Образование и культура россии в 17 веке

Презентация на тему «Образование и культура в 17 веке»

Слайд 1

Образование и культура в xvii веке Выполнил: Налейкин Егор Ученик 7 класса К

Слайд 2

План работы на презентацией: 1.Образование. 2. Выпуск печатных книг. 3. Научные знания 4. Русские первопроходцы. 5. Литература. 6.Архитектура. 7.Живопись. 8. Театр.

Слайд 3

Образование: В XVII веке возникла необходимость в распространении грамотности и просвещения. Подавляющее большинство крестьян и женщин оставались неграмотными. Для 17 века самой распространённой формой обучения оставалось домашнее.

Слайд 4

Образование: В 17 веке появилась необходимость в грамотных людях. Они появляются и в городах и в деревнях, где «грамотеи»,открывали школы. Дворяне приглашали детям учителей из-за границы, поэтому на Руси стали обучать иностранным языкам. Печатный двор выпускал учебные книги ,в т.ч. «Буквари».

Слайд 5

Обратите внимание

Выпуск печатных книг: Во второй половине века увеличился выпуск печатных книг. Печатный двор выпустил более 300 тыс. букварей и 150 тыс. церковных учебных книг. Большинство из них стало доступным для разных слоёв населения.

Слайд 6

Выпуск печатных книг: В 1687 г. греками братьями Лихудами было открыто первое в России высшее учебное заведение Славяно-греко-латинское училище ( позже академия).

Слайд 7

Выпуск печатных книг: Симеон Полоцкий – учёный монах, писатель, переводчик, который внёс вклад в развитие отечественного просвещения.

Слайд 8

Научные знания: Научные знания находились ещё на начальной стадии. Из-за границы в Россию доставлялись многие технические новинки. Основным источником продолжали оставаться книги западноевропейских авторов, переведенные на русский язык.

Слайд 9

Научные знания: В 1678 г. была издана первая печатная история Русского государства с древнейших времён до 70-х годов XVII века – « Синопсис», ставшая популярной В 1678 г. была издана первая печатная история Русского государства с древнейших времён до 70-х годов XVII века – « Синопсис», ставшая популярной

Слайд 10

Научные знания: Обширные сведения о зарубежных странах собирались и обобщались русскими послами. Интересные сведения о Китае и пограничных территориях Сибири собрал посол Н. Спафарий .

Слайд 11

Русские первопроходцы: Семён Иванович Дежнёв в конце 30-х г. начал освоение Восточной Сибири и Крайнего Севера. В 1647г. В 1648 году предпринял плавание вдоль берегов Чукотки, первым открыв пролив между Азией и Америкой.

Слайд 12

Русские первопроходцы: Василий Данилович Поярков в 1643-1646 гг. руководил экспедицией, изучающей Амур, первым совершил плавание по Тихому океану.

Слайд 13

Русские первопроходцы: Енисейский казак Михаил Васильевич Стадухин организовал поход на реки Оймякон и Анадырь, вышел к Охотскому морю. Северо-восток Сибири — район исследований и походов Стадухина

Слайд 14

Важно

Литература: Новые явления происходили и в литературе. Она переставала быть только церковной- появились первые светские произведения. В 17 веке стали записываться выдающиеся произведения устного творчества- былины, пословицы, песни, заговоры.

Слайд 15

Литература: Первым произведением в виде автобиографической повести стало «Житие» протопопа Авакума , ценность которого состоит не только в произведении мытарств лидера старообрядцев, но и в образности языка, обличение социальной несправедливости и т. п.

Слайд 16

Литература: Авва́кум Петро́в или Аввакýм Петро́вич (25 ноября (5 декабря) 1620, Григорово , Нижегородский уезд — 14 (24) апреля 1682, Пустозерск ) — видный русский церковный и общественный деятель XVII века, священник Русской православной церкви, протопоп, автор многочисленных полемических сочинений.

Слайд 17

Архитектура: Одним из самых ярких памятников эпохи стал Теремной дворец Московского Кремля, созданный в 1635—1636 годах для Михаила Федоровича архитекторами Б. Огурцовым , А. Константиновым, Т. Шарутиным , Л. Ушаковым . Дворец был богато украшен многоцветными изразцами, резными белокаменными наличниками, золоченой кровлей, красочными узорами. Все это придавало ему сказочный вид.

Слайд 18

Архитектура: Другим выдающимся памятником архитектуры был загородный летний деревянный дворец Алексея Михайловича в селе Коломенском под Москвой. Он отличался не только своими размерами (одних окон здесь было три тысячи), но и красотой убранства, вычурностью русского народного орнамента в оформлении окон, наличников, дверей, кровли.

Слайд 19

Архитектура: В конце XVII века в развитии русской архитектуры появился новый стиль, получивший название нарышкинского или московского барокко. Его отличительными чертами были многоярусность , устремленность ввысь, многоцветная богатая отделка зданий. Наиболее яркими примерами московского барокко стали колокольня Новодевичьего монастыря и церковь Покрова в Филях.

Слайд 20

Живопись: Живописные произведения в XVII веке, как и прежде, представлены в основном иконами. Новым было то, что усилилось стремление изображать не только религиозные сюжеты, но и повседневную жизнь людей.

Слайд 21

Живопись: Сложились художественные центры, наиболее известным из которых стала Оружейная палата в Москве. Выдающимся мастером живописи был Симон Ушаков (1626—1686). Центральное место в его творчестве занимало изображение человеческого лица. Наиболее известным его произведением, неоднократно повторенным автором, был «Спас Нерукотворный» Симон Ушаков

Слайд 22

Живопись: Новым явлением в русской живописи в XVII веке стало возникновение и развитие портретной живописи. Если в первой половине XVII века портреты (парсуны) писались в старой иконописной манере (яичными красками на доске), то во второй половине века они создавались совсем в ином ключе — масляными красками на холсте.

Слайд 23

Театр: Новым для русской культуры явлением стало открытие в 1672 году при дворе Алексея Михайловича первого в России театра. До этого театральное действо разыгрывалось лишь в ярмарочные дни скоморохами и лицедеями для толпы. Главным героем этих представлений был Петрушка, говоривший народным языком со всеми его грубостями и резкостями.

Слайд 24

Совет

Театр: Теперь царь поручил пастору лютеранской церкви Готфриду Грегори создать придворный театр для избранных по западному образцу. Пастор собрал труппу из 60 иностранцев (в основном немцев), в исполнении которых предпринял постановку пьес на библейские темы. Некоторые спектакли ставились на немецком языке. На представлениях обычно присутствовали царь, его ближайшее окружение, родственники.

Слайд 25

Театр: Иоганн ( Яган ) Готфрид Грегори (нем. Johann Gottfried Gregory ; 1631, Мерзебург — 1675) — приходской учитель в лютеранской церкви Св. Михаила, в 1670—1675 — пастор общины свв . Петра и Павла в московской немецкой слободе, один из организаторов и режиссёров первого придворного театра в России.

Слайд 26

Итог: Таким образом, главной отличительной чертой развития русской культуры XVII века стало начало процесса уменьшения зависимости отечественной культуры от церкви.

Слайд 27

Источники информации: 1. https://ru.wikipedia.org/wiki/ 2. http://xn--24-6kct3an.xn--p1ai/

Источник: https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2017/02/24/obrazovanie-i-kultura-v-17-veke

Образование и культура в 17 веке Культура

Образование и культура в 17 веке

Культура России в 17 веке Политические и экономические изменения, произошедшие в России, ознаменовались расцветом культуры. Главная черта новой культуры — отход от религиозных канонов и обращение к ценностям людского бытия и человеческой личности.

Завершающим этапом в истории русской средневековой культуры стал XVII в. В это столетие начался процесс «обмирщения» культуры, усиления в ней светских элементов, демократических тенденций. Заметно расширились и углубились культурные связи со странами Западной Европы.

Все области культуры значительно усложнились и дифференцировались.

Культура России в 17 веке Важнейшим событием в истории страны можно назвать окончательное оформление абсолютизма, не принявшего форму западноевропейских монархий, а ставшего логическим завершением системы восточного деспотизма, принятой за время господства монголо-татар на Руси.

Абсолютизм соответствовал новым имперским устремлениям страны, расширению государственных территорий (прежде всего на Восток), что требовало концентрации военной и политической власти.

В области экономики это привело к окончательному закрепощению крестьян, осуществленному в интересах дворянства — главной опоры абсолютизма.

Русская архитектура и строительство XVII века Гражданское, светское строительство активно развивалось, и если в начале века было в основном деревянным, то к его концу все чаше использовался камень.

Замечательным образцом деревянного зодчества был несохранившийся дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском, который представлял собой живописную композицию прихотливо сгруппированных больших и малых срубов-клетей, связанных переходами, высокими кровлями и шатрами. Сказочное великолепие дворца усиливали золоченая резьба и яркая раска.

Обратите внимание

В каменном строительстве нужно отметить реставрацию стен и башен Московского Кремля, шатер, возведенный над Спасской башней, Теремный дворец Московского Кремля, Сухаревскую башню. Число каменных гражданских построек возрастает во второй половине XVII в. Бояре, богатые купцы и дворяне все чаше строили в городах и в своих усадьбах каменные жилые палаты.

Наиболее характерен тип, повторяющий планировку деревянных хором и состоящий из двух квадратных помещений с продолговатыми сенями между ними. Нижний этаж занимали хозяйственные и складские помещения. Фасады украшались плоскими лопатками или колонками, окна обрамляли богатые наличники.

Каменное строительство в 17 веке Сухаревская башня Московский кремль Икона святого Максима Блаженного

Русская архитектура и строительство XVII века В храмовом строительстве тоже постепенно намечаются новые черты, связанные с обмирщением русской культуры.

Так, в деревянном зодчестве наряду с клетскими храмами (прямоугольный сруб — клеть, покрытый двускатной кровлей, над которой возвышается маковка с крестом), распространенными по всей России, строятся запрещенные шатровые храмы (судя по всему, они были недостаточно каноничными, а в эпоху борьбы, которую вела церковь против светских элементов, этого было достаточно для запрета), ярусные церкви.

В поисках сложного и богатого силуэта зодчие со второй половины XVII в. используют принцип многоглавия, великолепным воплощением которого является церковь Преображения в Кижах, представляющая собой поразительный по красоте 22 -главый храм.

Храмы и церкви в 17 веке Шатровый храм Ярусная церковь

Живопись не поддавалась так легко, как архитектура, светским воздействиям, но стремление к декоративности наблюдается и здесь.

С одной стороны, здесь заметно стремление вырваться из-под власти устаревших традиций, канона, жажда знаний, поиски новых нравственных норм, сюжетов и образов, а с другой — упорные попытки превратить традиционное в догму, любой ценой сохранить старое неприкосновенным. Поэтому иконопись в XVII в. представлена несколькими основными направлениями и школами. Иконопись в 17 веке

Годуновская и Строгановская школы В первой половине столетия основной спор в иконописи шел между двумя школами — годуновской и строгановской. Годуновская школа тяготела к традициям прошлого. Но их попытки следовать древнему канону, ориентация на Андрея Рублева и Дионисия приводили лишь к повествовательности, перегруженности композиции.

Важно

Строгановская школа (названа так потому, что множество произведений этого стиля выполнено по заказу Строгановых в мастерских Сольвычегодска) возникла в Москве, в среде государственных и патриарших мастеров.

Характерными особенностями икон строгановской школы являются прежде всего их небольшие размеры и детальное, точное письмо, которое современники называли «мелочное письмо» . Основные стилевые черты строгановской художественной манеры — изысканный рисунок, богатство красок, сложная многофигурная и многоплановая композиция.

Одна из особенностей школы — правдивое изображение природы, причем композиции всегда включают пейзаж с низким горизонтом, а фон заполнен причудливыми облаками и «явлениями» . Фигуры святых обычно тонкие, изящные и очень вытянутые вверх.

Выдающимся мастером этого направления был Прокопий Чирин, иконам которого свойственны особая мягкость колорита, пластичность вытянутых фигур и изящество поз, например «Никита-воин» , «Избранные святые» ; в образе Ники- ты-воина не найти ни значительности, ни воинственности, скорее, его можно сравнить со светским щеголем.

Русская литература в 17 веке Русская литература по-прежнему была представлена публицистическими сочинениями, посвященными острополитическим проблемам. Смутное время усилило интерес к вопросу о характере власти в политической системе. Среди известнейших авторов XVII в.

— хорват Юрий Крижанич, европейски образованный мыслитель, сторонник неограниченной монархии, один из первых теоретиков идеи славянского единства (его можно назвать предшественником и теоретиком панславизма).

Так, он считал, что роль славянства в мировом историческом процессе постоянно растет, хотя оно подвергается угнетению и оскорблению со стороны чужеземцев, особенно турок и немцев.

Особую роль в будущем подъеме славянства он отводил России, которая, превратившись в результате реформ в ведущую мировую державу, освободит порабощенные славянские и другие народы и поведет их вперед.

Русская литература в 17 веке

Грамотность Распространение грамотности в XVII в. вовлекло в круг читателей новые слои населения — провинциальных дворян, служилых и посадских людей. Изменение социального состава читающей публики выдвинуло новые требования к литературе.

Совет

У таких читателей особый интерес в ней вызывает занимательное чтение, потребность в котором удовлетворяли переводные рыцарские романы и оригинальные авантюрные повести. К концу XVII в. русская читающая публика знала до десятка произведений, пришедших в Россию из-за границы разными путями.

Читайте также:  Бородинское сражение (бородино) кратко

Среди них наиболее популярными были «Повесть о Бове Королевиче» и «Повесть о Петре Златых Ключей» . Эти произведения на русской почве, сохраняя некоторые черты рыцарского романа, настолько сблизились со сказкой, что позднее перешли в фольклор.

Новые черты литературной и реальной жизни отчетливо проявились в бытовых повестях, герои которых стремились жить по своей воле, отвергая заветы старины. Таков герой «Повести о Горе. Злосчастии» и особенно «Повести о Фролс Скобссвс» — типичной плутовской новеллы, описывающей жизненные перипетии обедневшего дворянина, всеми правдами и неправдами стремящегося проникнуть в верхи общества.

Театр в 17 веке ТЕАТР В РОССИИ ПОЯВИЛСЯ БЛАГОДАРЯ ВОЗНИКНОВЕНИЮ СВЕТСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА. МЫСЛЬ О СОЗДАНИИ ТЕАТРА ЗАРОДИЛАСЬ В ПРИДВОРНЫХ КРУГАХ СРЕДИ СТОРОННИКОВ ЕВРОПЕИЗАЦИИ СТРАНЫ.

РЕШАЮЩУЮ РОЛЬ В ЭТОМ СЫГРАЛ АРТАМОН МАТВЕЕВ, НАЧАЛЬНИК ПОСОЛЬСКОГО ПРИКАЗА, ЗНАКОМЫЙ С ПОСТАНОВКОЙ ТЕАТРАЛЬНОГО ДЕЛА В ЕВРОПЕ. В РОССИИ НЕ БЫЛО АКТЕРОВ (ОПЫТ СКОМОРОХОВ, КОТОРЫЕ В ЭТО ВРЕМЯ ПОДВЕРГЛИСЬ ГОНЕНИЯМ, НЕ ГОДИЛСЯ), ОТСУТСТВОВАЛИ ПЬЕСЫ. АКТЕРЫ И РЕЖИССЕР ИОГАНН ГРЕГОРИ БЫЛИ НАЙДЕНЫ В НЕМЕЦКОЙ СЛОБОДЕ.

ПЕРВЫЙ СПЕКТАКЛЬ, ИМЕВШИЙ БОЛЬШОЙ УСПЕХ, НАЗЫВАЛСЯ «АРТАКСЕРКСОВО ДЕЙСТВО» . ЦАРЬ БЫЛ НАСТОЛЬКО ОЧАРОВАН ПРОИСХОДЯЩИМ, ЧТО СМОТРЕЛ ПЬЕСУ В ТЕЧЕНИЕ 10 Ч, НЕ ВСТАВАЯ С МЕСТА. РЕПЕРТУАР ТЕАТРА ЗА ВРЕМЯ ЕГО СУЩЕСТВОВАНИЯ (1672 -1676) СОСТАВЛЯЛИ ДЕВЯТЬ СПЕКТАКЛЕЙ НА БИБЛЕЙСКИЕ СЮЖЕТЫ И ОДИН БАЛЕТ.

ДЕЯНИЯМ ВЕТХОЗАВЕТНЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ ПРИДАВАЛИСЬ ЧЕРТЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЗЛОБОДНЕВНОСТИ И АССОЦИАЦИИ С СОВРЕМЕННОСТЬЮ, ЧТО ЕЩЕ БОЛЕЕ УСИЛИВАЛО ИНТЕРЕС К ЗРЕЛИЩУ.

Спасибо за внимание!

Источник: https://present5.com/obrazovanie-i-kultura-v-17-veke-kultura/

образование и культура в 17 веке

образование и культура в 17 веке

  1. Культура России 17 века отличается большим разнообразием артефактов оставленных в истории. По сравнению со всеми предыдущими эпохами, упоминаемыми в источниках дошедших до наших дней, этот век очень богат на исторические памятники культуры. Русская культура 17 века стала смешением культур многих центров Киевской земли, дополненная влияниями и заимствованиями из иностранных культур, что определило равномерное развитие многих сфер науки, быта, народного хозяйства и общественных отношений данного периода. Быстрый рост научного самосознания и бурное развитие искусства послужили прекрасной основой для строительства новой структуры общества, смещения акцента интересов многих слоев населения, выделения многих ремесел церковного искусства в отдельные светские виды деятельности, развитием духовного отражения и освоения действительности, т. е. Искусства, появлением в нем стремления к описательности и декоративности.

    Век перелома — так часто называют данный период. Меняется не только светское, происходит смещение всей духовной сферы жизни российского общества. Вершиной кризиса средневековой идеологии становится реформа патриарха Никона и, как следствие, возникновение старообрядчества. Активно прививаются прозападные идеи, дополняющие нюансы самобытной культуры России.

    МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА

    Семнадцатый век занимает особое место в истории России феодального периода. Примерно XVII столетием датируется начальная стадия зарождения буржуазных связей в недрах феодально-крепостнического строя.

    Развитие городских посадов, прогресс общественного разделения труда, рост товарного производства и обмена стали условиями начинающихся изменений в общественно-экономической жизни России. Новые явления в области культуры затрагивают, прежде всего, города.

    Обратите внимание
    Важно

    Сосредоточение больших масс населения в крупных, по тому времени, городах, начало промышленного производства, поиски полезных ископаемых, далекие походы в Сибирь, развитие торговли, общения с другими странами подрывали вековую замкнутость, вели к расширению кругозора людей.

    [/su_box]

    Светские элементы в культуре XVII века становятся более заметными, они проникают в церковное зодчество, в живопись, в прикладное искусство, науку и другие сферы жизни общества. Происходит смешение и бурный рост различных отраслей народного хозяйства.

    События первого десятилетия XVII в. привели к разорению значительной территории Российского государства и подрыву его материальной культуры. Военные действия того времени тяжело отразились на положении многих городов и сел. Главной отраслью народного хозяйства оставалось земледелие. Орудия же земледельческого хозяйства остались прежними — сохи, бороны, косы, серпы, плуги.

    В области ремесленного производства произошли значительные сдвиги. Как и прежде, существовала домашняя промышленность в крестьянском хозяйстве, производившая холсты, канаты, сермяжные сукна, обувь, одежду, посуду, рогожи, деготь и другие предметы.

    Но в городах, особенно наиболее крупных, отчетливо определяется процесс массового превращения ремесла в мелко товарное производство. Более того, в XVII в. возникли первые русские мануфактуры, что привело к значительному обогащению материальной культуры.

    Широкое распространение получила обработка металлов — в Москве, Устюжне Железопольской, Тихвине. Кузнецы и другие мастера обработки железа производили в массовом количестве топоры и дверные петли, подковы и сабли, ножи и шашки и другие изделия. С большим мастерством изготовлялись сложные и хитроумные замки. Было налажено производство многих видов огнестрельного и холодного оружия.

    Русские мастера-крестьяне в 20-х годах XVII века сделали башенные часы для новой Спасской башни Кремля (по проекту англичанина Христофора Галовея) . Все более применялись разные воздействующие механизмы. В 1615 г. бы

  2. Посмотри здесь ссылка заблокирована по решению администрации проекта…
  3. Культура России 17 века отличается большим разнообразием артефактов оставленных в истории. По сравнению со всеми предыдущими эпохами, упоминаемыми в источниках дошедших до наших дней, этот век очень богат на исторические памятники культуры. Русская культура 17 века стала смешением культур многих центров Киевской земли, дополненная влияниями и заимствованиями из иностранных культур, что определило равномерное развитие многих сфер науки, быта, народного хозяйства и общественных отношений данного периода. Быстрый рост научного самосознания и бурное развитие искусства послужили прекрасной основой для строительства новой структуры общества, смещения акцента интересов многих слоев населения, выделения многих ремесел церковного искусства в отдельные светские виды деятельности, развитием духовного отражения и освоения действительности, т. е. Искусства, появлением в нем стремления к описательности и декоративности.

    Век перелома — так часто называют данный период. Меняется не только светское, происходит смещение всей духовной сферы жизни российского общества. Вершиной кризиса средневековой идеологии становится реформа патриарха Никона и, как следствие, возникновение старообрядчества. Активно прививаются прозападные идеи, дополняющие нюансы самобытной культуры России.

    МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА

    Семнадцатый век занимает особое место в истории России феодального периода. Примерно XVII столетием датируется начальная стадия зарождения буржуазных связей в недрах феодально-крепостнического строя.

    Развитие городских посадов, прогресс общественного разделения труда, рост товарного производства и обмена стали условиями начинающихся изменений в общественно-экономической жизни России. Новые явления в области культуры затрагивают, прежде всего, города.

    Обратите внимание
    Важно

    Сосредоточение больших масс населения в крупных, по тому времени, городах, начало промышленного производства, поиски полезных ископаемых, далекие походы в Сибирь, развитие торговли, общения с другими странами подрывали вековую замкнутость, вели к расширению кругозора людей.

    [/su_box]

    Светские элементы в культуре XVII века становятся более заметными, они проникают в церковное зодчество, в живопись, в прикладное искусство, науку и другие сферы жизни общества. Происходит смешение и бурный рост различных отраслей народного хозяйства.

    События первого десятилетия XVII в. привели к разорению значительной территории Российского государства и подрыву его материальной культуры. Военные действия того времени тяжело отразились на положении многих городов и сел. Главной отраслью народного хозяйства оставалось земледелие. Орудия же земледельческого хозяйства остались прежними — сохи, бороны, косы, серпы, плуги.

    В области ремесленного производства произошли значительные сдвиги. Как и прежде, существовала домашняя промышленность в крестьянском хозяйстве, производившая холсты, канаты, сермяжные сукна, обувь, одежду, посуду, рогожи, деготь и другие предметы.

    Но в городах, особенно наиболее крупных, отчетливо определяется процесс массового превращения ремесла в мелко товарное производство. Более того, в XVII в. возникли первые русские мануфактуры, что привело к значительному обогащению материальной культуры.

    Широкое распространение получила обработка металлов — в Москве, Устюжне Железопольской, Тихвине. Кузнецы и другие мастера обработки железа производили в массовом количестве топоры и дверные петли, подковы и сабли, ножи и шашки и другие изделия. С большим мастерством изготовлялись сложные и хитроумные замки. Было налажено производство многих видов огнестрельного и холодного оружия.

    Русские мастера-крестьяне в 20-х годах XVII века сделали башенные часы для новой Спасской башни Кремля (по проекту англичанина Христофора Галовея) . Все более применялись разные воздействующие механизмы. В 1615 г. была сделана первая пушка с винтовой нарезкой.

Источник: http://info-4all.ru/dobro-pozhalovat/obrazovanie-i-kultura-v-17-veke/

Культура России в XVII веке

События 17 века, прежде всего развитие государственного аппарата, необходимость налаживания дипломатических связей, рост промышленного производства и торговли, требовали большого количества образованных людей.

К концу 17 века количество грамотных среди различных категорий российского населения значительно возросло.

Среди белого духовенства процент грамотности приближался к ста. Чёрного – около 70.

Грамотой владело большинство купцов. Уровень грамотности среди дворянства и бояр составлял 65 процентов. Среди горожан по разным данным грамоте было обучено от 20 до 30 процентов. Грамотных среди черносошных крестьян было порядка 15 процентов. Зависимые крестьяне в основном были неграмотны.

Чёткой государственной системы образования до второй половины 17 века в России не было.

Совет

Самым распространённым было начальное образование. Преподавание велось чаще всего на дому или в небольших частных школах, существовали школы при церквях.

В таких школах могли получать знания представители всех сословий. Учителями были представители духовенства, грамотные члены семьи, у знатных людей – часто приглашались иностранцы.

На начальном этапе образования изучались чтение, письмо, счёт, основы религии.

Более углубленные знания человек мог получить самостоятельно, изучая интересующую его литературу. Получить образование за границей было почти невозможно. Государство и церковь этого не допускали. Так как считали, что западные идеи могут «испортить» русского человека.

Однако развитие страны требовало повышение качества и уровня знаний.

Активная внешняя политика России, в особенности в Западном направлении, сыграла значительную роль в развитии российского образования.

В землях Беларуси и Украины к 17 веку существовала развитая сеть православных братских школ. Они были созданы для борьбы с «окатоличиванием» населения этих земель, для сохранения национальной культуры.

В них сочетались духовное и светское образование. При этом светские науки не ограничивались чтением, письмом и счётом.

В таких школах изучались иностранные языки (прежде всего латынь), основы семи свободных искусств.

Такие школы, при покровительстве царя Алексея Михайловича, стали образцом для организации сети духовных училищ в России. Главным образом из-за того, что братские школы, прежде всего, служили укреплению православной веры и церкви.

Во второй половине 17 века появляется ряд «профессиональных» учебных заведений. Школы при аптекарском, печатном, посольском приказах.

При содействии приглашённого из Беларуси деятеля восточнославянского просвещения Симеона Полоцкого, в 1665 году была открыта специальная школа для подготовки служащих приказов.

В 1648 была открыта школа боярина Ртищева для дворянских детей. В ней обучали иностранным языкам, частично свободным искусствам.

Обратите внимание

После вхождения в состав Росси Киева, по образцу существовавшей там высшей школы –  Киево-Могилянской академии, в Москве было открыто первое высшее учебное заведение России – Славяно-Греко- Латинская академия.

Датой её основания принято считать 1687 год. Академия готовила высшее духовенство  и государственных чиновников.

Таким образом, к концу 17 века в России стала складывать система образования. Она состояла из трёх основных ступеней: начальной, средней и высшей.

Большую роль в развитии и образования сыграло книгопечатание. К 17 веку бумага окончательно вытеснила дорогой пергамент. Печатные издания стали массовыми и доступными широким слоям населения.

За вторую половину 17 века было издано около 300 тысяч букварей (стоили одну копейку) и более 150 тысяч церковных книг. Они пользовались большим спросом.

Развитие научных знаний в России 17 века носило прикладной характер. Ввиду развития российской промышленности понадобились различные руководства и справочники по добыче полезных ископаемых, военному, печатному делу, металлургии, производству стекла. В основном ими стали европейские переводные издания.

В медицине также наравне с традиционными «травниками» и «лечебниками» использовались иностранные трактаты.

Читайте также:  Битва за москву (краткое содержание)

В течение 17 века в Россию проникли многие технические новшества: микроскоп, телескоп, подзорная труба.

Но высокими были и достижения российской техники в этот период. В 1667 году, по приказу Алексея Михайловича, была основана первая в России верфь для постройки современных военных кораблей. Успешно развивалось оружейное дело, в особенности артиллерия.

Важно

Литейщики смогли отлить колокол весом более 160 тонн и установить его на колокольне.

Развивались астрономические знания. Их подталкивала необходимость составлять точные календари, определять переходящие праздники. В конце века в Холмогорах для этих целей была основана обсерватория. Её создателем был архиепископ Афанасий.

Больших успехов достигла география. Путешественники и послы описали не только европейские страны, но и далёкий Китай, страны Востока.

Были составлены справочники, содержащие информацию о соседних с Россией странах. В это же время были составлены достаточно подробные карты России и её отдельных областей.

17 век – период великих русских географических открытий. Благодаря стараниям русских первопроходцев были описаны обширные земли Сибири. В 30-х – 50-х годах 17 века, в ходе экспедиций Семёна Дежнёва были освоены земли Восточной Сибири и Крайнего Севера. Совершено плавание вдоль берегов Чукотки, открыт пролив, отделяющий Евразию от Северной Америки.

Экспедиция Василия Пояркова исследовала бассейн Амура.

Михаил Стадухин стал исследователем Оймякона и Анадыря.

Ерофей Хабаров исследовал район Приамурья.

Владимир Атласов исследовал Камчатку.

В исторической науке появились масштабные исторические труды. В частности «Синопсис» – печатная история Руси с древности до 70-х годов 17 века.

Наряду с традиционной церковной литературой (жития святых, богослужебные книги), в России 17 века широкое развитие получили светские жанры. Среди них сатирические повести («О Шемякином суде», «О Ерше Ершовиче»).

Бытовая повесть – рассказывает о жизни простых людей различных сословий («Повесть о Фроле Скобееве», «Повесть о Горе-Злочастии»).

Совет

Публицистика – в основном о причинах и последствиях Смуты («Сказание о Гришке Отрепьеве и о похождении его», «Плач о пленении и разоренииМосковского государства»). Автобиографии («Житиепротопопа Аввакума»).

Популярность приобретаю переводы европейских рыцарских романов, произведений городской литературы, приключенческие произведения.

Продолжает развитие устное народное творчество. Тематика таких произведений остаётся прежней, но зачастую главными героями становятся участники недавних событий (восстаний, бунтов, войн). Поэтому популярным героем народных произведений становится Степан Разин.

Архитектура России 17 века так же стала отходить от строгих церковных канонов.

В первой половине 17 века оформился стиль, получивший название Русского узорочья.

Для него были характерны необычные, отходящие от церковных стандартов формы построек, сложный и затейливый декор. Присутствие элементов других архитектурных стилей.

Такие нововведения хорошо видны в Теремном дворце Михаила Романова. Загородном дворце Алексея Михайловича.

Из образцов церковной архитектуры можно выделить храм Рождества Богородицы в Путинках, церковь Илии Пророка в Ярославле.

К концу 17 века появился архитектурный стиль, названный Московское (или Нарышкинское) барокко. Для него были характерны строгая  пропорциональность построек, пышная декоративная отделка, многоярусность, смешение русских и европейских архитектурных традиций. Яркими примерами такой архитектуры стали церковь Покрова Богородицы в Филях, Успенский собор в Рязани, церковь Спаса в Уборах.

Российская живопись 17 века в основном продолжала оставаться церковной. Но изменения затрагивают и её. В своих произведениях художники стараются сделать упор на изображение реальных персонажей и бытовых сцен, сохраняя при этом религиозную тематику.

Примером нового в церковной живописи является творчество Симона Ушакова и его наиболее знаменитая икона «Спас Нерукотворный».

Обратите внимание

В это же время в России получает развитие портретный жанр живописи – парсуна. Он сочетал элементы иконописи и новых явлений в русской живописи (точное отражение характерных черт персонажа, особое внимание при изображении лица). 

Новым явление в русской культуре стал придворный театр. Он был образован в 1672 году по приказу Алексея Михайловича. Образцом для него послужили европейские театры.

Перед царём разыгрывались сцены из Библии, некоторые европейские постановки. Труппа состояла в основном из иностранцев. Но после смерти царя театр прекратил существование.

Таким образом, за период 17 века культура России приобрела многие светские  черты. Они проявились в образовании (учреждение светских учебных заведений), науке (развитие реальных научных знаний), литературе, архитектуре и живописи (отход от церковных канонов, «обмирщение» искусства).

Источник: https://videouroki.net/video/11-kul-tura-rossii-v-xvii-viekie.html

Культура России в 17 веке

Начало нового периода в русской истории было и новым этапом в истории русской культуры. В XVII в. русская культура сохраняла все характерные черты феодальной культуры Средневековья, но намечаются и новые элементы. Однако новые тенденции четко обозначились только к концу века, и во многом они были связаны с именем Петра I.

В XVII в. начинается формирование русской нации. Обобщаются народные традиции, усиливается взаимосвязь местных обычаев. Рост связей между отдельными областями России через торговлю, отходный промысел, переселение и т. д.

способствуют взаимопроникновению различных диалектов, складывается единый русский язык. В основе русского национального языка – диалект Москвы и примыкающих к ней с юга земель.

Создание единого русского языка еще более способствовало росту самосознания людей как единой русской нации.

Культурно-исторический процесс этого периода характеризуется начавшимся разрушением средневекового религиозного мировоззрения. Происходит так называемое «обмирщение» культуры, т. е. отход культуры от церковных традиций и придание ей светского, гражданского характера (секуляризация). Этот процесс сказался на развитии образования и книгопечатания.

Росту грамотности способствовало появление учебных пособий. В 1634 г. был издан первый Букварь Василия Бурцева. В 1648 г. вышла Грамматика М. Смотрицкого, в 1687 г.

– «Считание удобное» – таблица умножения. Распространение грамотности способствовало росту спроса на книги. В XVII в. Печатный двор напечатал 483 книги. Продолжали выходить и рукописные книги.

Издавались и переводные.

Обучение грамоте велось «мастерами» из лиц духовного звания. Детей обучали с 6 лет. Дети знати учились в семьях, учителями зачастую были иностранцы. Многие обучали своих детей иностранным языкам, латыни.

Важно

Стали устраиваться школы, в основном при монастырях. В 1680 г. в Москве было открыто училище с двумя классами: в одном изучали славянские языки, в другом – греческий. В 1687 г. была открыта первая высшая школа – Славяно-греко-латинская академия.

В литературе XVII в. также происходило «обмирщение», появляется реалистическая бытовая и историческая повесть, где постепенно утрачиваются церковные элементы. Героями становятся не святые, а обычные люди и описываются реальные события.

В произведениях литературы 2-й половины XVII в. появляется новое отношение к человеческой личности – интерес к внутреннему миру человека, признание его ценности независимо от положения в обществе.

К XVII в. относятся первые записи фольклора (устного народного творчества). Происходит взаимное сближение литературного и народного языков.

Основными литературными жанрами остаются, как и прежде, летописи, сказания, жития, но они наполняются новым содержанием.

Появились исторические повести о завоевании Сибири Ермаком, об Азовском осадном сидении казаков и др. Жанр «Жития» приобретает характер автобиографии.

Наиболее талантливым из них является «Житие протопопа Аввакума», им самим написанное, которое можно назвать первым в русской литературе мемуарным произведением.

Появляются и новые литературные жанры: сатирические произведения, стихотворный жанр. Новым в русской литературе стал жанр демократической сатиры. В сатирических произведениях обличаются порядки феодального суда с его волокитой, продажностью судей. Это сатирические повести  «О  Шемякинском  суде» и «О Ерше Ершовиче – сыне Щетинникове».

В зодчестве XVII в. также отражается переходный характер эпохи. Происходит тоже «обмирщение» зодчества – отказ от строгих церковных канонов. Сущность новых исканий – «дивное узорочье».

Совет

Русские храмы XVII в. отличаются богатым внешним обликом и внутренним убранством. Постепенно усиливаются светские мотивы, снижаются различия между храмовым и гражданским строительством.

Выдающимся памятником зодчества этого времени является московская церковь Рождества в Путинках. Церковь в Путинках – последний из шатровых храмов. В 1652 г. патриарх Никон запретил строительство шатровых храмов, поставив за образец традиционное пятиглавие.

Наряду со старыми, традиционными формами в русском зодчестве появляются и новые. Архитектура 2-й половины XVII в. отличается большей декоративностью.

Эта пышная архитектура получила название московского барокко.

Характерные черты этого стиля – четность и симметричность композиции, многоярусность, декоративная резьба по белому камню, раскраска фасадов и подчеркнутая устремленность здания вверх.

Развивается и гражданское строительство: богатые дворяне и купцы строят для себя каменные дома с богатым декоративным оформлением фасадов.

Стиль московского барокко оказал воздействие на архитектуру последующего времени.

Живопись в XVII в. развивалась очень бурно, ее, как и другие виды искусства, затронул процесс «обмирщения». Происходит становление и развитие реалистической направленности, появляется интерес к личности. Развивается бытовой жанр, портретный – парсунная живопись.

В 1-й половине XVII в. парсуны писались в старой, иконописной манере – на досках, яичными красками. Так написаны парсуны царя Федора Ивановича и воеводы князя Скопина-Шуйского.

До XVII в. в России не было театра. На протяжении веков театр заменяли народные обряды – такие, например, как проводы масленицы. На этих праздниках выступали скоморохи, акробаты и т. д. Позже появились народные театры скоморохов.

По-настоящему театр появился в XVII в. – придворный и школьный театры. Придворный театр появился в Москве при Алексее Михайловиче. Школьный театр был при Славяно-греко-латинской академии. Пьесы писались учителями и ставились учащимися. Появление придворного и школьного театров расширило сферу духовной жизни русского общества XVII в.

Обратите внимание

Подводя итоги развития культуры России XVII в., прежде всего следует отметить ее «обмирщение», постепенный отход от религиозных традиций к светским мотивам. Это выразилось в возросшем интересе к личности, стремлении к реализму во всех видах искусства.



Источник: http://biofile.ru/his/12996.html

Образование и культура в 17 веке: краткое описание

Образование 8 марта 2015

Образование и культура в 17 веке бурно прогрессировали. На это влиял рост городов, развитие торговли и ремесла. К тому же усилились культурные и политические отношения России с Беларусью и Украиной. А также произошло расширение связей со странами Западной и Центральной Европы, оттуда все больше стали проникать культура и научные знания.

В городах начали строить двух- и трехэтажные постройки, чаще сооружали каменные дома. Характерной особенностью строительства стала богатая декоративная отделка.

Образование и просвещение

Образование и культура в 17 веке в России хотя и развивались с небывалой скоростью, но большинство людей оставалось неграмотными, хотя среди горожан грамотных стало больше. В Москве печатались буквари, которые пользовались хорошим спросом. Появилось множество книг, переведенных на русский язык. Некоторые люди стали собирать и хранить книги.

Было уже недостаточно просто обучаться грамоте, арифметике и письму. Государственная и хозяйственная деятельность усложнялась, появилась потребность в образованных людях, которые владеют знаниями в разных областях.

Но образование и культура в 17 веке встречали упорное сопротивление со стороны боярской знати и духовенства, которые были настроены консервативно. Между тем в Москве возникали все новые и новые частные школы.

И в 1687 году в России первым высшим учебным заведением стала Славяно-греко-латинская академия.

С 1621 года для царя и его окружения выпускали рукописную газету «Куранты», где описывались последние события, произошедшие в других странах. Книги, в которых сообщались светские знания, были доступны далеко не всем.

Знания в медицине основывались на опыте лечения. Хотя распространялись «травники» (описание лекарственных свойств растений) и переведенные учебники.

В 1678 году напечатана история Русского государства, повествование в «Синопсисе» начинается с древнего времени и вплоть до 70-х годов 17 века.

Читайте также:  Черниговская земля - географическое положение, отношения с соседями, междоусобицы князей

Расширение географии

Географические знания, так же как образование и культура в 17 веке, неуклонно развивались. Русские землепроходцы, такие как Семен Дежнев (совершил экспедицию к проливу между Северной Америкой и Азией в 1648 году), Е.

Хабаров (составил карту земель по реке Амур в 1649 году, позже там образовались русские поселения), В. Атласов (провел обследование Курильских островов и Камчатки), внесли огромный вклад в расширение географии.

Основываясь на всех этих знаниях, были разработаны карты Российского государства, Украины и Сибири.

Видео по теме

Литература

Образование и культура в 17 веке в России обусловили возникновение новых жанров в литературе. Стали писать не только о богатых, но и о простых людях. Появилась сатира, объектами которой явились церковь и господа. В этом веке возникло стихосложение и драматургия. Симеон Полоцкий был их основателем, так как являлся автором пьес при дворе Алексея Михайловича.

В это время впервые записали пословицы, народные песни, поговорки. Фольклор прочно проник во все области культуры. Повсеместное распространение получила западная литература, переведенная на наш язык.

Зодчество

Монументальные храмы стали сменять небольшие посадские церкви, которые поражали игрой объемов и красок, нарядные, живые, покрытые множеством узоров. Под влиянием Беларуси и Украины в последние десятилетия 17 века в архитектуре распространился стиль московского барокко.

Главной его идеей была пропорциональность всей композиции и пышная декоративная отделка. Большое внимание уделялось созданию колоколен и ярусов. Делая вывод, можно сказать, что образование и культура 17 века сказались и на внешнем виде городов, сделав их еще более красивыми.

Живопись

Образование и культура в 17 веке способствовали развитию живописи. Художники начали проявлять свое внимание к человеческой личности. Хотя иконопись достигла небывалого доселе мастерства, возникла портретная живопись. Основателем ее является Симон Ушаков.

Оружейная палата стала центром изобразительного искусства, она находилась в Московском Кремле. В ней трудились как русские, так и иностранные художники. В своей работе они старались добиться большого сходства с натурой.

В 70-х годах был создан «Титулярник» — это собрание портретов правителей, начиная от Рюрика и заканчивая Петром Алексеевичем, содержались там и портреты иностранных патриархов, царей, изобразили в нем также гербы разных стран.

Заключение

Начались перемены в России, изменилось образование и культура в 17 веке. 7 класс школы – это время, когда изучается этот пласт нашей истории, который стал переломным для русской культуры.

Частые народные движения, войны, события Смутного времени дали понять народу, что он способен участвовать в своей судьбе. Миропонимание изменилось, расширился кругозор.

Появилось движение вперед во всех областях, обнаружилась потребность в обучении и подготовке квалифицированных кадров.

Источник: fb.ru

Источник: https://monateka.com/article/187098/

Культура России в XVII веке (стр. 1 из 2)

Культура России в XVII веке.

На развитие культуры XVII века большое влияние оказывали рост городов, развитие ремесла и торговли. Обстановка «бунтарного века» способствовала расшатыванию религиозных представлений. Усилились политические и культурные связи России с Украиной и Белоруссией, особенно после воссоединения Левобережной Украины и Киева с Российским государством.

Расширились связи со странами Центральной и Западной Европы, откуда в Россию стали более активно проникать научные знания и культура. Наступил новый этап в этническом развитии русского народа.

В русском языке стал доминирующим московский говор, который под влиянием южновеликорусского превратился в общевеликорусский, так называемое московское просторечие. В городах стали строить двух- и трехэтажные дома, значительно выросло каменное строительство. Характерная особенность русских построек XVII века — богатая декоративность во внешней отделке.

Важно

Резьба по дереву и камню, разноцветная окраска стен, наличников, дверей, затейливые покрытия зданий «лемехами» придавали зданиям нарядный вид. Антицерковные настроения и социальный протест народных масс нашли непосредственное отражение в устном народном творчестве.

Такие пословицы, как «Молебен бьет, а пользы нет», «Кому тошно, а попу в мошно», показывают насмешливое отношение к церковникам и церковным обрядам в массе населения. Во многих пословицах осуждаются господа: «В боярский двор ворота широки, а со двора узки», «Наказал Бог народ — послал воевод».

Фольклор отразил возникающее в народе сознание своей силы: «Мужик гол, а в руках у него кол». Любимым героем народного творчества стал Степан Разин, вокруг имени которого сложились многочисленные легенды, песни и сказания. По всей России бродили скоморохи, кукольники.

Их смелые и резкие, проникнутые народным юмором обличения светских и духовных господ привлекали к себе народ и в то же время сильно тревожили феодальные верхи общества. Царь Алексей Михайлович в 1648 году послал по городам указ — не пускать скоморохов, разгонять «позорища» (зрелища), а «хари» (маски) и «бесовские гудебные сосуды» ломать и жечь, непослушных же бить батогами. Но ничего не помогало.

Образование и просвещение. Масса населения оставалась неграмотной, но количество грамотных людей, особенно среди горожан, значительно выросло. Печатавшиеся в Москве буквари пользовались большим спросом. В 1651 году за один день было продано 2400 экземпляров «Букваря» В. Ф. Бурцова.

Бумага окончательно вытеснила дорогой пергамент, употреблявшийся теперь только для царских грамот. Две московские бумажные «мельницы» уже не обеспечивали потребностей страны в бумаге, ее стали привозить из Франции и Голландии. Гораздо больше, чем прежде, стали переводить книги.

Не только в монастырях, где книгохранилища существовали издавна, но и у отдельных лиц появились большие по тому времени собрания книг.

Теперь уже было недостаточным простое обучение грамоте, письму и арифметике. С усложнением государственной и хозяйственной деятельности возникла потребность в образованных людях, владеющих знаниями в различных областях.

Однако распространение светских знаний и тем более иностранных языков, встречало упорное сопротивление духовенства и консервативно настроенной боярской знати. В XVII веке в Москве обосновалось немало образованных людей из украинских и белорусских земель, искавших приют в Российском государстве.

Они приносили с собой западную образованность, но против них выступали так называемые грекофилы, которые боялись распространения «латинства», считавшегося извечным врагом православия. В 40-х годах Ф. М.

Совет

Ртищев пригласил из Киева ученых монахов и устроил школу для молодых дворян в Андреевском монастыре, где он и сам обучался греческому и латинскому языкам, риторике, философии. Многие из числа знати неодобрительно отнеслись к этому, считая, что уже в самой латинской грамоте заключается «еретичество».

Тем не менее в Москве открылось еще несколько частных школ.

Их деятельность подготовила основание в 1687 году в Москве Славяно-греко-латинской академии во главе с учеными-греками, братьями Иоанникием и Сафронием Лихудами.

Это было первое высшее учебное заведение в России, открытое для людей «всякого чина, сана и возраста» и предназначавшееся для подготовки высшего духовенства и чиновников государственной службы.

С 1621 года в Посольском приказе для царя и его окружения составлялись «Куранты» — нечто вроде рукописной газеты, сводки новостей о событиях в других странах. Светские знания распространялись как с помощью книг, доступных весьма узкому кругу людей, так и путем накопления практического, конкретного опыта в разных сферах деятельности.

При невысоком общем теоретическом уровне математических знаний в XVII веке умели решать задачи, связанные с повседневной практикой — измерять площади, извлекать квадратные и кубические корни, решать уравнения с несколькими неизвестными.

Практические знания в области химии отразились во многих рукописных пособиях для приготовления красок и чернил.

Медицинские знания основывались также на практическом опыте лечения болезней, накопленном веками. Распространялись переводные учебники и «травники» с описанием лекарственных свойств растений. В Аптекарском приказе обучали изготовлению медикаментов и врачеванию.

В XVII веке в связи с освоением новых территорий и расширением связей с другими странами активизировалось накопление географических знаний. В 1648 году во время экспедиции С. Дежнева был открыт пролив между Азией и Северной Америкой, в 1649 году Е. Хабаров открыл земли по Амуру.

Общественно-политическая мысль . Бурные события начала столетия вызвали у современников стремление разобраться в происходящем и недавнем прошлом, оценить характер и причины происшедших потрясений.

Обратите внимание

Из дворянской среды вышло проникнутое антибоярской тенденцией «Писание» о герое освободительной борьбы М. В. Скопине-Шуйском.

В произведениях, посвященных бурным событиям начала века и написанных его участниками и очевидцами — дьяком Иваном Тимофеевым, келарем (управляющим хозяйством) Троице-Сергиева монастыря Авраамием Палицыным, — содержится осуждение народных движений и развивается мысль о том, что ослабление государственной власти и пренебрежение религиозными правилами и нормами явились причинами потрясений, поставивших страну на край гибели.

В центре внимания некоторых мыслителей второй половины XVII века оказались вопросы экономической жизни и государственного устройства. В Москве над исправлением церковных книг работал Юрий Крижанич.

В сочинении «Думы политичны» («Политика») он выступил с широкой программой преобразований, включавшей развитие торговли и промышленности, реформу государственного управления и законодательства.

В области международных отношений Крижанич выдвигал идею объединения славянских народов во главе с Россией, но под эгидой католической церкви.

Видный государственный деятель П. Л. Ордын-Нащокин разрабатывал также обширные планы преобразований. Он считал необходимым всемерное содействие развитию торговли и купечества, требовал ликвидации привилегий иностранных купцов и освобождения внутреннего рынка от конкуренции с их стороны. По его инициативе был принят Новоторговый устав 1667 года.

Литература. В литературе XVII века появляются новые веяния, возникают новые жанры. Усиливается внимание к человеческой личности, ее индивидуальным особенностям, переживаниям и действиям, появляется вымышленный герой, принадлежащий не к феодальным верхам, а к служилым или посадским людям и даже к «голым и небогатым».

Одним из ярких явлений в истории русской литературы стала демократическая сатира, вышедшая из народной, преимущественно городской среды, объектом которой были господа и властители, церковь и церковники.

В первой половине века распространилось «Сказание о куре и лисице», в котором высмеиваются лицемерие и стяжательство духовенства. В «Калязинской челобитной» высмеиваются пьянство и распущенность монахов.

Важно

В повести «О Шемякином суде» и повести «О Ерше Ершовиче — сыне Щетинникове» обличается несправедливость феодального суда с его продажными судьями, стоящими на стороне богатых.

Повесть «О Фоме и Ереме» разоблачает дворянских детей, не способных ни к какому труду.

«Азбука о голом и небогатом человеке» содержит горький и гневный рассказ о том, как богачи довели человека до крайней нищеты и теперь он готов «ожечь дубиною по спине» своих разорителей.

В литературе XVII века рассматривается тема взаимоотношений старого и молодого поколений, что характерно для того времени, когда «старые обычаи поисшаталися», «старина и новизна перемешалися».

В «Повести о Горе-Злочастии» неизвестный автор, рассказывая историю выходца из богатой купеческой семьи, размышляет о причинах жизненных неудач этого «доброго молодца», который теряет личное счастье, богатство, свободу.

Трагична и судьба героя «Повести о Савве Грудцыне» — тоже выходца из купеческой семьи, попытавшегося нарушить патриархальные порядки.

Новым в литературе стало появление стихосложения. Симеон Полоцкий переложил на стихи псалтырь, служившую долгое время пособием для обучения детей грамоте. Он сочинил немало помпезных, со многими аллегориями стихов, славящих царей. В конце столетия в этом направлении работали стихотворцы Сильвестр Медведев и Карион Истомин.

Зодчество . В архитектуре на смену монументальным храмам приходят небольшие посадские церкви, поражающие игрой красок и объемов, живые, нарядные, покрытые бесчисленными узорами. Шатровые колокольни украшаются резьбой, изразцами.

«Дивной» была названа Успенская церковь в Угличе (1628) с тремя высокими, стройными шатрами. Изящна и нарядна церковь Зосимы и Савватия в Троице-Сергиевом монастыре (1637), украшенная цветными изразцами.

В Москве в 1639-1642 годах был возведен храм Рождества Богородицы в Путинках, в 1635-1653 годах возведена церковь Троицы в Никитниках по заказу купца Г. П. Никитникова. В Кремле соорудили впечатляющий царский дворец, кремлевские башни украсили шатровыми надстройками.

Шатровые башни, украшенные цветными изразцами, фигурным кирпичом и резным белым камнем, придали Московскому Кремлю торжественный вид.

Источник: http://MirZnanii.com/a/351650/kultura-rossii-v-xvii-veke

Ссылка на основную публикацию