Культура второй половины 19 века

Культура второй половины XIX века

Развитию культуры в этот период способствовали следующие факторы:

  • отмена крепостного права
  • развитие экономики
  • завершение промышленного переворота. 

Осуществлялся процесс демократизации культуры. 

Образование

После 1861 г. увеличивается сеть начальных школ. Ее составляли церковноприходские школы, народные училища Министерства просвещения и земские школы. Основными формами средних учебных заведений были гимназии и реальные училища. В последних большее внимание уделялось естественным дисциплинам. 

Расширялось высшее образование. К существующим 7 университетам прибавилось еще 2 — в Одессе и Томске. Наиболее быстрыми темпами развивалось высшее техническое образование. 

Значительным событием было открытие высших женских курсов. В России было много частных школ, лицеев, пансионов, где был очень высок уровень преподавания, но и плата за обучение была очень большая. Все большую роль играли библиотеки, музеи, периодическая печать. 

Обратите внимание

В пореформенную эпоху был создан ряд крупнейших музеев — Исторический музей и Третьяковская картинная галерея в Москве, Русский музей в Петербурге. Формировалась русская интеллигенция, по сравнению с 1861 г. количество грамотных людей увеличилось в 3,5 раза и составляло 21 % населения. 

В период контрреформ Алексацдра Ш процесс демократизации образования несколько замедлился, но продолжал идти. 

Наука. 1860-е гг. положили начало новой эпохе в развитии естественных наук. И.М. Сеченов создал русскую школу физиологии. В.В. Докучаев разработал основы почвоведения, учение о географических зонах, классификации почв и о борьбе с засухой- . 

И.И. Мечников работал в области биологии и медицины, вел исследования в области борьбы с инфекционными болезнями и иммунологии. 

К.А. Тимирязев изучал процесс фотосинтеза. А.М Бутлеров основал теорию химического строения вещества. Опираясь на его, выводы, ДИ. Менделеев открыл периодический закон химических элементов (1869). 

В математике П.Л. Чебышев открыл закон больших чисел. С.В. Ковалевская прославилась исследованиями в области математического анализа. 

Физик А.Г. Столетов создал электромагнитную теорию света, открыл основы фотоэффекта. П.Н. Яблочков изобрел дуговую электрическую лампу (1876). Электротехник А.Н Лодыгин изобрел лампу накаливания. АС. Попов ь 1897 г. сконструировал радиопередатчик. 

Продолжались активные географические исследования. В них принимали участие. Семенов-Тян-Шанский, Н.М. Пржевальский, Н.Н. Миклухо-Маклай.

Важно

Развивались история и философия, см. Соловьев продолжал создавать 29-томную «Историю России с древнейших времен». Большую известность приобрел В.О. Ключевский («Курс русской истории» и др. труды). Сын историка Соловьева В. С. Соловьев предложил идеалистическую философскую концепцию, отраженную в литературных произведениях Ф.М.

Достоевского Литература представлена всемирно известными именами ЛН. Толстого («Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресенье», «Севастопольские рассказы»), Ф.М Достоевского («Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы»), ИС. Тургенева («Дворянское гнездо», «Отцы и дети»). Развивалось творчество Н.С. Лескова, МЕ. Салтыкова-Щедрина, НА. Некрасова, А.Н.

Островского, А.П. Чехова, В.М Гаршина. 

Искусство. Живопись как результат культуры второй половины 19 века

В 1870 г. сложилось «Товарищество передвижных художественных выставок» во главе с И.Н. Крамским. Его кисти принадлежат картины «Неизвестная», «Христос в пустыне», первый портрет Л.Н. Толстого. Передвижниками созданы произведения: В.Г.

Перовым — «Тройка», «Проводы покойника», «Сельский крестный ход на Пасху»; ИЕ Репиным — «Не ждали», «Бурлаки на Волге», «Иван Грозный и сын Иван», «Запорожцы»; В. И Суриковым — «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Переход Суворова через Альпы»; А Г.

Саврасовым — «Грачи прилетели»; И.И. Левитаном — пейзажные полотна. 

В общество передвижников также входили талантливые художники В.В. Верещагин, В.Д Поленов, В.М. Васнеиов, ИИ. Шишкин, ИК. Айвазовский, А. И Куинджи и др. Предприниматели-меценаты братья Л. М. и СМ Третьяковы собирали произведения русских художников и затем передали свою коллекцию в дар Москве.

Скульптура как вид культуры второй половины 19 века

Скульптор М.О. Микешин создал памятники «Тысячелетие России» в Новгороде Великом, «Богдан Хмельницкий» в Киеве, «Минин» в Нижнем Новгороде. В Москве в 1880 г. был открыт памятник А.С. Пушкину работы А. М Опекушина. ММ Антокольский известен скульптурами Мефистофеля, Вольтера, Петра 1, Ермака, Ивана Грозного. 

Архитектура второй половины XIX века

Господствующим стилем была эклектика (смешение различных стилей), разновидность которой — псевдорусский стиль. По проекту К.А. Тона были возведены Большой Кремлевский дворец. Оружейная палата, Николаевский и Московский вокзалы, храм Христа Спасителя. В.А. Шервуд- автор здания Исторического музея. 

Литература второй половины XIX века

Наиболее крупный драматург — А.Н. Островский, показавший в своих пьесах нравы и быт современного ему общества. Творчество Островского неразрывно связано с Малым театром в Москве. Здесь блистали великие актеры П.М. Садовский, А.П. Ленский, М.Н. Ермолова. В Александрийском театре Санкт-Петербурга царили П.А. Стрепетова, М.Г. Савина. М.В Далъский Музыка. 

В 1860-е гг. в Петербурге сплотилась группа композиторов, за которой закрепилось название «Могучая кучка». Ее создателем стал МА. Балакирев. В состав «Могучей кучки» входили М.П. Мусоргский (оперы «Борис Годунов», «Хованщина»), Н.А.

Римский-Корсаков(оперы «Псковитянка», «Снегурочка»), А.П. Бородин (опера «Князь Игорь»), ЦА. Кюи. Произведения участников «Могучей кучки» утвердили в музыке русские национальные начала. Великим русским и мировым композитором стал П.И.

Чайковский, сумевший совместить в своем творчестве общеевропейские и русские национальные музыкальные формы. Он создал оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама», балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик», симфонии, романсы. В Москве и Петербурге в 1860-е гг.

открылись первые консерватории. Но на  Рубеже 19-20 веков была совсем другая обстановка.

Печать и книгоиздательское дело

Издавались журналы демократического направления: «Современник», «Отечественныезаписки», «Русскоебогатство». Журналом либерального направления являлся «Вестник Европы». Журнал «Русский вестник», выходивший в Москве под редакцией М.Н.

Каткова, после отмены крепостного права перешел с либеральных на консервативные позиции. Книгоиздательское дело становится заметной отраслью предпринимательства. Просветительскую направленность носила книгоиздательская деятельность Ф.Ф.

Павленкова и ИД Сытина… 

Источник: https://webhistoryrussia.ru/istoriya-rossii/16-rossiya-v-xixv/64-kultura-vtoroj-poloviny-khikh-v

Русская культура второй половины xix века — история России

Отмена крепостного права, реформы 60—70-х гг., подъем общественного движения, утверждение капитализма — все это содействовало росту просвещения, дальнейшему развитию культуры. Ведущая роль в искусстве в пореформенный период принадлежала передовой разночинной интеллигенции.

Просвещение

В России во второй половине XIX в. наиболее быстрыми темпами развивалось начальное образование.

Наряду с церковноприходскими и одноклассными школами Министерства народного просвещения большое распространение получают земские школы, которые содержались за счет местных земств.

К концу века в сельской местности начальное образование охватывало несколько миллионов учащихся. Во многих городах действовали воскресные школы для взрослых. Но число грамотных в России составляло в 1897 г. всего лишь 21 % всего населения страны.

После жарких споров о характере среднего образования основой его стала классическая гимназия, в которой до 40 % учебного времени отводилось на изучение латинского и греческого языков. В 1862 г. открываются первые женские гимназии. Особым министерским циркуляром («О кухаркиных детях») был ограничен прием в гимназии детей малоимущих родителей.

Совет

Успехи в области высшего образования заключались как в увеличении числа высших учебных заведений, так и в росте числа студентов. В пореформенный период наряду с открытием новых университетов (в Одессе, Томске, Саратове) были открыты и другие высшие учебные заведения (Медикохирургическая академия в Петербурге, различные институты в Петербурге и Москве).

В 1913/14 учебном году в России насчитывалось 63 государственных высших учебных заведения, в которых обучалось более 71 тыс. студентов.

Литература

В пореформенный период литература продолжает занимать в русской культуре ведущее место. Реализм по-прежнему является в ней преобладающим направлением.

Особенностью реализма было постоянное стремление возможно шире отразить действительность, вскрыть и обличить общественную неправду. В то же время литература реализма утверждала положительные общественные идеалы.

Народность, патриотизм, защита прав и интересов народной массы и личности, борьба за социальную справедливость — вот характерные черты, присущие передовой русской литературе.

Лев Николаевич Толстой

Театр

Русской театральной культуре второй половины XIX в. были присущи народность и гуманизм, идейное и эмоциональное богатство, глубокое воспроизведение человеческих характеров и историческая правда.

Продолжая традиции Фонвизина, Грибоедова, Пушкина, А.

Островский своим творчеством завершил создание русской национальной драматургии (пьесы «Бесприданница», «Свои люди — сочтемся», «Гроза», «Доходное место» и др.).

Мария Николаевна Ермолова, актриса Малого театра. Худ. В. Серов

Центром театральной жизни России по праву был Малый театр. Ведущее место в его репертуаре занимали пьесы Островского. Великая актриса М. Ермолова создала на сцене театра немало запоминающихся женских образов. Среди них — образ Екатерины из «Грозы» Островского.

Музыка

С середины XIX в. музыкальная жизнь России все чаще оставляет стены салонов для избранных. В 1859 г. в Петербурге создается Русское музыкальное общество. В начале 60-х гг. М. Балакиревым была основана в Петербурге бесплатная музыкальная школа. В Москве и Петербурге открываются первые русские консерватории.

Тогда же вокруг композитора Балакирева в Петербурге складывается кружок композиторов, известный как «Могучая кучка» (М. Мусоргский, Н. Римский Корсаков, А. Бородин, Ц. Кюи). В свои симфонические и оперные произведения композиторы «Могучей кучки» включали мотивы народных песен.

Важное место в их творчестве занимали оперы на исторические темы: «Борис Годунов» Мусоргского, «Князь Игорь» Бородина, «Царская невеста» Римского-Корсакова. Вершиной русского музыкального искусства второй половины XIX в. стало творчество П. Чайковского.

Петр Ильич Чайковский, русский композитор; крупнейший симфонист, музыкальный драматург и лирик, реформатор балета

Живопись

На вторую половину XIX в. приходится время подъема и расцвета в России национальной реалистической и демократической школы живописи. В 1863 г. группа наиболее талантливых учеников Петербургской Академии художеств во главе с И.

Крамским потребовала свободы в выборе сюжета для выполнения выпускных работ. Получив отказ, они вышли из Академии и создали артель свободных художников. В 1870 г. по инициативе И. Крамского, Г. Мясоедова, Н. Ге, В. Перова в Петербурге было организовано Товарищество художественных передвижных выставок.

Обратите внимание

Идейным вождем передвижников стал Крамской, создавший целую галле- рею портретов русских писателей, художников, общественных деятелей. Высшие достижения русского реализма в живописи связаны с творчеством И. Репина («Бурлаки на Волге», «Не ждали», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану») и В.

Развитие искусства во второй половине XIX в. в России — одна из наиболее замечательных страниц в истории русской и мировой культуры.

Начало XX века — «серебряный век» русской культуры

Российская культура начала нового столетия явилась достойной преемницей русской культуры XIX в., хотя ее развитие проходило в иных исторических условиях.

Начало XX века — это время творческого взлета русской науки, литературы, искусства, своеобразное культурное возрождение.

Оно как бы распадалось на несколько течений: с одной стороны, дальнейшее развитие лучших демократических традиций, с другой — сомнения, пересмотр старого, противоречивые и мятежные искания нового, попытки максимального самовыражения.

Во многом это была культура для «избранных», далекая не только от народа, но и от широких кругов интеллигенции. Но именно она положила начало новому направлению в искусстве России.

Это было связано с именами Л. Андреева, А. Блока, В. Брюсова, А. Ахматовой, И. Северянина, В. Маяковского и др. Характерной особенностью новых направлений в поэзии — декадентства, символизма — являлся не только своеобразный протест и неприятие действительности, но и поиск новых путей самовыражения.

Александр Александрович Блок

Музыка

Развитие музыкального искусства, как и в предыдущие годы, было тесно связано с именами композиторов — членов «Могучей кучки». Однако в русской музыке появляются и новые имена. В это время начинают свою композиторскую деятельность А. Глазунов, С. Рахманинов, А.

Скрябин, И. Стравинский, С. Прокофьев. В их творчестве национальные традиции связываются с активными поисками в области музыкальной формы. Немало замечательных певцов дала русская вокальная школа. Среди них звездами первой величины были Ф. Шаляпин, Л. Собинов, А.

Нежданова.

Живопись

Для русской живописи, впрочем, как и для всего изобразительного искусства начала XX в., характерны две главные тенденции: традиционная реалистическая и модернистская. Реалистическое направление в живописи представлял И. Репин, написавший за 1909—1916 гг.

ряд портретов (П. Столыпина, Л. Толстого, В. Короленко, В. Бехтерева и др.), его ученик В. Серов, портреты которого — настоящие психологические характеристики писателей, артистов, врачей. К этому периоду относится и деятельность «поэта русской природы» И. Левитана.

Модернизм был связан с отходом ряда художников от устоявшихся норм в живописи и поиском новых художественных решений. Модернизм не был сугубо российским явлением в изобразительном искусстве. Он затронул все страны, особенно Францию и Италию.

Тема Демона, в течение десятилетий бывшая основной в его творчестве, воплощала неудовлетворенность, тоску и гнев мятущегося человека.

Подлинными лидерами абстракционизма не только в России, но и в мировой живописи стали В. Кандинский и К. Малевич.

Читайте также:  Князь владимир мономах

Следует заметить, что культурную жизнь в России поддерживала плеяда российских меценатов (С. Дягилев, С. Мамонтов, С. Морозов и др.), сыгравших значительную роль в развитии русской культуры.

Сергей Павлович Дягилев, русский театральный и художественный деятель

Источник: https://valdvor.ru/otechestvennaya-istoriya/russkaya-kultura-vtoroj-poloviny-xix-veka-istoriya-rossii.html

Культура России 2-ой половины 19 века и ее мировое значение

К середине XIX в. литература, музыка, театр, живопись, архитектура достигли в России высокого уровня развития и становились все более известными на Западе. Французский писатель П. Мериме открыл Европе Пушкина.

На европейские языки были переведены произведения М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева. Русская литература становится частью европейской литературы.

В Париже был поставлен «Ревизор» Гоголя, с восторгом принятый зрителями.

Падение крепостного права означало начало нового, капиталистического периода в истории России. Капитализм внес существенные перемены в жизнь общества: преобразовал хозяйственно-экономический строй, изменил социальный и духовный облик населения, его быт, условия жизни, способствовал росту культурных потребностей.

Важно

60-е годы воспринимались современниками как время духовных преобразований, больших надежд и свершений. Отличительной чертой общественно-культурной жизни первых пореформенных десятилетий было распространение просвещения. В стране развернулось широкое движение за создание народных школ, изменение методов преподавания в них, предоставление права на образование женщинам.

Большую работу по распространению образования среди народа проводили комитеты грамотности, общественные просветительские организации, связанные с земствами. Основоположником народной школы, а также научной педагогики в России по праву считается К. Д. Ушинский (1824-1870/71).

Создание начальной народной школы в основном силами земства было серьезным достижением общественно-культурного развития пореформенной России.

Были открыты новые университеты в Одессе, Томске. В университетах, получивших автономию, открылись новые кафедры, оживилась научная работа, повысился образовательный уровень выпускников.

В университетах в те годы были сосредоточены лучшие научные силы России, работали многие выдающиеся ученые, которые способствовали распространению не только науки, но и просвещения в стране (Д. И. Менделеев, А. М. Бутлеров, А. Г. Столетов, И. М. Сеченов, К. А. Тимирязев, С. М. Соловьев, Ф. И. Буслаев и многие другие).

В ряде городов были учреждены политехнические и технологические институты; закрытые учебные заведения — Институт инженеров путей сообщения, Горный, Лесной институты — были преобразованы в гражданские учебные заведения. К концу XIX в. в России насчитывалось 63 высших учебных заведения, в которых обучалось около 30 тыс.

студентов. В высших технических школах в это время получали образование более 7 тыс. человек, т. е. примерно четверть всех студентов.

В стране увеличилась полиграфическая база. Среди издаваемых книг преобладали естественнонаучные, справочные, учебные. Художественная литература и публицистика издавались, как правило, небольшими тиражами.

Во второй половине XIX в. при участии общественности в России было организовано много разнообразных по профилю музеев: исторических, естественнонаучных, художественных, промышленных, сельскохозяйственных.

Впервые появились краеведческие, мемориальные музеи. Общее число музеев в стране выросло до 80. Особенностью их стала общедоступность.

Совет

Основные вопросы общественно-политической мысли-крестьянский и судьбы самодержавия в России — в пореформенное время в условиях проведения буржуазных реформ все более приобретали характер практически необходимых, злободневных проблем.

В целом 60 —70-е годы были отмечены серьезными сдвигами в идейной жизни общества.

Для этого времени характерны преобладание демократических идей в общественном сознании, убежденность в необходимости преобразований, борьба за поиски путей их осуществления в интересах широких масс народа, известное отступление самодержавия от своих охранительно-крепостнических принципов. Все это создавало соответствующую идейно-нравственную атмосферу для развития художественной культуры

В этот период были созданы замечательные произведения литературы и искусства, занявшие достойное место в сокровищнице мировой культуры.

Искусство критического реализма, который становится основным художественным направлением, было тесно связано с идейными исканиями того времени.

Оно не только описывало жизнь, но и анализировало ее, пыталось раскрыть и объяснить свойственные ей противоречия. Жанры: очерк и роман о современной жизни, современная бытовая драма, бытовой жанр в живописи и т. д.).

Во второй половине XIX в. идейно-художественное развитие во многом определяла революционно-демократическая эстетика, основы которой были заложены еще Белинским. Дальнейшее ее развитие было связано с именем Н. Г. Чернышевского.

В художественной литературе второй половины XIX в. нашли отображение социальные сдвиги, которые произошли в пореформенной России.

Дух обличительства, критическое отношение к существующей действительности были характерны для произведений русских писателей первых пореформенных десятилетий.

Литература. С общественным подъемом связано появление демократического романа, в котором действующим лицом стал разночинец, первых произведений о жизни и быте рабочих (романы Ф. М. Решетникова «Глумовы», «Горнорабочие»). Программным произведением 60-х годов был роман Н. Г.

Обратите внимание

Чернышевского «Что делать?», опубликованный в «Современнике» в 1863 г. Это было повествование о «новых людях», их морали и нравственных ценностях. 60-70-е годы — время расцвета и наибольших достижений русского классического романа и повести. Огромный вклад в отечественную и мировую культуру внесли И. С.

Тургенев (1818-1883) и Ф. М. Достоевский (1821 —1881). В романе Тургенева «Отцы и дети», опубликованном в 1862 г., и в других его произведениях созданы образы новых героев эпохи — разночинцев и демократов. Творчество Ф. М. Достоевского, идейно сложное, подчас трагическое, всегда глубоко нравственно.

Боль за униженных и оскорбленных, вера в человека были главной темой писателя.

Творчество Л.Н. Толстого (1828 — 1910). Писателя всегда волновали судьбы народа и Родины (историческая эпопея «Война и мир»). «Анна Каренина», в котором он, изображая жизнь русского общества 70-х годов, выносит беспощадный приговор буржуазно-помещичьему строю, его морали, нравам, устоям.

Театр. Монополия казенных театров под влиянием требований прогрессивной общественности в 1882 г. была отменена. Однако еще раньше частные театры стали возникать под видом «домашних спектаклей», «семейных вечеров» и т. д.

Основными центрами театральной культуры продолжали оставаться Малый и Александрийский театры. Однако значительно выросло число театров и театральных трупп в провинциальных городах России, появился новый демократический зритель, главным образом из разночинской среды.

Театр все более становился органической частью общественно-культурной жизни, охватывая уже не только узкий круг столичной публики, но и более широкие слои провинциальной интеллигенции. С усилением острых проблем в общественной жизни в театре рос интерес к современной бытовой драме.

Развитие русского театра неразрывно связано с именем А. Н. Островского (1823 — 1886),

Музыка. Во второй половине XIX в. огромную роль в развитии музыкальной культуры сыграло творческое объединение композиторов «могучая кучка» [М. А.Балакирев (1836/37-1910), М. П. Мусоргский (1839-1881), Ц. А. Кюи (1835-1918), А. П. Бородин (1833-1887), Н. А.

Римский-Корсаков (1844-1908)]. Это название дал ему музыкальный критик и его идейный руководитель В. В.Стасов.

Они широко использовали музыкальный фольклор, тяготели к историко-эпическим сюжетам и способствовали утверждению на сцене народно-музыкальной драмы («Борис Годунов», «Хованщина» М. П. Мусоргского).

Важно

П. И. Чайковский (1840-1893). -один из величайших композиторов нашей эпохи, (балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица»; оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама»; симфонии, романсы, симфонические поэмы, музыкальный цикл «Времена года» и др.).

Живопись. 60-е годы составляют в истории русского изобразительного искусства определенный внутренний этап с преобладанием социально-бытового жанра.

С наибольшей полнотой атмосферу 60-х годов отразило творчество В. Г. Перова (1833—1882) (картины «Сельский крестный ход на пасхе», «Проводы покойника», «Тройка» и др.).

Идейно-художественное движение этих лет подготовило почву для возникновения «Товарищества передвижных художественных выставок» (1871). Передвижничество — ведущее направление в национальном искусстве второй половины XIX в., идейно противостоявшее академизму.

Положения революционно-демократической эстетики определили программность творчества передвижников: гражданственность, сознание общественных и психологических проблем своего времени, интерес к облику современника.

Работая в разных жанрах (бытовой жанр, пейзаж, портрет, историческая живопись), художники-передвижники внесли в каждый из них новые, существенно- важные моменты (Ф. А. Васильев, И. И. Шишкин, И. И. Левитан). Картина А. К.

Саврасов «Грачи прилетели», Отличительной особенностью портрета передвижников был глубокий психологический реализм и идейность. творчество И. Е.Репина (1844-1930), художника огромного таланта, глубокой жизненной правды и поразительной разносторонности. Мировоззрение И. Е.

Репина складывалось в эпоху общественного подъема и распространения буржуазного демократизма. Эти идеи питали его искусство, помогали осмыслить, понять многие вопросы современной жизни. Новое, не известное искусству 60-х годов отношение г народу показал Репин в картине «Бурлаки на Волге» (1873).

Т.о. в культуре России ХIХ века произошли перемены огромного значения.

Источник: http://historyrusedu.ru/bilety-po-otechestvennoj-istorii-na-gosudarstvennyj-ekzamen/548-kultura-rossii-2-oj-poloviny-19-veka-i-ee-mirovoe.html

Особенности русской культуры второй половины XIX века

Крепостное право, державшее в темноте и забитости крестьянство, царский произвол, подавляющий всякую живую мысль, общая экономическая отсталость России в сравнении с западноевропейскими странами препятствовали культурному прогрессу.

Однако во второй половине XIX века Россия, сделала поистине гигантский скачок в развитии культуры, внесла громадный вклад в мировую культуру. Такой взлет русской культуры был обусловлен рядом факторов. В первую очередь он был связан с процессом формирования русской нации в переломную эпоху перехода от феодализма к капитализму, с ростом национального самосознания.

Огромное значение имел и тот факт, что подъем русской национальной культуры, совпал с началом революционно-освободительного движения в России. Важным фактором, способствовавшим интенсивному развитию русской культуры, являлось тесное общение и взаимодействие ее с другими культурами.

Совет

Мировой революционный процесс и передовая западноевропейская общественная мысль оказывали сильное влияние и на культуру России. Это было время расцвета немецкой классической философии и французского утопического социализма, идеи которых пользовались широкой популярностью в России. Не следует забывать и влияния наследия Московской Руси на культуру XIX в.

: усвоение старых традиций дало возможность прорасти новым росткам творчества в литературе, поэзии, живописи и других сферах культуры. Н.Гоголь, Н.Лесков, Ф.Достоевский и др. творили свои произведения в традициях, древнерусской религиозной культуры.

Русская культура воспринимала лучшие достижения культур других стран и народов, не теряя при этом своей самобытности и в свою очередь оказывая влияние на развитие иных культур. Немалый след оставила в истории европейских народов, например, религиозная русская мысль.

Культурно-исторический процесс в России во второй половине XIX в. имеет свои особенности. Заметно ускорение его темпов, обусловленное вышеотмеченными факторами.

При этом с одной стороны, происходила дифференциация (или специализация) различных сфер культурной деятельности (особенно в науке). А с другой — усложнение самого культурного процесса, т.е.

большее «соприкосновение» и взаимовлияние различных областей культуры, философии и литературы, литературы, живописи и музыки и т.д.

Необходимо отметить также усиление процессов диффузного взаимодействия между составляющими русской национальной культуры — официальной («высокой» профессиональной) культурой, опекаемой государством (церковь утрачивает духовную власть) и культурой народных масс («фольклорным» пластом»), которая берет начало в недрах восточнославянских родоплеменных союзов, формируется в Древней Руси.

Если в XVIII — первой половине XIX в. ведущая роль в культуре принадлежит дворянской интеллигенции, то во второй половине XIX в. — разночинцам. В состав разночинной интеллигенции (особенно после отмены крепостного права) вливаются выходцы из крестьян.

В целом к разночинцам относились образованные представители либеральной и демократической буржуазии, которые принадлежали не к дворянству, а к чиновничеству, мещанству, купечеству и крестьянству. Это объясняет такую важную особенность культуры России XIX в., как начавшийся процесс ее демократизации.

Обратите внимание

Он проявляется, и том, что деятелями культуры постепенно становятся не только представители привилегированных сословий, хотя они и продолжают занимать ведущее место.

Увеличивается число писателей, поэтов, художников, композиторов, ученых из непривилегированных сословий, в частности из крепостного крестьянства, но преимущественно из среды разночинцев.

Источник: https://kultura-socio.ru/kratkaya-istoriya-otechestvennoj-kultury-s-drevnejshikh-vremen-do-nachala-xx-veka/475-osobennosti-russkoj-kultury-vtoroj-poloviny-xix.html

Русская культура во второй половине XIX века

Урок истории в 10 классе.

Учитель МОУ «Беляевская средняя общеобразовательная школа»

Полозов Валентин Зиновьевич.

Русская культура во второй половине XIX века. (2 часа)

Задачи урока:

  • Углубить знания учащихся о культуре России второй половины XIX века.
  • Выявить противоречия между духовным содержанием российской культуры и общественно-политической средой, в которой она существовала.
  • Показать актуальность произведений литературы, поэзии, музыки, драматургии, изобразительного искусства второй половины XIX века.

Оборудование урока:

    1. выставка художественных произведений писателей – классиков русской литературы второй половины XIX века.
    2. Галерея портретов деятелей культуры России, имеющих мировое признание.
    3. иллюстрации произведений художников – передвижников.
Читайте также:  Русская правда владимира мономаха кратко

Ход урока:

Вторая половина XIX века стала периодом, когда русская культура уверенно и навсегда заняла видное место в культурном ареале достижений человечества. Русская живопись, русский театр, русская философия, русская литература утвердили свои мировые позиции. Без них культурный багаж человечества был бы заметно беднее.

Слайд «Факторы, способствовавшие развитию культуры»

Изменения в экономической и политической жизни после падения крепостного права создали новые условия для развития культуры. Капиталистическая модернизация стимулировала научно-технический прогресс, увеличивала потребность в высокообразованных людях (администраторах, юристах, инженерах, профессионально образованных рабочих).

Оживление общественно-политической жизни и активизация идейной борьбы оказывали значительное влияние на развитие культуры.

Сложился новый социальный слой – российская интеллигенция, для которой стала характерна не только принадлежность к умственному труду, но и особая духовность, озабоченность судьбой страны, стремление служить обществу и народу

В политике правительства в области культуры прослеживались две линии. Первая была направлена на удовлетворение социокультурных потребностей государства. Около десяти процентов государственного бюджета тратилось на культурные нужды, медицинскую

Помощь и социальное призрение. Вторая линия была направлена на формирование общественного сознания в духе обновленной теории «официальной народности» и предотвращение демократизации образования. Эта линия реализовывалась его ограничением, цензурной политикой и усилением влияния церкви на общество.

Просвещение и образование. Сообщение ученика.

Во второй половине XIX века углубился процесс дифференциации наук, их разделения на фундаментальные и прикладные. Потребности индустриального развития России и новые попытки философского осмысления соотношения природы и общества накладывали особый отпечаток

Наука. Сообщение ученика. По ходу сообщения учащиеся самостоятеньно составляют таблицу:

Отрасли науки Имена ученых Достижения:идеи, открытия, внедрение

Работа с учебником. Конспект «Важнейшие составляющие отечественной культуры». Стр.438 – 439. Начать со слов: «Правильно понять важнейшие составляющие отечественного культурного процесса невозможно, если при рассмотрении игнорировать базовый духовный элемент».

Слайд «Художественная литература России во второй половине XIX века».

Вторая половина XIX века – новый этап развития реализма в русской художественной культуре. Он связан с проникновением в глубины человеческого сознания и чувства, в сложные процессы общественной жизни. Произведениям искусства, созданным в это время свойственен гуманистический пафос, высокие нравственные и эстетические идеалы.

Литература.

Русская литература второй половины XIX века продолжает традиции Пушкина, Лермонтова, Гоголя. Ощущается сильное влияние критики на литературный процесс, особенно магистерской диссертации Н. Г. Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности».

Важно

Его тезис о том, что прекрасное есть жизнь, лежит в основе многих литературных произведений второй половины XIX века. Отсюда происходит желание вскрыть причины социального зла.

Главной темой произведений литературы и, шире, произведений русской художественной культуры становится в это время тема народа, её острый социально-политический смысл. В литературных произведениях появляются образы мужиков – праведников, бунтарей и альтруистов-философов. Произведения И. С. Тургенева, Н. А.

Некрасова, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского отличаются многообразием жанров и форм, стилистическим богатством. Отмечается особая роль романа в литературном процессе как явления в истории мировой культуры, в художественном развитии всего человечества.

«Диалектика души» стала важным открытием русской литературы этого периода. Наряду с появлением «великого романа» в русской литературе появляются малые повествовательные формы великих русских писателей, произведения А. Н. Островского и А.П. Чехова.

Сообщения учащихся о творчестве писателя.

Слайд «Изобразительное искусство России во второй половине XIX века».

Изобразительное искусство. Острое чувство гражданственности стало свойственно не только произведениям литературы, но и было характерной чертой изобразительного искусства пореформенной России. Самым ярким явлением второй половины XIX века стало создание Товарищества передвижных художественных выставок и артелей художников.

Их произведения отличались широтой тематики и многообразием жанров: от сатирических, построенных по принципу социального контраста, до философских, поэтических, полных раздумий о судьбах Родины, утверждающих достоинство и красоту человека. Передвижники продолжили традиции русских художников середины XIX века П. А. Федотова и А. А.

Иванова.

В творчестве передвижников большую роль играл бытовой жанр как более доступный широкому зрителю, как связанный непосредственно с повседневной жизнью. Тема народных страданий находит своё место в искусстве русского художника В. Г.

Перова («Тройка», «Проводы покойника», «Последний кабак у заставы»). В его произведениях обнажённая правда жизни сочетается с проникновением личностью, лаконизмом, глубокой обобщенностью образов.

В эпическом звучании полотен особую роль играет пейзаж, подчёркивающий настроение героев полотен Перова.

Совет

Важную роль в творчестве передвижников играет портрет, который открывает зрителю нового героя – разночинца, демократа, духовно богатого, творческого, активного общественного деятеля.

Среди работ Перова хочется отметить портреты драматурга А. Н. Островского и писателя Ф. М.

Достоевского, в которых художник проникает в сущность творческой индивидуальности крупнейших представителей русской литературы.

Жизненной убедительностью, яркой индивидуальностью, глубиной и меткостью характеристик отличаются портреты И. Н. Крамского. Он навсегда умел охватить характерное, типическое в изображаемом герое, видел значение обстановки, вещей, деталей. Интересными являются портреты Л. Н. Толстого и П. М. Третьякова, на которых он запечатлел сложность духовной жизни, глубину характеров.

Вершиной творчества передвижников и началом нового этапа в развитии русской национальной культуры является искусство мастеров исторической живописи И. Е. Репина и В. И. Сурикова.

Свои исторические полотна Суриков пишет на сюжеты, позволяющие раскрыть мощную силу народа, передать достоверность исторических событий и приблизить прошлое к современности.

Атмосфера сложных противоречий и социальных конфликтов петровского времени отразилась в картине Сурикова «Утро стрелецкой казни», которую художник трактует как народную трагедию.

В другом историческом полотне («Боярыня Морозова») Суриков создаёт сложный противоречивый образ героини, чей подвиг, исполненный физической и нравственной красоты, пробуждает в народе несокрушимые силы.

Заметным историческим полотном является произведение И. Е. Репина «Иван Грозный и сын его Иван», замысел которого возник как отклик на событие современности – казнь первомартовцев, как утверждение идеи безумия и преступности самодержавия как формы правления. Недаром эта картина Репина была арестована и не разрешалась к показу в Третьяковской галереи.

Глубиной характеристик отличаются портреты М. П. Мусоргского, П. Стрепетовой, Л. Н. Толстого, В. Стасова, принадлежащих кисти Репина.

Величием, богатством, лиризмом в картинах родной природы, песенностью наполнены пейзажи русских художников второй половины XIX века. В это время идёт становление реалистического пейзажа (А. Саврасов «Грачи прилетели», Ф. А.

Обратите внимание

Васильев «Оттепель», Н. Н. Шишкин «Рожь»), лирического и задушевного (И. И. Левитан «Март», «Золотая осень», «Весна. Большая вода»), социально – философского (Левитан «Владимирка», «Над вечным покоем»).<\p>

Сообщения учащихся.

Рассказ о творчестве художника.

Слайд «Музыкальное искусство России во второй половине XIX века».

Музыка. В русской музыке второй половины XIX века прослеживается связь с демократическим движением эпохи. В России возникают два музыкальных центра. Один из них находится в Петербурге, Другой – в Москве. В Петербурге возникло движение композиторов, которое получило название «Могучая кучка». Московский центр музыкального искусства был представлен произведениями П.И. Чайковского.

Сообщение учащихся о творчестве композиторов «Могучая кучка» и П.И. Чайковском.

Слайд- вывод «Основные черты культуры России во второй половине XIX века».

Если говорить в целом, то достижения русской культуры второй половины XIX века получили мировое призвание. Многие отечественные ученые были почетными членами европейских академий и научных учреждений.

Имена русских путешественников остались на географической карте мира.

В отечественной литературе и изобразительном искусстве зародились новые художественные формы, которые оказали значительное влияние на развитие европейской и мировой культуры.

Домашнее задание.

Сравните развитие культуры России первой и второй половины 19 века по предложенным вами критериям.

В чем проявилась преемственность культурного развития страны?

Какие культурные новации характерны для второй половины века?

Источник: https://multiurok.ru/files/russkaia-kul-tura-vo-vtoroi-polovinie-xix-vieka.html

Культура России во второй половине XIX века

Просвещение

Грамотность в пореформенной России требовалась буквально на каждом шагу; она была необходима присяжному заседателю и новобранцу в армии, крестьянину, ушедшему на фабрику или в торговлю. Поэтому просвещение народа сделало после 1861 г.

огромный шаг вперед: в 60-е годы читать умело лишь 6% населения, в 1897 г. — 21%. В России сложилось три основных типа начальной школы: государственная, земская и церковно-приходская.

В церковных школах учили прежде всего закону Божьему, церковному пению и церковнославянскому языку; в школах министерских и земских шире преподавались светские предметы. Огромный вклад в становление сельской школы внесло подвижничество земской интеллигенции.

Важно

Там, где не было ни государственных, ни земских, ни церковных школ, крестьяне вскладчину заводили свои «школы грамоты». Просвещать взрослое население помогали воскресные школы.

Количество начальных школ выросло в 17 раз — к 1896 г. их было около 79 тыс. с 3800 тыс. учащихся. И все же число грамотных людей в России далеко не соответствовало потребностям времени. Две трети детей школьного возраста оставались вне школ. Причиной тому был и недостаток средств, выделяемых на образование, и соперничество между светской и церковной школами.

Развивалось и среднее образование: его давали классические гимназии, где упор делался на гуманитарные предметы и древние языки, и реальные гимназии — в них шире преподавались естественные и точные науки. Возникли женские гимназии. К концу 19в. в России было около 600 мужских средних учебных заведений со 150 тыс. учащихся и около 200 женских средних учебных заведений с 75 тыс. учащихся.

Совершенствовалось высшее образование. Во второй половине 19в.

был основан ряд новых университетов — Варшавский, Новороссийский, Томский; но больше внимание уделялось специальным высшим учебным заведениям — их возникло около 30. Появилось высшее женское образование.

Число высших учебных заведений выросло за пореформенный период в 4 с лишним раза (с 14 до 63), в них обучались около 30 000 студентов.

Просвещение в Росси всегда было тесно связано с политикой и зависело от общего государственного курса.

В 60-е годы в высшей школе была дана автономия, средняя школа открывалась для всех сословий, военные и духовные училища сближались с общегражданскими, в начальном образовании сосуществовали школы разных типов.

В 80-е годы усилился правительственный надзор над просвещением, укреплялись сословные начало, замкнутость военных и духовных училищ; доступ женщин к высшему образованию был затруднён, в начальном образовании делался упор на церковные школы.

Число публичных читален выросло за полвека после крестьянской реформы в 3 с лишним раза (с 280 до 862). Во второй половине 19в. были основаны Исторический музей, Политехнический музей, Третьяковская галерея и Румянцевская библиотека, Русский музей.

2.2 Наука

Совет

Развитие просвещения создавало базу для расцвета науки. Мировую известность приобрели исследования математика П. Л. Чебышева, физиков А. Г. Столетова и П. Н. Лебедева. Ученица Чебышева С. В. Ковалевская стала первой женщиной — членом-корреспондентом Академии наук.

Великим открытием был периодический закон химических элементов, сформулированный в 1869 г. Д. И. Менделеевым. А. М. Бутлеров провел глубокие исследования в сфере органической химии; высшую нервную деятельность животных и человека изучали И. М. Сеченов и И. П. Павлов.

Значительные успехи были достигнуты в географических исследованиях: Н. М. Пржевальский изучал Центральную Азию, Н. Н. Миклухо-Маклай — Океанию. Пореформенная эпоха ознаменовалась рядом технических открытий: П. Н. Яблочков и А. Н. Лодыгин сконструировали электрические лампы, А. С. Попов — радиоприемник. В 80-е годы была построена первая в России электростанция.

Блестящие достижения точных и естественных наук укрепляли в среде интеллигенции культ разума, точных знаний. Многие выдающиеся русские ученые были атеистами и материалистами. Материалистических взглядов в философии и социологии придерживались Чернышевский, Добролюбов, Писарев. Иную позицию занимали позитивисты.

Позитивизм являлся самым популярным философским направлением второй половины 19в. Позитивистами были многие либералы, в том числе К. Д. Кавелин, известный трудами по философии и психологии. Во второй половине 19в. на значительную высоту поднялась русская историческая наука. Великий историк С. М.

Соловьев создал фундаментальную «Историю России с древнейших времен» в 29 томах.

Следуя взглядам Гегеля, он изобразил развитие России как органический, внутренне закономерный процесс, вытекающий из борьбы противоположностей — созидательного государственного начала и разрушительных антигосударственных тенденций (народных бунтов, казачьей вольницы и др.).

Читайте также:  Индустриализация в ссср

Литература

Литература пореформенной эпохи принесла мировую славу русской культуре. Социальная напряженность второй половины 19в.

, колоссальные психологические перегрузки, которые испытывал человек в пору бурных перемен, заставляли великих писателей ставить и решать самые глубокие вопросы — о природе человека, добре и зле, смысле жизни, сущности бытия. Это ярко отразилось в романах Ф. М.

Достоевского — «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы» — и Л. Н. Толстого — «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресенье».

Яркой чертой пореформенной литературы был реализм ─ стремление изобразить «правду жизни», обличение общественных пороков, демократизм, тяга к сближению с народом. Особенно отчётливо это проявилось в поэзии Н. А. Некрасова и сатирах М. Е. Салтыкова-Щедрина. Иные взгляды отстаивал лирик А. А.

Обратите внимание

Фет, считавший, что искусство не должно непосредственно вмешиваться в реальность, а призвано отражать вечные темы и служить красоте. Борьба между сторонниками теории так называемого «чистого искусства» и искусства гражданского стало одной из важнейших тем литературных дискуссий первых пореформенных лет.

В ходе этой борьбы в русской литературе надолго утвердился культ социального, гражданского искусства.

Живопись и архитектура

Демократическо-реалистический дух 60-х годов с особой силой повлиял на искусство. В живописи он представлен движением «передвижников», в музыке — кружком «Могучая кучка», в театре — драматургией А. Н. Островского.

Ярким явлением передвижничества были сатирические, обличительные картины В. Г. Перова — «Сельский крестный ход на Пасху», «Чаепитие в Мытищах». Мастером портретной живописи был И. Н. Крамской — «Л. Толстой», «Некрасов». Н. А. Ярошенко создал образы молодых интеллигентов-разночинцев (картины «Студент», «Курсистка»).

Вершиной русской живописи были полотна И. Е. Репина (1844 — 1930), в творчестве которого совместились основные направления передвижничества — мысли о народе («Бурлаки на Волге»), интерес к истории («Иван Грозный и сын его Иван», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»), тема революции («Отказ от исповеди», «Арест пропагандиста»).

В архитектуре начался поиск национального стиля, использовались элементы русского зодчества 17в.

В 80-90-е годы этот курс поощрялся властями — примером может служить храм Воскресения Христова (Спаса на Крови) в Петербурге, воздвигнутый по проекту архитектора А. А. Парланда на месте гибели Александра II.

В «неорусском стиле» были выстроены здания Исторического музея в Москве (архитектор В. О. Шервуд), Верхние торговые ряды — ныне здание Гумма (А. Н. Померанцев), здание Городской думы Москвы (Д. Н. Чичагов) .

Театр и музыка

В развитии театра огромную роль сыграл корифей русской драматургии А. Н. Островский: почти три десятилетия ежегодно ставились его новые пьесы. Он бичевал общественные пороки, нравы «темного царства». Творчество Островского было неразрывно связано с Малым театром в Москве.

Здесь играли великие актеры П. М. Садовский, А. П. Ленский, М. Н. Ермолова. Выделялся также Александрийский театр в Петербурге. Опера и балет были представлены, прежде всего, петербургским Мариинским и московским Большим театрами.

Развивался театр в провинции, возникали частные и «народные театры».

Важно

Большие успехи были достигнуты в музыке. Продолжала развиваться русская национальная музыкальная школа, основанная М. И. Глинкой. Ее традиции продолжали композиторы Н. А. Римский-Корсаков, М. П. Мусоргский, А. П. Бородин, М. А. Балакирев, Ц. А. Кюи.

Они создавали симфонии и оперы, используя народные мелодии, сюжеты из русской истории и литературы («Борис Годунов» Мусоргского, «Князь Игорь» Бородина, «Снегурочка» и «Садко» Римского-Корсакова). В Петербурге (1862г.) и Москве (1866г.

) открылись первые русские консерватории



Источник: http://biofile.ru/his/29199.html

Развитие культуры во второй половине 19 века

Освободительные реформы в 60-70 годов 19 в. благотворно сказались на развитие культуры второй половины 19 в. Важнейшими её чертами становятся прагматизм и реализм. Лозунгом времени стало просветительство, распространение знаний в массах. После 1861 г. огромных успехов добилось просвещение. В 60-е годы в России грамотных было 6%, а к концу 19 в. – 21% населения.

Начальное образование получали в государственных, земских и церковноприходских школах. Среднее образование давали гимназии и реальные училища, где обучали к концу 19 в. 150 тыс. человек. Для получения высшего образования были открыты университеты в Варшаве, Томске, Одессе.

Для просвещения народы издательство Сытина и Суворина выпускали массовыми тиражами дешевую литературу для народы. Огромной популярностью пользовались журналы “Современник”, “Русская старина”, “Вестник Европы”. В России издавалось около 800 газет и журналов. Развитие просвещения создавало базу расцвета науки.

Мировую известность приобрели исследования Чебышева, Столетова, Лебедева. Великим открытием был периодический закон химических элементов, сформулированный в 1869 г. Менделеевым. Блестящих успехов добились ученые естественных наук: Тимирязев, Павлов, Докучаев, Мечников, Бутлеров, Мичурин. Мировую славу русской культуре принесла литература пореформенной эпохи.

Это произведения Достоевского (“Преступление и наказание”, “Идиот”), Льва Толстого (“Война и мир”, “Анна Каренина”), Тургенева (“Отцы и дети”, “Дым”), Лескова (“Соборяне”), Некрасова, Фета, Тютчева. Демократически-реалистический дух 60-х годов с особой силой повлиял на искусство. В живописи возникло “Товарищество передвижных художественных выставок” (“Передвижники”).

Они знакомили со своею живописью широкие слои населения. К передвижникам относится творчество Перова, Сурикова, Репина. Большую роль художественной жизни России сыграли предприниматели – меценаты. Так братья Третьяковы передали свою галерею в дар Москве. В архитектуре шел поиск национального стиля, использовались элементы русского зодчества 17 в.

Были построены здания городской думы Москвы (Чичагов), исторического музея (Шервуд). В развитии театра большую роль сыграл Островский, чьи пьесы шли в малом театре, где играли великие актеры – Ленский, Ермаков, Садовский. В музыке сложилось “могучая кучка”, куда входили композиторы Балакилев, Римский Корсаков, Бородин, Мусорчевский.

Совет

Открываются консерватории в Петербурге и Москве, огромную роль в развитие русской классической музыки сыграло творчество Чайковского (“Евгений Онегин”, “Щелкунчик”). Пореформенная эпоха стала временем культурных достижений, подготовила почву для духовного расцвета рубежа 19-20 веков.

Вклад российской культуры ХIX в. в мировую культуру. (Билет 28)

Вариант 1

Российская культура развивалась в XIX в. под несомненным влиянием тех событий и перемен, которые происходили в обществе. Отечественная война 1812 г.

, восстание на Сенатской площади, споры «западников и славянофилов», отмена крепостного права, «великие реформы», бурный промышленный рост, железнодорожная лихорадка, террор «Народной воли», «нечаевщина», газетные отчеты о судебных процессах — все значимые факты общественной жизни находили отражение и получали художественное осмысление в искусстве и культуре.

XIX век — время расцвета русской классической культуры, о которой уже современники говорили как о великой, имевшей мировое значение. (О культуре России первой половины XIX в. и ее вкладе в мировую культуры см. билет № 21.) Пореформенное общество предъявляло новые требования к образованию. Школьная реформа 1862—1864гг.

внесла существенные изменения в структуру начального и среднего образования. Был закреплен принцип бессословности школьного обучения. Основным типом начальных учебных заведений становилась земская трехгодичная школа. Гимназии также открывались для детей всех сословий (единственным ограничением становился высокий уровень платы за обучение).

Гимназии разделили на классические, где основное внимание уделялось гуманитарным предметам, и реальные, которые специализировались на изучении естественных и точных наук. Открывались женские гимназии. Университетский устав 1863 г. восстанавливал отнятую в 1835 г.

автономию, разрешалось учреждать высшие женские курсы с университетской программой (курсы Герье в Москве, Бестужевские курсы в Петербурге). В 80—90-е гг. XIX в., когда министром просвещения стал известный реакционер Д. А. Толстой, много ценного в сфере образования было утрачено: новый университетский устав 1884 г.

отобрал у университетов автономию, высшие женские курсы расформированы, программа классической гимназии пересмотрена в сторону резкого увеличения часов на изучение «мертвых» языков, печально знаменитый циркуляр о «кухаркиных детях» (1887) запретил принимать в гимназию детей «подлых» сословий.

И тем не менее система образования в России в пореформенные годы сделала значительный шаг вперед, резко выросло количество обучающихся, открылись новые университеты (в Одессе, в Томске) и высшие учебные заведения (Петровская академия, Институт инженеров путей сообщения, Горный и Технологический институты и др.). На подъеме находилась наука.

Обратите внимание

Ее центрами, как и в предыдущие годы, были университеты и научные общества (в пореформенные годы созданы Общество русских врачей, Русское астрономическое общество, Русское химическое общество и др.). Быстрый промышленный рост предопределил расцвет естественных и точных наук. Исследования И. М.

Сеченова (о рефлексах головного мозга и физиологии нервной системы) заложили основы учения о высшей нервной деятельности. И. П. Павлов в 1904 г. получил Нобелевскую премию за открытия в области нейрофизиологии. Важные открытия в биологии были сделаны И. И. Мечниковым (иммунитет и защитные механизмы организма) и К. А. Тимирязевым (явление фотосинтеза). В 1869 г. Д. И.

Менделеев сформулировал периодический закон физических элементов. Работы А. М. Бутлерова внесли важный вклад в теорию химического строения органических веществ. П. Л. Чебышев, С. В. Ковалевская, А. М. Ляпунов принесли славу русской математической школе. Физик А. Г. Столетов создал классические работы по электричеству, П. Н. Яблочков разработал конструкцию лампы накаливания. С именем А. Ф.

Можайского связаны крупные открытия в области воздухоплавания. К. Э. Циолковский заложил в эти годы основы ракетного движения. Огромное значение имели путешествия П. П. Семенова-Тян-Шанского, Н. М. Пржевальского, Н. Н. Миклухо-Маклая и др. Классикой русской исторической науки признаны работы С. М. Соловьева, В. О. Ключевского, Н. И. Костомарова. Вторая половина XIX в.

— эпоха мирового признания русской классической литературы. Это время Л.Н.Толстого («Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение» и др.), Ф. М. Достоевского («Братья Карамазовы», «Бесы», «Идиот» и др.), И. С. Тургенева («Отцы и дети»), И. А. Гончарова («Обломов»), А. П. Чехова («Степь», «Дядя Ваня», «Чайка» и др.), Н. С. Лескова, А. А. Фета, Ф. И. Тютчева, Н. А. Некрасова, М. Е.

Салтыкова-Щедрина. Вторая половина XIX в. — одна из лучших страниц истории русской живописи. Многое восходит к знаменитому «бунту четырнадцати», когда группа молодых художников во главе с И. Н. Крамским покинула Академию художеств, протестуя против академической рутины, ремесленничества, ухода от злободневных проблем. Это произошло в 1863 г., а с 1870 г.

было создано Товарищество передвижных художественных выставок. «Передвижники» (И. Н. Крамской, И. И. Левитан, В. Г. Перов, Н. А. Ярошенко и др.) считали необходимым показывать свои работы всей России, не замыкаться в стенах столичных выставочных залов. Их картины посвящены России. Прекрасны пейзажи И. И. Левитана («Март», «Осень», «Над вечным покоем»), И. И.

Шишкина («Дубовая роща», «Рожь»), А. К. Саврасова («Грачи прилетели»). Сцены из народной жизни и люди из народа запечатлены на полотнах Г. Г. Мясоедова («Земство обедает»), В.М.Максимова («У своей полосы»), Н. А. Ярошенко («Кочегар», «Всюду жизнь»). В. И. Суриков («Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова»), Н. Н. Ге («Царь Петр и царевич Алексей») посвящали свои картины русской истории.

Разносторонне творчество И. Е. Репина («Бурлаки на Волге», «Заседание Государственного совета», «Не ждали» и др.). Прекрасны работы скульптора М. М. Антокольского («Иван Грозный», «Петр I» и др.). В архитектуре господствовал русско-византийский стиль с его стремлением «объять необъятное», «объединить несоединимое». Позднее возникло увлечение древнерусским зодчеством, готикой, неоклассицизмом. Внедрялись новые материалы — цемент, железобетон, металлические конструкции. Больших свершений не было, но исподволь вырабатывались принципы и образы нового архитектурного стиля — стиля модерн. Замечательны достижения русского музыкаль ного искусства. «Могучая кучка» объединила М. А. Балакирева, М. П. Мусоргского (оперы «Хованщина», «Борис Годунов»), Н. А. Римского-Корсакова (оперы «Садко», «Царская невеста» и др.), А. П. Бородина (опера «Князь Игорь»). И на этом блестящем фоне выделяется творчество П. И. Чайковского (оперы «Пиковая дама», «Евгений Онегин», «Мазепа», балеты «Лебединое озеро», «Щелкунчик» и др.).

Важно

Как и раньше, привлекали зрителей Малый театр, получивший в эти годы почетное звание «Дома Островского», Александрийский театр и др. В 1898г. К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко основали знаменитый Московский Художественный театр, открывший для мировой культуры новые горизонты театрального искусства.

ВОПРОС № 26

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s16998t7.html

Ссылка на основную публикацию