Судебная реформа александра 2 кратко

Судебная реформа Александра II

Реформа суда при Александре II проводилась с $1861$ по $1863$ гг. и стала комплексной. Эта реформа явилась одной из крупнейших в $XIX$ в., т.к. полностью переделала судебную систему Российской империи.

Последние крупные изменения проводились Екатериной II, а законодательство вообще опиралось на Соборное уложение $1649$ г. Кратко дореформенную судебную систему можно охарактеризовать как очень запутанную и хаотичную. Судебный процесс был очень долгим в связи с обилием бюрократических трудностей.

Судебная власть являлась частью административной власти. Подсудимые были практически бесправны. Обилие законодательных актов, различных правил, исключений и пр. затрудняло процесс судопроизводства. Процессы могли длиться годами.

Разработка судебной реформы

Еще при Николае I поднимался вопрос о необходимости модернизации судебной системы. Однако Николай I, как и в других вопросах, понимая необходимость реформ, так на них и не решился.

Замечание 1

Отмена крепостного права в $1861$ г. сделала промедление с введением реформы уже невозможным, т.к. создавалось новое общество, под которое необходимо было привести и судебную систему.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Обратите внимание

Разработкой и редактированием законопроектов занялась специально созданная Государственная канцелярия, а самим текстом реформы – специальный совет, включивший ведущих общественных деятелей.

В $1862$ г. появился первый проект судебной реформы. В $1864$ г. были предоставлены новые Судебные уставы, именно они и были утверждены. После одобрения уставов их постепенно стали внедрять в практику.

Содержание реформы

Судебная реформа должна была сделать российский суд более эффективным и, самое главное, объективным. Суд разделялся на $2$ ветви – общие съезды и мировые суды. Каждая ветвь имела, соответственно, $2$ инстанции – окружные судьи и окружные съезды, мировые судьи и мировые съезды. Кроме того, общей инстанцией стал Кассационный департамент Сената.

Судебная система полностью обновилась, стала иметь четкую организацию, иерархию. Судебная власть стала самостоятельной, т.е. отделилась от административной. Следствие по суду стало самостоятельным, независимым от полицейского. Должность судьи общего суда стала пожизненной, мировые судьи выбирались на определенный срок.

Упорядочение судебной системы позволило в разы повысить качество проведения судебных процессов: дела стали просматривать быстрее, разделять их на гражданские и уголовные, да и сам судебный процесс по времени сильно сократился. Так, рассмотрение дел ограничивалось двумя инстанциями – первой и апелляционной.

Суд стал равным, гласным, что означало открытость судебного процесса и равные права у всех участников при опровержении и предоставлении доказательств. Также судопроизводство разделяло процесс на предварительное и судебное следствие, что понижало возможность совершения судебной ошибки. Следователи получили более широкие полномочия при выполнении оперативно-розыскных мероприятий.

Кроме принципов равноправия и гласности, суд получил еще одну особенность – состязательность процесса. Подсудимый имел право на защитника – адвоката. Для рассмотрения особо тяжких преступлений привлекался суд присяжных. Подсудимый получил право на обжалование приговора, рассмотрение его дела в Верховном или императорском суде.

Итоги судебной реформы

Замечание 2

Судебная реформа $1864$ г. полностью обновила судебную систему Российской империи. Суд стал современным, соответствовал мировым практикам.

Суд стал самостоятельным, независимым институтом, а судебный процесс был упорядочен.

Объявлялось, что главными принципами суда должны быть честность и открытость. К недостаткам реформы отметим, что суд над крестьянами по-прежнему оставался сословным. Тем не менее, в целом, судебная реформа $1864$ г. являлась большим шагом вперед.

Источник: https://spravochnick.ru/istoriya_rossii/sudebnaya_reforma_aleksandra_ii/

Судебная реформа 1864 года в России

Суд идет!

В 60-70 годах XIX века был проведен ряд реформ: крестьянская, военная, городская, земская, судебная. Все реформы были вызваны назревшей необходимостью, которая осознавалась уже и «верхами», то есть господствующей властью.

Судебная система государства находилась в особенно плачевном состоянии: суд действовал на законодательстве Петра I, Екатерины II и даже в отдельных случаях на Соборном уложении 1649 г.

Дореформенный суд был сильно устаревшим, он делился на множество судебных органов: суды для крестьян, горожан, дворян, коммерческий суд, совестный, межевой и др. суды. Кроме того, губернские правления, органы полиции и др. также выполняли судебные функции.

Важно

Дореформенный суд отличался взяточничеством, низкой юридической грамотностью судей, ограниченностью (суды решали дела, рассматривая лишь письменные материалы следствия).

Подготовка судебной реформы шла более 10 лет. Еще в 1861 г. Государственному совету представили более десятка законопроектов с предложениями изменений судебной системы, а в 1862 г. в суды был разослан проект преобразований, который был создан комиссией, которую возглавлял статс-секретарь Госсовета С.И. Зарудный.

Проект состоял из трех частей: судоустройство, гражданское и уголовное судопроизводство. Что нового было в этом проекте?

Бессословность. Отмена системы формальных доказательств. Отделение суда от администрации. Установление состязательности, гласности. Отделение судебной власти от обвинительной.

Введение института присяжных заседателей и адвокатуры.

20 ноября 1864 г. император утверждает четыре закона:

С.И. Зарудный

Учреждение судебных установлений. Устав уголовного судопроизводства. Устав гражданского судопроизводства.

Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.

Согласно этим уставам, создавались две судебные системы: местные (волостные, мировые суды, мировые судьи и их съезды) и общие (окружные, создаваемые для нескольких уездов), судебные палаты по уголовным и гражданским делам, которые распространяли свою деятельность на несколько губерний, кассационные (по уголовным и гражданским делам) департаменты Сената.

Но в духовной, военной, коммерческой, крестьянской сфере действовали свои юрисдикции.

Мировые судьи. Они избирались уездными земскими собраниями и городскими думами. Мировой округ состоял из уезда и входящих в него городов.

Он делился на мировые участки с деятельностью в них мировых судей.

Съезды мировых судей были обязаны рассматривать кассационные жалобы и протесты и окончательно решать дела, которые начали участковые мировые судьи.

Деятельность мировых судей

Им были подсудны дела “О менее важных преступлениях и проступках” с санкциями: кратковременный арест (до 3 месяцев), заключение в работный дом на срок до 1 года, денежные взыскания на сумму не свыше 300 рублей.

В гражданско-правовой сфере на них возлагалось рассмотрение дел по личным обязательствам и договорам (на сумму до 300 рублей), дел, связанных с возмещением за ущерб на сумму не свыше 500 рублей, исков за оскорбление и обиду, дел об установлении прав на владение.
Окружные суды учреждались на несколько уездов. Состояли из председателя суда и членов суда.

Суд присяжных заседателей

На их суд предлагались дела “о преступлениях и проступках, влекущих за собой наказания, соединенные с лишением всех прав состояния, а также всех или некоторых особенных прав и преимуществ.”

Присяжным заседателем могли стать лица в возрасте от 25 до 70 лет, обладающие цензом осёдлости (2 года). Не могли быть присяжными заседателями священники, профессиональные юристы, учителя, военные, наемные рабочие и прислуга.

 Институт следователей

Он учреждался при окружных судах, следователи должны были под надзором прокуратуры вести предварительное расследование преступлений на участках, которые были закреплены за ними.

Важное в реформе: она отделила предварительное следствие от судебного расследования. Расследование делилось на генеральное (предварительное, без предъявления обвинения) и специальное (формальное, с предъявлением обвинения).

Здание судебных установлений

Судебные палаты

На них возлагались дела по жалобам (протестам) на приговоры окружного суда, дела о государственных и должностных преступлениях по 1-ой инстанции. Дела рассматривались при участии:

губернского и уездного предводителей дворянства; городского головы губернского города;

волостного старшины.

Судебные палаты являлись апелляционной инстанцией по делам окружных судов, рассмотренных без участия присяжных заседателей. Они могли заново рассматривать уже решённое дело.

Кассационные департаменты Сената

Они рассматривали жалобы и протесты на нарушение законов, просьбы о пересмотре приговоров (по вновь открывшимся обстоятельствам), вошедших в законную силу, дела о служебных преступлениях.

Через несколько лет, в 1872 г., было учреждено также особое присутствие Сената, которое рассматривало политические дела особой важности. Политические процессы 1870-х годов показали, что суд перестал служить опорой существующего в России строя.

Особенно ясно это проявилось в оправдании Веры Засулич, которая стреляла в петербургского градоначальника Ф.Ф. Трепова. Суд присяжных полностью оправдал Засулич.  Поэтому последовала серия законодательных актов, которая изменяла Уставы 1864 г.

Совет

Департаменты Сената были кассационными органами для всех местных и общих судов России. Они могли рассматривать любое дело, решенное в низших инстанциях с нарушением  порядка.
Кроме того, был  создан новый институт – адвокатура. Руководящим органом коллегии адвокатов являлся Совет присяжных поверенных.

Система нотариальных контор

Она создавалась для оформления сделок, удостоверения деловых бумаг. Система учреждалась в губернских и уездных городах.

Значение судебной реформы

Судебная реформа 1864 г. была наиболее последовательной и прогрессивной.

Она утверждала

  • Равенство граждан перед законом.
  • Несменяемость судей и независимость их от администрации.
  • Гласность судопроизводства.
  • Состязательность судопроизводства (обвинение-защита);
  • Учреждение адвокатуры (присяжных поверенных);
  • Учреждение института присяжных заседателей для рассмотрения сложных уголовных дел.
  • Создание системы быстрых и бесплатных мировых судов.

Как видим, судебная реформа была значительным и прогрессивным шагом.

Судебная система России по реформе 1864 г.

Но у нее были недостатки и ограничения, связанные с

-компетенцией суда присяжных; -особым порядком предания суду должностных лиц; -относительной (а не полной) независимостью судей от администрации (министр юстиции назначал судей по своему усмотрению);

-сохранением сословных судов (для крестьян, духовенства, высших чиновников и военных).

Источник: https://www.rosimperija.info/post/879

Причины судебной реформы 1864 года (стр. 1 из 3)

СУДЕБНАЯ РЕФОРМА 1864 Г .

1. Причины реформы и ее подготовка.

Всеобщий кризис российского общества середины XIX века породил необходимость в коренном преобразовании существующей государственной системы. Для выхода из сложившейся ситуации императором Александром II был избран путь реформ, одной из которых стала судебная.

Читайте также:  Правление золотой орды кратко

Дореформенная судебная система основывалась на законодательстве Петра I и Екатерины II. В некоторых случаях использовались даже нормы Соборного уложения 1649 года.

При множественности судебных органов, с запутанностью процессуальных требований, низкой грамотности судей, при повальном взяточничестве необходимость судебной реформы осознавали абсолютно все слои общества.

Структура судебной системы была сложной и запутанной. Суд строился по сословному принципу. Кроме того, существовало множество специальных судов – военных, духовных, межевых, коммерческих, совестных и иных. Судебные функции отправляли и административные органы – губернские правления, органы полиции.

В суде господствовала инквизиционная (розыскная) форма судопроизводства. Процесс проходил при закрытых дверях, в глубокой тайне.

Принцип письменности предполагал, что суд решает дело не на основе личного ознакомления со всеми его материалами, непосредственного устного допроса обвиняемого и свидетелей, а опирался на письменные материалы, полученные во время следствия. Доказательства оценивались по формальной системе.

Их сила заранее определялась законом, который твердо устанавливал, что может, а что не может быть доказательством. Закон же устанавливал и степень достоверности допускаемых доказательств, деля их на несовершенные и совершенные. Среди совершенных лучшим признавалось признание обвиняемого.

Обратите внимание

В реформе суда были заинтересованы все слои общества, а главное – правящий класс. Судебная реформа была следствием и так называемого кризиса верхов, осознания правящей верхушкой необходимости создания эффективного механизма защиты личности и собственности.

Подготовка судебной реформы началась еще в начале XIX века. И здесь нельзя не оценить по достоинству труды известного реформатора М.М.Сперанского, который ставил целью принятие Конституции, освобождение крестьян от крепостного гнета, появление и укрепление законченной системы выборных учреждений и судов, мирового суда, кодекса законов и других атрибутов правового государства.

В 1803 году Сперанский предложил широкую программу усовершенствования судебной системы, получившую развитие во «Введении к Уложению государственных законов» 1809 года. В 1821 и 1826 годах он возвращался к проектам судебных преобразований, однако правительства Александра I и Николая I их отвергли, так как эти проекты предлагали проведение в жизнь некоторых буржуазных принципов.

Однако датой непосредственного «рождения» судебной реформы, пожалуй, необходимо было бы назвать тот день лета 1857 года, когда Александр II велел представить в Государственный совет проект Устава гражданского судопроизводства, родившийся в недрах II отделения.

К проекту была приложена записка начальника II отделения графа Д.Н.Блудова, датированная 8 июня.

Проект исходил из введения принципа состязательности процесса, предлагалось сократить количество судебных инстанций и обратить внимание на существенное совершенствование кадров судебных органов.

Проект Устава вызвал неоднозначную реакцию, расколов высшее чиновничество на две основные группы – либералов и консерваторов. Первые желали существенной перестройки судоустройства и судопроизводства, последние – лишь косметических изменений.

Важно

С целью исполнения программы судебной реформы 19 октября 1861 года была создана специальная комиссия, в состав которой вошли известные юристы. Возглавил комиссию С.И.Зарудный.

Каждый из членов комиссии проводил разработку отдельной отрасли законодательства. Так, обер-секретарь общего собрания Московских департаментов сената П.П.Победоносцев вел работу по проблемам судоустройства, московский губернский прокурор Д.

Ровинский готовил проекты деятельности суда присяжных и мировых судов, обер-прокурор общего собрания Московских департаментов сената Н.А.Буцновский разрабатывал систему уголовного судопроизводства.

Все проекты совместно обсуждались и принимались, после чего включались в «Соображения» Государственной Канцелярии.

Основными мотивами принимаемых проектов стали принципы всеобщего равноправия, неприкосновенности личности и собственности, законности.

По мнению комиссии, предание суду не могло осуществляться ни следователем, ни судом без прокурора, ни прокурором без участия суда. В первом случае обвинительная власть не имела бы должного значения, а в последнем, прокурор имел бы возможность безотчетно, по одному личному своему усмотрению и без достаточных оснований возбуждать и прекращать следствие.

Не менее пристальное внимание реформаторы уделяли теории доказательств, считая необходимым введение оценки доказательств по внутреннему убеждению.

Без этого, как они считали, невозможно никакое существенное улучшение.

От решения вопроса, какую теорию доказательств, принять, как утверждали члены комиссии, зависят не только главные формы судопроизводства, но и самое устройство суда, гарантии прав подсудимого.

Комиссия реализовала в подготовленном законопроекте такую точку зрения, с учетом которой деятельность суда невозможна была бы невозможна без введения суда присяжных. В этой связи следует отметить работу С.И.Зарудного, который обосновал необходимость существования суда присяжных с теоретических познаний.

Совет

Зарудный наряду с традиционными положениями буржуазной теории судоустройства привел аргументы, отвечавшие особенностям российской действительности. Он признавал нецелесообразность особого суда присяжных только для государственных преступлений и преступлений печати, поскольку такой суд не будет пользоваться доверием, которое необходимо для ограждения силы правительства.

Общий суд присяжных, по мнению Зарудного, стал бы залогом спокойствия в стране.

Итогом работы комиссии стали «Основные положения преобразования судебной части в России», утвержденные императором Александром II 29 сентября 1862 года. Документ состоял из трех основных частей, содержащих положения о:

— судоустройстве;

— уголовном судопроизводстве;

— гражданском судопроизводстве.

В дальнейшем на базе «Основных положений» были подготовлены четыре закона, которые утверждены императором 20 ноября 1864 года: «Учреждение судебных установлений», «Устав гражданского судопроизводства», «Устав уголовного судопроизводства» и «Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями».

Судебная реформа в корне изменила судоустройство, процессуальное и отчасти материальное право Российской империи.

Судебные уставы строились в соответствии с процессуальными и организационными формами буржуазных государств.

В них провозглашались буржуазные по своему характеру принципы: судебная власть отделялась от законодательной, исполнительной, административной; закреплялся принцип независимости и несменяемости судей; провозглашалось равенство всех перед законом; вводился всесословный суд; учреждена адвокатура; для рассмотрения уголовных дел в окружных судах вводился институт присяжных заседателей; создавался выборный мировой суд для рассмотрения малозначительных дел; учрежден институт судебных следователей, независимых от полиции; реорганизована прокуратура, освобожденная от функций общего надзора и сосредоточившаяся на суде; введены принципы устности, гласности, состязательности судопроизводства; провозглашалась презумпция невиновности.

2. Судебные органы.

Главные изменения в системе судоустройства были изложены в «Учреждении судебных установлений». Вместо сложной и громоздкой структуры сословных судов создавались две судебные системы: местные и общие суды.

К местным относились: мировые суды и съезды мировых судей в качестве второй (апелляционной) инстанции.

Обратите внимание

Мировой суд учреждался в составе одного судьи для разрешения «меньшей важности» гражданских и уголовных дел. Должность мирового судьи была избираемой. Судья избирался всеми сословиями, однако его кандидатура должна быть утверждена сенатом, и занимал свой пост сроком на три года.

Мировым судьей мог стать любой местный житель не моложе 25 лет, который не привлекался ранее к уголовной ответственности и прошел определенный имущественный ценз.

Причем, не решающим основанием для избрания на должность судьи являлось наличие образования, так как судьей могло стать лицо, как имеющее высшее или среднее образование, так и не имеющее такого, но обязательно прослужившее «по судебной части» не менее трех лет.

Судом первой инстанции и по уголовным, и по гражданским делам являлся окружной суд. Рассмотрение уголовных дел происходило с участием присяжных заседателей.

Следующая судебная инстанция – это судебные палаты, состоящие из департаментов. Кассационной инстанцией был сенат, члены которого, как и судебных палат, назначались монархом.

При окружном суде и судебной палате состояли прокуроры, а при кассационном департаменте сената и при их общем собрании – обер-прокурор. На прокуроров были возложены две основные обязанности: следить за точным применением законов и поддерживать обвинение перед судом.

Высший надзор за всеми прокурорами и обер-прокурорами осуществлял министр юстиции.

Судебные решения исполнялись судебными приставами, назначаемыми председателем суда и состоящими при судах.

Одно из центральных мест отводилось присяжным поверенным (адвокатам).

Ими могли стать лица старше 25 лет, не привлекавшиеся к уголовной ответственности, с высшем юридическим образованием, прослужившие «по судебному ведомству» не менее пяти лет или занимавшиеся в течение этого времени судебной практикой под руководством присяжных поверенных в качестве их помощников. Усложненные условия для адвокатской деятельности преследовали цель воспрепятствовать проникновению присяжных в присяжные поверенные случайных лиц, компрометирующих этот институт.

Источник: http://MirZnanii.com/a/43717/prichiny-sudebnoy-reformy-1864-goda

Судебная реформа 1864 года

07.12.2017 Категория: Образование и наука Подкатегория: История Популярность<\p>

Александр II, не зря получивший прозвание царя-реформатора, изменил многие сферы жизни Российской империи.

Одной из самых известных стала его судебная реформа 1864 года.

Ее проведение было вызвано крайней необходимостью — из-за того, что в судах действовали устаревшие правила, процессы растягивались на месяцы и годы, а люди отправлялись в тюрьму без вины.

В чем именно выразилась реформа александра ii?

Планируя изменения в российском суде, император ориентировался на опыт соседних развитых стран.

  • Судебная ветвь была окончательно отделена от прочих, и судьи избавились от чьего бы то ни было стороннего влияния. Суды были разделены на общие и мировые — это позволило сократить количество хаоса в делопроизводстве.
  • Суд стал современным, более гуманным и основанным на равенстве сторон. Процессы стали проводиться открыто, каждый из подсудимых получил возможность защищать себя от предъявляемых обвинений, были введены кассационные жалобы. Отдельно стало проводиться предварительное и судебное следствие.
  • Дворян, представителей среднего сословия и крестьян отныне судили на равных. Ни один класс не имел преимуществ перед другим, когда речь шла о совершенном преступлении.
  • Особо тяжкими делами занимались суды присяжных — это нововведение также гарантировало внимательный подход к расследованию и вынесение справедливого приговора.
Читайте также:  Полководец суворов кратко

Хотя изменения, введенные Александром II, не сделали судебную систему 19-го века идеальной, они оказались эффективными.

Судебные реформы в 20-м веке

Хотя на протяжении двадцатого столетия судебная система менялась, это были незначительные, «текущие» изменения, просто приспосабливающие ветвь власти к реалиям времени. Полномасштабная реформа произошла только в 1991 году, и направлена она была вновь на «гуманизацию» системы. В частности:

  • был введен строгий контроль за соблюдением принципов законности при проведении следования и суда;
  • делопроизводство было ускорено, а затягивание сроков процесса устранено;
  • пристальное внимание стали обращать на заявления о пытках и иных мерах воздействия при проведении следствия — такие случаи стали сурово караться;
  • были приняты меры по искоренению фальсификации вещественных доказательств, документов и прочего.

Еще одна судебная реформа прошла в России буквально только что — в 2017 году. Ее сутью стало повышение квалификации судебных исполнителей — из судебной структуры были уволены работники без профильного образования.

Поделиться в соцсетях:

Случайная статья

Источник: http://infoogle.ru/sudebnaya_reforma_1864_goda.html

Судебная реформа Александра 2: принципы, судебная система

Страна была разделена  на 108 судебных округов.

Сущность судебной реформы сводится к следующему:

  • суд делается устным и гласным;
  • власть судебная отделяется от обвинительной и принадлежит судам без всякого участия административной власти;
  • основной формой судопроизводства является процесс состязательный;
  • дело по существу может разбираться не более как в двух инстанциях. Вводились два вида судов: мировые и общие. Мировые суды в лице мирового судьи разбирали уголовные и гражданские дела, ущерб по которым не превышал 500 рублей. Мировые судьи избирались уездными земскими собраниями, утверждались Сенатом и могли быть уволены только по собственному желанию или по суду. Общий же суд состоял из трех инстанций: окружной суд, судебная палата, Сенат. Окружные суды рассматривали  серьезные гражданские  иски и уголовные (с участием присяжных заседателей) дела. Судебные палаты рассматривали апелляции и являлись судом первой инстанции для политических и государственных дел. Сенат был высшей судебной инстанцией и мог отменять решения судов, поданные на кассацию. 
  • по делам о преступлениях, влекущих за собой наказания, соединенные с лишениями всех или некоторых прав и преимуществ состояния, определение виновности предоставляется присяжным заседателям, избираемым из местных обывателей всех сословий;
  • устраняется канцелярская тайна;
  • и для ходатайства по делам, и для защиты подсудимых имеются при судах присяжные поверенные, которые находятся под наблюдением особых советов, составляемых из той же корпорации.

Судебные уставы распространялись на 44 губернии и вводились в них в течение тридцати с лишним лет.

В 1863 году был принят закон, отменивший телесные наказания шпицрутенами, плетьми, кнутами и клеймами по приговорам судов гражданских и военных. От телесных наказаний полностью  освобождались женщины. Но сохранялись  розги для крестьян (по приговорам волостных судов), для ссыльных, каторжных и штрафных солдат.

Значение «Великих реформ».

Крестьянская реформа  высвободила  творческую энергию  десятков миллионов крепостных, дала мощный толчок развитию рыночных отношений, позволила совершить экономический рывок, превратила крестьян – рабов в граждан Российской империи.

Но она сохранила при этом помещичье землевладение, обременила крестьянское хозяйство непосильных выкупом, увековечила общинное землевладение и землепользование, которые тормозили предпринимательскую инициативу крестьян и промышленников.

Совет
Важно

С 70-х гг. начиналось наступление  на судебную реформу. Новые судебные органы, как и земства, раздражали правящую бюрократию.

Независимые суди, адвокатура, присяжные заседатели не вписывались в традиционную политическую структуру страны.

Через 10 — 12 лет после введения судебных уставов правительству удалось ограничить принцип несменяемости судей, изъять из ведения суда присяжных дела по политическим преступлениям, изменить состав прокуроров, урезать права адвокатов.

Все эти «исправления»  и «улучшения» имели свои причины. Александр II не мог позволить, чтобы проводимые им преобразования привели к нарушению спокойствия и стабильности в стране.

Он считал, что сохранить порядок в обществе можно, если строго соблюдать сложившееся в высших эшелонах власти равновесие.

Именно поэтому разработкой реформ занимались одни, ярые сторонники перемен, а их проведением в жизнь, — другие, по сути дела, противники преобразований.

Проведенные реорганизации имели прогрессивный характер. Они начали закладывать базу для эволюционного пути развития страны. Россия в определенной степени приблизилась к передовой для того времени европейской социально-политической модели. Был сделан первый шаг по расширению значимости общественности в жизни страны и превращении России в буржуазную монархию.

Однако процесс модернизации России имел специфический характер. Он, прежде всего, обуславливался традиционной подавленностью российской буржуазии и политической пассивностью народных масс. Выступления радикалов (шестидесятников и революционных народников) лишь инициировали консервативные силы, устрашали либералов и задерживали реформаторские устремления правительства.

Совет

Зачинателями реформ были некоторые высшие государственные чиновники, так называемая «либеральная бюрократия». Этим объяснялась нелогичность, незавершенность и ограниченность большинства реформ.

Такова неизбежная цена, которое общество платило за стремление провести реформы «сверху». Диалог власти и общества в 60 – 70-е гг. не состоялся.

Многое здесь зависело от монархии, ее способности пойти навстречу потребностям времени. К политическим же реформам она готова не была.

Социально-экономические изменения, чем дальше, тем больше опережали политические. В этом противоречии таились серьезные угрозы.

Логическим продолжением реформ 60-70 годов XIX века могло бы стать принятие умеренных конституционных предложений, разработанных в январе 1881 года министром внутренних дел, графом М.Т.Лорис-Меликовым.

Они предполагали развитие местного самоуправления, привлечение представителей земств и городов (с совещательным голосом) к обсуждению общегосударственных проблем.

Однако убийство народовольцами императора Александра II 1 марта 1881 года изменило общее направление правительственного курса.

УБИЙСТВО ИМПРЕРАТОРА.

Император Александр II, вызвавший  восхищение и удивление просвещенных людей целого мира, натолкнулся и на недоброжелателей.

Обратите внимание

Преследовавшие никому не понятные цели, организаторы создали целый ряд посягательств на жизнь государя, составлявшего гордость и славу России.

1 марта 1881 года государь, за которого многочисленное население готово было положить жизнь, скончался страдальческой смертью от злодейской руки, кинувшей разрывной снаряд.

В этот фатальный день государь император Александр II решил  сделать развод, т.е. порядок рассылки ежедневных караулов на смену.

Его путь лежал по узкой улице, составляемой садом великой княгини, огороженным каменным забором в рост человека и решеткой Екатеринского канала.

Местность очень непроезжая, и если достоверно, что государь предпочел ее ввиду полученных анонимных угроз, то трудно себе представить, почему именно на этом пути ждала его засада, — неужели потому, что заметили при нем большое, против обыкновенного, число полиции.

Как бы то ни было, но когда  государева карета доехала до Театрального моста, раздался взрыв, взломавший задок кареты, которая тут же остановилась. Государь вышел из нее невредим, но кинутой бомбой был смертельно ранен один из конвойных, скакавший сзади, и саперный офицер, шедший по тротуару вдоль каменной стены Михайловского сада.

Кучер государя, предчувствуя бедствие, повернулся к нему с козел: «Поедемте, государь!». Полицмейстер, скакавший сзади, выскочил из саней с той же мольбой ехать скорее. Но император, не слушал и сделал несколько шагов назад: «Хочу видеть своих раненых». В это время толпа успела остановить здорового детину, кинувшего бомбу.

Государь обернулся к нему: «Так это ты хотел меня убить?». Но не успех он договорить, как вторая бомба взорвалась перед ним, и он опустился со словами: «Помогите». К нему кинулись, подняли, посадили в сани полицмейстера, который сам получил 45 ран мелкими осколками бомбы, но, ни одной смертельной, и повезли.

Важно

Через час с небольшим, точнее, в 3 часа 35 минут пополудни, Государь Александр II преставился в Зимнем дворце.  

Убийство императора выдающийся русский философ В.В.Розанов  назвал «помесью Безумия и Подлости».  Политическое завещание Александра II было уничтожено.

Александр III, в сознании своих былых заблуждений и  в стремлении вернуться к идеалу царей Московских, обратился к народу с манифестом, в котором утверждались несокрушимость самодержавной власти и исключительная ответственность самодержца перед богом.

Русская империя вернулась, таким образом, на старые традиционные пути, на которых она когда-то нашла известность и процветание.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Александр II оставил глубокий след в истории, ему удалось сделать  то, за что боялись взяться другие самодержцы — освобождение крестьян от крепостного гнета. Плодами его реформ мы пользуемся и по нынешний день.

Мы рассмотрели основные преобразования и реформы, проведенные Александром II.

Основная реформа его царствования — освобождение крестьян — в корне изменила порядок, существовавший до этого, и повлекла за собой все остальные реформы.  

Внутренние реформы Александра II сравнимы по своему масштабу разве  что с реформами Петра I. Царь-реформатор совершил действительно грандиозные преобразования без социальных катаклизмов и братоубийственной войны.

С отменой крепостного права «воскресла» торгово-промышленная деятельность, в города хлынул поток рабочих рук, открылись новые сферы для предпринимательства.

Между городами и уездами восстановились былые связи и создались новые.  

Падение крепостной зависимости, выравнивание всех перед судом, создание новых либеральных форм общественной жизни привели к свободе личности. А чувство этой свободы пробудило желание развить ее. Создавались мечты об установлении новых форм семейной и общественной жизни.  

В годы его правления  Россия прочно укрепила свои взаимоотношения с европейскими державами, разрешила многочисленные конфликты с соседствующими странами. Трагическая кончина императора сильно изменила дальнейший ход истории, и именно это событие привело через 35 лет Россию к гибели, а Николая II к мученическому венку.  

Совет

   С развитием  крепостного права и с успехами  образования русская мысль стала  в особо [не] нормальное отношение  к русской действительности.

С  половины прошедшего столетия  ум образованного русского человека  напитался значительным запасом политических и нравственных идей;  эти идеи не были им выработаны, а были заимствованы со стороны.

Эти идеи, развиваясь, составили политический и нравственный запас, которым доселе живет европейское общество. Этот политический и нравственный запас со второй половины прошлого века и ставил русский ум в затруднительное положение.

   Со времени  этих великих реформ русский  ум становился в другое отношение  к окружающей действительности, в то, в каком мы стоим теперь. Русская жизнь стала передвигаться  на основании, общем с теми началами, на каких держится жизнь западноевропейских обществ, следовательно, составлявшие весь запас европейской культуры, теперь нашли себе родственную почву. 

   Реформы, проведённые Александром II в 1860 – 1870 годах одно из главных явлений в истории нашего государства.

Они способствовали росту производительных сил России, гражданского самопознания, улучшению жизни, распространению просвещения.

Читайте также:  Русская культура в 14-15 веках

Но эти реформы не коснулись верхних этажей власти, оставались многие дворянские привилегии, полицейский произвол и самодержавие, унаследованные от николаевской эпохи.

Список литературы:

  1. «Лекции по русской истории» С. Ф. Платонов, Москва,  издательство «Высшая школа», 2001 год.
  2. «История России с древности до наших дней» под редакцией М.Н.Зуева, Москва, «Высшая школа», 1998 год.
  3. «История России». Учебник – 2-е изд., перераб. И доп./под редакцией А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина. – Москва, Изд. «Проспект» 2003 год.
  4. «История России» под редакцией Ш.М.Мунчаев, В.М.Устинов, Москва, Издательская группа ИНФРА * М – НОРМА, 2000 год.
  5. Ключевский В. О. «Русская история» Москва, издательство «Мысль» 1993 г.
  6. Пашков Б. Г. «Русь – Россия – Российская империя» Москва ЦентрКом 2003 г.
  7. Черкасов П. Чернышевский Д. «История имперской России» Москва «Международные отношения» 2001 г.
  8. «Трехсотлетие Дома Романовых» Москва,    «Современник» 2000 г.

Источник: http://student.zoomru.ru/history/sudebnaya-reforma-aleksandra-2-principy/256030.2203027.s3.html

Реформа судебной системы Александра 2

Спорить о том, нуждается ли судебная система в реформе не приходилось. Здесь все были единодушны, что судебная система плохая.

Каковы были главные недостатки судебной системы России в 19 веке?

Сложная система судебных инстанций, восходившая в своей основе к екатерининским временам. Даже самое пустяковое дело тянулось годами и даже десятилетиями. Суд носил сугубо закрытый характер. Публика не допускалась на заседания суда.

Суд носил сословный характер. Существовали свои судьбы для разных категорий населений, для дворян и государственных деятелей. За одни и те же проступки лица, принадлежавшие к разным сословиям, наказывались различным образом.

Обратите внимание

Суд был зависим от администрации.

Еще Петр 1 в ходе второй областной реформы пытался создать судебную систему, независящую от политики, но у него не получилось.

Екатерина в 1775 году, проводя губернскую реформу, продекларировала принцип отделения суда от администрации, но это была только декларация. Судебные инстанции действительно организационно были отделены от административных, но фактически контролировались администрацией.

Недочетов было много. Сознание необходимости перемен судебной системы существовало уже давно. Предложения на этот счет высказывались после воцарения еще Никлая 1, в конце 1820- годов.

Проводилась и работа по разработке соответствующих проектов. Но тогда время радикальных перемен еще не пришло, и не только в силу общего курса, взятого императором, но и по другим причинам.

Был довольно низок уровень правосознания русского общества, не хватало квалифицированных и грамотных юристов.

Тем не менее, Николаевское царствование во многом заложило основу для реформирования судебной власти в России. Во-первых, она подготовила реформу в том, что при Николае 1 была завершена систематизация Российского законодательства, появилось полное собрание законов и главное свод законов Российской империи. Это способствовало повышению уровня правовой культуры.

При Николае 1 было довольно много сделано для подготовки кадров квалифицированных юристов, основание Училища правоведения. К середине 19 века эти шаги принесли уже осязаемые результаты. Подготовка судебной реформы началась во второй половине 1850-х годов, когда были вытащены на свет Божий разработки, делавшиеся за несколько десятилетий до реформы. Но они уже устарели.

Понадобилось вносить существенные коррективы.

Была образована специальная комиссия, в которую были привлечены грамотные квалифицированные юристы, и она довольно быстро подготовила проекты реформы. В 1862 году в печати были опубликованы Главные начала реформы, т.е. основные принципы.

Важно

Они стали предметом открытого обсуждения на страницах печати, привлекли к себе большое внимание общества. 20 ноября 1864 года Александр 2 утвердил законодательные акты, которые получили название судебных уставов. Они так и называются Судебные уставы Александра 2.

Эти уставы должны были даровать населению суд скорый, правый, милостивый и равный для всех.

Это было 4 нормативных акта.

1) Учреждение судебных установлений. Это закон о судоустройстве.

2) Устав гражданского судопроизводства.

3) Устав уголовного судопроизводства.

4) Особый устав о наказаниях налагаемых мировыми судьями.

Спустя 2 года в 1866 году к ним добавился еще один документ:

5) Положение о нотариальной части.

В чем основное содержание реформы? Упростилась судебная система, она стала всесословной. Суды приобрели всесословный характер. Суд делился на 2 этажа. Нижний этаж – мировые судьи, верхний этаж – коронный суд, его члены комплектовались по назначению сверху.

Нижним звеном всей судебной системы являлся мировой судья – должностное лицо. Уезды делились на участки, и в каждом участке был мировой судья. Он рассматривал мелкие гражданские и уголовные дела.

Судопроизводство шло устно и единолично. От него требовалось юридическое образование.

Обжаловать решение мирового судьи можно было в уездном съезде мировых судей, это коллегиальное собрание, куда съезжались мировые судьи со всех участков.

Далее шел коронный суд. Его первым звеном был окружной суд, он был обычно на одну губернию. Здесь рассматривалось большинство гражданских и уголовных дел.

Над окружным судом была судебная палата, обычно одна на несколько губерний. А выше – Сенат.

Совет

Важными составляющими судебной реформы являлась прежде всего продекларированная и реализованная независимость суда. Коронные судьи были несменяемы.

Уволить судью от должности можно было только  в двух случаях: либо по его собственной просьбе, либо если он судом же был признан виновным в совершении должностного или общеуголовного преступления.

Это была привилегия несменяемости, которую получили судьи. Она затрудняла возможность оказания давления на решение судьи.

Вводилась состязательность процесса. Кроме судьи на процессе участвовали адвокаты, присяжные поверенные и прокурор как обвинитель.

Суд был гласным.

В окружном суде создавался институт присяжных заседателей. Они присутствовали на процессе, и после окончания в прениях они должны были выносить решение. Они должны были решить: имело ли место преступление. Если да, то должны были вынести один из трех вердиктов: виновен, невиновен; или виновен, но заслуживает снисхождения. Меру наказания определял судья.

Суд был единым для всех сословий, независимо от социальной принадлежности человека. Были отменены некоторые архаические порядки, восходившие к средневековым временам. Была отменена теория формальных доказательств. Это означало, что в законе заранее было расписано: какие доказательства считать вескими, а какие не вескими, и это без учета обстоятельств дела.

Когда заслушивали свидетельские показания, заранее в законе расписывалось, чьим показаниям больше верить в случае противоречий. Например, больше верить показаниям образованного по сравнению с показанием не образованного, показаниям дворянина по сравнению с показаниями не дворянина, показаниям мужчины верить больше, чем показаниям женщины, без учета обстоятельств.

Совет

Таким образом, судебная система приобрела более современный, совершенный вид. Одновременно были существенно повышены оклады чиновников. Это привело к снижению злоупотреблений.

Основы этой системы оставались неизменными вплоть до 1917 года.

Обратите внимание

Как говорилось выше суды были созданы едиными для всех, но имелось важное исключение: вне судебной системы оставалась основная масса населения страны – крестьяне. Мелкие гражданские и уголовные дела крестьян рассматривались не в судах общин, а в специальных волостных крестьянских судах. Это были выборные представители из самих крестьян.

Причем судили они не на основании общих законов Российской империи, а на основании местных обычаев. Внешне это выглядело довольно демократично, так как крестьяне как бы судили сами себя, но в действительности со стороны крестьян раздавалось немало жалоб по поводу действий волостных судей.

Местные обычаи, на основании которых выносились вердикты, зачастую толковались вкривь и вкось. Обычай – вещь растяжимая, он нигде не записан. Главной фигурой в волостных судах нередко был волостной писарь, единственный грамотный человек. И писари позволяли себе серьезные злоупотребления.

Проверки, которые проводились, выявили, что в Забайкалье оклад у писаря составлял почти 6 тысяч рублей. Это больше, чем в то время получал местный губернатор.

В центре, конечно, таких вещей не было. Но тем не менее крестьяне оказались поставлены вне общественной системы, оказались замкнутыми в свой особый мир. Отчасти это объяснялось и тем, что уровень крестьянского  правосознания существенно отличался от общего уровня.

Волостные суды судили на основании местных обычаев, и поэтому они могли налагать наказания, не предусмотренные законом. Например, еще в 1863 году были отменены телесные наказания, даже в армии. Но по приговору волостных судов крестьян наказывали телесно.

Волостные суды наказывали за такие проступки, которые с точки зрения общего закона не считались преступлением.

Например, крестьянина могли наказать, если он пропивал свое собственное имущество. Это не хорошо, но если то же самое делает дворянин, то его никто не наказывал в суде. А это было сплошь и рядом. Здесь была своя логика.

Важно

Крестьяне входили в общину, члены общины были связаны между собой круговой порукой при уплате подати. Если кто-то из односельчан не мог заплатить, то за него платили другие. Понятно, что они не могли относиться равнодушно к тому, как он ведет свое хозяйство.

Если он ведет плохо, то это сказывается и на их достатке. Поэтому они должны были иметь какие-то рычаги, чтобы привести в чувство нерадивого.

В целом судебная система России подверглась основательной перестройке, стала более справедливой и объективной.



Источник: http://biofile.ru/his/13259.html

Ссылка на основную публикацию