Культура киевской руси

Культура Киевской Руси кратко

Культура Киевской Руси – совокупность всех материальных и духовных ценностей, накопленных в процессе развития русских княжеств с момента зарождения государства в 10 веке и до 13 века включительно.

Культура и быт Киевской Руси складываются из дохристианских традиций и язычества, преобразовавшихся после крещения Руси.

Письменность

Одним из главных показателей наличия собственной культуры является письменность.

На Руси письменность в её современном понимании появилась в 10 веке, однако ещё в 9 веке монахами Кириллом и Мифодием был создал алфавит, который потом преобразовался в кириллицу (которая используется поныне). Активное развитие культуры Киевской Руси, в том числе письменности, началось после принятия христианства.

Первыми свидетельствами наличия письменности стали берестяные грамоты – кусочки бересты с выдавленными или начертанными записками о повседневной жизни. Первыми книгами стали летописи государства, а также Библия.

До появления технологии книгопечатания книги переписывались вручную монахами, которые часто добавляли к тексту свои комментарии и замечания, в результате чего переписанные книги могли сильно отличаться от оригинала.

Обратите внимание

Развитие письменности привело к появлению первых учебных заведений, а также зарождению литературы. Важным этапом в становлении культуры Киевской Руси стало написание и приятие первого свода законом – «Русской правды».

Зодчество

Особенностью культуры Киевской Руси была её религиозная направленность. На смену деревянному зодчеству пришло каменное строительство.

Активно начали возводиться каменные храмы взамен деревянным церквям.

Архитектурные традиции каменного строительства на Руси сформировались под воздействием Византийской архитектуры, ведь именно на основе проектов византийских архитекторов строились первые каменные церкви.

989 г. – построена первая каменная церковь в Киеве.

1037 г. – основание Софийского собора в Киеве, одного из ярчайших представителей каменного зодчества Киевской Руси.

Живопись

На развитие живописи огромное влияние оказало Крещение Руси, которое дало толчок к развитию духовной и материальной культуры Киевской Руси. Появились такие виды изобразительного искусства как фреска и мозаика, которыми стали украшать церкви. Также на Руси появилась иконопись, которая стала занимать одно из самых заметных мест в культуре.

Стандарт иконописи пришёл из Византии и первыми мастерами-иконописцами на Руси были приезжие греки, от которых русские мастера переняли мастерство. Также греки привезли с собой искусство росписи, которой украшались стены храмов. Фрески, а зависимости от их расположения, изображали библейские сюжеты или сюжеты из обыденной жизни.

К концу 12 века живопись развилась настолько, что стали выделять несколько живописных центров на Руси, у каждого из которых были свои собственные традиции и особенности.

Декоративно-прикладное искусство

Помимо живописи на Руси было сильно развито декоративно-прикладное искусство – создавались уникальные вещи из эмали, игрушки из глины с особенной росписью, ювелирные украшения и многое другое. Многие из существовавших тогда стилей росписи и ремесленничества остались и по сей день. Основными сюжетами для росписи ДПИ были былины, сказания и сюжеты из фольклора.

Фольклор

Фольклор на Руси был очень развит и имел огромное значение для культуры Киевской Руси. С древних времён из уст в уста передавались различные сказания и легенды. Особое место занимала обрядовая поэзия – заговоры, песни, заклинания. Активно развивались частушки, присказки, пестушки и многое другое.

В середине девятого века появился новый жанр – эпос, который рассказывал о похождениях великих героев, о битвах и завоеваниях. Гораздо позже народный устный эпос и былины легли в основу первых литературных произведений, в том числе знаменитого «Слова о полку Игореве».

С развитием письменности и литературы фольклор не только не исчез, но продолжал активно развиваться.

В целом, на культуру Киевской Руси огромное влияние оказали следующие события:

  • Появление письменности;
  • Зарождение государственности;
  • Становление христианства.

ПОМОГЛО? ЛАЙКНИ!

Источник: http://historykratko.com/kultura-kievskoy-rusi-kratko

Культура Киевской Руси: краткое описание :

Культура периода Киевской Руси включает в себя совокупность духовно-материальных ценностей, накопленных в результате деятельности русских княжеств. Наибольшее развитие получила после Крещения. Культура Киевской Руси кратко отражена в этой статье.

Письменность

Доподлинно известно, что письменность у славян была еще в дохристианский период. Об этом свидетельствуют многочисленные археологические раскопки. Кроме того, в Х веке появились письменные свидетельства. Черноризец Храбр отмечал, что у славян не было букв для письма, но они использовали черты и резы.

На повсеместное распространение письменности повлияло создание славянской азбуки. Это событие связывают с именами монахов из Византии — Кирилла и Мефодия. Изначально была создана глаголица, на которой были написаны многие церковные книги. В начале Х века в результате синтеза глаголицы и греческого письма появилась кириллица.

Принятие христианства оказало большое влияние на развитие письменности. В особенности тот факт, что допускалось богослужение на родном языке.

Грамотность была распространена и среди городского населения, о чем говорят берестяные грамоты, используемые в быту.

В связи с татаро-монгольскими набегами многие памятники ранней письменности были уничтожены. Старейшим из сохранившихся является «Остромирово Евангелие». Написал его дьякон Григорий в 1057 году.

Несмотря на повсеместное распространение письменности, центрами книжности были церкви и монастыри. Обычно они переписывали существующие книги и вели собственную летопись. С XI века создавались библиотеки при монастырях.

Литература

С принятием Крещения довольно быстрыми темпами развивалась культура Киевской Руси. Кратко этот период можно охарактеризовать как книжный. Возникновение письменности послужило началом для формирования литературы. Изначально это были переводы западных произведений, которые послужили возникновению собственных литературных традиций.

Ярким представителем этого периода был Илларион. Митрополит стал автором «Слова о законе и благодати». Это политический трактат, раскрывающий проблемы русской действительности.

Одним из главных литературных творцов был Нестор, монах Киево-Печерской лавры. Он стал автором «Чтения», «Жития Феодосия» и «Повести временных лет». Последнее произведение охватывает многочисленные события, политическое устройство, отношения с другими государствами, религиозные аспекты, а также там описана культура Киевской Руси. Кратко Нестор освещает хозяйственную жизнь и быт.

Важно

Русские князья были очень образованными и талантливыми. Выдающимся творцом был Владимир Мономах. «Поучение» стало важнейшим памятником литературы того времени.

Центральной проблемой в литературе периода Киевской Руси была княжеская власть и жизнь государства. Эти и другие вопросы поднимает в своих произведениях Даниил Заточник.

Культура средневековой Руси нашла свое отражение в самом масштабном и важном памятнике литературы — «Слове о полку Игореве».

После Батыева нашествия появилось множество письменных текстов, посвященных этому событию («Слово о гибели Русской земли»).

Архитектура

Развитие культуры Киевской Руси послужило и для обновления традиций зодчества. Вплоть до начала XI века процветало деревянное строительство. После Крещения над ним возобладало каменное. Зодчество развивалось по аналогии с Византийским.

Первым примером монументальной архитектуры была Десятинная церковь в Киеве. Ее возведение относят к 989 году.

Самое значительное сооружение этого периода — Софийский собор. В его строительстве принимали участие специалисты из Константинополя, помогали им киевские мастера.

Большинство сохранившихся строений того времени занесено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Живопись

Культура Киевской Руси кратковременно находилась под воздействием влияний извне. Постепенно она обретала черты самобытности и оригинальности. В живописи появились новые виды — фреска и мозаика, развивалась иконопись.

В основном этот вид искусства применялся для росписи церквей и монастырей. Культура средневековой Руси еще не включала в себя написания самодостаточных полотен-картин.

Первые украшения на стенах церквей Киева делали мастера греки. Они создавали сложные сюжеты, выдерживая интерьер храмов в одном стиле. Особенной красотой отличаются фрески Софийского собора.

Совет

В XII веке появилась светская живопись, которая изображала охоту великих князей, различные состязания и празднества, мир природы.

В Новгороде и Владимиро-Суздальском княжестве впервые в живописи были отмечены особенности местной жизни и деятельности.

Прочее искусство

На Руси было много мастеров, которые не поддавались внешнему влиянию. Это специалисты декоративно-прикладных ремесел. Их работы были абсолютно самобытны, а чужестранцы не могли отвести глаз от ювелирных украшений, посуды, искусной деревянной мебели, расшитой золотом ткани.

Источник: https://www.syl.ru/article/199438/new_kultura-kievskoy-rusi-kratkoe-opisanie

Глава 1. Культура Киевской Руси IX-XI вв

Культура народа неразрывно связана с его историей. Отправным моментом развития русской культуры (возникшей на основе культуры восточнославянской) является эпоха возвышения городов (IX-X вв.), ставших сначала центрами союзов племен, а затем основой первых русских государств — земель-волостей.

Славяне издревле были земледельческим народом. В южной части ареала их расселения было распространено пашенное земледелие. Основным орудием труда были соха и плуг. Выращивались пшеница, рожь, гречиха, ячмень и просо. В северных лесистых районах восточнославянской территории долгое время сохранялось подсечно-огневое земледелие.

О развитости земледелия свидетельствуют частые находки при археологических раскопках железных наральников (наконечников для сох), мотыг, серпов, кос и прочего сельскохозяйственного инвентаря.

Об уровне земледелия у славян красноречиво говорит тот факт, что в языке соседей славян, венгров, сравнительно поздно перешедших от кочевого скотоводства к оседлому образу жизни, вся земледельческая терминология заимствована из славянских языков.

Среди огородных культур самой популярной в Древней Руси была репа. Она заменяла в рационе средневекового человека нишу современной картошки. Кроме того, имели широкое распространение капуста, лук, чеснок, хмель и технические культуры: лен, конопля.

Разводили славяне и скот. Наибольшей популярностью пользовался крупный рогатый скот и свиньи (весьма популярное домашнее животное в средневековой Европе). В меньшей степени был распространен мелкий рогатый скот — овцы и козы.

При археологических раскопках найдены останки разнообразной домашней живности — кур, кошек, собак.

Обратите внимание

Лошадь древними славянами использовалась редко, но по мере развития общества и становления государства значение ее в жизни человека сильно возросло: ее использовали в качестве упряжного животного и для верховой езды.

Важной сферой хозяйственной деятельности восточного славянства была охота. Она не только служила подспорьем в хозяйстве земледельца, но имела промысловое значение. На рынках Византии высоко ценились меха бобров, куниц, соболей, белок, привезенные из славянских земель. Меха были одной из основных статей экспорта.

Восточнославянские языки относятся к славянской группе индоевропейской языковой семьи. Считается, что в глубокой древности они составляли некое единство, один язык. Затем восточнославянская ветвь распалась на ряд близких друг другу племенных диалектов.

Разница между языком различных племенных объединений была не очень сильна, представитель племени полян вполне мог понимать, например, кривича, но не без труда. С возникновением русского государства возникла потребность в выработке среднего наречия, одинаково понятного для всех племен.

Потребность эта была обусловлена необходимостью центральной власти поддерживать связь с регионами. И такой диалект сложился на основании диалекта полян, жителей столичного Киева. В него кроме южных по происхождению слов (таких, например, как «вол», «брехати», «лепый») вошли и много северных («лошадь», «векша», «изба», «обилье»).

Этот усредненный диалект, так называемое киевское койне, стал основой древнерусского литературного языка.

Обычно считается, что древние славяне не имели письменности. Однако, по некоторым данным утверждение это не совсем верно. Так, например, болгарский автор Х в.

Черноризец Храбр свидетельствует, что в древности славяне использовали для записи «черты и резы» (очевидно, примитивная азбука наподобие скандинавских рун), а также буквы греческого и латинского алфавитов. Настоящая письменность появилась у них только после принятия христианства.

Важно

Получившая распространение на Руси азбука кириллица была изобретена в IX в. братьями Кириллом и Мефодием по заказу западнославянского князя Ростислава, правителя Великоморавской державы.

При помощи этой азбуки были записаны переведенные на славянский язык греческие богослужебные книги. С тех пор кириллица распространилась по всему славянскому миру, а после крещения Руси вошла в обиход и восточнославянского населения.

Азбука — не единственное приобретение, которое Русь получила вместе с христианством. Крещение Руси князем Владимиром (988 г.) является одним из самых значительных, поворотных событий в русской культуре. Выбором греческого православия был во многом определен путь развития России на много столетий вперед.

Читайте также:  Культ личности сталина

Христианство, развивавшееся в одном из самых культурных государств средневекового мира — Византии, вобрало в себя огромный потенциал, унаследовав достижения многих цивилизаций. Эта религиозная система по многим параметрам превосходила традиционное славянское язычество.

Вместе с письменностью на Русь пришла обширная литература: множество переводных (с греческого) сочинений, прежде всего, конечно, богословского характера: Библия, богослужебные книги, произведения «отцов церкви» (Иоанна Златоуста, Ефрема Сирина, Василия Великого), жития святых. Книги эти были написаны в основном на древнеболгарском языке.

Болгария приняла христианство раньше, чем Русь, и к концу Х в. там было сделано большое количество переводов необходимой в церковном обиходе литературы. Этот язык, (который часто именуется церковнославянским) хотя и отличался от древнерусского весьма существенно, но был хорошо понятен русским читателям.

Он стал официальным языком богослужения в русской православной церкви и оказал огромное влияние на литературный язык Древней Руси.

Знакомство с переводной литературой дало толчок развитию литературы оригинальной. Самое, пожалуй, древнее из известных произведений древнерусской литературы — «Слово о Законе и Благодати». Его автором был митрополит киевский Иларион, оратор, писатель, церковно-политический деятель.

Совет

Это был первый русский человек, занявший киевский митрополичий престол, до него на это место патриархом константинопольским обычно назначались греки. «Слово» отличается исключительной важностью идейно-политического содержания и совершенством формы. Это блестящий религиозно-философский трактат в лучших традициях византийской образованности.

В нем, помимо вопросов сугубо богословских, рассматриваются темы церковно-политические. Иларион пишет ярко и убедительно, использует многочисленные библейские метафоры и исторические примеры. Основной идеей «Слова» является апология Русской земли и утверждение превосходства совсем еще молодого русского православия над старым византийским.

Митрополит возносит хвалы князю Владимиру, крестителю Руси, уподобляя его знаменитому императору Константину.

Золотым веком древнерусской культуры киевского периода является время княжения Ярослава Мудрого. Именно его стараниями бы возведен на киевскую кафедру митрополит Иларион. Ярослав организовал перевод и переписку книг, создавая тем самым при киевском Софийском соборе первую русскую библиотеку. Большое внимание князь уделял развитию православия на Руси.

При нем были канонизированы первые русские святые — князья братья Борис и Глеб, погибшие во время усобицы, разгоревшейся в годы молодости Ярослава, когда шла борьба за княжеский престол (1015 г.). Культ святых Бориса и Глеба активно пропагандировался и имел важное политическое значение для своего времени: по мнению академика Д. С. Лихачева, он призван был укрепить единство Руси.

Кроме того, культ способствовал возвеличиванию и самого Ярослава, т. к. он приходился братом «невинно убиенным» князьям и выступал как мститель за них. С подачи и под покровительством Ярослава Мудрого было создано «Сказание о Борисе и Глебе», являющееся, по существу, житием святых князей.

В «Сказании» воплотились представления о святости братских уз, о ценности братолюбия, весьма распространенные в общественном сознании Древней Руси.

В княжение Ярослава недалеко от Киева возникает Киево-Печерский монастырь, на долгое время ставший одним из главных духовных и культурных центров Русской земли. Замечательным произведением древнерусской литературы является житие св.

Феодосия Печерского, одного из первых и самых почитаемых игуменов, составленное в монастыре в конце XI в. Сам Феодосий тоже оставил след в литературе.

Им были написаны многочисленные «Слова» богословского содержания: о смирении, о любви и посте, о душевной пользе и т. д.

Обратите внимание

Одна из характерных черт культуры Древней Руси — большой интерес к истории. В исторический контекст так или иначе вписывались сюжеты почти всех литературных произведений. Большой популярностью на Руси пользовались переведенные с греческого исторические сочинения: Хроника Георгия Амартола, Хроника Иоанна Малалы и др.

, на основании которых в XI в. составляются своды всемирной истории, получившие названия хронографов. Записи исторического характера велись и на Руси. Предположительно самая первая летопись (т. н. Древнейший свод) была создана уже в конце Х — начале XI в.

За ней последовало еще несколько летописных сводов: Никоновский свод 1073 г. и Начальный свод 1095, ставший предтечей знаменитой Повести временных лет (1113 г.).

Значительная доля исторической информации сохранялась в устных преданиях, часть из которых затем использовалась летописцами, а часть вошла в фольклорную традицию, став основой формирования русского героического эпоса — былин.

Бурный расцвет литературы при Ярославе во многом был обусловлен распространением грамотности не только среди верхов, но и в широких массах общества.

Начало этому было заложено еще князем Владимиром, который после принятия христианства начал «поимати» детей у «нарочитой чади» (знати) и насильно отдавать «на ученье книжное». Ярослав в 1037 г. специально выделил некоторую сумму из своих доходов для священников с тем чтобы они обучали людей грамоте и письму.

О широком распространении грамотности свидетельствуют найденные при археологических раскопках берестяные грамоты, содержащие записи самого разного бытового содержания.

Книжное дело, традиции которого были заложены при Ярославе, продолжали развиваться и во II половине XI в. Древнейшей русской рукописью, сохранившейся до наших дней, считается Евангелие, созданное в 1056 г. в Киеве по заказу новгородского боярина Остромира.

Настоящим шедевром является Изборник Святослава 1073 г. Это сборник переводных нравоучительных рассуждений, написанный на больших листах пергамента и богато украшенный. Производство книг в те времена было очень трудоемко, книги считались большой ценностью.

Обратите внимание
Важно

Больших высот достигла в Х-XI вв. архитектура. Ее развитие также неразрывно связано с распространением христианства. До принятия православия все постройки в древнерусских городах возводились из дерева.

Вместе с новой религией на Русь пришла каменная архитектура. Строительство было обусловлено нуждами церкви — строились прежде всего храмы.

Самая первая кирпичная церковь Покрова Богородицы (Десятинная) была заложена князем Владимиром сразу после возвращения из Корсуни в 989 г.

На Руси получил распространение так называемый крестово-купольный тип храма. Модель эта пришла на Русь из Византии. Крестово-купольными храмы этого типа называли потому, что центральные (поперечный и продольный) своды храма, перекрещиваясь, образовывали крест, увенчанный куполом. Изнутри своды и купол поддерживались четырьмя колоннами.

Еще вчера языческая, а ныне соперничающая с самой Византией в вопросах веры Русь остро нуждалась в монументальном подтверждении своего высокого статуса. Архитектурным убранством Киев стремился подражать Константинополю-Царьграду. При Ярославе Мудром по всей Руси разворачивается обширное храмовое и гражданское строительство.

Для ведения работ приглашаются лучшие константинопольские мастера. В Киеве возводится величественный Софийский собор (1037 г.). Отличительной чертой храмов, строившихся на Руси, было многоглавие, Софию киевскую венчали 13 куполов. Вслед за Киевом своими соборами обзавелись Новгород и Полоцк.

По-видимому, строила эти соборы та же самая артель, которая возвела собор в Киеве: в них много сходных черт. Все три собора освящены в честь св. Софии. Название такое было выбрано не случайно — главный городской храм Константинополя тоже Софийский.

В Киеве, помимо храмов, строятся новые городские стены с башнями, одна из которых, носившая название «Золотые ворота» (опять же по примеру Константинополя), служила торжественным въездом в город.

Храмы украшались мозаиками и фресками. Византийская живописная традиция так называемого комниновского периода (получившего свое название по правящей в Константинополе династии Комнинов), пришедшая на Русь вместе с христианством и храмовым строительством, отличалась одухотворенностью и строгой каноничностью.

Художественная система, созданная в Византии, наиболее четко соответствовала средневековому мировосприятию. Статичные, плоскостные, но при этом чрезвычайно выразительные образы призваны были воплотить идею превосходства духа над плотью. Прекрасные мозаики сохранились в центральных помещениях киевского Софийского собора. Новгородская София была расписана фресками.

Считается, что в создании фресок могли принимать участие и русские мастера.

В целом, несмотря на большое влияние Византии, русская культура уже с первых шагов своего развития обнаруживает заметные черты своеобразия, это проявилось и двоеверии — причудливом сплаве, который образовало греческое православие и славянское язычество, и в многоглавии первых русских соборов, и в эпосе, и в самом строе повседневной жизни, оставшемся неизменным у подавляющего большинства населения. Глубокие традиции древней славянской культуры, питавшей своими корнями зарождавшуюся культуру русскую, позволяли творчески преобразовывать перенимаемые у соседей достижения, закладывая тем самым основу будущего развития.

Источник: https://www.examen.ru/add/manual/school-subjects/arts/russian-culture/istoriya-russkoj-kulturyi-s-drevnejshix-vremen-do-nashix-dnej/glava-1-kultura-kievskoj-rusi-ix-xi-vv/

Культура киевской Руси

Развитие культуры киевской Руси происходит после объединения больших центров — Новгород и Киев. Столицей Руси становиться Киев. Первые князья расширили территорию за счет присоединения славянских племен, приобрели внешнюю независимость и обрели внешнеэкономические связи с Византией.

Государство киевской Руси стремилось развивать хозяйство, экономику, объединяло земли. Развитие культуры киевской Руси IX-XII вв.

активно начинается с принятием христианства, но и до этого было развито язычество, поклонялись богам, верили в приметы. Считалось, что у всего живого есть душа, которую надо задобрить.

Совет

Так же была развита мифология и устное народное творчество. Сказания передавались из уст в уста.

Славянская письменность существовала в дохристианской Руси. Создание письменности и азбуки связывают с созданием алфавита монахами Кириллом и Мефодием. Сначала была глаголица, но её заменил более удобный алфавит – кириллица.

Культура и быт киевской Руси складывается в основном из дохристианских традиций и язычества, изменившихся после крещения Руси.

Крещение Руси и принятие христианства можно отметить как начало расцвета культуры киевской Руси. Большой вклад в развитие письменности и культуры внесло крещение Руси. Христианство разрешало богослужение на родных языках, это способствовало развитию письменности.

Большую роль в развитии письменности играли так же переписи книг. Центрами переписи книг древнерусской культуры киевской Руси были церкви и монастыри. Переписчики книг – монахи, имелись и при князьях.

Они переписывали книги и переводили их, вели летописи. Одним из таких центров был Киево-Печерский монастырь. Как известно из летописи xii вв.

, при монастырях хранились книги, которых насчитывалось до нескольких сотен.

Развитие культуры связывают с организацией школ в киевской Руси. Этим занимался князь Владимир Святославович. Обучали грамоте не только князей, но и горожан.

Долгое время на Руси были только деревянные построения. Деревянные церкви строились везде, но это требовало особенных условий, опыта и мастерства. Такова особенность культуры того времени, времени древней киевской Руси.

Обратите внимание

Они достигали величественных размеров, навыки способствовали быстрому росту каменного строительства Руси и уникальности архитектуры. основные принципы были взяты со строительства Византии.

Происходил обмен опытом, византийские мастера научили киевских мастеров культуре строительного мастерства, которое использовалось при строительстве домов в Византии.

Первые каменные строительства — это церкви киевской Руси. Принятие христианства принесло не только развитие письменности и каменного строительства, но так же и развитие живописи.

Художественная культура киевской Руси 9-12 вв

Если раньше изображали на картинах жизнь народа, их труд, то с развитием духовной культуры, которое начинается в то время, картины стали приобретать более светский характер, при этом с акцентом на духовность. Это особенность картин культуры киевской Руси.

Развивается такая живопись, как мозаика и фреска, развитие иконописи. Это все использовалась для росписи церквей, создавало особенное величие, торжественность и несокрушимость православной церкви и княжеской власти.

Так же использовали живопись для росписи стен киевской Софии. Изображали моменты жизни князей, ярмарку, музыкантов, портреты княжеской семьи. Это была особенность росписи церквей киевской Руси.

Со времен владимиро-суздальской Руси сохранились фрески Дмитриевского и Успенского соборов во Владимире и церкви Бориса и Глеба в Кидекше. Имеется несколько икон.

Можно сказать, что они берут свое начало с владимиро-суздальской школы живописи. Живописью занимались мастера из Греции и Руси.

Работа «Боголюбская Богоматерь» очень похожа по стилю на «Владимирскую Богоматерь», которая привезена с Византии.

С развитием светской культуры происходит и развитие культуры в народе. Об этом свидетельствует народный фольклор древней Руси. Имелось разнообразие песен, которые были на похоронах и на свадьбах, заговоры и заклинания, как языческое прошлое. С этим боролась христианская церковь, но в народном фольклоре все равно ярко прослеживались языческие корни.

Читайте также:  Краткая биография леонида ильича брежнева

Широкое развитие получила языческая мифология, представления о боге и мире, как происходили самые необъяснимые явления природы. Но в XIX-XX века это потеряло свой религиозный смысл, и осталось только как народные игры и праздники.

Центрами культурного развития были города. Развитие культуры связывают и с развитием прикладного, декоративного искусства. Мастера владели техниками сканью, эмалью, зернью, чернью. Развивалось металлургическое производство, ювелирное дело.

Важно

Развитие литературы начинается с русской летописи — повесть временных лет. Это история государства русского, описание которого начинается еще с библейских времен. Составлена она была в Киеве и дополнялась каждый год, описывая события, которые происходили. Повесть отличается этим от других книг. Поэтому содержит сказания, фольклор и государственные документы.

Если кратко обрисовать из чего формировалась культура киевской Руси, то можно выделить следующее:

  • развитие письменности;
  • принятие христианства;
  • открытие школ;
  • перепись книг;
  • развитие зодчества;
  • народный фольклор;
  • развитие прикладного искусства.

Отличием культуры киевской Руси от современного искусства становиться то, что наследие тех времен дожило до наших дней, и цениться это как предметы истории. По ним можно изучать, чем занимался в те времена народ и как развивалась Русь. Станет ли предметом истории культура наших дней — известно будет только через века.

История достижений культуры Руси IX-начало XII вв

Поделитесь с друзьями

Источник: http://slavculture.ru/slav-kult/1477-kultura-rusi.html

Культура Киевской Руси: живопись, искусство, музыка, образование и одежда

Культура Киевской Руси является результатом длительного процесса как внутреннего развития восточнославянского общества, так и внешнего воздействия мировой цивилизации.

Сказались на культуре киевской государства принятия христианства и общее влияние Византии.

Важными были также попытки киевских князей выйти из-под влияния Константинополя и обратиться к собственным культурных особенностей в различных сферах искусства.

1. Период до християнства
2. Живопись, искусство и мозаика
3. Иконопись и роспись книг
4. Древнерусская литература
5. Образование, наука и учебный процесс
6. Музыкальное искусство и культура
7. Одежда

Культура Киевской Руси до христианства

дохристианские времена Киевской Руси обозначены значительным влиянием экономического развития государства и языческих верований славян. К этому времени относится стремительная урбанизация, вызванная развитием ремесленничества на территории Руси. С большой скоростью развиваются

  • ковка;
  • гончарство;
  • ткачество;
  • выделка кожи;
  • резьба по камню и дереву;
  • ювелирное дело.

В Киевской Руси появляются настоящие мастера своего дела, осваивают сразу несколько специализаций. Расцветает ювелирное искусство. Киевские мастера владели различными способами обработки драгоценных металлов — зерна, сканью, перегородчатой ​​эмалью.

За счет ремесленного прогресса стартует развитие городов, требует умелых представителей строительных профессий. Археологические находки подтверждают сложность конструкций и пышное внутреннее убранство тогдашних деревянных зданий, особенно княжеских и боярских «хором».

Не менее значительное влияние на культуру оказала религия — язычество. Древние славяне верили в силы природы и злых духов, из-за чего не имели храмов, а устанавливали статуи богов в рощах, лесах, на берегах рек и тому подобное.

Идолы были вырезаны из дерева, реже — из камня. Изображения божеств чаще всего имели антропоморфный вид — были больше похожи на животных, чем на людей.

На территории Руси сосуществовало несколько пантеонов языческих богов — божества и духи отвечали, по верованиям русских, за различные природные явления.

С насаждением христианства большинство языческих капищ была разрушена, но обряды и некоторые верования пережили трансформацию и сохранились в дальнейшем, привязавшись к христианству.

Живопись, искусство и мозаика Киевской Руси

Рост экономических и культурных связей Киевской Руси, подъем в совместной жизни обусловили последующее развитие ее культуры. Значительное развитие получила архитектура.

По Владимира Святославича строится храм Богородицы, который потом назвали Десятинной церковью (на его содержание князь принимал десятую часть доходов своих подданных). Она была украшена фресками, мозаикой. В 1037 возведен самый большой храм Киевской Руси — Софийский собор.

По его образцу в Чернигове строится Спасский собор в Новгороде и Полоцке — Софийский собор. Ярослав Мудрый сооружает в Киеве Золотые ворота.

Центрами культуры в Киевской Руси были монастыри. Одним из них был Киево-Печерский монастырь, основанный при Ярославе Мудром преподобным Антонием, вроде того, который он же основал в Чернигове.

Совет

Живопись Киевской Руси тесно связан с христианством и развитием церквей, ведь живописные традиции, также заимствованные из византийской культуры, вылились в росписи монументальных сооружений — храмов, церквей и княжеских замков.

Особое развитие монументальная живопись приобрел в X — XI веках, во времена правления князей Владимира и Ярослава. В это время происходит строительство масштабных каменных сооружений, некоторые из которых дошли до нашего времени.

Обратите внимание

Монументальная живопись Киевской Руси имел 2 варианта исполнения:

Поскольку мозаичный роспись был очень дорогим, то большее распространение на Руси получил фресковая живопись. Он отличался меньшей себестоимостью и производил значительных художественный эффект.

Первые фрески на территории Киевской Руси были выполнены византийскими мастерами, тем более учитывали в своих работах и ​​народные мотивы. В дальнейшем фресковая живопись и вовсе вытеснил мозаики.

Примеры монументальных росписей того времени сохранились и до сих пор в Киеве, Чернигове, Владимире на Клязьме, Смоленске, Новгороде, Старой Ладоге, Пскове.

Также изобразительное искусство киевской государства было представлено иконописью и книжной миниатюрой.

Иконопись и роспись книг в Киевской Государстве

Иконопись пришел к Киевской Руси из Византии вместе с христианством. Именно из Византии, а также из Болгарии, к Руси были привезены первые иконы. Это произошло в IX веке. Первой иконой русских мастеров считается картина Дмитрия Солунского, написанная по заказу киевского князя Изяслава Ярославича в XI веке. Впоследствии во всех крупных городах существовали иконописные мастерские.

Иконопись был канонической — подчинялся четким правилам. Иконы писали на деревянных дощечках с помощью красок размешанных на яичном желтке, и устанавливали на особом месте в церкви. Композиция изображений была сложной и мало понятной рядовым жителям Руси.

Книжная миниатюра развивается одновременно с появлением первых письменных памятников Киевской Руси. «Остромирово евангелие», написанное в середине XI в., Украшенное прекрасными заставками и миниатюрами

Древнерусская литература

С глубокой древности берет начало устное народное творчество — сказки, легенды, песни. Древнейшими и значительными в культурном отношении является былины Владимирова цикла, которые создавались в Х-XI вв. и воспевали храбрость богатырей, защищавших родную землю. Здесь фиксировались память об исторических событиях и отношение к ним.

Первыми письменными произведениями в Киевской Руси были летописи — своды записей об исторических событиях, изложенные в хронологической последовательности.

древним летописям, который дошел до наших дней, является «Повесть временных лет» (рисунок), созданная в начале XII в. Она сохранилась в Лаврентьевской (1377) и Ипатьевской (начало XV в.) Списках. Известны также «Киевская летопись» XII в., «Галицко-Волынская летопись» XIII в.

Обратите внимание

Летописи является основным источником по истории Киевской Руси IX-XIII веков. Но, кроме них, с письменного наследия можно вспомнить философскую проповедь митрополита Илариона «Слово о законе и благодати», «Поучение детям» Владимира Мономаха и др.

Особое место в древнерусской литературе занимает «Слово о полку Игореве», написанное на основе конкретного исторического факта. Неизвестный автор этого произведения призывал князей забыть междоусобицы и объединиться во имя защиты родной земли.

Образование, наука и учебный процесс Киевской Руси

Подъем литературы было непосредственно связано с развитием образования и науки в Киевской Руси. Ученость жителей страны была достоянием, вызванным введением на Руси христианства, ведь вопросы образования населения взяла на себя именно церковь. Именно при монастырях создавались библиотеки, переводческие и книговиготивничи мастерской.

Не менее духовенство образованием заботились правители, основали первые школы на Руси. Уже через Владимира Святославича существовали государственная школа и школа при Софийском соборе. В этих школах учились дети князя и его ближайшего окружения.

Князь Ярослав открыл первую школу для подготовки служителей церкви в Новгороде. По летописным свидетельствам там обучалось около 300 потомков состоятельных родителей. А первую школу для девочек заключила княжна Янка, дочь Всеволода Ярославича.

Произошло это в 1086 году, учебное заведение работал при Андреевском монастыре.

По преданию, русичи сначала боялись образования и отдавая детей в школ очень горевали, и начали понимать ценность знаний. С древнерусских учебных заведений выходили известные до сих пор художники, летописцы, философы, богословы. Среди них летописцы Никон Великий, Нестор, митрополит Иларион, епископ Кирилл Туровский, митрополит-идеалист Клим Смолятич, Даниил Заточник.

Развития науки также служило заключения и пополнение библиотек, которым по силам Жуже часто занимались княжеские лица. Ярославом Мудрым создается первая известная на Руси библиотека Софии Киевской. По свидетельствам современников, князь Николай Святоша, известный также как Святослав Давидович (1080-1143) потратил свою казну на книги, которые представил Печерскому монастырю.

Киевский митрополит Климент Смолятич сообщал, что в XII веке на Руси было 300-400 ученых. Наиболее популярными научными дисциплинами в Киевской Руси были словесность, которая представляла собой сочетание диалектики, поэтики и риторики, и изучение иностранных языков.

Владимир Мономах в своем «Поучении» завещал молодым русичам знать 5 языков. Чаще всего славяне изучали греческий, латынь, немецкий язык. Значительный прогресс наблюдался в области права и в медицине, однако естественные науки развивались не так быстро, как филологические.

Обратите внимание

Музыкальное искусство и культура Киевской Руси

Старинная музыка Киевской Руси была неотъемлемой частью жизни славян еще в дохристианские времена. Игра на народных музыкальных инструментах, пение и танцы сопровождали обрядовые действия и празднования. Среди народных инструментов историки называют

  • гусли;
  • гудок;
  • рог;
  • бубен;
  • трубы.

Значительная часть народного музыкального творчества составляли песни — народно-обрядовые и семейно-обрядовые. Торжества календарного цикла были важной составляющей жизни славян, каждый праздник сопровождалось пением — колядками, веснушками, призвания, обрядовыми «русалиями» и купальскими играми.

Наряду с обрядовыми песнями существовала песенное творчество, связанная с различными событиями семейной жизни, например свадьбами и захоронениями. Свадебные песни отличались большим сюжетным диапазоном: были грустные, веселые, торжественные, в которых превозносили молодую пару. Детям пели колыбельные. А во время захоронений выполнялись песни-плакання или причитания.

Женщин, которые специализировались на таких пении, «голосильщиц», славяне очень почитали.

Важно

Также в народном творчестве существовали героические эпосы, а впоследствии появились былины, которые выполнялись речитативно-повествовательным тоном. В этих произведениях рассказывали ся исторические события, исполнитель былин славил князей, бояр и жену. Часто героями подобных песен становились так называемые богатыри — великие воины из народа.

Существовали профессиональные исполнители народных песен. Среди них были:

  • певцы героических песен;
  • скоморохи — в основном бродячие музыканты;
  • певцы нецерковных, но набожных песен, которые были калеками, нищими или просто путешественниками.

Народные песни почти никогда не записывались, а устно передавались от человека к человеку. Это творчество любили и пользовались ею все слои населения — от простых людей до князей. Часто народные песни сопровождались танцами — самым популярным был так называемый «пляс», для выполнения которого жители Руси собирались большими группами. Основой «плясать» были хороводы.

С принятием христианства, которое не принимало игру на музыкальных инструментах, обряды стали сопровождаться пением молитв, записанных в религиозных тексте. Но из народной жизни музыкальные инструменты не исчезли — это подтверждают изображения музыкантов и танцоров на фресках, а скоморохи добавили в свой репертуар песни, смеялись церковь.

Читайте также:  Культура второй половины 19 века

Сначала церковное пение был по большей части сольным, позже стал допускаться хоровое пение, но только в унисон.

Первые исполнители религиозных христианских песен были привезены из Византии и Болгарии, и впоследствии в Киевской Руси появились свои профессионалы церковного пения.

В XI веке в Киево-Печерском монастыре была основана школа пения, где воспитывали мастеров церковного пения — «розспивщикив».

Интересно то, как записывали церковную музыку во времена Киевской Руси. Для фиксации использовали специальную систему знаков, которые назывались знаменами или крюками.

Отсюда происходят названия системы: «знаменательное письмо», «знаменательный пение», «Крюково письмо».

Совет

Однако «знаменательное письмо» не могло воспроизвести мелодию, поэтому ее передавали исключительно устными методами.

Любой христианский праздник сопровождалось звуками колоколов. Такая музыка выполнялась по нотам и получила на Руси незаурядного развития.

Одежда Киевской Руси

В соответствии с археологических находок и письменных источников древней Руси, одежда жителей страны отличался многообразием и яркостью.

Эти данные дополнен изображениями на фресках, книжных миниатюрах, дают достаточно широкое представление о том, что одежда высших слоев населения и среднего и низшего класса отличался. Социальная дифференциация относилась также к качеству материалов и количества украшений.

Этот факт отражен в письменных источниках XII века. Так, в «Слове о богатом и нищего» богатый ходит «в павлоце и в кунах, а скудный ребром не иметь на телес», у первого нога «в червленое сапозе», у второго — «в личинцм».

Высшие слои населения обычно были обладателями многочисленных колец, диадем, ожерелий, наплич и драгоценной сбруе. Позже к украшениям добавились кресты.

Одежда представителей княжеского рода и дворян поражал цветной разнообразием, богатством тканей, частым использованием меха.

Кроме украшений, характерным признаком богатства и высокого социального положения русича был длинный плащ — «корзно».

Простые горожане и крестьяне изготавливали свою одежду самостоятельно: они производили ткани, шили предметы гардероба и украшали их. Изготовление одежды было неотъемлемой частью жизни каждой женщины в Киевской Руси.

Интересно, что языческие верования славян отражались на их манере одеваться, а позже соединились с христианскими.

Обратите внимание

Например, популярными были украшения из изображениями божеств — Даждьбога, богини весны, а также природных мотивов — деревьев, вспаханной поля и тому подобное.

Также следует отметить, что замужние женщины Киевской Руси должны были обязательно прятать волосы, это по верованиям, должно было защитить от злых духов. Незамужние девушки, зато ходили с распущенными волосами, заплетали косы и носили венки.

Таким образом, культура Киевской Руси представляла собой уникальное сочетание народных мотивов и влияния культур других цивилизованных стран Средневековья, в частности Византийской империи. Искусство и быт того времени много берут как от язычества, так и от христианства и отражают Исок уровень развития государства, консолидации племен, населявших ее.

Источник: https://histua.com/ru/istoriya-ukraini/kievskaya-rus/kultura-kievskoj-rusi

Open Library — открытая библиотека учебной информации

Культура допетровской Руси.

РУССКАЯ КУЛЬТУРА

Для Киевской Руси был характерен высокий по средневековым меркам уровень развития культуры.

Славянская письменность, созданная Кириллом и Мефодием во второй половинœе IX века, уже в Х веке новый алфавит проникает на Русь. Так, договор 911 ᴦ. между Олегом и Византией был написан на двух языках — греческом и славянском. В начале XI века грамотность проникает в среду феодалов. Особенно яркой в этом отношении была личность Ярослава Мудрого.

Он создал княжеские мастерские по переписке книг, собрал большую библиотеку в Софийском соборе Киева. Об уровне образования жителœей Киевской Руси свидетельствуют новгородские берестяные грамоты. К этому времени относятся первые дошедшие до нас древнерусские книги — «Изборники», сделанные для сына Ярослава Мудрого. Зарождается и древнерусская литература.

Возникает летописание — древнейший летописный свод «Повесть временных лет» (создана около 1113ᴦ. монахом Киево-Печерского монастыря — Нестором). Он был не только летописцем, но и талантливым писателœем. Написал «Житие Феодосия», основателя Киево-Печерской обители, а также «Чтение о житии и о погублении святых Бориса и Глеба».

Подъем национального чувства проявился в деятельности Иллариона, первого киевского митрополита из славян, а не византийца по происхождению . В своем «Слове о законе и благодати» он восхваляет не только князя Владимира, но и красоту русской земли. Выдающимся достижением литературного творчества является «Слово о полку Игореве».

Это произведение посвящено походу новгород-северского князя Игоря на половцев (1185 ᴦ.). Основной идеей автора этого произведения был призыв к единœению русских земель, к преодолению междоусобиц. Новая тема возникла в русской письменности с Батыевым нашествием.

Первый отклик на это бедствие — «Слово о погибели Русской земли», также свидетелœем событий был и автор «Повести о разорении Рязани Батыем». В этих произведениях слышен призыв к сопротивлению неприятелю.

Устное творчество. Необходимо подчеркнуть, что культура Киевской Руси имеет своими корнями не только христианские (византийские) традиции, но и более древние — языческие. Основу этих древних культурных традиций составляло устное творчество.

Больше всœего сохранилось сведений о былинах, где нашли отражение конкретные исторические факты и персонажи. Наиболее известными является героический былинный цикл, в котором воспеваются народные герои, защитники Руси — Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович и др.

Важно

Развитие устного творчества никогда не прерывалось и дошло до нас как свидетельство разных эпох русский истории. Оно на протяжении веков было одним из немногих светских влияний на развитие культуры.

Архитектура.Достигает большого развития. К сожалению многое не сохранилось. Каменное строительство началось на Руси в конце Х века после принятия христианства. У восточных славян не было опыта возведения каменных построек, в связи с этим первые каменные здания созданы византийскими мастерами. Большинство памятников древнерусского зодчества — церкви.

Как же был устроен храм тех времен? В сознании наших предков он олицетворял всœелœенную. Не случайно на главках церквей нередко изображали звезды на синœем фоне. Поl куполом-небом разворачивалось литургическое действие. Византийская традиция была связана с кресто-купольной конструкцией церковных сооружений — это два свода, которые пересекались под прямым углом (в плане своды эти образуют крест).

На месте пересечения сводов водружался купол, поддерживаемый световым барабаном. Своды и купола поддерживали арки на мощных столбах. Чем обширнее храм, тем больше в нем было опорных столбов. В Киевской Софии было более 40 внутренних опор. Храм делился на нефы. Верхние части стен храма снаружи завершали полукруглые закомары. Венчали храм купола. Их форма менялась в русском зодчестве.

В Киевской Руси купола были яйцевидные (заимствование из Византии — Десятинная церковь и Софийский собор в Киеве) и шлемовидные (Новгородская София). Храм всœегда ставился алтарем на восток. Снаружи восточную часть храма легко узнать по апсидам — полукруглые выступы, где размещается алтарь.

В древней Руси был распространен так называемый перспективный портал — несколько вставленных друг в друга и уходящих в глубь стен арок на колоннах.

В 989 ᴦ. князь Владимир заложил в Киеве Десятинную церковь — это был первый опыт каменного строительства на Руси. При Ярославе Мудром был построен сохранившийся до наших дней Софийский собор в Киеве.

В это же время храмы, посвященные святой Софии были построены в Новгороде и Полоцке. Основным строительным материалом был тонкий кирпич — плинфа, а раствор, скреплявший эту плинфу, был необычайно прочным.

Обратите внимание

Иной характер имела архитектура Ростово-Суздальской земли, где основным строительным материалом был белый известняк. Особый размах строительства здесь был при Андрее Боголюбском. Во Владимире воздвигнуты Успенский собор, ведущие в город Золотые ворота и др.

Совет

Шедевром древнерусской архитектуры Северо-Восточной Руси считается церковь Покрова на Нерли. Для архитектуры этой части Руси характерна резьба по камню (выступающие пилястры, барельефы). В конце XII- начале XIII веков Зодчество характеризуется декоративностью, нарядностью.

Ярким памятником этого периода является Дмитриевский собор во Владимире, который был построен при Всеволоде Большое Гнездо. Собор украшен тонкой и затейливой резьбой по камню. Древняя Русь — это множество городов и укрепленных посœелœений.

Недаром в те времена она называлась гардариком — страной городов.

Изобразительное искусство. Изобразительное искусство Руси в основном носило церковный, культовый характер. Это хорошо видно на примере Софийского собора в Киеве. Он был украшен фресками и мозаикой.

В соборе сохранились не только религиозные изображения, но и бытовые сценки: изображение семейства Ярослава Мудрого, борьба ряженых, охота на медведя и т.д. почиталась в древней Руси и икона.

Древнейший сохранившийся памятник иконописи — икона Владимирской богоматери.

Ремесленное производство. Большого развития достигло литейное и кузнечное дело, а также ювелирное искусство. Древнерусские «златокузнецы», используя сложнейшую ювелирную технологию: скань, зернь, перегородчатую эмаль, делали красивейшие украшения, ценившиеся во многих странах.

Читайте также

  • — КУЛЬТУРА КИЕВСКОЙ РУСИ

    ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА (988 г.) Причины: а) необходимость укрепления феодальных отношений в раннефео­дальном государстве, т. к. язычество противоречило единению Руси; б) принятие единой с Византией религии укрепляло бы южные гра­ницы Руси, т. к. Русь получила бы на юге… [читать подробенее]

  • — Культура Киевской Руси

    Политический строй и социально-классовая структура Киевской Руси. Социально- экономическое развитие Киевской Руси Основой экономики Киевской Руси было земледелие: пшеница, рожь, ячмень, овес, лук, чеснок, капуста, сады. Важная отрасль хозяйства — скотоводство,… [читать подробенее]

  • — Билет 3. Культура Киевской Руси.

    Ко времени принятия христианства Русь уже была страной с самобытной культурой. Она выросла на плодотворной почве культур местных восточно- славянских племен и постоянно развивала контакты с культурами других стран, в первую очередь Византии, Болгарии, стран Центральной… [читать подробенее]

  • — Культура Киевской Руси

    Для Киевской Руси был характерен высокий, по средневековым меркам, уровень развития культуры. Славянская письменность, алфавит, созданные Кириллом и Мефодием во второй половине IХ в., уже в Х в. распространяются на Руси. Так, договор 911 г. между Олегом и Византией был… [читать подробенее]

  • — Музыкальная культура Киевской Руси

    Значительные достижения отечественной музыкальной куль­туры связаны со становлением и развитием на Руси отдельных княжеств, объединившихся вокруг Киева, Новгорода, Влади­мира, Суздаля и, наконец, Москвы. В культуре каждого из этих княжеств преломились особенности их… [читать подробенее]

  • — Культура Киевской Руси.

    Расцвет Киевской Руси (конец X — первая половина XI в.) Расцвет Древнерусского государства приходится на время княжения Вла­димира I и Ярослава Мудрого. При Владимире I (980-1015) все земли восточных славян вошли в состав Киевской Руси. Происходило дальнейшее укреп­ление… [читать подробенее]

  • — Культура Киевской Руси

    IX век в истории славянского народа открывает новую страницу. Начинается процесс собирания славянских племен под единой княжеской властью с помощью военной силы — рождается молодое сильное государство. Образование Киевской Руси принято относить к призванию на княжение в… [читать подробенее]

  • — Культура Киевской Руси.

    Культура допетровской Руси. РУССКАЯ КУЛЬТУРА Для Киевской Руси был характерен высокий по средневековым меркам уровень развития культуры. Славянская письменность, созданная Кириллом и Мефодием во второй половине IX века, уже в Х веке новый алфавит проникает на… [читать подробенее]

  • — Культура Киевской Руси и русских земель периода феодальной раздробленности.

    Понятие культуры. Характерные черты культуры Киевской Руси. Развитие литературы, архитектуры, живописи. Культура русских земель периода феодальной раздробленности и ее особенности. Ответ по любому вопросу по культуре рекомендуется начать с определения понятия… [читать подробенее]

  • — ТЕМА № 2. КУЛЬТУРА КИЕВСКОЙ РУСИ.

    Вывод. Духовная культура. С ХI в. встречаются упоминания о скоморохах, это были актеры, сочетавшие черты потешника, драматического лицедея, музыканта, певца, танцора, фокусника. Помимо скоморохов любимыми зрелищами народа были коллективные игрища, приуроченные к… [читать подробенее]

  • Источник: http://oplib.ru/kultura/view/287835_kul_tura_kievskoy_rusi

    Ссылка на основную публикацию