Табель о рангах кратко

Табель о рангах Петра I: документ, заложивший основы чинопроизводства

Молодежный портал продолжает рассказывать про важные исторические события в истории России.

Мы уже писали про знаменитый указ Петра I «О ношении немецкого платья, о бритии бород и усов, о хождении раскольникам в указанном для них одеянии», который изменил уклад жизни правящей элиты России.

Однако одной из важнейших его реформ стал не менее знаменитый Табель о рангах, систематизировавший соотношение чинов по старшинству и последовательность чинопроизводства в Российской Империи.

Табель о рангах (петровский Табель о рангах) — документ, регулирующий порядок несения государственной и военной службы в Российской Империи, Он был утвержден 24 января(4 февраля) 1722 года самим императором и просуществовал до ноября 1917 года, а на некоторых территориях вплоть до 1922 года. За время своего существования, документ постоянно пополнялся и корректировался в соответствии с реалиями времени.

Обратите внимание

Основная идея Табеля о рангах состояла в том, чтобы создать документ, который бы содержал в себе единую упорядоченную систему чинов, существующих в государстве. Чины были классифицированы, описаны и систематизированы в соответствии с рангами (по старшинству).

История создания Табеля о рангах Российской Империи

Идея создания подобного документа принадлежала самому Петру I Великому, который не только отдал приказ, но и принимал личное участие в его составлении. В качестве основы были взяты аналогичные документы ведущих мировых держав (Франции, Швеции, Пруссии и Дании).

На их основе комиссией был создан черновик, который отправился на подписание к императору. Петр I лично отредактировал черновик и приказал передать его на рассмотрение Сената, Военной и Адмиралтейской коллегии.

Документ был рассмотрен, в него были внесены определенные поправки, однако при итоговом рассмотрении Петр I их не принял, а оставил документ в его первоначальном виде.

Содержание Табеля о рангах царской России

Табель о рангах представляет собой подробное описание всех существующих чинов. В начале представлена таблица, в которой все чины описаны и поделены в соответствии с классами и рангами. После таблиц идет описание заработных плат, порядка присвоения чина и его наследования, а также многое другое, вплоть до правильного обращения к чиновнику того или иного ранга.

Все чины в табеле делились на три типа — придворные, военные и статские — группировавшиеся в соответствии с типом и уже затем распределялись по классам. Всего было 14 классов, от высшего к низшему; чем выше был класс (ранг), тем больше привилегий имел чиновник. Всего было описано 263 должности, однако потом некоторые из них были упразднены.

Стоит отметить, что чины не просто описывались, а сравнивались между собой. Статский советник (гражданская служба) приравнивался по своим правам к капитану-командору или бригадиру (военная служба). Остальные чины были описаны аналогичным образом, однако военные чины всегда имели небольшое превосходство перед гражданскими.

Значение Табеля о рангах

Появление такого документа значительно упростило государственную службу, сделало ее более прозрачной. В табеле были описаны старорусские чины, однако давать их перестали, что означало, что Россия окончательно освободилась от устройства и порядков Московской Руси и перешла на новый тип управления.

Важно

Однако самое главное значение подобного табеля 1722 года состояло в том, что теперь шансы получить титул и продвижение по службы больше не зависели исключительно от знатности рода.

Личная выслуга человека стояла теперь выше, чем знатность его родителей, а это полностью меняло привычный порядок, принятый на Руси.

Теперь добиться успехов мог не только знатный человек, но и простолюдин, а его дети и внуки имели шанс в дальнейшем получить дворянский титул, особенно это касалось военной службы. Дворяне теперь делились на потомственных (знатные роды) и личных (те, кто дослужился до дворянского титула).

Табель о рангах Петра I также окончательно разделил всю службу на военную, гражданскую и придворную, чего раньше не было.

Дальнейшее законодательство о чинопроизводстве несколько уклонилось от первоначальной идеи Табели о рангах.

Изначально чины означали сами должности, распределённые по 14 классам, однако с течением времени чины получили самостоятельное значение почётных титулов, независимо от должностей.

С другой стороны, для производства в некоторые чины для дворян установились сокращённые сроки; затем были повышены чины, дававшие право потомственного дворянства. Эти изменения были сделаны с целью ограничить действие табели на состав дворянского сословия.

Источник: https://molportal.ru/node/13170

Табель о рангах Российской Империи: таблица, когда был принят и какие гражданские чины учреждались

Получить высший военный, статский или придворный чин в царской России могли только люди, принадлежащие к знатному роду.

Однако и среди крестьян, мещан и других сословий было немало знающих и «нужных» для царской власти людей.

При Петре I состоялось учреждение табели рангов Российской империи, распределяющей всех служащих на несколько классов. Насколько успешно применялось подобное деление и кто мог стать советником государя.

Описание документа

Табель рангов (как написано в тексте указа) или табель о рангах Российской империи (более привычное и устоявшееся среди народа название) – это такое четко структурированное перечисление должностей, где указаны все военные, гражданские и придворные должности или название самого закона о ранжировании государственных служащих.

Сколько всего было классов. В списке насчитывалось 14 классовых ступеней и 263 должности. Существовал также один статус – кавалер Св.Андрея, который присваивался тем, кто служил в сухопутных войсках и чья должность соответствовала 3 классу.

С течением времени таблица несколько раз переделывалась, одни чины вводились, другие исключались. В одной из первых редакций можно видеть множество пунктов и подпунктов под каждой ступенью.

Главные положения

Табель был создан в начале 18 века. Указ Петр Великий подписал 24 января ( 4 февраля) 1722 года. Назывался документ «Табель о рангах всех чинов воинских, статских и придворных».

Документ подлежал рассмотрению в двух коллегиях:

  • адмиралтейской, где уполномоченным был сенатор Головкин;
  • военной, где ответственными были генерал-майоры Матюшкин и Мамонов.

Далее будет дана характеристика табеля о рангах. Перечислим кратко основные положения документа, который предоставлял возможность всем представителям любого сословия продвинуться по службе вне зависимости от знатности своего рода.

Кроме ранжирования, были и основные положения (пояснительные пункты), которые нельзя было нарушать:

  1. Если чиновник относился к князьям императорской крови, то вне всякого положения он мог председательствовать над всеми. Это было единственным исключением из правил, так как табель был принят Петром I специально для того, чтобы все государственные служащие получали свое место не из-за «породы», а по заслугам перед Отечеством.
  2. Все служащие царя могли быть подвергнуты штрафу за требование несообразных своему рангу почестей при официальных собраниях. Например, нельзя было занимать не свое место за царским обедом либо в театральной ложе. Нельзя требовать к себе другого обращения или уступать место лицу низшего положения.
  3. Сумма штраф за нарушения равнялась двухмесячному жалованью. Треть данных средств отправлялась доносителю, который пожаловался на нарушителя, а остальное шло на поддержание госпиталей и больниц. Штрафовались не только сами чиновники, но и их жены, а также наследники.
  4. Данный указ помогал представителям всех сословий, которые хоть и были низкого происхождения, но были полезны на государственной службе и талантливы во многих царских поручениях.
  5. Иноземные чиновники получали ту же самую должность, что имели в своей родной стране, только после того, как становились полезны Петру, и он отмечал их, как отличных специалистов. Важно было не только подтвердить свою должность хорошей работой, но и проявить себя, как ценного служащего в Российской империи.
  6. Наследники или сыновья титулованных чиновников имели свободный доступ ко всему придворному обществу, а также к разным ассамблеям. Однако детям привилегии отца по наследству не переходили до тех пор, пока они не показывали талантов и не приобретали заслуги перед Отечеством.
  7. Гражданские или военные должности выдавались только по выслуге лет или по служебным заслугам.
  8. Любой чиновник должен был содержать соответствующий экипаж и ливрею. И естественно, что коллежский секретарь не мог выехать на шестерке цугом, как статский советник. Это в Петровские времена было бы приравнено к нарушению, а чиновника штрафовали.
  9. Если чиновник совершал какое-то преступление, ему полагалось публичное наказание на площади. Чаще всего — пытка или казнь. Естественно, что после такого царского решения должность с человека снимали, а самых злостных нарушителей, если и оставляли в живых, лишали титула, имущества и отправляли в ссылку.
  10. Жены чиновников имели то же положение, что и мужья. А дочери чиновников — на 4 ступени ниже своего отца.
  11. После получения 8 ранга на гражданской службе или при дворе можно уже претендовать на причисление к старшему дворянству. В этом случае происхождение роли не играло.
  12. На военной службе потомственное или старшее дворянство присваивалось после выдачи первого обер-офицерского места или 6 ступени, когда служащий становился Обер-кригскомисаром, чего нельзя было сказать о гражданских и придворных должностях.

В самом высшем первом классе долго не было статских. Однако его советник Остерман уговорил царя внести «дипломатические» коррективы и сделать ранг канцлера – представителя первого класса статских чинов. Позднее было введено новое наименование — статский советник I класса.

Гражданские должности

Естественно, что перечень всех должностей стал очень популярен, и многие мечтали занять более высокий ранг, чтобы получить доступ ко многим привилегиям, которые открыл данный указ.

Самой простой служебной лестницей представлялась гражданская служба, которая ранжировалась следующим образом (естественно, что все начинали с 14 ступени, то есть с самого низа данного списка):

  1. Канцлер, действительный тайный советник 1-го класса.
  2. Действительный тайный советник.
  3. Тайный советник (с 1724 г.)
  4. Тайный советник (1722-1724 гг.), действительный статский советник, обер-церемонимейстер.
  5. Статский советник, церемонимейстер, тайный камерир.
  6. Коллежский сов.
  7. Надворный сов.
  8. Коллежский асессор.
  9. Титулярный сов.
  10. Коллежский секретарь.
  11. Корабельный.
  12. Губернский.
  13. Кабинетский регистратор, провинциальный секретарь, сенатский и синодский регистратор.
  14. Коллежский регистратор, коллежский юнкер, городовой секретарь.

В табели о рангах гражданские чины различались по форме обращения. Чиновников 1-2 классов называли Ваше высокопревосходительство, 3-4 классов – Ваше превосходительство, представителей 5 ступени — Ваше высокородие, представителей 6-8 классов именовали Ваше высокоблагородие, остальные (с 9 по 14 классы) слышали в свой адрес обращение — Ваше благородие.

Учреждение и отмена указа

Петр Великий лично контролировал принятие и редактирование документа, выбирал названия должностей и классов из перечня чинов французского, прусского, шведского и датского королевств.

При учреждении данного указа учитывались древние русские чиновные места и корректировались уставные положения, предложенные другими государствами, чтобы указ подходил именно к русской действительности.

Например, Петр отменил штраф в том случае, если в церкви кто-то случайно занимал место впереди, прямо перед алтарем, где должны были присутствовать только высшие чиновники.

Упразднение указа произошло с марта 1917 года. Сначала ликвидировали придворные должности с падением института царской власти. Потом, в ноябре того же года, после выпуска Декрета об упразднении всех сословий перестали существовать гражданские должности. Военные чины отменили в декабре, а на флоте — с января 1918 года.

Со временем чины снова стали употреблять в современной России. Например, в юстиции, на воинской и гражданских службах.

Плюсы и минусы

Табель о рангах и его значение для российского общества было весомым. Перечень классов действовал целых двести лет и постоянно видоизменялся с введением реформ. Некоторые звания упразднялись, так как закрывалось само учреждение, например, горные чины и горное ведомство, которое просуществовало всего лишь до 1834 года и было военизированно.

Соответственно, такие звания, как механикус (капитан), берг-мейстер (майор) или к примеру, берг-пробирер (прапорщик) переквалифицировались в военные.

Либо существовала обратная ситуация, когда звание, например, надворного советника, присваивалось до 1917 года, то есть фактически до Февральской революции, а самого надворного суда не было и в помине, его отменили в 1726 году. Должность же продолжали присваивать служащим.

Читайте также:  Русская культура 12 века кратко

Этот указ в корне изменил весь государственный электорат. Каждый талантливый человек, любой крови и сословия мог стать советником государя, вследствие чего дворянский класс демократизировался.

Совет

Еще одним плюсом стало то, что дворянство стало более привлеченным к государственным делам, так как дворяне теперь всегда были на службе и приносили много пользы Отечеству, а не вели праздную и роскошную жизнь в своих усадьбах.

Минусом было разделение дворянства на личное и потомственное, когда представители последнего вида не хотели иметь никаких связей с тем, кто вышел «из грязи в князи». Однако подобные вещи жестко штрафовались самим царем, который всегда видел в людях, прежде всего, ум, силу и талант, а уже потом происхождение.

Источник: https://znaniya.guru/russkij-i-literatura/tabel-o-rangah.html

Табель о рангах

Табель о рангах («Табель о рангах всех чинов воинских, статских и придворных») — закон о порядке государственной службы в Российской империи (соотношение чинов по старшинству, последовательность чинопроизводства).

Утверждена 24 января (4 февраля) 1722 императором Петром I, просуществовала с многочисленными изменениями вплоть до революции 1917 года.

Цитата: «Табель о рангахъ всехъ чиновъ, воинскихъ, статскихъ и придворныхъ, которые въ которомъ класс чины; и которые въ одномъ класс» — Пётр I 24 января 1722 г.

История создания

Пётр лично принимал участие в редактировании закона, в основу которого легли заимствования из «росписаний чинов» французского, прусского, шведского и датского королевств. Собственноручно исправив черновой проект, Пётр подписал его 1 февраля 1721 года, но повелел перед опубликованием внести его на рассмотрение Сената.

Кроме Сената табель о рангах рассматривалась в военной и в адмиралтейской коллегии, где был сделан ряд замечаний о размещении чинов по рангам, об окладах жалованья, о введении в табель и древних русских чинов и об устранении пункта о штрафах за занятие в церкви места выше своего ранга. Все эти замечания были оставлены без рассмотрения.

В окончательной редакции табели о рангах принимали участие сенаторы Головкин и Брюс и генерал-майоры Матюшкин и Дмитриев-Мамонов.

Описание

24 января 1722 года Петр I утвердил Закон о порядке государственной службы в Российской империи (чины по старшинству и последовательность чинопроизводства). Все чины «Табели о рангах» подразделялись на три типа: военные, cтатские и придворные и делились на четырнадцать классов. К каждому классу приписывался чин.

Петровская «Табель о рангах» насчитывала 263 должности, однако позже должности из «Табели» упразднялись и в конце XVIII века некоторые исчезли вовсе. Военные чины объявлялись выше соответствующих им гражданских и даже придворных чинов. Такое старшинство давало преимущества военным чинам в главном — переходе в высшее дворянское сословие.

Уже 14-й класс «Табели» (фендрик, с 1730 г. — прапорщик) давал право на потомственное дворянство (в гражданской службе потомственное дворянство приобреталось чином 8-го класса — коллежский асессор, а чин коллежского регистратора — 14-й класс, давал право лишь на личное дворянство). По Манифесту 11 июня 1845 г.

потомственное дворянство приобреталось с производством в штаб-офицерский чин (8-й класс). Дети, рожденные до получения отцом потомственного дворянства, составляли особую категорию обер-офицерских детей, причем одному из них по ходатайству отца могло быть дано потомственное дворянство.

Александр II указом от 9 декабря 1856 года право получения потомственного дворянства ограничил получением чина полковника (6-й класс), а по гражданскому ведомству — получением чина 4-го класса (действительный статский советник). Приведенные таблицы чинов показывают, что Петровская «Табель о рангах» менялась в течение почти двух веков в результате основных реформ.

Названия же ряда гражданских должностей превратились в гражданские чины, безотносительно к реальным обязанностям их носителя.

Так, названия чинов «коллежский секретарь», «коллежский асессор», «коллежский советник» и «статский советник» первоначально означали должности секретаря коллегии, члена совета коллегии с совещательным и решающим голосом и президента «статской» коллегии. «Надворный советник» означало председателя надворного суда; надворные суды были отменены уже в 1726 году, а название чина сохранялось вплоть до 1917 года.

Петровская «Табель», определяя место в иерархии государственной службы, в некоторой степени давала возможность выдвинуться талантливым людям из низших сословий «Дабы тем охоту подать к службе и оным честь, а не нахалам и тунеядцам получать», — гласила одна из описательных статей закона.

Обратите внимание

Закон 4 февраля (24 января) 1722 года состоял из расписания новых чинов по 14 классам или рангам и из 19 пояснительных пунктов к этому расписанию. К каждому классу отдельно были приписаны вновь введённые воинские чины (в свою очередь подразделявшиеся на сухопутные, гвардейские, артиллерийские и морские), статские и придворные. Содержание пояснительных пунктов сводится к следующему:

Князья императорской крови имеют при всяких случаях председательство над всеми князьями и «высокими служителями российского государства». За этим исключением, общественное положение служащих лиц определяется чином, а не породой.

За требование почестей и мест выше чина при публичных торжествах и официальных собраниях полагается штраф, равный двухмесячному жалованью штрафуемого; ⅓ штрафных денег поступает в пользу доносителя, остальное — на содержание госпиталей. Такой же штраф полагается и за уступку своего места лицу низшего ранга.

Лица, состоявшие на иноземной службе, могут получить соответствующий чин не иначе как по утверждению за ними «того характера, который они в чужих службах получили».

Сыновья титулованных лиц и вообще знатнейших дворян хотя и имеют в отличие от других свободный доступ к придворным ассамблеям, но не получают никакого чина, пока «отечеству никаких услуг не покажут, и за оные характера не получат».

Гражданские чины, как и военные, даются по выслуге лет или по особенным «знатным» служебным заслугам.

Каждый должен иметь экипаж и ливрею соответствующие своему чину. Публичное наказание на площади, а равно и пытка влекут за собою утрату чина, который может быть возвращён лишь за особые заслуги, именным указом, публично объявленным.

Замужние жены «поступают в рангах по чинам мужей их» и подвергаются тем же штрафам за проступки против своего чина. Девицы считаются на несколько рангов ниже своих отцов.

Важно

Все, получившие 8 первых рангов по статскому или придворному ведомству, причисляются потомственно к лучшему старшему дворянству, «хотя бы и низкой породы были»; на военной службе потомственное дворянство приобретается получением первого обер-офицерского чина, причём дворянское звание распространяется только на детей, рождённых уже по получении отцом этого чина; если по получении чина детей у него не родится, он может просить о пожаловании дворянства одному из преждерождённых его детей.

Чины делились на обер-офицерские (до IX класса, то есть капитана/титулярного советника включительно), штаб-офицерские и генеральские; чины высшего генералитета (первых двух классов) выделялись особо.

Им полагалось соответственное обращение: «ваше благородие» для обер-офицеров, «ваше высокоблагородие» для штаб-офицеров, «ваше превосходительство» для генералов и «ваше высокопревосходительство» для первых двух классов. Чины V класса (бригадира/статского советника) стояли особняком, не причисляясь ни к офицерским, ни к генеральским, и им полагалось обращение «ваше высокородие».

Любопытно, что Пётр, во всем подчёркивая предпочтение военным перед статскими, не хотел устанавливать статских чинов первого класса; однако склонившись на уговоры Остермана, из соображений дипломатического престижа приравнял к первому классу чин канцлера, как главы дипломатического ведомства. Лишь впоследствии был установлен чин действительного тайного советника I класса.

Это предпочтение выразилось и в том, что, если в армии потомственное дворянство получалось непосредственно с чином XIV класса, то в статской службе — только с чином VIII класса (коллежского асессора), то есть с достижением штаб-офицерского ранга; а с 1856 г. для этого требовалось достигнуть генеральского ранга, получив чин действительного статского советника.

В этом же отношении показателен и относительно низкий (даже не генеральский!) ранг, который полагался президенту «статской» коллегии, то есть, по европейским понятиям, министру. Впоследствии министры имели чин не ниже действительного тайного советника.

Влияние на общество и дворянство

При введении в действие табели о рангах древние русские чины — бояре, окольничьи и т. п. — не были формально упразднены, но пожалование этими чинами прекратилось. Издание табели оказало существенное влияние и на служебный распорядок и на исторические судьбы дворянского сословия.

Единственным регулятором службы стала личная выслуга; «отеческая честь», порода, потеряла в этом отношении всякое значение. Военная служба была отделена от гражданской и придворной.

Узаконено было приобретение дворянства выслугой известного чина и пожалованием монарха, что повлияло на демократизацию дворянского класса, на закрепление служилого характера дворянства и на расслоение дворянской массы на новые группы — дворянства потомственного и личного.

При Петре I чин низшего XIV класса в военной службе (фендрик, с 1730 г. прапорщик) давал право на потомственное дворянство. Гражданская служба в чине до VIII класса давала только личное дворянство, а право на потомственное дворянство начиналось с чина VIII класса.

Указом Александра II от 9 декабря 1856 года планка была повышена: личное дворянство начиналось по всем видам служб с IX класса, а право на потомственное давал чин полковника (VI класс) в военной службе или чин действительного статского советника (IV класс) по гражданской. Чины с XIV по X класс именовались теперь просто «почётными гражданами».

Дальнейшее развитие идеи

Дальнейшее законодательство о чинопроизводстве несколько уклонилось от первоначальной идеи Табели о рангах.

По идее чины означали сами должности, распределённые по 14 классам, однако с течением времени чины получили самостоятельное значение почётных титулов, независимо от должностей.

С другой стороны, для производства в некоторые чины для дворян установились сокращённые сроки; затем были повышены чины, дававшие право потомственного дворянства. Эти мероприятия имели целью ограничить демократизирующее действие табели на состав дворянского сословия.

  • Генералиссимус (вне классов)
Класс Чины гражданские (статские) Чины военные Чины придворные
I
  • Канцлер (Штатс-секретарь)
  • Действительный тайный советник 1-го класса
  • Генерал-фельдмаршал
  • Генерал-адмирал
Нет
II
  • Действительный тайный советник
  • Вице-Канцлер
  • Генерал от инфантерии (до 1763, с 1796)
  • Генерал от кавалерии (до 1763, с 1796)
  • Генерал-фельдцейхмейстер в артиллерии (до 1763)
  • Генерал-аншеф (1763—1796)
  • Генерал от артиллерии (с 1796)
  • Инженер-генерал (с 1796)
  • Генерал-пленипотенциар-кригс-комиссар (1711—1720)
  • Адмирал
  • Обер-камергер
  • Обер-гофмаршал
  • Обер-шталмейстер
  • Обер-егермейстер
  • Обер-гофмейстер
  • Обер-шенк
  • Обер-церемониймейстер (с 1844)
  • Обер-форшнейдер (с 1856)
III
  • Генерал-лейтенант (до 1741, после 1796)
  • Генерал-поручик (1741—1796)
  • Вице-адмирал
  • Генерал-кригскомиссар по снабжению (до 1868)
  • Гофмаршал
  • Гофмейстер
  • Шталмейстер
  • Егермейстер
  • Обер-церемониймейстер (с 1800)
  • Обер-форшнейдер
IV
  • Тайный советник (1722—1724)
  • Действительный статский советник (с 1724)
  • Генерал-майор
  • подполковник гвардии (1748—1798)
  • Генерал от фортификации (1741—1796)
  • Шаутбенахт на флоте (1722—1740)
  • Контр-адмирал на флоте (с 1740)
  • Обер-штер-кригскомиссар по снабжению (до 1868)
V
  • Бригадир (1722—1796)
  • Капитан-командор(1707—1732, 1751—1764, 1798—1827)
  • премьер-майор гвардии (1748—1798)
  • Штер-кригскомиссар по снабжению (до 1868)
  • Церемониймейстер (с 1800)
  • Камер-юнкер (с 1800)
VI
  • Коллежский советник
  • Военный советник
  • Полковник
  • Капитан 1-го ранга на флоте
  • секунд-майор гвардии (1748—1798)
  • полковник гвардии (с 1798)
  • Обер-кригскомиссар по снабжению (до 1868)
  • Камер-фурьер (до 1884)
  • Камергер (до 1737)
VII
  • Подполковник
  • Войсковой старшина у казаков (с 1884)
  • Капитан 2-го ранга на флоте
  • капитан гвардии в пехоте
  • ротмистр гвардии в кавалерии
  • Кригскомиссар по снабжению (до 1868)
Нет
VIII
  • Премьер-майор и секунд-майор (1731—1798)
  • Майор (1798—1884)
  • Капитан (с 1884)
  • Ротмистр в кавалерии (с 1884)
  • Войсковой старшина у казаков (1796—1884)
  • Есаул у казаков (с 1884)
  • Капитан 3-го ранга на флоте (1722—1764)
  • Капитан-лейтенант на флоте (1907—1911)
  • Старший лейтенант на флоте (1912—1917)
  • штабс-капитан гвардии (с 1798)
IX
  • Капитан в пехоте (1722—1884)
  • Штабс-капитан в пехоте (с 1884)
  • Поручик гвардии (с 1730)
  • Ротмистр в кавалерии (1798—1884)
  • Штабс-ротмистр в кавалерии (с 1884)
  • Есаул у казаков (1798—1884)
  • Подъесаул у казаков (с 1884)
  • Капитан-поручик на флоте (1764—1798)
  • Капитан-лейтенант на флоте (1798—1885)
  • Лейтенант на флоте (1885—1906, с 1912)
  • Старший лейтенант на флоте (1907—1911)
  • Камер-юнкер (до 1800)
  • Гоф-фурьер
X
  • Капитан-поручик в пехоте (1730—1797)
  • Штабс-капитан в пехоте (1797—1884)
  • Секунд-ротмистр в кавалерии (до 1797)
  • Штабс-ротмистр в кавалерии (1797—1884)
  • Цейхвартер в артиллерии (до 1884)
  • Поручик (с 1884)
  • Подпоручик гвардии (с 1730)
  • Подъесаул у казаков (до 1884)
  • Сотник у казаков (с 1884)
  • Лейтенант на флоте (1722—1885)
  • Мичман на флоте (с 1884)
Нет
XI
  • Корабельный секретарь (по 1834)
  • Корабельный секретарь на флоте (до 1764)
Нет
XII
  • Поручик (1730—1884)
  • Подпоручик в пехоте (с 1884)
  • Корнет в кавалерии (1731-1884)
  • Прапорщик гвардии (1730—1884)
  • Сотник у казаков (до 1884)
  • Хорунжий у казаков (с 1884)
  • Унтер-лейтенант на флоте (1722—1732)
  • Мичман на флоте (1796—1884)
  • Камердинер
  • Мундшенк
  • Тафельдекер
  • Кондитер
XIII
  • Кабинетский регистратор
  • Провинциальный секретарь
  • Сенатский регистратор (1764—1834)
  • Синодский регистратор (с 1764)
  • Подпоручик в пехоте (1730—1884)
  • Прапорщик в пехоте (с 1884, только в военное время)
  • Секунд-поручик в артиллерии (1722—1796)
  • Гардемарин на флоте (1860—1882)
Нет
XIV
  • Фендрик в пехоте (1722—1730)
  • Прапорщик в пехоте (1730—1884)
  • Корнет в кавалерии (до 1884)
  • Штык-юнкер в артиллерии (1722—1796)
  • Хорунжий у казаков (до 1884)
  • Мичман на флоте (1732—1796)
Нет
Читайте также:  Особенности правления павла 1

Уставное обращение соответственно классу
I — II III — IV V VI — VIII IX — XIV
Ваше высокопревосходительство Ваше превосходительство Ваше высокородие Ваше высокоблагородие Ваше благородие

Военные чины выше табели о рангах

Воинские звания ниже табели о рангах

  1. Подпрапорщик, подхорунжий; портупей-прапорщик (в пехоте), портупей-юнкер (в артиллерии и лёгкой кавалерии), фанен-юнкер (в драгунах), эстандарт-юнкер (в тяжёлой кавалерии).
  2. Фельдфебель, вахмистр, кондуктор.
  3. Старший строевой унтер-офицер (до 1798 сержант, боцман).
  4. Младший унтер-офицер (до 1798 младший сержант, капрал, боцманмат).

Источник: https://www.encyclopaedia-russia.ru/article.php?id=214

Табель о рангах Петра 1. Таблица. Значение. Кратко

Табель о рангах 1722

Табель о рангах Петра 1 — законодательный акт в России XVIII-XX веков, который определял порядок несения государственной и военной с службы в Российской Империи. Устанавливал 14 классов по трем видам: военные (армейские и морские), штатские и придворные.

Табель о рангах, одна из важнейших реформ Петра 1, направленных на дальнейшее укрепление дворянской бюрократии.

Табель о рангах была утверждена указом Петра 1 от 24 января (4 февраля) 1722 г. и просуществовала до ноября 1917 г., а на некоторых территориях вплоть до 1922 г. За все время своего существования этот документ многократно изменялся и корректировался в соответствии с реалиями времени.

Основной идеей табели о рангах Петра 1 было то, чтобы создать документ, содержащий в себе единую упорядоченную систему чинов, существующих в стране. Чины были классифицированы, описаны и систематизированы в соответствии с рангами (по старшинству).

История создания

Идея создания этого документа принадлежит Петру 1, который не только отдал приказание, но и лично сам принимал участие в его составлении. За основу брались аналогичные документы ведущих мировых стран (Франция, Швеция, Пруссия и Дания). На основании этих документов комиссией был создан черновик, который отправился на подписание к государю.

Император лично отредактировал черновик и велел отправить его на рассмотрение Сената, Военной коллегии и Адмиралтейской коллегии. Документ рассмотрели, внеся в него определенные поправки, но при итоговом рассмотрении царь их не принял, а оставил документ в его первоначальном виде.

Табель о рангах — содержание

Табель о рангах представляет из себя подробное описание всех существующих чинов. В начале представлена таблица, в ней все чины описаны и поделены в соответствии с классами и рангами. После таблиц следует описание заработной платы, порядок присвоения чина и его наследования, а также много другого, вплоть до того как следует правильно обращаться к чиновнику того или иного ранга.

Все чины в табели были разделены на три типа – придворные, военные и статские — которые группировались в соответствии с типом и затем распределялись по классам. Всего было 14 классов, от высшего к низшему. Чем выше был класс (ранг), тем большие привилегии были у чиновника. Всего описывалось 263 должности, но в последствии некоторые из них были упразднены.

Совет

Следует заметить, что чины не только описывались, а сравнивались между собой. Статский советник (гражданская служба) был приравнен по своим правам к капитану-командору или бригадиру (военная служба). Остальные чины описывались аналогичным образом, но военный чин всегда имел небольшое превосходство перед гражданским и больше шансов подняться по карьерной лестнице.

В документе также описывались придворные чины, дававшиеся не только мужчинам, но и женщинам.

Значение документа

Табели о рангах Петра 1 создавался для систематизации и упорядочения государственной службы, для того что бы сделать присвоение чинов и званий более простым и понятным.

Создание этого документа в значительной степени упростило государственную службу, сделало ее более прозрачной. В табели описывались старорусские чины, но давать их перестали, что означало, что Россия окончательно освободилась от устройства и порядком Московской Руси и перешла на новый тип управления.

Но самое основное значение документа 1722 г. было в том, что теперь шанс получения титула и продвижения по службы больше не зависел исключительно от знатности рода.

Личная выслуга человека ставилась теперь выше, чем знатность его родителей, а это полностью изменяло привычные порядки, принятые на Руси.

Теперь достичь успехов мог не только знатный человек, но и простолюдин, а его дети и внуки имели шансы в будущем получить дворянский титул, в особенности это имело отношение к военной службе.

Дворяне теперь делились на потомственных (знатные роды) и личных (те, кто смог дослужится до дворянского титула).

Этот документ окончательно разделил всю службу на военную, гражданскую и придворную, чего до этого не было.

ред. shtorm777.ru

Источник: http://shtorm777.ru/tabel-o-rangax-petra-1-tablica-znachenie-kratko.html

Табель о рангах

В 1722 году Петр Первый утвердил закон о государственной службе в Российской империи — «Табель о рангах». Вот какую классификацию он содержал.

В 1722 году Петр Первый утвердил закон о государственной службе в Российской империи.  Этот закон назывался «Табель о рангах». Задумывался он хорошо: царь хотел дать возможность социального лифта  талантливым людям из низших сословий.

«Дабы тем охоту подать к службе и оным честь, а не нахалам и тунеядцам получать» – так это сформулировано в «Табели о рангах». Все чины «Табели» подразделялись на три типа: военные, cтатские и придворные и делились на четырнадцать классов. Военные чины объявлялись выше соответствующих им гражданских и даже придворных чинов.

Это давало преимущества военным чинам в главном – переходе в дворянское сословие.

После Петра в «Табели» многое менялось, особенно существенные изменения произошли в 1884 году. Но, в целом, идея классификации и ранжирования должностей и последовательности чинопроизводства дожила до самой революции. Чтобы совсем не запутать читателя, мы приводим «Табель о рангах» в том виде, в котором она действовала в  XIX веке.  

XIV

Обратите внимание

Согласно «Табели», самый низший чин  среди статских – это коллежский регистратор. До 1845 года ему полагалось личное дворянство, потом – до самой революции – только почетное гражданство.

И не надо думать, что чин ничтожный: ведь коллежским регистратором начинал не только попавший под лошадь Митя Кулдаров из чеховского рассказа «Нечаянная радость», но и  Ваня Хлестаков из гоголевского «Ревизора».

Да и сам Николай Васильевич Гоголь тоже.

Среди военных самым нижним чином, согласно «Табели», до 1884 года в пехоте был прапорщик, в кавалерии – корнет, у казаков – хорунжий. Кстати, прапорщик и хорунжий –языковые родственники: оба слова означают «знаменосец». 

XIII -XII

К концу  XVIII века чин  тринадцатого класса «Табели о рангах» – провинциальный секретарь уже вышел из употребления. Выслужившему свой срок коллежскому регистратору присваивали чин губернского секретаря.

«Чинишко паршивый» – так отзывается о губернском секретаре священник в одном из рассказов Лескова. Не согласимся со святым отцом: по «Табели о рангах» губернский секретарь соответствовал армейскому чину поручика, то есть нынешнему старшему лейтенанту.

И не забудем о том, что губернским секретарем был в свое время Федор Александрович Головин, Председатель Государственной думы 1907 года. 

Если продолжать о военных, то губернскому секретарю до 1884 года соответствовал военный чин прапорщика в гвардии, сотника у казаков и мичмана во флоте. В 1884 году служивым  улыбнулась удача: к XII классу начали причислять уже пехотного подпоручика, корнета в кавалерии, и хорунжего у казаков. Так что корнет Оболенский в песне имел чин XII класса.

Чин XII класса полагался и придворным: камердинеру, кондитеру, мундшенку, то есть придворному официанту, и прочим мелким труженикам царского двора.

 XI-X

За чином XII  класса вроде бы должен следовать чин XI-го. Но не следует – тоже вышел из употребления. Стало быть, пропустив ранг корабельного секретаря,  претенденту сразу присваивали чин секретаря коллежского. Он уже мог занимать хоть и низшие, но руководящие должности.

Чин коллежского секретаря в свое время имели Пушкин и Мусоргский. И каждый пехотный штабс-капитан до 1884 года, и всякий штаб-ротмистр в кавалерии, и гвардейский подпоручик и подъесаул у казаков и лейтенант на флоте.

С 1884 года в X класс перевели поручиков, казацких сотников и флотских мичманов.

 IX

Важно

Помните романс Даргомыжского на слова Вейнберга «Он был титулярный советник, она – генеральская дочь»? Да, генеральские дочки смотрели на титулярных советников свысока. И, между прочим, напрасно.

Чин титулярного советника давал уже личное дворянство. Среди титулярных советников встречались известные люди: хоть Чернышевского Николая Гавриловича возьмите. Их благородие, как известно объяснил всей читающей публике, что делать.

Их благородиями, кстати, именовали все чины  с XIV  и по IX класс включительно.

И штабс-капитана Рыбникова из повести Куприна и штабс-капитана Овечкина из фильмов про неуловимых мстителей титуловали «ваше благородие», хотя в описываемые в книге и кино годы штабс-капитан уже был чином не X, как прежде, а IX класса.

До 1884-го реформенного года, к IX классу относили пехотных капитанов, гвардейских поручиков, кавалерийских ротмистров, флотских капитан-лейтенантов, есаулов из казаков.

После 1884 года в последний обер-офицерский чин возводили уже помимо помянутых пехотных штабс-капитанов, еще и штабс-ротмистров, подъесаулов и флотских лейтенантов.

В придворных чинах это соответствовало камер-юнкеру (коим, кстати, был наш самый великий поэт, что его несказанно оскорбляло) и гоф-фурьеру. Камер-юнкер при настоящей придворной службе должен был состоять при особе императора, а гоф-фурьеры заведовали прислугой. 

 VIII

Асессор – в переводе с латыни «заседатель». В Древнем Риме и средневековой Европе асессор был судебным чиновником. В России коллежский асессор исполнял разные чиновничьи обязанности. И вызывал законную зависть младших по рангу. Его уже иначе титуловали: к асессору обращались «ваше высокоблагородие».

Зарплата все еще была маловата, так что брали-с коллежские асессоры взятки, брали-с! Ничем не брезговали: в литературе упомянут случай, когда в качестве взятки фигурировали юные собачки породы «русская борзая».

Совет

  Борзыми щенками, всякий знает, брал взятки коллежский асессор Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин, персонаж пьесы Гоголя «Ревизор».

В описываемом веке гражданскому чину коллежского асессора соответствовал придворный чин титулярного камергера, но его жаловали крайне редко. А потом и вовсе вывели из употребления.

Зато военные VIII класса были в изобилии: до 1884 года – пехотные майоры и казацкие войсковые старшины, после – капитаны в пехоте, ротмистры в кавалерии, есаулы у казаков, капитаны-лейтенанты, пока их не отменили в 1911 году, на флоте. С 1912 года чином VIII класса стал флотский лейтенант.

VII

«Надворными советниками» в Москве в позапрошлом веке любили иносказательно называть дворняжек обыкновенных. А мы говорим о породистом чиновнике: его высокоблагородие надворный советник равнялся подполковнику – не шутка.

Два просвета на петлицах мундира и три звездочки, но без блёсток – до блёсток еще надо дорасти. Среди знаменитых надворных советников замечены Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин и Александр Иванович Герцен.

Они равнялись подполковнику в пехоте, капитану 2-го ранга на флоте, капитану и кавалерийскому ротмистру в гвардии. С 1884 года к ним приравняли и войскового старшину у казаков.

VI

Читайте также:  Смутное время (смута)

Гражданский чин шестого класса – коллежский советник – был уже солидным, он равнялся армейскому полковнику и капитану 1-го ранга на флоте, а также камер-фурьеру при дворе.

  Дяденька в таком чине мог стать начальником отделения в солидном учреждении. Его  почтительно встречали в обществе – вспомните хотя бы прием, оказанный  местными помещиками коллежскому советнику Павлу Ивановичу Чичикову.

Александр Грибоедов тоже был коллежским советником, когда заключал Туркманчайский мирный договор с Персией.

V

Ну, уж про статского советника знает всякий, читавший Акунина.

Обратите внимание

Русская литература просто кишит статскими советниками: помимо акунинского героя Эраста Фандорина, статскими советниками были: Мамаев в пьесе «На всякого мудреца довольно простоты» Островского, Сорин в чеховской «Чайке»,  и даже нос, отделившийся от коллежского асессора Ковалёва в повести Гоголя.

Статские советники, занимали должности вице-директоров департаментов и вице-губернаторов. При дворе им соответствовали церемониймейстеры, а военных чинов V класса к XIX веку уже не осталось.  

IV

Чины, начиная с четвертого ранга, – это белая кость, Ваше превосходительство, ордена со звездами и высокие должности. Среди заметных в истории и литературе действительных статских советников – историк и писатель Николай Михайлович Карамзин, историк и географ Василий Никитич Татищев, литератор и директор Пробирной Палатки Козьма Прутков.

Последний, кстати, не дорос по службе до своих литературных отцов – один из создателей Козьмы, поэт и писатель Алексей Константинович Толстой служил при дворе егермейстером, что соответствовало тайному советнику.

И если, дослужившись до титулярного советника, чиновник из простых становился дворянином сам, то действительный статский советник причислялся к благородному сословию вместе с потомством.

https://www.youtube.com/watch?v=BFaEmh3aDc0

Из придворных чинов к IV классу относились те самые, известные из «Горя от ума» камергеры с ключом, который, боимся шокировать читателя, носили на левой поясничной пуговице.  Из военных – генерал-майоры и контр-адмиралы флота.

III

Чтобы получить чин тайного советника,  недостаточно было университетского диплома – их требовали уже у коллежских асессоров, если только они не служили на Кавказе.

Его превосходительство действительный статский советник становился тайным советником по усмотрению государя императора. Галунные петлицы без просветов и три звездочки с блестками носили поэт Фёдор Тютчев и министр финансов, знаменитый оздоравливатель финансовой системы России Сергей Витте.

Важно

Тайный советник мог стать министром или генерал-губернатором, сенатором и членом Государственного совета.

К военным чинам III класса относились лишь генерал-лейтенанты и вице-адмиралы.

Зато придворных – целый букет: гофмаршал и гофмейстер, шталмейстер и егермейстер, обер-церемониймейстер и даже обер-форшнейдер, которого учредили в связи с коронацией Александра II специально для разрезания мяса на императорской тарелке.

II

Людей с высоким чином действительного тайного советника в Российской империи было не так уж много. По крайней мере, одного вы точно знаете: это секретарь императрицы Екатерины Второй, губернатор, министр юстиции, кавалер многих российских орденов, да к тому же еще известный поэт Гаврила Романович Державин.

Зато генералы от инфантерии (то есть пехоты), генералы от кавалерии и инженер-генералы и адмиралы в России вовсе не были редкостью. Что и неудивительно: одна лишь Кавказская война длилась чуть не 50 лет, а ведь были еще Русско-турецкие войны, Крымская и так далее.

С придворными чинами II класса  все просто: прибавьте к большинству чинов предыдущего класса приставку «обер» и дефис. Останется добавить только обер-шенка, то есть главного виночерпия,  шенка без приставки при дворе не существовало. 

I

За двести лет только 11 человек удостаивались высочайшего в Русской империи чина – канцлера. Среди известных вам из школьного курса истории Безбородко, Бестужева-Рюмина и Нессельроде выделяется одноклассник Пушкина по Царскосельскому лицею князь Горчаков.

К тому же I классу относили  чин действительного тайного советника 1-го класса, который присваивали людям, если они в силу служебного положения не могли именоваться канцлерами. Они тоже немногочисленны – 13 человек за все про все, причем двое впоследствии стали канцлерами.

Совет

Почти все они – представители знатных родов: Паниных, Голицыных, Лопухиных, Строгановых, Куракиных, Разумовских.

Гражданскому чину канцлера в «Табели о рангах» соответствовал генерал-фельдмаршал, и тут выбор знаменитостей еще богаче: Барклай-де-Толли, Кутузов-Смоленский, Румянцев-Задунайский, Потёмкин-Таврический.

Суворов-Рымникский тоже был генерал-фельдмаршалом, но позже ему присвоили звание генералиссимуса, стоящее вне системы чинов.

Генерал-адмиралами, то есть обладателями чина I класса в XIX веке были лишь пара великих князей и император Павел I, павший на самой заре того века, причем вовсе не в морской битве.

Источник: https://scientificrussia.ru/articles/tabel-o-rangah

Табель о рангах

О государственной службе в царской России, социальном статусе чиновника при Петре I и наследуемом  дворянстве.

4 февраля (24 января по юлианскому календарю) 1722 года Петром I была принята Табель о рангах — закон, регламентировавший порядок государственной службы в Российской империи и определявший соответствие гражданских, военных и придворных чинов.

Этот документ, устанавливавший старшинство должностей и порядок чинопроизводства, оказал важное влияние не только на процесс государственного строительства, но и на систему социальных отношений, закрепив приоритет государства перед обществом и личностью.

Как регулировалась работа чиновников до принятия Табели?

В допетровской России структура органов государственного управления была относительно простой.

Органы центрального управления — московские приказы — как правило, сочетали функции отраслевого, территориального и сословного управления, то есть власть многих из них распространялась не на всю территорию страны, а лишь на отдельные ее части и только на определенные группы населения.

Второй уровень государственного управления был представлен местными учреждениями, являвшимися по сути канцеляриями управлявших уездами воевод (в XVII веке это преимущественно приказные избы).

Эта система формировалась постепенно начиная со второй половины XV века, по мере того как люди, получавшие от царя приказ «ведать» определенные «дела», обрастали штатом сотрудников. Отсюда и названия центральных учреждений — приказы. Постепенно сложились и категории приказных служителей — дьяков и подьячих.

Последние делились на старших, средней руки и младших.

Штаты приказных служителей формировались преимущественно из городских слоев, детей священнослужителей и так далее, причем, в отличие от служилых людей, из которых в XVIII веке сложилось сословие российского дворянства, а также в отличие от дьяков, подьячие, как правило, не получали денежного жалованья, но «кормились от дел», то есть за счет подношений от обращавшихся в учреждения просителей. В свою очередь, для служилых людей приказная, то есть гражданская, служба считалась унизительной и грозила потерей чести. Особую категорию приказных составляли дьяки, которые нередко фактически управляли приказами. Некоторые из них верстались денежным и поместным окладом.

Причины принятия Табели

Петровские реформы привели, во-первых, к переосмыслению самого представления о государстве, которое теперь уже воспринималось не как большая царская вотчина, но как инструмент для достижения «общего блага», а во-вторых, к значительному усложнению и умножению функций самого государства.

В соответствии с теорией регулярного государства оно теперь должно было расширить сферу контроля над подданными, а для этого требовался более разветвленный аппарат управления, который при этом функционировал бы слаженно и оперативно.

Преобразование системы государственно-административного управления шло фактически на протяжении всего царствования Петра I (создание Ближней канцелярии, Консилии министров, губернская реформа, основание Сената), и окончательные черты оно приобрело лишь в 1720-е годы, причем система органов центрального управления (коллегий) была сформирована, а преобразование органов местного управления завершено не было.

Обратите внимание

В основу этой реформы было положено учение о камерализме, в рамках которого функции как каждой структурной единицы государственного аппарата, так и каждого служащего должны были быть строго регламентированы.

Идеология регулярного государства рассматривала каждого человека в качестве винтика большой государственной машины, вносящего свой вклад в «общее благо», которое фактически сливалось с самим государством.

Поэтому с точки зрения государства нужной и полезной являлась всякая служба: военная, военно-морская, статская, придворная, что и нашло отражение в Табели о рангах 1721 года, которая наряду с принятым годом ранее Генеральным регламентом стала основополагающим документом по организации государственной службы, определяя и регламентируя движение каждого служащего по карьерной лестнице.

Различия гражданских, придворных и военных чинов

Табель о рангах называлась так именно потому, что основная ее часть была представлена в табличной форме, в виде трех столбцов: чины придворные, военные и гражданские, разделенные на 14 рангов, или классов. При этом военные чины делились еще на сухопутные, морские, гвардейские и артиллерийские.

Таким образом устанавливалось соответствие чинов трех видов государственной службы. Это означало, что человек, имеющий определенный военный чин, переходя на гражданскую службу, мог претендовать на равный чин, что предполагало и равное денежное жалованье.

Правда, в XIX веке в эту систему было внесено изменение: придворный с высоким чином уже не мог получить равный армейский чин. При этом введение денежного жалованья было важнейшим элементом всей реформы управления.

Принято считать, что как сама регламентация государственной службы посредством Табели о рангах, так и введение денежного жалованья стали важнейшими предпосылками формирования российской бюрократии как особой социальной страты.

Сравнение Табели с европейской классификацией чинов

При разработке Табели о рангах был использован европейский опыт, в частности шведский, французский и прусский.

Подобные регламенты чинопроизводства существовали во многих странах тогдашней Европы, где они были результатом длительной эволюции государственного аппарата и имели преимущественно инструментальный характер, не оказывая столь серьезного влияния на систему социальных отношений, как это случилось в России.

Влияние Табели на дворянство и общество

Социальное значение Табели о рангах связано не столько с изменением социального статуса чиновника, сколько с тем, какое значение приобрело понятие «чин». В целом социальная реформа Петра Великого была связана с разрушением системы московских чинов и запуском процесса формирования сословий европейского типа.

Введение Табели о рангах обозначило одно из существенных противоречий этого процесса.

Социальное положение каждого подданного империи определялось отныне не только принадлежностью к определенному сословию и материальным положением, как это было в большинстве европейских стран, но и чином, который играл едва ли не главную роль.

Важно

Согласно законодательству Петра I, дворяне были обязаны служить, и так продолжалось до 1762 года. Но и после освобождения дворян от обязательной службы государство смотрело на никогда не служивших дворян как на не вполне полноценных, пытаясь время от времени ограничить их сословные права.

С другой стороны, предоставление по Табели о рангах лицам недворянского происхождения возможности получить дворянство службой сделало русское дворянство изначально открытым сословием, постоянно пополнявшимся извне, что было одной из причин увеличения числа мелкопоместных и безземельных дворян и что препятствовало консолидации дворянства и размывало его сословное самосознание. К выслужившему высокий чин по Табели о рангах сыну мещанина или священника обращались «ваше превосходительство» или даже «ваше высокопревосходительство», в то время как вышедший в отставку в чине, к примеру, подпоручика отпрыск знатной фамилии мог рассчитывать лишь на «ваше благородие». Значение чина очень хорошо проиллюстрировано А.П. Чеховым в рассказе «Толстый и тонкий».

Изменения Табели после Петра

В XIX веке в Табель о рангах был внесен ряд изменений, направленных на то, чтобы затруднить получение дворянства службой лицами недворянского происхождения.

Так, с 1845 года получить личное дворянство по гражданской службе можно было, лишь дослужившись до чина IX класса, а потомственное — до V.

В 1856 году планка для потомственного дворянства была вновь повышена до IV класса, однако вовсе отказываться от этой петровской нормы государство не хотело, поскольку, как считалось, возможность получить дворянство была важным стимулом к государственной службе.

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

1

Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Источник: https://historicaldis.ru/blog/43317086316

Ссылка на основную публикацию