Князь всеслав брячиславич

Князь Всеслав Брячиславич

Всеслав Брячиславич родился около 1030 г., его отец – Полоцкий князь Брячислав Изяславич.

Летописец рассказывает, что он родился «от волхвования», т.е. при участии колдунов. На голове новорожденного было загадочное пятно, которое должно было быть закрыто повязкой до конца жизни.

Современники и потомки Всеслава Брячиславича верили, что он наделен волшебной силой, мог превращаться в волка, быстро преодолевать большие расстояния и оказываться в разных местах, за что получил прозвище «Чародей».

Обратите внимание

В 1044 г. Всеслав унаследовал полоцкий трон. Первые 10 лет правления Всеслав Брячиславич Полоцкий жил в согласии с князьями Ярославичами и даже совершил вместе с ними поход на торков в 1060 г.

Затем он боролся за независимое от Киева положение Полоцкого княжества, куда входил и г. Минск.

Всеслав воздвиг собор Святой Софии, чтобы доказать миру равенство Полоцка с Киевом и Новгородом, где такие соборы были построены раньше.

В 1065 г. князь Всеслав безуспешно осаждал Псков, в 1067 г. сделал попытку овладеть Новгородом. Он победил князя Мстислава Новгородского, но, не надеясь удержать город, разграбил его и ушел. Трое братьев Ярославичей, Изяслав, Святослав и Всеволод, совершили опустошительный набег на Минск, отомстив Всеславу за Новгород.

3 марта 1067 г. полоцкие войска встретились с войском Ярославичей на Немиге и были разбиты. В том же году Киевский князь Изяслав Ярославич, заманив Всеслава Брячиславича на мирные переговоры, приказал схватить его и посадить в «поруб» (тюрьму без дверей, построенную вокруг заключенного).

В следующем году во время народного восстания в Киеве, из-за поражения братьев Ярославичей в битве с половцами, Всеслав был освобожден и объявлен великим князем Киевским. Князь Изяслав бежал в Польшу, а Всеслав Брячиславич правил в Киеве в течение 7 месяцев.

В 1069 г. Изяслав вернулся в Киев с польским войском, Всеслав двинулся ему навстречу с киевлянами, но тайком сбежал в Полоцк. Вновь утвердившись на престоле, киевский князь Изяслав Ярославич прогнал Всеслава из Полоцка и утвердил там своего сына Мстислава, который вскоре умер, а его место занял брат Святополк.

В том же году Всеслав Брячиславич, собрав новое войско, подошел к Новгороду, но был разбит. В 1071 г. он отвоевал Полоцк, прогнав оттуда Святополка. Затем он потерпел поражение в битве с Ярополком Изяславичем у Голотичска, но, не смотря на это, сумел удержаться в Полоцке.

Важно

В 1078 г. Всеслав захватил и ограбил Смоленск, разорил север Черниговской земли. В погоню за Всеславом отправился Владимир Мономах, сын князя Всеволода Ярославича, проник в Полоцкую землю и пожег ее.

Затем он в 1083 г. совершил опустошительный набег на Минск, после которого Всеслав Брячеславич уже не смог оправиться и продолжать участвовать в междоусобицах.

А Полоцкое княжество распалось на несколько уделов.

Всеслав правил необычайно долго (57 лет) и умер в 1101 г., похоронен в Полоцке.

У Всеслава Брячиславича было 6 сыновей: Роман, Глеб, Святослав, Ростислав, Рогволод, Давыд.

На основе биографии Всеслава Брячиславича складывались легенды и былины. В восточнославянском фольклоре Полоцкий князь предстает как богатырь и волколак (колдун, принимающий звериный образ). Его прообразом стал Волх Всеславич – сын княгини и лютого Змея, мудрый правитель и смелый воин.

ПОМОГЛО? ЛАЙКНИ!

Источник: http://historykratko.com/knyaz-vseslav-yaroslavovich

«Дедовская слава». Полоцкий князь Всеслав Брячиславич

Статья написана сестрами
Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря

«Дедовская слава». Полоцкий князь Всеслав Брячиславич

О, Боян, соловей старого времени! Вот бы ты походы те воспел, Скача, соловей, по мысленному древу, Летая умом по подоблачью…

Рыща по тропе Трояна через поля на горы

Из «Слова о полку Игореве» 

О Кресте честьный! Понеже к тобе веровах,
избави мя от рова сего

Из «Повести временных лет»

Период княжения Всеслава Брячиславича[1] представляет целую эпоху в истории Полоцкой земли.

Это время ее особенного могущества и расцвета, время, необычайно насыщенное событиями церковными, политическими, нашедшими отражение в различных письменных источниках Древней Руси.

Это время строительства в Полоцке каменного Софийского собора «о седми версех» и основания на реке Свислочи города-крепости Менска[2].

Личность князя Всеслава, несомненно, производила большое впечатление на его современников. Сведения о нем, порой весьма противоречивые, содержатся в летописях, в «Слове о полку Игореве», в народных сказаниях и былинах.

Сообщая о вокняжении Всеслава в Полоцке в 1044 году, «Повесть временных лет» прибавляет, между прочим, что его «роди мати от волхвования… и бысть ему язвено на главе его; рекоша же волсви матери его: “Се язвено на главе его навяжи на нь, да носит е до живота своего”, еже носил Всеслав и до смертного дни на собе; сего ради немилостив есть на кровопролитье»[3]. Некоторые исследователи считают, что эта характеристика полоцкому князю была дана недружелюбно и предвзято настроенным по отношению к нему киевским летописцем.

На страницах «Слова о полку Игореве» перед нами предстает совсем иной образ Всеслава Брячиславича – образ, овеянный ореолом таинственности, с фантастическими чертами, образ легендарного полководца и мудрого государственного деятеля:

В другом же месте автор «Слова» почти воспевает Всеслава как народного героя, бросая последний горький упрек его потомкам, измельчавшим в междоусобных войнах и лишившимся «дедовской славы»:

Кем же был Полоцкий князь Всеслав, «злым гением», рожденным от волхвования или мудрым правителем-христианином, опытным политиком и полководцем, патриотом своего Отечества?

Совет

Уже первые десятилетия правления князя Всеслава Брячиславича ознаменовались строительством в городе Полоцке каменного Софийского собора.

Освятив его, подобно главному собору Царьграда, князь Всеслав утверждал идею политической независимости и могущества Полоцкой земли, свидетельствовал о ее духовной преемственности с Византией.

Святая София, возведенная Всеславом Брячиславичем, стала на века средоточием духовной жизни Полоцка: здесь находилась епископская кафедра, здесь решались наиболее важные государственные вопросы, подписывались акты о войне и мире.

Столь великое деяние, совершенное князем Всеславом, характеризует его прежде всего как христианина, устроителя новой христианской государственности.

Существует мнение, что Всеслав Брячиславич открыто противостоял со своей Софией Киеву и Новгороду, с которыми не раз воевал, пытаясь возвысить статус Полоцка и реализовать свои претензии на великокняжеский престол. Может быть, отчасти это справедливо.

Однако храмы в честь Святой Софии, Премудрости Божией, украшавшие три великих русских города – Киев, Новгород и Полоцк, – являлись не только символом могущества княжеской власти, но и воплощением идеи соборного единства всей Руси под сенью Православия.

Следует сказать и о том, что князь Всеслав Брячиславич, отличавшийся необычайно деятельным, решительным характером, стремившийся всячески расширить территорию своего княжества, совершил немало поступков, в которых ему впоследствии приходилось раскаиваться.

Так, еще в 1060 году, соблюдая верность договору отца, он ходил вместе с Ярославичами на степных кочевников торков. Но уже в 1065 году, как сообщают летописи, князь Всеслав «рать почал»[5].

Обратите внимание

Вскоре он нападает на Новгород, захватывает его вплоть «до Неревского конца» (то есть почти весь город за исключением северной половины левобережной Софийской стороны).

Разбив новгородского князя Мстислава Изяславича, Всеслав Брячиславич сотворил много зла новгородцам, в частности, он ограбил Новгородский Софийский собор: «поимав все оу святеи Софии, и паникадила, и колоколы, отъиде»[6]. Полоцкий князь взял также большой плен – множество женщин и детей, с которым двинулся в обратный путь. Вот как повествует об этих событиях «Слово о полку Игореве»:

Поступок князя Всеслава не остался безнаказанным. Трое Ярославичей – Изяслав, Всеволод и Святослав – соединили свои силы и бросились на борьбу с Полоцким князем.

Они подступили к Менску и взяли город, жестоко расправившись с его жителями. От Менска Ярославичи двинулись к Немиге, где 3 марта 1067 года произошла одна из самых кровопролитных битв в истории Древней Руси.

В этом упорном бою Всеслав Брячиславич со своим войском потерпел поражение, после чего бежал.

А далее произошли события, заслуживающие особенного внимания. Всеслав Брячиславич вновь предстает перед нами не как воинственный князь, не как разбойник-авантюрист, но как христианин, исповедующий самым делом свою веру. Всеслав вступает с братьями Ярославичами в мирные переговоры.

Они, в свою очередь, просят его приехать с двумя сыновьями к ним в Оршу. При этом Ярославичи дают Полоцкому князю клятвенное обещание неприкосновенности, скрепленное целованием креста. Вероятно, Всеслав Брячиславич даже не мог представить, что подобное обещание, данное перед Крестом Господним, может быть нарушено.

Иначе как объяснить ту простодушную доверчивость, с которой он, опытный военачальник и дальновидный политик, отправился по Днепру в Оршу со своими малолетними сыновьями. «Он же, надеяся целованию креста, перееха в лодьи чрес Днепр. Изяславу же в шатер предъидущю. И тако яша Всеслава на Рши у Смоленьска, преступивше крест.

Изяслав же приведе Всеслава Кыеву и всадиша и в поруб с двеима сынома»[8].

Важно

Братья Ярославичи, вероломно преступив свое слово, скрепленное целованием креста, захватили князя Всеслава с сыновьями в плен и подвергли заточению «в порубе». Коварство и жестокость Ярославичей вызвали сильнейший резонанс в современном им обществе. Многие киевляне приняли сторону Всеслава Брячиславича.

За Полоцкого князя вступился даже преподобный Антоний Печерский, который обличил открыто князя Изяслава, за что навлек на себя его гнев и впоследствии даже вынужден был временно удалиться в Чернигов. Бог же вскоре освободил от уз плененного Всеслава Брячиславича и его сыновей и явил силу крестную.

В 1068 году, после того как Ярославичи потерпели поражение от половцев на реке Альте, и князь Изяслав отказался выдать жителям Киева оружие для продолжения битвы с кочевниками, в столице Руси произошло восстание. Завершилось оно не только освобождением Всеслава Брячиславича из темницы, но и провозглашением его великим князем.

Изяслав же был вынужден бежать в Польшу. «Се же Бог яви крестьную силу: понеже Изяслав целовав крест и я и, темже наведе Бог поганыя, сего же яве избави крест честьный. В день бо Въздвижения Всеслав въздохнув, рече: “О Кресте честьный! Понеже к тобе веровах, избави мя от рова сего”»[9].

Так Всеслав Брячиславич засвидетельствовал свою веру Честному Кресту Господню. Весьма показательно и то, что и освобожден из заточения, по милости Божией, он был именно в праздник Воздвижения Креста.

На великокняжеском престоле Всеслав Брячиславич находился недолго – семь месяцев, как сообщают летописи.

В Киеве и в Киево-Печерском монастыре у него было много сторонников, однако он осознавал непрочность своего положения и поэтому не решился на вооруженное сопротивление князю Изяславу, который весной 1069 года с польской подмогой двинулся на Русь. Покинув киевское войско под Белгородом, Всеслав Брячиславич бежал в Полоцк.

Впоследствии князю Всеславу пришлось пережить немало испытаний. Вновь вокняжившись в Киеве, Изяслав изгнал его из Полоцка, где посадил своих сыновей, сначала Мстислава, а затем, после его скорой смерти, Святополка. Однако в Полоцке всегда предпочитали «своего» князя, и в 1071 году Всеслав Брячиславич сумел вернуть себе стольный город и опять утвердиться в нем.

Совет

Во время правления князя Всеслава, благодаря его мудрой военной политике, территория Полоцкого княжества значительно расширилась.

К концу XI века она включала волости: Полоцкую, Витебскую, Минскую, Оршанскую, Мстиславскую, Лукомльскую, Друцкую, Логойскую, Слуцкую и часть Ливонии.

Своим сыновьям Всеслав Брячиславич оставил державу, сравнимую по площади со средневековым королевством португальским и герцогством Баварским.

Ко времени правления Всеслава Брячиславича, к 1096 году, относится и первое летописное упоминание о полоцких епископах: «Преставися Ефрем, митрополит русский. На его место князь великий избрал Никифора, епископа полоцкого, и повелел его поставить епископом русским»[10].

В соответствии с церковными канонами полоцкие епископы признавали над собой духовную власть и главенство киевских митрополитов, принимали участие в исполнении дел, касающихся всей церковной полноты.

Так, несмотря на то, что русские князья непрестанно воевали между собой за киевский престол, Русская Церковь, восприявшая в 1054 году после окончательного разделения Запада и Востока наименование Православной, была Единой.

Достойно внимания то, что четверо старших сыновей князя Всеслава – Давид, Борис, Глеб и Роман – носили имена святых мучеников-страстотерпцев, канонизированных Русской Церковью уже в 40-х годах XI века, при митрополите Киевском Иоанне I и князе Ярославе Мудром.

Читайте также:  Ливонская война 1558 - 1583 годов кратко

Очевидно, церковное и династически-родовое почитание святых Бориса и Глеба (в крещении – Романа и Давида) было распространено в Полоцком княжестве. Имеются многочисленные свидетельства о том, что все дети Всеслава Брячиславича получили христианское воспитание.

Князь Борис Всеславич «отличался особенным благочестием и усердием к созиданию многих храмов»[11]. Анна Всеславовна в 1106 году была выдана замуж за сына византийского императора Алексия Комнина[12].

Обратите внимание

Даже самый воинственный из Всеславичей – князь Глеб Минский, неоднократно совершавший нападения на киевские области, усердно заботился о благоукрашении церквей и монастырей. Особенно он любил Киево-Печерскую Лавру.

Со своей супругой Анастасией, дочерью князя Ярополка Изяславича, он пожертвовал Киево-Печерской Лавре шестьсот гривен серебра и пятьдесят гривен золота.

По смерти Глеба Всеславича Анастасия Ярополковна пожертвовала той же Лавре еще сто гривен серебра и пятьдесят гривен золота и завещала ей «пять сел и с челядью и со всем»[13]. Глеб Всеславич, завершив свой земной путь, был похоронен в столь любимом им Печерском монастыре. Спустя сорок лет там же обрела упокоение и его вдова, княгиня Анастасия, которая «положена бысть в Печерском монастыри, у святаго Феодосиа в головах, имеяшет бо великую любовь к святей Богородици и ко отцю Феодосию…»[14].

Христианскую веру и благочестие, полученную от своих родителей, дети князя Всеслава передали собственным детям. От младшего из Всеславичей Святослава (в крещении – Георгия) произошла дивная отрасль, «неувядающий цвет райского сада» – преподобная Евфросиния, ставшая основоположницей женского монашества на Руси и прославившая Полоцк в веках.

Что же касается самого Всеслава Брячиславича, то существует предание, что на склоне лет он принял пострижение в великий ангельский образ – схиму[15]. Было ли это на самом деле так, – нам неизвестно. Однако в те времена на Руси многие князья и княгини, завершив земное поприще, принимали монашеский постриг.

Почти все знатные и богатые люди являлись ктиторами иноческих обителей и по своей кончине желали непременно быть погребенными в монастырской ограде. В целом, монастыри и монашество оказывали огромное влияние на жизнь древнерусского общества, находились во главе великого духовного делания – созидания Святой Руси.

[1] Князь Всеслав Брячиславич правил Полоцким княжеством с 1044 по 1101 г.

[2] Менск, Менеск – древнее название столицы Беларуси, современного Минска.

[3] Повесть временных лет // БЛДР: в 12 т. СПб., 2004. Т. 1: XI–XII века. С. 197.

[4] Здесь и далее все цитаты из «Слова о полку Игореве» приводятся по изданию: Лихачев, Д. С. «Слово о полку Игореве» и культура его времени. СПб., 2007.

[5] ПСРЛ. М., 2004. Т. XLIII: Новгородская летопись по списку П. П. Дубровского. С. 56.

[7] Дудутки – урочище, находившееся неподалеку от Новгорода Великого.

[8] Повесть временных лет // БЛДР: в 12 т. СПб., 2004. Т. 1: XI–XII века. С. 208.

[10] Татищев, В. Н. История Российская: в 3 т. М.–Л., 1963. Т. 2. С. 109.

[11] Цит. по: Кайгородов, Н. Полоцк и его церковно-исторические древности // Светильник: Религиозное искусство в прошлом и настоящем. 1914. № 14. С. 12.

[12] См.: Алексеев, Л. В. Западные земли домонгольской Руси: очерки истории, археологии, культуры. М., 2006. Кн. 2. С. 7–8.

[13] ПСРЛ. М., 2001. Т. 7: Летопись по Воскресенскому списку. С. 67.

[15] Мотивы этого предания были использованы И. А. Буниным в его книге «Жизнь Арсеньева».

    

Источник: http://spas-monastery.by/library/articles_and_publications.php?id=2230

Всеслав Брячеславич

Всеслав Брячиславич (1030 — 1101) (колено 7). Из рода Полоцких кн. Сын Брячислава Изяславича. Кн. Полоцкий в 1044-1068, 1071-1101 гг. Вел. кн. Киевский в 1068-1069 гг.

+ 14 апр. 1101 г.

+ + +

В 1065 году Всеслав осаждал Псков, используя многие пороки (стенобитные орудия), но ничего не добился. В 1067 году на берегу Черехи он разбил князя Новгородского Мстислава Изяславича и занял Новгород. Не надеясь удержать города, Всеслав угнал в полон многих жителей и пограбил церкви. Со св. Софии полочане поснимали колокола.

Князья Ярославичи — Изяслав, Святослав и Всеволод, — объединившись пошли на Всеслава. По пути они взяли Минск, перебили в городе всех мужчин, а женщин и детей угнали в полон. 3 марта в снегопад полочане встретили князей на Немиге и жестоко бились с ними. С обоих сторон пало много людей.

В конце концов Ярославичи одолели, а Всеслав бежал.

В июле Ярославичи стали звать Всеслава в Смоленск на переговоры и поклялись на кресте, говоря: «Приходи к нам, не сделаем тебе зла». Всеслав, положившись на их крестоцелование, переехал к ним в ладье через Днепр.

Когда же Изяслав, идя впереди, ввел Всеслава к себе в шатер, его люди кинулись на полоцкого князя и скрутили его. Пленника отвезли в Киев и заключили в срубе (темнице), где не было дверей, а только маленькое оконце, через которое князю подавали пищу.

Так просидел Всеслав в темнице почти целый год.

В следующем году половцы разбили русских князей на Альте. После этого киевляне собрались на вече и решили: «Пойдем, освободим Всеслава из темницы, а потом вместе с ним побьем половцев». Прежде чем Изяслав успел помешать этому, киевляне разметали сруб и тут же, среди княжеского двора, провозгласили Всеслава своим князем. Изяслав в страхе бежал, а двор его и казну разграбили.

Важно

Тем временем Святослав с черниговцами победил половцев у Сновска Всеславу так и не пришлось с ними встретиться. Семь месяцев он сидел в Киеве и правил как великий князь.

В 1069 году Изяслав с поляками и королем Болеславом II двинулся на Киев. Всеслав с киевлянами вышел было ему навстречу, но у Белгорода князь тайно покинул свое войско и бежал в Полоцк. Едва утвердившись у власти, Изяслав поспешил отомстить Всеславу и изгнал его из Полоцка.

Всеслав бежал на север к вожанам, а в октябре 1069 года внезапно явился с ними к Новгороду. Глеб Святославич с полком новгородским бился с вожанами и одолел их в злой сече у самых стен Города. В схватке пало множество волжан, а самого Всеслава новгородцы отпустили.

Вскоре Всеслав с новой дружиной еще раз был разбит у Голотьчска на этот раз Ярополком Изяславичем, но затем все-таки овладел родным Полоцком.

Последовавшая затем ссора Ярославичей и изгнание Изяслава из Киева принесли Всеславу несколько лет мира. Но вернувшись к власти в 1077 году Изяслав сразу послал на Полоцк своего брата Всеволода, а в 1078 году Владимир Мономах выжег полоцкий посад.

Но оба похода остались без особых последствий. В том же году Изяслав погиб в битве у Нежатиной Нивы, а Всеслав пожег посады вокруг Смоленска.

Владимир Мономах отправился за Всеславом в погоню, проник по его следам в Полоцкую волость, повоевал и пожег всю землю.

Все монархи мира. Россия. 600 кратких жизнеописаний. Константин Рыжов. Москва, 1999 г.

ВСЕСЛАВ БРЯЧИСЛАВИЧ (ум. 1101) — князь полоцкий с 1044. Сын полоцкого князя Брячислава Изяславича. Стремясь присоединить к Полоцкому княжеству новые земли, в 1065 безуспешно напал на Псков, а в 1067 захватил, ограбил и сжег Новгород. Желая покарать В. за разбой, киевский князь Изяслав Ярославич с братьями разбил полоцкого князя на р. Немиге 3 марта 1067. Бежавшему с поля боя В.

Совет

братья Ярославичи предложили начать переговоры, поклявшись на кресте в его личной безопасности. В. приехал, но был вероломно схвачен, отвезен в Киев и там посажен в темницу. В 1068 восставшие киевляне освободили В. и провозгласили вел. князем. Через 7 месяцев, выйдя в поход против прежнего вел. князя Изяслава, идущего на Киев вместе с польскими войсками Болеслава II Смелого, В.

бросил киевлян и бежал в Полоцкое княжество, но был изгнан Изяславом и оттуда. В 1072 В. снова сел княжить в Полоцке, а в 1078 совершил грабительский поход на Смоленск. В 1084 Владимир Мономах захватил принадлежавший В. Минск и подверг его опустошительному разорению, нанеся тем самым удар, от к-рого В. уже не смог оправиться и принимать участие в феодальных усобицах.

Впоследствии Полоцкое княжество распалось на ряд уделов.

Использованы материалы кн.: Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г.

Всеслав Брячиславич (ск. 24.04.1101), князь Полоцкий, в 1068—1069 вел. князь.

Родители : Брячислав Изяславич (?-1044+), ?

Дети : ? =>

  • Рогволод (1128+), князь Полоцкий (1127-1128); Предположительно его сыном является Ростислав Рогволодович, предок литовских князей;(см. А.Б.Лакиер «Русская геральдика», С-Пб. 1855);
  • Святослав, кн. Полоцкий (?-упом. под 1140г.);
  • Роман, кн. Полоцкий (?-1116+);
  • Давыд (1129+);
    женат на дочери Мстислава Великого
  • Глеб (1119+), кн. Минский;
  • Ростислав (1140)
  • Борис , кн. Полоцкий (?-1127+);
  • Основные моменты жизни

    Князь Полоцкий (1044-1101 с перерывами), вел.князь Киевский (1068-1069), около семи месяцев;

    Вопреки политике отца, Всеслав первое время княжения (с 1044 г.) жил в согласии с Ярославичами и в 1060 г. участвовал вместе с ними в походе на торков. В 1065 г. Всеслав неожиданно напал на Псков.

    Потерпев неудачу, он в 1066 или 1067 г. совершил опустошительный набег на Новгород, но при возвращении был настигнут и разбит Изяславом Ярославичем и др.

    ; они захватили Всеслава и двух его сыновей и посадили их в киевский «поруб».

    В 1068г. началось нашествие половцев во главе с ханом Шаруканом. Проиграв битву на р.Альте Изяслав с братьями бежал, оставив Киев без защиты. 15 сентября 1068 года киевляне, разграбив дом и подворье Изяслава, освободили Всеслава и провозгласили его великим князем.

    Когда Изяслав вернулся с польской помощью, Всеслав тайком бежал в Полоцк (апрель 1069 г.). Изяслав, овладев Киевом, выгнал Всеслава из Полоцка и посадил там своего сына Мстислава (вскоре умершего и замененного братом Святополком). Всеслав бежал, по-видимому, к води, набрал из нее войско и 23 октября того же года появился у Новгорода, но был на голову разбит.

    В 1071 г. он овладел Полоцком и удержался там, даже проиграв Изяславичам сражение у Голотическа. К 1073 г. стало заметно сближение между Изяславом и Всеславом.

    Братья Изяслава, Святослав и Всеволод, сочли себя в опасности и изгнали Изяслава из Киева, Всеслава же не тронули. Почему и как испортились у Всеслава отношения с победителями, мы не знаем, но в 1077 — 1078 годах шла у него с ними упорная борьба.

    Обратите внимание

    Владимир Мономах совершил в 1083 г. опустошительный поход на Полоцк, не известно, чем вызванный. После этого спокойствие не нарушалось.

    Всеслав последний держал в одних руках всю Полоцкую землю, переживавшую под его властью время расцвета своих сил. Популярный в своем княжении, Всеслав пользовался большой славой и за его пределами. Его рождение и жизнь красиво окутаны вымыслами.

    ОТ РУСИ ДРЕВНЕЙ ДО ИМПЕРИИ РОССИЙСКОЙ

    Всеслав Брячиславич (ск. 24.04.1101), князь Полоцкий, в 1068—1069 вел. князь. Сын Полоцкого кн. Брячислава Изяславича. Про Всеслава на Руси говорили, что его родила мать «с помощью волхвования».

    При рождении у него на голове оказалось «язвено». Языческие кудесники сказали его матери: «Это язвено навяжи на него, пусть носит его до конца дней своих».

    Нестор писал: «И носит его на себе Всеслав до сего дня, потому и немилостив на кровопролитие».

    В 1044 после смерти отца Всеслав стал владетелем Полоцкой земли. В 1060-е совершил походы на Псков и Новгород Великий, пытаясь присоединить их к своему княжеству. В 1067 он был разбит сыновьями Ярослава Мудрого Изяславом, Святославом и Всеволодом на р. Немиге и бежал с поля битвы.

    Ярославичи поклялись Всеславу, что не причинят ему зла, если он явится к ним на переговоры. Но как только Всеслав вступил в великокняжеский шатер, он был схвачен, отвезен в Киев и посажен в темницу. 14 сент. 1068 восставшие киевляне освободили Всеслава и провозгласили его великим князем.

    Автор «Слова о полку Игореве» так писал о нем: «Всеслав князь людям суд правил, князьям города рядил, а сам ночью волком рыскал; из Киева до петухов, великому Хорсу волком путь перебегая, в Тмутаракань добирался. Ему в Полоцке звонили заутреню у святой Софии колокола, а он звон тот в Киеве слышал.

    Важно

    Хоть и вещая душа была в отважном теле, но часто он беды терпел. Ему вещий Боян такую припевку, мудрый, сложил: “Ни хитрому, ни умному, ни ведуну разумному суда Божьего не миновать”».

    Читайте также:  Краткая биография василия темного

    Княжил Всеслав в Киеве только семь месяцев. В 1069 он, утаясь от киевлян, с которыми вышел в поход против Изяслава Ярославича, бежал в Полоцкую землю. Изяслав лишил Всеслава Полоцкой земли, и некоторое время он был князем-изгоем.

    Затем он возвратил себе Полоцкую область. В 1078 Всеслав захватил и ограбил Смоленск, разорил север Черниговской земли. Вел. кн. Всеволод Ярославич совершил поход в Полоцкую землю и подверг ее опустошению.

    Мощь полоцкого владетеля была подорвана, больше Всеслав не принимал участия в усобицах.

    Рапов О.

    Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа — http://www.rusinst.ru

    Далее читайте:

    Повесть временных лет. Часть 3 (Прозаический перевод на современный русский язык Публикуется в переводе Д.С.Лихачева).

    Литература:

    Paпов О.М. Княжеские владения на Руси в Х — первой половине ХШ в. М.. 1977.

    Источник: http://www.hrono.ru/biograf/bio_we/vseslav7br.php

    Всеслав Брячиславич (2)

    Сохрани ссылку в одной из сетей:

    Введение

    Всесла́в Брячисла́вич (Всесла́в Ве́щий, Всесла́в Чароде́й; ок.

    1029—1101) — князь полоцкий с 1044, единственный представитель полоцкой ветви Рюриковичей на киевском великокняжеском престоле (1068—1069).

    Примечателен также как герой «Слова о полку Игореве» и восточнославянского фольклора, где он предстаёт как богатырь и колдун (волколак), а также необычайно длительным княжением в Полоцке (57 лет).

    1. Происхождение и необычная примета

    Правнук Владимира Святославича и Рогнеды, сын Брячислава Изяславича (ум. 1044, воевавшего со своим дядей Ярославом Мудрым.

    Современникам и потомкам запомнился как «волхв», чародей. «Повесть временных лет» сообщает, что мать родила Всеслава «от волъхвования» и от рождения «бысть ему язвено на главе его».

    Волхвы сказали матери князя: «Се язвено навяжи на нь, да носить е до живота своего»; и его Всеслав «носить… и до сего дне на собе; сего ради немилостив есть на кровьпролитье» (следовательно, этот текст написан ещё при жизни Всеслава).

    Эта цитата толкуется по-разному: «язвено» понимали как родимое пятно, на котором князь носил повязку; по другим данным, Всеслав родился «в сорочке» и носил кожицу (часть плаценты) на себе как амулет.

    2. Борьба с соседними княжествами

    Первоначально полоцкий князь был лоялен к Киеву, приняв в 1060 году участие в походе против торков.

    Совет

    С 1065 года Всеслав начал набеги на соседние княжества, разграбив окрестности Киева, в 1065 году совершил набег[2] на Псков, который продержал в осаде, но не взял, а в 1067 году на берегу реки Черехи он разбил войско новгородского князя Мстислава Изяславича и занял[2] Новгород. Новгород наполовину был сожжён.

    Всеслав захватил пленных и снял с новгородского Софийского собора колокола и прихватив к себе в княжество иконы и утварь новгородских церквей [3]. Затем, в начале 1067 года Всеслав идет на Новогрудок, и занимает его.

    [4] В том же году против него выступили совместно правившие трое Ярославичей («триумвират») — Изяслав Киевский, Святослав Черниговский и Всеволод Переяславский. В битве на Немиге 3 марта 1067 года Всеслав потерпел поражение, а спустя четыре месяца в районе Орши был обманом, под предлогом мирных переговоров, захвачен в плен и приведён в Киев, где его и двоих его сыновей посадили в «поруб» (тюрьму без дверей, построенную вокруг заключённого).

    3. Киевское княжение и возвращение в Полоцк

    В 1068 году Ярославичи были разбиты половцами в битве на Альте. 15 сентября 1068 года в Киеве вспыхнуло восстание, в ходе которого киевляне выпустили Всеслава из поруба и возвели на княжеский престол. Изяслав бежал в Польшу.

    Узнав, что Изяслав возвращается с поляками, и чувствуя неустойчивость своего положения, Всеслав уже после семи месяцев правления ночью бежал в Полоцк. Однако Ярославичи изгнали его и оттуда.

    Воспользовавшись вскоре возникшим раздором между ними, Всеслав помирился в 1071 году с Изяславом и вернул себе родовой Полоцк, где княжил ещё тридцать лет, вплоть до смерти, хотя отношения с Киевом при наследниках Изяслава — Всеволоде и Владимире Мономахе — у него вновь испортились.

    При Всеславе Брячиславиче в Полоцке был воздвигнут православный кафедральный собор Святой Софии (1066), который дошел до нашего времени в значительно преображенном виде (в 1710 году он был практически разрушен).

    Софийский собор в Полоцке является древнейшим монументальным архитектурным сооружением на территории современной Белоруссии. Собор стал символом притязаний Полоцка на равенство с Киевом и Новгородом.

    Колокола для полоцкой святыни были вывезены Всеславом из захваченного им Новгорода, снятые с новгородского Софийского собора.

    После смерти Всеслава Полоцкое княжество разделилось на 6 или 7 уделов.

    Обратите внимание

    4. Брак и дети

    На ком был женат Всеслав, неизвестно. Традиционно считается, что у него было 7 сыновей, но ряд исследователей считают, что Борис — это крестильное имя Рогволода, и сыновей было всего 6. Также дискуссионным является старшинство этих сыновей и уделы, в которых они правили. Сыновья:

    • Давыд
    • Глеб
    • Борис
    • Роман
    • Святослав
    • Ростислав
    • Рогволод

    Всеслав Полоцкий — дед Ефросиньи Полоцкой.

    5. Всеслав в древнерусской литературе и фольклоре

    В Слове о полку Игореве описывается захват Всеславом Новгорода и битва на Немиге. Всеслав представлен колдуном и оборотнем, активно «искавшим» киевского великокняжеского стола, тогда как, по летописи, он скорее оказался на нём помимо воли.

    Кроме того, известие о посещении Всеславом Тмутаракани не находит соответствия в летописях. Не все места в этом отрывке трактуются однозначно.

    Автор «Слова» приводит также «припевку» о Всеславе, сочинённую его современником Бояном, придворным певцом Ярославичей, где тот грозит Всеславу Божьим судом.

    На седьмомъ вѣцѣ Трояни връже Всеславъ жребій о дѣвицю себѣ любу. Тъй клюками подпръся окони, и скочи къ граду Кыеву, и дотчеся стружіемъ злата стола кіевскаго.

    Скочи отъ нихъ лютымъ звѣремъ въ плъночи изъ БЂлаграда, обѣсися синѣ мьглѣ, утръ же воззни стрикусы, отвори врата Новуграду, разшибе славу Ярославу, скочи влъкомъ до Немиги съ Дудутокъ.

    На Немизѣ снопы стелютъ головами, молотятъ чепи харалужными, на тоцѣ животъ кладутъ, вѣютъ душу отъ тѣла. Немизѣ кровави брезѣ не бологомъ бяхуть посѣяни, посѣяни костьми рускихъ сыновъ.

    Всеславъ князь людемъ судяше, княземъ грады рядяше, а самъ въ ночь влъкомъ рыскаше: изъ Кыева дорискаше до куръ Тмутороканя, великому Хръсови влъкомъ путь прерыскаше.

    Важно

    Тому въ Полотскѣ позвониша заутренюю рано у святыя Софеи въ колоколы, а онъ въ Кыевѣ звонъ слыша. Аще и вѣща душа въ друзѣ тѣлѣ, нъ часто бѣды страдаше.

    Тому вѣщей Боянъ и пръвое припѣвку, смысленый, рече: «Ни хытру, ни горазду, ни птицю горазду суда Божіа не минути!

    Личность Всеслава и события киевского восстания 1068 года отразились в былине «Вольх Всеславьевич»; здесь популярный в народе герой также освобождён восставшими горожанами из темницы; его оппонент — не Изяслав, а общеэпический «князь Владимир»; повторяется известный по «Слову о полку Игореве» мотив оборотничества главного героя. Упоминается также борьба с половецким ханом Шаруканом (Шарк-великан, Кудреванко-царь), который воспользовался киевским восстанием для набега на Русь.

    6. Всеслав в современных произведениях искусства

    • В 1923 году белорусский художник Язеп Дроздович написал портрет «Всеслав Полоцкий»
    • Является главным героем цикла рассказов Ника Перумова «Я, Всеслав»
    • Является главным героем исторического романа белорусского писателя Леонида Дайнеки «След ваўкалака» («Тропой Чародея»)
    • Является второстепенным героем исторической повести Елизаветы Дворецкой «Сокровище Харальда»

    7. Память

    В 2005 году Национальный банк Республики Беларусь выпустил памятные монеты «Усяслаў Полацкі» («Всеслав Полоцкий») номиналом 1 рубль (медно-никелевая) и 20 рублей (серебряная).

    В 2007 году в Полоцке установлен памятник Всеславу Брячиславичу (скульпторы А. Прохоров, С. Игнатьев, Л. Минкевич, архитектор — Д. Соколов).

    8. Предки

    Список литературы:

    1. Войтович Леонтій. Ізяславичі. Турово-Пінські князі. Четвертинські. Сокольські // Князівські династії Східної Європи (кінець IX — початок XVI ст.): склад, суспільна і політична роль. Історико-генеалогічне дослідження.. — Львів: Інститут українознавства ім. І.Крип’якевича, 2000. — 649 с. — ISBN 966-02-1683-1 (укр.)

    2. нападения на Псков и Новгород были вызваны, как предполагают некоторые исследователи, желанием Всеслава расплатится за уничтожение Полоцка в 980 году

    3. у исследователей существует предположение о том, что награбленное (церковная утварь, иконы и колокола) были для строящегося в то время полоцкого Софийского Собора

    4. Всеслав Чародей.

    Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Всеслав_Брячиславич

    Источник: https://works.doklad.ru/view/adrjBuOFASY.html

    Всеслав брячиславич

    (между ок. 1010 и 1035 — апр. (?) 1101), кн. полоцкий (1044-1101), сын полоцкого кн. Брячислава Изяславича († 1044), правнук равноап. кн. Владимира (Василия) Святославича.

    Время рождения В. Б. устанавливается приблизительно. Известно, что в 1068 г. у князя было 2 дееспособных в политическом и военном отношениях сына. Следов., его рождение не могло иметь место после 1035 г.; вместе с тем его отец, родившийся в 90-х гг. X в., мог произвести потомство самое ранее ок. 1010 г.

    Заняв полоцкий стол после смерти Брячислава в 1044/45 (мартовском) году, В. Б. впервые упоминается в ПВЛ лишь через 15 лет, под 1060 г., когда он участвует в успешном общерус. походе на кочевников-торков вместе с двоюродными дядьями, сыновьями покойного блгв. киевского кн.

    Ярослава (Георгия) Мудрого, Изяславом (Димитрием) Киевским и его братьями Святославом (Николаем) Черниговским и Всеволодом (Андреем) Переяславским. Это сообщение позволяет думать, что до сер. 60-х гг. XI в. Полоцкое княжество В. Б. было составной частью той политической системы, к-рая сложилась на Руси после 1054 г.

    — после смерти и, вероятно, по завещанию Ярослава Мудрого. Такая политика В. Б. была, очевидно, продолжением его лояльности по отношению к Ярославу. Наречение старших сыновей В. Б. именами Давид, Глеб, Роман и Борис (по крайней мере старшие из них должны были родиться не позднее 1-й пол. 50-х гг. XI в., т. е.

    при жизни Ярослава) говорит об активном участии полоцкого князя в становлении династически-родового и церковного почитания святых Бориса и Глеба (в Крещении Романа и Давида), к-рое было инициировано Ярославом и Киевским митр. Иоанном I скорее всего во 2-й пол. 40-х гг. XI в. Вероятнее всего, на 50-е гг.

    приходится построение в Полоцке кафедрального собора Св. Софии (сохр. частично под позднейшей перестройкой), возможно, той же самой артелью, к-рая в 1050 г. завершила строительство Софийского собора в Новгороде. Данные факты часто рассматриваются исследователями как свидетельство идеологического соперничества Полоцка и Киева.

    Однако вернее было бы видеть в них, напротив, приметы того, что в первые 20 лет правления В. Б. Полоцкое княжество было достаточно тесно интегрировано в общерус. политическое и церковное пространство с центром в Киеве.

    Битва князей Изяслава, Святослава, Всеволода Ярославичей с кн. Всеславом Брячиславичем на р. Немиге. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 97, низ)
    Битва князей Изяслава, Святослава, Всеволода Ярославичей с кн. Всеславом Брячиславичем на р. Немиге. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л.

    97, низ)Резкие перемены в отношениях В. Б. и Ярославичей приходятся на 1065 г., когда полоцкий князь «рать почал» безуспешным нападением на Псков. Причин конфликта источники не объясняют, но сообщают, что главным объектом военных действий В. Б., как и его отца в 1021 г., являлся Новгород, к-рый был захвачен князем в 1066 г. до Неревского конца (т. е. за исключением сев.

    Совет

    половины левобережной Софийской стороны) (ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 123; Т. 6. Вып. 1. Стб. 186). Разбив новгородского кн. Мстислава (сына Изяслава Киевского), В. Б. сжег и ограбил Софийский собор, унеся колокола, паникадила, а также крест — вклад строителя собора блгв. кн. Владимира Ярославича, увел большой полон. После поражения от Ярославичей на р. Немиге (под Минском) 3 марта 1067 г.

    В. Б. вступил в мирные переговоры, но 10 июня (или июля?) того же года во время встречи на Днепре, в районе Орши, Ярославичи вероломно захватили в плен полоцкого князя и 2 его сыновей, несмотря на данное ему клятвенное обещание неприкосновенности. В. Б. подвергся заключению в Киеве.

    Читайте также:  Правление никиты хрущева

    Такое открытое нарушение крестоцелования говорит об ожесточенности конфликта и серьезности угрозы, исходившей от В. Б., но оно же вызвало усиление симпатий среди киевлян по отношению к В. Б. Через год, 15 сент. 1068 г.

    , после катастрофического поражения Ярославичей от половцев и отказа Изяслава выдать оружие киевлянам для продолжения сопротивления кочевникам, в столице Руси произошло восстание. Его результатом стало не только освобождение восставшими В. Б. из темницы, но и его провозглашение киевским князем, тогда как Изяслав был вынужден бежать в Польшу к племяннику своей жены кн.

    Болеславу II (1058-1079). Печерский летописец 60-70-х гг. XI в. (согласно распространенной гипотезе, им мог быть и прп. Никон или кто-то иной) не раз укоряет Изяслава, связывая нашествие «поганых» как казнь Божию с его клятвопреступлением («понеже Изяслав, целовав крьст, и я и [схватил его, т. е. Всеслава.- А. Н.

    ], темже наведе Бог поганыя»), а переворот в Киеве — с молитвой пленного В. Б. накануне своего освобождения, в день Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня (14 авг.

    ): «О Крьсте Чьстьныи, понеже к Тобе веровах, избави ми от рова сего», и далее: «Бог же показа силу кьрстьную на показание земли Русьстеи, да не преступають Чьстьнаго Крьста, целовавъше Его; аще ли преступить къто, то и сьде прииметь казнь и на придущим веце казнь вечьную» (Там же. Т. 1. Стб. 172; Т. 2. Стб. 161-162).

    Эти недвусмысленные указания, так же как и пространное рассуждение о гневе Божием «грех ради наших» в статье 1068 г., свидетельствуют о том, что в Киево-Печерском мон-ре и, очевидно, в Киеве было немало сочувствующих В. Б. как жертве клятвопреступления Ярославичей, и прежде всего Изяслава.

    Такой позицией мон-ря объясняется и преследование Изяславом после своего возвращения в Киев в 1069 г. прп. Антония Печерского «за Всеслава», к-рое вынудило основателя Печерской обители временно удалиться в Чернигов. Вместе с тем нет оснований считать, что Печерский мон-рь своим авторитетом способствовал вокняжению В. Б. в Киеве, т. к.

    по династическим понятиям того времени оно было явной узурпацией. В том числе и поэтому В. Б., чувствуя непрочность своего положения в Киеве, не решился на вооруженное сопротивление Изяславу, к-рый весной 1069 г. с польск. подмогой двинулся на Русь. Покинув киевское войско под Белгородом (прикрывавшим зап. подступы к Киеву), В. Б. бежал в Полоцк.

    События краткого, примерно 7-месячного, княжения В. Б. в Киеве в ПВЛ никак не отразились. Основываясь на словах, что «Всеслав князь людем судяше, князем грады рядяше» («Слово о полку Игореве»), была высказана гипотеза, будто именно в это время оставшиеся на Руси Ярославичи вступили в договорные отношения с В. Б.: в обмен на признание Киева за В. Б.

    Обратите внимание

    Святослав Черниговский якобы получил Новгород (где посадил сына Глеба), а Всеволод Переяславский — Волынь (В. А. Кучкин). Однако более вероятным представляется, что Новгород и Волынь оказались в руках младших Ярославичей по договору со старшим братом Изяславом и несколько ранее: либо при присоединении Полоцка к Киеву в 1067 г., либо при удалении Изяслава в Польшу в авг. 1068 г.

    Возвращение в Чернигов кн. Святослава Ярославича с дружиной после победы над половцами у Сновска. Вокняжение кн. Всеслава Брячиславича Полоцкого в Киеве. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 100)
    Возвращение в Чернигов кн. Святослава Ярославича с дружиной после победы над половцами у Сновска. Вокняжение кн. Всеслава Брячиславича Полоцкого в Киеве.

    Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 100)Заняв вторично киевский стол 2 мая 1069 г., Изяслав изгнал В. Б. из Полоцка, где посадил своих сыновей, сначала Мстислава, а затем, после его скорой смерти, Святополка (Михаила) Изяславича. Тем не менее В. Б., видимо, сохранил какие-то опорные пункты в Полоцкой земле или имел поддержку среди прибалтийско-фин.

    племен из числа данников Новгорода, т. к. сумел в ответ организовать новое нападение на Новгород, в к-ром главную силу составляли «вожане» (фин. население буд. Водской пятины Новгородской земли). Однако 23 окт. 1069 г. он потерпел поражение от новгородского кн. Глеба, сына Святослава Ярославича, был захвачен в плен, но отпущен «Бога деля».

    В Полоцке, очевидно, продолжали предпочитать «своего» князя, и в 1071 г. В. Б. сумел вернуть себе стольный город и опять утвердиться в нем, несмотря на новое поражение, на этот раз от сына Изяслава, блгв. кн. Ярополка (Гавриила) Изяславича.

    Кризис «триумвирата» и назревавший конфликт между Изяславом и младшими Ярославичами заставили киевского князя искать сближения и даже брачного союза с В. Б. Неизвестно, успел ли состояться последний до нового изгнания братьями Изяслава в марте 1073 г., но в киевское княжение Святослава никаких военных действий против В. Б. не было. Они возобновились в дек. 1076 г.

    , после смерти Святослава. Уже летом следующего года (неясно, до возвращения Изяслава Ярославича на киевский стол 15 июля 1077 или после него) Всеволод Ярославич с сыном совершили поход на Полоцк. Зимой 1077/78 г. блгв. кн. Владимир (Василий) Всеволодович Мономах в сопровождении Святополка Изяславича снова разорил окрестности стольного города В. Б. Как и после 1069 г., предполагалось вытеснить В. Б. из Полоцка, а город должен был перейти либо к Изяславу, либо ко Всеволоду. Ответ В. Б. не заставил себя ждать. Немедленно после захвата в конце авг. 1078 г. безземельными князьями Олегом Святославичем и Борисом Вячеславичем Чернигова, принадлежавшего тогда Всеволоду Ярославичу, В. Б., оставив в покое Новгород, вернувшийся под власть Изяслава, совершил нападение на др. город Всеволода — Смоленск. Последовавший в кон. 1078 г. поход Владимира Мономаха на владения В. Б. (были разорены Лукомльская, Логожская и Друцкая волости, т. е. весь юго-восток Полоцкого княжества) получил продолжение в 1081 г. (по реконструируемой хронологии «Поучения» Владимира Мономаха), когда Мономах ходил войной на юг Полоцкой земли — в Минскую вол.

    После этого сведений о военных действиях против В. Б. нет. Однако брак сына В. Б. Глеба Всеславича, буд. кн. минского, с дочерью волынского кн. Ярополка Изяславича Анастасией, к-рый следует датировать если не ок. 1085 г., то во всяком случае временем киевского княжения Всеволода Ярославича (до апр.

    1093), свидетельствует о сохранении определенной напряженности между Киевом и Полоцком, коль скоро один из самых активных сыновей В. Б. ищет союза с потомками покойного Изяслава Ярославича. Отсутствие В. Б. и каких бы то ни было его представителей на общерус. княжеском съезде в Любече в 1097 г.

    можно объяснить и сохранявшимся недоверием полоцкого князя по отношению к Киеву, и демонстративным желанием подчеркнуть, что его вотчинные права не зависят от решений съезда. Летописная дата смерти В. Б.- 6609 г., «априля в 14 дьнь, индикта 9, в среду» — содержит внутреннее противоречие, т. к. 14 апр. в 1101 г.

    Важно

    приходилось на воскресенье; наиболее естественными конъектурами надо признать «14 августа» или «17 апреля».

    Были ли отношения официально урегулированы позже, неясно, но так или иначе военная активность Всеславичей уже в первые годы после смерти В. Б., насколько можно судить по скудным данным источников (поход 1106 г. «всей братии» Всеславичей на «зимеголу» — балтское племя земгалов близ устья Зап. Двины), направлялась уже не в сторону Новгорода и подвластных ему земель, а в Н.

    Подвинье, ставшее впосл. традиц. областью полоцких даней. В то же время никто из полоцких князей, ни сам В. Б., ни его сыновья и внуки, ни разу не участвовали в общерус. мероприятиях (княжеских съездах, походах против половцев) в правление киевских князей Святополка Изяславича (1093-1113) и Владимира Мономаха (1113-1125), что привело в 1129 г.

    к высылке почти всего полоцкого княжеского дома в изгнание в Византию блгв. киевским кн. Мстиславом (Феодором) Владимировичем. Это значит, что затяжной конфликт В. Б. с Ярославичами отражал устойчивые сепаратистские черты династического сознания полоцкой ветви древнерус. княжеского семейства, следствием чего стало представление о существовании исконной вражды «Рогволожих внуков (т. е.

    полоцких князей.- А. Н.) противу Ярославлих внуков» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 301).

    Особо следует отметить то отражение, какое фигура В. Б. получила в эпосе. Уже работавший в 90-х гг. XI в. киевский летописец, сообщая о вокняжении В. Б. в 1044 г., счел необходимым отметить слухи об особо развитых языческих суевериях при полоцком княжеском дворе: В. Б.

    был будто бы рожден «от вълхвования» и по совету волхвов носил на себе некое «язвьно», с к-рым родился (по распространенному, но предположительному толкованию — часть околоплодной плевы), и «сего ради немилостив есть на кръвопролитие».

    Спустя столетие в «Слове о полку Игореве» появился вполне сложившийся эпически гиперболизированный образ князя-волхва; он «в ночь влъком рыскаше», за одну ночь «дорыскаше» из Киева до Тмутаракани, слышит в Киеве звон полоцких колоколов и т. п. Чудесные возможности В. Б.

    видятся автору «Слова» причиной удивительного политического взлета и падения полоцкого князя: так, он «скочи ко граду Кыеву и дотчеся стружием (копьем? — А. Н.) злата стола Киевскаго», а затем «скочи от них (киевлян.- А. Н.) лютым зверем в плъночи из Бела-града, обесися сине мгле» и проч.

    Знаменательно отсутствие в «Слове» каких-то упреков в адрес В. Б., присутствующих в летописи, но нет и «воспевания» полоцкого князя «как общерусского героя», к-рое иногда усматривают (Б. А. Рыбаков). В позднейших былинах, особенно о «Волхе Всеславьевиче», облик В. Б.

    Совет

    окончательно теряет всякую реальную связь со своим историческим прототипом, превращаясь из узурпатора киевского стола в одного из сказочных защитников Киева от некоего «индейского царя», хотя волшебные способности Волха Всеславьевича, к-рый умеет «обвертываться» то «ясным соколом», то «серым волком», то «гнедым туром-золотые рога», живо напоминают В. Б. из «Слова о полку Игореве».

    Ист.: ПСРЛ. Т. 1-2; Т. 4. Ч. 1; Т. 6. Вып. 1; Т. 40; НПЛ (по указ.); Слово о полку Игореве / Под ред. В. П. Адриановой-Перетц. М., 1950; Волх Всеславьевич // Былины. Л., 1986. С. 89-94. (Б-ка поэта; Б. сер.)Лит.: Грушевський М. [С.] Iсторiя Украïни-Русi. Львiв, 19052. Т. 2 (по указ.); Рыбаков Б. А. Древняя Русь: Сказания, былины, летописи. М., 1963. С. 85-98; Алексеев Л. В. Полоцкая земля. М., 1966; он же. Полоцкая земля // Древнерус. княжества X-XIII вв. М., 1975. С. 202-239; Раппопорт П. А. Рус. архитектура X-XIII вв.: Кат. памятников. Л., 1982. С. 94. (САИ; Е1-47); Кучкин В. А. «Слово о полку Игореве» и междукняжеские отношения 60-х гг. XI в. // ВИ. 1985. № 11. С. 29-33; Соловьев С. М. Соч. М., 1988. Кн. 1. Т. 1-2 (по указ.).История Древней Руси История Древней Руси. ПерсоналииДревняя Русь (Древнерусское государство), древнейшее государство восточных славян Всеслав Брячиславич (между ок. 1010 и 1035 — 1101), князь полоцкий (1044-1101), сын полоцкого князя Брячислава Изяславича († 1044), правнук равноапостольного князя Владимира (Василия) Святославича Князья полоцкиеАГАФИЯ ВСЕВОЛОДОВНА († 1238), св. блгв. кнг. местночтимая (пам. 23 июня — в Соборе Владимирских святых)АГРИППИНА († 1237), кнг. рязанскаяАЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ (1200–1339), кн. тверской, вел. кн. владимирский (1326-1327), св. блгв., мч. (пам. в 1-ю неделю после 29 июня — в Соборе Тверских святых и во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Всех святых в земле Российской просиявших)АЛЕКСАНДР (ПЕРЕСВЕТ) И АНДРЕЙ (ОСЛЯБЯ) РАДОНЕЖСКИЕ (XIV в.), преподобные (пам. 7 сентября, в Соборя Брянских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Радонежских святых)АЛЕКСАНДР ЯРОСЛАВИЧ НЕВСКИЙ (в иночестве Алексий, после 1219/20 — 1263), вел. кн. Владимирский, св. блгв. (пам. 23 нояб. и 30 авг., в Соборе Владимирских святых, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Ростово-Ярославских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе Тульских святых и в Соборе святых земли Эстонской)АЛЕКСАНДРА княгиня Владимирская

    Источник: http://www.pravenc.ru/text/155544.html

    Ссылка на основную публикацию