов Новгорода Великого — церкви Спаса Преображения на Ильине улице, построенной в 1374 году.

Донская БогоматерьИскусствоведы датируют время её написания 1382—1395 годами, автором считают Феофана ГрекаДионисий Годы жизни Дионисия не установлены точно – родился около 1450, умер около 1520 года. Дионисий – выдающийся иконописец, самый почитаемый художник Руси конца XV – начала XVI веков, современник Рафаэля, Леонардо, Боттичелли, Дюрера.

Он работал в обстановке духовного подъема, грандиозного строительства в Москве, и в то же время напряженных настроений, связанных с ожиданием конца света

Выделите особенные черты Русской культуры в 14-15 векахЗадание1. Период 14-15 вв отмечен подъемом национального самосознания, возрождением русской культуры. ( после монгольского нашествия и ига) 2. Складывание единого государства приводит к формирование общенациональной культуры. Москва становится художественным центром Руси. 3.Расцвет русской иконописи 4. Работы архитекторов – представителей итальянского Ренессанса – оказали огромное влияние на дальнейшее развитие русского средневековой архитектуры Особенные черты периода

Источник: http://lusana.ru/presentation/1208

Презентация на тему «Русская культура 14-15 веков»

  • Скачать презентацию (0.75 Мб)
  • 184 загрузки
  • 2.8 оценка

ВКонтакте

Одноклассники

Facebook

Твиттер

Телеграм

Ваша оценка презентации

Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов

Презентация на тему «Русская культура 14-15 веков» рассказывает о культуре Руси 14 и 15 веков.

Краткое содержание

  • Зодчество
  • Его особенности
  • Живопись
  • Форматpptx (powerpoint)
  • Количество слайдов12
  • АвторУсанова Е. Н.
  • Аудитория
  • Слова
  • КонспектОтсутствует
  • Предназначение
    • Для проведения урока учителем
  • Слайд 1Урок истории в 10 классеУчитель: Е. Н. Усанова
  • Слайд 2ПЛАН
  • Слайд 3
    • XIV-XV – первые каменные постройки в Московском княжестве, продолжают традиции владимиро-суздальского зодчества.
    • Собор Успения Богоматери на Городке в Звенигороде (1399-1400 гг.)
    • Собор Рождества Богородицы Саввин-Сторожевского монастыря (1405 г.)
  • Слайд 4

    МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

    • 1367 год – при Дмитрии Донском возведены белокаменные стены Кремля
    • XV-начало XVI вв. – создан теперешний
    • Московский Кремль
    • Территория – 27,5 га
    • Длина стены – 2,25 км
    • Толщина стен – 3,5-6,5 м
    • Высота стен – 5-19 м
    • «Московский Кремль при Дмитрии Донском» А. М. Васнецов
    • «Московский Кремль при Иване III» А. М. Васнецов
  • Слайд 5

    МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

    • Сердце Кремля – Соборная площадь, на которую выходят главные соборы
    • «Соборная площадь» Джакомо Кваренги 1797 г.
  • Слайд 6

    МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

    • Собор Успения Богородицы (1474-1479 гг.)
    • Архитектор – Аристотель Фиораванти
    • Функция: кафедральный собор
  • Слайд 7

    МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

    • Архангельский собор (1505-1508 гг.)
    • Архитектор – Алевиз Новый
    • Функция: с XVI до XVIII столетия служил местом погребения московских князей и царей.
    • Княжеско-царский некрополь включает 46 гробниц. Первый русский царь Иван Грозный покоится в царской усыпальнице, устроенной в алтарной части храма.
  • Слайд 8

    МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

    • Благовещенский собор (1485-1489 гг.)
    • Архитекторы – псковские мастера
    • Функция: домовый храм русских князей, а после венчания на царство в 1547 году Ивана Грозного – русских царей. Его северная и западная галереи служили парадным входом в царский дворец.
  • Слайд 9

    ФЕОФАН ГРЕК

    • Феофан Грек (ок. 1340-после 1405 г.) – живописец, родом из Византии. Работал в России во второй половине XIV века. Вместе с Андреем Рублевым и Прохором из Городца он расписал Благовещенский собор в Москве. Его произведения отличаются монументальностью, внутренней силой.
    • Донская икона Божией Матери
    • Преображение
    • СпасВседержитель
    • Церковь Спаса Преображения на Ильине улице в Великом Новгороде (1378 г.)
  • Слайд 10

    АНДРЕЙ РУБЛЕВ

    • Андрей Рублев (ок. 1370-1430 гг.)
    • В его творчестве русская фресковая живопись и иконопись достигли высшей степени совершенства.
    • Наиболее известные произведения:
    • икона «Богоматерь Владимирская» (Успенский собор Московского Кремля) икона «Троица»
    • «Спас»
    • «Архангел Михаил»
    • Троица
    • Спас Звенигородского чина
    • Архангел Михаил
  • Слайд 11

    ДАНИИЛ ЧЕРНЫЙ

    • Даниил Черный – друг и сподвижник Андрея Рублева. Они вместе
    • выполняли иконостас Благовещенского собора Московского Кремля, иконостас и фрески Успенского собора во Владимире, иконостас Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры и др.
    • Наиболее известные работы:
    • Икона «Апостол Павел»
    • Икона «Рождество Христово»
    • (Рождественская церковь в Звенигороде)
    • Апостол Павел
    • Рождество Христово
  • Слайд 12

    Домашнее задание

Посмотреть все слайды

Источник: https://pptcloud.ru/mxk/russkaya-kulturada

Русская культура 14, 15, 16 веков

Монголо-татарское нашествие и вторжение немецких рыцарей поставили страну на край гибели.

Литература XIII в. характеризуется трагическим пафосом и подъемом национально-патриотических настроений. Об ожесточенных сражениях с захватчиками и страшном опустошении земли Русской рассказывают летописные повести о битве на р. Калке «Слово о погибели Русской земли», «Житие Александра Невского».

Память о нашествии на Русь сохранилась в произведениях более позднего времени «Повесть о разорении Рязани Батыем» (XIV в.), «Китежная легенда». Последний историко-культурный памятник представляет собой цикл преданий о легендарном граде Китеже, погрузившемся в озеро Светлояр и таким образом спасшемся от разорения монголо-татарами.

Цикл слагался на протяжении многих веков и окончательно оформился в старообрядческой «Книге, глаголемой летописец» (конец XVIII в.).

Со 2-й половины XIV в. начинается подъем русской культуры, обусловленный успехами хозяйственного развития и первой крупной победой над иноземными захватчиками в Куликовской битве. После этого исторического события возрождаются старые и развиваются новые города-центры хозяйственной жизни и культуры.

Москва возглавляет борьбу за объединение русских земель, возрастает ее влияние как одного из культурных центров.

Читайте также:  Деятельность и реформы косыгина кратко

Победе на Куликовом поле посвящено наиболее выдающееся произведение этого времени «Задонщина» (за Доном). Это произведение написано в жанре исторической повести рязанцем Софонием в 80-е гг. XIV в.

Автор сопоставляет события современной ему жизни с событиями, описанными в «Слове о полку Игореве». Победа на Куликовом поле – это как бы отмщение за поражение войск Игоря Святославовича.

Эта победа восстановила славу и могущество Русской земли.

Важно

Широкое развитие получило зодчество, в первую очередь в Новгороде и Пскове – городах, политически менее зависимых от монгольских ханов. В XIV–XV вв. Новгород был одним из крупнейших центров развития искусства, экономической и политической жизни.

Русские зодчие продолжали традиции архитектуры домонгольского периода (преемственность культур). Они использовали кладку из грубо отесанных известковых плит, валунов и частично кирпича.

Такая кладка создавала впечатление силы и мощи (а это соответствует русскому характеру). Эту особенность новгородского искусства так отметил академик И. Э.

Грабарь: «Идеал новгородца – сила, и его красота – красота силы».

Результат новых исканий традиций старого зодчества – церковь Спаса на Ковалеве (1345 г.) и церковь Успения на Волотовом поле (1352 г.). Образцы нового стиля – церковь Федора Стратилата (1361 г.) и церковь Спаса Преображения (1374 г.).

Для этого стиля характерны нарядное внешнее убранство храмов, украшение фасадов декоративными нишами, скульптурными крестами, а ниш – фресками.

Церковь Спаса Преображения, построенная в Новгороде, представляет собой типичный крестово-купольный храм в четыре мощных столба и одной главой.

Одновременно с храмовым велось и гражданское строительство. В Новгороде была построена Грановитая палата (1433 г.). Новгородские бояре строили себе каменные палаты. В 1302 г. в Новгороде был заложен каменный кремль.

Другим крупным хозяйственным и культурным центром в то время был Псков. Город напоминал крепость. Архитектура зданий суровая и лаконичная, почти полностью лишенная декоративных украшений. Длина стен большого каменного кремля составляла девять километров. Псковские мастера завоевали на Руси большую известность и оказали большое влияние на московское строительство.

Совет

В Москве каменное строительство началось во 2-й четверти XIV в. (сооружение белокаменной крепости Московского Кремля). Кремль постоянно строился и разрастался.

Велось строительство и в других городах. Крупнейшей постройкой того времени был Успенский собор в Коломне – на высоком подклете, с галереей.

Новым направлением в московской архитектуре стало стремление к преодолению «кубичности» и созданию новой, устремленной вверх композиции здания за счет ступенчатого расположения сводов.

История русской живописи XIV–XV вв. также, как и зодчество, стала естественным продолжением истории живописи домонгольского периода.

Иконопись развивается в Новгороде и Пскове. Новгородские иконы этого периода характеризуют лаконичная композиция, четкий рисунок, чистота красок, безупречная техника.

Стенную живопись на Руси этого времени относят к золотому веку. Широкое распространение наряду с иконописью получила фреска – живопись по сырой штукатурке красками, разведенными на воде. В XIV в. фресковая живопись оформляется композиционно, вводится пейзаж, усиливается психологизм изображения.

Особое место среди художников XIV–XV вв. занимает гениальный Феофан Грек (ок. 1340 – после 1405 г.).

Произведения Феофана Грека – фрески, иконы отличаются монументальностью, силой и драматической выразительностью образов, смелой и свободной живописной манерой.

Обратите внимание

Он воплотил в своих произведениях одухотворенность человека, его внутреннюю силу. Вместе с Андреем Рублевым они расписывают Благовещенский собор в Кремле (1405 г.).

Другим известным мастером этого времени является великий русский художник Андрей Рублев (ок. 1360/70 – ок. 1430 гг.).

Его творчество знаменовало собой подъем  русской культуры периода создания централизованного Русского государства и возвышения Москвы. При нем московская школа живописи достигает расцвета.

Произведения Андрея Рублева отличают глубокая человечность, одухотворенность образов, идея согласия и гармонии, совершенство художественной формы.

Наиболее известное нам его произведение – икона «Троица». В этом шедевре мы видим выражение глубокой гуманистической идеи согласия и человеколюбия, гармонии.

Культура России конца XV–XVI вв.

 Для историко-культурного развития русских земель период конца XV–XVI вв. был переломным. Продолжалось образование единого Русского государства, страна окончательно освободилась от монголо-татарского ига, завершилось формирование русской народности. Все это оказало существенное влияние на формирование культурных процессов.

В русской культуре усиливаются светские и демократические элементы.

В литературе появляются произведения, поддерживающие новую государственную политику. Теория происхождения Русского государства нашла свое выражение в «Сказании о князьях Владимирских». В нем утверждалось, что русские государи ведут свое происхождение от римского императора Августа.

Эту идею поддержала церковь, которая к тому же связала ее с концепцией «Москва – Третий Рим». Экономические и политические достижения России этого времени оказали заметное влияние на повышение уровня грамотности и просвещения. Грамоте обучали в частных школах в основном священники и дьячки.

В школах изучали Псалтырь, а в некоторых – начальную грамматику и арифметику.

Большую роль в истории культуры России сыграло появление книгопечатания. Первые попытки его относятся к концу XV в., но началось оно в 1553 г. В 1563 г.

было построена первая типография в Москве. Книгопечатание стало государственной монополией. Во главе типографии стояли Иван Федоров и Петр Мстиславец. В 1564 г.

была напечатана первая русская печатная книга «Апостол».

Среди литературных памятников того времени – огромный 10-том-ный свод церковной литературы «Чтения ежемесячные». Это написанные митрополитом Макарием жизнеописания русских святых, составленные по месяцам в соответствии с днями чествования каждого святого.

Создаются обобщающие летописные произведения, например Лицевой Летописный свод – своеобразная всемирная история от сотворения мира до середины XVI в. Памятником русской исторической литературы является также «Степенная книга», составленная духовником Ивана IV Андреем. В ней излагается русская история от Владимира I до Ивана IV.

Важно

Свод житейских правил и наставлений содержит «Домострой». Он защищал патриархальный уклад в семье. В книге давались советы, как быть бережливым и т.д.

Архитектура периода XV – XVI вв. отразила возрастание международной роли Русского государства. Наступает новый этап как в храмовом, так и в гражданском зодчестве.

Создание русского централизованного государства было ознаменовано строительством на месте старого нового Кремля, ансамбль которого окончательно сложился в конце XV – начале XVI вв. В это время в строительстве стали использовать кирпич. Кирпичная кладка вытесняла традиционную белокаменную. В 1485 – 1495 гг. белокаменные стены Кремля заменили кирпичными.

В 1475 – 1479 гг. был сооружен новый Успенский собор, который стал классическим образцом монументального храмового зодчества XVI в.

В 1484 – 1489 гг. был построен Благовещенский собор – домовая церковь великих князей.

В 1505 – 1508 гг. был построен Архангельский собор, во внешнем облике которого ярко выразился светский стиль архитектуры. Архангельский собор был храмом-усыпальницей, куда перенесли всех великих князей, начиная с Ивана Калиты, а затем и царей (до Петра I).

В московском Кремле возводились также и светские постройки, например Грановитая палата, которая предназначалась для торжественных приемов.

Наивысшим достижением русской архитектуры XVI в. стало строительство храма шатрового типа, в котором наиболее ярко выразилось национальное своеобразие русских традиций. Примером шатрового храма стал Покровский собор (собор Василия Блаженного). Собор был построен в 1555 – 1560 гг. русскими зодчими Бармой и Постником в честь взятия Казани.

В XVI в. огромный размах получило «крепостное строительство».

Совет

В Москве была возведена линия укреплений (Китай-город, потом Белый город). Работами этими руководил известный мастер Федор Конь, он также построил Смоленский Кремль.

Живопись периода конца XV – XVI вв. представлена произведениями талантливого русского художника Дионисия. Он расписывал Успенский собор.

Постепенно расширяется круг тем живописи, возрастает интерес к нецерковным сюжетам, особенно историческим. Развивается жанр исторического портрета.

Живопись этого периода характеризуется растущим интересом к реальным историческим лицам и событиям.

По мнению академика Д. С. Лихачева, «из всех периодов истории российской культуры именно XV – XVI вв. являются особенно важными. Именно тогда происходит восстановление прерванного процесса создания единого государства и возрождение культуры…»



Источник: http://biofile.ru/his/12995.html

Русская культура 14-15 столетия

Культура – самое яркое воплощение того, что называется духом времени. Наиболее яркие памятники и интересные процессы в этой области. Что такое культура – не существует известной точной формулы, нельзя охватить все в 1 определении.

Культура – совокупность мат и дух ценностей, накопленных человеком в процессе его исторического развития. (Краснобаев – русская культура.

Очерки русской культуры – многотомное издание, каждый период делится на 2 части: духовная и материальная культура).

Обратите внимание

Культура – все внебиологическое человечества. Произведения архитектуры, живописи, литературы — 3 основных позиции.

Архитектура. Наиболее синтетический вид культуры. Постройка храма тянет за собой все остальные материалы и искусства. Большинство храмов были деревянные, и они до нас не сохранились. Есть только 2: церковь Лазаря Муромского на Онежском озере и Рождества Богородицы из села Бородавы 1458 года, на Шексне. Сегодня – на территории Кирилло-Белоозерского монастыря. Сложная по композиции.

(выше – лазаря на онежском озере).

Каменных храмов сохранилось больше. Иван Калита – 5 каменных церквей в московском кремле, но ни одного не осталось, были разобраны уже при Иване 3 во время мощной перестройки кремля. Донской Дмитрий – примерно 10 каменных храмов, и тоже ничего не сохранилось. Сохранились самые ранние храмы – постройки Василия Дмитриевича.

4 раннемосковских храма: 2 – в Звенигороде: церковь успения на городке (белокаменный храм. Примерно 1400 год) и Саввино-сторожевский монастырь (белокаменный храм Рождества Богородицы, 1405 год). 3 – Троицкий собор Троице-Сергиево монастыря, 1423 год. Построен над гробом преподобного Сергия радонежского.

4 – Спасский собор Спассо-Андронникова монастыря в Москве, 1427 год.

(Саввино-сторожевский).

(Порядок канонизации. Необходимо: нетленность мощей, чудеса у гроба, наличие жития.)

Владимирская традиция постепенно исчезает. Килевидные закомары – у раннемосковских храмов. Острые. Ярусы кокошников – новое, храм приобретает башнееобразный характер, напоминает тянущуюся вверх пирамиду. Владимирская традиция – гармония, аскетизм. Раннемосковские храмы отражают духовные искания того времени.

Конец 15 века – появление шестистолбного типа храма (ранее – 4 столба). Первый образец – Успенский собор кремля. 1475-79, Аристотель Фиорованти. Первый из итальянских мастеров в России.

Архитектор, строитель, инженер, литейщик. Принес в Мск новое отношение к миру. Строил по образцу Успенского собора во Владимире, но надо было сделать его побольше. Пятиглавие.

После Успенский обор становится образцом для всех крупных храмовых построек.

Разработки, которые обслуживали московский посад. На посаде появились к этому времени состоятельные люди, которые могли бы построить рядом с собой каменный храм. Должен быть небольшой храм, кот вмещает заказчика с семьей и еще чуть-чуть. Скорее как личный храм.

Важно

Безстолбные, крестовый свод – своды соединяются под прямым углом. Белокаменный храм, церковь Трифона в Напрудном. Трифоновская улица, м. рижская. 1492 год. Это – именно посадский храм. Новгород и Псков – очень большое кол-во именно таких храмов, время расцвета боярских республик.

Типологически – безстолбный или двустолбный храм, небольшого размера, живописные.

(Трифона в напрудном).

Живопись. 3 великих живописца:

Андрей Рублев («троица» — мб для троицкого собора в троице-сергиевой лавре, росписи там не сохранились, есть только росписи 1635 года, мб икона написана в похвалу Сергию и поставлена над его гробом). Основной смысл – любовь. Звенигородский чин «Спас», «Апостол Павел», «Архангел Гавриил».

В 1918 году группа реставраторов пытались спасти иконы из древних монастырей, нашли в сарае рядом с церковью, подкладка для дров оказалась иконной доской.

Читайте также:  Князь ярополк святославович

Росписи Успенского собора во Владимире, (1408 год примерно)сейчас там остались фрагменты – композиция Страшного суда, шествие в рай, лоно Аврамово.

Феофан Грек. Старший современник Рублева. Оказал ли он влияние на Рублева или нет-споры. Византиец, профессионал, мб был увлечен идеями сихазма (безмолвие, полное отрешение монаха от мира, уход в безмолвие. Безмолвие и физическое и внутреннее, то есть безмолвие страстей.

Теория и практика, возможность видеть фаворский свет). Стремление передать Фаворский свет в произведениях. Спас на Ильинке в Новгороде. Внутри молельня с изображениями Грека.

Икона Преображения из Переславля-Залесского, икона Донской Богоматери, иконостас Благовещенского собора в Кремле – мб и он.

Дионисий. Жил в эпоху Ивана 3. Не был монахом, у него были сыновья. Дионисий – другое настроение. Это – праздничность, чувство рая, радость. «Моцарт древнерусской живописи». Мало знаем.

Совет

1480 – росписи собора Пафнутьевского Боровского монастыря. Оформление Успенского собора Московского Кремля, но там ничего почти что не осталось. Ферапонтов монастырь – там есть Дионисий. Росписи Дионисия в соборе.

+ мб 2 иконы с первыми московскими митрополитами и Богоматери Одигитрии.

Живопись была анонимна, не принято было оставлять своего имени. Искусство церковное, следовательно, Господь все знает все про каждого и поэтому не надо подписывать свои произведения. Оставление своей подписи = гордыня, желание похвалы, а это грех. Только с конца 17 века начинается традиция подписывания.

Литература. Летописание – стержень, на который нанизана вся лит деятельность этой эпохи. В летописи попадали лучшие литературные произведения своего времени. Летописание начинается со Владимирского общерусского свода 1305 года (дошел до нас в составе Лаврентьевской летописи).

Московское летописание – поздно занялись делом или мб не дошло до нас. Первый Московский Летописный свод – московский свод 1340 года в связи с кончиной Калиты. Московский лет свод 1389 года – летописец великий русский. Мы знаем о нем из текста Троицкой летописи. Троицкая летопись – 1408 год общерусский летописный свод.

Создатель свода – митрополит Киприан (скорее всего). 1423 – Фотиев полихром.

Далее – эпоха феодальной войны и летописание почти что прекращается. Летописание возрождается в эпоху Ивана 3. Свод 1472 года, свод 1479, общерусский свод 1497.

Кроме летописей в этот период создавались обширные литературные повести. Повесть Щелкане 1327 года, повесть о нашествии Тохтамыша, о нашествии Едигея, повесть об ослеплении Василия Темного, о походе войск на Новгород 1471 года. Авторов как правило не знаем.

Жития святых. Самое популярное чтение на Руси. Самый известный агеограф в этот период – Епифаний премудрый, монах Троице-сергиевого монастыря, близкий учений Сергия радонежского (мб был даже его келейником). Сам из ростова великого, а ростов в это период – крупный духовный центр. Училище – григорьевский затвор.

После кончины сергия начинает собирать материал для его жития. Главный труд его жизни, создание в течении многих лет (с 1392 до 1417 года). В чистом виде это произведение не дошло. В середине 15 века был нанят еще 1 писателя Пахомия Логофета для написания жития, т.к. церкви житие Епифания нне понравилось (звучало приземисто).

Логофет занялся этим делом, в результате житие сергия дошло переработанное.

Епифаний – + житие Стефана Пермского, первого епископа Перми. Мечтал обратить в христианство народы русского Севера. Перевел на языки народов севера священное писание и отправился туда чтобы проповедовать христианство. В итоге у него получилось, в итоге Стефан был приказом донского поставить его епископом.

Памятники Куликовского цикла. 3 лит памятника:

Летописная повесть о куликовской битве

Задонщина (как образец – СОПИ, но действ. лица поменялись)

Сказание о Мамаевом побоище. Древнейшие рукописи – конец 16 века.

Источник: http://ifreestore.net/1823/14/

помогите написать: Особенности развития культуры руси 14 — 15 веков?

Русская культура XIV – XV веков, хотя и не была чужда заимствованиям с Запада и Востока, в основном развивала собственные традиции предшествовавшего периода. История немало сделала, отыскивая аналоги таких эпохальных явлений Европы, как Возрождение и Реформация.

Однако стоящая за такими поисками посылка, трактующая отсутствие данных феноменов как признак культурной отсталости, сомнительна. Русская средневековая культура в силу особенностей своего формирования была не просто региональным вариантом европейской культуры.

Это была другая культура, основывающаяся на православии.

Определяя основное содержание и направление историко–культурного процесса средневековой Руси, следует отметить, что культура уходила своими корнями в народное творчество и имела в нем главную питательную среду своего развития.

Обратите внимание

Формирование русской культуры средневековья отразило свойственные этой эпохе особенности и противоречия. В историко–культурном процессе XII – XV веков выделяются два периода. Первый (с 1240 г. до сер. XIV в.

) характеризуется заметным упадком во всех областях культуры (в связи с монголо–татарским завоеванием и одновременной экспансией со стороны немецких, датских, шведских, литовских и польских феодалов).

Второй период (вторая половина XIV – XV века) отмечен подъемом национального самосознания, возрождением русской культуры. Именно Московскому княжеству было суждено, преодолевая феодальную раздробленность Руси, возглавить борьбу против Золотой Орды и к концу XV века завершить оба процесса созданием единого и независимого государства.

В первое столетие после нашествия Батыя, русский народ направил свои усилия на восстановление разрушенного хозяйства и на сохранение уцелевших от гибели культурных ценностей. Особо важную роль в сохранении культурного наследия сыграли Новгород и Псков, а также другие западные города, не подвергшиеся погрому.

Здесь не прерывалось развитие письменности, архитектуры и живописи.

После исторической победы на Куликовом поле (1380 г.) главенствующая роль Москвы в развитии русского искусства становится все более несомненной. В обстановке национального подъема искусство Руси переживает расцвет Предвозрождения. Москва становится художественным центром Руси.

Необходимо отметить, что XIV век в странах Европы был веком Предвозрождения, временем стремительного сложения элементов национальных культур. Этот процесс захватил и Русь.

Национальные элементы отдельных культур, возникнув почти одновременно по всей Европе, в России получают реальную опору в организации собственного национального Русского государства.

Вот почему национальное своеобразие русской культуры XIV – XV веков выражено особенно отчетливо. В этот период крепнет единство русского языка. Русская литература строго подчинена единой системе государственного строительства. Русская архитектура все сильнее выражает национальное своеобразие.

Распространение исторических знаний и интерес к родной истории вырастает до широчайших размеров. Русская культура XIV – XV веков тесно связана с культурой Западной Европы, Востока и Средиземноморья. Из Византии в русские земли поступали произведения искусства и литературы, приезжали византийские художники. На Руси дорого ценились византийские иконы и книги.

Важно

Близость языка позволяла русским пользоваться болгарской и сербской литературой. С сербских и болгарских оригиналов были переписаны некоторые русские летописи XIV – XV веков. С Западной Европой Русь была связана при посредстве Новгорода и Пскова. В этих двух культурных центрах греко–славянские традиции успешно сочетались с западноевропейскими.

Влияние Востока проявлялось главным образом в области прикладного искусства.

Источник: https://globuss24.ru/qa/pomogite-napisat-osobennosti-razvitia-kultury-rusi-14-15-vekov

Отечественная культура 14-15 веков

Содержание:

Введение.

  1. Архитектура.
  2. Изобразительное искусство.
  3. Декоративно прикладное искусство.

Заключение

Список использованной литературы

Введение.

Тема Отечественная культура XIV-XV веков прежде всего очень интересна тем, что именно к периоду XIV-XV века относится формирование русской национальной культуры. Национальные элементы отдельных культур, возникнув почти одновременно по всей Европе, в России получают реальную опору в организации собственного национального Русского государства.

Национальное своеобразие своеобразие русской культуры XIV-XV веков выражено особенно отчетливо. На всей территории государства происходят однородные явления, вызванные возрождением Руси и усилением культурного общения стран.

Многие черты этого предвозрожденческого движения сказались на Руси с большей силою, чем где бы то ни было. Русская культура XIV-XV веков несет в себе, с одной стороны черты уравновешенной, уверенной в себе древней культуры, опирающейся на сложную культуру древнего Киева и старого города Владимира, а с другой поражает гибким подчинением насущным задачам своего времени.

1. Архитектура

После монголо-татарского нашествия долгое время летописи упоминают лишь о строительстве недошедших до нас деревянных сооружений. С конца XIII в. в избежавшей разорения Северо-западной Руси возрождается и каменное зодчество, прежде всего военное.

Возводятся каменные городские укрепления Новгорода и Пскова, крепости на приречных мысах (Копорье) или на островах, порой с дополнительной стеной у въезда, образующей вместе с основной защитный коридор захаб (Изборск, Порхов). С середины XIV в.

стены усиливаются могучими башнями, в начале над воротами, а затем и по всему периметру укреплений, получающих в XV веке планировку, близкую к регулярной. Неровная кладка из грубо отесанного известняка и валунов наделяло сооружение живописью и усиливало их пластическую выразительность.

Такой же была кладка стен небольших однокупольных четырехстолпных храмов конца XIII 1-й половины XIV вв., которым обмазка фасадов придавала монолитный облик. Храмы строились на средства бояр, богатых купцов.

Совет

Становясь архитектурными доминантами отдельных районов города, они обогащали его силуэт и создавали постепенный переход представительного каменного кремля к нерегулярной деревянной жилой застройке, следующей естественному рельефу. В ней преобладали 1-2 этажные дома на подклетах, иногда трехчастные, с сенями посередине.

В Новгороде развивалось его прежняя планировка, прибавилось улиц, ведущих к Волхову. Каменные стены Детинца и Окольного города, а так же церкви построенные на средства отдельных бояр, купцов, и групп горожан, изменили облик Новгорода. В XIII-XIV вв.

зодчие переходят в завершениях фасадов церквей от полукружий-закомар к более динамичным фронтонам щипцам или чаще к трехлопастным кривым, отвечавшим форме сводов, более низких над углами храма. Величественны и нарядны храмы 2-й половины XIV в. поры расцвета новгородской республики, — полнее отражавшее мировоззрение и вкусы горожан.

Стройные, удлиненных пропорций, с покрытием на восемь скатов по трехлопастным кривым, которое позднее часто переделывалось на пощипцовое, они совмещают живописность и пластическое богатство архитектурного декора (уступчатые лопатки на фасадах, декоративные аркады на апсидах, узорная кирпичная кладка, рельефные бровки над окнами, стрельчатые завершения перспективных порталов) с тектонической ясностью и компактностью устремленной вверх композиции.

Широкая расстановка столбов внутри делала просторнее интерьеры. В XV в. Новгородских храмах появляются паперти, крыльца, кладовые в подцерковье. С XIV-XV вв. в Новгороде появляются каменные жилые дома с подклетками и крыльцами.

Одностолпная Грановитая палата двора архиепископа Евфимия, построенные при участии западных мастеров, имеет готические нервюрные своды.

В других палатах стены членились лопатками и горизонтальными поясками, что перешло в монастырские трапезные XVI в.

В Пскове, ставшем в 1348 г. независимым от Новгорода, главный, Троицкий собор имел, судя по рисунку XVII в., закомары, расположенные на разных уровнях, три притвора и декоративные детали, близкие новгородским.

Обратите внимание

Поставленный в кремле (Кром) на высоком мысу при слиянии Псковы и Великой, собор господствовал над городом, который рос к югу, образуя новые, огражденные каменными стенами части, прорезанные улицами, ведущими к кремлю.

В дальнейшем псковичи разрабатывали тип четырехстолпной трехапсидной приходской церкви с позакомарным, а позднее и восьмискатным пощипцовым покрытием.

Галереи, приделы, крыльца с толстыми круглыми столбами и звонницы придавали этим, словно вылепленным от руки приземистым постройкам, возводившимся вне кремля, особую живописность. В псковских церквях XVI в.

барабан с куполом опирался на пересекающиеся цилиндрические своды или на ступенчато расположенные арки. В Пскове, как и в Новгороде улицы, имели бревенчатые мостовые и были так же застроены деревянными домами.

С началом возрождения Москвы в ней в 1320-1330-х гг. Появляются первые белокаменные храмы. Не сохранившийся Успенский собор и собор Спаса на Бору с поясами резного

Источник: https://www.studsell.com/view/108991/

Ссылка на основную публикацию