Русская культура 12 века кратко

Культура Древней Руси в 12 веке

Основы и истоки культуры 12 века

Культура Киевской Руси в 12 веке представляла собой своеобразный синтез двух религиозных систем – христианства, которое было принято чуть больше века назад и язычества, которое было основой культуры славянских племен.

Несмотря на то, что христианство прочно вошло в повседневную жизнь и стало серьезной культурной и политической силой, процесс духовных изменений и культурных шел не очень быстро – в разных сферах деятельности человека все еще проглядывались древние языческие корни и традиции.

Особенно важно отметить, что язычество не так быстро уступило место христианству в культурном сознании по той причине, что племена, из которых сформировалась Древняя Русь, не были варварами, напротив, они имели свою древнюю культуру, свой язык, свою письменность, календари и систему ценностей – не так просто было вытравить это из сознания людей. Наряду с христианскими мотивами в искусстве этого периода все еще присутствовали природные мотивы, свойственные язычеству – почтительное уважение к природе, к животным, птицам (которых часто изображали на различных изделиях ремесленники). Таким образом, в 12 веке параллельно существовало христианское творчество – иконопись, церковная архитектура, и языческое – природные мотивы в народных ремеслах.

Обратите внимание

Двоеверие существовало достаточно долго, по некоторым сведениям, в 12 веке на Руси было еще достаточно много язычников, и они не могли не нести свою культуру и свои традиции.

В крупных городах культура все больше принимала в себе христианскую идеологию и эстетику, строились церкви и монастыри, все чаще на фресках изображались библейские мотивы.

А вот в отдаленных регионах и деревнях процветало язычество и народные промыслы.

Особенности культуры 12 века

Однако, несмотря на двоеверие, принятие христианства дало огромный толчок к развитию русской культуры, что стало особенно заметно в 12 веке. Более всего христианство повлияло на архитектуру, живопись и литературу.

Начавшийся в 11 веке процесс развития грамотности, в 12 веке получил новый виток, что не могло не отразить на культур и, прежде всего, литературе. В целом, культура Руси в 12 веке во многом переняла традиции Византии и Греции, откуда и было перенято христианство.

Основная концепция религии и религиозного искусства этих культур состояла в том, чтобы показать бренность земной жизни в противовес важности жизни духовной.

Именно поэтому все чаще художники перестали изображать картины реальной жизни человека, они стали обращаться к библейским историям, к жизни духа, предпочтение теперь отдавалось священному, непостижимому, акцент делался на духовности и божественности.

Таким образом, главное внимание искусства в 12 веке постепенно перешло от человека во плоти, к человеческому духу.

Архитектура 12 века

Влияние Греции и Византии наиболее заметно в зодчестве и иконописи, так как две этих сфера наиболее тесно связаны с религией и религиозным сознанием. От Византии Русь переняла традицию купольно-крестовой формы храмов, которые начали строиться повсеместно.

Первым подобным собором был Софийский собор в Киеве, у которого было 13 куполов, затем Собор Святой Софии в Новгороде, а следом за ним и множество других храмов. Однако в 12 веке архитектура Руси начинает несколько отходить от византийских традиций и принимать свои собственные, уникальные черты.

Важно

Этому способствует рост феодализма и феодальной раздробленности, который в 12 веке принимает огромные масштабы.

Каждый князь не просто желает получить власть, он стремиться сделать вверенные ему территории самыми красивыми, помпезными – начинают строиться храмы, в которые князья вкладывают огромные суммы денег, архитектура становится все более изощренной, более помпезной, что не свойственно греческим и византийским храмам. Появляются церковь Покрова на Нерли, Дмитровский и Успенский соборы во Владимире – символы новой архитектурной традиции. Успенский собор украшен совершенно особенной системой арок, которые придают архитектуре ажурность, некоторую легкость.

Живопись в 12 веке

Живопись также развивалась под влиянием христианства. Все большие обороты набирает иконопись, все чаще художники занимаются мозаиками и фресками, которыми украшают многочисленные храмы. Ярким примером может служить мозаика Богоматери в Софийском Соборе в Киеве.

Иконопись теперь становится русской – если раньше на Руси работали, в основном, греческие или византийские мастера, то теперь появляются свои собственные иконописцы, которые привносят новые традиции и элементы. Постепенно русские иконописцы уходят от копирования техники своих греческих коллег и начинает формироваться русская школа иконописи, ставшая позднее известной на весь мир. Профессионализм мастеров растет.

Литература в 12 веке

Литература в этот период, в основном, представляет собой переводы различных греческих трактатов. Однако существенный прорыв был совершен, когда в 12 веке появляется первая русская летопись – Повесть Временных Лет.

Это дает серьезный толчок к развитию литературы – появляются многочисленные жития святых, автобиографические книги князей и у управителей.

Также в этот период появляется известнейший памятник древнерусской литературы – «Слово о полку Игореве», которое не только является исторической летописью, но и литературным произведением, от которого позднее пошла вся художественная литература Руси.

ПОМОГЛО? ЛАЙКНИ!

Источник: http://historykratko.com/kultura-drevney-rusi-v-12-veke

Русская культура 12-го века

В 12-м в.

культура Руси находилась все еще на своей ранней стадии развития и представляла собой довольно сложный синтез двух религиозных систем, которые пытались вытеснить друг друга, — христианства, которое было принято немногим больше века назад и, несмотря на огромную поддержку государства, все еще не могло полностью завоевать умы людей, и язычества, которое никак не хотело уходить и было основой уклада и жизни многих племен, вошедших в состав Руси несколько веков назад. Процесс духовных и культурных изменений, связанных с принятием христианства, шел не очень быстро — во многих сферах человеческой деятельности все еще очень сильно было выражено влияние язычества, что вполне естественно, так как последнее служило культурной основой много веков. Язычество не уступало место христианству во многом благодаря тому, что племена, которые его исповедовали, не были варварами (как думали многие соседние государства), напротив, они имели свою развитую культуру, язык, письменность, изменить которую было очень непросто.

В результате в этот период наряду с христианскими мотивами в творчестве проглядывали и языческие мотивы — мотивы природы, уважения к земле, животным и птицам, что особенно ярко прослеживалось в различных ремеслах. Таким образом, культура разделилась на христианскую (к ней относились иконопись и зодчество) и языческую (народные ремесла).

Двоеверие просуществовало достаточно долго, чтобы породить новый тип культуры, соединяющий в себе самые разные мировоззренческие позиции.

В крупных городах культура все чаще представляла собой христианский взгляд на мир, строилось огромное количество церквей, монастырей, на фресках изображались библейские мотивы.

В то же время в более мелких поселениях можно было встретить редкие ремесла, которыми люди занимались несколько веков и которые представляли собой торжество языческого видения мира. Существовали регионы, где христианство не проявлялось никак, а люди продолжали жить по старому укладу.

Особенности культуры 12-го в

Однако следует отметить, что, несмотря на двоеверие, христианство все прочнее входило в повседневную жизнь и дало огромнейший толчок к развитию культуры в Древней Руси.

Больше всего христианство повлияло на архитектуру, живопись и литературу. Начавшийся в 11-м в.

процесс насаждения грамотности получил новый виток, стало появляться все больше образованных людей, что не могло не отразиться на культуре и стало наиболее заметно в литературе.

Совет

Культура Руси в 12-м в. вслед за христианством переняла многие традиции из Византии и Греции. Основной принцип культуры этих стран заключался в том, чтобы показать человеку всю бренность его земного существования и обратить его взгляд на духовное развитие, духовную сферу в целом.

Все чаще художники стали изображать сцены из Библии и писать картины, которые, по их мнению, относились к духовной сфере жизни, и все реже можно было увидеть на полотнах изображения обыденной жизни человека.

Образы потеряли связь с реальностью и стали все более эфемерными — предпочтение отдавали священному, непостижимому, божественному.

Акцент в культуре в 12-м в. сместился от внимания к человеку как существу из крови и плоти к божественному духу, заключенному в каждом.

Архитектура 12-го в

Зодчество и иконопись стали основными отраслями культуры, в которых было наиболее заметно влияние Византии и Греции, так как именно они были тесно связаны с религией и, в частности, с христианством.

От Византии Древняя Русь переняла традицию строить храмы купольно-крестовой формы, первым из которых стал Софийский собор в Киеве (он имел 13 куполов), а затем был возведен Собор Святой Софии в Новгороде и другие, более мелкие храмы.

К середине 12-го в. зодчество Руси начинает потихоньку отходить от византийских традиций и принимать собственные черты, в частности большую помпезность и богатое убранство.

Связано это было с развитием феодализма — каждый феодал стремился выделиться и строил на своей земле храм, который украшал как можно богаче, чтобы показать свое благосостояние соседям. Архитектура стала помпезной, яркой, изощренной, что совершенно не свойственно храмам в Греции и Византии.

Примером таких храмов стали церковь Покрова на Нерли, Успенский собор во Владимире (украшен особой системой арок, что придает ему легкость и ажурность).

Живопись и иконопись в 12-м в

Изобразительное искусство также развивалось под влиянием христианства. Все больше художники стали обращаться к созданию церковных фресок и мозаик, стала появляться русская школа иконописи со своими традициями и принципами, зародились первые мастера в этом жанре. Ярким примером изобразительного искусства того периода можно назвать мозаику Богоматери в Софийском соборе в Киеве.

Иконопись становится русской: стали появляться русские мастера, которые заняли место греков и византийцев, которых раньше нанимали для создания икон.

Русские мастера постепенно перестают копировать технику и сюжеты своих зарубежных учителей и создают собственные работы, отличающиеся от традиционных греческих и византийских икон.

В этот период появляются работы, ставшие известными на весь мир.

Литература в 12-м в

Литература развивается не такими быстрыми темпами, как другие отрасли искусства, однако в этот период происходит важный толчок к ее дальнейшему процветанию. В основном в 12-м в.

занимались переводами различных религиозных греческих трактатов и летописей, однако вскоре появляется и собственная летопись — «Повесть временных лет».

После ее появления в литературе происходит огромный прорыв, появляются многочисленные жития святых, автобиографические записи, написанные уже самими русскими мастерами.

Обратите внимание

В этот же период появляется «Слово о полку Игореве» — произведение, которое считается основой всей русской художественной литературы.

> Поделитесь с нами своим заданием!

Источник: http://historynotes.ru/kultura-rusi-v-12-veke/

Культура России 12-17 века

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Культура России в 12- 17 веках

2 слайд Описание слайда:

Период раздробленности XII- середина XIII веков. Особенности: Полицентризм Бурное развитие

3 слайд Описание слайда:

Литература Расцвет летописания (При каждом княжеском дворе свои летописи) -Владимирский свод (с 1117 года) содержал миниатюры -Галицко-волынская летопись отличалась светскостью и поэтичностью изложения -Новгородские и псковские летописи краткостью и деловитостью, содержанием экономических данных 2. Жития и Патерики (сборники житийных рассказов) 3. Сказания -Сказание о чудесах Владимирской иконы Богоматери — Сказание о победе над Волжскими Булгпрами Кирилл Туровский – считался лучшим проповедником и писателем Слово о полку Игореве (1185-1187) Поход Новгород-Северского князя на половцев. Главная идея – объединение Руси. Слово Даниила Заточника (конец 12 века) – убеждает князя Ярослава (Сына Всеволода Большое гнездо взять его на службу) — Моление Даниила Заточника 7. Слово о погибели земли Русской -Описание батыева нашествия

Читайте также:  Краткая биография адольфа гитлера

4 слайд Описание слайда:

Архитектура Особенности Увеличилось число построек , особенно каменных зданий. Научились вписывать постройки в окружающий ландшафт Появился характерный тип русского храма (четырех стопный, крестово-купольный) Разнообразие

5 слайд Описание слайда:

Архитектурные школы Руси Западная и Юго-Западная (белый камень, резьба, скульптуры, краски) Южная (Киев, Чернигов, Переяславль) – кирпич, башнеобразная форма) Владимиро-суздальская – белый известняк, аркатурные пояса. Новгородская простота, небольшой размер, камень плитняк.

6 слайд Описание слайда:

Церковь Успения Богородицы Пирогощи (1131-1136) Южная Кирилловская церковь в Киеве была построена в середине XII. Стены Кирилловской церкви покрыты живописью — фресками XII века

7 слайд Описание слайда:

Пятницкая церковь в Чернигове построена в конце ХІІ – в начале ХІІІ в.в

8 слайд Описание слайда:

Владимиро-суздальская Собор Рождества Богородицы в Суздале,1122-1125 При Юрии Долгоруком построены: — Церковь Бориса и Глеба в Суздале

9 слайд Описание слайда:

Андрей Боголюбский Золотые ворота — выдающийся памятник древнерусской архитектуры, расположенный в городе Владимире. Построены в 1164 году Успенский собор во Владимире (1158—1160 гг.),

10 слайд Описание слайда:

— Дворец в Боголюбово — Собор Рождества Богородицы До недавнего времени в литературе была принята датировка храма по Н. Н.

Важно

Воронину — 1165 год, основанная на сообщении Жития Андрея Боголюбского о том, что церковь Покрова была построена в память о погибшем сыне великого князя — Изяславе Андреевиче[1]. Однако Изяслав погиб осенью 1165 года, и в течение зимы храм никак не мог быть построен. С. В.

Заграевский, проведя анализ летописных источников, обосновал более раннюю датировку храма — 1158 годом Андрей Боголюбский Це́рковь Покрова́ на Нерли́

11 слайд Описание слайда:

Дмитровский собор во Владимире. 1191 год. Всеволод Большое Гнездо

12 слайд Описание слайда:

Гео́ргиевский Собо́р расположенный на территории древнего детинца в городе Юрьев-Польский Владимирской области. Сооружён в 1230—1234 годах князем Святославом Всеволодовичем.

13 слайд Описание слайда:

Георгиевский собор Юрьева монастыря — православный храм в Юрьеве монастыре (Великий Новгород). Построен в 1119 году, Новгородская школа

14 слайд Описание слайда:

Новгородская школа Церковь Иоанна на Опоках (на Петрятине дворе) названа в честь пророка Иоанна Предтечи. Заложена в 1127 году князем Всеволодом Мстиславичем.

15 слайд Описание слайда:

Рождественский собор Антониева монастыря. Заложен в 1117 году на средства, выловленные из Волхова.

16 слайд Описание слайда:

Це́рковь Спа́са на Нере́дице Построена за один сезон около 1198 года при новгородском князе Ярославе Владимировиче.

17 слайд Описание слайда:

Живопись Иконы -Битва суздальцев с новгородцами -Дмитрий Солунский -Ангел Золотые Власы Ангел Золотые Власы Фрески -В роспись храмов проникают бытовые Появились выносные иконы

18 слайд Описание слайда:

Образование -Для горожан – школы при церквях и монастырях -Писали на бересте. -Не менее 10% горожан были грамотными, особенно высокая грамотность в Новгороде. Домашнее обучение.

19 слайд Описание слайда:

Совет

Литература Устное народное творчество -Былины и сказки (Враг- татары) Сказание о Щелкане, о Дюдюке. — Песня об Авдотье Рязаночке -сказки о Бабе-Яге — повесть о раззорении Рязани Батыем -Повесть о нашествии Тохтамыша Культура России в XIV-XV веках

20 слайд Описание слайда:

Литература Жития Житие Александра Невского Жития князей погибших в Орде Житие Сергия Радонежского (Епифаний Премудрый – «плетение словес») Памятники Куликова Цикла -Задонщина Летописная повесть о Куликовской битве -Сказание о мамаевом побоище (16 век) Похвальное слово (панегрик)

21 слайд Описание слайда:

Литература Рассказы о путешествиях Хождение Стефана Новгородца в Царьград (14) Хождение на Флорентийский Собор (15) Хождение за три моря тверского купца Афанасия Никитина (о путешествии в Индию (15 век) Летописание (летописи 14 века погибли) Летописание ожило благодаря митрополиту Киприяну (Троицкая летопись , общерусский свод, 1408) — множество летописей в правление Ивана III (как официальных, так и независимых)

22 слайд Описание слайда:

Много строил Иван Калита, но ничего не сохранилось Архитектура

23 слайд Описание слайда:

Белокаменный кремль построен при Дмитрии Донском в 1367 году

24 слайд Описание слайда:

Кремль из кирпича построена при Иване III? итальянскими мастерами (Антон Фрязин, Марк Фрязин, Антонио Солари)

25 слайд Описание слайда:

Церковь Фёдора Стратила́та на Ручью́ — храм XIV века в Великом Новгороде Церковь Фёдора Стратила́та на Софийской стороне конец 13 века

26 слайд Описание слайда:

Церковь Спаса Преображения на Ильине улице — храм в Великом Новгороде, построенный в 1374 году и знаменитый тем, что в нем одном сохранились фрески кисти Феофана Грека. Роспись сделана в 1378 году.

27 слайд Описание слайда:

Троицкий собор Троице-Сергеевой лавры 1423г

28 слайд Описание слайда:

Успенский собор Московского Кремля — православный храм, расположенный на Соборной площади Московского Кремля. Сооружён в 1475—1479 под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти. Главный храм Московского государства.

29 слайд Описание слайда:

Существующий Архангельский собор был сооружён в 1505—1508 гг. под руководством итальянского зодчего Алевиза Нового на месте старого собора XIV века и освящен 8 ноября 1508 года митрополитом Симоном

30 слайд Описание слайда:

Обратите внимание

Гранови́тая пала́та — памятник архитектуры в Московском Кремле, одно из древнейших гражданских зданий Москвы. Построена в 1487 — 1491 году по указу Ивана III итальянскими архитекторами Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари.

31 слайд Описание слайда:

Живопись14-15 века считается наибольшим расцветом иконописи Андрей Рублев (1360-1430) Спас в силах, 1408 Святая Троица, 1410-е. Фрески Благовещенского собора, иконостасУспенского собора во Владимире.

32 слайд Описание слайда:

Феофа Грек (около 1340 — около 1410) — великий русский и византийский иконописец, миниатюрист и мастер монументальных фресковых росписей. Спас Вседержитель. Роспись купола церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Великом Новгороде. 1378 г. Донская икона Божией Матери

33 слайд Описание слайда:

икона Феофана Грека — Успение Богородицы, 1392 год, оборот Донской иконы Божией Матери

34 слайд Описание слайда:

Диони́сий (ок. 1440—1502) — ведущий московский иконописец (изограф) конца XV — начала XVI веков. Считается продолжателем традиций Андрея Рублева. Одигитрия Смоленская. 1482 г. Сошествие во ад. 1495—1504 гг.

35 слайд Описание слайда:

Димитрий Прилуцкий с житием, икона из Спасо-Прилуцкого монастыря. Ок. 1503 г Варвара Великомученица

36 слайд Описание слайда:

На рубеже 14-15 веков появляется Иконостас перегородка отделяющая Алтарь, имеет несколько рядов икон – чинов.

37 слайд Описание слайда:

Традиционная патриархальность Патриотизм Формирование великорусской народности -создание централизованного государства, идея доброго царя Культура России в 16 веке.

38 слайд Описание слайда:

Важно

Образование и письменность Распространение письменности в связи с ростом чиновничьего аппарата замена пергамена бумагой Начало книгопечатанья 1564 год, Иван Федоров и Петр Мстиславец, первая книга – «Апостол» Появление учебников (Азбуковники)

39 слайд Описание слайда:

Религиозные споры и идеология •Иосифляне (Иосиф Волоцкий) и нестяжатели(Нил Сорский) – о собственности церкви (Иван III) •ереси •Теория «Москва – третий Рим»- впервые была сформулирована в двух посланиях конца 1523 года — начала 1524 старца псковского Елеазарова монастыря Филофея

40 слайд Описание слайда:

Литература ◊ Максим Грек — монах Афонского монастыря приглашенный Василием III, автор 300 работ.

◊ Степенная книга История России, как преемницы Византии и Киевской Руси (митрополит Афанасий) ◊ Лицевой летописный свод (16 век) ◊ Сказание о князьях Владимирских (конец 15 века) Князья Владимирские от императора Августа ◊ Иван Пересветов -»Сказание о Магомед-султане» ◊Переписка Ивана Грозного С князем Андреем Курбским ◊Великие Четьи-Минеи – 12 томный сборник для домашнего чтения о святых, сказания и т.д. (Митрополит Макарий) 16 век. ◊ Домострой (Сильвестр)

41 слайд Описание слайда:

Архитектура Федор Конь -Линия обороны Москвы – Белый город, крепость в Смоленске появляется шатровый стиль — Активно строятся монастыри

42 слайд Описание слайда:

Троицкая (теперь Покровская) церковь в Александровой слободе. Первый шатровый храм. 1510-е гг.

43 слайд Описание слайда:

Церковь Вознесения в Коломенском. 1535 год

44 слайд Описание слайда:

Собор Покрова на рву. 1555-61 гг. Покровский собор был построен в 1555—61 годах по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани и победе над Казанским ханством.

По одной из версий, архитектором был известный псковский мастер Постник Яковлев по прозвищу Барма.

По другой, широко известной версии Барма и Постник — два разных архитектора, оба участвовавших в строительстве, эта версия ныне устарела

45 слайд Описание слайда:

Совет

Фрески (Роспись Благовещенского собора) — Иконы – после Стоглавого собора (1550)приняты образцы изображения святых, Икона становиться более информативной. Живопись Церковь воинствующая). Ок. 1550-1560 г написана, вероятно, по заказу царя Иоанна Васильевича IV Грозного после покорения Казани.

46 слайд Описание слайда:

Появляются две школы – Годуновская и строгоновская — Миниатюра -Лицевой свод, Житие Сергия Радонежского Парсуна – конец 16- начало 17 века Никита Воин. 1593 г., Прокопий Чирин

47 слайд Описание слайда:

Лицевое шитье -пушки (1586- «Царь пушка», Андрей Чохов) пищали Ремесло

48 слайд Описание слайда:

Повышенный интерес к истории, образованию Изменилось отношение к западу Начало обмирщения культуры Культура России в 17 веке.

49 слайд Описание слайда:

Образование и посвящение —Школа в Немецкой слободе, частные школы, домашнее обучение.(Симеон Полоцкий, Морозов- учителя Алексея Михайловича. — Славяно-греко- латинская академия в Москве,(Братья Лихуды, 1687г.

-Создание государственных (Посольского приказа) и частных (Ордина- Нащокина, Голицына) библиотек. -Рост печатной продукции (Букварь В. Бурцева, Псалтырь и Часослов, Грамматика М.

Смотрицкого) -Накопление научных знаний (перевод европейской научной литературы)

50 слайд Описание слайда:

Литература -Историческая повесть(«Повесть о взятии Азова«, «Сказание об осаде Троице -Сергиева Монастыря» – Авраам Палицын , Временник Ивана Тимофеева) — бытовая повесть(«Повести о Горе- Злосчастье») — возникновение автобиографических произведений («Житие протопопа Аваакума») -Сатирических произведений («Повесть о Ерше Ершовиче«, Шемякин суд») -поэтические произведения Симеона Полоцкого

51 слайд Описание слайда:

Архитектура Успенский храм (1628 г.) — уникальный памятник древнерусского зодчества. За необычайную красоту эта церковь получила название «Дивная». Церковь «Троицы в Никитниках« Построена в 1631—1634 годах на средства купца Григория Никитникова, выходца из Ярославля, на дворе его московской усадьбы

52 слайд Описание слайда:

Коломенский дворец (также Дворец царя Алексея Михайловича) — деревянный царский дворец, построенный в селе подмосковном селе Коломенском во второй половине XVII века.

53 слайд Описание слайда:

Теремной дворец московского кремля. Нарышкенское Барокко

54 слайд Описание слайда:

Церковь покрова в Филях. Москва.

55 слайд Описание слайда:

Церковь Рождества Богородицы. Москва.

56 слайд Описание слайда:

Иконы Симона Ушакова («Спас Нерукотворный», «Владимирская Богоматерь«, Троица) роспись церкви Троицы в Никитниках, Ильи-Пророка в Ярославле (Гурий Никитин), Возникновение жанра парсуны (портрета) Живопись

57 слайд Описание слайда:

Троица. Симон Ушаков.

Общая информация

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Источник: https://infourok.ru/kultura-rossii-veka-424257.html

История России

Надписи с именами мастеров Косты и Братилы, вырезанные на дне серебряных сосудов из новгородского Софийского собора. XII век.

Вторжения захватчиков и стихийные бедствия привели к гибели множества драгоценных произведений зодчества, живописи, прикладного искусства и литературы. Почти не сохранились и имена простых людей, создававших для светских и духовных феодалов «измечтанные разною хитростью» шедевры стенной живописи и каменной резьбы, тончайшей серебряной чеканки и монументальной архитектуры.

Лишь немногие из русских мастеров упомянуты в дошедших до нас летописях, Это «каменные здатели» — полочанин Иван, новгородцы Пётр и Корова Яковлевичи, Пётр Милонег; Олекса, работавший на Волыни по строительству городов; волынский «хытреч» Авдей — мастер каменной резьбы.

Обратите внимание

Уцелело известие о киевском художнике Алимпии, расписавшем Киево-Печерский монастырь. Известны имена новгородских мастеров-чеканщиков Косты и Братилы, оставивших прекрасные чеканные серебряные сосуды, а также литейщика Авраамия, скульптурный автопортрет которого сохранился до нашего времени.

Читайте также:  Битва за москву (краткое содержание)

Именно труд крестьян и ремесленников был основой дальнейшего развития Руси.

Русский язык и культура обогащались в результате взаимодействия с культурой ряда народов.

Такое взаимодействие нашло отражение в суздальском зодчестве (в котором прослеживаются связи с грузинской и армянской архитектурой), в новгородской живописи (в которой встречаются общие мотивы с армянской фресковой живописью), в народном фольклоре и литературе, где имеются многочисленные упоминания о других народах, об их культуре и быте.

Несмотря на господство богословия, по мере роста опыта, накапливаемого в производстве и развития просвещения (хотя оно затрагивало лишь незначительную часть общества) на Руси распространялись начатки знаний в области изучения природы и истории.

Заметно росла грамотность среди феодальной знати, дворянства и горожан. В рукописных памятниках всё чаще встречались похвалы «учению книжному», а «ум без книг» уподоблялся бескрылой птице: какой не взлететь, так и человеку не добиться «совершенна разума без книг».

В обучении основными пособиями были Псалтырь, Часослов, Апостол. Обычное в средневековой Европе библейское представление о мире излагалось в «Шестодневе», который давал богословско-схоластическое описание природы, в сочинении Козьмы Индикоплова «Топография» и в других переведенных на Руси произведениях.

Греческие хроники Георгия Амартола, Иоанна Малалы и других знакомили русских читателей с античной историей.

Золотые ворота во Владимире-на-Клязьме. XII век.

Наряду со знахарями и «божественными исцелителями» появились врачи — лечцы. В Киеве, например, жил знаменитый лечец Агапит, знавший, «каким зелием исцеляется какой недуг». Возросли знания в области математики, находившие применение и в сельском хозяйстве и при исчислении налогов и при составлении хронологических расчётов в летописях.

Важно

Развитие исторических знаний получило яркое отражение в летописании. Во всех крупных городах, от Новгорода до Холма, от Новгородка до Рязани, велись исторические хроники-летописи и составлялись летописные своды (целостные исторические произведения, представлявшие собой обработку летописных записей).

До нашего времени частично сохранились лишь летописи владимиро-суздальские, Волынские и новгородские. Большинство их проникнуто идеей сильной княжеской власти.

Тесная связь летописцев с деятельностью княжеских канцелярий приводила к включению в летописные своды деловых документов: дипломатических, административных, военных.

На Руси, так же как и в других странах, существовала тесная связь между развитием ремесла, прикладного народного искусства и зодчества. Поскольку в обществе господствовала религиозная идеология, лучшие образцы зодчества были связаны с церковью, бывшеи к тому же богатым заказчиком.

С переходом к феодальной раздробленности для памятников архитектуры стали характерны уменьшенные размеры храмов, упрощённость их внутреннего убранства и постепенная замена мозаики фреской. Господствующим видом церковного зодчества сделался «кубический» храм с тяжёлой главой.

Эти изменения были связаны и с быстрым распространением каменной архитектуры.

В Киевской земле продолжалось строительство храмов и монастырей (церковь Спаса на Берестове, Кирилловская церковь), но постоянный переход Киева от одних князей к другим создавал неблагоприятные условия для развития здесь искусства.

Ряд выдающихся произведений искусства возник во Владимиро-Суздальской земле, в частности во Владимире-на-Клязьме с его «золотыми воротами», белокаменной архитектурой и каменной резьбой.

Здесь были воздвигнуты великолепные храмы — Успенский собор, шедевр мирового зодчества Дмитриевский собор с каменными резными рельефами, четырёхстолпный храм Покрова-на-Нерли с декоративной скульптурой и Боголюбовский княжеский дворец, включавший в комплекс своих построек собор.

Ярослав Всеволодович. Деталь фрески в церкви Спаса-Нередицы. 1199 год.

Строительство велось в Ростове, Суздале, Нижнем Новгороде и в других городах Северо-Восточной Руси. В качестве примера можно привести Георгиевский собор (30-е годы XIII в.) в Юрьеве-Польском, притвор которого был украшен каменной резьбой.

В Новгородской земле времён боярской республики вместо крупных соборов, строившихся князьями, появились более скромные, но выдающиеся по совершенству форм и художественной росписи храмы.

Среди них выделялась всемирно известная церковь Спаса-Нередицы (конец XII в.) в Новгороде. Большой интерес, как памятник искусства, представляет псковская церковь Спаса в Мирожском монастыре (середина XII в.

), расписанная фресками.

Совет

Не менее замечательной была и архитектура Галицко-Волынской Руси. Здесь известны Успенский собор во Владимире-Волынском, комплекс княжеских дворцовых построек в Галиче, церковь св. Пантелеймона и т.д.

Архитектура Холма не сохранилась, но из летописи известно, что князь Даниил распорядился построить здесь три храма, украшенные резным галицким белым и холмским зелёным камнем и колоннами «из целого камня». На пути к городу высился «столп» с огромным изваянием орла. Зодчество развивалось в Чернигове, Смоленске, Полоцке, Городно (Гродно) и других городах.

Появились и разнообразные гражданские постройки — дворцовые княжеские ансамбли во Владимире, Галиче и других городах, использовавшие традиции древнерусского «хоромного строения».

Белокаменная резьба на южной стене Дмитриевского собора во Владимире-на-Клязьме. 1194 год.

В изобразительном искусстве возросло стилистическое разнообразие, причём местное народное творчество нередко вступало в борьбу с господствующей церковной идеологией.

Для новгородской живописи (роспись Софийского собора, Николо-Дворищенской и Благовещенской церквей) характерна яркая, сочная красочность. Особенно замечательны были росписи Спаса-Нередицы — его стен, свода, столбов и арок.

Новгородская иконопись характеризуется теми же чертами, что и монументальная живопись, и своими корнями уходит в народное искусство.

Своеобразным было искусство Владимиро-Суздальской Руси. Местные храмы были наполнены «многоразличными иконами и драгим каменьем без числа». Но сохранилось из этого богатства немногое: остатки росписи Успенского и Дмитриевского соборов, икона Дмитрия Солунского.
Ещё меньше дошло до нас художественных памятников других областей Руси.

Обратите внимание

Прикладное искусство и скульптура, менее чем живопись связанные с церковными канонами, нередко отражали в своих сюжетах народные игры и пляски, сцены борьбы и т. п.

Значительного подъёма достигло искусство чеканки монет, печатей и каменной резьбы (убранство соборов, каменные иконки и т. п.). Мотивы народного творчества нашли богатое отражение в вышивке, а также в украшениях книг — заставках, концовках, заглавных буквах и т. д.

, где наряду с растительным и цветным орнаментом зачастую представлены сцены народного быта и труда.

Влияние народного творчества чувствуется и в одном из сохранившихся рисунков на полях псковской рукописи XII в., где изображён отдыхающий крестьянин, а подле него нарисована лопата и имеется надпись: «Делатель, трудися».

Русская культура в XII-XIII веках

В памятниках литературы периода феодальной раздробленности проводились идеи господствующего класса. В лучших её творениях, призывавших князей к миру, защите независимости родины, отражены и чаяния широких народных масс.

Церковная проповедническая литература, идейная направленность которой заключалась в призыве населения к повиновению властям небесным и земным, представлена произведениями Климента Смолятича, Кирилла Туровского и др.

Эти писатели были широко образованны и в своих произведениях использовали наследие античной литературы. Знаменитый книжник Климент Смолятич (середина XII в.

) охотно ссылается на Омира (Гомера), Аристотеля и Платона, подвергаясь за это нападкам со стороны представителей ортодоксального богословия.

Идеология церковной и отчасти светской знати нашла яркое отражение в замечательном памятнике литературы 20-х годов XIII в. — «Патерике» Киево-Печерского монастыря. Проникнутый мыслью о превосходстве духовной власти над светской, он включал 20 назидательных рассказов о жизни этой крупнейшей церковной феодальной корпорации.

Важно

Обширный круг идей содержится в выдающемся памятнике ранней дворянской публицистики, сохранившемся в двух редакциях XII—XIII вв., — «Слове», или «Молении», Даниила Заточника. Блестяще образованный Даниил умело использовал сокровища фольклора для восхваления сильной княжеской власти и обличения вредного для Руси самовластия светской и церковной знати.

В составе летописных сводов сохранились повести о князьях (об Андрее Боголюбском, Изяславе Мстиславиче Волынском и др.), о крупных исторических событиях, о взятии крестоносцами Константинополя и т. д. В этих повестях имеется много деталей, свидетельствующих о возрастании интереса к человеческой личности, к действиям и переживаниям отдельных людей.

Величайшим памятником русской культуры XII в. является «Слово о полку Игореве», посвящённое описанию неудачного похода на половцев (в 1185 г.) новгород-северского князя Игоря Святославича. Автор — сторонник единства страны, единства её сильнейших князей, единства народа.

Русская же земля для него — это вся Русь, от Таманского полуострова до Прибалтики, от Дуная до Суздальской земли.

В то время, когда в результате княжеаких усобиц и половецких набегов «по Русской земле редко пахари покрикивали, но часто вороны граяли, трупы между собою деля», автор восхваляет мирный труд.

Описывая одну из кровопролитнейших междоусобных битв на Немиге и противопоставляя мир войне, он пользуется образами, рисующими работу крестьянина-пахаря. «Чёрная земля, — пишет автор,— под копытами костьми была посеяна, кровью полита: горем взошли они по Русской земле».

«Слово» проникнуто глубоким патриотизмом. Образ Русской земли является центральным в этом произведении.

Автор призывает князей встать на защиту родины и осуждает тех из них, которые занимаются распрями («куют крамолу» и «сеют по земле стрелы»).

Автор рисует образы сильных и могущественных князей (Всеволода Большое Гнездо, Ярослава Осмомысла и др.), распространивших свою власть на большую территорию, прославленных в соседних странах.

В «Слове о полку Игореве» щедро использованы образы народной поэзии.

Это чувствуется в описании природы, в словах скорби по поводу бед, постигших Русь, в тех сравнениях, присущих народному творчеству, к которым прибегал автор, описывая войны и битвы.

Совет

Незабываемы по яркости лирические женские образы, воспетые в «Слове» (жена князя Игоря Евфросинья Ярославна и «красная» Глебовна). Русский народ устами автора «Слова» выражал свой призыв к единству во имя труда и мира, во имя защиты родины.

Развитие русской культуры в XII—XIII вв. происходило в тесной связи с дальнейшим развитием русской народности.

В Русской земле и в период феодальной раздробленности сохранялся общий язык (при наличии различных диалектов) и действовали общие гражданские и церковные юридические нормы. Народ был чужд феодальных распрей и хранил память о былом единстве Руси. Это нашло своё отражение прежде всего в былинах.

Русская культура играла большую роль и в жизни соседних земель. Русские летописи вошли в состав крупнейших польских хроник, на русских летописях основано летописание Литвы.

Тексты русских летописей проникли даже в Англию, где получили отражение в хронике Матвея Парижского. Памятники русского ремесла сохранились в Чехии. Влияние русских фресок проявилось в Чехии, сказалось в росписях храмов Польши и Готланда.

Русские косторезы пользовались заслуженной славой в Византийской империи и других странах.

Источник: http://www.history-at-russia.ru/xiii-vek/russkaya-kultura-v-xii-xiii-vekax.html

3.5 Развитие русской культуры в XI-XII веках

При Владимире Святославиче (980-1015) были сделаны лишь первые шаги по распространению христианства и созданию высокой русской культуры: он “нача давить по градом церкви и попы”.

Построит из дерева “церковь малу” было нетрудно. Гораздо труднее было обеспечить церкви священнослужителями, снабдить книгами, иконами. Поэтому очень важным было создание Владимиром первых школ : “Послав, нача поимати у нарочитые чади дети, и даяти нача на ученье книжное. Матере же чад сих плакахуся по них…акы по мертвеции…”[2,стр.43]

Как видим, началось лишь обучение детей из знатных семей — “нарочитой чади”. Из них, возможно, предполагалось готовить священников. Первая каменная церковь — Успения Богородицы, или Десятинная — украсила Киев; рядом с ней поднялись каменные княжеские терема.

Обратите внимание

Заметный подъем культурной жизни произошел при князе Ярославе Мудром (1019-1054). При нем Киев значительно разросся и был окружен новыми укреплениями с Золотыми воротами. В центре “города Ярослава” поднялся монументальный Софийский собор.

Читайте также:  Владимиро-суздальское княжество - князья, культура, географическое положение

Началось каменное строительство и в других городах — в Чернигове, Полоцке, Новгороде. В это время произошли заметные сдвиги в христианизации населения: ”нача вера хрестьяньска плодитися и расширяти”, возникли первые монастыри, София Киевская стала настоящим центром просвещения, хранилищем княжеской библиотеки.

Сам князь Ярослав любил книги и читал их часто “в нощи и дне”. Приказал он собирать многих писцов и переводить книги “”от грек на словеньское письмо”. Прежде всего речь шла о христианском учении, но и грамотность населения, несомненно, росла. Новгородская летопись сообщает, что в 1030 г.

князь Ярослав “собрав от старост, от попов детии 300 и повеле учить книгам”[2, стр.116]

Со времен Ярослава Мудрого дошли до нас “Русская правда” — первые законы и первые литературные произведения Кирилла Туровского и митрополита Иллариона. Князь расширил дипломатические и культурные связи со многими европейскими странами.

Во второй половине XI в., при князьях Ярославичах, положение Руси несколько осложнилось княжескими усобицами, набегами половцев, народными волнениями. Но культурная жизнь была богатой и напряженной. Князья, сыновья Ярослава, отличались высокой образованностью: Святослав был книголюбом, имел “полные клети книг”, Всеволод знал пять языков.

Сыновья продолжили законодательную деятельность Ярослава. Не прекращалось и каменное строительство, хотя уже не создавались такие величественные постройки, как при Ярославе Мудром. Именно во второй половине XI в. Киево-Печерский монастырь, начинавшийся с пещер, вырытых монахами — отшельниками на берегу Днепра, стал очагом культуры, где работали писатели, летописцы, художники, лекари.

Последний всплеск в развитии культуры Киевской Руси пришелся на начало XII в. — время княжения Владимира Мономаха (1113-1125): выросло количество городов, каменные постройки были возведены в Киеве, Новгороде, Смоленске, Ростове, Суздале, продолжалось совершенствование общерусского законодательства.

Важно

Таким образом, за сравнительно короткий срок на Руси сформировалась высокая культура, были созданы выдающиеся памятники во всех областях духовной жизни. Рядом с ней формировалась городская плебейская культура.

Об этом свидетельствует расцвет городов, широкое распространение грамотности среди горожан, особый характер городских застроек, высокий уровень городских ремесел.

Например, горожанки не могли носить уникальные золотые ювелирные изделия, украшенные зернью или эмалью — они были доступны лишь княгиням и боярыням. Но они пользовались литыми металлическими и стеклянными украшениями, подрожавшими дорогим образцам.

В сельской местности господствовала народная, фольклорная культура. Сохраняя древние языческие традиции, она оказывала влияние на высокую культуру, придавая ей национальное своеобразие.

Источник: http://hist.bobrodobro.ru/13754

Культура Руси XII–XIII вв

«Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь». Владимир Мономах.

После распада Киевской Руси правители отдельных княжеств соревновались, у кого более красивая резиденция, оказывали покровительство искусству. Характерными чертами культуры стали разнообразие тем и свобода в выборе форм.

В ходе урока вы узнаете о летописании, зодчестве и живописи на Руси в 12–13 веках.

Летописание. При дворе каждого правителя велись летописи. Благодаря им, мы можем составить впечатление о князьях разных земель.

Известна Галицко-Волынская летопись. Она прославляла подвиги князя Даниила и его брата. От всех предыдущих эта летопись отличалась почти полным отсутствием церковной тематики в содержании.

Красивыми миниатюрами была украшена летопись Андрея Боголюбского.

Период истории с 5 по 13 век охватывает Радзивилловская летопись. Наибольший интерес для учёных имеют размещённые в ней миниатюры. Они помогают создать представление о быте, строительстве, военном деле того времени. Миниатюры содержат сцены праздников, батальных сцен и восстаний.

Краткостью отличались новгородские летописи. Наиболее известен синодальный список Новгородской Первой летописи. Он является старейшим из сохранившихся летописных списков.

«Слово о полку Игореве». В конце 12 века неизвестным автором было написано «Слово о полку Игореве». В нем рассказывается о походе на половцев новгород-северского князя Игоря Святославовича.

Поход состоялся в 1185 году, но оказался неудачным. Погибло много русских воинов, князь и его братья попали в плен. Ободрённые победой половцы стали наступать на Переяславль и Киев.

«Слово» стало призывом к единению народа, чтобы выступить на защиту своего Отечества.

«Слово Даниила Заточника». Одним из самых загадочных древнерусских авторов стал Даниил заточник. Согласно легенде он был одним из придворных Всеволода Большое Гнездо. Занимался составлением летописи, в которую вставил описания жестокости знати и её корыстолюбия.

За такие смелые подробности Даниила сослали на озеро Лаче. В 1197 году в эти места прибыл князь Ярослав, внук киевского правителя. Тогда Даниил отправил ему послание, названное «Слово Даниила Заточника», в котором просил князя взять его на службу советником или секретарём.

Автор богато использовал различные афоризмы, расписывая свои достоинства.

Совет

Уже во время княжения Ярослава в Новгороде была составлена летопись, которая изобиловала комплиментами князю. Исследователи считают, что автором летописи стал Даниил Заточник.

«Слово» быстро превратилось в литературный памятник и распространилось среди жителей Руси. Существует версия, что ещё один бедняк воспользовался словом и прибавил к нему свои сведения. С этим произведением он обратился к Ярославу, сыну Всеволода Большое Гнездо. Сочинение получило название «Моление Даниила заточника».

В обоих произведениях прослеживается трагедия творческой личности. Противоречие между умственными способностями, нравственными характеристиками и социальной приниженностью.

Зодчество. Особенной красотой отличались храмы Владимиро-Суздальского княжества. Здесь зодчие отказались от привычного кирпича и стали строить из сложного для обработки белого камня – известняка.

В начале 12 века был возведён белокаменный Успенский собор в Галиче.

Чуть позже построили Спасо-Преображенский собор в Переяславле-Залесском. Этот собор сохранился до наших дней. Известняк для его постройки доставляли с волжских каменоломен. Археологи в начале 20 века обнаружили жёлтые, зелёные и коричневые плитки, украшавшие пол собора. Хоры были устланы более нарядными белыми плитками с голубым орнаментом.

Именно в Спасо-Преображенском соборе крестили Александра Невского, который родился в Переяславле.

Андрей Боголюбский много внимания уделял зодчеству, на которое он не жалел средств. Простые храмы сменились утончёнными церквями, фасады которых украшала белокаменная резьба. Существуют сведения, что Андрей Боголюбский приглашал зодчих из-за границы. Об этом свидетельствуют архитектурные элементы, похожие на те, что использовались в романском стиле.

Андрей Боголюбский начал строительство новой линии укреплений Владимира. Её главным элементом стали Золотые ворота. Это была каменная башня с четырнадцатиметровой аркой. На вершине находилась одноглавая действующая церковь. Подобное строение не имело аналогов в средневековой Европе.

Помимо оборонительной функции, ворота носили триумфальный характер. Они создавали впечатление о могуществе и богатстве города. Створки ворот были обиты позолоченной медью, сверкавшей на солнце.

Главным храмом Владимира стал собор успения Божьей Матери. Он стоял на берегу реки и был виден издалека. Фасады собора украшали фигуры из позолоченной меди, и фрески. Здесь до наших дней сохранились подлинные фрески начала 15 века, созданные Андреем Рублёвым. В Успенском соборе венчались на княжение московские и владимирские князья.

Прекрасной была резиденция князя Андрея – Боголюбово. Здесь находились храм Рождества Богородицы, церковь. Над величественными воротами помещалась церковь апостола Андрея Первозванного. К сожалению, до наших дней сохранились только балконная галерея и лестничная башня.

Обратите внимание

Возведением архитектурных памятников занимался и Всеволод Большое Гнездо. В конце 12 века построен Дмитриевский собор во Владимире. Его особенностью стали около шестисот резных композиций на фасадах собора. На рельефах изображены святые, мифические и реальные животные, скульптурный портрет Всеволода с детьми.

Также при Всеволоде были построены собор Рождественского монастыря, собор Успенского монастыря и белокаменная стена вокруг детинца. До наших дней они не сохранились.

В Юрьеве-Польском правил Святослав, сын Всеволода Большое Гнездо. Он решил заменить старый городской собор, построенный ещё при Юрии Долгоруком. Новый собор, названный Георгиевским, поражал воображение современников. Его фасады были украшены тонкой кружевной резьбой. Главной идеей композиций стало прославление Владимирской земли и её князей.

В начале 13 века в Чернигове была возведена Пятницкая церковь, находившаяся на месте торгов. Это был первый башнеобразный храм на Руси. Высокоподнятый барабан церкви окружали три яруса арок.

Все элементы были словно наполнены стремлением ввысь. А сама церковь походила на горящую свечу. Многие исследователи видят в архитектуре храма раннюю готику.

Это не удивительно, ведь торговцы часто ездили в Европу, где в это период господствовал готический стиль.

Новгородская архитектура отличалась от Владимирской. Вместо белокаменных сооружений здесь строили храмы из обтёсанных известковых плит, которые чередовались с кирпичной кладкой. Из-за этого поверхность стен выглядела неровной. Новгородские зодчие старались удешевить постройки, чтобы увеличить круг заказчиков.

В конце 12 – начале 13 века начался поиск новых архитектурных форм. В 1207 году на средства купцов была построена церковь Параскевы-Пятницы на Торгу. В своём первоначальном виде она не сохранилась. Церковь несколько раз перестраивали из-за многочисленных пожаров и разрушений.

Важно

Живопись. Культура Руси включает в себя не только архитектурные сооружения, но и произведения живописи – фрески и иконы.

Священным считались не только изображения святых, но и доски, на которых они были написаны. Именно поэтому даже очень старые иконы никогда не выбрасывали. Их укрепляли деревом, покрывали новым изображением, помещали в металлические оклады.

Люди, просившие у икон помощи, при удачном решении дел «благодарили» святого, украшая его изображение драгоценными камнями и подвесками.

Иконы тщательно оберегали: прятали от врагов, выносили из горящих зданий. Поэтому многие из них сохранились и до наших дней.

Владимиро-Суздальская живопись была связана с византийской. Примером этого стала Владимирская икона Божьей Матери. По одной из версий из Константинополя её привёз купец. По другой – это был дар византийцев. Икона завораживает своей красотой. Она полна нежности общения матери с ребёнком. Владимирская икона стала основой для создания новых иконографий на Руси.

Образцом владимирской живописи является роспись Дмитриевского собора. Сохранились лишь фрагменты «Страшного суда». Лица апостолов на росписи необычайно выразительны, они имеют индивидуальные черты. Над апостолами парят ангелы. Считается, что росписи созданы мастером из Константинополя, работавшим вместе с владимирскими живописцами.

Среди множества икон особо выделяется изображение Архангела Гавриила, известное как «Ангел Златые Власы». Она датируется 12 веком и относится к новгородской школе живописи. Пышные волосы обрамляют лик Архангела. Написаны они сусальным золотом – по каждому волоску проложена нить золотого листа, которое символизирует божественное начало. В глазах Гавриила надежда на спасение и новую жизнь.

На Дмитровской иконе изображён Дмитрий Солунский, покровитель Всеволода Большое Гнездо. Его образ наполнен величием, а извлечённый из ножен меч свидетельствует об огромной внутренней стойкости святого. Многие учёные считают, что живописец изобразил самого Всеволода.

Совет

В конце 12 века была создана роспись церкви Спаса на Нередице в Новгороде. Фрески оставались сохранными вплоть до Великой Отечественной войны, пока церковь не была разрушена артиллерийским снарядом. О красоте росписи можно судить по фотографиям.

В Георгиевской церкви на Старой Ладоге сохранились фрески конца 12 века. Самая известная из них – «Чудо Георгия о змие». Интересен тот факт, что Георгий не укрощает змия, как это принято в иконографии, а приручает его. Также вопреки всем канонам изображение Георгия разместили в алтаре.

Давайте подведем итоги.

Благодаря летописям, мы можем составить впечатление о князьях разных земель и их правлении.

Наиболее известные литературные произведения 12–13 веков – «Слово о полку Игореве» и «Слово Даниила Заточника».

Во Владимиро-Суздальском княжестве было белокаменное зодчество.

Новгородские храмы строились из обтёсанных известковых плит, которые чередовались с кирпичной кладкой.

Главными произведениями живописи этого периода были иконы и фрески.

Источник: https://videouroki.net/video/08-kultura-rusi-xii-xiii-vv.html

Ссылка на основную публикацию