Образование ссср

Образование СССР

Важную роль в успешном социалистическом строительстве сыграло государственное объединение советских социалистических республик.

Добровольное объединение суверенных советских республик в единое союзное многонациональное социалистическое государство диктовалось ходом их политического, экономического и культурного развития и было подготовлено практически в результате осуществления ленинской национальной политики.

Совместная борьба народов советских республик против внешних и внутренних врагов показала, что договорных отношений между ними, установившихся в первые годы Советской власти, было недостаточно для восстановления хозяйства и дальнейшего социалистического строительства, для того, чтобы отстоять свою государственную самостоятельность и независимость. Успешно развивать народное хозяйство было возможно только при условии объединения всех советских республик в единое экономическое целое. Большое значение имело и то, что между различными районами страны исторически сложилось хозяйственное разделение труда и взаимозависимость. Это обусловливало взаимопомощь и тесные хозяйственные связи. Угроза военной интервенции со стороны империалистических государств требовала единства во внешней политике, укрепления обороноспособности страны.

Обратите внимание

Союзное сотрудничество республик особенно важно было для тех нерусских народов, которым предстояло пройти путь от докапиталистических форм хозяйства к социализму. Образование СССР вытекало из наличия социалистического уклада в народном хозяйстве и из самой природы Советской власти, интернациональной по своей сущности.

В 1922 во всех республиках развернулось массовое движение трудящихся за объединение в единое союзное государство. В марте 1922 была провозглашена Закавказская федерация, оформившаяся в декабре 1922 в Закавказскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику (ЗСФСР).

Вопрос о формах объединения республик разрабатывался и обсуждался в ЦК партии. Идея автономизации, т. е. вхождения самостоятельных советских республик в РСФСР на правах автономии, выдвинутая И. В.

Сталиным (с апреля 1922 Генеральный секретарь ЦК партии) и поддержанная некоторыми другими партийными работниками, была отвергнута Лениным, затем Октябрьским пленумом (1922) ЦК РКП (б).
Ленин выработал принципиально иную форму объединения независимых республик.

Он предложил создать новое государственное образование — Союз Советских Социалистических Республик, в который все советские республики вошли бы вместе с РСФСР на равных правах.

Состоявшиеся в декабре 1922 съезды Советов УССР, БССР, ЗСФСР, а также 10-й Всероссийский съезд Советов признали своевременным объединение советских республик в единое союзное государство. 30 декабря 1922 в Москве открылся 1-й съезд Советов СССР, который утвердил Декларацию об образовании Союза ССР.

В ней были сформулированы основные принципы объединения республик: равноправие и добровольность вхождения их в Союз ССР, право свободного выхода из Союза и доступ в Союз новым советским социалистическим республикам. Съезд рассмотрел и утвердил Договор об образовании СССР. Первоначально в Союз ССР вошли: РСФСР, УССР, БССР, ЗСФСР.

Образование Союза ССР явилось триумфом ленинской национальной политики и имело всемирно-историческое значение. Оно стало возможным благодаря победе Октябрьской революции, установлению диктатуры пролетариата и созданию социалистического уклада в экономике. 1-й съезд Советов избрал верховный орган власти Союза ССР — ЦИК СССР (председатели: М. И. Калинин, Г. И. Петровский, Н. Н. Нариманов и А. Г. Червяков). На 2-й сессии ЦИК было сформировано правительство СССР — СНК СССР во главе с Лениным.

Важно

Объединение материальных и трудовых ресурсов в едином государстве имело огромное значение для успешного социалистического строительства. Ленин, выступая в ноябре 1922 на пленуме Моссовета и подводя итоги пятилетия Советской власти, выразил уверенность в том, что «… из России нэповской будет Россия социалистическая» (там же, с. 309).

Осенью того же года Ленин тяжело заболел. Будучи больным, он написал ряд важнейших писем и статей: «Письмо к съезду», «О придании законодательных функций Госплану», «К вопросу о национальностях или об «автономизации», «Странички из дневника», «О кооперации», «О нашей революции», «Как нам реорганизовать Рабкрин», «Лучше меньше, да лучше».

В этих работах Ленин подвёл итоги развития советского общества и указал конкретные пути построения социализма: индустриализация страны, кооперирование крестьянских хозяйств (коллективизация), проведение культурной революции, укрепление социалистического государства и его вооруженных сил.

Указания Ленина, сделанные им в последних статьях и письмах, легли в основу решений 12-го съезда партии (апрель 1923) и всей дальнейшей политики партии и правительства. Подведя итоги нэпа за 2 года, съезд наметил пути претворения в жизнь новой экономической политики.

Решения съезда по национальному вопросу содержали развернутую программу борьбы за ликвидацию унаследованного от прошлого хозяйственного и культурного неравенства между народами.

Несмотря на значительные успехи в восстановлении народного хозяйства, в 1923 страна ещё переживала серьёзные трудности. Насчитывалось около 1 млн. безработных. В руках частного капитала находилось до 4 тыс. мелких и средних предприятий лёгкой и пищевой промышленности, 3/4 розничной и около половины оптово-розничной торговли.

Нэпманы в городе, кулаки в деревне, остатки разбитых эсеро-меньшевистских партий и другие враждебные силы вели борьбу против Советской власти. Хозяйственные трудности усугубились кризисом сбыта промышленных товаров, вызванным различиями в темпах восстановления промышленности и сельского хозяйства, недостатками в области планирования, нарушениями промышленными и торговыми органами политики цен.

На промышленные товары цены сложились высокие, а на продукты сельского хозяйства — крайне низкие. Расхождение в ценах (т. н. ножницы) могло привести к сужению базы промышленного производства, подрыву индустрии, ослаблению союза рабочего класса и крестьянства.

Совет

Были приняты меры для устранения возникших трудностей, ликвидации кризиса сбыта: снижены цены на промышленные товары, успешно осуществлялась денежная реформа (1922—24), приведшая к установлению твёрдой валюты.

Воспользовавшись острой внутренней, а также сложившейся международной обстановкой и болезнью Ленина, троцкисты предприняли новые атаки на партию.

Они чернили работу ЦК партии, требовали свободы фракций и группировок, выступали против снижения цен на товары, предлагали повысить налоги с крестьян, закрыть нерентабельные предприятия (имевшие крупное народно-хозяйственное значение), увеличить ввоз промышленных изделий из-за границы.

13-я партийная конференция (январь 1924), осудив троцкистов, заявила, что «… в лице нынешней оппозиции мы имеем перед собою не только попытку ревизии большевизма, не только прямой отход от ленинизма, но и явно выраженный мелкобуржуазный уклон» («КПСС в резолюциях…», 8 изд., т. 2, 1970, с. 511).

31 января 1924 2-й съезд Советов СССР утвердил первую Конституцию Союза ССР. В её основу были положены Декларация и Договор об образовании Союза ССР, принятые 1-м Всесоюзным съездом Советов в 1922. В составе ЦИК были 2 равноправные палаты: Союзный Совет и Совет Национальностей.

Было установлено единое союзное гражданство: гражданин каждой республики является гражданином СССР. Конституция обеспечивала трудящимся СССР широкие демократические права и свободы и активное участие в управлении государством.

Но в то время, в обстановке острой классовой борьбы, Советская власть была вынуждена лишить избирательных прав классово чуждые элементы: кулаков, торговцев, служителей религиозных культов, бывших служащих полиции и жандармерии и др.

Конституция СССР имела огромное международное и внутреннее значение. В соответствии с её текстом были разработаны и утверждены конституции союзных республик.

Обратите внимание

Продолжалось национально-государственное строительство. Завершался процесс государственного устройства Российской Федерации (к 1925 в неё входили, кроме губерний, 9 автономных республик и 15 автономных областей).

В 1924 БССР из РСФСР передан ряд уездов Смоленской, Витебской и Гомельской губерний, населённых главным образом белорусами, в результате чего территория БССР увеличилась более чем в 2 раза, а население почти втрое. В составе УССР образована Молдавская АССР.

В 1924—25 проведено национально-государственное размежевание советских республик Средней Азии, в результате которого народы Средней Азии получили возможность создания суверенных национальных государств. Из областей Туркестанской АССР, Бухарской и Хорезмской республик, населённых узбеками и туркменами, образовались Узбекская ССР и Туркменская ССР.

Из областей Туркестанской АССР и Бухарской республики, населённых таджиками, образовалась Таджикская АССР, вошедшая в состав Узбекской ССР. Районы, населённые казахами, входившие ранее в Туркестанскую АССР, были воссоединены с Казахской АССР. Из районов, населённых киргизами, была образована Киргизская АО в составе РСФСР.

3-й съезд Советов СССР (май 1925) принял в состав СССР вновь образованные союзные республики — Узбекскую ССР и Туркменскую ССР.

Источник: Большая советская энциклопедия: В 30 т. — М.: «Советская энциклопедия», 1969-1978.

Гражданская война История Новая экономическая политика (НЭП)

Источник: https://sovtime.ru/history/obrazovanie-sssr

ЕГЭ. История. Кратко. Образование СССР

Образование СССР

Дата образования СССР — Союза Советских Социалистических республик

30 декабря 1922г. – на I Всесоюзном съезде Советов

31 января 1924 года 2 съезд Советов принимает Конституцию СССР

СССР распался 26 декабря 1991г.

Документы

Декларация и Договор об образовании СССР

Предпосылки образования СССР

 

  • Наличие тесных экономических связей и общих сырьевых ресурсов.
  • В годы Гражданской войны был заключён военно-политический союз между Россией, Белоруссией, Украиной: объединялись все военные силы, назначалось единое командование.
  • У власти находилась единая партия — большевиков.
  • Однотипность государственного устройства, единая цель – построение социализма.
  • Единая история

В СССР в 1922 году вошли 4 республики:

РСФСР

УССР

БССР

ЗСФСР

В последующие годы в СССР вошли

1924 – Узбекская ССР

1925 -Туркменская ССР

1929- Таджикская ССР

1936- Казахстан и Киргизия

1936- ликвидирована ЗСФСР и вошли в состав СССР как союзные республики Грузия, Азербайджан и Армения.

1940 – в состав ССР вошли Молдавская ССР, Литовская СССР, Латвийская СССР и Эстонская СССР

Карело-Финская ССР-  с 21 марта 1940г.- 16 июля 1956г. (стала автономной республикой)

Проекты объединения

  • План автономизации Сталина И.В., наркома по делам национальностей: все республики входят в состав СССР на правах автономии, теряя всякую самостоятельность. Ленин В.И. назвал этот план антидемакратическим, считал, что он обострит отношения Москвы с республиками.
  • План создания федерации В.И.Ленина. Суть: республики входят в состав СССР на правах федерации, то есть равноправия, сохранения суверенных прав, вплоть до возможности выхода из СССР и образования самостоятельного государства.

Реализован был план Ленина В.И.

 27 декабря 1922 года четырьмя республиками был подписан Договор об образовании СССР, который был ратифицирован, то есть принят,  30 декабря 1922г.

В ведение СССР входило:

  • оборона
  • внешняя политика
  • государственная безопасность
  • охрана границы
  • внешняя торговля
  • транспорт
  • бюджет
  • связь
  • денежное обращение

Однако после смерти Ленина В.И. в 1924 году Сталин И.В. фактически вернулся к своему плану автономизации, в стране стала формироваться  сверхцентрализация власти.

Органы власти в СССР

Высшим органом государства  — Всесоюзный съезд Советов.

 В период между съездами  — ЦИК СССР, организованный  по принципу двухпалатности — Союзный Совет и Совет Национальностей.

М. И. Калинина — председатель ЦИК,

сопредседатели — Г. И. Петровский, Н. Н. Нариманов, А. Г. Червяков. Правительство Союза (Совнарком СССР) возглавил В. И. Ленин.

Значение образования СССР

  • Было создано огромное государство, дающее безопасность существования и развития его народам.
  • Дальнейшее развитие экономики, ликвидация последствий Гражданской войны, установление крепких экономических связей.
  • Позитивные последствия в развитии социальной сферы, культуры, образования, здравоохранения: строились школы, открывались театры, развивалась культура. СМИ. Некоторые народы впервые получили письменность, которую разработали учёные.
  • Началось активное развитие некоторых отсталых районов России: в Среднюю Азию, в Закавказские республики переводились фабрики, заводы, строились железные дороги, проводились линии электропередач, туда направлялись квалифицированные специалисты.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Бесплатные шаблоны для Joomla на web-disign.ru.

E-mail

Powered by Warp Theme Framework

Источник: http://poznaemvmeste.ru/index.php/117-istoriya-ege-teoriya/nachalo-20-veka/712-ege-istoriya-kratko

Образование СССР

Тема: «Образование СССР «

План:

1. Введение 3

2. Проекты объединения советских республик 5

3. Принятие Декларации и
Договора об образовании СССР 10

4. Разработка и принятие Конституции СССР. 14

5. Заключение 20

6. Список использованной литературы: 22

После революции на территории бывшей Российской Империи возник ряд автономных и самостоятельных национальных республик.

Между советскими республиками установились прочные связи. Для утверждения союза наций имелись необходимые условия: народы в тесном единстве совершили революцию, у них была одна цель – социализм. Важным фактором единства было существование общей Коммунистической партии – РКП(б). Компартии республик действовали под её руководством и пользовались правами областных комитетов.

Отстаивая завоевания революции, в том числе свою национальную независимость, РСФСР и другие советские республики ещё в годы гражданской войны заключили между собой ряд двусторонних договоров, создав таким образом тесный военно-политический союз. Связи между республиками крепли год от года.

Важно

Так, по договору, подписанному в ноябре 1920 года, произошло объединение ряда государственных органов РСФСР и Азербайджана в сферах обороны, экономики, внешней торговли, продовольствия, транспорта, финансов и средств связи.

Вслед за тем, в конце 1920 – начале 1921 годов, аналогичные двусторонние договоры с РСФСР были заключены также Украиной, Белоруссией, Арменией и Грузией. Это был важный этап в национально-государственном строительстве.

Одну из альтернативных форм объединения республик дал опыт Закавказья.

Весной 1922 года полномочная конференция представителей ЦИК Азербайджанской ССР, ЦИК Армянской ССР и ЦИК Грузинской ССР утвердила договор о создании Федеративного Союза Социалистических Советских Республик Закавказья.

Сложился конфедеративный союз, высшим органом которой являлась Полномочная конференция представителей, избираемых в равном числе правительствами республик, а объединенным исполнительным органом — избираемый конференцией Союзный совет.

Читайте также:  Установление монголо-татарского ига на руси

В декабре 1922 г. I Закавказский съезд Советов преобразовал ФС ССРЗ в единую Закавказскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику (ЗСФСР), при сохранении самостоятельности входивших в нее Азербайджанской, Армянской и Грузинской ССР. Утверждена была и Конституция ЗСФСР.

Таким образом, к началу двадцатых годов выявились три основные формы социалистической федерации: одна была основана на автономии (РСФСР), другая выражалась в двусторонних договорах РСФСР с другими самостоятельными советскими республиками, третья основывалась на новой (по сравнению с РСФСР) форме федерации, в которой составляющие её республики обладали более широкими правами, чем автономные в РСФСР.

Весной и летом 1922 г. партийные организации Украины, Белоруссии и Закавказья, обсуждая пути более тесного объединения с РСФСР, обратилась в ЦК РКП(б) с просьбой выработать принципы и формы единого Советского государства.

Была создана комиссия Оргбюро ЦК РКП(б) из представителей ЦК РКП(б) и ЦК компартий республик. Председателем комиссии был И. В.

Сталин, который еще с момента создания первого советского правительства возглавлял наркомат по делам национальностей.

Совет

В процессе работы комиссии И. В. Сталин выдвинул план «автономизации», который предусматривал вхождение советских республик в состав РСФСР на правах автономных республик. При этом высшими органами государственной власти и управления оставались ВЦИК, СНК и СТО РСФСР.

Сталинский план «автономизации» был закономерным итогом борьбы между теми, кто под коммунистическим флагом шел к изоляционизму и сепаратизму и теми, кто стремился добиться единства республик под эгидой центрального московского правительства.

По мере того, как усиливались сепаратистские настроения среди национал-коммунистов, значительно окрепли позиции централистского крыла партии. Идея объединения республик на правах автономий в составе РСФСР, которую помимо И. В. Сталина отстаивали В. М. Молотов, Г. К. Орджоникидзе, Г. Я. Сокольников, Г. В.

Чичерин и другие, созрела не только в высших эшелонах власти, но и выдвигалась на более низких ступенях государственного аппарата и имела немало сторонников среди коммунистов окраин.

Проект был одобрен партийным руководством Азербайджана, Армении и Закавказским крайкомом РКП(б).

ЦК КП Грузии выступил против, заявив, что объединение в форме автономизации преждевременно, объединение хозяйственной и общей политики необходимо, но с сохранением всех атрибутов независимости. Фактически это означало оформление конфедерации советских республик, основанной на единстве военной, политической, дипломатической и частично — хозяйственной деятельности.

В целом, не возражая против резолюции, Центральное бюро КП Белоруссии высказалось за предпочтение договорных отношений между независимыми союзными республиками.

ЦК КП Украины проекта не обсуждал, но заявил, что исходит из принципа независимости Украины.

Источник: http://MirZnanii.com/a/333493/obrazovanie-sssr

Образование СССР и его значение

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-2/2016 2410-700Х

индивидуальную работу с подростками (шестой модуль).

Изучение индивидуально-личностных особенностей обучающихся, составление социально-психологических портретов и рекомендаций по развитию социальной активности позволяет выстроить индивидуальный маршрут.

Отслеживание прохождения маршрута производится посредством ведения протоколов, в которых учитываются сведения, полученные посредством психологического тестирования, а также данные педагогического наблюдения.

Соотношение наиболее значимых внутриличностных факторов с факторами образовательной организации положено в основу реализации индивидуального маршрута развития социальной активности.

Обратите внимание

В первую очередь учитываются ресурсы клуба: модульная программа клубной деятельности, набор педагогических технологий, позволяющих выстроить индивидуальный маршрут развития социальной активности, кадровые ресурсы, соответствующие такой задаче, и специально организованная пространственно-предметная среда клуба.

Используются также другие ресурсы системы дополнительного образования, когда подростки выбирают то или иное творческое объединения по результатам консультации психолога и посещения мотивирующих мероприятий.

Таковы основные характеристики целевого, организационно-содержательного и психолого-педагогического компонентов модели формирования социальной активности.

Список использованной литературы:

1. Страдзе А. Э. Социальная активность в российском обществе: структурно-деятельностное измерение. Диссертация на соискание уч. степ. доктора социол. наук. Ростов н/Д., 2013.

2. Новикова Г. В. Социально-психологические технологии формирования социальной активности молодежи в добровольческой деятельности. Диссертация на соискание уч. степ. канд. психол. наук. М., 2013.

© Трофимова С.С., 2016

УДК 94

Д.И. Фёдоров

студент 3 курса факультета энергетики и систем управления Воронежский Государственный технический университет г. Воронеж, Российская Федерация В.И. Черноусов

студент 3 курса факультета энергетики и систем управления Воронежский Государственный технический университет г. Воронеж, Российская Федерация

ОБРАЗОВАНИЕ СССР И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ

Аннотация

В статье рассказывается о возникновения СССР и влиянии его на дальнейшую судьбу страны. Исследуются причины, которые привели к образованию Советского Союза.

Важно

Рассматривается, в каких условиях приходилось принимать волевые судьбоносные решения, с какими проблемами при этом приходилось сталкиваться советским руководителям. Особое внимание уделяется политической борьбе как внутренней (в основном между Лениным и Сталиным), так и внешней.

В конце статьи выводится значение образования СССР и описывается влияние, оказанное на будущее страны, причем как с положительной, так и с отрицательной стороны.

Ключевые слова

История, СССР, возникновение, национальный вопрос, политическая борьба, объединение.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-2/2016 ISSN 2410-700Х_

Война и иностранная интервенция вызвали необходимость создания оборонительного союза большевистских сил центра и национальных регионов. Летом 1919 г. сложился военно-политический союз советских республик. 1 июня 1919 г.

был подписан декрет «Об объединении советских республик России, Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии для борьбы с мировым империализмом». На его основе создавалось единое военное командование, объединялись совнархозы, транспорт, комиссариаты финансов, труда.

Понятно, что управление объединенной финансовой системой осуществлялось из Москвы, точно также, как национальные воинские образования были полностью подчинены Главному командованию Красной Армии. Военно-политическое единство советских республик сыграло важную роль в разгроме объединенных сил интервенции.

Позже в качестве эксперимента во ВЦИК РСФСР были введены представители Украины, Белоруссии, Закавказских республик, началось объединение некоторых наркоматов. В результате ВСНХ РСФСР фактически превратился в орган управления промышленностью этих республик. Принятый в 1920 г.

план ГОЭЛРО (электрификации России) также был рассчитан на единый хозяйственный механизм всех районов страны. В феврале 1921 г. был создан Госплан РСФСР во главе с Г.М. Кржижановским, призванный руководить выполнением единого хозяйственного плана. В августе 1921 г.

Совет

в РСФСР был создан Федеральный комитет по земельным делам, регулировавший развитие сельскохозяйственного производства и землепользования в масштабах всей страны. В феврале 1922 г.

в Москве совещание представителей РСФСР, Украины, Белоруссии, Азербайджана, Армении, Грузии, Бухары, Хорезма и Дальневосточной республики поручило делегации ВЦИК представлять на международной конференции в Генуе по вопросам экономического восстановления Центральной и Восточной Европы (апрель 1922 г.) интересы всех советских республик, заключать от их имени любые договоры и соглашения. Делегация РСФСР была пополнена затем представителями Украины, Азербайджана, Грузии и Армении. [1, с. 769]

Практика первых лет советской власти заключалась в создании автономий в Российской Федерации на национальной, территориальной, экономической основе. [1, с. 770] В марте 1918 г., когда крайне ослабленная советская власть искала поддержки, Наркомнац (Народный комиссариат по национальностям) попытался создать первую опытную автономию в рамках федерации. 23 марта 1918 г.

он опубликовал декрет, выработанный при участии Султана Галиева и Муллы-Hyp Вахитова — двух представителей недавно созданного Центрального мусульманского комиссариата, — где часть территории Южного Урала и Средней Волги объявлялись Татаро-Башкирской Советской Республикой, входящей в Российскую Советскую Федеративную Социалистическую Республику.

Несмотря на намеренно неясные формулировки, обещание создать на такой огромной территории национальную мусульманскую республику воплощало в жизнь давнюю мечту всех мусульман России: создать наконец автономное мусульманское государство.

Но Султан Галиев стремился к большему: он считал, что Татаро-Башкирская Республика должна стать очагом, революционные искры которого попали бы в самое сердце Востока. [2, с. 150-151]

В стремлении республик к укреплению своих суверенных прав ряд партийных работников, включая наркомнаца И.В. Сталина, видели главную преграду на пути к единству.

Обратите внимание

Создание независимых национальных республик рассматривалось лишь как временный шаг на пути к будущему объединению.

Обратите внимание

Создание независимых национальных республик рассматривалось лишь как временный шаг на пути к будущему объединению.

[1, с. 770]

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovanie-sssr-i-ego-znachenie

Образование СССР

Образование СССР

Ключевые вопросы:

1)Как и почему менялась позиция большевиков по национальному вопросу?

2)Назовите предпосылки образования СССР.

3)В чём заключались отличия основных планов образования союзного советского государства?

4)Какие республики первоначально вошли в состав СССР?

5)Назовите органы государственной власти в СССР по Конституции 1924 г.

6)Что собой представляла политика коренизации?

В 20-е годы большевистское руководство много внимания уделяло национальному вопросу. Ещё в первую программу партии, принятую на II съезде РСДРП, был включён пункт о праве наций на самоопределение, вплоть до отделения и образования собственного государства.

Эта идея была заложена и в Декларации прав народов России.

Она провозглашала равенство и суверенность народов страны, их право на свободное определение, отмену всех национальных и национально-религиозных привилегий, свободное развитие национальных меньшинств и этнографических групп.

Но после победы Октябрьской революции вопрос о создании национальных государств был для большевиков не слишком актуален. Они считали неизбежной мировую революцию. А после её победы государственные границы перестанут разделять пролетариев разных стран.

Больше внимания уделялось поддержке революционного и национально-освободительного движения в зарубежных странах.

Партийные организации бывших национальных окраин России достаточно негативно относились к попыткам создания суверенных государств, например, Белорусской и Украинской Народных Республик.

Но в начале 20-х годов стало ясно, что первый натиск мирового пролетариата правительствами западных стран отбит. Революционная волна пошла на спад. Советская власть, кроме России, устояла лишь в Беларуси, Украине, Закавказье и Средней Азии. В Финляндии, Польше, Литве, Латвии, Эстонии установился буржуазно-демократический строй.

Советские республики должны были приступить к строительству социализма, по сути дела, в политической изоляции. Сохранялась возможность внешней агрессии. Необходим был прочный военно-политический и экономический союз.

Степень его прочности во многом зависела от решения национального вопроса, отсутствия противоречий и конфликтов в отношениях между народами.

Образованию союзного государства способствовало наличие исторических, экономических и политических предпосылок. Национальные районы присоединялись к России разными путями: на добровольной договорной основе или в результате завоевательных действий империи.

Но к моменту Октябрьской революции они достаточно длительной срок развивались в составе одного государства, и сохранение государственной общности не было для них чем-то абсолютно непривычным и неприемлемым. В период развития капитализма (19 – начало 20 века) сложилась система экономических связей между регионами, единый рынок.

Восстановление этих самых связей, осуществление взаимопоставок могло бы значительно облегчить восстановление разрушенного войной хозяйства. Главной предпосылкой объединения в одно государство можно, пожалуй, считать одинаковый политический строй.

В советских республиках, разумеется, сложились свои органы власти, действовали свои законы, были приняты свои конституции. Но реальная власть принадлежала коммунистическим партиям, которые оставались частью РКП (б).

Важно

Процесс объединения начинался не на пустом месте. В годы Гражданской войны сложился военный союз для борьбы с белыми армиями и иностранными интервентами.

Под руководством РСФСР Беларусь, Украина и Закавказские республики объединили свои финансовую и транспортную системы, почтово-телеграфную связь.

Советская Россия представляла интересы других республик на международной арене, например, на Генуэзской конференции. План ГОЭЛРО предусматривал создание единой энергетической системы.

Итак, создание общего государства было практически неизбежно. Вот только каким будет это государство? Существовали различные подходы к решению этого вопроса. Иосиф Сталин, который возглавлял в это время Наркомат по делам национальностей, представил так называемый «план автономизации».

 Украина, Беларусь и Закавказская федерация (в неё объединились Армения, Азербайджан и Грузия) должны были войти в состав РСФСР на правах национальной автономии. Автономия означает право отдельной части страны на самоуправление в определённых законом рамках.

Созданная таким образом Советская Республика Россия должна быть единой и неделимой, то есть проект Сталина не предусматривал возможности выхода республик из состава единого государства. Руководители Грузии и Украины считали такой вариант неприемлемым.

Они предлагали создать конфедерацию суверенных республик, которых объединял бы лишь политический, дипломатический и военный союз.

План образования СССР

Конфедерация, собственно, и есть объединение нескольких независимых государств для координации совместных действий. Споры между «централистами» и «националами» приобрели очень острый характер.

Председатель Совнаркома Украинской ССР Христиан Раковский заявил, что сталинский план может привести к ликвидации советского строя. Противники Советской власти, считал он, могут воспользоваться политическим неравноправием народов и «будут возбуждать национально-демократическую стихию против Советской России».

Обсуждение этого вопроса в ЦК Компартии Грузии привело к рукоприкладству и демонстративной коллективной отставке членов ЦК.

Иные принципы объединения предложил Ленин. Его план часто называют федеративным. Федерация – это такая форма государственного устройства, при которой отдельные территории – субъекты федерации – не обладают суверенитетом, но имеют достаточно широкую самостоятельность в проведении внутренней политики.

План образования СССР

Ленинский план предусматривал объединение всех республик независимо от их территории и экономической мощи на равных правах в Союзе Советских Республик Европы и Азии.

Для того чтобы подчеркнуть свободу объединения народов, Ленин предложил предусмотреть возможность выхода отдельных республик из союза.

Совет

Авторитет Ленина в РКП (б) был настолько велик, что его предложение было принято, не смотря на численное преобладание в большевистском руководстве сторонников плана автономизации.

Читайте также:  Краткая биография василия темного

30 декабря 1922 г. в Москве состоялся I съезд Советов  Союза Советских Социалистических Республик (СССР). В нём участвовали делегации четыре советских государств: РСФСР, Белорусской ССР, Украинской ССР и Закавказской Советской Федеративной Социалистической Республики. В эту федерацию в марте 1922 г.

объединились Азербайджанская, Армянская и Грузинская Советские Республики. Съезд принял Декларацию и Договор об образовании СССР.

Был избран Центральный Исполнительный Комитет союзного государства и четыре его председателя: Александр Червяков от БССР, Нариман Нариманов от ЗСФСР, Михаил Калинин от РСФСР и Григорий Петровский от УССР.

Столицей СССР стала Москва.

31 января 1924 II съезд Советов принял первую Конституцию СССР.

Она состояла из двух основных разделов.

Первый раздел включал Декларацию об образовании СССР. Она формулировала добровольность и равноправие, как основные принципы объединения союзных республик.

Целью развития Советского государства определялась мировая революция: «Новое союзное государство … послужит верным оплотом против мирового капитализма и новым решительным шагом по пути объединения трудящихся всех стран в Мировую Социалистическую Советскую Республику».

Второй раздел включал расширенный и доработанный Договор об образовании СССР. Он разграничивал полномочия верховных органов Советского Союза и республик.

К исключительному ведению СССР были отнесены решение вопросов о войне и мире, внешние отношения и торговля, руководство вооружёнными силами, разработка основ законодательства, проведение единой денежной и кредитной политики, установление основ и общего плана всего народного хозяйства страны.

За союзными республиками сохранялось право свободного выхода из союза, их территория не могла изменяться без их согласия. Для населения всех республик устанавливалось единое союзное гражданство.

Конституция содержала в себе определённое противоречие.

Статья 3 второго раздела провозглашала право каждой союзной республики осуществлять свою власть самостоятельно, исключая те сферы управления, которые были переданы в ведение общесоюзных органов.

В то же время статья 12 утверждала, что «Все декреты, постановления и распоряжения, издаваемые ЦИКом, обязательны к непосредственному исполнению на всей территория Союза ССР».

Конституция 1924 г. сохранила ту систему органов власти, которая сложилась после Октябрьской революции. Высшим государственным органом стал Всесоюзный съезд Советов. Делегаты на него избирались не напрямую, а на губернских съездах советов.

Обратите внимание

Причём Конституция давало явное преимущество городским пролетариям по сравнению с крестьянством. От городских советов избирался 1 человек от 25 тысяч избирателей, а от сельских жителей 1 от 125 тысяч.

В перерывах между съездами Советов высшим государственным органом являлся Центральный Исполнительный Комитет Союза СССР. Он состоял из Союзного Совета, куда входили представители союзных республик, пропорционально их населению, и Совета Национальностей.

Его образовывали представители союзных (по 5 человек) и автономных (по 1 представителю) республик.

Высшим органом государственного управления являлся Совет Народных Комиссаров СССР. Его образовывал ЦИК.

Система органов государственной власти

 Общесоюзными наркоматами были народные комиссариаты по иностранным делам, по военным и морским делам, внешней торговли, путей сообщения, почт и телеграфов. Также создавалось Объединённое государственное политическое управление (ОГПУ) для борьбы с политической и экономической контрреволюцией и шпионажем.

На местах государственной властью являлись Советы рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов и избираемые ими исполнительные комитеты. Участвовать в выборах могли только трудящиеся.

Лишались избирательного права бывшие царские и белые офицеры и чиновники, служащие и агенты бывшей полиции и жандармерии, а также нетрудовые элементы.

К ним относились лица, прибегающие к наёмному труду, частные торговцы, живущие на проценты с капитали или доходы с предприятий и духовенство.

Решение национального вопроса в СССР не обошлось без противоречий. В 20-е гг. власти стремились максимально учитывать национальную специфику, создавать благоприятные условия для развития национальных культур и экономик. Так, в республиках проводилась политика коренизации.

Она предусматривала выдвижение на руководящие должности представителей коренной нации, предоставление льгот для их поступления в вузы. Расширялось использование национальных языков в системе образования и государственного управления.

Такая политика, с одной стороны, создала почву для расцвета национальных культур, а с другой стороны, порождала конфликты. Были случаи, когда русские специалисты изгонялись из учреждений, не смотря на их высокую квалификацию.

Важно

Проведение украинизации и белорусизации встретило непонимание и недовольство русского и еврейского населения, исторически преобладавшего в городах Беларуси и юго-восточной Украины. Они не стремились к овладению языком титульной нации.

Из более 130 национальностей, населяющих СССР, около 80 не получили никаких национальных образований. В более чем 20 автономных республиках титульный народ, имя которого давалось национальному образованию, вообще не составлял большинства населения.

Насильственная европеизация и наступление на мусульманство в Средней Азии и восточный областях РСФСР привели к сопротивлению населения, в том числе и вооружённому. Выступления так называемых басмачей были окончательно подавлены лишь к 1931 году.

Все названные и неназванные национальные проблемы, разумеется, могли быть решены или хотя бы сглажены. Для этого необходима была политическая воля руководства СССР.

Но со второй половины 20-х годов началось наступление на принципы федерализма, права союзных республик постепенно урезались. И в Конституцию 1936 г.

пункт о праве выхода их из состава Союза уже не был включён. Но об этом вы будете говорить позже.

Подведём итог.

30 декабря 1922 г. образовался Союз Советских Социалистических республик – многонациональное федеративное государство.

Конституция СССР 1924 года сохранила систему государственной власти, основанную на диктатуре пролетариата и трудового крестьянства.

Национальная политика 1920-х годов, не смотря на наличие серьёзных противоречий, способствовала развитию культур народов, населявших страну, выравниванию их экономического развития.

Источник: https://videouroki.net/video/18-obrazovaniie-sssr.html

Система образования в СССР

Содержание

  • Дошкольное
  • Школьное
  • Высшее

Система образования в СССР в официальных документах называлась системой народного образования. С момента зарождения в 1917 году ее основной задачей было обучение и воспитание подрастающего поколения в соответствии с определявшей жизнь общества коммунистической идеологией.

Главной нравственной целью советского образования всех уровней — от детского сада до вуза — считалась подготовка достойного участника рабочего коллектива, вместе со всей страной строящего «светлое будущее».

Этим установкам на протяжении всего периода существования советской образовательной системы было подчинено преподавание не только гуманитарных дисциплин, но и естественных и даже точных наук.

Дошкольное

Первой ступенью государственной программы народного образования были дошкольные учреждения. Они открывались по всему СССР с первых лет его существования:строящейся Стране Советов требовались миллионы рабочих рук, в том числе и женских.

Проблема «с кем молодой трудящейся маме оставлять ребенка» была не актуальна – ее успешно решали детские сады и ясли, принимавшие малышей с двухмесячного возраста.

Позже дошкольные заведения были важной частью системы всеобщего среднего образования, с 1972 года обязательного для каждого советского гражданина.

В системе дошкольного образования Советского Союза частных детских садов не существовало. Все учреждения были муниципальными (государственными) или ведомственными — принадлежащими предприятиям: заводам, колхозам, фабрикам и т. д. Их курировали местные органы образования и здравоохранения.

Государство не только повсеместно строило детские дошкольные учреждения, но и практически полностью финансировало содержание детей и воспитательный процесс.

Родители частично возмещали расходы на питание, которые рассчитывались с учетом общего размера зарплат папы и мамы малыша. Никаких «добровольно-принудительных» взносов на шторы, одеяла, ковры, книжки, горшки и так далее не было.

Многодетные и малообеспеченные семьи освобождались от оплаты услуг детского сада.

Разветвленная система дошкольных учреждений в СССР состояла:

  • из яслей — в них воспитывались самые маленькие — от двух месяцев до трех лет;
  • детсадов — они принимали трехлеток и до семи лет готовили их к поступлению в первый класс, постепенно переводя из младшей группы в среднюю, старшую и подготовительную;
  • яслей-садиков — комбинатов, под одной крышей объединявших два предыдущих типа заведений.

С воспитанниками дошкольных учреждений работали опытные педагоги и няни. Детей приучали к здоровому образу жизни, а культурное развитие шло в ногу с директивами компартии и постановлениями правительства, которые руководили всей системой образования в СССР.

Школьное

Средняя общеобразовательная школа за время существования СССР несколько раз трансформировалась в соответствии с реалиями изменявшейся жизни, всемодификации были нацелены на повышение уровня образованности новых поколений.

В первые годы советской власти общее и профессиональное образование не разделялось: в единых трудовых девятилетних школах РСФСР овладение азами теоретических знаний и ремеслом проходило параллельно.

Обучение велось по двум ступеням: первой -пятилетней, второй — четырехлетней. Дополнительно в 1919 г. при средних специальных и высших учебных заведениях открылись рабфаки — рабочие факультеты, готовившие малограмотных пролетариев и крестьян к учебе в вузах.

Они просуществовали до середины 30-х годов и за ненадобностью были упразднены.

В 1932 году среднее образование в СССР стало десятилетним и трехэтапным:

  • начальным — с 1 по 4 класс;
  • неполным средним — с 5-го по 7-й;
  • средним — 10 классов.

Во время Великой Отечественной войны в системе образования СССР появились два типа специализированных школ:

  • Суворовские и Нахимовские училища, которые занимались подготовкой абитуриентов высших военных учебных заведений;
  • школы рабочей и сельской молодежи, созданные для того, чтобы трудящиеся в вечерней и заочной форме могли получить среднее образование.

В 1958 году структура среднего образования изменилась: начальными классами стали первые три, средними — с четвертого по восьмой, старшими — девятый и десятый.

В этом же году открылись первые техникумы, а школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), готовившие квалифицированных рабочих на базе начального образования, заменили профессионально-техническими училищами (ПТУ), куда для приобретения трудовой специальности можно было поступить после 8 классов.

Для оказания поддержки неполным, многодетным и малообеспеченным семьям развивалась система интернатов, в которых дети жили в течение рабочей недели, учась, как в обычной школе, а на выходные отправлялись по домам.

Совет

Во всех общеобразовательных школах ввели группы продленного дня, чтобы дети, не имеющие дедушек и бабушек, находились в школе после окончания уроков до вечера, полноценно питаясь и делая домашние задания под присмотром учителей.

Реформированная в 1958 г. система среднего образования в СССР в неизменном виде сохранялась до развала страны и была признана многими зарубежными авторитетными деятелями просвещения лучшей в мире.

Высшее

Вершина системы образования в Советском Союзе — комплекс высших учебных заведений, которые выпускали высококлассных и всесторонне развитых специалистовдля каждой сферы народного хозяйства. В стране успешно функционировало более восьми сотен университетов и институтов:

  • политехнических;
  • сельскохозяйственных;
  • педагогических;
  • медицинских;
  • юридические;
  • экономических;
  • искусств и культуры.

Институты готовили кадры преимущественно для промышленности, а университеты в основном занимались обучением специалистов по гуманитарным и естественнонаучным дисциплинам.

Вузы выпускали грамотных профессионалов и одновременно служили базой для научной работы, поскольку были оснащены исследовательскими классами и лабораториями, где ставились опыты, велась разработка техники для производства и бытовых приборов. Студенты активно участвовали в новаторской деятельности, но главным занятием для них все же была планомерная учеба. Молодым людям выплачивалась стипендия, размер которой зависел от успеваемости и загруженности общественной работой.

В целях увеличения доступности высшего образования всем слоям населения в СССР впервые в мире стали применять заочную форму обучения.

Несмотря на идеологизированность системы образования в СССР, ее эффективность, особенно качество инженерно-технической подготовки, отмечали даже политические оппоненты Советского Союза.

Отзывы и обсуждения

Источник: https://edunews.ru/education-abroad/sistema-obrazovaniya/sovetskaya.html

Образование СССР

Оглавление

Введение

Глава I. Образование СССР 1922 года как естественный процесс по созданию централизованного государства

.1 Внутриполитическая ситуация после окончания Гражданской войны

.2 Предпосылки создания СССР

.3 Сталинский и Ленинский проекты СССР

Глава 2. Образование СССР и национально-государственное строительство

.1 Подготовительная работа к I съезду Советов СССР

.2 Принятие Декларации и Договора об образовании СССР

.3 Принятие Конституции СССР 1924 г.

Заключение

Библиография

Введение

Актуальность проблемы образования СССР для нашего времени не становится меньше, дело в том, что современная Россия вовсе не прошла окончательно этап дезинтеграции. Достаточно посмотреть на события на Северном Кавказе и станет понятно, что ситуация вовсе не безоблачная.

Поэтому для такого многонационального государства, как Россия, вопрос о государственном устройстве не является отвлеченной темой для разговора. А пример распада СССР и по нынешнее время не потерял своей остроты, ведь еще буквально в конце восьмидесятых годов ХХ века многим казалось, что сверхдержава вечна и нерушима.

Но только немногие знали точно, что пошли последние месяцы существования этого государства.

Появление СССР на политической карте мира не было фактом появления абсолютно нового государства, уже тогда говорили, что это Российская империя в новом виде. Новизна заключалась в том, что это было государство с новым типом социально-экономических отношений.

Но не следует считать, что СССР был в то время уникальным явлением, ведь в Европе после Первой мировой войны исчезли все значительные монархии — германская, австрийская, российская и турецкая.

Читайте также:  Церковный раскол 17 века

Но если Австрия и Турция были низведены до уровня незначительных по политическому влиянию государств, то Россия и Германия даже с территориальными потерями оставались государствами с большим экономическим и политическим потенциалом.

Обратите внимание

И оба государства в конечном итоге эволюционировали из парламентских государств в авторитарные режимы с социалистической идеологией. Только в России подобная эволюция произошла раньше и в результате Гражданской войны, в Германии процесс был мирным и растянулся на пятнадцать лет.

А если к этим двум странам добавить еще и Италию, с ее фашистским режимом Муссолини, а так же ряд тоталитарных режимов в малых странах, таких как Венгрия, Словакия, Латвия, Литва, Испания, а так же балансирующую на грани тоталитаризма Францию, то следует признать, что СССР, с его тоталитарным режимом, вовсе не был исключением в Европе, а тем более, в Азии.

Образование СССР так же было закономерным итогом развития общества за предшествующие шестьдесят лет, т.к.

Октябрьскую революцию многие не без основания считают крестьянским восстанием, имевшим целью передел земли.

Именно крестьянская реформа 1861 года, в ходе которой крестьяне получили свободу, но не получили землю и спровоцировала недовольство крестьян, вылившееся в конечном итоге в гражданскую войну.

Победившие в войне большевики дали крестьянам землю, но обновленное государство следовало обустроить и упорядочить. Никто из высшего руководства СССР не желал терять земли Украины, Закавказья и Средней Азии.

Но требовалось создать новую государственную организацию, которая бы отвечала требованиям времени и общественным настроениям. Унитарное государство уже не подходило, т.к. в гражданской войне приняли активное участие буквально все народы, населявшие территорию бывшей Российской империи.

Ведь одним из лозунгов, которые подняли массы на войну, был лозунг о национальном самоопределении. Уже по этой причине нельзя было строить унитарное государство.

Важно

Но СССР, сумевший победить гитлеровскую Германию, развалился в мирное время и причины его распада крылись вовсе не в экономической сфере и не в изначальных ошибках в проекте.

Ведь экономика СССР и уровень жизни были на достаточно высоком уровне, большинству республик выход из СССР был невыгоден.

К тому же внутренне СССР постоянно эволюционировал от сталинского тоталитаризма к горбачевскому либерализму и превращение СССР в либеральное, демократическое государство было лишь вопросом времени. Но этого времени СССР никто не дал.

Поэтому в начале девяностых годов ХХ века шли оживленные дебаты в СМИ о том, что изначально в проекте СССР было порочно, а что можно было исправить.

Эти споры и в наши дни имеют значение, ведь не секрет, что таможенный и экономический союз между Белоруссией, Россией и Казахстаном фактически означают начало создания нового СССР.

Поэтому дебаты ученых о причинах создания СССР, его недостатках и преимуществах, означают и то, что идет активная работа в направлении строительства нового государственного образования.

Целью данной курсовой работы будет рассмотрение вопроса о создании СССР и современные подходы к этой проблеме.

В ходе выполнения курсовой работы будут поставлены следующие задачи:

рассмотреть внутриполитическую ситуация после окончания Гражданской войны;

изучить предпосылки создания СССР;

выявить различия между сталинским и ленинским проектами СССР;

рассмотреть подготовительную работу к I съезду Советов СССР;

показать принятие Декларации и Договора об образовании СССР и Конституции СССР 1924 г.

сталинский ленинский советский союз

Глава I. Образование СССР 1922 года как естественный процесс по созданию централизованного государства

.1. Внутриполитическая ситуация после окончания Гражданской войны

Совет

Окончание Гражданской войны на территории бывшей Российской империи ознаменовало не только победу радикальной партии, придерживавшейся коммунистических воззрений. Война закончилась и грандиозной разрухой в экономике, не работали предприятия, сельское хозяйство было так же подорвано, несмотря на раздачу земли крестьянам.

Но особенно тревожным для новой власти было состояние транспортных коммуникаций и систем связи. Ведь все понимали, что Российскую империю связывали железные дороги и телеграф, а отсутствие этих связующих элементов инфраструктуры грозило реальным распадом государства.

И вожди партии большевиков не обольщались на счет того, что в Грузии, Азербайджане, Армении, Украине или Белоруссии у власти находились такие же большевики, как и они сами.

Ленин, Троцкий и другие лидеры большевиков учились в школах и университетах и отлично знали историю, которая учила, что государства распадались тогда, когда центральная власть переставала контролировать власти на местах. А без карающей десницы центральной власти перерождение местных властей происходит очень быстро.

Опасения Москвы подтверждала динамика активности республиканских властей, которые начали самостоятельно проводить внешнюю политику в своих республиках. Так упомянутые республики устанавливали полноценные дипломатические отношения с Германией, Польшей, Турцией и другими европейскими странами.

Хотя эти шаги и одобрялись Москвой, но было очевидно, что в будущем республики будут считать ведение самостоятельной внешней политики своим неотъемлемым правом. А, что касается внутренней политики, то к этому времени самостоятельность республик была уже достаточно высока.

Особенно это касалось Украины, чье руководство не стесняясь отстаивало экономические интересы своей республики. Ленин и Сталин понимали, что если процесс пойдет так и дальше, то окончательный распад новой России будет вопросом времени. Поэтому их работа над созданием союзного государства своей целью имела именно пресечение сепаратистских тенденций в республиках. Но оба вождя имели разные взгляды на конструкцию будущего государства, если Ленин считал, что республикам необходимо дать некоторый набор свобод, то Сталин свои предпочтения отдавал жестко централизованному государству.

Предпочтения И.В. Сталина имели под собой веские основания еще и потому, что он понимал, что общество после гражданской войны подобно разбушевавшемуся морю, которое даже без ветра еще не скоро успокоится. Поэтому следует поставить это общество в известные рамки, в противном случае нового витка гражданской войны не избежать.

Обратите внимание

Кроме того, И.В. Сталин по воспитанию и своим наклонностям был авторитарной личностью и не терпел проявлений непослушания.

Вся жизнь Сталина протекала в таких структурах, где превыше всего ценились дисциплина и исполнительность, и не важно, была ли это духовная семинария или группа боевиков, приготовившаяся к ограблению Тифлисского банка.

.2. Предпосылки создания СССР

Но создание СССР в 1922 году началось вовсе не на пустом месте, еще летом 1919 г. сложился военно-политический союз советских республик. 1 июня 1919 г. был подписан декрет «Об объединении советских республик России, Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии для борьбы с мировым империализмом».

Военно-политическое единство советских республик сыграло огромную роль в разгроме объединенных сил интервенции и Белой армии. Советские республики вступали с РСФСР в договорные отношения. В 1920 — 1921 гг.

были заключены двусторонние договоры о военно-экономическом союзе между Россией и Азербайджаном, военном и хозяйственном союзе между Россией и Белоруссией, союзные договоры между Россией и Украиной, Россией и Грузией. В этот период во ВЦИК РСФСР вошли представители Украины, Белоруссии, Закавказских республик, началось объединение некоторых наркоматов.

В результате ВСНХ РСФСР фактически превратился в орган управления промышленностью всех республик. В феврале 1921 г. был создан Госплан РСФСР во главе с Г.М. Кржижановским, призванный руководить выполнением единого хозяйственного плана. С весны 1921 г. в ответ на указание В.И.

Ленина о хозяйственном объединении Грузии, Армении, Азербайджана началось создание Закавказской Федерации (ЗСФСР), организационно оформившейся в марте 1922 г. В феврале 1922 г.

в Москве совещание представителей РСФСР, Украины, Белоруссии, Азербайджана, Армении, Грузии, Бухары, Хорезма и Дальневосточной республики поручило делегации ВЦИК представлять на международной конференции в Генуе по вопросам экономического восстановления Центральной и Восточной Европы (апрель 1922 г.) интересы всех советских республик, заключать от их имени любые договоры и соглашения. Делегация РСФСР была пополнена представителями Украины, Азербайджана, Грузии и Армении.

Важно

Практика первых лет советской власти заключалась в создании автономий в Российской Федерации на национальной, территориальной, экономической основе. В 1918-1922 гг.

народы, преимущественно малые и компактно проживавшие в окружении великорусских земель, получили в составе РСФСР автономию двух уровней: республиканскую — 11 автономных республик (Туркестанская, Башкирская, Карельская, Бурятская, Якутская, Татарская, Дагестанская, Горская и др.

) и областную — 10 областей (Калмыцкая, Чувашская, Коми-Зырянская, Адыгейская, Кабардино-Балкарская и др.) и 1 автономная Карельская трудовая коммуна (с 1923 г. автономная республика). Федерация рассматривалась большевиками как переходный этап в преддверии мировой революции.

.3. Сталинский и Ленинский проекты СССР

Не следует думать, что политическая линия В.И. Ленина и И.В.Сталина была постоянной на протяжении всей жизни, это совершенно неправильно. Дело в том, что эти люди в первую очередь были политиками, которые вполне осознавали, что «говорить надо правильно, а поступать — как необходимо».

Иными словами, на публику можно провозглашать какие угодно лозунги, давать любые обещания, но в реальной политике следует предпринимать только тщательно выверенные действия. Особенно это наглядно проявилось в позиции В.И. Ленина относительно выбора государственного устройства будущего СССР.

Еще накануне Второго съезда РСДРП Ленин специально останавливается на национальном вопросе в нескольких своих статьях в газете «Искра». В статье «О Манифесте «Союза армянских социал-демократов» он, поддерживая лозунг самоопределения наций, категорически выступает против федерализма и акцентирует внимание на сближение народов.

В то время Ленин был противником федерации, считал ее буржуазным институтом и признавал территориально-национальную автономию лишь в порядке исключения. Уже после съезда большевикам и, прежде всего Ленину, пришлось вести борьбу против федерализма в социал-демократической партии и одновременно против принципа культурно-национальной автономии.

И через десять лет после Второго съезда Ленин оставался принципиальным противником федеративного устройства. В этом отношении заслуживает внимание его письмо С.Г. Шаумяну от 6 декабря 1913 г., неоднократно привлекавшее внимание специалистов по национальным отношениям.

В этом примечательном письме Ленин посчитал нужным написать следующие слова: «Мы за демократический централизм, безусловно. Мы за якобинцев против жирондистов… Мы в принципе против федерации — она ослабляет экономическую связь, она негодный тип одного государства. Хочешь отделиться? Проваливай к дьяволу, если ты можешь порвать экономическую связь.

Совет

Автономия есть наш план устройства демократического государства». Вместе с тем, о чем уже давно отмечено и в исследовательской литературе, в статьях посвященных Балканским войнам 1912-1913 гг. Ленин подчеркивал, что конкретно-исторические условия могут диктовать необходимость федерации с целью демократического решения национального вопроса.

И уже в годы Гражданской войны произошло окончательное изменение взглядов В.И. Ленина на суть федерации, как способа государственного устройства.

Ведь было ясно, что удержать республики в составе унитарной России будет очень непросто, и гораздо лучше предоставить им статус республик, пусть даже этот статус будет во многом фиктивным.

Но всегда будет в будущем возможность увеличить самостоятельность республик в экономических и внешнеполитических вопросах. Поэтому и проект В.И. Ленина по устройству СССР отражает его взгляды.

Но ленинский проект был не один, одновременно существовал и проект, разработанный группой И.В. Сталина, отражавший его представления о государственном устройстве.

Весной и летом 1922 г. партийные организации Украины, Белоруссии и Закавказья, обсуждая пути более тесного объединения с РСФСР, обратилась в ЦК РКП(б) с просьбой выработать принципы и формы единого Советского государства.

Была создана комиссия Оргбюро ЦК РКП(б) из представителей ЦК РКП(б) и ЦК компартий республик. Председателем комиссии был И. В.

Сталин, который еще с момента создания первого советского правительства возглавлял наркомат по делам национальностей.

Обратите внимание

В процессе работы комиссии И.В. Сталин выдвинул план «автономизации», который предусматривал вхождение советских республик в состав РСФСР на правах автономных республик. При этом высшими органами государственной власти и управления оставались ВЦИК, СНК и СТО РСФСР.

Сталинский план «автономизации» был закономерным итогом борьбы между теми, кто под коммунистическим флагом шел к изоляционизму и сепаратизму и теми, кто стремился добиться единства республик под эгидой центрального московского правительства.

По мере того, как усиливались сепаратистские настроения среди национал-коммунистов, значительно окрепли позиции централистского крыла партии. Идея объединения республик на правах автономий в составе РСФСР, которую помимо И.В. Сталина отстаивали В.М. Молотов, Г.К. Орджоникидзе, Г.Я. Сокольников, Г.В.

Чичерин и другие, созрела не только в высших эшелонах власти, но и выдвигалась на более низких ступенях государственного аппарата и имела немало сторонников среди коммунистов окраин.

Проект был одобрен партийным руководством Азербайджана, Армении и Закавказским крайкомом РКП(б).

ЦК КП Грузии выступил против, заявив, что объединение в форме автономизации преждевременно, объединение хозяйственной и общей политики необходимо, но с сохранением всех атрибутов независимости. Фактически это означало оформление конфедерации советских республик, основанной на единстве военной, политической, дипломатической и частично — хозяйственной деятельности.

В целом, не возражая против резолюции, Центральное бюро КП Белоруссии высказалось за предпочтение договорных отношений между независимыми союзными республиками.

ЦК КП Украины проекта не обсуждал, но заявил, что исходит из принципа независимости Украины.

Источник: http://diplomba.ru/work/84591

Ссылка на основную публикацию