Земская реформа александра 2 кратко

Земская реформа Александра II 1864 года (кратко)

18.01.2018

   В соответствии с «Положением о земских учреждениях» от 1 января 1864 года на местах были созданы земства – «демократии малых пространств». Так окрестил новые органы местного самоуправления поклонник этой формы организации власти Александр Солженицын.

Значение и эффективность метода так же подчёркивал в своём открытом обращении президент РФ В.В. Путин, говоря о том, что такой опыт может решить проблемы на местах даже на современном этапе развития государства.

Действенность земской реформы доказана временем и потому заслуживает внимания.

Причины нововведения

Главным поводом для реорганизации самоуправления стало упразднение крепостного права (1861). Появление земств решило бы сразу две проблемы: введение свободных крестьян в политическую систему (право участвовать в решении вопросов на местах) и умасливание обиженных дворян, потерявших власть над крестьянами.

Интересно, что путь избирателя-дворянина и избирателя крестьянина отличался: первым достаточно было заплатить 6 тысяч рублей, чтобы из курии землевладельцев и городских избирателей беспрепятственно попасть в губернское земское собрание.

Обратите внимание

Вторые проходили четыре этапа прежде, чем достигали этого уровня: выборные крестьянские общества, сельские сходы, волостные сходы, уездный съезд выборщиков.

Показателен и тот факт, что губернаторы, которые по закону обязаны были учитывать мнение земства, в действительности могли его проигнорировать.

Миссия земств

В функционал земства входило регулирование вопросов хозяйственного значения:

  • создание инфраструктуры (строительство образовательных и медицинских учреждений, благоустройство дорожных участков);
  • развитие промышленности, медицины, агрономии.

Выборы в земства осуществлялись каждые три года по трём куриям: дворянство, купечество, крестьянство, но фактическое влияние оставалось за представителями высшего сословия. Принципами работы земств были всесословность, выборность, отделение от административной власти, финансовая самостоятельность (обеспечивалась налогами, в основном крестьянскими).

Ход реформы

  Основная работа во время ежегодной земской сессии (начиная с 1864 года) выполнялась губернской управой. Контроль над её деятельностью осуществляли губернатор и министерство внутренних дел.

Существование земств склоняло общество к либерализму и вызывало оппозиционные настроения. С 1866 правительство решается на ряд коррекционных законов для ограничения их  власти:

  • снижение финансирования;
  • отказ от полемики в земских собраниях;
  • введение губернской цензуры для печати;
  • запрет на взаимодействие земств.

Период с 1866 по 1869 – это фактически меры со знаком «минус».

Значение реформы

Упущения на этапе реализации реформы всё же не умаляют её значения. В стране появился первый институт самоуправления, позволивший не знавшим прав и выбора крестьянам освоиться в гражданской сфере. Кроме того, были предприняты шаги для развития давно наболевших вопросов в области сельского хозяйства, медицины и образования.

Источник: https://IstoriyaKratko.ru/pravlenie-romanovyh/reformy/zemskaya-reforma-aleksandra-ii-1864-goda-kratko.html

Земская реформа Александра 2 — значение, итоги, плюсы и минусы

1001student.ru > История > Земская реформа Александра 2 — значение, итоги, плюсы и минусы

Земская реформа Александра II (1864 год) была важным и последовательным шагом после отмены крепостного права.

Этот манифест даровал личную свободу крестьянам, а также право владеть имуществом.

Но реформа 1861 года имела некоторые недостатки, суть которых состояла в неудовлетворенности крестьян необходимостью выплаты денег за землю, провоцировавшей круговую поруку.

Кратко о земской реформе 1864 года

Кратко сущность реформы заключалась в том, что в 1864 г. было принято Положение о земских учреждениях, которое предполагало появление земств, органов местного самоуправления.

Разработчик реформы Н. А. Милютин, затем П. А. Валуев. При этом подготовка началась еще в 1861 г.

Краткий конспект по теме «Земская реформа Александра II» в виде таблицы.

Предпосылки и причины проведения

Основанием для проведения земской реформы Александра II стала отмена крепостного права. Первоочередная задача заключалась в организации управления хозяйственными делами в соответствии с изменившейся социально-экономической ситуацией в стране.

Важно было организовать управление социально значимыми объектами (школы, больницы), а также оказать помощь и содействие крестьянам в малоурожайные и неурожайные годы, погорельцам.

Разработка нового принципа управления на местах было необходимым также по той причине, что требовалось урегулировать отношения между крестьянами, не имевшими местного самоуправления, и их бывшими владельцами – помещиками, ими управлявшими. Россия с этой необходимостью столкнулась впервые.

Александр Второй понимал, что реформирование общества в интересах крестьянства необходимо провести так, чтобы вместе с тем не оттолкнуть от себя дворянство. Реформа как раз была выражением этого компромисса.

История создания и содержание

Согласно земской реформе, все население, вне зависимости от сословия, в границах каждого уезда, которое владело каким-либо имуществом недвижимым или землей, получало право участвовать в управлении хозяйством.

Эту привилегию получало и крестьянское сельское общество, но не напрямую, а через гласных. Губернские и уездные собрания проводились с участием последних с периодичностью 1 или 2 раза за 12 месяцев.

Вопросы меньшего масштаба решались через такой орган как губернская земская управа и уездная. Управы подчинялись собраниям.

Срок работы земства – три года, затем назначались перевыборы. Автор реформы вводил принципы куриальности (три курии – крестьянство, купечество, дворянство).

Земства занимались следующими вопросами:

  • обеспечение содержанием больниц, открытие новых;
  • обеспечение содержанием школ, открытие новых;
  • содержание и строительство дорог;
  • обеспечение продовольствием населения при чрезвычайных ситуациях (пожары, голод, засуха, наводнение);
  • обеспечение семенами населения при чрезвычайных ситуациях (пожары, голод, засуха, наводнение);
  • помощь при строительстве промышленных объектов на территории земства;
  • сбор статистических материалов, описание местности.

Принципы: выборность, всесословность, финансовая независимость.

Поскольку плодотворное функционирование земств требовало финансовых вливаний, то органы земского самоуправления имели возможность собирать налоги – земские сборы.

Реализация земской реформы

Земская реформа проводилась постепенно, поскольку достаточно сложно было спрогнозировать последствия радикальных изменений.

Впервые реформа была проведена в Самарской губернии – через год после подписания положения.

Система предполагала постепенное введение, поэтому к началу 1866 г. земское самоуправление действовало в 18 губерниях. А через 15 лет активное формирование принципов местного управления шло уже в 33 губерниях.

Но проект не ставил целью повсеместное распространение земств, поэтому земская реформа не была введена в ряде губерний. Это обусловлено тем, что в этих районах или не было помещиков, или было казачье самоуправление.

Земская реформа Александра II – плюсы и минусы

Основное значение земской реформы – появление местного самоуправления. В целом земства стали важным инструментом в просветительской работе интеллигенции либеральной и революционной.

В качестве итога отметим положительные и отрицательные стороны земской реформы.

Читайте также:  Образование и культура россии в 17 веке

Плюсы:

  • укрепление местного хозяйства;
  • распространение просвещения;
  • развитие медицины;
  • повышение качества жизни населения;
  • развитие земского либерального движения;
  • появление точных статистических данных;
  • появление «третьего элемента» в лице земских учителей, агрономов, врачей, авторитет которых был значим;
  • развитие агрономии.

Минусы — неповсеместное и крайне длительное проведение земской реформы не дало быстрых результатов.

Положительные итоги оказали плодотворное воздействие на снижение социальной напряженности в обществе, привели к улучшению экономической ситуации. Но с 1866 г. была введена система коррекционных мер.

Источник: https://1001student.ru/istoriya/zemskaya-reforma-aleksandra-2.html

Земская реформа Александра II и её значение для Российской империи

Почему правительство почти сразу после создания земств стало бороться с ними? Каков реальный вклад земств в развитие России? Читайте в этой статье.

Отмена крепостного права в 1861 году потребовала неотложной реформы системы местного управления.

Новым этапом развития местного самоуправления стали земства. В марте 1863 г. специально созданная комиссия подготовила окончательные проекты положения о земских учреждениях и временные правила для них. А 1 января 1864 г.

император Александр II издал «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», где было объявлено об их создании.

Важно

Первоначально земская реформа затрагивала только 33 губернии.

Под действия «Положения о губернских и уездных земских учреждениях» не попадали прибалтийские, польско-литовские губернии, Архангельская, Астраханская, Юрьевская, Могилевская, а также области Бессарабская и Войска Донского. К 1911 году земства существовали в 43 губерниях. Земские учреждения разделялись, согласно ст. 1-й сего Положения, на уездные и губернские.

Функции земств, прописанные в Положении 1864 г

А вот функции губернских земств: Как видим, функции земства исключительно хозяйственные. Структура выборов в земства была следующей:

Основной земский орган – уездное земское собрание формировали три курии – землевладельцев, городских жителей и крестьян.

Устроители земской реформы не решились открыто провести сословный принцип формирования новых местных органов. Однако неприемлемым для них было и всеобщее избирательное право.

Поэтому для выборов земских учреждений предполагалось разделить все уездное население на три курии, в каждой из которых, как отмечала комиссия, “преобладает одно из главных исторически сложившихся сословий”. Избирательная система должна комбинировать сословное начало с началом имущественного ценза.

Кроме того, куриальная система позволяла правительству заранее планировать число выборщиков от сословий и регулировать их соотношение в земских учреждениях.

Курия уездных землевладельцев состояла в основном из дворян-помещиков. Право голоса на съезде уездных землевладельцев получали обладатели земельного ценза, ценза недвижимости или определенного годового оборота капитала.

Земельный ценз устанавливался отдельно для каждой губернии в зависимости от состояния помещичьего землевладения. Например, во Владимирской губернии он составлял 250 десятин, в Вологодской – 250-800 десятин, в Московской – 200 десятин.

Ценз недвижимости и годовой оборот капитала устанавливались размером в 15 и 6 тысяч соответственно. Уездные землевладельцы с меньшим цензом участвовали в выборах через уполномоченных.

В курию городских обывателей входили городские промышленники и торговцы, имевшие оборот не менее 6000 руб/год, а также «лица, владеющие на городской земле недвижимою собственностью, оцененною, для взимания налога, в городских поселениях, имеющих более 10000 жителей, не ниже 3000 руб.; в городских поселениях, имеющих от 2000 до 10 000 жителей, не ниже 1000 руб., и во всех прочих городских поселениях не ниже 500 рублей»[1].

В сельской курии не был установлен имущественный ценз.

Однако в ней была была введена система трехступенчатых выборов: крестьяне, собравшиеся на волостной сход, назначали своих выборщиков и посылали их на собрание, которое избирало земских гласных (в уездное земское собрание).

При этом надо отметить, что из данных трёх курий только крестьянский съезд носил чисто сословный характер, что лишало возможности участия в нем лиц, не входящих в состав сельского общества, прежде всего сельской интеллигенции.

Совет

Результаты выборов гласных в губернские и уездные земские собрания по 29 губерниям на 1865—67 были таковы: в губернские — помещиков-дворян — 74,2%, купцов — 10,9%, крестьян (в основном кулаков, сельских старост) — 10,6%, прочих — 4,3%; в уездные — помещиков-дворян — 41,7%, духовенства — 6,5%, купцов — 10,4%, крестьян — 38,4%, прочих — 3%. Результаты выборов гласных в уездные Земство по 34 губерниям на 1883—85 почти не изменились в отношении дворян и крестьян, но заметно увеличилось количество гласных от разночинных и буржуазии[1].

Уездное земское собрание избиралось на три года. Его председателем был уездный предводитель дворянства. Губернское земское собрание состояло из гласных (т.е. выборных лиц), выбираемых уездными земскими собраниями.

Срок его полномочий также составлял три года.

Из числа избирателей были исключены лица моложе 25 лет, лица, находящиеся под уголовным следствием или судом, лица, опороченные по суду или общественному приговору а также иностранцы, не присягнувшие на подданство России.

Земское собрание собиралось только раз в год на 10 дней, а губернское собрание – раз в год на 20 дней. Постоянным действующим земским органом власти была уездная земская управа, которая составлялась из Председателя и двух членов, избираемых на три года Уездным Земским Собранием. При этом допускалось увеличение числа членов управы до 6 человек. Начальник Управы утверждался губернатором.

Губернская Земская Управа состояла из Председателя и шести членов, избираемых на три года Губернским Земским Собранием. Председатель Губернской Управы утверждался в должности Министром Внутренних Дел.

Некоторые решения, принимаемые Земским собранием, требовали утверждения у министра внутренних дел. В частности, это были решения по вопросам дорожного строительства, открытии ярмарок сроком более четырнадцати дней и о сборах за проезд по земским путям сообщения.

Власть против земств

Несмотря на то, что земствам были поручены исключительно хозяйственные функции, они не избежали политизации, что было вызвано тем, что они становились центрами «кристаллизации» местной интеллигенции.

Это приводило к тому, что политические заявления земств неизбежно находили свое отражение в составленных и выпущенных земствами в свет делопроизводственных документах.

Неизбежно последовал рост административного нажима и ограничение гласности в деятельности земств.

Вот что пишет в своей статье «Земская и городская Россия (Прошлое и будущее)», опубликованной в 1915 году, Андрей Шингарев (А. Шингарев — земский врач с 1895 по 1907 г. в Воронежской губернии, с 1895 года вплоть до 1901 — губернский гласный Тамбовского земского собрания, с 1905 г. — член Конституционно-демократической партии (партии кадетов))[2]:

Читайте также:  Краткая биография ельцина

Следствием нового закона стало то, что уже в 1867 г. земские учреждения Санкт-Петербургской губернии были на время закрыты, т.к. Петербургское губернское земское собрание заявило о необходимости участия земства в законодательных работах.

Обратите внимание

Конечно, характер и периодичность применения губернаторами на практике своих возможностей по цензуре земских документов в немалой степени зависели как от их личных качеств и убеждений, так и от поведения земских лидеров. До нас дошли мемуары председателя новгородской губернской земской управы Н. Н. Фирсова.

«В начале 70-х гг. XIX в. управой был составлен доклад «О народном продовольствии» и направлен губернатору Э. В. Лерхе. В докладе, между прочим, отмечалось, что 1868 г. в губернии «ознаменовался голодом». Эта фраза пришлась не по вкусу Э. В.

Лерхе, и он лично явился к председателю земской управы просить, чтобы тот слово «голод» заменил словом «недород» и приискал какое-нибудь более подходящее выражение вместо «ознаменовался», потому что «слово „ознаменовался» подразумевает нечто хорошее, возвышенное, а „недород» хлеба довольно обычное, но, к сожалению, явление все-таки нежелательное». Н. Н. Фирсов тут же исполнил просьбу губернатора»[3] .

Впрочем, уже 8 октября 1867 г. вышло некоторое послабление в этом вопросе — циркуляр Министерства внутренних дел отменил право губернаторов на цензуру тех отчетов управ, полные тексты которых предусматривалось распространять только среди земских гласных.

Притеснялись земства и на экономическом фронте. Так как среди первых земских деятелей преобладали представители земледелия, а не промышленности, то для пополнения земских бюджетов они попробовали эксплуатировать в значительной мере промышленность и торговлю.

Так, в некоторых местах земские управы облагали гильдейские свидетельства в 2.5 раза высшими сборами, нежели сборы, взимаемые с них казной. В других местах они начинают так сильно облагать лесопромышленников, что те даже сокращали свою деятельность. В результате в январе 1866 г.

был издан циркуляр, ограничивающий право обложения земствами сплавных лесов.

Сильному налоговому давлению подверглась и промышленность – налогами стали облагаться не только доходы промышленников, но и недвижимость.

Министерство финансов, во главе которого стоял тогда граф Михаил Христофорович Рейтерн, всячески старавшийся поощрять и оберегать крупную промышленность, увидело в таких стремлениях земств угрозу всем своим планам, не говоря уж о прямом подрыве возможности обложения этих же заведений и промышленного капитала со стороны казны. 21 ноября 1866 г.

по инициативе Рейтерна был издан закон, в котором было установлено, что земства могут облагать налогами только недвижимую собственность фабрик и заводов, причём по ставкам не выше, чем налог на другую недвижимость в данном районе.

Данный закон сразу поставил земства в финансовом отношении в чрезвычайно трудное положение, и вызывало крайнее их раздражение. Земства увидели в этом один из симптомов враждебного отношения к своим задачам и деятельности со стороны правительства.

Однако, вряд ли в данном случае это справедливо, так как граф Рейтерн не был реакционным министром, а, напротив, являлся сторонником земского самоуправления.

Важно

Данные ограничения были введены им из-за того, что он опасался, что иначе налоговое давление со стороны земств на промышленность подорвёт возможность выполнения его общегосударственных финансовых планов.

Ещё одно стеснение земской деятельности последовало в 1869 г. — положением Комитета министров от 19 сентября 1869 г. земства были лишены права бесплатной пересылки корреспонденции.

Если взять совокупный доход земств за 1868 г., который составляет 14 млн. 570 тыс. руб., и исключить отсюда доходы земств от разных своих капиталов, то получится, что все оставшиеся сборы, составляющие прямые (окладные) подати в земстве, составляли 12 млн. 840 тыс. руб. Из них около 9 млн. 700 тыс. руб.

или 75% ложилось на землю, остальные сборы распределялись: в виде налогов на недвижимые имущества в городах — 3.4%, в виде сборов с торговых и промышленных помещений, фабрик и заводов — 8.3% и сбора с торгово-промышленных документов — 12,7%. Те 9 млн. 700 тыс., которые падали на землю, распределялись так: с 75 млн. десятин помещичьей, казенной и удельной земли было взято 4 млн.

800 тыс. руб. и с 70 млн. десятин крестьянской земли почти столько же[12].

То есть в итоге основные доходы земств стали поступать от налогов на землю, чему земские управы изначально противились.

Реформа городского самоуправления 1870 г

16 июня 1870 г. Александром Вторым было утверждено новое Городовое положение, регулировавшее вопросы управления городским хозяйством.

Согласно положению, распорядительные функции предоставлялись городской думе, управа же сделалась исполнительным органом, действующим в рамках, отведенных ей думой.

Распределение занятий и порядок действий управы и подчиненных ей органов устанавливались инструкцией, издаваемой думой. Члены управы избирались думой и не нуждались в утверждений администрацией.

Совет

Избирательное право предоставлялось всем городским жителям в возрасте от 25 лет, имевшим русское подданство и хоть какую-то недвижимость в пределах города, или же кто уплачивал в пользу города сбор со свидетельств: купеческого, промыслового, на мелочной торг (лицензию на право мелкой торговли) и т.п. Эти люди могли избирать и быть избранными в городскую Думу.

Все лица, имевшие право участия в выборах, вносились в списки в том порядке, в каком они следуют по сумме причитающихся с каждого из них сборов в доход города; затем производилось деление на три разряда.

К первому причислялись те горожане из показанных в начале списка, которые уплачивали вместе треть общей суммы сборов со всех избирателей; ко второму — следующие за ними по списку, уплачивавшие также треть сборов; к третьему — все остальные.

Каждый разряд составлял особое избирательное собрание под председательством городского головы и выбирал треть гласных в городскую думу. Первый разряд обычно насчитывал лишь десятки (если не единицы) избирателей, принадлежавших к наиболее крупным домовладельцам или торговцам, а третий – тысячи, т.е. основную массу городского населения.

Так, в начале 70-х годов в Петербурге разница в представительстве первого и третьего разрядов составляла 65 раз (!). [5]. Несмотря на это, каждый из разрядов посылал в Думу одинаковое количество представителей.

У Думы были достаточно широкие полномочия. Постановлением думы члены городской управы могли быть устранены от должности и преданы суду.

Читайте также:  Князь владимир святославович

Городской голова также избирался думой, но утверждался в должности губернатором или министром внутренних дел (в зависимости от ранга города). Городской голова, как правило, занимал руководящее место не только в управе, но и являлся также председателем думы.

Большинство дел, в том числе и годовые сметы, решались думой окончательно и не нуждались ни в чьем утверждении. Утверждению губернской администрацией или в некоторых случаях Министерством внутренних дел подлежали лишь наиболее важные постановления думы (как правило, финансовые). На губернатора возлагался надзор лишь за законностью действий органов городского самоуправления.

Источник: https://statehistory.ru/399/Zemskaya-reforma-Aleksandra-II-i-eye-znachenie-dlya-Rossiyskoy-imperii/

Земская и прочие реформы Александра II

Александр II в кругу семьи

Земская реформа

Крестьянская реформа повлекла за собой и преобразование всех сторон общественной и государственной жизни. 1864 г. стал годом рождения земств – органов местного самоуправления. Низовым звеном было уездное земство, которое избиралось представителями всех сословий.

Уездные земства, в свою очередь, посылали депутатов в губернское земское собрание. Депутаты земств получили название гласных. Возглавляли эти собрания предводителя дворянских собраний – органов самоуправления дворянства.

Обратите внимание

Исполнительными органами на местах стали земские управы, которые формировались земскими собраниями.

Сфера компетенции земств была хоть и ограничена, но достаточно широка: они имели право собирать налоги для местных нужд и нанимать служащих, ведали хозяйственными вопросами, школами, медицинскими учреждениями, а также вопросами благотворительности.

Проект земской реформы разрабатывался комиссией, возглавляемой сначала Н. А. Милютиным, а затем П. А. Валуевым. В основу избирательной системы были положены выборное, имущественное и сословное начала. Система выборов обеспечила значительное преобладание в земствах помещиков.

Деятельность земских собрания и управ контролировалась только губернатором и министром внутренних дел, имевшими право приостанавливать исполнение любого постановления земского собрания.

Земские учреждения ведали лишь местными хозяйственными делами: содержанием путей сообщения, строительством и содержанием школ и больниц, «попечением» о развитии местной торговли и промышленности и т.д.

Земская реформа проводилась постепенно. Несмотря на ограниченность, она содействовала развитию местной инициативы, буржуазного хозяйства, буржуазной культуры и была шагом на пути превращения феодальной монархии в буржуазную.

Прочие реформы

К н. 1860-х число городов в России увеличилось. Многие из них по числу жителей и характеру хозяйства не соответствовали понятию «город». Подавляющее число городов имело население менее 5 тыс. жителей.

Наряду с этим было много населённых пунктов с развитой промышленностью и торговлей, но причислялись они к разряду сёл. Складывалась парадоксальная ситуация. Не считаться с процессами глубоких социальных перемен, происходящими в городской жизни, правительство не могло.

До 1870-х основным законодательным документом, регулирующим городскую жизнь, была Жалованная грамота городам 21 апреля 1785 Екатерины II. Для подготовки реформы городского управления было образовано по городам 509 комиссий. Они должны были выработать предложения по реформе управления.

Важно

Все комиссии высказались за всесословное городское общественное самоуправление. Новое положение было утверждено 16 июня 1870.

Городская реформа имела цель поднять хозяйство городов и привлечь к управлению ими крупную финансовую и торговую буржуазию. Реформа заменяла прежние сословные думы всесословными городскими учреждениями местного самоуправления. Распорядительными органами становились городские думы, а исполнительными – избранные думами городские управы.

Члены городских дум выбирались на четыре года и назывались «гласными». Правом выбора в городские думы пользовались лишь лица, достигшие 25-ти лет и владевшие недвижимой собственностью, владельцы промышленных и торговых предприятий, купцы.

В компетенции городского управления было внешнее благоустройство города, торговля, промышленность, здравоохранение, образование.

Под военными реформами 1860 – 1870-х годов понимается преобразования вооруженных сил России под руководством военного министра Д. А. Милютина. Они были составной часть буржуазных реформ России 60 – 70-х гг. XIX в. и имели целью создать массовую армию, ликвидировать военную отсталость России.

Поражение России в Крымской войне и вызвало необходимость военных реформ. Реформы в армии проводились на протяжении 15 лет. Были окончательно упразднены военные поселения, продолжительность службы сократилась до 10 лет, уменьшилась численность армии (с 1,1 млн. человек в 1864 до 700 тыс. в 1867), реорганизовывались казачьи войска.

Военно-судебная реформа 1865 отменила порочную систему телесных наказаний. 1 января 1874 вводилась всеобщая воинская повинность, сменившая рекрутские наборы. В армии была введена система льгот в зависимости от образования, что в свою очередь должно было его стимулировать.

Одной из целей военной реформы было создание обученного резерва – запаса, а также образования военно-окружной системы управления, перевооружение армии нарезным стрелковым оружием и артиллерией и др.

Совет

Реформы проводились также в области финансов, образования, печати и затронули все сферы жизни российского общества. Принято считать, что реформы начинаются под воздействием народных движений и общественного мнения. Отрицать это невозможно, но, в свою очередь, перемены порождают новую волну народных выступлений и общественного брожения.

Так это и произошло в ходе реформ 1860-1870-х. После отмены крепостного права поднялась невиданная волна крестьянских выступлений. В январе 1861- февраль 1861 до объявления реформы было 15 выступлений, в марте 1861 их уже было 449, в апреле 1861 — 472, а всего за 1861 год — 1889.

В России начало развиваться революционное народническое движение. В дворянско-помещичьих кругах складывались либерально-конституционные группировки. Вместе с тем росла реакционная оппозиция. На протяжении двух десятилетий после отмены крепостного права в общественном движении России отмечались периоды подъёма и спада. К к.

1870-х своего апогея достигла террористическая деятельность народников. Александр II с разных сторон испытывал жёсткую критику и политическое давление. Одни утверждали, что волна общественного возбуждения связана с незавершённостью реформ, их недостаточной радикальностью.

Другие, наоборот, заявляли, что всё происходит от реформ и успокоение общества может быть достигнуто только путём возврата к старым порядкам.

Эти реформы, получившие название «великих», привели общественно-политическое устройство России в соответствие с потребностями второй половины XIX в., мобилизовали всех представителей общества на решение общенациональных задач. Был сделан первый шаг к формированию правового государства и гражданского общества. Россия вышла на новый, капиталистический путь своего развития.



Источник: http://biofile.ru/his/24255.html

Ссылка на основную публикацию