Биография андрей боголюбского кратко

Князь Андрей Боголюбский

Святой Благоверный князь Андрей Боголюбский (предположительно 1111 — 1174 гг.) – князь Вышгородский, Дорогобужский, великий князь Владимирский; сын Юрия Долгорукого, внук Владимира Мономаха.

Князь Андрей Боголюбский (прозвище «Боголюбский» получил как основатель города Боголюбый на реке Нерли) является одним из самых видных политических деятелей Древней Руси.

Во времена княжения Андрея Боголюбского политический и экономический центр Руси переместился из Киева и Киевского княжества в город Владимир, который позднее официально стал новой столицей.

Обратите внимание

Благодаря деятельности князя Андрея город Владимир и Владимирское княжество начали активно развиваться экономически и достигли небывалого до этого могущества.

В 18 веке Андрей Боголюбский был канонизирован Русской Православной церковью в лике благоверного, мощи князя несколько раз переносились и сегодня хранятся в Успенском соборе во Владимире.

Андрей Боголюбский. Краткая биография

Точная дата рождения князя неизвестна. Первые упоминания о нем в русских летописях относятся к периоду вражды между Юрием Долгоруким (отцом Андрея) и Изяславом Мстиславовичем. Предположительно, Андрей Боголюбский родился в 1111 году, хотя встречаются и другие даты, например – 1113 год.

О ранних годах Андрея Боголюбского известно немного – он получил хорошее воспитание и образование, много внимания уделялось при этом духовности и христианству.

Более детальные сведения о жизни князя Андрея появляются уже после его совершеннолетия, когда он начинает княжить в разных городах по приказу своего отца.

В 1149 году Андрей Боголюбский отправляется княжить в Вышгород по настоянию отца, однако всего спустя год его переводят на Запад, в города Пинск, Туров и Пересопницу, где Андрей княжит еще год. В 1151 году Юрий Долгорукий снова возвращает сына в суздальские земли, где тот находится вплоть до 1155 года, а затем отправляется в Вышгород.

Несмотря на то, что Юрий Долгорукий желает видеть сына князем в Вышгороде, Андрей спустя некоторое время возвращается обратно во Владимир и, согласно легендам, привозит с собой икону Богородицы, позднее получившую название Владимирской Богоматери.

После возвращения, Андрей Боголюбский так и остается править в городе Владимире, на тот момент довольно небольшой и уступающем в экономическом развитии другим городам княжества.

После смерти Юрия Долгорукого в 1157 году Андрей Боголюбский наследует от отца титул Великого князя, однако переезжать на княжение в Киев отказывается и остается во Владимире. Считается, что именно этот поступок Андрея Боголюбского стал первым шагом на пути к децентрализации власти. В этом же году Андрея избирают князем Владимирским, Суздальским и Ростовским.

Важно

Отказ Владимира княжить в Киеве многими историками воспринимается, как перенос столицы во Владимир, хотя официально это произошло позже. Правомерность подобного утверждения сегодня оспаривается, однако общепринято считать, что смещение центра власти с Киева во Владимир все же произошло, пусть и неофициально, именно благодаря деятельности Андрея Боголюбского.

В 1162 году Андрей Боголюбский, опираясь на помощь своих дружинников, изгоняет из Ростово-Суздальского княжества всех своих родственников, а также дружинников покойного отца и становится единоличным правителем в этих землях.

За период своего правления Андрей Боголюбский значительно расширил власть Владимира, подчинив себе многие окрестные земли и завоевав огромное политическое влияние на северо-востоке Руси. В 1169 году князь Андрей и его войско совершает удачный поход на Киев, в результате которого город остается практически полностью разоренным.

Князь Андрей Боголюбский умер в 1174 году в ночь с 29 на 30 июня в городе Боголюбове (который он же и основал). Князь был убит в результате заговора бояр, недовольных его политикой и растущей властью.

Канонизирован в 1702 году.

Внешняя и внутренняя политика Андрея Боголюбского

Основная заслуга внутренней политики князя Андрея – рост благосостояния Ростово-Суздальского княжества. В первые годы правления на эти земли пребывало очень много людей из других княжеств, а также немало беженцев из Киева, которые стремились поселиться в более спокойных и безопасных городах. Приток народу дал существенный толчок к развитию экономики региона.

Ростово-Суздальское княжество, а позднее и город Владимир стремительно наращивали свое благосостояние, и вместе с этим политическое влияние, в результате чего к концу правления князя Андрея фактически стали новым политическим центром, отняв власть у Киева.

Кроме того, Андрей Боголюбский приложил немало усилий для того, чтобы отстроить город Владимир и превратить его в настоящую столицу: во времена его правления были построены Владимирская крепость, Успенский собор и многие другие сооружения, по сей день считающиеся культурными памятниками.

Андрей Боголюбский также уделял большое внимание развитию культуры и духовности на Руси, которые в тот период были неразрывно связаны друг с другом.

Князь Андрей стремился к религиозной независимости Руси от Византии, несколько раз пытался получить самостоятельность от киевской митрополии.

Он ввел несколько новых религиозных праздников, регулярно приглашал на Русь зодчих для постройки многочисленных храмов и соборов. Благодаря этому начала складываться собственная русская традиция в зодчестве.

Внешней политике Андрей Боголюбский также уделял немало внимания. Больше всего он был сосредоточен на защите русских земель от набегов кочевников, стремился к независимости Руси от других государств. Совершил ряд успешных походов на Волжскую Булгарию.

Итоги правления Андрея Боголюбского

Основной итог правления князя Андрея – появление совершенно нового политического и экономического центра в городе Владимире.

Кроме того, Андрей Боголюбский сделал немало для дальнейшего развития на Руси самодержавия (считается одним из предвестников формирования системы единоличной власти на Руси).

ПОМОГЛО? ЛАЙКНИ!

Источник: http://historykratko.com/knyaz-andrey-bogolyubskiy

Кто такой Андрей Боголюбский, кто он его краткая биография и портрет, события

Главная > История > Андрей Боголюбский: краткая биография

Одним из самых выдающихся правителей Древней Руси по праву считается Андрей Боголюбский, имевший громкий титул «Святой Благоверный князь». Он, как сын Юрия Долгорукого, правил достойно, с честью продолжая дело своих известных предков.

Основал город Боголюбый, в честь которого и получил свое прозвище, перенес центр Руси из Киева во Владимир. При нем город и все Владимирское княжество развивалось активными темпами и стали поистине могущественны.

В 1702 году Русская Православная церковь канонизировала Андрея Боголюбского, сегодня его мощи находятся в Успенском соборе в его любимом городе Владимире.

Биография

Когда родился великий князь точно не скажет ни один историк, в летописях чаще всего указывается 1111 год, но есть и другие даты, например – 1115. Зато место рождения определенно точно – Ростово-Суздальская Русь, именно этот глухой край лесов он признавал родиной.

О его ранних годах жизни известно только, что он получил хорошее образование и воспитание, основанное на духовности и христианской религии. Гораздо больше информации имеется о времени, когда по приказу отца, Андрей, достигнув совершеннолетия, начинал править в разных городах.

Годы его княжества можно условно разделить на несколько периодов:

  • Вышгород (1149 и 1155)
  • Дорогобужск (1150—1151)
  • Рязань (1153)
  • Владимир (1157—1174).

В 1149 году Андрей Боголюбский отправлен своим отцом править Вышгородом, но уже через год получает перевод на запад, однако и там долго не задерживается. Вопреки желанию Юрия Долгорукого видеть сына в Вышгороде, тот после возвращения остается жить и править в любимом городе Владимире, куда, согласно некоторым историкам, перевозит знаменитую икону Владимирской Богоматери.

Даже унаследовав после смерти отца в 1157 году звание Великого князя, Андрей Болюбский в Киев не возвращается. Специалисты полагают, что этот факт дал начало организации централизованной власти и повлиял на перевод столицы во Владимир.

В 1162 князь, заручившись поддержкой своей дружины, выгоняет из Ростово-Суздальских земель всю свою родню и войско отца, что делает его единственным правителем этих земель.

Совет

За время правления Андрея Боголюбского власть Владимира сильно укрепилась и расширилась, были завоеваны множество окрестных земель, это дало ему значительное влияние в политике на северной и восточной части Руси.

В 1169 князь со своими дружинниками в результате удачного похода, практически полностью разоряет Киев.

Многие бояре были разозлены его быстрорастущей властью, жестокими расправами и самовластным характером, и поэтому уже в 1174 они, сговорившись, убивают Андрея Юрьевича в основанном им Боголюбове.

Внешняя и внутренняя политика

Главным достижением князя Андрея во внутренней политике по праву считается увеличение благополучие и состоятельность Ростово-Суздальских земель. В начале его правления в это княжество приезжало множество людей из соседних городов, киевских беженцев, мечтавших осесть в тихом и безопасном месте.

Большой приток народа повлиял на быстрый экономический рост региона.

Княжество, а позже и город Владимир непривычно быстрыми темпами увеличивали свое влияние на политическое арене и благосостояние в целом, благодаря чему к последним годам жизни Андрея Боголюбского именно они, в обход Киева, стали центром Руси.

При Андрее Боголюбском огромное внимание уделялось развитию сфере духовной и культурной, он не единожды предпринимал попытки сделать Русь независимой от Византии в религиозном плане, учредил новые православные праздники.

Частыми гостями стали зодчие, приглашенные для строительства храмов и соборов, за счет чего в зодчестве появилась особенная русская традиция и были возведены знаменитые Золотые ворота, город-замок Боголюбово и несколько храмов, например, Покрова-на-Нерли, Рождества Богородицы в Боголюбове.

Внешняя политика князем велась также тщательно. Более всего его волновала защита земель от кочевников, регулярно совершавших свои набеги. Он дважды провел походы в Волжскую Булгарию. В результате первого. состоявшегося в 1164, был взят город Ибрагимов сожжены три других города, второй поход в 1171 году состоялся при участии сыновей князей Мурома и Рязани и принес богатую добычу.

Итоги правления

Самым главным и важным итогом правления князя Андрея Боголюбского несомненно стало смещение политико-экономического центра из Киева во Владимир.

Но этим успехи князя не ограничились, среди его основных достижений следует упомянуть:

  • во многом удачные попытки объединения страны,
  • изменение политического строя (избавился от уделов и создал централизованную власть),
  • оказал существенное влияние на создание русской традиции в зодчестве.

В 1702 году князь был канонизирован. Несмотря на справедливую критику такого решения, понять мотивы Церкви можно. История изгнания Андреем Боголюбским своих младших братьев и разорение Киева забыты, но все помнят, что именно он привез икону Божьей Матери во Владимир. При нем построены великолепные храмы и, конечно, он принял мученическую смерть.

Отзывы и комментарии

Источник: https://obrazovanie.guru/istoriya/andrej-bogolyubskij-kratkaya-biografiya.html

Биография Андрея Боголюбского кратко

Данных о точной дате рождения Андрея Боголюбского нет. Исследователи склоняются к мнению, что рожден он был в Суздале в 1111 году. Он доводился сыном князю Юрию Долгорукому. Образован был, как и все княжеские особы того времени в стиле христианства и духовности.

В 1149 году отец отправил Андрея в Вышгород. Имея характер своенравного и властолюбивого человека, он в 1155 году бежал во Владимир, чем разгневал родителя. Андрей желал видеть Суздальские земли сосредоточением государственной жизни Руси. Владимиру предстояло стать центром всего княжества. Но из-за боязни недовольства народа ему было необходимо заручиться поддержкой церкви.

Убегая во Владимир, он похитил монастырскую икону Пресвятой Богородицы, которая была известна своим чудодействием. С ее помощью Андрей хотел благословить этот город, придав ему статус благословенного.

Боголюбским его прозвали после случая на ночлеге, на который он остановился недалеко от Владимира. Во время сна к Андрею явилась Матерь Божья.

Обратите внимание

По ее просьбе, в селе на месте его ночлега была возведена церковь Рождества Пресвятой Богородицы.

После убийства Юрия Долгорукого (1157г.) народ Ростова и Суздаля избрал Андрея своим князем. Владимир стал столицей княжества. Именно здесь им были выстроены первые каменные монастыри, храмы и укрепления. Эти шедевры древнерусского зодчества прославились на весь мир.

Андрей Боголюбский отобрал владения у своих братьев и отправил их в изгнание. Так же были изгнаны бояре, не желавшие мириться с самоуправством Боголюбского. Это укрепило его власть, но увеличило число его врагов.

Но политические взгляды Андрея были нацелены далеко от его владений. В 1169 году Боголюбский объединяет в рать 11 князей и выдвигается на Киев. Город был разорен и разграблен. Владимир стал главенствующим городом.

Деспотичный Андрей Боголюбский был известен своим жестким, а порой и жестоким отношением к приближенным. Ссоры со служителями церкви привели к заговору против него. После удавшегося покушения на князя в 1174 году в течение шести дней в Боголюбове продолжались грабежи и расправы над приближенными, когда-то всенародно любимого князя.

Подробная биография

Андрей Юрьевич Боголюбский, рождённый в 1111 году, стал известным как великий князь Владимирский. О жизни Андрея до княжества известно очень мало. Считается, что он получил хорошее образование и воспитание, поскольку являлся сыном князя. Много времени посвящал духовности и христианству.

Читайте также:  Партизанская война 1812 кратко

Отцом Андрея являлся князь Юрий Долгорукий, мать — дочь Аепы. Семья состояла из супруги Улиты Степановны Кучко, четырёх сыновей и дочери.

По велению отца, Андрей княжил в Вышгороде, Западной Руси, Турове, Пинске, Пересопнице и Владимире. Именно во Владимир из Вышгорода он привёз икону Святой Богородицы, которую назвали иконой Владимирской Богоматери.

Важно

Часто вечернем он ее ставил посреди церкви и утверждал утром, что икона отходит от стены чтобы сбежать отсюда, что ей здесь не нравится. Сговорившись со священником ему удалось перевезти икону во Владимир.

После этого события Андрею привиделся сон, в котором явилась Богородица и сказала, чтобы он икону оставил здесь. Именно так было сделано.

В 1157 году умирает отец Андрей, и он получил звание Великого князя. Через пять лет он выгнал всех своих родственников из княжества и стал главным и единственным представителем власти в Ростово-Суздальском княжестве из семейства.

Поскольку Андрей после смерти своего отца не отправился княжить в Киев, оставшись во Владимире, он автоматически сделал этот город новой столицей государства.

За весь период правления, Боголюбский завоевал много земель, совершил нападение на поселение болгар, разорил Киев.

В июне 1174 году великий князь Владимирский скончался. Сейчас его мощи находятся в Успенском соборе города Владимира. Убили Андрея его же бояре. Это было жестокое нападение, нанесены множественные удары, которые забрали жизнь. Пока труп был на улице жители города грабили княжеское имение.

На третий день священник отпел князя и его похоронили. В XXI веке была найдена и восстановлена надпись в Спасо-Преображенском соборе, на которой было указано при каких обстоятельствах был убит князь, а также список людей, имеющих отношение к его смерти.

У Андрея оставался жив только один сын, который мог стать полноправным правителем княжества, но он отказался.

Совет

Андрей Боголюбский стал одним из самых известных правителей. Ему удалось создать сильнейшее княжество на Киевской Руси. Он беспокоился о своих землях и его не пугали сложные битвы, злые враги.

Всегда был наготове, рассудительный и осторожен. Несмотря на всю его серьезность и воинственность, Андрей не любил воевать и убивать людей.

Бывало, что после удачного боя, он обращался к отцу с просьбой о договоренности примирения с врагом.

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

  • Екатерина IIИмператрица Екатерина 2 Алексеевна в истории носит имя Великая. Она была рассудительным человеком, в важных решениях не руководствовалась сердцем, была начитанной и умной, она очень многое сделала для становления России.
  • Катаев Валентин ПетровичМаленький Валентин родился в Одессе, в 1897 году. Не сказать, что его семья была бедная, но и очень богатой семью не назовёшь. Отец Валентина работал в духовном училище.
  • Успенский ЭдуардУспенский известен в узких кругах, как писатель культовых детских произведений. Его рассказы будоражат сердца взрослых, и заставляют улыбаться детей. В творческий мир, он ворвался за счет таких произведений как Крокодил Гена и Чебурашка, Дядя Федор
  • Лиханов АльбертАльберт Анатольевич Лиханов – известный деятель, автор многих детских произведений, журналист, академик, лауреат множества наград.
  • Гаршин Всеволод Михайловичворчество прозаика имело в большей своей степени особую социальную направленность, а именно затрагивало проблемы, существующие в жизни интеллигенции. Чаще всего Гаршин писал в жанре рассказа или же новеллы.

Источник: http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkie-biografii/andrej-bogolyubskij

Краткая биография князя Андрея Боголюбского

Одним из самых умных и выдающихся князей Древней Руси является Андрей Боголюбский (Дорогобужский, Владимирский, Рязанский, Вышгородский). При жизни этот выдающийся человек получил большой чин «Благоверный и Святой правитель». Андрей – внук Владимира Мономаха и сын Юрия Долгорукого. Подобно своим знаменитым предкам, он был замечательным и талантливым политиком.

На реке Нерли был возведён город Боголюбый

Кроме того, князь был поистине верующим человеком, за что церковь причислила его к лику Святых. Его мощи и по сей день находятся в его любимом городе Владимире и хранятся в Успенском соборе. Кратко о фактах биографии Андрея Боголюбского далее.

Андрей Боголюбский: годы жизни и правления князя Андрея

Когда появился на свет князь Андрей Боголюбский, точно сказать нельзя. Его дата рождения упоминается в разных источниках. Но историки больше склоняются к 1111 году, так именно на этот период, согласно русским летописям, приходится на вражду между его отцом – князем Долгоруким и Изяславом Мстиславовичем.

Князь Андрей Боголюбский

Городом рождения великого правителя является Суздаль

Более подробно о жизни будущего правителя повествуется после наступления его совершеннолетия, когда, по приказу отца, он начал править в различных городах Руси.

В 49-м году 10 века князь Долгорукий отправил его в город Вышгород. Там и началась политическая деятельность Андрея. Спустя год ему снова пришлось переезжать. На этот раз — на Запад. Там князь снова задержался всего на год. Затем он переехал во Владимир и правил там 4 года. В 1155 году его отправили обратно в Вышгород.

В 49-м году 10 века князь Долгорукий отправил его в город Вышгород

Вопреки желанию отца и благодаря безграничной любви к городу Владимиру, Андрей Боголюбский решил возвратиться туда и остаться навсегда. Вместе с собой он привёз неизвестную икону с изображением Марии – Матери Божьей. По сей день она имеет огромное значение для церкви, а православные припадают к ней, прося помощи при любых нуждах (оригинал хранится в Третьяковской галерее).

Вместе с собой он привёз неизвестную икону с изображением Марии

Сразу же произошло перераспределение власти, которое до сих пор является предметом спора между историками. Согласно биографии Андрея Боголюбского, он изгнал из княжества всех людей, близких ему по крови, чтобы устранить претендентов на трон и стать единым правителем на Суздале-Ростовских землях.

Источник: https://Molitvy.online/ugodniki/andrey-bogolyubskiy-biografiya/

Андрей Боголюбский – краткая биография: кто это такой, годы правления и политика великого князя

Персоной, оставившей заметный след в истории, стал Андрей Боголюбский. Он запомнился людям как опытный правитель, который сумел существенно расширить территорию государства. Именно он стал человеком, который создал княжество, славившееся силой, ставшее в будущем основой создания современной Российской Федерации. Давайте узнаем подробнее, кто такой был Андрей Боголюбский.

Краткая биография и годы жизни

К сожалению, достоверно неизвестно, когда именно родился будущий правитель Андрей Боголюбский. По уверениям специалистов, он родился в 1111 году. Подобное предположение основывается на том, что первые упоминания о нем датируются именно этим годом.

Примечательно, что эти упоминания появляются в период, когда началось противостояние между двумя важными фигурами: Ю. Долгоруким, который и являлся отцом Андрея, и И. Мстиславовичем.

Однако не существует никаких доказательств того, что дата является точной. Именно поэтому утверждать, что именно указанная выше дата является абсолютно верной, будет неправильно. До сих пор ученые пытаются найти явные доказательства, чтобы подтвердить или опровергнуть правдивость предположений относительно даты рождения монарха.

Обратите внимание

О ранних годах будущего князя практически ничего неизвестно. Предположительно родитель уделял достаточно внимания процессу воспитания отпрыска. Отец позаботился о том, чтобы он вырос просвещенным человеком. Поэтому он настаивал на получении должного образования.

Примечательно, что много внимания отец уделял духовному воспитанию, желая видеть сына примерным христианином.

Более детальная информация о том, как проходила жизнь князя Андрея, относится к периоду, когда он отметил совершеннолетие и получил от отца право возглавить несколько городов.

Как указано в Википедии, в 1149 году он отправляется в Вышгород. Делает это он, чтобы примерить на себя роль правителя. Долго Андрей не пробыл в этом городке. Уже на следующий год пришлось сменить место правления. Отец отдал распоряжение, чтобы отпрыск отправился на Запад. Но и там он княжил всего один год. После этого Юрий Долгорукий отдает распоряжение вернуться в родные земли.

В суздальских землях Андрей Боголюбский пробыл 5 лет и после отправился снова в Вышгород. Новая поездка была обусловлена желанием Юрия Долгорукого поручить сыну руководство Вышгородом. И снова юноша не сумел задержаться на новом месте.

Спустя какое-то время он вновь вернулся во Владимир. На тот момент город находился практически в упадке. Любой другой соседний городишко мог соперничать с ним по экономическому развитию.

Согласно легендам, именно в тот момент, когда мужчина вернулся во Владимир, он привез с собой икону.

В 1157 году погибает его отец. И Андрей Боголюбский становится титулованным князем Владимирского княжества. Он отклоняет предложение бояр отправиться в Киев, чтобы занять место предыдущего правителя. Мужчина принимает решение остаться в родном краю.

Большинство историков связывают данный поступок с тайным желанием. Поговаривали, что он мечтал перенести столицу во Владимир. Официально это произошло. Но намного позже. И поэтому правдивость утверждения подвергается сомнениям.

Но при этом многие соглашаются с тем, что смещение столицы произошло благодаря стараниям этого правителя.

Важно

Правление Андрея Боголюбского в княжеской Руси было мудрым. Постепенно ему удалось значительно расширить территорию родного княжества.

Этому способствовали частые походы на окрестные земли, которые неизменно оказывались крайне удачными. Поэтому вскоре Владимирское княжество существенно расширилось. В 1169 году он отправился с верным войском в Киев.

Сражение было изнуряющим. И стало причиной практически полного разорения Киева.

Умер Боголюбский в 1174 году. Он погиб от руки наемного убийцы в ночь с 29 на 30 июня. Теми, кто нанял убийцу, оказались бояре. Как выяснилось позже, многие из них были весьма недовольны тем, какую именно политику ведет монарх. К тому же их не устраивал тот факт, что ему удалось обрести практически безграничную власть. Это и заставило их решиться на переворот, убив законного правителя.

Убийство Андрея Боголюбского

Браки и дети

В 1148 году князь Андрей женился. Но сделал это молодой человек не по большой любви. Его отец настоял на этом браке. В качестве супруги для сына он выбрал девушку по имени Улита. Она отличалась красотой и скромностью, поэтому было много претендентов на ее руку и сердце. И это при этом, что она приходилась дочерью боярину Степану Кучки, который был казнен.

Их брак трудно назвать счастливым, хотя у пары родилось пятеро детей. Их старший сын погиб во время похода против волжских болгар. Еще один сын умер в 1173 году, а князь Юрий, который впоследствии стал супругом царицы Тамары, погиб в 1190 году. Ростислава, единственная дочь князя, вышла замуж за Святослава Вщижского, а ее младший брат погиб в двадцатилетнем возрасте.

Источник: https://znaniya.guru/biografii/andrej-yurevich-bogolyubskij.html

Князь Андрей Боголюбский – краткая биография

Князь Андрей (Боголюбский) из рода Мономахов был наречен так в честь апостола Андрея Первозванного. Он приумножил значимость северо-восточных русских земель, был очень мудр.

Юность и отрочество

Андрей Боголюбский – второй сын Юрия Долгорукого. Он появился на свет в Ростове. Его матерью была половецкая княжна Мария Кипчак. Мальчик имел всевозможные достоинства: осмотрительность, выносливость, умеренность и справедливость.

Кроме того, он был очень красив. С малолетства не поддавался мирским соблазнам, посвящая почти весь свой досуг молитве и чтению (особенно духовных писаний, благодаря которым учился благоразумию). Андрей Боголюбский строго придерживался постов и не отказывал в подаянии нищим, размышляя так: «Возможно, это Христос пришел проверить меня».

Князь Андрей оставался на родине с рождения и до 35 лет.

После 1130 года он женился на девушке по имени Улита. В то время ей было всего двенадцать, но тогда такой ранний возраст для вступления в брак не являлся чем-то необычным. У князя родилось четверо сыновей: Изяслав, Мстислав, Юрий и Глеб (святой).

Киевское противостояние

Когда между Юрием Долгоруким (правителем Ростово-Суздальского княжества) и его двоюродным братом Изяславом Мстиславичем (хотевшим завладеть плодородной Киевской землей) разразился конфликт, почти все русские князья приняли участие в споре.

Андрей, будучи признанным мужественным воином, призывал отца к ненасильственному способу урегулирования спора.

Изяслав, его двоюродный брат, также попросил князя Андрея прийти на помощь в преодолении ссоры. Но в 1149-ом году (после изгнания Изяслава) Юрий Долгорукий захватил Киев и провозгласил (в Вышгороде под Киевом) князя Андрея.

Князь Андрей никогда не стремился к обладанию Киевом (в том числе и потому, что ему больше по душе было Суздальско-Владимирское княжество).

Восхождение во Владимир как в столицу

В 1155 году Андрей Боголюбский стал самовластцем всей Суздальской земли (с городами Суздаль, Владимир и Ростов) и выехал из Вышгорода в Суздаль-Владимир-Ростовскую область.

Народонаселение этой территории превозносило Андрея, даже младшие сыновья Юрия Долгорукого, владевшие этими землями, против воли отца избрали князя Андрея их правителем.

Читайте также:  Табель о рангах кратко

Но он (к вящей боярской досаде) не переехал ни в Суздаль, ни в Ростов, а перенес столицу во Владимир, где воздвиг христианский и гражданский центр под именем Андрея Боголюбского (Возлюбленного Богом). В Суздаль-Владимир-Ростовской области князь сформировал крупную вотчину и имел там большое признание и авторитет.

По легенде, связанной с возведением владимирских Золотых ворот, когда работа была близка к завершению, ворота внезапно упали, покрыв 12 человек.

Каждый, кто стал очевидцем этого несчастного случая, думал, что все пострадавшие сразу же погибли под обломками. Но князь молился Божией Матери и доставил «Владимирскую Икону» на место аварии.

Произошло необъяснимое: после того, как убрали обломки, обнаружилось, что все 12 человек остались целыми и здоровыми. В знак этого чуда Андрей построил храм возле ворот. Восстановленные в 1867-ом году Золотые Ворота сейчас располагаются в военном музее, который включает диораму старого Владимира, разоренного кочевниками.

Совет

Географическое положение Владимира (на реках Клязьма и Ока) позволяло легко взаимодействовать с Киевом и всей Южной Русью. Владимир позиционировался, как безупречный торговый и общеполитический центр. Там Боголюбский намеревался осуществлять широкие стройпроекты.

У булгар (соседей киевлян на востоке), были коммерческие взаимоотношения с русскими, хотя их договоренности часто нарушались. Князь обратил большинство из них в христианство, особенно купцов Владимира.

Кончина Андрея Боголюбского

Придворные совершили заговор, в результате которого произошло убийство князя (в ночь на 28 июня 1174). Двадцать недовольных бояр ворвались в комнату Андрея Боголюбского и убили его прямо в постели.

По мнению некоторых ученых, отец князя Андрея, Юрий Долгорукий, приказал расстрелять Кучку, а затем отвез дочь в Киев, чтобы отдать в жены его сыну Андрею. Боголюбский стал невинной жертвой этой мести.

Источник: https://srochnyj-zaym.ru/knyaz-andrej-bogolyubskij-kratkaya-biografiya/

Андрей Боголюбский краткая биография (1111 — 1174)

Андрея Боголюбского с отцом, Юрием Долгоруким, связывали сложные отношения. Долгорукий не хотел отказываться от идеи главенства Киева и упорно стремился «сесть» там.

Андрей Юрьевич, напротив, весьма успешно трудился над созданием нового центра притяжения — Владимира. Но и тот, и другой — один невольно, другой вполне сознательно — определили дальнейшее развитие Руси.

И произошло это именно в середине XII века.

В жизни и поступках великого князя Андрея Юрьевича Боголюбского было много противоречий. Как человек своего века, он был жесток. Политическая дальновидность сочеталась в нем с хитростью и властолюбием.

Любовь к благочестию и богослужебной красоте — со стремлением угри помощи Церкви решать сиюминутные административные задачи. Но в истории он остался именно как «Боголюбский».

Кратко годы правления Андрея Боголюбского:

  • князь Вышгородский (1149, 1155)
  • Дорогобужский (1150—1151)
  • Рязанский (1153)
  • великий князь Владимирский (1157—1174).

Андрей Боголюбский, годы жизни и правление князя Андрея

Исторические источники неспособны просветить относительно ранних лет жизни великого князя Андрея Юрьевича. Исследователи не могут даже сказать определенно, в каком году он родился.

Опираясь на указание Татищева, что убит князь был в возрасте шестидесяти трех лет (в 1174 году), следует назвать годом его рождения 1111-й, однако иногда период его появления на свет определяют как «между 1120 и 1125».

Первая дата представляется более правдоподобной, ибо Андрей Боголюбский был, видимо, вторым сыном многодетного Юрия Долгорукого. В первый брак Юрий Владимирович вступил в 1107 году, взяв в жены дочь половецкого князя Аепы, и спустя четыре года на свет появился Андрей Юрьевич. Все сходится.

Место его рождения — Ростово-Суздальская Русь, здесь он получал первые впечатления жизни и именно этот глухой и лесистый край считал своей родиной. Боголюбский очень значимая и яркая личность России в истории становления государства Российского.

Юность князя Андрея Боголюбского, междоусобные войны

С молодых лет князь Андрей оказался погружен в омут междоусобных распрей, в которых принимал живейшее участие его отец.

Борьба велась главным образом вокруг Киева, он несколько раз переходил из рук в руки, и Андрей Юрьевич исправно участвовал в битвах на стороне Юрия Долгорукого, проявляя несомненную храбрость. В одной из схваток, под Луцком, он чуть не погиб, из битвы его вынес конь.

Благородное животное, будучи смертельно ранено, спасло своего хозяина, и тот почтил память верного друга, как умел: по-хоронил его на холме у реки Стырь.

Обратите внимание

Вместе с тем на фоне своих родственников князь Андрей Юрьевич демонстрировал исключительное миролюбие.

В частности, в 1150 году именно он настаивал на примирении давних врагов и соперников за киевский престол — Юрия Владимировича и Изяслава Мстиславича. Однако мир был недолгим.

Юрий Долгорукий отказался вернуть Изяславу добычу, захваченную под Переяславлем, что являлось одним из условий договора, и распря вспыхнула с новой силой.

В 1151 году Изяслав Мстиславич одержал победу над своим соперником. Победу, как казалось, окончательную. Он утвердился в Киеве, а с поверженным Юрием Долгоруким заключил договор, согласно которому тот должен был вернуться со всеми своими сыновьями в родную Суздальскую землю.

Однако Юрий Владимирович отправляться восвояси не спешил, вызвав недовольство своего сына Андрея, чувствовавшего себя в южнорусских землях неуютно и понимавшего, что здешнее население относится к Долгорукому и его семени как к захватчикам-чужакам и ни в коей мере не поддерживает их притязаний на киевский престол.

В июле 1151 года князь Юрий отправился с сыновьями на богомолье к храму Бориса и Глеба, выстроенному на реке Альте, где был в свое время убит св. князь Борис. Здесь между Юрием и Андреем произошла ссора, и Андрей, ослушавшись отца, уехал во Владимир-на-Клязьме.

Тем не менее в 1152 году он вновь принимал участие в битве на стороне Юрия Долгорукого, когда тот осадил Чернигов, замыслив покарать черниговского князя Изяслава Давыдовича, перешедшего на сторону Изяслава Мстиславича. Осада успехом не увенчалась, а князь Андрей получил под стенами Чернигова ранение.

В 1154 году многолетнее соперничество князей Изяслава и Юрия прекратилась в силу столь же естественного, сколь и неожиданного события: Изяслав Мстиславич скончался.

В марте 1155 года Юрий Долгорукий утвердился в Киеве, уделив Андрею Вышгород, весьма важный в стратегическом отношении (что говорит о доверии Юрия Владимировича к непокорному сыну).

Видимо, Юрий Владимирович имел в виду передать Андрею со временем киевский трон, но самого Андрея Юрьевича эта перспектива не увлекала. В Киевской Руси он по-прежнему чувствовал себя стесненно, и в итоге решился на побег к родным пенатам.

Андрей Боголюбский ворует икону Божией Матери и убегает править во Владимир

Н. И. Костомаров пишет:

В Вышгороде в то время существовал женский монастырь, в котором помещалась чудотворная икона Божией Матери, привезенная из Константинополя. Об этой иконе в народе ходили самые странные истории.

Рассказывали, например, что, будучи поставлена к стене, икона «отступала» от нее на середину храма, как бы показывая тем самым нежелание находиться здесь.

Вот эту-то икону и задумал взять с собой в Ростово-Суздальскую землю князь Андрей, желая даровать своему родному краю святыню, которая являлась бы зримым доказательством особого Божественного попечения о нем и его жителях.

Важно

Взять икону из монастыря открыто он не мог: местные жители ни за что не отдали бы ее.

Таясь от них, он вынужден был действовать ночью, при помощи сообщников из монастырского клира, каковые вынесли икону из храма и — отступать им было уже некуда — вместе с князем и его семьей покинули Вышгород.

Один из этих сообщников, священник Микола, впоследствии напишет повесть об убиении Андрея Боголюбского и тем останется в веках.

Возвышение Владимира во время правления князя Андрея Боголюбского

Уже в дороге унесенная икона Божией Матери начала, как гласит предание, являть чудотворные свойства, тем самым показывая милость Божию к «благочестивому вору». (Вообще, надо отметить, что перенесения тех или иных святынь с места на место часто напоминают банальную покражу.

Самым известным из событий такого рода явилось перенесение мощей святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, в Бари, сегодня отмеченное в церковном календаре как один из важных праздников.) Но главное чудо произошло близ Владимира, где лошади встали, не имея сил везти святыню дальше. Божия Матерь явно показала Свое намерение остаться во Владимире.

А ведь он в то время был захудалым городишком, к которому жители Суздаля и Ростова относились с нескрываемым презрением!

В течение нескольких последующих лет Владимир, благодаря трудам князя Андрея, изменился неузнаваемо.

Отстраивая и украшая свою резиденцию в Боголюбове, он не забывал и о самом городе, где в кратчайшие сроки появились Золотые ворота (как бы «в пику» аналогичному киевскому сооружению) и поражающий воображение Успенский собор.

Вообще князь не жалел издержек на строительство и украшение храмов — видимо, как по личному тяготению к церковному благочестию, так и из соображений упрочения своего авторитета, ибо постройка всякой новой церкви, особенно каменной, богато украшенной, вызывала в народе уважение к ее созидателю. Владимир разросся, заселился и «потучнел». Прибавилось в нем и священнослужителей, вследствие чего, надо полагать, распространилась грамотность. Оживились и окрестные села, залесская глушь стала смотреть веселей.

Итак, своим возвышением Владимир был всецело обязан князю Андрею Юрьевичу Боголюбскому, и жители здешней земли до поры до времени проявляли, как сказали бы теперь, «лояльность» к нему.

Совет

Если бы Андрей княжил в Суздале и Ростове, то там ему неизбежно пришлось бы вступать в трения с горожанами, которые хотя и не были столь строптивы, как новгородцы, но все же считали вечевую власть выше княжеской.

Поначалу к его вокняжению здесь существовали и внешние препятствия: Юрий Долгорукий, не простив упрямого сына, посадил на княжение в Ростове и Суздале самых младших своих сыновей от второй жены. Из них меньшому, Всеволоду (будущему Всеволоду Большое Гнездо), было всего два года.

Тем самым отец стремился унизить Андрея, зрелого мужа, поставив его в один ряд — и даже ниже, так как Владимир считался ниже и Ростова, и Суздаля, — с несмышлеными младенцами.

И вот ведь, нет худа без добра! Не столько Андрея оскорбил отец, сколько жителей Суздаля и Ростова. И после смерти Юрия Долгорукого в 1157 году они единодушно избрали Андрея на вече своим князем. Он милостиво принял избрание, однако «сидеть» остался во Владимире, а точнее — в Боголюбове.

Андрей Боголюбский князь Ростово-Суздальской земли

Сделавшись единовластным правителем всей обширной Ростово-Суздальской земли, князь Андрей повел политику достаточно жесткую, всячески стараясь умалить значение двух исконных центров Древней Руси — Киева и Новгорода. Для этого он предпринял ряд военных действий.

Одно из них, захват и беспрецедентное трехдневное разграбление Киева, вошло ярчайшей страницей в русские летописи (грабители не только убивали и уводили в плен всех подряд, но замахнулись на святое, на церкви — «иконы поимаша, и книги, и ризы…»).

Другое отразилось в прославленной иконе «Битва новгородцев с суздальцами».

При этом ни киевского, ни тем паче новгородского княжения Андрей Боголюбский для себя не желал. Он лишь хотел подтвердить собственное главенство не только в той земле, где он фактически княжил, но и по всей Руси. И это ему до определенного момента удавалось. В 1160-е годы он был едва ли не самым заметным «политическим игроком» на всем русском пространстве.

Дабы еще более возвысить значение Владимира, князь Андрей хотел завести у себя собственную митрополию, поставив в митрополиты своего любимца лжеепископа Феодорца, но в конце концов вынужден был отказаться от этого намерения, встретившего упорное сопротивление и в Киеве, и в Константинополе, и даже выдать Феодорца на митрополичий суд в Киев, где того казнили как еретика.

Убийство Андрея Боголюбского в ночь на 30 июня 1174 года

Со временем политика Андрея Боголюбского начала давать сбои. Авторитарный стиль его правления восстановил против него знать Ростова, Суздаля и Владимира. Не говоря уже о том, что среди князей к началу 1170-х годов у него почти не осталось союзников. Слишком часто он указывал им место. Князь лишился поддержки и своих родственников и боярства.

Составился заговор, и Андрей Юрьевич Боголюбский был жестоко убит в своем дворце. Произошло это в ночь на 30 июня 1174 года. А владимирская чернь, словно дурные дети, оставшиеся без присмотра, несколько дней кряду грабила и разоряла Владимир и Боголюбово. Лишь на пятый день народ опомнился и «с плачем великим» похоронил убитого князя у стен Успенского собора.

Канонизация Великого Князя Андрея Боголюбского в 1702 году

Следующим пунктом в нашем рассказе об Андрее Боголюбском должна стать его канонизация, состоявшаяся в 1702 году.

Читайте также:  Правление петра 2

И мы уже предвидим удивленный вопрос читателя: за что? Собственно говоря, от большинства своих сродников-современников, то и дело воевавших между собой (при этом страдали мирные поселяне и горожане), он отличался только большими политическими талантами и волей к власти.

Миролюбив? Да, но лишь в сравнении с прочими. Благочестив? Да, но чуть было не учинил церковный раскол усердным «продвижением» Феодорца. И все же — канонизирован.

Обратите внимание

Надо помнить, что Церковь время от времени канонизирует тех или иных государственных деятелей не благодаря, а вопреки многим их деяниям, и случай Андрея Боголюбского здесь не исключение.

Дмитрий Донской (святой благоверный) тоже, кстати, предпринимал настойчивые шаги к возведению на Московскую митрополию своего духовника, архимандрита Новоспасского монастыря Митяя. Но никто, кроме дотошных историков Церкви, давно уже не ставит ему этого лыка в строку.

Да и не помнят об этом. А помнят — Куликовскую битву и благословение прп. Сергия Радонежского. Так и здесь.

Забылась история с изгнанием Андреем Боголюбским своих меньших (от другой матери) братьев из Ростово-Суздальских пределов, забылось инициированное им разграбление Киева. Многое забылось.

Но не забыто то, что именно его, Андрея, избрал Господь орудием прославления выкраденной из Вышгорода иконы Божией Матери как именно «той самой Владимирской», к которой вот уж почитай сколько веков в молении припадает вся Русь. Не забылись дивные белокаменные храмы — тем более что вот они, стоят: пятиглавый Успенский собор, неповторимая церковь Покрова на Нерли.

Наконец, и смерть, поистине мученическая, чего-нибудь да стоит. И вот, мощи боголюбивого князя почивают в Успенском соборе Владимира, и владимирцы чтят его как «своего» святого, а богомольцы, подходя к его раке, произносят:

Так Андрей Боголюбский стал ещё одним Святым Русским.

Источник: http://posmotrim.by/article/andrej-bogolyubskij.html

Краткая биография Андрея Боголюбского

>> Все биографии >> Монархи России

Андрей Боголюбский (не ранее 1100 — 1174 гг.), великий князь владимирский (с 1157. г.).

Отец Андрея, суздальский князь Юрий Долгорукий, стремился утвердиться в Киеве и вёл нескончаемые распри со своими противниками. Андрей был вынужден до поры до времени подчиняться отцовской воле.

В периоды кратковременных княжений Юрия в Киеве он правил в соседних уделах — Вышгороде, Турове, Пинске (1149—1151 гг., 1155 г.).

Но ему было не по нраву княжение в неспокойных южных землях, где его судьба зависела бы от настроения дружины и вечевых решений горожан.

Властолюбивый и своенравный по характеру, Андрей лелеял замысел придать главенствующее положение среди русских княжеств Ростово-Суздальской земле, сделать её средоточием государственной жизни на Руси. Это и подтолкнуло его в 1155 г. бежать на Суздальскую землю против воли отца.

В Ростове и Суздале тогда княжили младшие братья Андрея. Вот почему путь его лежал в небольшой Владимир на Клязьме, который он задумал сделать центром всего княжества. Такое пренебрежение старейшими городами земли могло вызвать недовольство ростовчан и суздальцев.

Андрею требовалась поддержка Церкви. По пути во Владимир он похитил из Вышгородского монастыря чудотворную икону Богородицы, по преданию написанную евангелистом Лукой и вывезенную из Константинополя.

Важно

Перенесение этой почитаемой на Руси святыни во Владимир придало бы городу значение благословенного места.

По легенде, невдалеке от Владимира Андрею во сне явилась Божия Матерь и велела возвести в селе, где он ночевал, церковь во имя Рождества Богородицы, а вокруг неё монастырь.

Заложенная князем в Боголюбове резиденция стала любимым местом пребывания Андрея, которого с тех пор прозвали Боголюбским. В 1157 г., после смерти Юрия Долгорукого, ростовчане и суздальцы единодушно провозгласили Андрея князем.

Но столицей княжества он избрал не Суздаль, а Владимир, где с размахом развернул каменное строительство.

При Андрее были сооружены Золотые врата, церковь Покрова на Нерли, Успенский собор — знаменитые на весь мир шедевры древнерусского зодчества, — множество монастырей, храмов, укреплений.

Боголюбский лишил владений и изгнал четырёх своих братьев, двух племянников, недовольных его самовластием бояр. Эти меры укрепляли княжеские позиции, но в то же время увеличивали число врагов.

Однако политические интересы Андрея простирались гораздо дальше пределов Северо-Восточной Руси. Поводом к одному из раздоров послужило то, что киевский князь Мстислав Изяславич — давний противник Андрея — по своей воле послал княжить в Новгород сына Романа.

В 1169 г. объединённая рать 11 князей, снаряжённая Боголюбским, двинулась на Киев.

Разорённый и разграбленный город навсегда утратил своё былое значение центра Руси, а главенство в русских землях окончательно перешло к Владимиру. Деспотичный характер Боголюбского, его жёсткое, а подчас и жестокое обращение с приближёнными, ссоры с церковными иерархами привели к тому, что против него составился заговор, в котором участвовали его наиболее близкие бояре и слуги.

Совет

За убийством в ночь с 28 на 29 июня 1174 г. в Боголюбове некогда любимого всеми князя последовали грабежи и резня княжеских посадников и управляющих, продолжавшиеся шесть дней.

Источник: http://citaty.su/kratkaya-biografiya-andreya-bogolyubskogo

Андрей Боголюбский

Князь Владимирский, Ростовский и Суздальский, великий князь Киевский (с 1157 года).

Андрей Юрьевич Боголюбский родился около 1111 года. Он был старшим сыном великого князя Юрия Долгорукого и дочери половецкого хана Аепы.

Летописи начинают упоминать об Андрее Боголюбском во время войны его отца со своим племянником, великим князем киевским Изяславом Мстиславичем, занявшим киевский престол вопреки лествичному праву, когда были еще живы его дядья — Вячеслав и Юрий.

В 1149 году Андрей Юрьевич получил от Юрия Долгорукого в держание Вышгород, но через год был переведен в западнорусские земли, где держал города Туров, Пинск и Пересопницу. В 1151 году он с согласия отца вернулся в родную суздальскую землю, где, видимо, имел удел.

В 1155 году Андрей Юрьевич вновь был переведен в Вышгород, откуда вопреки отцовской воле вновь вернулся во Владимир, увезя с собой икону Богородицы, написанную, по преданию, евангелистом Лукой (образ Владимирской Богоматери).

После смерти Юрия Долгорукого в 1157 году Андрей Юрьевич унаследовал киевский великокняжеский престол, но в Киев, несмотря на обычай, жить не поехал. Тогда же он был избран князем Ростовским, Суздальским и Владимирским. Опираясь на своих «милостников» (слуг), в 1162 году Андрей Юрьевич изгнал из пределов ростово-суздальской земли не только своих родственников, но и отцовскую дружину.

В «Суждальской земле» он сделал столицей княжества Владимир, превратив маленькую крепость в богатый город с величественными соборами, многими церквами и неприступными крепостными стенами с Золотыми, Серебряными, Медными воротами. Неподалеку от Владимира князь заложил на реке Нерли «себе город камен, именем Боголюбый», по которому и получил свое прозвище.

Андрей Боголюбский завоевал огромный авторитет и после смерти отца стал проводить самостоятельную политику, стремясь подчинить себе враждующие между собой княжеские и боярские вотчины.

Обратите внимание

За три года он превратился в могущественного князя, сумевшего создать на северо-востоке Руси будущий политический центр государства. В 1164 году Андрей Боголюбский совершил победоносный поход на волжских болгар, а в 1169 году его войска взяли и разграбили Киев.

Усиление княжеской власти и конфликт с видными боярами вызвали заговор против Андрея Боголюбского. В ночь с 29 на 30 июня 1174 года великий князь был убит в Боголюбове группой заговорщиков из своего ближайшего окружения.

Первоначально он был погребен во Владимирском храме Успения Богородицы, позднее останки неоднократно переносились. Около 1702 года Андрей Боголюбский был канонизирован православной церковью в лике благоверного.

Источник: http://www.BankGorodov.ru/famous-person/andrei-bogolubskii

Правление Андрея Боголюбского

Святой благоверный князь Андрей Боголюбский (1111(?)-1174) — сын великого князя Юрия Долгорукого, внук Владимира Мономаха; князь вышгородский, дорогобужский, великий князь владимирский.

Свое прозвище «Боголюбский» получил благодаря тому, что дал указ основать г. Боголюбый на р. Нерли.

Андрей Боголюбский является одним из самых видных политических деятелей Древней Руси. Во времена его правления столица государства была перенесена из Киева во Владимир, что оказало огромное влияние на дальнейшее развитие государства.

В 18-м в. был канонизирован Русской Православной церковью в лике благоверного, мощи хранятся в Успенском соборе во Владимире.

Краткая биография Андрея Боголюбского

Первые упоминания об Андрее Боголюбском в летописях относятся к периоду вражды его отца, Юрия Долгорукого, со своим племянником, Изяславом Мстиславовичем.

Точная дата рождения неизвестна. Предположительно, будущий князь родился в 1111 г. в Суздале (ныне Владимирская область). О жизни Андрея в детстве и юности известно мало. Ученые предполагают, что он, как и все сыновья князей, получил хорошее воспитание и образование, немаловажную роль в котором играли духовность и христианство.

После совершеннолетия, в 1149 г., Юрий отправил сына княжить в Вышгород, однако спустя всего год Андрей был переведен на запад Руси, где управлял Туровом, Пинском и Пересопницей. В 1151 г. Долгорукий возвращает сына обратно в Суздальскую землю, а в 1155 г. снова отправляет княжить в Вышгород.

Важно

Вопреки воле отца спустя некоторое время Андрей возвращается во Владимир и, согласно летописи, привозит с собой икону Богородицы (позднее — Владимирская Богоматерь).

Боголюбский продолжает править во Владимире, который на тот момент был достаточно небольшим городом, уступающим в своем политическом и экономическом влиянии Ростову, Мурому и другим городам.

В 1157 г. умирает Юрий Долгорукий, и Андрей наследует титул князя киевского, однако переезжать в Киев отказывается, несмотря на заведенный обычай.

В этом же году Андрея Боголюбского избирают князем ростовским, суздальским и владимирским. В 1162 г.

, опираясь на помощь своих слуг, Боголюбский изгоняет из Ростово-Суздальского княжества всех своих родственников, дружину своего покойного отца и становится единоличным представителем власти в княжестве.

Отказ Андрея Боголюбского княжить в Киеве был воспринят как перенос столицы Руси во Владимир, однако историки до сих пор оспаривают правомерность подобного утверждения. Тем не менее в литературе очень часто можно встретить утверждение о том, что Андрей Боголюбский сделал Владимир новой столицей государства в период своего правления, подобная версия считается общепринятой.

За время своего правления во Владимире Андрей Боголюбский смог подчинить себе многие земли и завоевать огромное политическое влияние на северо-востоке Руси.

В 1164 г. князь Андрей и его войско совершают удачный поход на волжских булгар, а в 1169 г. — поход на Киев, в результате которого город был разорен его дружинниками.

Андрей Боголюбский погибает в ночь с 29 на 30 июня 1174 г. в Боголюбове в результате заговора бояр из числа его ближайших соратников. В 1702 г. был канонизирован.

Внутренняя и внешняя политика Андрея Боголюбского

В самом начале правления Андрея Ростово-Суздальское княжество стремительно развивалось благодаря притоку людей из других земель, которые бежали из Киева, обстановка в котором становилась все более опасной из-за постоянных набегов кочевников.

Именно благодаря усилиям Андрея Боголюбского г. Владимир и Ростово-Суздальское княжество превратились в один из главных политических и экономических центров Руси, отняв часть власти у Киева.

А Владимир во время правления Андрея превратился из небольшого города в настоящую столицу: была построена крепость, Успенский собор и другие сооружения, которые сформировали образ города.

Во Владимире кипела политическая и экономическая жизнь.

Совет

Историки сходятся во мнении, что именно этот перенос власти во Владимир во многом стал предшественником дальнейшего усиления этой части Руси и ослабления Киева. Андрей Боголюбский, который активно проводил политику усиления самовластия, считается предвестником формирования системы самодержавия на Руси.

Андрей Боголюбский также сделал немало для развития культуры и религии на Руси. Он несколько раз пытался получить независимость от киевской митрополии, но это ему так и не удалось.

Несмотря на это, князь стремился к большей религиозной и культурной самостоятельности Руси от Византии (культура в те времена была неразрывно связана с религией): основал несколько новых праздников, приглашал многочисленных зодчих для постройки и отделки храмов, что способствовало развитию русского зодчества и искусства.

Помимо развития Ростово-Суздальского княжества, Андрей Боголюбский довольно часто совершал походы на своих соседей — Новгород, Киев — с целью укрепления власти. Во внешней политике князь, как и его предшественники, стремился к большей независимости Руси.

Итоги правления Андрея Боголюбского

По мнению историков, князь Андрей пытался совершить переворот в политическом строе Руси и сместить центр власти, что во многом ему удалось. Итогом правления Андрея Боголюбского стало появление нового политического и экономического центра — Владимира.

> Поделитесь с нами своим заданием!

Источник: http://historynotes.ru/vnutrennyaya-i-vneshnyaya-politika-andreya-bogolyubskogo/

Ссылка на основную публикацию