Русская правда владимира мономаха кратко

Устав Владимира Мономаха

Устав Владимира Мономаха, составленный им в 1113 году, — это свод юридических постановлений, продолживших Русскую правду Я.Мудрого и Правду Ярославичей. Включён в Пространную правду.

Причины принятия Устава

  • Рост социальных противоречий в связи с формированием в обществе феодальных отношений и появлением зависимых людей.
  • В.Мономах был приглашён на княжение в Киев после восстания 1113 года, вызванного беспределом местной администрации и ростовщичеством. Устав имел целью успокоить людей, смягчить классовые противоречия.

Принятие Устава

Устав был принят на совещании в селе Берестове под Киевом, на котором присутствовали тысяцкие Киева, Белгорода, Переяславля и др.

Основное содержание Устава ( Устав о резах и закупах)

  • Был определён порядок возвращения денежной ссуды. Определены размеры резов — процентов. Если проценты были в полтора раза больше, чем сумма ссуды, то проценты автоматически погашались.
  • Сумма процента стала чётко ограниченной: она не должна была превышать 20 %. Данное положение Устава освобождало от долгового рабства многих людей.
  • Запрещалось превращать в раба купца, который лишился возможности вернуть ссуду в результате военных действий, пожара или стихийных бедствий.
  • Положения закупов. Были сформулированы их права и обязанности, и несколько ограничивался произвол их владельцев.
  • Положение холопов. Были определены причины попадания в холопство: самостоятельная продажа в холопство, женитьба на холопке, поступление на службу тиуном без договора о последующей свободе. Холопом становился и сбежавший от господина закуп, кроме случая, когда он уходил для поисков денег, чтобы вернуть ссуду. Нельзя было превращать в холопа, взявшего в долг не деньги, а еду, например, хлеб и пр.( « дачу»)

Значение Устава Вадимира Мономаха

  • Это была первая попытка юридически ограничить произвол ростовщиков, что приводило к сокращению долгового рабства.
  • Принятие Устава привело к стабилизации в обществе, силе меча Мономах предпочёл силу уступок. Народ принял политику Мономаха, поддерживал его. Правление Владимира Мономаха — одна из ярких страниц в истории Руси.

Подведём итоги

Существовали следующие редакции Русской правды:

  1. Краткая правда = Правда Ярослава (1016)и Правда Ярославичей (1072г.)

  2. Пространная правда = Краткая правда + Устав Мономаха(1113). Просуществовала до 14-15 веков, включая период феодальной раздробленности и татаро-монгольского ила.

  3. Сокращённая правда связана с реформаторской деятельностью ИванаIII во 2-ой половине 15 века. Получила своё название потому, что из неё были убраны положения, ставшие неактуальными для того периода.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Бесплатные шаблоны для Joomla на web-disign.ru.

E-mail

Powered by Warp Theme Framework

Источник: http://poznaemvmeste.ru/index.php/126-terminy-istoriya/696-ustav-vladimira-monomakha

Ярослав Мудрый. Русская Правда. Владимир Мономах

После смерти Владимира киевским князем стал его старший сын Святополк (1015-1019 гг.), который сразу же начал войну со своими братьями с целью обезопасить себя от их посягательств на великокняжеский трон. Победителем из нее вышел второй сын Владимира — Ярослав, правивший в Новгороде.

Правление Ярослава, прозванного Мудрым (1019-1154 гг.), — время наивысшего расцвета и могущества Киевской Руси. Ярослав обезопасил южные границы державы, нанеся в 1036 г. сокрушительный удар печенегам. Эта победа укрепила власть Ярослава на западных границах, вернув в состав Руси захваченный Польшей Перемышльский район (1026 г.).

Основал города Юрьев (современный Тарту), Ярославль, Новгород-Северский. При Ярославе возникли первые русские монастыри. В 1030 г. Ярослав основал монастырь Святого Георгия и Юрьев монастырь в Новгороде и Киево-Печерский монастырь в Киеве. В 1051 г.

Обратите внимание

впервые без участия константинопольского патриарха Ярослав сам назначил первого русского митрополита Илариона.

При Ярославе в Древнерусском государстве законодательно закрепляется система феодальных отношений («Русская правда»).

Во главе Древнерусского государства стоял киевский великий князь, опиравшийся на военную силу — дружину. Совещательный орган при князе назывался Боярской думой. С членами думы обсуждались государственные вопросы и принимались решения по важным вопросам и текущим делам.

Киевскому князю подчинялись правители других княжеств. Территория Древней Руси состояла из уделов (частей) во главе с удельными (местными) князьями. Удельные князья подчинялись киевскому князю и опирались на собственную удельную дружину. Такая система государственной власти характерна для Средневековья и называется вассалитетом.

Великий князь был владельцем всех земель в государстве. Он наделял (жаловал) своих дружинников вотчинами (земли, отдававшиеся человеку во владение и закреплявшиеся за его потомками).

Земледельческое население Древней Руси объединялось в соседскую общину — вервь. Свободных общинников называли людьми, или смердами. Община состояла из одного или нескольких поселений. В состав общины входили смерды-земледельцы и смерды-ремесленники (кузнецы, гончары, кожевенники).

Временно зависимого крестьянина называли закупом. Это был человек, получивший от землевладельца купу (кипу) — помощь в виде участка земли, денежной ссуды, семян, орудий труда и обязанный вернуть или отработать купу с процентами.

Закуп имел право выкупиться на волю, вернув купу. Другой вид зависимого человека — рядович, т. е. человек, заключивший с феодалом определенный договор — ряд и обязанный выполнить различные работы согласно этому ряду.

В Древнерусском государстве существовало рабство, не игравшее значительной роли в экономике страны. Рабы назывались холопами, или челядью. Рабами становились пленники. Было распространено временное долговое холопство, которое прекращалось после уплаты долга.

Холопы обычно использовались в качестве домашних слуг.

«Русской правдой» руководствовались судьи княжеских и церковных судов. Она отменила варварский обычай кровной мести и ввела судебное наказание.

По сравнению с другими европейскими раннефеодальными кодексами «Русская правда» отличалась более высоким уровнем гуманизма.

Важно

Смертная казнь допускалась лишь в отношении лиц, совершивших самые тяжкие преступления, и только в случае, если человека застали в момент совершения преступления.

Высшей мерой наказания по «Русской правде» было изгнание преступника из общины, лишение всего имущества и защиты со стороны сограждан и закона. Таких людей называли изгоями.

Первые признаки феодальной раздробленности Древнерусского государства появились в 1054 г. после смерти Ярослава Мудрого. В 1054-1068 гг.

Киевская Русь находилась в совместном управлении сыновей Ярослава (триумвират Ярославичей) — Изяслава, Святослава и Всеволода. Братья пересмотрели «Русскую правду» и утвердили «Правду Ярославичей».

Они совместно принимали решения о замещении освободившихся княжеских престолов. В 1068 г. триумвират распался, и между претендентами на киевский престол началась ожесточенная борьба.

Для того чтобы навести порядок в стране, уменьшить вражду между правителями, урегулировать вопросы престолонаследования, начали созываться общерусские княжеские съезды.

На княжеских съездах рассматривались княжеские споры, решались вопросы внешней политики. Наиболее значимым для древнерусской истории был съезд в городе Любиче (1097 г.

), созванный с целью объединить княжеские дружины для борьбы против разорявших Русь половцев.

В 1113 г. верхи киевского общества призвали на княжение переяславского князя Владимира Всеволодовича Мономаха (1113-1125 гг.), внука Ярослава Мудрого. Прозвище Мономах получил по названию рода своей матери — дочери византийского императора Константина Мономаха.

Совет

Княжение Владимира Мономаха и его сына Мстислава Великого (1125-1132 гг.) было периодом последнего усиления Киевской Руси. Владимир Мономах через своих сыновей управлял 3/4 территории Древнерусского государства.

После смерти Мстислава Киевская Русь окончательно распалась на отдельные княжества.

Распад Киевской Руси привел к существенным изменениям политического, экономического, культурного характера. Разрушение единого государства сделало Русь беззащитной перед монгольским нашествием, что привело к тяжелым последствиям.

Источник: https://istorikonline.ru/oge-po-istorii/oge-1-2-3-yaroslav-mudryy-russkaya-pravda-vladimir-monomakh.html

Владимир Мономах — Русская правда. Устав. Поучение

История Pусского государства длинна, богата, разнообразна и до конца не изучена еще и сегодня.

Ибо что такое «изучение истории»? Составление подробной хронологии? Определение значения тех или иных событий и периодов? Выявление закономерностей политических, экономических, культурных или этнических процессов? Ликвидация «белых пятен»? Есть макро– и микроистория; существуют специальные и вспомогательные исторические дисциплины – от генеалогии и геральдики до палеографии и археологии. Неисчерпаема и многообразна историческая литература: летописи, сказания, берестяные грамоты и граффити на стенах древних соборов обрастают комментариями и толкованиями, обзорные многотомники дополняются или опровергаются специальными монографиями, публикации архивных документов становятся бестселлерами, а исторические романы предлагают читателям смелые гипотезы. И ни на день не утихают споры о том, что считать историей России и даже с какого времени (года, столетия) следует вести отсчет.

История СССР в свое время в исторических учебниках начиналась с описания царства Урарту; сегодня мы узнали, что она началась в 1922-м и закончилась в 1991 году.

До СССР почти два века существовала Российская империя (1721–1917), границы (и площадь) которой непрерывно расширялись, ей предшествовало Московское царство – или Московская Татария, как называлась она во многих зарубежных источниках.

(Но мы знаем, что никакой Московской Татарии никогда не существовало, как никогда не существовало Византии.) А до этого ряд удельных княжеств, входивших в состав Орды, вели друг с другом непрерывные междоусобные войны.

С ними граничили независимая Новгородская республика и Великое княжество Литовское, в состав которого входили Смоленск, Псков, Киев, Минск и которое вело войны с Новгородом, другими русскими княжествами и крымскими татарами.

А до этого не было ни Орды, ни Москвы, а была Киевская Русь – от Новгорода до Тмутаракани и от Карпат до половцев, которые вытеснили со степного пограничья печенегов. А до нее, то есть до переноса в Х в. столицы из Старой Ладоги в Киев, было государство Рюрика – Новгородская, или Поволховская, Русь. И так далее в глубь истории, где нет письменных источников, а только отрывочные находки археологов.

Однако если отрешиться от чрезвычайно несходных – в зависимости от точки отсчета и системы координат – научных критериев, все мы более или менее интуитивно можем почувствовать, что именно считать русской, а что – нерусской историей.

Прежде всего – это не история государственная: государств за последнюю тысячу лет только в европейской части (мы не говорим о Зауралье) можно насчитать не один десяток.

Это также и не история национальная: великороссы как нация оформились в единую народность примерно тогда же, когда древнерусский язык разделился на белорусский, русский и украинский, то есть в XIV–XV веках.

Это не история славянская: болгары, сербы и чехи никогда не входили в состав ни одной из древнерусских или средневековых русских земель; а литовцы и поляки, сколь долго ни находились бы в составе Российской империи, никогда не считали себя и не были ее неотъемлемой частью (хотя именно Литовская Русь граничила с Великим княжеством Московским).

На уровне ощущений, наверно, правильно будет считать «русской историей» историю Киевской Руси и ее преемников (что бы мы ни подразумевали под этим определением). Прибалтика, Кавказ, Крым, Средняя Азия не воспринимались русскими как Россия, даже если они принадлежали России.

Обратите внимание

А вот Сибирь – Россия! – просто потому, что, будучи сравнительно малозаселенной до русской экспансии, она в ходе колонизации утратила свою изначальную (весьма разнообразную, но очень хрупкую) аутентичность.

Кто сейчас вспомнит, что древние коми-пермяки до начала колонизации русскими Предуралья занимали обширный район междуречья Камы, Вишеры и Колвы – несколько десятков тысяч квадратных километров!

В начале двухтысячных годов несколько сотен обрусевших коми-язьвинцев проживали всего в семи деревнях Красновишерского района Пермской области.

Та же участь в большей или меньшей степени постигла остальные этносы, чью землю захватывали русские колонисты на протяжении последних пяти веков. Так что Сибирь и Дальний Восток – Россия.

Но это относительно новые территории; если же нас интересует, «откуда есть пошла земля Русская», мы поневоле обращаем свой любопытствующий взор к X–XII векам – времени создания и распада первой по времени Русской державы.

История, как известно, – это люди. Каждый из нас, хочет он того или нет, вносит свой вклад в историю своей страны, своего народа, своего времени. Но лишь немногие остаются в веках – кто с добрыми делами, кто со злыми. Великих князей, царей, императоров и генеральных секретарей разных партий, не говоря уж о наместниках и премьер-министрах, в русской истории было множество.

Читайте также:  Культура второй половины 19 века

Но имена лишь десятка-другого хоть что-то говорят сердцу простого гражданина, не занимающегося историей профессионально.

Ярослав Мудрый и Нестор Летописец, Александр Невский, Юрий Долгорукий, Дмитрий Донской, Андрей Рублев, Иван Грозный, протопоп Аввакум, Степан Разин и Емельян Пугачев, Петр Великий и Екатерина Вторая, Суворов и Кутузов, Пушкин, Гоголь, Толстой, Достоевский, Ленин, Сталин – вот персонажи, навечно занявшие место в пантеоне выдающихся личностей, оставивших неизгладимый след в нашей истории, хотя бы от них осталось всего несколько строк – как от основателя Москвы Юрия Долгорукого, про которого известно только, что «сей великій князь былъ… толстый, лицемъ бѣлый, глаза невелики, великій носъ долгій и накривленый, брада малая, великій любитель женъ, сладкихъ пищъ и питія, более о веселіяхъ, нежели о расправѣ и воинствѣ прилѣжалъ; но все оное стояло во власти и смотрѣніи вельможъ его и любимцевъ, и, хотя, несмотря на договоры и справедливости, многія войны начиналъ, обаче самъ мало что дѣлалъ, но больше дѣти и князи союзные: для того весьма худое щастіе имѣлъ и три раза отъ оплошности своей Кіева изгнанъ былъ»[1].

Важно

Но есть среди череды выдающихся деятелей отечественной истории такие, чей вклад в эту историю переоценить невозможно. Таков, к примеру, Владимир Святой, крестивший киевлян в 988 году.

Таков и главный герой и автор предлагаемой вниманию читателя книги Владимир Всеволодович Мономах – великий князь киевский, выдающийся политик, военачальник, мыслитель и государственный муж, сделавший неизмеримо много для объединения и укрепления Русской державы и парадоксальным образом положивший начало ее феодальной раздробленности. Автор четырех знаменательных произведений – «Поучения», «Автобиографии», «Письма князю черниговскому Олегу Святославичу» и «Устава», он вошел в историю также как писатель, чьи труды оказали мощное практическое влияние на духовную, правовую и политическую составляющие русской жизни накануне монголо-татарского нашествия.

Конец ознакомительного отрывка
Вы можете купить книгу и

Прочитать полностью

Хотите узнать цену?
ДА, ХОЧУ

Источник: https://libking.ru/books/nonf-/nonf-biography/547801-vladimir-monomah-russkaya-pravda-ustav-pouchenie.html

Создание «Русской Правды»

«Русская Правда» — нормативно-правовой документ Древней Руси, сборник всех законов и правовых норм, существовавших в 10-11-м вв.

«Русская Правда» — первый нормативно-правовой документ в Древней Руси, который объединил в себе все старые нормативно-правовые акты, княжеские указы, законы и другие административные документы, издававшиеся разными инстанциями.

«Русская Правда» — не только важная часть истории права в России, но и важный культурный памятник, так как она отражает быт и жизнь Древней Руси, ее традиции, принципы ведения хозяйства, а также является важным источником сведений о письменной культуре государства, которая на тот момент только зарождалась.

В состав документа входят нормы наследственного, торгового, уголовного права, а также принципы процессуального законодательства. «Русская Правда» была на тот момент главным письменным источником сведений о социальных, правовых и экономических отношениях на территории Руси.

Происхождение «Русской Правды» сегодня вызывает довольно много вопросов у ученых. Создание данного документа связывают прежде всего с именем Ярослава Мудрого — князь собрал все существовавшие на Руси правовые документы и указы и выпустил новый документ примерно в 1016-1054 гг.

К сожалению, не сохранилось ни одной копии оригинала «Русской Правды», только более поздние переписи, так что точно говорить об авторе и дате создания «Русской Правды» трудно.

Переписывалась «Русская Правда» несколько раз другими князьями, которые вносили в нее доработки согласно реалиям времени.

Основные источники «Русской Правды»

Документ существует в двух редакциях: краткой и пространной (более полной). В краткий вариант «Русской Правды» входят следующие источники:

  • Покон вирный — определение порядка кормления княжеских слуг, сборщиков виры (создана в 1020-е или 1030-е гг.);
  • Правда Ярослава (создана в 1016 г. или в 1030-е гг.);
  • Правда Ярославичей (не имеет точной даты);
  • Урок мостникам — регулирование оплаты труда строителей, мостовых, или, согласно некоторым версиям, строителей мостов (создана в 1020-е или 1030-е гг.).

Краткая редакция содержала 43 статьи и описывала новые государственные традиции, появившиеся незадолго до создания документа, а также ряд более старых законодательных норм и обычаев (в частности, правила кровной мести). Вторая часть содержала сведения о штрафах, нарушениях и пр.

Правовые основы в обеих частях были построены на вполне обычном для того времени принципе — сословном. Это значило, что тяжесть преступления, мера наказания или размер штрафа зависели не столько от самого преступления, сколько от того, к какому сословию принадлежал человек, его совершивший.

Кроме того, разные категории граждан обладали разными правами.

Более поздний вариант «Русской Правды» дополнен уставом Ярослава Владимировича и Владимира Мономаха, количество статей в нем составляло 121. «Русская Правда» в расширенной редакции использовалась в суде, гражданском и церковном, для определения наказания и урегулирования товарно-денежных тяжб и отношений в целом.

Общее содержание «Русской Правды»

В целом нормы уголовного права, описанные в «Русской Правде», соответствуют нормам, принятым во многих раннегосударственных обществах того периода.

По-прежнему сохраняется смертная казнь, однако существенно расширяется типология преступлений: убийство теперь делится на умышленное и неумышленное, обозначаются разные степени причинения ущерба, от намеренного до неумышленного, штрафы взимаются не по единой ставке, а в зависимости от тяжести проступка. Стоит отметить, что «Русская Правда» описывает штрафы сразу в нескольких валютах для удобства процесса судопроизводства на разных территориях.

Документ содержал также немало сведений о процессе судопроизводства. «Русская Правда» определяла основные принципы и нормы процессуального законодательства: где и как необходимо проводить судебные заседания, как необходимо содержать преступников во время и до суда, как их судить и как исполнять приговор.

В этом процессе сохраняется упомянутый выше сословный принцип, который подразумевает, что более знатные граждане могли рассчитывать на более мягкое наказание и более комфортные условия содержания.

«Русская Правда» предусматривала и процедуру взимания денежного долга у должника, появились прототипы судебных приставов, которые занимались подобными вопросами.

Еще одна сторона, описанная в «Русской Правде», — социальная. Документ определял разные категории граждан и их социальный статус.

Так, все граждане государства были разделены на несколько категорий: знатные люди и привилегированные слуги, к которым относились князья, дружинники, затем шли рядовые свободные граждане, то есть те, кто не находился в зависимости от феодала (сюда же относили всех жителей Новгорода), и низшей категорией считались зависимые люди — крестьяне, смерды, холопы и многие другие, находящиеся во власти феодалов или князя.

Значение «Русской Правды»

«Русская Правда» — один из важнейших источников сведений о жизни Древней Руси на самом раннем периоде ее развития.

Представленные законодательные нормы позволяют составить достаточно полное представление о традициях и укладе жизни всех слоев населения русской земли.

Кроме того, «Русская Правда» стала одним из самых первых нормативно-правовых документов, который использовался в качестве основного общегосударственного судебника.

Создание «Русской Правды» заложило основы будущей нормативно-правовой системы, и при создании новых судебников в дальнейшем (в частности, создание Судебника 1497 г.

) она всегда оставалась основным источником, который брался законотворцами за основу не только как документ, содержащий все акты и законы, но также как образец единого правового документа.

«Русская Правда» впервые официально закрепила сословные отношения на Руси.

> Поделитесь с нами своим заданием!

Источник: http://historynotes.ru/russkaya-pravda-11-veka/

Русская правда и Устав Владимира Мономаха

Доклад  по истории

На  тему  «Русская  правда и Устав Владимира Мономаха»

Выполнила: ученица группы Н-32

Тарасенко Карина

Крупнейшим памятником древнерусского права и основным правовым документом Древнерусского государства был  сборник правовых норм, который получил  название Русской Правды и сохранил свое значение  в более поздние  периоды истории.

На протяжении  нескольких веков Русская Правда  служила  основным руководством  при судебных разбирательствах. В том или ином виде она вошла в состав или  послужила одним из источников позднейших судных грамот: Псковской судной грамоты, Двинской уставной грамоты, Судебника  Казимира 1468 г., Судебников 1497 и 1550 гг., даже некоторых статей Соборного  Уложения 1649 г.

В нашей  исторической  литературе  господствует  убеждение,  что частная  юридическая  жизнь  древнейшей  Руси  наиболее  полно  и   верно отразилась в древнейшем памятнике русского права — в Русской  Правде.

Становление древнерусского феодального права связано с  возникновением Русской Правды.

Совет

Во второй половине IX в. на территории Восточной Европы, где  жили древние славянские племена, образовалось русское раннефеодальное государство-  Киевская Русь. Важную роль в укреплении феодального базиса играла правовая надстройка, созданная в период формирования феодальных отношений в Х в. и получившая окончательное закрепление в Русской Правде- памятнике феодального права.

Изучение древнейших документов истории Древней Руси свидетельствует  о самостоятельности исторического  процесса возникновения и развития государства и права у восточных  славян.

В нашей литературе по истории  русского права нет единого мнения о происхождении Русской Правды.

Одни считают её не официальным документом, не подлинным памятником законодательства, а приватным юридическим сборником, составленным каким-то древнерусским  законоведом или группой законоведов  для своих личных целей.

Другие считают  Русскую Правду официальным документом, подлинным произведением русской  законодательной власти, только испорченным  переписчиками, вследствие чего появилось  множество различных списков  Правды, которые различаются количеством, порядком и даже текстом статей.

 Бесспорно, что, как  и любой другой правовой акт,  Русская Правда не могла возникнуть  на пустом месте, не имея  под собой основы в виде  источников права.

памятника отлично от европейских  традиций, где аналогичные сборники права получали чисто юридические  заголовки – закон, законник. На Руси в это время были известны понятия «устав», «закон», «обычай»,  но кодекс обозначен легально-нравственным термином «Правда».

Наиболее ранними письменными  памятниками русского права являются тексты договоров Руси с Византией (911, 944 и 971 гг.). Тексты содержат нормы  византийского и русского права, относящиеся к международному, торговому, процессуальному и уголовному праву.

В них имеются ссылки на «закон  русский», являвшийся, по-видимому, сводом устных норм обычного права. В договорах  упоминается смертная казнь (о чем  уже не говорится в Русской  Правде), штрафные санкции, регламентировалось право найма на службу, меры по поимке беглых рабов, регистрации отдельных  товаров («наволок»).

Обратите внимание

При этом в  договорах предусматривалась реализация права кровной мести и других норм обычного права.

К числу древнейших источников права относятся также церковные  уставы князей Владимира Святославича и Ярослава Владимировича (X-XI вв.), содержащие нормы о брачно-семейных отношениях, преступлениях против церкви, нравственности и семьи. В уставах определялась юрисдикция церковных органов и судов.

Говоря о большом значении Русской Правды для понимания  становления феодальных отношений  на Руси и о предшествующих ей законах  и обычаях восточных славян, академик Б. Греков замечает: «Можно с уверенностью  сказать, что кровная месть, например, была хорошо известна в то время  и вошла, хотя и в урезанном  виде, в Русскую Правду, где жила до законодательной отмены в XI веке».

Одним из источников Русской  Правды является законодательная деятельность князей. Так, после подавления Древлянского восстания 945 г.

княгиня Ольга установила характер нормы дани — «уроки», создала на земле древлян новые административно- финансовые единицы (погосты, места).

С целью установления регулярных поборов с населения ввела различные «виры», «продажи», «пошлины», что закреплено в статьях «Русской Правды».

Присоединяя к Киевскому  государству новые земли, князья назначали на них своих посадников, наделяя их различными полномочиями по управлению, сбору дани с населения, совершению правосудия.

Источниками Русской Правды явились нормы обычного права  и княжеская судебная практика. К  числу норм обычного права относятся прежде всего положения о кровной мести (ст.1) и круговой поруке (ст. 19 КП).

Законодатель по-разному относится к этим обычаям: кровную месть он стремится ограничить (сужая круг мстителей) или вовсе отменить, заменив денежным штрафом (вирой).

Круговая порука, напротив, сохраняется им как политическая мера, связывающая всех членов общины ответственностью за своего члена, совершившего преступление («дикая вира» налагалась на всю общину).

Ещё одним из источников Русской  Правды был Закон Русский (нормы  уголовного, наследственного, семейного, процессуального права). До сих пор  не прекращаются споры о его сущности. В истории русского права нет  единого мнения об этом документе.

Известно, что он частично отражён в договорах  Руси с греками в 911 и 944 годах, и  в Русской Правде.

Важно

Например, в  договоре 911 года записано: «Аще ли ударить мечем или бьеть кацем либо сосудом, за то ударение или бьенье да вдасть литр 5 сребра по закону Рускому»

Читайте также:  Первая русская революция 1905-1907 годов

Нормы, выработанные княжеской  судебной практикой, многочисленны  в Русской Правде и связываются  иногда с именами князей, принимавших  их (Ярослава, сыновей Ярослава, Владимира  Мономаха).

Определенное влияние  на Русскую Правду оказало византийское каноническое право.

До наших дней дошло  более 100 списков Русской Правды. Все они распадаются на 3 основные редакции: Краткая, Пространная и Сокращённая (обозначаются в литературе соответственно как КП, ПП и СП).

Древнейшей редакцией (подготовлена не позднее 1054 года) является Краткая  Правда, состоящая из Правды Ярослава, Правды Ярославичей, Покона Вирного, Урока Мостников.

Пространная редакция возникла не ранее 1113 года и связывается с  именем Владимира Мономаха. Она разделяется  на Суд Ярослава и Устав Владимира  Мономаха.

Сокращённая редакция появляется в середине XV века из переработанной Пространной редакции.

Пространная редакция, возникшая  не ранее 1113 г. и связанная с именем Владимира Мономаха, разделяется  на Суд Ярослава  и Устав Владимира  Мономаха.

Русская Правда является наиболее крупным памятником древнерусского права. История Русской Правды достаточно сложна. Вопрос о времени происхождения  ее древнейшей части в науке спорен. Некоторые авторы относят его  даже к VII в.

Совет

Однако большинство современных  исследователей связывают древнейшую Правду с именем Ярослава Мудрого. Спорно и место издания этой части  Русской Правды.

Летопись указывает  на Новгород, но многие авторы допускают, что она была создана в центре земли Русской — Киеве.

Открытие Русской Правды принадлежит В. Н. Татищеву, который  отыскал ее в одной новгородской летописи XV в. и представил в Императорскую Академию в 1738 г. Впервые издана Русская Правда была в 1767 г. А.-Л. Шлецером. В 1799 г. в Москве был опубликован дополненный вариант Русской Правды.

О Русской Правде, по справедливому  заключению И. Д.

Беляева, писали все, занимавшиеся русской историей и русским правом; иные отвергали подлинность Русской  Правды, называли ее подделкой позднейших летописцев, другие защищали мнение противоположное; иные называли Правду чисто славянским древним законодательством, общим  для всех славянских племен, другие, напротив, называли ее переводом германских древних уложений; иные же находили в Правде смысл узаконений скандинавских, германских, византийских и славянских. В результате споров в науке установилось положение, что Русская Правда не подделка позднейших летописцев, а подлинное законоположение Древней Руси, что в Русской Правде заключаются именно те законы, которые употреблялись на Руси в практике, и что в эти законы вошли элементы: славянский, скандинавский и византийский, ибо во время издания Русской Правды русское общество находилось под влиянием этих трех элементов.

Русская Правда является уникальным памятником древнерусского права. Ведь она, являясь первым писаным сводом законов, достаточно полно охватывает весьма обширную сферу различных  отношений. Она представляет собой  свод развитого феодального права, в котором нашли отражение  нормы уголовного, гражданского права  и уголовного процесса.

Русская Правда всесторонне  защищает интересы господствующего  класса и откровенно провозглашает  бесправие несвободных тружеников — холопов, челяди.

 Русская Правда во всех её редакциях и списках является памятником огромного  исторического значения: она настолько хорошо удовлетворяла потребности княжеских судов, что её включали в юридические сборники вплоть до XV в.

Списки ПП активно распространялись ещё в XV — XVI вв.

И только в 1497 году был издан Судебник Ивана III Васильевича, заменивший ПП в качестве основного источника права на территориях, объединённых в составе централизованного Русского государства.

Устав Владимира Мономаха.

став Владимира Всеволодовича (Всеволодича) — это наследие Владимира Всеволодовича Мономаха. Он был создан в ответ на восстание 1113 г., возникшее по причине социального неравенства, а также обострения многих вопросов в отношениях между разными слоями населения древней Руси. Устав Владимира Всеволодовича считается новой «Русской правдой» того времени.

В соответствии с ним расчеты  за полученный долг стали другими. Если человек, взявший долг, оплатит в  виде процентов его сумму, то он был  обязан возвратить и сам долг, но если проценты в полтора раза были больше суммы долга, то он автоматически  погашался. Отныне запрещено было брать  более 20 % годовых за предоставленный долг.

Эти положения «Устава» освободили от денежной зависимости многих должников, ограничили произвол ростовщиков. «Устав» содержал новые положения об облегчении участи смердов, закупов, рядовичей, холопов.

Так, четко определялись источники холопства: самопродажа в холопство, превращение в холопа человека, женившегося без соответствующего договора на холопке, а также поступление на службу к господину в качестве тиуна без особо оговоренной в этом случае свободы. Холопом становился и сбежавший от господина закуп.

В случае если он уходил в поисках денег, чтобы отдать долг, то в этом случае его нельзя было превращать в холопа. Во всех остальных случаях попытки холопить свободных людей пресекались, что было безусловно прогрессивным правилом для того времени. Запрещено было обращать в холопа человека, получившего в долг хлеб или иную другую «дачу».

Обратите внимание

Все эти положения на определенное время сняли социальное напряжение в обществе. Очевидно, что «Устав»  Владимира Мономаха был самой  прямой и непосредственной реакцией на восстание 1113 г.

По существу, именно благодаря «Уставу», Мономах выступил в истории Руси как первый действительно  серьёзный реформатор. Он смог ликвидировать  наиболее откровенные проблемы складывающегося  строя.

Таким образом, на время был достигнут социальный мир и упрочены основы самого этого развивающегося строя русской жизни.

Источник: http://referat911.ru/Istoriya/russkaya-pravda-i-ustav-vladimira/69744-1575471-place1.html

«Русская правда. Устав. Поучение»

Устав Владимира Мономаха (Устав о резах) является составной частью сборника древнерусских правовых норм – так называемой «Русской Правды (Пространной редакции)».

Первая ее часть, Древнейшая Правда, или Правда Ярослава, была основана на устном законе и правовых обычаях. Она содержала всего 18 статей, в которых предусматривались наказания за убийство, побои, езду на чужом коне, порчу имущества и проч.

, подтверждалось право родственников на кровную месть за убийство (она могла быть заменена денежным штрафом). Правда Ярослава была прежде всего судебником новгородским и киевским: Ярослав Мудрый писал ее «для себя».

Ее создание относят к 1016–1036 годам.

Однако жизнь меняется стремительно – это справедливо не только для XXI, но и для XI века. Прошло всего несколько десятилетий – и ряд юридических норм вышел из употребления или устарел.

Кроме того, правовое поле далеко не охватывало всего многообразия экономических, торгово-финансовых, социальных, криминальных и прочих отношений, которые пронизывали все общество сверху донизу, непрерывно видоизменяясь и усложняясь.

Важно

Общественная жизнь развивалась – и старая «Правда» уже не отвечала изменившейся общественной ситуации.

В 1068–1072 годах сыновья Ярослава Мудрого – участники «триумвирата Ярославичей» – Изяслав, Святослав и отец Владимира Мономаха Всеволод – разработали новое законодательство, которое вошло в историю под названием «Правды Ярославичей». Она упорядочивала наказания за покушения на имущество и личность подданных князя, право кровной мести в ней уже не упоминалось (ее заменили штрафы), и в целом новая «Правда» более соответствовала требованиям времени.

А через тридцать лет занявший великокняжеский престол Владимир Мономах внес свой вклад в этот монументальный труд, сформулировав целый ряд новых статей, что явилось ответом на изменившиеся к тому времени правовые, экономические, финансовые, уголовные и имущественные реалии повседневной общественной жизни.

Различая понятия причины и повода, мы можем констатировать, что причиной создания Устава Владимира Мономаха явилась острая потребность исправить те перекосы в финансовой и социальной политике, которые накопились во время княжения его отца Всеволода Ярославича и особенно усилились в период правления его двоюродного брата и предшественника на киевском престоле – великого князя Святополка (Михаила) Изяславича. Непосредственным же поводом к исправлению законодательства стало последовавшее за смертью Святополка Киевское восстание 1113 года.

Важно

В Уставе Владимира Мономаха была предпринята попытка регламентации (собственно говоря – смягчения) имущественно-собственнических конфликтов. Главным предметом рассмотрения и урегулирования сделались вопросы долговых обязательств и кабальных отношений.

Поэтому Устав посвящен прежде всего порядку возвращения денежных ссуд (например, если ссуда давалась в рост под 50 % годовых, то максимум, на который мог рассчитывать кредитор, не мог превышать 200 %,– сумма хотя и весьма значительная, но далеко не безграничная).

В Уставе также рассматривалось положение закупов и холопов (были сформулированы их права и обязанности и несколько ограничен произвол их владельцев). Запрещалось продавать в рабство купца, лишившегося ссуды в результате войны, пожара и т. д.

Оформившийся таким образом свод законов стал важной составной частью юридической практики на целое столетие – вплоть до прихода на Русь монголов; простиралось его влияние и далее: «отголоски» многих положений Русской Правды (и ее составляющей – Устава Владимира Мономаха) можно проследить в правовых документах отдаленных от времени ее составления веков.

* * *

При подготовке настоящего издания мы столкнулись с дилеммой: публиковать интересующие нас фрагменты летописи (то есть подлинные тексты самого Владимира Мономаха) в оригинальном виде – или ограничиться их переводами на современный русский язык? Конечно, чтение аутентичного текста, пусть даже модернизированного в орфографическом отношении, для неспециалиста представляет немалые сложности. С другой стороны, нам хотелось предложить вниманию читателей не просто изложение того, что написал 900 лет назад Владимир Всеволодович Мономах, а сами его писания. Вот почему было принято единственно возможное решение: печатая «Поучение», автобиографический рассказ и письмо к князю Олегу Черниговскому, мы древнерусский комментированный текст сопроводили переводом. Тем самым достоверность и ценность первоисточника сохранялись, а его трудности практически устранялись.

Так же мы поступаем и при публикации Устава Мономахова («Устава о резах», как его еще называют). Более того: для максимального облегчения восприятия текста мы даем перевод не после всего Устава, а после каждой его статьи.

В результате читатель получает возможность ознакомиться с первоначальным текстом, с необходимыми к нему пояснениями и с переводом на современный русский язык в наиболее компактном и удобном виде, что несомненно облегчит чтение и понимание этого важного юридического памятника Древней Руси. Тексты статей Устава даются по изд.: Правда Русская. Т. 1–2 (М.; Л., 1947); оттуда же взяты переводы И. В. Платонова и В. Н. Сторожева и комментарии. Печатается с сокращениями; примечания редакции, а также исправления, дополнения и сокращения примечаний издания 1947 г., за отдельными исключениями, не оговариваются.

Слово рез того же корня, что и резана (монета в 1/50 гривны). Резами в Древней Руси называли проценты от денег, дававшихся в рост (росты). Высота резов была велика, и алчность резоимцев-ростовщиков нередко приводила к восстаниям. «В Киеве в начале XII в.

при корыстолюбивом Святополке, который продавал по высокой цене от себя хлеб и соль, не соображались с древними постановлениями о процентах. Вследствие этого первым делом Владимира Мономаха по вступлении на киевский престол было – ограничить произвольные росты» (Аристов Н.

Промышленность Древней Руси. СПб., 1866).

Все дошедшие до нас тексты Русской Правды находятся в составе каких-либо сборников или летописей XIII–XVIII вв. и подразделяются на три основных памятника: 1) Краткую; 2) Пространную и 3) Сокращенную Правду. Списков Пространной Правды (включающей Устав Владимира Мономаха) сохранилось более 100. Она в 4–5 раз длиннее Краткой Правды и содержит намного больше статей.

Биографические справки обо всех исследователях, упомянутых в разделе «Устав Владимира Мономаха» настоящего издания, собраны в Именном указателе.

Источник: https://www.livelib.ru/book/59466/readpart-russkaya-pravda-ustav-pouchenie-vladimir-monomah/~8

Русская правда Устав Владимира Мономаха Василий Никитич

Русская правда Устав Владимира Мономаха

Василий Никитич Татищев – «первооткрыватель» Русской правды

Русская правда: • Уголовное законодательство • Наследственное законодательство • Процессуальное законодательство Страница из древнейшего сохранившегося Синодального списка Русской Правды (Пространная редакция), конец XIII в.

Пространная редакция Краткая редакция «Чтение народу Русской Правды в присутствии великого князя Ярослава» (Картина Алексея Кившенко) Русская правда

Краткая редакция: • Правда Ярослава, • Правда Ярославичей • Покон вирный — определение порядка кормления вирников (княжеских слуг, сборщиков виры • Урок мостникам — регулирование оплаты труда мостников — строителей мостовых, или, согласно некоторым версиям, строителей мостов.

Совет

Пространная правда • Включала: Устав Ярослава Владимировича и Устав Владимира Всеволодовича Мономаха • Содержала примерно 121 статью • Правда была составлена в XII в. • Определяла порядок заключения некоторых договоров, передачу имущества по наследству • Особенности: социальная дифференциация, привилегии землевладельцев, зависимое положение смердов, закупов, холопов.

Читайте также:  Пугачев емельян иванович краткая биография

Судебное разбирательство: • Рота, испытание водой или железом (в зависимости от степени тяжести преступления) • Особо тяжкие преступления: разбой, поджог, конокрадство. • Свидетельские показания — свод. • Видоки — очевидцы факта. • Послухи — лица, которые слышали о случившемся от кого-либо, имеющие сведения из вторых рук.

Иван Билибин. Суд во времена Русской Правды.

Устав Владимира Всеволодовича • 1113 год – Устав создаётся в ответ на восстание в Киеве против ростовщиков и боярства; • Устав был принят на совещании в с. Берестове под Киевом Владимиром Мономахом, тысяцкими Киева, Белгорода и Переяславля и др. • Совещание состоялось после смерти великого князя киевского Святополка Изяславича

Устав о резах (о процентах) • Взимание только 100% сверх суммы долга, при получении 150% кредитор терял право на деньги, данные взаймы • Запрещено было брать более 20 % годовых за предоставленный долг

Чёткое определение источников холопства: • Самопродажа • Превращение в холопа человека, женившегося на холопке • Поступление на службу к господину в качестве тиуна без особо оговоренной в этом случае свободы • Холопом становился и сбежавший от господина закуп

Итоги: • Положения «Устава» освободили от денежной зависимости многих должников • Ограничение произвола ростовщиков • Новые положения об облегчении участи смердов, закупов, рядовичей, холопов (пресечение неправомерного обращения в холопы) • Временное снятие соц. напряжения в обществе

Ковчег для хранения «Русской правды» , судебников, грамот. Россия, Санкт-Петербург, 1853 -58 г. , Государственный исторический музей)

Источник: https://present5.com/russkaya-pravda-ustav-vladimira-monomaxa-vasilij-nikitich/

Русская Правда Владимира Мономаха — кратко

Русская правда – сборник правовых норм Киевской Руси.

Русская Правда стала первым нормативно-правовым документом в Древней Руси, который объединил в себе все существующие законы и указы и сформировал некое подобие единой нормативно-законодательной системы. Вместе с тем, русская Правда является важным памятником культуры, так как представляет собой блестящий образец письменности и письменной культуры самого раннего периода развития государства.

Русская Правда содержит нормы уголовного, наследственного, торгового и процессуального законодательства; является главным источником правовых, социальных и экономических отношений Древней Руси.

Создание Русской Правды связывают с именем князя Ярослава Мудрого. На данный момент не сохранилось оригинала этого документа, существуют лишь более поздние копии.

Насчет происхождения Русской Правды также ведутся споры, однако ученые склоняются к тому, что документ возник в период правления Ярослава Мудрого, который и собрал все существующие законы в одну книгу примерно в 1016-1054 годах.

Позднее документ дорабатывался и переписывался другими князьями.

Источники Русской Правды

Русская правда представлена в двух вариантах – кратком и пространном. В краткий вариант входят следующие документы:

Правда Ярослава, 1016 или 1030-е годы;

Правда Ярославичей (Изяслава, Всеволода,Святослава;

Покон вирный — определение порядка кормления вирников (княжеских слуг, сборщиков виры), 1020-е или 1030-е годы;

Урок мостникам — регулирование оплаты труда мостников — строителей мостовых, или, согласно некоторым версиям, строителей мостов — 1020-е или 1030-е годы.

Обратите внимание

В краткой редакции содержится 43 статьи, она описывает новые государственные традиции, а также сохраняет некоторые старые обычаи вроде кровной мести. Во второй части описаны некоторые правила взимания штрафов и типы нарушений. В обоих частях правосудие строится на сословном понятии – тяжесть преступления зависит от сословия преступника.

Более полный вариант включает в себя устав Ярослава Владимировича и устав Владимира Мономаха. Число статей около 121, Русская Правда в расширенной редакции использовалась в гражданском и церковном суде для определения наказаний для преступников, а также регулировала некоторые товарно-денежные отношения.

Содержание Русской Правды

Нормы уголовного права в Русской Правде соответствуют нормам, принятым во многих раннегосударственных обществах.

Сохранялась смертная казнь, умышленное убийство отделялось от неумышленного, также были обозначены степени причинения ущерба (также намеренного или неумышленного) и штрафы в зависимости от степени тяжести проступка.

Интересно, что денежные штрафы, упомянутые в Русской Правде, были посчитаны в разных денежных единицах.

За уголовным преступлением следовал суд. Русская Правда определяла нормы процессуального законодательства – как и где проводились суды, кто мог в них принимать участие, как необходимо было содержать преступников во время суда и как их судить.

Тут сохранялся сословный принцип, когда более знатные граждане могли рассчитывать на более слабое наказание.

Что касается взимания долгов, то документ также предусматривал процедуру, согласно которой необходимо было изымать денежную сумму у должника.

Русская Правда определяла категории граждан и их социальный статус.

Так, все граждане делились на несколько категорий: знать и привилегированные слуги (сюда относились дружинники и князь, которые имели привилегированные права); рядовые свободные жители (младшие дружинники, сборщики налогов, а также жители Новгорода и новгородской земли); зависимое население (низшие слои – смерды, холопы, закупы и рядовичи – то есть крестьяне, которые находились в зависимости от феодалов и князя).

Значение Русской Правды

Русская Правда стала первым нормативно-правовым документом на Руси и имела очень важное значение для развития государственности.

Разрозненные законы, указы, принятые в разных землях не могли обеспечить достаточного правового сопровождения общественной жизни и судопроизводства, Русская Правда исправила этот недостаток – теперь существовал документ, который выполнял роль судебника и использовался на судах. Русская Правда заложила основы будущей правовой системы, а также стала первым источником, который официально закрепил сословное деление государства, привилегию знатных над простым людом и начавшийся формироваться феодализм. Судебные документы, которые были написаны позднее, всегда включали в свою основу именно русскую Правду и формировались именно на ее базе (например,Судебник 1497 года).

Также важно отметить, что Русская Правда является важнейшим источником знаний о жизни Киевской Руси на самом начальном этапе развития государства.

Источник: http://wap.vsekratko.ru/history/history_kratko_russkaya_pravda.html

Читать онлайн «Русская правда. Устав. Поучение [сборник]» автора Мономах Владимир — RuLit — Страница 28

Не от нужды говорю я это, ни от беды какой-нибудь, посланной Богом, сам поймешь, но душа своя мне дороже всего света сего.

На Страшнѣй при бе-суперник обличаюся. И прочее[212].

На Страшном суде без обвинителей сам себя обличаю. И прочее.

Устав Владимира Мономаха

Устав Владимира Мономаха (Устав о резах[213]) является составной частью сборника древнерусских правовых норм – так называемой «Русской Правды (Пространной редакции)»[214].

Первая ее часть, Древнейшая Правда, или Правда Ярослава, была основана на устном законе и правовых обычаях. Она содержала всего 18 статей, в которых предусматривались наказания за убийство, побои, езду на чужом коне, порчу имущества и проч.

, подтверждалось право родственников на кровную месть за убийство (она могла быть заменена денежным штрафом). Правда Ярослава была прежде всего судебником новгородским и киевским: Ярослав Мудрый писал ее «для себя».

Ее создание относят к 1016–1036 годам.

Однако жизнь меняется стремительно – это справедливо не только для XXI, но и для XI века. Прошло всего несколько десятилетий – и ряд юридических норм вышел из употребления или устарел.

Кроме того, правовое поле далеко не охватывало всего многообразия экономических, торгово-финансовых, социальных, криминальных и прочих отношений, которые пронизывали все общество сверху донизу, непрерывно видоизменяясь и усложняясь.

Важно

Общественная жизнь развивалась – и старая «Правда» уже не отвечала изменившейся общественной ситуации.

В 1068–1072 годах сыновья Ярослава Мудрого – участники «триумвирата Ярославичей» – Изяслав, Святослав и отец Владимира Мономаха Всеволод – разработали новое законодательство, которое вошло в историю под названием «Правды Ярославичей». Она упорядочивала наказания за покушения на имущество и личность подданных князя, право кровной мести в ней уже не упоминалось (ее заменили штрафы), и в целом новая «Правда» более соответствовала требованиям времени.

А через тридцать лет занявший великокняжеский престол Владимир Мономах внес свой вклад в этот монументальный труд, сформулировав целый ряд новых статей, что явилось ответом на изменившиеся к тому времени правовые, экономические, финансовые, уголовные и имущественные реалии повседневной общественной жизни.

Различая понятия причины и повода, мы можем констатировать, что причиной создания Устава Владимира Мономаха явилась острая потребность исправить те перекосы в финансовой и социальной политике, которые накопились во время княжения его отца Всеволода Ярославича и особенно усилились в период правления его двоюродного брата и предшественника на киевском престоле – великого князя Святополка (Михаила) Изяславича. Непосредственным же поводом к исправлению законодательства стало последовавшее за смертью Святополка Киевское восстание 1113 года.

Важно

В Уставе Владимира Мономаха была предпринята попытка регламентации (собственно говоря – смягчения) имущественно-собственнических конфликтов. Главным предметом рассмотрения и урегулирования сделались вопросы долговых обязательств и кабальных отношений.

Поэтому Устав посвящен прежде всего порядку возвращения денежных ссуд (например, если ссуда давалась в рост под 50 % годовых, то максимум, на который мог рассчитывать кредитор, не мог превышать 200 %,– сумма хотя и весьма значительная, но далеко не безграничная).

В Уставе также рассматривалось положение закупов и холопов (были сформулированы их права и обязанности и несколько ограничен произвол их владельцев). Запрещалось продавать в рабство купца, лишившегося ссуды в результате войны, пожара и т. д.

Оформившийся таким образом свод законов стал важной составной частью юридической практики на целое столетие – вплоть до прихода на Русь монголов; простиралось его влияние и далее: «отголоски» многих положений Русской Правды (и ее составляющей – Устава Владимира Мономаха) можно проследить в правовых документах отдаленных от времени ее составления веков.

* * *

При подготовке настоящего издания мы столкнулись с дилеммой: публиковать интересующие нас фрагменты летописи (то есть подлинные тексты самого Владимира Мономаха) в оригинальном виде – или ограничиться их переводами на современный русский язык? Конечно, чтение аутентичного текста, пусть даже модернизированного в орфографическом отношении, для неспециалиста представляет немалые сложности. С другой стороны, нам хотелось предложить вниманию читателей не просто изложение того, что написал 900 лет назад Владимир Всеволодович Мономах, а сами его писания. Вот почему было принято единственно возможное решение: печатая «Поучение», автобиографический рассказ и письмо к князю Олегу Черниговскому, мы древнерусский комментированный текст сопроводили переводом. Тем самым достоверность и ценность первоисточника сохранялись, а его трудности практически устранялись.

вернуться

…. – Далее в Лаврентьевской летописи следует молитвенный текст, который до недавнего времени ошибочно приписывался Мономаху.

вернуться

Слово того же корня, что и (монета в 1/50 гривны). Резами в Древней Руси называли проценты от денег, дававшихся в рост (росты). Высота резов была велика, и алчность резоимцев-ростовщиков нередко приводила к восстаниям. «В Киеве в начале XII в.

при корыстолюбивом Святополке, который продавал по высокой цене от себя хлеб и соль, не соображались с древними постановлениями о процентах.

Вследствие этого первым делом Владимира Мономаха по вступлении на киевский престол было – ограничить произвольные росты» (Промышленность Древней Руси. СПб., 1866).

вернуться

Все дошедшие до нас тексты Русской Правды находятся в составе каких-либо сборников или летописей XIII–XVIII вв. и подразделяются на три основных памятника: 1) Краткую; 2) Пространную и 3) Сокращенную Правду. Списков Пространной Правды (включающей Устав Владимира Мономаха) сохранилось более 100. Она в 4–5 раз длиннее Краткой Правды и содержит намного больше статей.

Источник: https://www.rulit.me/books/russkaya-pravda-ustav-pouchenie-sbornik-read-391380-28.html

Ссылка на основную публикацию