Причины народных движений в россии в 17 веке

Народное восстание в 17 веке

Предыдущая29303132333435363738394041424344Следующая

Борьба за престол, голод, ослабление центральной власти, ухудшение ситуации в экономике, интервенция – все это причины народных движений в России в 17 веке. Разоренные крестьяне восстали. В 1606 году началась, под предводительством Болотникова, крестьянская война. В качестве ее причины историки называют попытку Шуйского вернуть все отмененные Лжедмитрием 1 налоги.

К крестьянской войне примкнуло и дворянство южных российских уездов под предводительством Ляпунова и Сумбулова. Позже к восстанию присоединилось и население Поволжья и юго-западных областей страны. Кашира и Калуга были взяты. Но, под Москвой Болотникова ждало жестокое поражение. Стоит отметить, что из дворянских отрядов верность Болотникову сохранили только Телятевский и Шаховской.

Остальные переметнулись к Шуйскому.

Остатки войска Болотникова отступили к Калуге, а потом к Туле при помощи Терских казаков. На капитуляцию Болотников согласился только после четырехмесячной осады. Шуйский обещал в случае сдачи города, сохранить всем жизнь.

Обратите внимание

Но, как это часто бывает, обещание не было выполнено. Всех участников восстания ждала суровая кара. Болотников был сослан в Каргополь, где тайно ослеплен и утоплен.

Одной из основных причин поражения, по мнению ученых, стало отсутствие дисциплины в войске и четкой программы действий.

Народные восстания в 17 веке только подчеркнули углубление кризиса в стране. Следующим заметным восстанием стал Соляной бунт 1648 года. Замена налогом на соль единого налога, принятого раньше, привела к резкому увеличению ее стоимости. Подорожание хлеба в Новгороде в 1650 году, так же, привело к народным волнениям.

Падение стоимости медных денег (в силу большого количества выпущенных медных монет) вызвало крайнее обнищание беднейших слоев населения Москвы. Это повлекло летом 1662 года бунт, получивший название Медного. В результате медные монеты изъяли из оборота.

Положение крестьян, и без того непростое, стало еще более тяжелым после принятия Соборного уложения 1649 года. Все больше крестьян бежали на Дон. Правило «С Дону выдачи нет» все еще действовало. Но, единственным источником существования донских казаков осталась, после ухода их из Азова в 1642 году, военная добыча.

Казак Степан Разин, собрав небольшой отряд, в 1667 году двинулся в поход «за зипунами». Ввернувшись с богатой добычей, он снискал себе славу удачливого атамана.

В 1670 году Разин смог захватить власть в Нижнем Поволжье, обещая народу, примкнувшему к нему справедливую казацкую жизнь и отсутствие всяких податей или налогов. К быстро растущему войску присоединялись многочисленные отряды татар, чувашей, мордвы, мари.

Овладев Астраханью и Царицыным, Разин двинулся вверх по Волге и, 4 сентября 1670 года, осадил Симбирск. На помощь городу 3 октября вышло шестидесятитысячное царское войско. Разин, проиграв сражение, отступил к Дону. Весь район между Доном и Волгой теперь был охвачен восстанием.

Только весной 1671 года Степан Разин был схвачен и выдан царю. Историки считают причинами поражения этого восстания слабую дисциплину войска, плохое вооружение, и серьезные противоречия между социальными группами восставших.

Предыдущая29303132333435363738394041424344Следующая

Date: 2015-06-06; view: 656; Нарушение авторских прав

Понравилась страница? Лайкни для друзей:

Причины и следствия народных бунтов и восстаний в 17 веке. Социально-экономические и политические предпосылки обострения социальных противоречий, приведших к восстаниям. Предводители: Хлопк Косолап, И.И. Болотников, С.Т. Разин и их место в истории

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Доклад

Народные бунты и восстания 17 века

17 век для России был очень тяжелым. В связи с тяжелым положением в начале 17 века, а точнее в 1603 году вспыхнуло восстание холопов, получившие название «Восстание Хлопка», так как предводителем был Хлопк Косолап.

Восстание Хлопка

Главная задача царя и его советников заключалось в преодолении хозяйственной разрухи. Дав некоторые льготы боярам и посадским людям, правительство продолжало закабаление крестьян. И естественно это вызвало недовольство у народа.

Важно

Положение в стране еще более обострялось из-за неурожая. В 1601 весь урожай погиб, так как в середине августа наступили сильные морозы и даже выпал снег, все это привело к повышению цен и к спекуляции хлебом.

В 1602 году беда повторилась и урожай вновь погиб. Цены же выросли в 100 раз. Дела в стране были по настоящему катастрофичны, люди ели собак, кошек, кору деревьев, начались массовые эпидемии.

В Москве были отмечены даже случаи людоедства.

Борис Годунов предпринимает меры и организовывает государственные работы, он привлекал москвичей и беженцев к строительству, так же он раздавал хлеб из государственных запасов.

Борис Годунов разрешил холопам уходить от своих господ и искать возможности прокормиться. Но, к сожалению, все его меры не увенчались успехом. Что, следовательно, и привело к восстанию Хлопка Косолапа.

Восстание было жестоко подавлено, а самого холопа казнили в Москве в 1604г.

К лету 1606 Василию Шуйскому удалось закрепиться в Москве, однако окраины страны продолжали бурлить. Народ, окончательно потеряв веру в улучшении своего положения, вновь выступил против властей. В 1606 году вспыхнуло восстание под предводительством Ивана Исаевича Болотникова.

Восстание И.И. Болотникова

Иван Болотников был боевым холопом князя Телятевского. Опорой И.И. Болотникова стала Комарицкая волость.

Здесь в районе города Кромы скопилось много казаков, поддержавших Лжедмитрия I, освободившего этот край от налогов на 10 лет. Став во главе казацких отрядов Болотников из Кром двинулся на Москву летом 1606г.

Вскоре небольшой отряд превратился в мощное войско, в состав которого вошли крестьяне, жители городов и даже отряды дворян и казаков.

Совет

Выступая как воевода Дмитрия Ивановича, слух о спасении которого вновь ожидал в годы правления Василия Шуйского, Болотников разбил правительственные войска под Ельцом, овладел Калугой, Тулой и Серпуховом.

В октябре 1606г. Армия Болотникова осадила Москву расположившись у села Коломенское. В это время на стороне восставших было более 70 городов. Два месяца длилась осада Москвы. В решающий момент измена дворянских отрядов, перешедших на сторону Шуйского, привела к разгрому армии Ивана Болотникова.

Иван Болотников был отброшен к Калуге и осажден царскими войсками. С помощью пришедшей повстанческой армии так называемого «Царевича Петра» (холоп Илья Горчаков — Илейка Муромец) Иван Болотников вырвался из осады и отступил к Туле.

Трехмесячную осаду Тулы возглавил сам Василий Шуйский. После обещания Шуйского сохранить восставшим жизнь, те открыли ему ворота Тулы. Царь жестоко расправился с восставшими, а Болотников был ослеплен, а затем утоплен в проруби в городе Каргополе.

Илейка Муромец же был казнен в Москве.

В восстании Болотникова принимали участие люди разных социальных слоев — крестьяне, холопы, посадское население, дворяне, казачество, сыгравшее важную роль на всех этапах. Крестьяне и казачество видели цель восстания в возвращении к старым, общинным порядкам.

Городские восстания середины века

бунт восстание разин

Восстания вспыхивали в 30 русских городах, таких как: Великий Устюг, Новгород, Воронеж, Курск, Владимир, Псков, и сибирские города. Одним из крупнейших бунтов был «Соляной бунт» в Москве в 1648 г.

Вырос налоговый гнет. Казна страны испытывала потребность в деньгах, как на содержание аппарата власти, так и в связи с активной внешней политикой. Правительство Алексея Михайловича увеличило косвенные налоги, подняв в 1646 г.

Цену на соль в 4 раза. Однако увеличение налога на соль не привело к пополнению казны, так как платежеспособность населения была подорвана. Налог на соль был отменен уже в следующем 1647 г.

Обратите внимание

Было решено взыскать недоимки за три последних года. Вся сумма налога падала на население «черных» слобод, что естественно вызывало недовольство горожан. В 1648 г.

оно вылилось в открытое восстание в Москве.

В начале июня 1648 Алексею Михайловичу была подана челобитная от московского населения с требованием наказать наиболее корыстных представителей царской администрации. Однако требования не были удовлетворены, и они начали громить купеческие и боярские дома.

Было убито несколько крупных сановников. Царь вынужден был выслать боярина Б.И. Морозова, возглавлявшего правительство, из Москвы. С помощью подкупленных стрельцов, которым увеличили жалованье, восстание удалось подавить.

Восстание в Москве получило название «Соляной бунт».

Медный бунт 1662 г.

Изнурительные войны, которые вела в середине XVII в. Россия, истощили казну. Болезненно ударила по экономике страны моровая язва 1654-1655 г., унесшая десятки тысяч жизней. В поисках выхода из тяжелого финансового положения русское правительство взамен серебряной монеты по той же цене стало чеканить медную (1654).

За восемь лет медных денег (в том числе и фальшивых) было выпущено так много, что они совершенно обесценились. Правительство собирало налоги серебром, тогда как население должно было продавать и покупать продукт на медные деньги. Жалованье также платили медными деньгами. Возникшая в этих условиях дороговизна хлеба и других продуктов привела к голоду.

Доведенный до отчаяния московский люд поднялся на восстание. Летом 1662 г.

несколько тысяч москвичей двинулись в загородную резиденцию царя — село Коломенское. Царь Алексей Михайлович вышел на крыльцо Коломенского дворца и попытался успокоить толпу, потребовавшую выдать на расправу наиболее ненавистных бояр. Пока шли переговоры, посланный царем боярин И. Н. Хованский тайно привел в Коломенское верные правительству стрелецкие полки.

Войдя в царскую резиденцию через задние хозяйственные ворота Коломенского, стрельцы жестоко расправились с восставшими. Погибло более 7 тыс. москвичей. Однако правительство вынуждено было принять меры для успокоения масс, была прекращена чеканка медных денег, которые вновь заменялись серебряными. Восстание в Москве 1662 г.

было одним из предвестников новой крестьянской войны.

Восстание 1670-1671 гг.

Весной 1670 г. С.Т. Разин начал новый поход на Волгу. Этот поход имел открыто антиправительственный характер. В нем приняли участие крепостные крестьяне, казачество, посадское население, мелкие служилые люди, бурлаки, работные люди. Наряду с русскими и украинцами в походе участвовали многие представители народов Поволжья: чуваши, марийцы, татары, мордва и др.

Среди народа распространились письма С.Т. Разина, в которых излагались требования восставших: истреблять воевод, бояр, дворян, приказных людей. Как писал один иностранец — современник событий, С.Т.

Разин «повсюду обещал уничтожение рабства, освобождение от ига «…бояр или дворян…» Среди восставших был силен наивный монархизм. Крестьяне верили в доброго царя. Весной 1670 г. С.Т. Разин овладел Царицыном.

Чтобы обеспечить свой тыл, летом того же года Разинцы заняли Астрахань, Армия восставших двинулась вверх по Волге. Без боя сдались Саратов и Самара.

Важно

Надо отметить, что разинцы в духе того времени не щадили своих противников — пытки, жестокие казни, насилие «сопровождали» их действия во время походов. На время затянувшейся осады Симбирска приходится наивысший подъем движения.

Восстание охватило громадную территорию — от низовьев Волги до Нижнего Новгорода и от Слободской Украины до Заволжья. Осенью 1670 г. царь Алексей Михайлович произвел смотр дворянского ополчения, 30-тысячная армия двинулась на подавление восстания. В октябре 1670 г. осада Симбирска была снята, 20-тысячное войско С.

Т. Разина разбито, а сам руководитель восстания, тяжелораненый, был вывезен в Кагальницкий городок. Зажиточные казаки обманом захватили С.Т. Разина и выдали его правительству. Летом 1671 г. мужественно державшийся во время пыток С.Т. Разин был казнен на Красной площади в Москве.

Отдельные отряды повстанцев сражались с царскими войсками до осени 1671 г. Подавив восстание, правительство принудило казаков Дона принять присягу, что они не будут давать приют царским недругам; Восстание С.Т. Разина заставило правительство искать пути укрепления существующего строя.

Была усилена власть воевод на местах, проведена реформа податной системы, усилился процесс распространения крепостничества на южные окраины страны.

Московское восстание 1682 г.

По традиции наследовать Федору должен был его брат Иван. Однако 15-летний царевич был болезненным, хилым, полуслепым и мало годился для роли царя. Собравшиеся во дворце патриарх Иоаким и бояре решили, что царем следует провозгласить сына второй жены Алексея Михайловича Н.К.

Нарышкиной десятилетнего Петра, который в отличие от Ивана был здоровым, крепким и смышленым мальчиком. Опираясь на стрельцов, группировка Милославских, среди которых наиболее активно и решительно выступала сестра Ивана Софья, решительно повела борьбу за власть. Стрельцы не только несли военную службу, но и активно занимались хозяйственной деятельностью.

В конце XVII в. в связи с созданием полков нового строя роль стрельцов упала, они потеряли многие свои привилегии. Обязанность платить налоги и пошлины с промыслов и лавок, частая задержка жалованья, самоуправство стрелецких полковников, рост имущественного неравенства среди самих стрельцов вызывали их резкое недовольство.

Совет

По Москве был пущен слух, что Иван задушен. С барабанным боем вооруженные стрельцы вступили в Кремль. Мать Петра Н.К. Нарышкина вывела на дворцовое крыльцо обоих царевичей — Петра и Ивана. Однако это не успокоило стрельцов. Три дня бушевало восстание, власть в Москве находилась в руках стрельцов.

В честь своего выступления стрельцы воздвигли на Красной площади столп. На прибитых к столпу чугунных досках были перечислены заслуги стрельцов и фамилии казненных ими бояр. По требованию стрельцов первым царем был провозглашен Иван, вторым — Петр, а до их совершеннолетия назначалась регентша — царевна Софья.

В Оружейной палате Кремля сохранился двухместный трон для молодых царей с маленьким окошечком в спинке, через которое Софья и приближенные подсказывали им, как вести себя и что говорить во время дворцовых церемоний.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

  • Бунташный век. Народные восстания в середине — второй половине XVII векаОбщие черты и характеристика периода «бунташного века» в России, истоки и предпосылки его социальных потрясений. Сущность «соляного» и «медного» бунтов в Москве. Крестьянская война под предводительством С. Разина. Этапы и периоды движения раскольников.реферат [26,5K], добавлен 13.12.2009
  • Тайпинское восстаниеПричины, которые привели к началу одного из крупнейших в истории Китая народных восстаний. Предпосылки народных волнений. Хун Сюцюань – руководитель тайпинского восстания. Начало большого восстания. Второй этап борьбы. Завершение и значение восстания.

Источник: https://magictemple.ru/narodnoe-vosstanie-v-17-veke/

Народные движения в России в середине XVII века

Тема: «Народные движения в России в середине XVII века»

Цели: – подвести учащихся к пониманию основных причин городских и казацких восстаний;

— показать связь между ухудшением положения и выступлениями народных масс;

— продолжить формирование умений анализировать исторические документы;

Учебные задачи:

Образовательные:

  • Сформировать представление о народных движениях XVII века.
  • Выявить причины, рассмотреть ход и итоги народных выступлений XVII века;

Развивающие:

  • Развивать познавательные умения – умения доказывать, делать выводы;
  • Развивать мыслительные навыки – анализировать информацию, устанавливать причинно-следственные связи между событиями;

Воспитательные:

  • Воспитывать уважение к историческому прошлому России.

Тип урока:  урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Оборудование:  Карта «Народные восстания в России в 40 – 70-х годах XII века»; презентация «Бунташный век», мультимедийный проектор, компьютер 

Читайте также:  Немецко-шведская экспансия руси

Ход урока:

  1. Организационный момент. Постановка проблемы.

— Каковы черты сходства и различия городских восстаний и движения Степана Разина?

  • В чём причины поражения восставших?
  • Почему народные выступления 17 века были обречены на поражение?

Слайд 2.

В царствование Алексея Михайловича (Тишайшего) страна сотрясалась от народных восстаний. Народные восстания запомнились и современникам, и потомкам.  И этот, XVII век,  многие историки называют «бунташным «. Сегодня на уроке мы узнаем, почему он имеет такое название, какие события происходили в XVII веке, какие причины и последствия они имели.

— Каковы были причины народных выступлений в конце XVI – начале XVII?

— Какие последствия они имели?

— Каковы новые черты народных выступлений в годы Смуты?

— Кто и почему становился участником народных выступлений?

— Как вы думаете, почему городские жители стали активно подниматься на борьбу?

Изучение новой темы:

План изучения:

    1. Причины восстаний.

    2. Соляной бунт 1648г.

    3. Медный бунт 1662г.,

    4. Война под предводительством С. Разина

    5. Соловецкое восстание.

1. Первая группа знакомится с экономическими, политическими и социальными причинами усиления социальной борьбы в середине XVII века.

Причины Расшифровка
Экономические Усиление налогового бремени, разорение крестьянского хозяйства
Политические Ослабление царской власти, усиление приказной волокиты
Социальные Закрепощение крестьян (отмена Юрьева дня), попытки ограничения казачьей вольности

(Слайд 4)

2. Поводом послужило увеличение налога на соль в 1646 г. (боярин Б. Морозов). Так как соль была важнейшим продуктом потребления, её подорожание ударило по населению, и народ поднялся против власти. Повышение налога на соль не привело к наполнению казны, т.к.

люди не могли купить соль по таким ценам. В конце 1647г. налог на соль отменили. Но народ уже нельзя было остановить. Народ пошёл за правдой к царю. Посыльные подали царю челобитную, но царь велел их наказать плетьми, некоторых арестовали.

Повторные манифестации не принесли результата. К лету 1648 г. недовольство народа достигло своего пика и вылилось в стихийное восстание. Вооружённые палками горожане потребовали от царя Алексея Михайловича покарать плохих советников. На сторону восставших перешли стрельцы.

Они были недовольны задержкой жалованья. (Слайд 5)

Прочитайте документ № 1и ответьте на вопросы:

– Каковы итоги Московского восстания 1648г.?

— Петра Траханиотова казнили, Бориса Морозова сослали в Кириллов монастырь, стрельцам выдали двойное жалованье.

— Почему наказали Петра Траханиотова и Бориса Морозова?

— Их обвинили в измене и поджоге Москвы.

4. С 1654 г. Россия была втянута в войну с Польшей и Швецией (1656-1658) и казна испытывала нехватку серебра. В этих условиях правительство проводит денежную реформу, введя в обращение медные деньги (боярин Ф. Ртищев).

Пустить в оборот (чеканить) медные деньги одной формы и величины с серебряными и продавать по одной цене с ними. Поначалу реформа шла удачно, но с 1659г. серебро стало исчезать из обращения.

Медные деньги обесценились, что привело к росту цен и обнищанию народа, к восстанию 1662г.

И вновь народ пошёл «за правдой» к царю. Царь призывал к спокойствию, а когда прибыли войска, началась расправа. Тем не менее, правительство было вынуждено прекратить чеканить медные деньги. (Слайд 6)

(Вторая группа заполняет сравнительную таблицу № 1).

Остальные заполняют таблицу в тетради.

Таблица № 1

Городские восстания
Соляной бунт Медный бунт
Даты и сроки 1648 1662
Причины Налоговая реформа Денежная реформа
Состав участников Горожане, стрельцы горожане
Цели и требования Отменить налог на соль Отменить медные деньги
Характер борьбы стихийный стихийный
Результат выступления Отменён налог на соль (1647г.), стрельцам выплачено повышенное жалованье Прекращён выпуск медных денег

(Слайд 7)

(Репродукция картины И.В. Сурикова «Степан Разин»). (Слайд 8)

— Почему народ сложил песню про Стеньку Разина?

Рассказ учителя о восстании Разина: причины, ход, итоги, значение.

(Слайд 9)

Проанализировать документы № 2- №5 (Приложение)

Заполните таблицу № 2. (Ответы представителей 3 группы, комментарии членов другой группы).

Таблица № 2

Движение С. Разина
Даты и сроки 1667-1671
Причины Закрепощение крестьян, рост повинностей
Территория Урал, Поволжье, Дон.
Состав участников Казаки, крестьяне, мордва, татары, чуваши, черемисы
Цели и требования Отмена крепостного права
Отношение к власти Царь–заступник. Дворяне, бояре -изменники и кровопийцы .
Результат Восстание подавлено.

(Слайд 10)

Вопросы: — Почему казачья верхушка пошла на сговор с властями?

  • Покажите территории, охваченные восстанием, на карте «Народные восстания в России в 40 – 70-х годах XVII века»;

6. Сообщение ученика (опережающее задание). Мнение историков о восстании.

Приме­ром перерастания религиозной борьбы в социальную является Соловецкое восстание 1668—1676 гг. Началось оно с того, что братия Соловецкого монас­тыря наотрез отказалась принять исправленные богослужебные книги.

Пра­вительство решило укротить непокорных монахов путем блокады монастыря и конфискации его земельных владений. Высокие толстые стены, богатые за­пасы продовольствия растянули осаду монастыря на несколько лет. В ряды восставших встали и разинцы, сосланные на Соловки.

Только в результате предательства монастырь был захвачен, из 500 его защитников в живых оста­лось лишь 60.

Обсуждение поставленных в начале урока проблемных вопросов.

Обратите внимание

Обоснование выводов. XVII век стал периодом беспрецедентно массовых и частых народных выступлений. Несмотря на то, что все народные волнения были подавлены властями, царскому правительству приходилось прислушиваться к мнению народа, идти на снижение налогов.

Теперь мы с вами можем ответить  на проблемный вопрос, который был задан в начале урока: «Почему XVII век называют «бунташным»?»    (ответы детей)

Меньше, чем за полвека, кроме мелких восстаний, прошло несколько  мощных выступлений. Правительство жестоко подавило все эти восстания, но было вынуждено прислушаться к гласу народа, пойти на снижение налогового гнета.

  • На уроке я работал активно/ пассивно.
  • Своей работой на уроке я доволен/ недоволен.
  • Урок мне показался коротким/длинным.
  • За урок я не устал/ устал.
  1. Выставление оценок. Домашнее задание.

Приложение

Документ №1.

Московское восстание 1648г. (летописное известие)

И того же дни те прежреченные Борис Морозов и Петр Траханиотов научением дьявольским разослали людей своих по всей Москве, велели Москву выжечь. И они люди их большую половину Московского государства выжгли.

И июня в 4 день миром и всею землёю опять за их великую измену и за пожог возмутились и учели их изменников Бориса Морозова и Петра Траханиотова у государя царя просить головою. А государь царь тое ночи послал Петра Траханиотова в ссылку, на Устюг Железный воеводою.

И видя государь царь во всей земле великое смятение, а их изменничью в мир великую досаду, послал от своего царьского лица окольничево своего князь Семёна Романовича Пожарского, а с ним 50 человек московских стрельцов, велев того привесть того Петра Траханиотова к себе государю к Москве.

И окольничий князь Семён Романович Пожарский привёз ево к Москве июня в 5 день. И государь царь велел его Петра Траханиотова за ту их измену и за московский пожог перед миром казнить на Пожаре.

А того Бориса Морозова государь царь у миру упросил, что его сослать с Москвы в Кириллов монастырь на Белоозеро, а за то его не казнить, что он государя царя дятка, вскормил его, государя. А впредь ему Борису на Москве не бывать и всем роду его Морозовым нигде в приказах у государевых дел, ни на воеводствах не бывать и владеть ничем не велел.

На том миром и всею землёю государю царю челом ударили и в том во всём договорилися. А стрельцов и всяких служивых людей велел своё государево жалованье давать денежное и хлебное вдвое. А которые погорели, и тем государь жаловал на дворовое строенье по своему государеву рассмотрению.

Орлов А.С. Хрестоматия по истории России с древнейших времён до наших дней.

М., 1999. с.155

Документ №2

«Отписка полковника П. Урусова о боях Ю.Барятинского под Симбирском»

«В нынешнем 7179 году сентября в 20 день за Свиягою рекой дожидались его воровские казаки, и татрове, и чуваше, и морда, и больши 3000 конных и пеших людей, и был бой. И тех воров побили и языков взяли 67 человек. И воевода князь Барятинский велеле тех язычников вешать. Да сентября в 29 день пришёл он к Синбирску.

И вор Стенька Разин с ворами же, казаками донскими, и астраханскими, и царицынскими, и саратовскими, татарами, чувашью и мордвой, начал силами великими. Воевода князь сошёлся с ним и учинил бой, и на том ево, вора, прогнали.

…ево, вора и клятвопреступника, Стеньку Разина самово было взяли и рублен саблею, и застрелен ис пищали, да ушёл.

И октября в 3 день воевода князь Милославский Синбирск выручил и от осады освободил. И на нево, вора, пришло такое страхование, что он побежал от Синбирска в судах одними донскими казаками. И побили воров и изменников наголову и языков взяли 500. »

Документ №3

«Прелестная грамота С. Разина»

«Пишет вам Степан Тимофеевич, всей черни, хто хочет Богу да государю служить, да и великому войску, да и Степану Тимофеевичу, и я выслал казаков, и вам бы заодно изменников вывадить и мирских кравапивцев вывадить, и мои казаки как совет станут чинить, и вам идти к ним, и кабальныя и опальныя шли бы в полк к моим казакам» (Хрестоматия по истории России с древнейших времён до 1861 года, Сост. П.Епифанов, О.Епифанова. М., 1987)

Документ №4

«Прелестная грамота сподвижников С. Разина»

«»Великого войска донского яицкого и запорожского от атаманов … в челнавской атаману и всему войску великому.

Послали мы к вам казаков Сидара Леденёва да Гаврилу Болдырева для собрания и совету великого войска. А мы ныне на Танбове, ноября 9 день, а у нас войсковой силы с 42000, а пушек у нас 20, а зелья полпяста и больши пуд.

Важно

И кой час к вам ся придети, вам бы пожаловать к нам на помочь с пушками и зельем без всякого мотания наспех. А писал к нам с Арзамасу донской атаман, что наши казаки князь Юрия Долглрукого побили с войском его, пушек 120, а зелья 1500.

Да пожаловать бы вам породеть за дом святыя Богородицы, и за великого государя, и за батюшку Степан Тимофееича, и за православную веру. (Хрестоматия по истории России с древнейших времён до 1861 года, Сост. П.Епифанов, О.Епифанова. М.

, 1987)

Документ № 5

«Прелестная грамота С. Разина»

«От донских и яицких атаманов молотцов, от Степана Тимофеевича и от всего великого войска донского и яицкого паметь Цывильского уезду розных сёл и деревень черней руским людем и татарам и чюваше и мордве. Стоять бы вам, черне руские люди, и татаровя, и чуваша, и за дом пресвятые Богородицы и за всех святых, и за великого государя царя и за великого князя Алексея Михайловича…

Важно

А как ис Цывильска к вам, черне, посыльщиков по селам и деревням будут загонеть в осад, вам бы в осад Цывильск не ходить, потому что над вами учинет обманом и всех перерубает, вам бы тех посыльщиков ловить и привозить в войска в Синбирск.

А которые дворяне, и дети боярские, и мурзы, и татаровя, похотев стоять за дом пресвятые Богородицы и за веру православных крестиян, их не трогать и домов не разореть.

А с войсковой памяти списывать и отдавать списки по сёлам и деревням сотцким и старостам десяцким, чтобы они сию высоковою паметь знали

К сей памяти высковую печать атаман Степан Тимофеевич приложил. А сею высковую память послан наш казак Апердя Мурза Килдибяков, и вам бы, чернь, ево во всем слушать. А буде ево не станете слушать, и вам бы на себя пенять » Хрестоматия по истории России с древнейших времён до 1861 года, Сост. П.Епифанов, О.Епифанова. М., 1987)

Источник: https://kopilkaurokov.ru/istoriya/uroki/narodnyie_dvizhieniia_v_rossii_v_sieriedinie_xvii_vieka

Россия в XVII веке. Народные движения

задания § 8),

формирование учебных действий учащихся

Метапредметные УУД

Познавательные – анализировать текст, делать выводы из прочитанного, устанавливать причинно-следственные связи; строить логически обоснованные рассуждения; систематизировать информацию и представлять в различных формах, выполнять творческое задание (составлять рассказ с использованием терминов).

Регулятивные — определять цель, проблему в деятельности.

Коммуникативные – взаимодействовать в команде, организовывать работу в группе, преодолевать возможные конфликты, излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии.

Личностные УУД — уважение к прошлому своей страны, аргументированное оценивание поступков с опорой на общечеловеческие нравственные ценности.

Предметные УУД – ознакомление с событиями «бунташного» века, понимание их причин и последствий через использование обществоведческих терминов

опора на знания, полученные при изучении курса «обществознание».

История России. Конец XVI — XVIII век. 7 класс, авторы – А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, Москва, издательство «Просвещение», 2012 год.

Проведение данного урока возможно с использованием других УМК по истории России и с опорой на любой УМК по обществознанию.

Глава II. Россия в XVII веке.

работа групп с нетбуками (классмейтами) по материалам электронного пособия (История. Россия в XVII — XVIII вв. Электронное приложение к учебнику Данилова А.А. 7 класс).

— базовый уровень освоения темы, ориентированный на общекультурную подготовку, необходимую для выработки мировоззренческих ориентиров;

— умение характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;

— умение анализировать реальные социальные ситуации;

— умение логично формулировать и аргументировать свои мысли.

Задачи этапа

1) Обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на учебном занятии.

2) Психологически подготовить учащихся к общению на уроке.

работа в которых (с учетом работы на уроке) будет оценена.

Совет

Учитель размещает на столах, за которыми будут работать группы, карточки «Медный бунт», «Соляной бунт», «Выступление старообрядцев» и раздает всем ребятам карточки, на каждой из которых написаны признаки/характеристики одного из народных выступлений.

Учащиеся, ознакомившись с записями на своей карточке, рассаживаются на соответствующие места.

Когда все займут свои места, каждый школьник вслух зачитывает свою карточку, что позволяет не только услышать признак/характеристику одного из народных выступлений всем, но и, при необходимости, обсудить возможные противоречия, а также выяснить, все ли ученики имеют верное представление о движениях «бунташного» века.

Медный бунт Соляной бунт Выступление старообрядцев
1662 год налог на соль вторая половина XVII века
денежная реформа введение дополнительной пошлины массовые самосожжения
отмена медных денег требование упорядочить законы разнообразные формы протеста
введение медных денег повышение цен на соль и хлеб иноверцы
жестокое подавление восстания подготовка новогоСоборного уложения реформа Никона
серебряные деньги выдача восставшим на расправу главы Земского приказа монахиСоловецкого монастыря
инфляция 1648 год религиозные выступления

рабочего листа

«___» ____________2015 г. Ф.И. __________________________, 7 «___» класс

Задачи этапа

Читайте также:  Образование древнерусского государства - норманская и антинорманская теории

1) Обеспечить мотивацию учения школьников.

2) Обеспечить включение учащихся в совместную деятельность по определению целей учебного занятия.

Учитель формулирует задание группам:

Варианты ответов:

Команды озвучивают свои ответы и комментируют их.

Далее учитель просит учащихся, привлекая обществоведческие знания, соотнести данные ими ответы со сферами жизни общества (социальной, экономической, политической, духовной) и разместить листы с ответами на магнитной доске в соответствующих колонках (количество колонок соответствует количеству выступлений, каждая колонка имеет соответствующее название).

Педагог акцентирует внимание ребят на том, что «изображая» историческое событие, «художники», сами того не осознавая, обратились к различным сторонам этого явления (социальной, экономической, политической, духовной), что и позволило им составить достаточно полное представление о Смутном времени, подчеркнув его характерные черты.

Вывод:

XVII

Проблема урокаформулируется учащимися самостоятельно, фиксируется в рабочих листах, варианты озвучиваются, самый подходящий под содержание предлагаемой работы фиксируется на доске. Возможный вариант проблемы урока — «Можно ли рассматривать исторические события в контексте других социальных наук?»

Задачи этапа

1) Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися изучаемого материала.

2) Содействовать усвоению учащимися способов, средств, которые привели к определенному содержательному выводу, обобщению.

3) Обеспечить развитие у школьников умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях.

Возможные ответы учащихся

(причины фиксируются на доске)

— усиление налогового гнета;

— ведение почти непрерывных войн;

— усиление приказной волокиты;

— попытки ограничения казачьей вольности;

(план фиксируется на доске)

— дата выступления

— участники

— причины

— основные события

XVII века

Примечание: на рабочем столе каждой группы находятся одинаковые наборы разноцветных карточек-терминов (см. таблицу), каждый цвет соответствует определенной науке, изучаемой в рамках курса «обществознание». Каждая группа самостоятельно выбирает термины, с использованием которых она осветит «свой» социальный конфликт, размещая карточки с терминами на магнитной доске по ходу своего рассказа.

, в котором в качестве восставших выступали разные . Восставшие были недовольны тем, чтодля пополненияприняли решение взыскатьза прошлые годы, а также провести Суть реформы заключалась в том, что были введены медныеприравненные к серебряным. Стоимость новых оказалась в 12-15 раз меньше, чем старых, т.е. упала их в результате торговцы отказывались продавать на новые привело к

Возможный вариант оформления доски группой

Медный бунт

Учитель предлагает учащимся проанализировать термины, которые были использованы в представлении информации, и ответить на вопрос: «Можно ли убрать термины какого-то блока — «экономика», «социология», «политология» — так, чтобы при этом не «пострадало» содержание?». Возможные варианты ответа: нет, т.к. данные термины позволили раскрыть содержание исторических событий более полно.

Учащиеся по просьбе учителя озвучивают (вспоминают) основной вопрос урока и самостоятельно формулируют вывод по проблеме урока (фиксируя его в рабочих листах).

Возможный вариант вывода — «Исторические события следует рассматривать в контексте других социальных наук, т.к. дополняя друг друга, эти науки позволяют взглянуть на события».

Школьники озвучивают свои выводы, педагог и одноклассники, при необходимости, корректируют прозвучавшие ответы

Задача этапа

Содействовать целостному восприятию и комплексному осмыслению учащимися изученного материала.

Дать оценку работы класса и отдельных учащихся.

Обратите внимание

Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего эмоционального состояния, своей деятельности, взаимодействия с учителем и одноклассниками.

Учитель подводит итог урока. Ребята записывают в рабочие листы свои впечатления об уроке. Рабочие листы школьники сдают учителю. Педагог дает качественную оценку работы класса в целом, групп и отдельных учащихся.

Задача этапа

Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Учитель сообщает классу домашнее задание — проанализировать восстание Степана Разина (стр. 63-67 учебника) и выполнить:

1) обязательное задание — № 3 рабочей тетради «История России. Конец XVI — XVIII век». Данилов А. А., Косулина Л. Г.

2) дополнительное задание – составить рассказ с использованием карточек-терминов (учитель раздает учащимся карточки с таблицей терминов)

Учитель акцентирует внимание ребят на том, что выполнение домашнего задания поможет им узнать о событиях «бунташного» века еще много интересных фактов.

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/rossiya_v_xvii_veke_narodnie_dvizheniya_192843.html

Народные движения в XVII веке

Основные даты и события: 1648 ᴦ. — ʼʼсолянойʼʼ бунт; 1662 ᴦ. — ʼʼмедныйʼʼ бунт; 1667—1671 гᴦ. — восстание под руководством С. Разина.

Исторические деятели: Алексей Михайлович; Степан Разин.

Основные термины и понятия: восстание; война; бунт.

План ответа: 1) причины народных выступлений; 2) особен­ности народных выступлений в XVII в.; 3) ʼʼсолянойʼʼ бунт; 4) ʼʼмедныйʼʼ бунт; 5) восстание С. Разина; 6) выступления старообрядцев; 7) значение народных движений XVII века.

Материал для ответа: Современники называли XVII век ʼʼбунташнымʼʼ. Главными причинами народных выступлений были: закрепощение крестьян и рост их повинностей; усиление на­логового гнета; усиление приказной волокиты и бюрократиз­ма; попытки ограничения казачьей вольности; церковный рас­кол и преследование старообрядцев.

Важно

Все это обусловило участие в выступлениях против влас­тей не только представителœей крестьянства (как это было прежде), но и казачества, городских низов, стрельцов, низших слоев духовенства.

Участие казаков и стрельцов, имевших не только оружие, но и опыт ведения военных действий, прида­вало народным выступлениям XVII в.

характер ожесточенной борьбы, приводившей к большим человеческим жертвам.

Наиболее серьезные выступления начались в серединœе века. 1 июня 1648 ᴦ. Алексей Михайлович возвращался с богомолья из Троице-Сергиева монастыря в Кремль. Толпа москвичей попы­талась подать ему жалобу на московского градоначальника, гла­ву Земского приказа Л. С.

Плещеева, которого обвиняли в казно­крадстве, приказной волоките, потворстве богатым горожанам, в повышении цен на хлеб и соль. Выступление было настолько мощным, что царь был вынужден отдать Плещеева на расправу народу. Был отправлен в отставку и выслан из Москвы боярин Б. И.

Морозов — воспитатель Алексея Михайловича и фактиче­ский глава правительства. Вслед за Москвой восстания вспыхну­ли в Курске, Козлове, Ельце, Томске.

Постоянные войны истощили царскую казну. Для ее по­полнения было решено чеканить монету не из серебра, как прежде, а из меди. В результате деньги резко обесценились. Это вызвало недовольство населœения. В июле 1662 ᴦ.

, разгро­мив усадьбы некоторых близких к царю бояр и чиновников, толпы горожан устремились к загородному царскому дворцу в селœе Коломенском. В ожидании прибытия войск царь был вынужден обещать восставшим отмену медных денеᴦ.

Горожа­не направились обратно в Москву, однако по дороге им встре­тилась новая многотысячная толпа, и шествие в Коломенское возобновилось. Тем временем подошли правительственные войска, и безоружная толпа была обращена в бегство. Нача­лись расправы над участниками выступления.

Зачинщики бунта были повешены в центре Москвы, участникам отсекали руки, ноги, языки, секли их кнутом, отправляли в ссылку. Тем не менее хождение медных денег было отменено.

Совет

Самым крупным народным выступлением XVII в. стало вос­стание казаков и крестьян под предводительством С. Т. Разина.

Введение Соборного уложения 1649.ᴦ., розыск и расправа над беглыми крестьянами, разорение многих селян, горожан и воинов вели к оттоку людей на окраины страны, прежде всœего на Дон. К серединœе 1660-х гᴦ. здесь скопилось большое число беженцев из центральных районов. Бедными остава­лись и многие местные казаки.

Нищенское существование заставило 700 донских казаков во главе с атаманом Васили­ем Усом в 1666 ᴦ. отправиться в сторону Москвы с просьбой к правительству принять их на царскую службу. После отка­за царя мирный поход перерос в восстание, в котором кроме казаков приняли участие тысячи крестьян.

Вскоре восставшие отошли на Дон, где присоединились к отрядам атамана С.Т. Разина (1630-1671).

Первый этап выступления Разина (1667—1669) обычно на­зывают ʼʼпоходом за зипунамиʼʼ. Отряд Разина блокировал главную торговую артерию Юга России — Волгу, захватывая торговые суда русских и персидских купцов. Восставшие за­хватили Яицкий городок, а затем одержали победу над флотом персидского шаха.

Завладев богатой добычей, летом 1669 ᴦ. Разин вернулся на Дон и обосновался со своим отрядом в Кагальницком городке. К удачливому лидеру восставших отовсю­ду потянулся народ.

Почувствовав силу, Разин заявил о наме­рении похода на Москву, обещал ʼʼвсœех князей и бояр и всœе шляхетство (дворянство) российское побитьʼʼ.

Весной 1670 ᴦ. начался второй этап выступления, когда ра­зницы захватили Царицын и подошли к хорошо укрепленной Астрахани, сдавшейся без боя. Расправившись с воеводой и дво­рянами, восставшие сформировали правительство во главе с атаманами Василием Усом и Федором Шелудяком.

Обратите внимание

Успех повстанцев послужил сигналом к переходу на сторону Разина населœения многих поволжских городов: Саратова, Самары, Пензы и др.

В числе участников выступления были предста­вители народов Поволжья: чуваши, марийцы, татары, мордва.

Большинство из них привлекало то, что каждого участника восстания Разин объявлял казаком (то есть свободным). Об­щая численность восставших составляла до 200 тыс. человек.

В сентябре 1670 ᴦ. армия повстанцев осадила Симбирск, но взять его не смогла и отошла на Дон. Карательную экспе­дицию против Разина возглавил воевода князь Ю.Барятин­ский. Опасаясь расправы, зажиточные казаки схватили Рази­на и выдали его властям. После пыток и суда руководитель восставших был четвертован близ Лобного места в Москве.

При этом восстание продолжалось. Лишь через год, в ноябре 1671 ᴦ. царским войскам удалось занять Астрахань и полно­стью подавить выступление. Масштабы расправ над разинца­ми были огромны. В одном только Арзамасе было казнено до 11 тыс. человек. Всего было убито и замучено до 100 тыс. че­ловек. Таких расправ Россия еще не знала.

Церковный раскол впервые привел к массовым религиоз­ным выступлениям. Движение старообрядцев объединяло представителœей самых разных социальных слоев, по-своему понимавших приверженность традициям своей веры.

Разно­образными были и формы протеста — от самосожжения и го­лодной смерти, отказа признавать никоновскую реформу, укло­нения от повинностей до вооруженного сопротивления царским воеводам.

Только за 20 лет (1675—1695) в массовых самосожжениях погибло до 20 тыс. старообрядцев.

Крупнейшими вооруженными выступлениями борцов за веру были Соловецкое восстание 1668—1676 гᴦ., вы­ступление на Дону в 1670—80-е годы. Особенно жестоко бы­ло подавлено восстание монахов Соловецкого монастыря. Од­нако выступления старообрядцев продолжались вплоть до конца столетия.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, усиление гнета͵ закрепощение крестьян, попытки ликвидировать остатки казачьего самоуправления, борьба царских и церковных властей с раскольниками вели к массовым народным выступлениям, главными результатами которых были отдельные уступки правительства.

  • — Портрет XVIII века

    С исходом XVII века манерность и условность, водворившиеся во всех видах живописи, помешали портрету удержаться на достигнутой им высоте. Жанр деградировал и был отодвинут на второй план как в живописи, так и в скульптуре. Достижения реалистического портрета предаются… [читать подробнее].

  • — Портрет XVII века

    Портрет маньеризма В искусстве маньеризма (XVI век) портрет утрачивает ясность ренессансных образов. В нём проявляются черты, отражающие драматически тревожное восприятие противоречий эпохи. Меняется композиционный строй портрета. Теперь ему присуща подчёркнутая… [читать подробнее].

  • — МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР XVI–XVIII ВЕКОВ

    1. Орацио Векки. Мадригальная комедия «Амфипарнас». Сцена Панталоне, Педролине и Гортензии 2. Орацио Векки. Мадригальная комедия «Амфипарнас». Сцена Изабеллы и Лючио 3. Эмилио Кавальери. «Представление о Душе и Теле». Пролог. Хор «О, Синьор» 4. Эмилио Кавальери…. [читать подробнее].

  • — Кёльнский собор в XII—XVIII вв.

    В 1248 году, когда архиепископ Кёльна Конрад фон Гохштаден заложил первый камень в основание Кёльнского собора, началась одна из самых длинных глав в истории европейского строительства. Кёльн, один из самых богатых и политически могущественных городов тогдашней Германской… [читать подробнее].

  • — Градостроительство Рима в XVI–XVII веках.

    периоды развития Барокко: · Раннее 1580-1620е · Высокое=Зрелое 1620е-1700 · Позднее ½ 18 века Новые общественные задачи, возникшие перед мастерами римского зодчества позднего Возрождения, предопределили характер трактовки различных типов светских и культовых сооружений…. [читать подробнее].

  • — Язык архитектуры барокко XVII в.

    В этой части лекции подводится итог обзору архитектуры Италии и определяется художественный язык стиля «барокко». Многое из сказанного ниже относится не только к архитектуре, но и к другим видам искусства этого стиля. С точки зрения стилевой определенности архитектуру… [читать подробнее].

  • — Скульптура Франции XVII века

    Контрольные вопросы и задания по теме «Скульптура барокко Германии» 1. Дайте общую характеристику развития скульптуры барокко в Германии XVII – XVIII веков. Какие факторы сыграли при этом главную роль? 2. Определите тематические границы скульптурных произведений, … [читать подробнее].

  • — Русская скульптура второй пол. XVIII века. Шубин, Козловский, Гордеев, Прокофьев, Щедрин и др.

    Этьенн Морис Фальконе (1716-1791) во Франции и России (с 1766-1778 г.). «Грозящий Амур» (1757, Лувр, ГЭ) и его реплики в России. Памятник Петру I (1765-1782). Замысел и характер монумента, значение его в городском ансамбле. Роль помощницы Фальконе — Мари-Анн Колло (1748-1821) в создании… [читать подробнее].

  • — Исторические предпосылки XVII век.

    Эпоха, направление, стиль… Введение Культура барокко Эпоха барокко — одна из наиболее интересных эпох в истории мировой культуры. Интересна она своим драматизмом, интенсивностью, динамикой, контрастностью и, в то же время, гармонией,… [читать подробнее].

  • — Версальский ансамбль — модель Франции второй половины XVII в.

    Известен тезис Людовика XIV «Франция — это Я». Согласно этому тезису Версальский комплекс, моделируя короля, одновременно моделирует Францию. Строгая системность и иерархичность модели экстраполируется на роль и место короля во французском государстве XVII в., но также и на… [читать подробнее].

  • Источник: http://referatwork.ru/category/istoria/view/82897_narodnye_dvizheniya_v_xvii_veke

    Методическая разработка по истории (7 класс) по теме: «Народные движения в России в середине XVII века»

    Тема: «Народные движения в России в середине XVII века»

     Цели: – подвести учащихся к пониманию  основных причин городских  и казацких восстаний;

                —  показать связь между ухудшением положения  и выступлениями народных масс;

    —  продолжить формирование умений  анализировать исторические документы;

    1. способствовать развитию интереса к истории своего края.

    Учебная задача:

    1. Каковы черты сходства и различия городских восстаний и восстания под предводительством  Степана Разина?
    2. В чём причины поражения восставших?
    3. Почему народные выступления 17 века были обречены на поражение?

    Оборудование: Карта «Народные восстания в России в 40 – 70-х годах XII века»;

                              Школьный атлас по истории  России (7кл.);

                              Документы для анализа;

                              Репродукция картины В. И. Сурикова «Степан Разин»;

                               Запись песни «Из-за острова на стрежень».

                               Презентация к уроку

    Опережающее задание:

     Первая группа – выделить  экономические, политические и социальные причины  усиления

                                   социальной борьбы в середине XVII века.

        Вторая группа – проанализировать документы, характеризующие городские восстания  и

    Читайте также:  Правление рюрика на руси

                                       заполнить сравнительную таблицу городских восстаний.

    Важно

        Третья группа –  проанализировать документы, характеризующие  восстание С. Разина и  

                                       заполнить вторую таблицу.                                    

                                          Ход урока:

    1. Организационный момент. Постановка проблемы. 

    —    Каковы черты сходства и различия городских восстаний и движения Степана Разина?

    1. В чём причины поражения восставших?
    2. Почему народные выступления 17 века были обречены на поражение?

                                                                                                                         Слайд 2.

    — Каковы  были причины народных выступлений в конце XVI – начале  XVII?

    — Какие последствия они имели?

    — Каковы новые черты народных выступлений в годы Смуты?

    — Кто и почему становился участником народных выступлений?

    — Как вы думаете, почему городские жители стали активно подниматься на борьбу?

                Проверка учителем выполнения опережающих заданий во время вводной беседы..

    План изучения:

    1. Причины восстаний.
    2. Соляной бунт 1648г.
    3. Медный бунт 1662г.,
    4. Война под предводительством С. Разина.
    5. Народы Самарского края в Крестьянской войне под предводительством

           С. Т. Разина.

       1. Первая  группа  знакомит с экономическими, политическими и социальными причинами усиления социальной борьбы в середине XVII века.

    Экономические

    Усиление налогового бремени, разорение крестьянского хозяйства

    Политические

    Ослабление царской власти, усиление приказной волокиты

    Социальные

    Закрепощение крестьян (отмена Юрьева дня), попытки ограничения казачьей вольности

    (Слайд 4)

    2. Поводом послужило увеличение налога на соль в 1646 г. (боярин Б. Морозов). Так как соль была важнейшим продуктом потребления, её подорожание ударило по населению, и народ поднялся против власти. Повышение налога на соль не привело к наполнению казны, т.к.

    люди не могли купить соль по таким ценам. В конце 1647г. налог на соль отменили. Но народ уже нельзя было остановить. Народ пошёл за правдой к царю. Посыльные подали царю челобитную, но царь велел их наказать плетьми, некоторых арестовали.

    Повторные манифестации не принесли результата. К лету 1648 г. недовольство народа достигло своего пика и вылилось в стихийное восстание. Вооружённые палками горожане потребовали от царя Алексея Михайловича покарать плохих советников.  На сторону восставших перешли стрельцы.

    Они были недовольны задержкой жалованья. (Слайд 5)

    Прочесть документ № 1и ответьте на вопрос:

     – Каковы итоги Московского восстания 1648г.?

    —  Петра Траханиотова казнили, Бориса Морозова сослали в Кириллов монастырь, стрельцам выдали двойное жалованье.

    — Почему наказали Петра Траханиотова и Бориса Морозова?

    — Их обвинили в измене и  поджоге Москвы.

    4. С 1654 г. Россия была втянута в войну с Польшей и Швецией (1656-1658) и казна испытывала нехватку серебра. В этих условиях правительство проводит денежную реформу, введя в обращение медные деньги (боярин Ф. Ртищев).

     Пустить в оборот  (чеканить)  медные деньги одной формы и величины с серебряными и продавать по одной цене с ними. Поначалу реформа шла удачно, но с 1659г. серебро стало исчезать из обращения.

    Медные деньги обесценились, что привело к росту цен и обнищанию народа, к восстанию 1662г.

    И вновь народ пошёл «за правдой» к царю. Царь призывал к спокойствию, а когда прибыли войска, началась расправа. Тем не менее, правительство было вынуждено прекратить чеканить медные деньги.  (Слайд 6)

    (Вторая группа заполняет сравнительную таблицу № 1).

    Остальные таблицу в рабочей тетради.

    Таблица № 1

    Причины

    Налоговая реформа

    Денежная реформа

    Состав участников

    Горожане, стрельцы

    горожане

    Цели и требования

    Отменить налог на соль

    Отменить медные деньги

    Характер борьбы

    стихийный

    стихийный

    Результат выступления

    Отменён налог на соль (1647г.), стрельцам выплачено повышенное жалованье

    Прекращён выпуск медных денег

       (Слайд 7)

            5. Прослушивание первого куплета  песни «Из-за острова на стрежень…» 

                (Репродукция картины И.В. Сурикова «Степан Разин»).   (Слайд 8)

    — Почему народ сложил песню  про Стеньку Разина?

    Рассказ учителя о восстании Разина: причины, ход, итоги, значение.

      (Слайд 9)

     Проанализировать документы № 2- №5 (на каждой парте лежат напечатанные документы).  Заполнить таблицу № 2.  (Ответы представителей  3 группы, комментарии  членов другой группы).

    Таблица № 2

    Причины

    Закрепощение крестьян, рост повинностей

    Территория

    Урал, Поволжье, Дон.

    Состав участников

    Казаки, крестьяне, мордва, татары, чуваши, черемисы

    Цели и требования

    Отмена крепостного права

    Отношение к власти

    Царь–заступник.  Дворяне, бояре -изменники и кровопийцы .

    Результат

    Восстание подавлено.

    (Слайд 10)

     Вопросы: — Почему казачья верхушка пошла на сговор с властями?

    1. Покажите территории, охваченные восстанием, на карте «Народные восстания в    

          России в 40 – 70-х годах XVII века»;

                 —   Затронуло ли восстание наши места?

             6. Выступление ученика.

     Восстание С. Разина с Дона перекинулось на  Волгу. После захвата Саратова в Самаре появились сторонники Разина с «прелестными письмами». В конце августа 1670 г. к Самаре подходили основные силы разинцев.

    Узнав об этом, городская беднота и часть стрельцов подняли восстание: «А самарцы с ним не бились, а сдавались ему… Стеньке без бою… » Разинцы захватили крепость, объявили самарцам волю, население освободили от уплаты налога и податей, отменили долги, сидевших в тюрьмах должников отпустили на волю.

    Воевода Иван Алфимов и его помощники, особенно издевавшихся над беднотой, были утоплены в Волге. Имущество богачей раздали бедным. В Самаре день и ночь ковалось железо. Казаки обучали бедноту военному делу, которая влилась в повстанческую армию Разина. В Самаре было введено казацкое управление во главе с атаманом Иваном Константиновым. Часть самарцев вместе с С.Т.

    Совет

    Разиным двинулись вверх по Волге. Многие самарцы примкнули к отрядам атамана Ивана Константинова и под его руководством двинулись к Симбирску. Вскоре Разин был схвачен врагами и четвертован. Но народное восстание продолжалось. Иван Константинов вновь захватил Самару, сюда же пришел Федор Шелудяк – друг Разина.

    Пока в Москве расправлялись с Разиным, Константинов и Шелудяк пытались взять Симбирск, но были разбиты. Константинов погиб в бою, Шелудяк ушел вниз по Волге. Один из утесов Жигулевских гор и поныне носит его имя. Самарские сподвижники Степана Разина после мучительных наказаний плетьми были вместе со своими семьями высланы в северные окраины государства на вечное поселение.

    Восстание потерпело поражение. Несмотря на зверскую расправу, имя Разина народ навсегда сохранил в своей памяти. О нем  и его боевых друзьях сложено много песен, легенд и преданий. В Поволжье долго жила вера в то, что Разин жив и снова вернется. Утес, названный его именем, стал памятником народному герою и его освободительной борьбе.  

       Река Уса, которая протекает через территорию нашего района, по преданию, названа в честь соратника Степана Разина Василия Уса. Он со своим войском стоял на этой реке.

    1. Обсуждение поставленных в начале урока проблемных вопросов.
    Обратите внимание

    Обоснование выводов. XVII век стал периодом беспрецедентно массовых и частых народных выступлений. Несмотря на то, что все народные волнения были подавлены властями, царскому правительству приходилось прислушиваться к мнению народа, идти на снижение налогов.

                Домашнее задание: § 8.Вопросы и задания.

               А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. Рабочая тетрадь. Задания №1,2 – 1 уровень.  

                                                                                                  Задания №  3,5 – 2-3 уровень.  

    Документ №1.

    Московское восстание 1648г. (летописное известие)

    И того же дни те прежреченные Борис Морозов и Петр Траханиотов научением дьявольским разослали людей своих по всей Москве, велели Москву выжечь. И они люди их большую половину Московского государства выжгли.

    И июня в 4 день миром и всею землёю опять за их великую измену и за пожог возмутились и учели их изменников Бориса Морозова и Петра Траханиотова у государя  царя просить головою. А государь царь тое ночи послал  Петра Траханиотова в ссылку, на Устюг Железный воеводою.

    И видя  государь  царь во всей земле великое смятение, а их изменничью в мир великую досаду, послал от своего царьского лица окольничево своего князь Семёна Романовича Пожарского, а с ним 50 человек московских стрельцов, велев того привесть того Петра Траханиотова к себе государю к Москве.

      И окольничий князь Семён Романович Пожарский привёз ево к Москве июня в 5 день.  И государь  царь велел ево Петра Траханиотова за ту их  измену и за московский пожог перед миром казнить на Пожаре.

    Обратите внимание

    А того Бориса Морозова государь царь у миру упросил, что ево сослать с Москвы в Кириллов монастырь на Белоозеро, а за то его не казнить, что он государя царя дятка, вскормил ево, государя. А впредь ему Борису на Москве не бывать и всем роду ево Морозовым нигде в приказех  у государевых дел, ни на воеводствах не бывать и владеть ничем не велел.

    На том миром и всею землёю государю царю челом ударили и в том во всём договорилися. А стрельцов и всяких служивых людей велел своё госудаоево жалованье давать денежное и хлебное вдвое. А которые погорели, и тем государь жаловал на дворовое строенье по своему государеву размотренью.

            Орлов А.С. Хрестоматия по истории России с древнейших времён до наших дней.

                                М., 1999. с.155

    Документ №2

    «Отписка полковника П. Урусова о боях Ю.Барятинского под Симбирском»

           «В нынешнем 7179 году сентября в 20 день за Свиягою рекой дожидались его воровские казаки, и татрове, и чюваше, и морда, и больши 3000 конных и пеших людей, и был бой. И тех воров побили и языков взяли  67 человек. И воевода князь Барятинский велеле тех языеов вешать. Да сентября в 29 день пришёл он к Синбирску.

    И вор Стенька Разин с ворами же, казаками донскими, и астраханскими, и царицынскими, и саратовскими,татарами, чювашью и мордвой, начал силами великими. Воевода князь сошёлся с ним и учинил бой, и на том ево, вора, прогнали.

    …ево, вора и клятвопреступника, Стеньку Разина самово было взяли и рублен саблею, и застрелен ис пищали, да ушёл.

    И октября в 3 день воевода князь Милославский Синбирск выручил и от осады совободил. И на нево, вора, пришло такое страхование, что он побежал от Синбирска в судах одними донскими казаками. И побили воров и изменниковнаголову и языков взяли 500. »

    Документ №3

    «Прелестная грамота С. Разина»

    «Пишет вам Степан Тимофеевич, всей черни, хто хочет Богу да государю служить, да и великому войску, да и Степану Тимофеевичу, и я выслал казаков, и вам бы заодно изменников вывадить и мирских  кравапивцев  вывадить, и мои казаки как совет станут чинить, и вам идти к ним, и кабальныя  и опальныя шли бы в полк к моим казакам» (Хрестоматия по истории России с древнейших времён до 1861 года, Сост. П.Епифанов, О.Епифанова. М., 1987)

            Документ №4

    «Прелестная грамота  сподвижников С. Разина»

    «»Великого войска донского яицкого и запорожского от атаманов … в челнавской атаману и всему войску великому.

      Послали мы к вам казаков Сидара Леденёва да Гаврилу Болдырева для собрания и совету великого войска. А мы ныне на Танбове, ноября 9 день, а у нас войсковой силы с 42000, а пушек у нас 20, а зелья полпяста и больши пуд.

         И кой час к вам ся придети, вам бы пожаловать к нам на помочь с пушками и зельем без всякого мотания наспех. А писал к нам с Арзамасу донской атаман, что наши казаки князь Юрия Долглрукого побили с войском его, пушек 120, а зелья 1500.

    Да пожаловать бы вам породеть за дом святыя Богородицы, и за великого государя, и за батюшку Степан Тимофееича, и за православную веру. (Хрестоматия по истории России с древнейших времён до 1861 года, Сост. П.Епифанов, О.Епифанова. М.

    , 1987)

    Документ № 5

    «Прелестная грамота С. Разина»

    «От донских и яицких атаманов молотцов, от Степана Тимофеевича и от всего великого войска донского и яицкого паметь Цывильского уезду розных сёл и деревень черней руским людем и татарам и чюваше и мордве. Стоять бы вам, черне руские люди, и татаровя, и чуваша, и за дом пресвятые Богородицы и за всех святых, и за великого государя царя и за великого князя Алексея Михайловича…

    Важно

    А как ис Цывильска к вам, черне, посыльщиков по селам и деревням будут загонеть в осад, вам бы в осад Цывильск не ходить, потому что над вами учинет обманом и всех перерубает, вам бы тех посыльщиков ловить и привозить в войска в Синбирск.

    А которые дворяне, и дети боярские, и мурзы, и татаровя, похотев стоять за  дом пресвятые Богородицы и за веру православных крестиян, их не трогать и домов не разореть.

    А с войсковой памяти списывать и отдавать списки по сёлам и деревням сотцким и старостам десяцким, чтобы они сию высоковою паметь знали

        К сей памяти высковую печать атаман Степан Тимофеевич приложил. А сею высковую память послан наш казак Апердя Мурза Килдибяков, и вам бы, чернь, ево во всем слушать. А буде ево не станете слушать, и вам бы на себя  пенять »        Хрестоматия по истории России с древнейших времён до 1861 года, Сост. П.Епифанов, О.Епифанова. М., 1987)    

    Источник: https://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2012/12/10/narodnye-dvizheniya-v-rossii-v-seredine-xvii-veka

    Ссылка на основную публикацию