Происхождение и история древлян кратко

Древние народы. Древляне

Древляне – восточнославянский народ, племя, обитавшее на территории нынешнего Украинского и Житомирского полесья, а также Правобережной Украины по течению рек Терев, Уж и Убороть. С востока их территория ограничивалась Днепром, а с севера Припятью, за которой жили дреговичи. Древляне стали одним из племен, которое вошло в состав Руси и дало основу современному этносу.

Происхождение древлян и жизнь до присоединения к Руси

Древляне соседствовали со многими древними племенами: с востока с полянами, с запада с волынями и бужанами, а на севере с дреговичами. Предками же древлян считаются дулебы; к этой же группе – дулебской – относятся и соседние племена.

Древляне получили свое название предположительно из-за того, что селились в основном в густых лесах и вели оседлый образ жизни, максимально приближенный к природе и земле.

Так, жили представители этого племени в полуземлянках, существовало лишь несколько укрепленных камнем «градов», таких, как город Вручий (современный Овруч на Украине) или столица древлян – город Искростень (современный Коростень на Украине) на реке Уж, где до сих пор сохранилось древнее городище древлян.

Обратите внимание

В период своей самостоятельности, древлянам удалось создать довольно развитую племенную структуру, которую можно отнести к раннегосударственной. Согласно данным, которые можно прочесть в Повести Временных Лет, древляне имели собственное княжество с единым князем во главе, в частности, в летописи упоминается некий князь Мал и содружество «лучших мужей», управляющих древлянской землей.

Древлян в летописях часто сравнивали с их соседями, полянами и это сравнение показывало древлян как довольно дикий народ, который убивает и есть животных, постоянно воюет между собой и ведет довольно дикий образ жизни. Однако современные ученые пришли к выводу, что такое описание, данное в летописях, не совсем соответствует действительности.

Причина кроется в том, что летописцы были христианами, а древляне – язычниками, что в христианской традиции практически равносильно дикарству. Кроме того, постоянные противостояния между русскими князьями (также как и противостояние русских с печенегами, хазарами, половцами и другими кочевниками) и древлянскими приводили к тому, что этот народ считался диким и воинственным.

Древляне были самостоятельным племенем на протяжении нескольких веков, с 6 по 10, однако в 946 году окончательно потеряли независимость и вошли в состав Древнерусского государства, слившись с местным населением.

Существуют сведения о том, что достаточно долгое время древлянская знать (упомянутый выше князь Мал) не хотела входить в состав Древней Руси и сопротивлялись этому всеми силами.

Древляне стремились отстоять свою независимость и избежать принятия христианства, которое бы незамедлительно последовало за объединением.

В 883 году древляне впервые попали в зависимость от Руси – Киев был захвачен князем Олегом (Вещий Олег), который заставил проживающих неподалеку древлян платить ему дань и подчиняться его законам.

Чуть позднее, в 907 году древляне даже приняли участие в известном военном походе Олега на Византию.

После трагической гибели Олега, древляне отказались дальше платить дань, однако новый князь Игорь быстро подавил зарождающееся восстание и заново покорил древлян, заставив их продолжать выплаты.

Важно

В 945 году Игорь попытался собрать со своих подчиненных двойную дань, что сильно не понравилось [sam_ad id=»5″ codes=»true»] древлянскому князю Малу, который итак не хотел платить какие-либо деньги русскому князи, поднялось восстание древлян в 946 году.

По приказу Мала в окрестностях древлянского города Искростень Игорь был убит.

Убийство древлянами Игоря стало следствием восстания древлян и послужило причиной для начала очередной войны между древлянами и русичами, которую предприняла вдова Игоря – княгиня Ольга.

Война между древлянами и княгиней Ольгой закончилась полным покорением древлян. Были разорены и сожжены их города, уничтожена столица древлянского государства город Искростень в 945-946 годах, истреблена вся древлянская знать.

Народ фактически остался обезглавленным.

Все земли, ранее принадлежавшие древлянам, теперь вошли в состав древнерусского государства и были обращены в киевский удел с центров в городе Вручий, где в дальнейшем княжили Олег и Святослав.

С этого момента древляне окончательно потеряли свою самостоятельность.

Древляне в летописях

Древляне упоминались не только в русских летописях. В частности, поход древлян на Игоря и его убийство нашли свое отражение в летописях Константинополя.

Согласно этим летописям, Император Иоанн переписывался неоднократно с князем Святославом и достаточно часто упоминал в своих письмах древлян и то, как они убили отца Святослава, Игоря.

После похода Ольги против древлян, сведения об этом народе еще некоторое время встречаются в различных летописях, но постепенно сходят на нет.

Последний раз древляне упоминаются в летописи 1136 года, когда великий князь Ярополк Владимирович подарил бывшие земли древлян в пользу Десятинной церкви. С тех пор имя древлян навсегда исчезает из истории, а сам народ окончательно сливается с русичами.

источник

Источник: http://xn--e1adcaacuhnujm.xn--p1ai/drevnie-narody-drevlyane.html

Древляне и другие самые воинственные славянские племена

Античные авторы были уверены, что на землях, которые впоследствии заняло Древнерусское государство, проживали дикие и воинственные славянские племена, которые то и дело враждовали друг с другом и угрожали более цивилизованным народам.

Славянское племя вятичей (согласно летописи, его родоначальником был Вятко) обитало на огромной территории, на которой сегодня располагаются Смоленская, Калужская, Московская, Рязанская, Тульская, Воронежская, Орловская и Липецкая области. По мнению антропологов, внешне вятичи были похожи на своих соседей северян, но отличались от них более высоко расположенной переносицей и тем, что большинство их представителей обладали русыми волосами.

Некоторые ученые, разбирая этоним этого племени, считают, что он происходит от индоевропейского корня «vent» (влажный), другие полагают — что от древнеславянского «vęt» (большой). Часть историков видят родство вятичей с германским племенным союзом вандалов, существует также версия, связывающая их с племенной группой венедов.

Известно, что вятичи были хорошими охотниками и умелыми воинами, однако это не мешало им заниматься собирательством, скотоводством и подсечным земледелием. Нестор Летописец пишет, что вятичи преимущественно жили в лесах и отличались «зверинским» нравом. Они дольше других славянских племен противились внедрению христианства, сохраняя языческие традиции, в числе которых – «умыкание невест».

Наиболее активно вятичи боролись с новгородскими и киевскими князьями. Только с приходом к власти Святослава Игоревича, победителя хазар, вятичи вынуждены были умерить свой воинственный пыл. Впрочем, ненадолго. Его сыну Владимиру (Святому) вновь пришлось завоевывать строптивых вятичей, окончательно же это племя в XI веке покорил Владимир Мономах.

Самое северное славянское племя – словене – обитало на берегах Ильмень-озера, а также на реке Мологе. История его происхождения до сих пор не выяснена. Согласно распространенной легенде, родоначальниками словен были братья Словен и Рус; Нестор Летописец называет их основателями Великого Новгорода и Старой Руссы.

После Словена, как повествует предание, власть наследовал князь Вандал, взявший в жены варяжскую деву Адвинду. Скандинавская сага нам рассказывает, что Вандал как правитель словен ходил на север, восток и запад, морем и сушей, завоевав все окрестные народы.

Совет

Историки подтверждают, что словене воевали со многими соседними народами, в том числе и с варягами. Расширив свои владения, они продолжали осваивать новые территории как земледельцы, попутно вступая в торговые отношения с германцами, Готландом, Швецией и даже с арабами.

Из Иоакимовской летописи (которой, правда, не все доверяют) мы узнаем, что в первой половине IX века словенский князь Буривой потерпел поражение от варяг, которые обложили его народ данью.

Однако уже сын Буривого Гостомысл вернул утраченное положение, вновь подчинив своему влиянию соседние земли.

Именно словене, по мнению историков, впоследствии стали основой населения вольной Новгородской республики.

Под именем «кривичей» ученые подразумевают племенной союз восточных славян, ареал которого в VII-X веках распространялся на верховья Западной Двины, Волги и Днепра.

Кривичи известны, прежде всего, как создатели протяженных воинских курганов, при раскопках которых археологи были поражены разнообразием и богатством вооружения, амуниции и предметов обихода.

Кривичи считаются родственным племенем лютичей, характеризующимся агрессивным и свирепым нравом.

Городища кривичей располагались всегда на берегах рек, по которым шел знаменитый путь «из варяг в греки». Историки установили, что кривичи довольно тесно взаимодействовали с варягами. Так, византийский император Константин VII Багрянородный писал, что кривичи изготавливают суда, на которых русы ходят в Царьград.

Обратите внимание

По дошедшим до нас сведениям, кривичи были активными участниками многих варяжских экспедиций, как торговых, так и военных. В сражениях они мало чем уступали своим воинственным соратникам – норманнам.

После вхождения в состав Киевского княжества кривичи принимали деятельное участие в колонизации обширных северных и восточных территорий, известных сегодня как Костромская, Тверская, Ярославская, Владимирская, Рязанская и Вологодская области. На севере они отчасти были ассимилированы финскими племенами.

Территории расселения восточнославянского племени древлян – преимущественно современные Житомирская область и западная часть Киевской области. На востоке их владения ограничивал Днепр, на севере – река Припять. В частности, припятские болота, по мнению историков, создавали естественный барьер, отделявший древлян от их соседей дреговичей.

Не сложно догадаться, что среда обитания древлян – леса. Там они чувствовали себя полноправными хозяевами. По словам летописца Нестора, древляне заметно отличались от обитавших восточнее кротких полян: «Древляне живяху звѣриньскимъ образомъ, живуще скотьски: убиваху другъ друга, ядяху вся нечисто, и брака у нихъ не бываше, но умыкиваху у воды дѣвиця».

Возможно, какое-то время поляне даже были данниками древлян, которые имели свое княжение. В конце IX века древлян подчинил Олег.

По свидетельству Нестора, они входили в состав войска, с которым киевский князь «ходил на греков».

После смерти Олега попытки древлян освободиться из-под власти Киева участились, но в итоге они получили лишь увеличенный размер дани, наложенной на них Игорем Рюриковичем.

Приехав к древлянам за очередной порцией дани, князь Игорь был убит. По словам византийского историка Льва Диакона, его схватили и казнили, разорвав надвое (привязали за руки и за ноги к стволам двух деревьев, один из которых был перед этим сильно согнут, а потом отпущен).

За страшное и дерзкое убийство древляне жестоко поплатились. Движимая жаждой мести, супруга погибшего князя Ольга уничтожила приехавших свататься к ней древлянских послов, заживо закопав их в землю.

При княгине Ольге древляне окончательно покорились, и в 946 году вошли в состав Киевской Руси.

Источник: https://russian7.ru/post/drevlyane-i-drugie-samye-voinstvennye/

Происхождение, расселение и занятия древних славян :

Древними славянами называют раннесредневековые племена, проживавшие в VI-VIII веке, когда на территории Евразии происходило активное расселение. В письменных источниках, первые упоминания о них датируются VI веком нашей эры. Сегодня мы с вами познакомимся с происхождением, расселением и занятиями древних славян.

Происхождение

Прежде чем рассмотреть занятия древних славян, поговорим об их происхождении и расселении. Однозначно славянскими ученые определяют такие археологические культуры VI-VII веков:

  1. Пражско-корчакскую (верхняя Эльба – средний Дунай).
  2. Пеньковскую (средний Днестр – Северский Донец).
  3. Колочинскую (Гомельская и Брянская области).

Киевскую археологическую культуру II-IV веков большинство ученых считает предшественником перечисленных выше культур. Касательно еще более ранних периодов в истории славян, авторитетом пользуются предположения В.В. Седова.

Ученый считал, что к раннеславянским культурам можно отнести культуру подклешевых погребений IV-I века до нашей эры, которая после миграции кельтских племен преобразовалась в пшеворскую. В Польше кельты ассимилировались со славянами, которых ученый ассоциирует с венедами.

О славянском происхождении венедов впервые было упомянуто готским историком Иорданом в VI веке нашей эры.

Важно

Во II-III вв. происходила миграция пшеворских племен из Висло-Одерского региона в сторону междуречья Днепра и Днестра, которое тогда заселялось позднескифскими и сарматскими племенами.

Одновременно с этим происходило перемещение германских племен готов и гепидов на юго-восток. Так в районе от нижнего Дуная до лесостепного левобережья Днепра образовалась полиэтническая культура с преобладанием славян.

При славянизации местных скифов и сарматов, в Приднепровье сформировался новый племенной союз, который в византийских источниках нарекли антами.

По данным В.В. Седова, принадлежность антов к славянам несомненна. Верования, язык и занятия у древних славян и антов были практически одинаковыми. Однако византийские историки VI века отмечали, что между антами и славянами был ряд различий, кроме территориальных. Вероятно, что они были отдельными племенными образованиями, также имели отличия этнографического характера.

По мнению Седова, из антов произошло пять славянских племен: сербы, хорваты, уличи, тиверцы и поляне.

Когда VII век приходил на смену VI, анты были союзниками Римской империи и подняли восстание против аваров. У аваров на тот момент было достаточно сил, чтобы полностью уничтожить противника.

Произошло это или нет неизвестно, однако после войны 602 года упоминания об антах исчезли со страниц источников.

Славянское население Европы было представлено племенными союзами, каждый из которых мы кратко рассмотрим ниже.

Дулебы

Этот племенной союз древних славян, расселение и занятия которых мы рассматриваем, начиная с VI века, обитал в бассейне Буга и притоков Припяти. Исследователи признали дулебов одними из наидревнейших восточнославянских этнических групп.

Как и у многих других древних славян, занятия дулебов были связаны в основном с земледелием. Именно из дулебов позже образовались племенные союзы — волыняне и древляне. В седьмом веке дулебы подверглись нападению аваров. В 907 году они участвовали в походе на Константинополь под предводительством князя Олега.

В X веке объединение распалось, а его земли вошли в состав Киевской Руси.

Волыняне

Этот племенной союз заселял обе стороны Западного Буга и район около истока реки Припять. Предположительно предками волынян были дулебы.

В русских летописях эта этническая группа встречается впервые в 907 году, когда ее представители в качестве толковинов (переводчиков) принимали участие в упомянутом выше походе на Византию.

Читайте также:  Эпоха крестовых походов - историческое значение, плюсы и минусы, участники и цель

В 981 году князь Владимир подчинил себе земли, на которых обитал этот племенной союз. Так появился город Владимир-Волынский.

Вятичи

Племенной союз, обитавший в бассейнах верхней и средней части реки Ока, а также по реке Москва. Их родоначальником, судя по «Повести временных лет», был Вятко, пришедший от поляков со своим братом Радимом – родоначальник радимичей. Согласно археологическим наблюдениям, расселение вятичей произошло с территорий Днепровского левобережья или верховья Днестра.

Многие исследователи считают субстратом вятичей местное балтское население. В бассейне Оки племенной союз расселялся в VI-VIII веках. В качестве союзников он принимал участие в походе на Византию, однако долгое время не зависел от киевских князей, оставаясь язычниками.

К XII веку территория вятичей была поделена между Черниговским, Рязанским и Ростово-Суздальским княжествами.

Древляне

Это племенной союз на протяжении четырех веков (VI-X) занимал территорию Полесья и правобережье Днепра, около рек Тетерев, Уборть, Уж, и Ствига, находясь немного западнее полян. Район его проживания совпадает с районом лука-райковецкой культуры.

По объяснению летописца, название «древляне» связано с их предпочтением обитать в лесах. На землях этого племенного союза были обнаружены захоронения с трупосожжением в урнах, которые хоронились в бескурганные могильники.

Ближе к VIII веку начали распространяться погребения в курганах, к X – безурновые захоронения, а к XIII – трупоположения в курганах.

Совет

Из-за отсутствия в могилах древлян оружия, можно полагать, что они были мирным племенем как и многие другие древние славяне. Жизнь и занятия древлян строились вокруг земледелия, выращивания домашнего скота и прочих промыслах (гончарный, кузнечный, ткацкий, кожевенный). В 883 году князь Олег покорил их и наложил на них дань.

В 945 году князь Игорь отправился к древлянам за данью и решил взять больше чем положено, за что был убит. Месть вдовы Ольги была жестокой. Она спалила город Искоростень – столицу древлян, взяла в плен старейшин, часть людей убила, еще часть взяла в плен и лишь некоторых оставила для уплаты дани.

Вся земля племени тогда была присоединена к киевскому уделу.

Дреговичи

Точные границы обитания этого племенного союза до сих пор не установлены. Ряд исследователей, в том числе и В.В. Седов, полагают, что они в VI-IX веках занимали земли средней части бассейна реки Припять.

Заселяя Беларусь, дреговичи шли с юга на север, что указывает на южное происхождение племени. Согласно летописи, дреговичи, древляне, поляне и кривичи, произошли от осевших на белорусских землях племен хорутан, сербов и белых хорватов, которые пришли туда в VI-IX вв.

В X веке, земли дреговичей перешли в состав Киевской Руси, а еще позже – Полоцкого и Туровского княжеств.

Кривичи

Этот племенной союз VI-XI вв. проживал на территории нынешней Смоленской, Брянской, Псковской, Могилевской и Витебской области, а также восточной Латвии. Он был сформирован из местного балтского и пришлого славянского населения. Кривичей разделяют на две крупные группы: полоцко-смоленскую и псковскую.

В культуре полоцко-смоленских кривичей были найдены украшения балтского типа. В «Повести временных лет» указано, что в середине IX века, кривичи платили дань «заморским» варягам, а несколько позже пригласили Рюрика с братьями на княжение. В 882 году князь Олег пошел на Смоленск и взял его. Как и другие племена славян, они ходили с ним на Византию и платили дань.

В XI-XII веке на территории расселения кривичей образовались Смоленское и Полоцкое княжества.

Поляне

Этот племенной союз славян обитал в районе современного Киева. Так как территория его расселения находилась на стыке целого ряда археологических культур, происхождение полян остается неясным.

Примерно до средины VIII века, поляне были в оборонительном положении относительно соседствующих племен, но культурное и экономическое превосходство позволило им перейти в наступление. В результате к концу IX века им были подвластны древляне, северяне, дреговичи и многие другие племенные союзы. Раньше других у полян водворилось и христианство.

Центральным городом полянских земель был Киев. С этим племенным союзом связана одна из главных версий происхождения Руси, которая упоминается в «Повести временных лет».

По данным ученых, эта версия выглядит более правдоподобно, нежели «варяжская легенда». Древнерусский автор считал полян славянами, которые стали первыми использовать для своей идентификации слово «русь».

По словам летописца Нестора, поляне резко отличались от соседей по нравственным свойствам и формам общественного была. Во второй половине X века на земли полян пришел еще один народ, который многие историки называют рутами-русами, пришедшими из Великой Моравии.

Со временем поляне и русы смешались и стали говорить на славянском языке, а их союз получил название поляне-русь.

Радимичи

Народ обитал в Верхнем Поднепровье в VIII-IX вв. Его родоначальником был Радим и его брат Вятко, которые пришли «от ляхов». В IX веке радимичи выплачивали дань Хазарскому каганату. В 885 году их подчинил князь Олег. Последнее упоминание об этом племенном союзе датируется 1169 годом, когда его территория была поделена между Черниговским и Смоленским княжеством.

Северяне

Северяне – племенной союз, обитавший в бассейнах рек Десна, Сула и Сейм. Со стороны запада их соседями были дреговичи и поляне, а со стороны севера – вятичи и радимичи.

Ученые соотносят этот племенной союз с носителями волынцевской культуры, проживавшими на левом берегу Днепра в VII-IX вв. Как и в случае с другими древними славянами, занятия северян были сосредоточены вокруг земледелия.

В IX веке они выплачивали дань хазарам, пока в 882 году не были подчинены киевским князем Олегом. Позже на территории северян образовалось Черниговское княжество.

Словене ильменские

Этот племенной союз проживал в Новгородской области, близ озера Ильмень, недалеко от кривичей. Вместе с соседями словене ильменские участвовали в призвании варягов. Воины этого племенного союза воевали за дружину князя Олега и ходили на полоцкого князя Рогволда под предводительством Владимира Святославовича.

Тиверцы

Это восточнославянское племя проживало в междуречьях Прута, Днестра и Дуная, в том числе на Буджанском побережье Черного моря. Тиверцы участвовали в походах князей Олега и Игоря. В середине X века они стали входить в состав Киевской Руси, а в начале XII – ушли на север под давлением половцев и печенегов, смешались с другими славянскими племенами.

Уличи

Уличи, судя по «Повести временных лет», проживали в нижних течениях Буга, Днепра и на побережье Черного моря. Город Пересечен был центром племенного союза. Долгое время уличи оказывали киевским князьям сопротивление.

В отличие от большинства восточнославянских племен, они не принимали участие в походе на Константинополь под предводительством князя Олега. На рубеже 940-х, воевода Свенельд целых три года осаждал Пересечен.

Под натиском кочевых племен, уличи все-таки отошли на север и вошли в состав Киевской Руси.

Теперь поближе познакомимся с занятиями, бытом, нравами и обычаями древних славян.

Быт и обычаи

Древние славяне были оседлым земледельческим народом, который знал толк в выращивании полезных растений. Они разводили домашних животных, промышляли рыбалкой и охотой, а также совершенствовали свои навыки в некоторых ремеслах.

Предки не имели амбиций касательно соседних земель, поэтому военное дело никогда не входило в перечень основных занятий древних славян. Как показывает лингвистический анализ, славяне начали осваивать оседлый образ жизни еще тогда, когда были частью индоевропейских народов.

Они умели молоть хлебные зерна и делать из них муку, из которой в результате получался добротный хлеб. Из муки и хмеля делали дрожжи, брагу и пиво; из льняных и конопляных волокон – пряжу, из кожи животных – сапоги, а из кожи с шерстью – кожухи и шубы. Еще до разделения, славянам были известны способы обработки некоторых металлов.

Обратите внимание

Древнейшие поселки, обнаруженные археологами, относятся к V-VI векам до нашей эры. Находки, добытые в этих раскопках, позволяют современному человеку восстановить картину жизни древних славян: быт, нравы, обычаи и занятия.

Свои поселения древние славяне не укрепляли. Они жили в постройках, которые были немного углублены в почву; в наземных домах, каркас которых держался на врытых в землю столбах. При раскопках поселений и могил древних славян были найдены кольца, застежки, булавки, а также разнообразные керамические изделия (миски, горшки, кувшины, кубки, амфоры).

Позже славяне начали строить свои дома в труднодоступных для врагов местах – на болотах или высоких берегах водоемов. Так как главным хозяйственным занятием древних славян было земледелие, для поселений они выбирали районы с плодородными почвами.

В холодное время года славяне перебирались в полуземлянки, в которых обустраивались глинобитные или каменные печи.

Общественно-политический строй

Политической основой восточнославянских племенных союзов были институты так называемой военной демократии. Их возглавляли князья, которые выполняли управленческие и военные функции. Они опирались на дружину и воинское братство, состоящее из профессиональных военных.

Княжеская власть носила догосударственный характер. Она была авторитетно-властным полномочием и обязанностью, а не авторитарно-властным господством и привилегией.

Кроме князя и дружины, важную роль в общественно-политической деятельности играло народное собрание «вече» и совет старейшин.

Прежде чем появились первые признаки государственности, славяне жили общиной, в которой постепенно закреплялось такое понятие как частная собственность. Каждая семья имела право на владение лядиной – участком расчищенной земли.

Интеграция племенных союзов восточных древних славян, занятий и быт которых мы рассмотрели, привела к образованию в IX веке нескольких геополитических центров.

На юге выделились поляне с центром в Киеве, а на северо-западе – словене, с центром сначала в Ладоге, а затем в Новгороде.

Когда эти два центра объединились, образовалась новая организационная форма общества, получившая название Древнерусское государство.

Религия

Рассматривая происхождение, расселение, занятия и быт древних славян, нельзя упустить такой важный аспект как религия. Как и большинство народов того времени, древние славяне были язычниками.

Письменные религиозные тексты от первоисточника отсутствуют, точной информации о верованиях этих племен нет.

Источниками по данному вопросу выступают, разве что тексты арабских и греческих путешественников, археологические памятники и этнографические сведения.

Довольно широко у славян были распространены тотемические верования. Характерными тотемными были звери: лось, медведь и кабан. Постепенно восхваление животных-предков преобразовалось в почитание священного животного определенного божества. Так, у Перуна священным был кабан, а у Велеса – медведь.

Общеславянского пантеона божеств, который можно было бы считать единым, так и не было создано. Последняя попытка создать нечто подобное была предпринята в 980 году князем Владимиром. В созданный им киевский пантеон вошло шесть божеств.

Их подбор служил политическим целям, чем отображал истинные верования киевлян.

Важно

Во главе пантеона стоял бог Перун, который считался покровителем князей и воинской дружины. На втором плане стояли божества: Стрибог, Хорс, Симаргл, Даждьбог и Макошь (единственное женское божество этого пантеона).

Тем временем, Велес – один из наиболее уважаемых народом богов, покровитель богатства, торговли и скота, в княжеский пантеон включен не был.

Это было довольно странным решением, учитывая основные занятия древних славян, кратко изложенные выше.

Все же Велесу отдали должное — его идол был установлен у подножия Старокиевской горы на Подоле.

Данная религиозная реформа не увенчалась успехом, поэтому было принято решение заменить существующую веру на византийскую. В 988 году Русь приняла христианство.

Славянское язычество кануло в лету, однако его отголоски и по сей день можно встретить в народной культуре в виде верований, сказок, гаданий, песен и обрядов.

В заключение

Сегодня мы рассмотрели расселение, род занятий, верования древних славян. В заключение стоит отметить, что эти племена проживали в VI-VIII вв. на территории восточной Европы. Жизнь и занятия древних славян были преимущественно мирными, направленными на созидание и развитие.

Источник: https://www.syl.ru/article/352220/proishojdenie-rasselenie-i-zanyatiya-drevnih-slavyan

Летописные «Дерева», или С какими «древлянами» воевал князь Игорь?

В летописной новелле под 914 г. впервые сообщается о походе руси на «древлян» (из нижеследующего будет ясно, что кавычки здесь необходимы).

Но кто такие летописные «древляне», сыгравшие столь значительную роль в судьбе князя Игоря, его жены и всей Русской земли?

На первый взгляд ломать голову тут совершенно не над чем.

«Повесть временных лет» вполне определенно говорит, что древляне/деревляне были славянским племенем, осевшим на правобережье Днепра, по соседству с киевскими русами («полянами»). Свое имя они получили потому, что «седоша в лесах». Древляне известны не только древнерусским источникам.

Константин Багрянородный передает этот этноним в формах «вервиане» и «дервленины», а Баварский географ знает их как «лесных людей» (forsderen liudi).

Общеславянский корень этого племенного названия подтверждается наличием в вендском Поморье племени древан (их племенная территория находилась рядом с современным Люнебургом, в бассейне реки Иетцель, бывшей славянской Йесны). Славянское население Древанской земли окончательно исчезло только в XVIII в. Но германизированное название этой области — Dravehn — сохранилось у немцев до сих пор [Державин Н.С. Славяне в древности. М., 1946. С. 29].

Совет

Все это бесспорно. Но дальше возникают затруднения. Начать с того, что племенная территория восточнославянских древлян («Дерева», «Деревьская земля») очерчена в летописи весьма приблизительно.

Настораживающе звучит заявление авторитетного археолога о том, что «попытки восстановить территорию расселения древлян на основе летописных свидетельств предпринимались неоднократно, но ни одну из них нельзя признать удачной» [Седов В.В. Восточные славяне в VI – XIII вв. М., 1982. С. 102].

Славянские древности в бассейнах Припяти и Ужа довольно многочисленны, но крайне разнородны и с трудом поддаются этнографической классификации.

При дальнейшем рассмотрении «древлянского вопроса» несуразности и загадки нарастают как снежный ком. В разительном противоречии с археологической картиной древлянского племенного ареала находятся сведения письменных источников.

Читайте также:  Образование ссср

Летопись сообщает о весьма развитой племенной организации у древлян, которые имели «свое княжение», князей, племенную знать («лучших мужей»), дружину, укрепленные города.

Древлянские послы нахваливают Ольге своих правителей, заботящихся об экономическом процветании их страны: «…наши князи добри суть, иже роспасли суть Деревьскую землю» — и это не пустое бахвальство, так как выясняется, что после неоднократных поборов и беспощадного разорения несчастной Деревьской земли киевским войском на «древлян» все еще можно наложить «дань тяжку», что и не преминула сделать Ольга. Военная мощь древлян подчеркнута в летописи упоминанием неких «обид», которые в прошлом претерпели от них «поляне», а также неоднократными попытками порвать узы даннической зависимости от киевских князей. Между тем на археологической карте днепровского правобережья Древлянская земля предстает бедной и малонаселенной областью, безусловно не способной соперничать с соседями в экономическом отношении и тем более находиться с ними в многолетнем военном противостоянии. Древлянские «грады» (Оран, Иваньково, Малино, Городск) имеют площадь около двух тысяч квадратных метров — меньше футбольного поля [Демин А.С. О некоторых особенностях архаического литературного творчества (постановка вопроса на материале ««Повести временных лет»») // Культура славян и Русь. М., 1998. С. 65]. А возле Искоростеня Ольга «стоя… лето, и не можащи взяти града»!

К сожалению, наша историография до недавнего времени проходила мимо всех этих странностей. Но что всего поразительнее, так это многовековое невнимание историков к одному сохранившемуся в источниках этнографическому признаку, характеризующему летописных «древлян».

Я имею в виду выбранный ими способ казни князя Игоря, который, как следует из сообщения Льва Диакона, «был взят… в плен, привязан к стволам деревьев и разорван надвое» (стоит отметить, что «Повесть временных лет» умалчивает об этих подробностях).

Знать сообщение Льва Диакона, цитировать его и вместе с тем считать «древлян», убивших Игоря, славянским племенем — все это есть не что иное, как бесподобный историографический конфуз, ибо указанный способ казни настолько же присущ древнеславянскому уголовному праву, как, например, обычай сдирать скальпы или распинать на кресте.

И однако же эта нелепость прочно осела в исторической литературе. Лишь сравнительно недавно исследователи наконец обратили внимание на то, что «казнь Игоря совпадает с подобными обычаями у тюркских народов — огузов* и булгар» [Петрухин В.Я. Из древнейшей истории русского права.

Игорь Старый – князь-«волк» // Philologia slavica. М., 1993. С. 127], а по сообщению германского хрониста XII в. Саксона Грамматика, к этому способу казни питал особое пристрастие Редон, «рутенский» пират (Ruthenorum pirata), разбойничавший на Балтике [Рыдзевская Е.А. Древняя Русь и Скандинавия IX – XIV вв. М., 1978. С.

194]. От себя добавлю, что по приказу Александра Македонского подобным же образом был разорван на части Бесс, убийца Дария III, как о том повествует Плутарх.

В греческой мифологии известен разбойник Синид по прозвищу Питиокампт (Сгибатель сосен), который ловил путников, привязывал их к вершинам согнутых деревьев и, отпустив деревья, разрывал людей пополам. Герой Тезей расправился со злодеем его же способом. Словом, ни один источник не соотносит обычай расчленения людей при помощи деревьев со славянами и тем более — с восточными славянами.

*См. сообщение Ибн Фадлана о гузах (огузах): «Они не знают блуда, но если относительно кого-либо они узнают какое-либо дело, то они разрывают его на две половины, а именно: они соединяют вместе промежуток веток двух деревьев, потом привязывают его к веткам и пускают оба дерева, и находящийся при выпрямлении их [деревьев] разрывается».

Обратите внимание

К блестящим находкам последнего времени [см. Никитин А.Л. Основания русской истории. М., 2000. С. 326.

] относится также открытие еще одной «Древлянской земли» — «Дереви», находящейся, согласно вводной части «Повести временных лет» (перечисляющей «Афетовы страны» — земли, которые «прияше» Иафет, один из сыновей Ноя), отнюдь не в Среднем Поднепровье, а в Северном Причерноморье — между «Воспории» (Боспором) и приазовскими областями («Меоти» и «Сармати»), где она, таким образом, совпадает с Климатами Горного Крыма*.

*Термин «Климаты», встречающийся в средневековой византийской литературе, связан с позднеантичной географической традицией, согласно которой поверхность земли делилась на несколько (обыкновенно семь или девять) «климатических» поясов.

У Константина Багрянородного Климаты — это область горного Крыма между Херсоном и Боспором: «От Херсона до Боспора расположены крепости Климатов, а расстояние — 300 миль» (впрочем, в другом месте он пишет и о «девяти Климатах Хазарии», прилегающих к Алании).

Крымские Климаты (вероятно, не все, но значительная их часть) входили в Херсонскую фему (военно-административный округ), и Константин неоднократно выражает озабоченность их безопасностью.

В связи с этим перестает выглядеть опиской или очевидной нелепостью указание Льва Диакона на то, что Игорь погиб, отправившись «в поход на германцев».

Вместе с тем, наконец, замечено, что летописные «деревляне» не только обитают в двух разных и значительно удаленных друг от друга географических районах, но также имеют два племенных центра: один — город Овруч, лежащий на реке Уже (летописная статья под 997 г.

), другой — город Искоростень/Коростень, точное местоположение которого не указано (летописные статьи под 945 и 946 гг.) [Никитин А.Л. Основания русской истории. С. 112].

Теперь обобщим имеющиеся у нас факты.Восточнославянское племя древлян, возможно родственное вендским древанам, в конце VIII – начале IX в. осело на правом берегу Среднего Поднепровья, где очень скоро попало в данническую зависимость от русов. Ко времени составления «Повести временных лет» (вторая половина XI – начало XII в.

) эти древляне были уже малочисленной, бедной и культурно отсталой народностью, почти совершенно утратившей свою этнографическую индивидуальность и растворившейся среди многочисленных переселенцев с днепровского левобережья.

Однако в процессе создания «Повести временных лет», или скорее при позднейшем ее редактировании, история древлянского племени, краткая и ничем не примечательная, оказалась насыщена событиями, относящимися к истории других «древлян», не имеющих с древлянами днепровскими ничего общего, кроме своего русифицированного племенного названия.

Иными словами, произошла довольно обыкновенная для раннесредневековой литературы этнографическая путаница, которую, пожалуй, можно было бы назвать забавной, не укоренись она самым серьезным и основательным образом в современной историографии. К счастью, восстановить истину в данном случае не так уж трудно.

Нестора или какого-то другого древнерусского книжника, редактировавшего «Повесть», сбила с толку еще одна «Деревьская земля» — «Дереви», обнаруженная им в Северном Причерноморье. Источником, откуда она в свое время перекочевала в русскую летопись, была византийская хроника IX в. Георгия Амартола, а именно то ее место, где перечислены «Афетовы страны».

В славянском переводе хроники Амартола, предшествовавшем «Повести временных лет», соответствующий термин был передан как «Дерви» [Истрин В.М. Хроника Георгия Амартола в древнем славянорусском переводе. Т. 1. Пг., 1920. С. 59].

Важно

В «Повести временных лет» амартоловский перечень стран читается так: «…Воспории, Меоти, Дереви, Сармати, Тавриани, Скуфия…» Причерноморская область под названием Дерви/Дереви легко опознается как место обитания потомков везеготов, или готов-тервингов (от др.-герм. tre — «дерево») — «жителей леса», «лесных людей», по-славянски — «древлян». Последние сомнения на этот счет исчезнут, если сопоставить древнерусское известие о смерти князя Игоря в «Деревех» с сообщением Льва Диакона о его последнем походе «на германцев». Единственным германским этносом Северного Причерноморья были готы.

Уяснив, что летописный термин «древляне/деревляне» покрывает два разных народа, этнически несходных меж собою, мы поймем причину разноголосицы в этнографических и исторических сведениях о них.

С одной стороны, «древляне живяху звериньским образом, живуще скотьски: убиваху друг друга, ядаху вся нечисто, и брака у них не бываше, но умыкиваху у воды девиця»; с другой — «наши князи добри суть, иже роспасли суть Деревьскую землю», наличие грозных крепостей, вроде Искоростеня, взять которые возможно лишь при помощи военной хитрости, дипломатические посольства к русам с целью заключения династических браков. Очевидно, что в первом случае речь идет о восточнославянских лесовиках днепровского правобережья, во втором — о крымских готах, чьи процветающие колонии просуществовали в Тавриде до XVI в. Таврические и киевские русы в IX – X вв. должны были, конечно, не раз сталкиваться с ними — на поле экономической конкуренции и на поле брани.

Дружинные сказания о войнах с крымскими готами бытовали в Киеве долгое время и были известны русским книжникам XII в.

Но время взяло свое — двойственное значение термина «древляне» было прочно забыто, благодаря чему история покорения черноморских «древлян»/тервингов была перенесена на историю древлян днепровских, более близких и знакомых «кыянам» Несторовой эпохи.

Источник:
Цветков С. Э. Русская земля. Между язычеством и христианством. От князя Игоря до сына его Святослава. М.: Центрполиграф, 2012. С. 36-42.

Источник: https://oldrus.livejournal.com/327656.html

Древляне

одно из племенных объединений восточных славян, занимавших в VI-X вв. территории Полесья и правобережной Украины.

Источник: Отечественная история в терминах и понятиях

племенной союз (славиния) восточных славян VI—IX вв., живших в лесах к западу от полян на правом берегу Днепра. После восстания против князя Игоря (945) окончательно присоединены к Киеву.

Источник: История России словарь-справочник. Учебно-практич. пособие

союз восточно-славянских племен Vl-Х вв. к северу до реки Припять, между реками Случь и Тетерев. С конца IX в. данники Киевской Руси. После Древлянского восстания 945 г. полностью подчинены Киеву.

Источник: Словарь исторических терминов

Совет

славян. племя, населявшее украин. Полесье в 9 — 10 вв. Д. жили южнее р. Припяти, по рр. Горыни, Слу-чу и Тетереву. Соседями имели поляков, дреговичей, полян; на Ю., по словам Константина Багрянородного, граничили с половцами.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах

союз восточнославянских племен в 6 — начале 12 вв. в Полесье — на правобережье Припяти и в бассейнах ее правых притоков Горынь, Уж и притока Днепра р. Тетерев. С конца 9 в. данники Древнерусского государства. После восстания 945-946 полностью подчинены Киеву. Утратили племенное наименование, последний раз упомянуты в летописи под 1136

Источник: Энциклопедия История отечества, Большая Российская энциклопедия

одно из племенных объединений восточных славян , занимавших в 6 – 9 вв. территории (См. историческую карту «Киевская Русь в 9 – 12 вв .») Полесья и правобережной Украины. Столица – Искоростень (или Коростень).

У древлян были хорошо развиты сельское хозяйство и ремесла . «Повесть временных лет » сообщает, что в 945 г.

в древлянской земле произошло первое народное выступление против власти киевских князей, в результате которого был убит князь Игорь .

Источник: Краткий исторический словарь

восточнославянское племя, расселявшееся, по «Повести временных лет», между полянами и дреговичами. Ареал курганов, определяемых исследователями как древлянские, занимает междуречье Горыни, Припяти и Тетерева. Курганы 8–10 вв. (обряд кремации) и насыпи 10–12 вв.

(обряд ингумации) локализуются в одних и тех же могильниках. Ингумированные погребения обычно располагаются на горизонте, редко — в насыпях или подкурганных ямах. Большая часть исследованных захоронений не сопровождалась инвентарем.

Типом женских височных украшений, встречающимся в древлянских курганах чаще других, являются перстнеобразные височные кольца.

Источник: Археологический словарь

славянское племя, обитавшее в лесах к с.-з. от Киева («зане седоша в лесехъ», — говорит летопись). Название племя и получило от лесов. Д. имели полугосударственную организацию. В летописи рассказывается о князьях и «лучших мужах», дружинниках. До сер. X в.

Обратите внимание

между древлянскими и киевскими князьями происходили военные столкновения. В связи с этим автор Повести временных лет (киевлянин) старается описывать их в черном цвете: «…

Древляне живяху звериньскимъ образом, живуще скотъски: убиваху друг друга, ядаху вся нечисто, и брака у них не бываше, но умыкиваху у воды девицы». Древлянские курганы отличаются скоплениями золы и угольков в насыпях всегда выше трупоположений.

Обычно это тонкая зольно-угольная прослойка в центре кургана. На с. Д. соседствовали с дреговичами. Самые древние курганы Д. были курганы с трупосожжениями и урнами пражско-корчаковского типа.

Источник: Археологический словарь

русское племенное объединение, занимавшее в VI-X вв. территорию Полесья, Правобережной Украины, западнее полян, по течению рек Тетерев, Уж, Уборть, Ствига. На западе земли древлян доходили до р. Случь, где начиналась область волынян и бужан, на севере — до территории дреговичей.

Археологическими памятниками древлян являются остатки многочисленных земледельческих поселений с жилищами-полуземлянками, бескурганные могильники, курганы с трупосожжениями (с к. X в. — трупоположения) и укрепленные «грады» — летописный Вручий (совр. Овруч), городище около г. Малина, Городск около Коростышева и мн. др.

Главным городом древлян был Искоростень (совр. Коростень) на р. Уж, где сохранилась компактная группа древних городищ. В к. 1-го тыс. н. э. у древлян было развито сельское хозяйство, слабее развиты ремесла.

Свидетельство летописи об отсталости древлян («живяху звериньским образом») не является объективным, а отражает стремление опорочить древлян, которые долгое время сопротивлялись включению их в состав Киевской Руси. По летописным преданиям, во времена Кия, Щека и Хорива «в древлях» было свое княжение, древляне воевали с полянами.

В 883 киевский кн. Олег обложил древлян данью, а в 907 они участвовали в составе киевских войск в походе на Византию. После смерти Олега древляне перестали платить дань, и кн. Игорь, сделавший попытку покорить древлян, был убит по приказанию их кн. Мала (945). Вдова Игоря кн.

Важно

Ольга жестоко расправилась с древлянами, уничтожив древлянскую знать и предав огню их города. Земля древлян была обращена в киевский удел с центром в г. Вручий. Имя древлян последний раз встречается в летописи под 1136, когда их земля была подарена киевским кн. Ярополком Десятинной церкви.

Читайте также:  Князь изяслав ярославич

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь

вост.-слав. племенное объединение, занимавшее в 6-10 вв. терр. Полесья, Правобережной Украины, западнее полян, по течению рр. Тетерев, Уж, Уборть, Ствига. На З. земли Д. доходили до р. Случь, где начиналась область волынян и бужан, на С. — до терр. дреговичей. Археол. памятниками Д. являются остатки многочисл.

земледельч. поселений с жилищами-полуземлянками, бескурганные могильники, курганы с трупосожжениями (с кон. 10 в. — трупоположения) и укрепл. «грады» — летописный Вручий (совр. Овруч), городище около г. Малина, Городск около Коростышева и мн. др. Гл. городом Д. был Искоростень (совр. Коростень) на р.

Уж, где сохранилась компактная группа древних городищ. В кон. 1-го тыс. н. э. у Д. было развито с. х-во, слабее развиты ремесла. Свидетельство летописи об отсталости Д. («живяху звериньским образом») не является объективным, а отражает стремление опорочить Д.

, к-рые долгое время сопротивлялись включению их в состав Киевской Руси и христианизации. По летописным преданиям, во времена Кия, Щека и Хорива «в древлях» было свое княжение, Д. воевали с полянами. В 883 киевский кн. Олег обложил Д. данью, а в 907 они участвовали в составе киевских войск в походе на Византию.

После смерти Олега Д. перестали платить дань, и кн. Игорь, сделавший попытку покорить Д., был убит по приказанию их кн. Мала (945). Вдова Игоря кн. Ольга жестоко расправилась с Д., уничтожив древлянскую знать и предав огню их города. Земля Д. была обращена в киевский удел с центром в г. Вручий. Имя Д.

последний раз встречается в летописи под 1136, когда их земля была подарена киевским кн. Ярополком Десятинной церкви.

Лит.: Греков Б. Д., Киевская Русь, (М.), 1953; Третьяков П. Н., Восточнослав. племена, 2 изд., М., 1953; Русанова И. П., Терр. древлян по археологич. данным, «CA», 1960, No 1. П. H. Третьяков. Ленинград.

Источник: Советская историческая энциклопедия: В 16 т. — М.: Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», 1961-1976 г.

Источник: http://interpretive.ru/termin/drevljane.html

Рождение империи.Сайт писателя Сергея Шведова

ДРЕВЛЯНЕ

Изначально древляне входили в дулебский племенной союз. Еще в правление византийского императора Юстина (518–527) дулебы неподалеку от впадения в Западный Буг реки Луга основали городище Зимно. Именно здесь располагалась «столица» дулебского племенного союза, резиденция «царя».

Городище, расположенное на мысу, поднималось над долиной на 15–16 м и занимало площадь (сильно вытянутую) 1890 кв. м. Защищено оно было, прежде всего, глубокими рвами. На северо-востоке был неприступный крутой склон, на юго-западе – стена из стояков с горизонтальными бревнами и частокол.

Многокамерное наземное строение с 13 очагами располагалась под стеной и было к ней пристроено. Именно оно и могло служить домом «царю» и его дружинникам. В городе работали мастера по металлу и камню, снабжавшие своей продукцией округу. Скорее всего, Зимно служило к тому же важнейшим в регионе средоточием меновой торговли.

Арабский хронист Масуди сообщает о подчинении всех дулебских племен «царю» племени «Валинана». «Царь» этот у Масуди именуется «Маджак». Это скорее титул, чем личное имя.

Совет

Во всяком случае историк Васильева полагает, что «Маджак», это искаженное санскритское слово «Маха», то есть «великий», отсюда логично вытекают титулы подчиненных князей, которые именовались «малыми». Напомню, что во времена Великой Скифии наши предки говорили на языке близком санскриту.

(Читайте статью ) Если вспомнить древлянского князя Мала более поздних времен, то, скорее всего так оно и было. «Маджак» возглавлял типичный племенной союз, где каждое племя имело своего «царя», но «власть была у него, и прочие цари ему повиновались».

(Масуди) Власть вождя основывалась на «почтении» и «превосходстве» и носила в большей степени культовый, а не политический характер. «Маджак», вероятнее всего, периодически совершал ритуальный объезд «подвластных» земель и был чем-то вроде верховного жреца племенного культа.

На некоторую условность объединения дулебов в пору его сложения указывает полное отсутствие данных о какой-либо славянской «монархии» в письменных источниках того времени.
«Валинана», судя по всему, пала под ударами венедских племен аваринов и лангобардов, «примучивших» дулебов. Трудно сказать, насколько соответствует действительности описание Нестора-летописца о взаимоотношениях аваров-аваринов с побежденными дулебами, исходя из позднейшего противостояния полян и древлян, но в любом случае дулебы вообще и древляне в частности являлись активными участниками аваро-антской войны, в которой поляне, входившие в Антский союз потерпели поражение. (Читайте статьи и )

Расселение дулебов шло с запада на восток, через Полесье по направлению к Днепру. Районом наиболее плотного расселения дулебов явились верхнее и среднее течение Случи, междуречье Горыни и Случи и верховья Тетерева, притока Днепра. На север от Тетерева поселениями охвачены бассейн его притока Ирши и верховья Ужа. Здесь явно лежали земли нескольких племен.

На Тетереве располагалась Корчакская группа селищ, давшая название археологической культуре славян. Из компактно расселившихся в этих областях дулебских племен позже сложился племенной союз древлян. Изначально древлянами называлось племя (или уже ряд племен), осевшее в лесных местах этого региона, непосредственно подступавших к антской лесостепи.

В древлянском племенном союзе позднее выделялись два центра княжеской власти. Одним являлся район сближения Ирши и Ужа, где тогда располагались княжеские города Малин и Искоростень. Другим были земли выше по Ужу и к северу от Жерева, где располагался город Овруч. Последний район в корчакский период был заселен еще редко.

Но единичные словенские поселение уже имелись и довольно далеко к северу оттуда, на впадающей в Припять Словечне.

Древляне хоронили умерших в основном в курганах, но иногда и в грунтовых могильниках. С VIII в. в курганах хоронили лишь одного покойника, как правило, без урны. Сожжение производили обычно на стороне, но иногда и на месте. В этом случае умершего помещали на доски или в деревянную колоду, располагая по линии восток-запад.

«Приход славянских поселенцев в район Киева с запада нашел отражение в нескольких преданиях, начиная с древнерусской «Повести временных лет».

В одном из украинских текстов (из поздних – наиболее логично построенном) недвусмысленно рассказывается о военных действиях. Некий «пан» неимоверно притеснял людей, «отбирал от них все, что можно было». В конце концов, «подданные» восстали.

Объединенные силы восставших разбили «пана» с его войском и гнали до места нынешнего Киева, где уничтожили своего угнетателя и его присных.

Обратите внимание

В этом опять-таки чрезвычайно позднем предании смутно отразилось первоначальное могущество антов (ощущавшееся соседними дулебами) и падение этого могущества в результате войны, приведшей к заселению словенами-дулебами Киевщины.» (С.Алексеев. «Славянская Европа в 5-8 вв»)

Согласно Повести временных лет, «древляне жили зверским образом, живя по-скотски, и убивали друг друга, поедая все нечистое, и брака у них не бывало, но умыкали у воды девиц». Конечно, Нестор здесь явно сгущает краски, дабы подчеркнуть обособленность полян, претендующих на первенство в славянском мире.

Но кроме политических разногласий у него для этого имелись и другие основания. Древляне и по образу жизни и даже чисто внешне отличались от полян. Так, волыняне, судя по позднейшим средневековым захоронениям, обладали удлиненной головой, широким лицом, сильно выступающим носом.

Это сочетание славянской широколицести с типичными чертами всех европеоидов мы видим и у южных и западных соседей волынян – древлян, уличей, тиверцев. Они, особенно потомки антов, отличались лишь несколько менее вытянутой головой.

Значительно отличались – более узким лицом, чуть менее выступающим носом, средних размеров головой – только поляне. На мой взгляд, это объясняется тем, что и анты и дулебы вообще и древляне в частности были сарматскими племенами в отличие от полян-скифов.

И в этой связи мне кажутся сомнительным отождествление древлян с агачирами, описанными булгарскими хронистами Гази-Бараджем и Шейх-Гали, которое делает в статье «Древляне» С. В. Трусов. «Агач» по-татарски – «дерево», но сам же Трусов дает другое прочтение этого этнонима опираясь на Шейха-Гали. Вот оно:

«Первое упоминание о них у него соответствует 1300-1200 году до н.э.

, когда древние греки (тирцы) вышли с территории своей северочерноморской родины и двинулись на Балканы и Грецию: «Тирцы увлекли за собой часть карасакланов, обособившихся во главе с бием Аспарчуком в области «Ака Джир» на реке Ака и поэтому прозвавшихся акаджирами».

Как видно из приведенного отрывка, Гали, также как и Гази-Барадж, пользовавшийся при составлении своей истории древними текстами, даже этимологию «древлян» (агачиров) выводит не из «дерева», а от названия местности в бассейне Оки (Аки). Напомню, что древний Ростов булгары называли Джиром.

Акаджиры, по словам Гали, были вечными союзниками тирцев (греков): «С помощью этих сакланов-акаджиров тирцы завоевали Малый Рум и остров Крэш и безжалостно истребили тамошних имэнцев». Здесь: Малый Рум – территория Греции и Турции; Крэш – Крит; имэнцы – минойцы..»

Важно

Акаджиры Шейха-Гали это однозначно скифы, которые согласно Новгородским летописям в начале бронзового века устремились от моря Понтийского на север и заселили не только берега Оки, но и Приильменье. (Читайте статью , размещенную на сайте) Что касается сарматов, то они появились в Причерноморье значительно позднее во 2-3 вв. до н. э.

, переправившись через Дон и сокрушив Скифскую державу.(Читайте статью ) Согласно Геродоту, сарматы говорили на сходном со скифами языке, но это не означает идентичность культур и даже внешнего облика. Именно в сарматских погребениях археологи находят искусственно деформированные (вытянутые в длину черепа), чего никогда не делали скифы.

Сейчас трудно даже предположить, откуда взялся подобный обычай, но, возможно, это диктовалось антропологическими особенностями коренных сарматских родов, которым присоединившиеся роды «круглоголовых» стремились соответствовать.

После завоевания сарматами Причерноморья, часть скифов переместилась на Дунай, часть сместилась на север, но значительная часть смешалась с сарматами и известна нам под именем русов, росомнов и савиров. (Читайте статью )

Во втором веке нашей эры росомоны совместно с венедами-ругами, полянами и другими славянскими племенами образовали государство , просуществовавшую около восьмидесяти лет и павшую под ударами готов. Скорее всего, древляне входили в этот Русаланский союз, столицей которой был город Гелон, известный еще со времен Геродота.

После поражения русаланцев часть дулебов оказалось под власть вестготов, другая часть – восточная – под властью гуннов, выходцев с южного берега Балтики и изначально выступавших как союзники готов.

(Читайте статью ) Не исключаю, что во времена Русалании и готско-гуннского владычества древляне-дулебы и гольдескифы-акаджиры воспринимались болгарами-степняками именно как агачиры, то есть «лесовики».

Вот только говорили болгары того времени не на тюркском и даже не на финно-угорском, а на вполне славянском языке, что впрочем не исключает наличие в этом изначально сарматском этносе как угорских, так и тюркских родов. (Читайте статью ).

Болгары были в гуннском союзе далеко не на последних ролях, так же, впрочем, как и акаджиры, жители поочья, вошедшие в историю Европы как акациры. Византийские хронисты отмечают присутствие племени акациров в постгуннскую эпоху именно на Дону, но в данном случае речь идет просто о сохранившемся со скифских времен этническом единстве жителей Поочья и Подонья. Ни о каком древлянском, угорском или тюркском присутствии в данном случае говорить не приходится.

Древляне появляются на правом берегу Днепра в начале 7 века, во время аваро-антской войны и тут же им навстречу двинулись с Дона савиры (потомки сарматов) и русы (потомки скифов), слившиеся к этому времени в единую общность росомонов-русаланов. (Читайте статью ) Возглавляет савиров-русов князь Кий.

Совет

Трудно сказать, был ли этот Кий потомком Кия, основателя Русалании, известного нам по «Велесовой книге», либо речь идет о титуле, ставшем именем собственным. Скорее всего – второе. Оба Кия, и русаланский, и савирский основывают города под названием Киев, но если речь идет не об имени собственном, а о титуле, то скорее всего «киев», это резиденция «кия», верховного правителя.

Так или иначе, но именно со вторым, савирским или донским Кием, связано происхождение современного города Киева. Дулебы вообще и древляне в частности входят в этот вновь образованный союз наряду с полянами, савирами и русами. Видимо, принцип этого союза тот же, что и в уже известной нам «Валинане» Масуди.

Во главе нового образований становится Кий, он же «Маха», то есть Великий князь, а все остальные вожди племен или племенных союзов называются малыми князьями или Малами.

После поражения от арабов Мервана на Дону в 733 году, держава Кия попадает в зависимость от Хазарского каганата. (Читайте статью ) Однако уже в начале 9 века, в результате гражданской войны она получает независимость и новое название – . Кстати, столицей Русского каганата становится Москва. Речь разумеется идет не о Москве нынешней.

Думаю, само слово «Москва», означало резиденцию главы каганата – Маха, то есть Великого. Могущество Русского каганата было подорвано нашествием угров, спровоцированным Хазарским каганатом, а также появлением варягов Вещего Олега на берегах Днепра.

Скорее всего, и оставшийся безымянным последний правитель каганата (уж не Дир ли?) и Аскольд, и князь Мал были потомками савиро-русского князя Кия, а возможно возводили свой род к Кию Первому, основателю Русалании. Отсюда их незавидная судьба.

Отсюда же по всей вероятности и брак дочери князя Мала Малуши с сыном князя Игоря Святославом, в котором род пришлых Рюриковичей слился с родом Киевичей в лице , который в конечном итоге и стал Великим князем Киевским, крестителем Руси. (Читайте статьи и )

НазадВперед<\p>

Источник: http://schvedov.ru/index218.htm

Ссылка на основную публикацию