Буржуазные реформы в 60 — 70-х годах 19 века

Буржуазные реформы в России в 60 — 70-х годах XIX века

60-70-е гг. — это время коренных преобразований в России, которые затронули практически все наиболее важные стороны жизни общества и государства. За относительно короткий срок в стране были проведены реформы в области экономики, управления, военного дела, образования и культуры.

Александр II

В 1855 г., когда у стен осажденного Севастополя гремела канонада, внезапно умер Николай I. На престол вступил его старший сын Александр II, который вошел в историю России под именем Освободителя.

Александр II — российский император с 1855 г.

Александр II вступил на престол уже зрелым человеком — в 36 лет. Он не был ни либералом, ни реакционером и до воцарения не имел своей экономической и политической программы.

Не принимая отвлеченных от жизни идей и принципов, Александр Николаевич был человеком действия. Он понимал необходимость компромиссов и уступок в интересах государственной жизни. Воспитанный на идеях гуманизма поэтом В. А.

Жуковским, Александр II склонялся к мысли о необходимости перемен в политической сфере.

Обратите внимание

Экономическое развитие России в первой половине XIX в. (европейская часть)

Новый царь понимал, что порядки, существующие в России, надо изменить. Он вернул из Сибири декабристов, разрешил свободный выезд за границу. На многие государственные посты Александр назначил новых людей, умных и образованных. В Кабинет министров он ввел своего брата Константина, который был убежденным либералом.

Либеральный лагерь

При подготовке реформ царь опирался на чиновников-либералов. Это были мыслящие, интеллигентные люди, объединенные сходством взглядов на предстоящие преобразования и методы их исполнения. Они были близки к прогрессивно настроенным общественным деятелям, литераторам, ученым.

Сторонники либеральных преобразований были и среди дворянства, хотя составляли в нем явное меньшинство. Все свои надежды и чаяния либералы возлагали на реформы, проводимые правительством.

Революционная демократия

Со второй половины 50-х гг. идет консолидация революционно-демократических сил. По своему социальному положению революционные демократы были главным образом разночинцами, хотя среди них были и дворяне.

В отличие от либералов они не верили в реформы и были сторонниками крестьянской революции.

Идею революции они сочетали с утопическим социализмом, выступали с требованием безвозмездной передачи всей земли крестьянам.

Александр Иванович Герцен, револю­ционер-демократ, философ, писатель и публицист. С 1847 г.— в эмиграции; основатель русской вольной печати (альманах «Полярная звезда», газета «Колокол»), направленной против крепостного права и самодержавия

Николай Александрович Добролюбов, литературный критик и публицист. Выступал против монархии и крепостного права, революционер, социалист-утопист 

Николай Гаврилович Чернышевский, революционер-демократ, ученый, писатель, литературный критик. В 1856—1862 гг. один из руководителей журнала «Современник»

Крупнейшим идейным центром революционно-демократических сил в России был журнал «Современник», в котором участвовали Чернышевский, Добролюбов, Некрасов, а за границей — «Колокол» Герцена и Огарева.

Крестьянская реформа

Главной реформой из тех, что готовились правительством, являлась крестьянская, т. е. отмена крепостного права. Большинство помещиков были возмущены и напуганы, когда узнали об этом.

Землевладельцы пытались убедить царя в том, что отменять крепостное право ни в коем случае нельзя. Но Александр II видел, что крестьянские волнения усиливаются с каждым годом, и понимал, что крестьяне не могут дальше терпеть власть помещиков.

«Лучше отменить крепостное право сверху, чем ждать, когда народ отменит его снизу»,— отвечал царь недовольным дворянам.

19 февраля 1861 г. крепостное право было отменено. Крестьяне получали личную свободу. Отныне их нельзя было продавать, покупать, дарить. Бывшие крепостные объявлялись «свободными сельскими обывателями» и получали гражданские права.

Они могли заключать договоры и сделки, выбирать род занятий, переходить в другие сословия (мещан, купцов), поступать в учебные заведения. За помещиками закреплялось право собственности на все земли своих имений. Крестьяне получали в пользование от помещика земельные наделы, которые могли впоследствии выкупить в собственность.

До выкупа наделов крестьяне (они назывались «временнообязанными») должны были нести в пользу землевладельца повинности — платить оброк или отбывать барщину. Выйдя на выкуп с согласия или по требованию барина, став «крестьянином-собственником », они должны были выплачивать государству выкупные платежи за полученную ссуду.

Освобождение с землей 23 млн помещичьих крестьян было уникальным событием не только в русской, но и в мировой истории.

Первая страница «Манифеста 19 февраля 1861 года»

Земская и городская реформы

В 1864 г. была проведена земская реформа. В соответствии с ней в губерниях и уездах создавались всесословные органы местного самоуправления, которые были названы земствами.

Земствам было предоставлено решение местных хозяйственных вопросов: устройство и содержание дорог и мостов, земских школ, приютов, богаделен, медицинское и ветеринарное обслуживание, землемерные работы, статистический учет и др. Земства внесли существенный вклад в организацию медицинской помощи, особенно в деревне, и создание земских школ.

Земское собрание в провинции. Художник К. Трутовский

В продолжение и дополнение к земской реформе в 1870 г. была проведена реформа городского самоуправления. В 509 городах России создавались новые органы городского самоуправления — городские думы, которые выбирали исполнительные органы — городские управы.

Городскую думу и городскую управу возглавлял городской голова. Поскольку выборы велись на основе буржуазного принципа — имущественного ценза, то в городском самоуправлении преобладали представители крупной буржуазии. От участия в выборах устранялись все те, кто не платил городских налогов, т. е.

рабочие, ремесленники, прислуга, мелкие служащие, интеллигенция.

В крупных городах городской голова утверждался министром внутренних дел, в мелких — губернатором. В круг дел городских учреждений входили разные хозяйственные вопросы: благоустройство, торговля, местная промышленность, образование и здравоохранение, противопожарные и санитарные меры и др.

Городская реформа способствовала развитию городского хозяйства, благоустройству, росту городского населения.

Судебная реформа

Проведенная в 1864 г. реформа суда была наиболее последовательной буржуазной реформой. Она провозглашала независимость суда от администрации: судья мог быть отстранен от своей должности только по суду. Старые сословные суды упразднялись.

Предварительное следствие проводили судебные следователи, не подчиненные полиции. Суд объявлялся всесословным, т. е. единым и равным для всех сословий.

Суд становился открытым и гласным: на судебных заседаниях могли присутствовать представители прессы и публика; в судебном процессе принимали участие представитель обвинения — прокурор и защитник подсудимого — присяжный поверенный (адвокат).

Уголовные дела рассматривались с участием присяжных заседателей от всех сословий, в том числе и от крестьян, которые выбирались по жребию.

Присяжные заседатели, выслушав судебные прения, выносили решение о виновности или невиновности подсудимого. Их решение являлось обязательным для судьи.

Это было существенное завоевание демократии, которое ненавидели реакционеры. «Суд улицы», «суд толпы» — так они презрительно отзывались о суде присяжных.

Военная реформа

В 1874 г. вместо рекрутских наборов была введена всеобщая воинская повинность. Законом были установлены сроки действительной военной службы для сухопутных войск (6 лет) и на флоте (7 лет).

Для имевших высшее образование срок действительной военной службы определялся в шесть месяцев; со средним образованием — 1,5 года; для лиц, окончивших уездные училища и прогимназии,— 3 года и начальные училища — 4 года. Не призывались на действительную военную службу единственные сыновья и единственные кормильцы. Отсрочку от призыва получали и те, кто учился в средних и высших учебных заведениях.

Больше внимания уделялось боевой подготовке войск, были введены новые уставы и наставления, ускорено перевооружение армии более современным оружием. Создание военных училищ и академий позволило улучшить военную подготовку офицеров. Но, несмотря на перемены, многое в армии оставалось по-старому: муштра и рукоприкладство офицеров, бесправие солдат.

Реформы 1861—1874 гг., получившие название «великих», привели общественно-политическое устройство России в соответствие с потребностями общества второй половины XIX в. Россия вышла на новый, капиталистический путь своего развития.

В ходе проведения реформ была ослаблена цензура, на страницах газет и журналов стали гласно обсуждаться общественные проблемы.

Развитие сельского хозяйства и промышленности

Отмена крепостного права дала толчок развитию новых социально-экономических отношений. После 1861 г. Россия из страны аграрной быстро превращалась в аграрно-индустриальную. Увеличение спроса на продукцию сельского хозяйства на мировом и внутреннем рынке повысило заинтересованность владельцев в увеличении товарности земледелия и животноводства.

Рост сельскохозяйственного производства шел за счет увеличения посевных площадей (на южных и восточных окраинах), введения многопольного севооборота, применения минеральных удобрений и машин. За 20 пореформенных лет экспорт зерна из России увеличился в 3 раза и составил в 1881 г. 202 млн пудов. По экспорту хлеба Россия вышла на первое место в мире.

В 40-х гг. XIX в. в России начался промышленный переворот. Сначала в текстильной и хлопчатобумажной промышленности, а затем и в других отраслях.

Для успешного перехода от мануфактуры к фабрике, наряду с заменой ручного труда машинным, требовался значительный слой свободных наемных рабочих, широкий рынок для сбыта промышленной продукции и приток в производство больших капиталов. С отменой крепостного права промышленный переворот пошел быстрее и к началу 80-х гг.

Важно

в главных отраслях промышленности был завершен. Социальным последствием его было быстрое формирование пролетариата и промышленной буржуазии.

ЭТО ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ

Использованная литература:
В. С. Кошелев, И.В.Оржеховский, В.И.Синица / Всемирная история Нового времени XIX — нач. XX в., 1998.

Источник: https://KnowHistory.ru/history/xix-xx/burzhuaznye-reformy-v-rossii-v-60-70-h-godah-xix-veka

Буржуазные реформы 60-70 годов 19 века и их значение :

Великие буржуазные реформы Александра 2, проводимые в 60-70 годы 19 века несли с собой кардинальные перемены, затронувшие все самые важные аспекты жизни не только государства, но и общества.

За такой сравнительно короткий срок был реализован целый ряд реформ, касающихся таких областей, как экономика, образование, культура, управление, военное дело.

В этой статье буржуазные реформы кратко будут рассмотрены и описаны по всем пунктам.

Российский император Александр 2

В 1855 году во время канонады, прогремевшей у стен осажденного Севастополя, внезапно умирает Николай 1. Титул императора переходит к его старшему сыну. Позднее он войдет в великую историю России как Александр 2 Освободитель.

Новый император вступил на престол уже сформировавшейся личностью — в 36 лет. Надо сказать, что до этого момента у него не было своей конкретной политической или экономической программы, так как он не был приверженцем ни либералов, ни реакционеров.

Предпосылки

Александр Николаевич не воспринимал и не разделял далеких от жизни идей и мировоззрений. Он предпочитал действовать, но в то же время и не шел напролом. Он прекрасно понимал, что без компромиссов и некоторых уступок с его стороны невозможно эффективно управлять государством. Поэтому Александр 2 был уверен в необходимости преобразований в политических кругах, управляющих государством.

Новый император стремился изменить устоявшиеся порядки, веками существующие на территории России. И начал он с того, что вернул декабристов из Сибири и разрешил гражданам свободно выезжать за границу. Кроме того, он поставил новых людей, более умных и образованных, на многие весьма важные государственные посты. Также в Кабинете министров появился его брат Константин, убежденный либерал.

В середине 19 века новое правительство, а также консервативные круги уже четко понимали, что крестьянский вопрос надо решать во что бы то ни стало. Попытки властей хоть как-то смягчить крепостное право ни к чему не привели, так как против этого выступала целая армия помещиков.

Наконец, предпосылки буржуазных реформ в России касательно крестьянского вопроса созрели окончательно. Крепостничество изжило себя экономически. Помещичьи хозяйства, держащиеся на плаву только благодаря труду закрепощенных крестьян, приходили в упадок. Это сильно беспокоило власти и правительство, которые выделяли огромные деньги на поддержание помещиков и их хозяйств.

Отмена крепостничества

Буржуазные реформы 60-70 годов не могли не затронуть основную часть населения Российской империи – крестьянство. Многие сходились во мнении, что преобразования в этой сфере необходимо провести в первую очередь. Для этого в 1857 году правительство создало Главный комитет по крестьянскому делу.

Для проведения этой реформы Александром 2 было составлено предписание. В нем говорилось о необходимости создания целого ряда комитетов, которые бы занимались разработкой проекта по освобождению крестьян. Вот основные положения этого предписания:

  • вся земля должна сохраняться за помещиками как их личная собственность;
  • земельные наделы у помещика крестьяне могли получить только за отработки или оброк;
  • крестьянам дать разрешение на выкуп своей усадьбы у помещика.
Читайте также:  Генерал корнилов л. г. биография

Исходя из этого, Главный комитет представил свой проект реформы и направил его на рассмотрение в Государственный совет. 19 февраля 1861 года царь утвердил «Положение о крестьянах».

Также митрополитом Филаретом был составлен царский манифест по этому поводу.

А уже 5 марта оба документа были обнародованы и с этого момента буржуазные реформы Александра 2, касающиеся крестьянского вопроса, были запущены.

Какие же условия ставили перед ними, чтобы они могли освободиться от крепостной зависимости? Конечно же они не были выгодными для крестьян.

Совет

Положения 1861 года создали самые благоприятные условия для того, чтобы сохранить кабальную зависимость основного населения страны от помещиков.

Кроме того, буржуазные реформы 19 века принуждали крестьян брать в аренду хозяйские земли на заведомо тяжелых условиях.

Земская реформа

Она началась 1 января 1864 года.

Буржуазные реформы 60-70 годов 19 века, касающиеся не только уездных, но и губернских земских учреждений, предполагала создание принципиально новых органов местного самоуправления.

До этого закона они были чиновничье-бюрократическими и сословнопомещичьими. Это означало, что судили крестьян помещики, а чиновники-дворяне охраняли их господство на государственном уровне.

Теперь же, в соответствии с новым «Положением», земские учреждения обязаны были состоять из представителей (избранных гласных) всех без исключения сословий, но учитывая имущественный ценз, т.е. владение предприятием или землей. Избрание гласных производилось раздельно и предполагало 3 группы избирателей: землевладельцы, городские жители и крестьяне.

В итоге, буржуазные реформы Александра 2, которые вводили так называемое всесословное земство, опять же передавало всю руководящую роль буржуазии и помещикам, а проблемы, которые они могли решать касались только местных и хозяйственных нужд. К тому же вся их деятельность была под контролем предводителей дворянства и губернаторов.

Городская реформа

Она вышла в свет 16 июня 1870 года. Согласно этому положению создавались городские думы, которые исполняли роль распорядительных органов, а также городские управы в виде исполнительных органов. Таким образом, буржуазные реформы 1860-1870 годов, касающиеся местного как земского, так и городского самоуправления были построены на одной и той же основе.

Новые положения не давали им выйти за тесные рамки решения только лишь хозяйственных вопросов. Городские думы, например, занимались благоустройством города, разрабатывали противопожарные меры, обустраивали школы и больницы, заботились о торговле и т.д. Зависимость городского самоуправления не только от губернаторов, но и от правительства была еще большей, чем у земств.

Судебная реформа

Новая торгово-промышленная деятельность, производственные отношения, а также городская и земская управы нуждались в обновленных судах. Буржуазные реформы 60-70 годов 19 века не могли не затронуть такие важные сферы общественных связей.

Суды необходимо было реформировать таким образом, чтобы они стали свободными от любого влияния дворянской администрации.

Кроме того, они должны были гарантировать юридическое равенство для всех сословий и охранять оправа на собственность.

Для этого Александр 2 20 ноября 1864 года подписал распоряжение о введении судебной реформы, дополненной новыми уставами. Они устанавливали принцип всесословия.

В рамках новой реформы создавалось 2 вида судов.

Обратите внимание

Первый – это окружной, в обязанности которого входило разбирательство по гражданским и уголовным делам и судебные палаты, исполняющие роль кассационных инстанций.

Вторым видом были мировые суды, рассматривающие только различные мелкие правонарушения. Также был создан и институт присяжных поверенных или адвокатов, который оказывал гражданам юридическую помощь.

Буржуазные реформы 60-70 гг. вводили также наличие военных судов, которые предназначались для ведения политических процессов. Но вместе с тем сохранялись особые волостные для крестьян и специальные суды для священнослужителей. А это, надо заметить, нарушало новый принцип всесословности.

Военные преобразования

Буржуазные реформы 60-70 годов 19 века коснулись и армии.

Эта необходимость была вызвана, прежде всего, поражением Российской империи в Крымской войне и теми внешнеполитическими задачами, которые можно было решить исключительно при помощи армии.

Она во все времена стояла на страже сохранения единства государства, и без нее невозможно было решать вопросы, касающиеся межгосударственных отношений.

Также армия – это важнейший орган царского самодержавия, при помощи которого оно боролось с волнениями, время от времени вспыхивающими во многих уголках страны. Она должна быть всегда сильной, политически устойчивой, а главное боеспособной.

Буржуазные реформы 60-70 годов, касающиеся преобразования армии, первым дело обновили Военное министерство, а также все государство было поделено на военные округа. Рекрутские наборы солдат были отменены.

Вместо них ввели всеобщую воинскую повинность. Она касалась мужчин возрастом от 20 лет. Также изменили сроки военной службы.

Вместо прежних 25 установили 6-летний срок для солдат и 7-летний для служащих на флоте.

Реформа образования

Александр 2 понимал, что буржуазные реформы в России не дадут должного эффекта, если в стране не будет грамотных и хорошо подготовленных специалистов. Для этого начали создавать новые типы образовательных учреждений.

Гимназии поделили на классические с 8-летним сроком обучения и реальные, позднее названные училищами. Последние готовили специалистов для различных отраслей промышленности и торговли. Кроме того, открылись и новые университеты в разных городах страны.

Также было введено высшее образование и для женщин.

Важность реформ

Значение буржуазных реформ трудно переоценить. После того как было отменено крепостное право, капитализм в России утвердился окончательно и бесповоротно. Из отставшей сельскохозяйственной страны она стала стремительно превращаться в аграрно-индустриальную.

Также отмена крепостничества обусловила разложение самого крестьянства как класса. Этот процесс сыграл крайне важную роль в формировании двух новых классов – буржуазии и пролетариата.

Буржуазные реформы 60-70 годов 19 века имели огромнейшее значение для Российской империи и ее дальнейшего развития. Благодаря им страна превратилась в буржуазную монархию. Но, несмотря на то, что реформы были очень важными, они все же оказались половинчатыми и в некоторой степени непоследовательными.

Источник: https://www.syl.ru/article/166559/new_burjuaznyie-reformyi—godov-veka-i-ih-znachenie

Буржуазные реформы 60-70-х годов 19 века

Крымская война наиболее ярко показала необходимость модернизации России. В середине 19 века появляется возможность использования западного опыта, буржуазных преобразований в России. В середине 19 века сформировалась не только политическая элита, но и формируется массовое общественное мнение о необходимости проведения реформ.

Стоял вопрос о модернизации политического общества в России. Царствование Александра 1 и Николая I — было инкубационным периодом перед проведением реформ, накоплением разного рода предпосылок. Власть была под патронажем царствующего сословия.

Был принят устав о судоустройстве, о гражданском процессе, об уголовном процессе (это наиболее последовательная реформа, заложившая основу буржуазного права).

Важно

Реформы 60-70-х годов углубили раскол между государством и обществом: Личная зависимость крепостных крестьян от помещика сдерживала интересы помещика, Власть признавала на официальном уровне ненормальность тех отношений, которые оставались между помещиком и крестьянином. 19 февраля Александр подписал Манифест.

По которому крестьяне получали свободу бесплатно, землю — за выкуп с рассрочкой 49 лет. Крестьяне, не выкупившие землю, считались временнообязанными, должны были платить оброк и выполнять некоторые повинности до тех пор, пока полностью не выкупят свой надел. Она принесла свободу более чем 30 млн.

крепостных крестьян, расчистила дорогу для становления буржуазных отношений, экономической модернизации страны.60-70-е годы — попытка свертывания буржуазных реформ: усиление цензуры в обществе, ВУЗы ставятся по; контроль, попытка поставить крестьянское общество под контроль помещиков, создание земских участковых начальников.

Общественное движение в России во 2-й пол. XIX в.

Ослабление цензуры и репрессий при Александре II привело к росту общественного движения. В нем активно участвовали как дворяне, так и разночинная интеллигенция.

Либералы. Лидерами их были А. М. Унковский, Б. Н. Чичерин, К. Д. Кавелин. Они добивались введения гражданских и политических свобод, улучшения жизни крестьян, отмены сословных преград, некоторые — конституции.

В 1880—1881 гг. министром внутренних дел был М. Т.

Лорис-Меликов, ослабивший цензуру и успешно наладивший контакт с либералами, чтобы лишить революционеров их поддержки, но после гибели Александра II он подал в отставку.

Революционеры-демократы. Вынашивали идею свержения самодержавия и перехода к социализму. Поначалу группировались вокруг журнала «Современник» Н. Г. Чернышевского. Пользовались популярностью издания Герцена (который жил в Англии) «Колокол» и «Полярная звезда». С. Г. Нечаев строил свою организацию на принципах железной дисциплины и личной ему преданности и не имел моральных принципов.

Возникло народничество, выступавшее за переход к социализму через общину, минуя капитализм. В 1874 г. началось «хождение в народ» агитаторов, не имевшее успеха. Консерваторы. Их идеологи — М. Н. Катков, К. П. Победоносцев. Доказывали пагубность либеральных реформ для России, отмечали, что реформы косвенно стимулируют революционное движение, но не могли предложить ничего позитивного.

Соц.-экономическое развитие страны во второй половине XIX в.

Совет

В пореформенный период в России был начат масштабный переход к индустриальному обществу, который сложился в странах Западной Европы. Содержанием и показателем этого процесса стало превращение земледелия в товарное производство, где товаром становились не только продукты земледелия, но и земля и рабочая сила. В 80-х гг. XIX в. в России завершился промышленный переворот.

Страна вступила в стадию капиталистической индустриализации. 90-е гг. характеризовались исключительно высокими темпами роста промышленного производства. Общий его объем увеличился в два раза. Наиболее динамично развивалась тяжелая промышленность. Производство угля возросло в 90-х гг. в три раза, нефти — в два с половиной раза, выплавка чугуна — более чем в три раза.

Почти вдвое увеличилась и протяженность российских железных дорог. В годы экономического подъема быстро увеличилась концентрация производства, капитала и рабочей силы. По концентрации рабочей силы к началу XX в. Россия вышла на первое место в мире. Но гл явная причина состояла в том, что крупный бизнес пользовался поддержкой государства.

После падения крепостного права Россия вступила в новую историческую эпоху – в период промышленного капитализма. Значительно возросли ряды российской буржуазии, которые также рекрутировались в основном из крестьянства. В 1897 г. крупная российская буржуазия насчитывала приблизительно 1,5 млн. человек.

Участвуя в процессе создания общероссийской системы крупного индустриального производства, наряду с царизмом и иностранным капиталом, коренная российская буржуазия к началу XX в. не смогла сложиться в класс, монопольно распоряжающийся индустриальной мощью страны, и политически осознать себя таковым.Важную роль в общественной жизни пореформенной России играла интеллигенция.

После проведения серии буржуазно-демократических реформ развитие капитализма в России пошло с такой быстротой, что в несколько десятилетий совершались превращения, занявшие в некоторых государствах Европы целые века.

50. Внут. и внеш.политика в 80-90 гг.Контрреформы Александра III.Сам Александр III считал свое правление просвещенным и гуманным. Введение «карательной цензуры» привело к тому, что уже в 1883-1884 гг. перестали выходить все радикальные и значительная часть либеральных изданий. В 1884 г. был пересмотрен университетский устав 1863 г., т.е.

по сути дела проведена контрреформа в сфере высшего образования. Новый устав полностью ликвидировал автономию университетов и отдал их под власть министра и попечителя учебного округа. Почти вдвое возросла плата за обучение. При Александре III сеть высших учебных заведений почти не росла. В 1889-1892 гг.

были проведены законодательные акты, которые должны были вернуть дворянству его роль «первенствующего сословия» в основных областях общественной жизни. Самым жгучим для дворянства был вопрос о его отношениях с крестьянами. По закону 12 июля 1889 г. в управлении крестьянскими делами на местах появилось новое лицо — земский начальник.

Обратите внимание

Таким образом, все три законодательных акта были призваны возвратить дворянству его былое положение в государстве. В судебные уставы 1864 г. были внесены серьезные изменения.

Ограничивался принцип гласности введением закрытого судопроизводства — «там, где оно целесообразно» Контрреформы были проведены и в других сферах политической и общественной жизни России, но повернуть вспять историческое развитие страны они не могли.   Великие реформы в России 1860-х-1870-х гг.

явились отправным моментом осуществления модернизационных процессов на базе развития в стране капитализма. Поворот к контрреформам в сферах политической и общественной жизни вовсе не означал отказа власти от стимулирования развития рыночной экономики. В 1882, 1885 и 1886 гг.

Читайте также:  Краткая характеристика печенегов

были приняты законы, которые определяли условия труда детей, подростков и женщин, регламентировали порядок найма и увольнения рабочих, выдачи заработной платы, наложения штрафов и т.д. Несмотря на ускоренное развитие промышленности, Россия продолжала оставаться аграрной страной. Но именно эта отрасль экономики находилась в состоянии застоя.

Отмена крепостного права мало улучшила экономическое положение крестьян. Протекционистская политика ужесточилась в конце 80-х гг., и особенно после 1892 г., когда министром финансов стал Сергей Юльевич Витте. С его приходом, государство стало более активно участвовать в создании российской промышленности и транспорта. Так, в 80-е гг. государство само стало строить казенные железные дороги. В 1891 г. была начата постройка длиннейшей во всем мире железнодорожной линии — Великого Сибирского пути. Таким образом, западный капитализм сумел вооружить царское самодержавие орудиями и средствами, достаточными для осовременивания страны

51. Рабочее движение70-80 г.19 века. Заработная плата рабочих в России была в 2 раза ниже, чем в Англии, в 4 раза ниже, чем в США. Администрация штрафовала рабочих за малейшие провинности. На большинстве фабрик заработная плата выдавалась нерегулярно или с большими интервалами — на Рождество, Пасху, Покров.

До очередной получки рабочий вынужден был брать продовольствие в кредит в фабричной лавке — порой неважного качества и по высоким ценам.Рабочие жили в казармах при предприятиях. Только к концу века для мужчин и женщин стали выделяться отдельные спальни. Каморки отводились для семейных рабочих. Чаще жили по две семьи в одной каморке, а то и больше.

Рабочее движение уже в самом начале обратило на себя внимание некоторых представителей революционно настроенной интеллигенции. Первыми революционную пропаганду среди рабочих начали народники. В 1878 г. в Петербурге разрозненные кружки рабочих объединились в единую организацию — «Северный союз русских рабочих”. Возглавляли организацию В.П. Обнорский и С.Н. Халтурин.

Программой этой организации ставилась задача борьбы за политические свободы и социальное переустройство. Организация была разгромлена. Но вскоре обнаружилось, что рабочие вовсе не обладали тем бесконечным терпением, каким отличались крестьяне. Те же самые люди на фабрике вели себя иначе, чем в деревне, где их сковывали отцовская власть и патриархальные традиции.

Важно

Тяжелые условия труда и быта порождали протест, выражавшийся прежде всего в стачках..Первые забастовки, очень похожие на бунты, начались еще в 70-е годы. 1885 год начался знаменитой Морозовской стачкой. С наступлением кризиса на мануфактуре пять раз снижалась заработная плата. Руководителями стачки стали Петр Моисеенко и Василий Волков.

Моисеенко Руководителям не удалось удержать от самоуправства забастовавших ткачей. Речь шла о повышении заработной платы и упорядочении штрафов. Произошла схватка с воинским караулом. Полиция произвела новые аресты. Стачки 1870-1890-х годов были еще очень разрозненными.

Выдвигаемые требования носили исключительно экономический характер: повышение заработной платы, улучшение условий труда и жизни и т.п.. В 1882 г. был издан закон об ограничении работы малолетих, для контроля за условиями труда рабочих вводятся фабричные инспекции, в 1885 г. был издан закон о запрещении ночной работы для подростков и женщин .В 1886 г.

правительство приняло закон, по которому участие в забастовке каралось арестом сроком до месяца. Забастовки вспыхивали то в Петербурге, то в Твери, то под Москвой, по-прежнему сопровождаясь погромами и изгнанием особо ненавистных управляющих. Чуть ли не каждая крупная стачка заканчивалась столкновениями с властями, которые всегда становились на сторону хозяев.

Лишь с наступлением промышленного подъема в 1893 г волнения рабочих постепенно улеглись. Жестокие удары и разочарования, которые испытали революционные народники на рубеже 70 — 80-х годов, заставили их многое переосмыслить и переоценить.

Источник: https://studopedia.net/3_44744_burzhuaznie-reformi—h-godov—veka.html

Буржуазные реформы в 60-70-х годах 19 века

Отмена крепостничества способствовали развитию капитализма в России и вызвала крайне важно сть преобразований во всœех областях государственной жизни.

Наиболее значимой и прогрессивной стала судебная реформа 1864 ᴦ., так как старые николаевские суды вершили приговоры без общественного контроля, были пристрастны, грешили произволом и взятками. Подготовкой реформы руководили министр юстиции Замятин и статс-секретарь Запрудный.

Новый суд основывался на бессословных началах, были провозглашены несменяемость судей, независимость суда от администрации, гласность, устность и состязательность судопроизводства (обвинœение в лице прокурора и защита в лице адвоката рассматривали обстоятельства дела, а окончательное решение по делу выносили присяжные заседатели, которых выбирали из различных сословий). Прогрессивным новшеством было создание прокурорского надзора и суда присяжных.

Новая судебная система соответствовала развивающимся буржуазным отношениям и принципам демократии, что вызвало острое недовольство со стороны самодержавия. По этой причинœе в 60-70 гᴦ. 19 в. судебная реформа была подвергнута пересмотру.

Совет

После получения крестьянством свободы появилась потребность создания всœесословных органов местного самоуправления. 1 января 1864 ᴦ.

было опубликовано ʼʼПоложение о губернских и уездных земских учрежденияхʼʼ, согласно которому в уездах и губерниях создавались земства или земские собрания. Земские собрания формировали земские управы (исполнительные органы).

Компетенция земств была ограничена решением вопросов общественной жизни (хозяйство, просвещение, медицина, сбор налогов для местных нужд).

В 1870 ᴦ. было издано ʼʼГородовое положениеʼʼ, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ ввело всœесословное местное управление в городах.

Городские думы были бессословными и избирались из местной среды. Οʜᴎ выполняли те же функции, что и земские учреждения в сельской местности.

Поражение России в Крымской войне показало несовершенство и отсталость российской армии. Ее основой были солдаты, набранные через рекрутские наборы. Начавшаяся в 1855 ᴦ. реформа армии ощутимых результатов не дала, пока в 1861 ᴦ. на должность военного министра не был утвержден выдающийся генерал Д.А.

Милютин. Это был патриот, понимающий историческую крайне важно сть реорганизации военной системы российского государства. Уменьшив общее количество войск, Милютин провел серию военных преобразований. Вместо рекрутских наборов была введена всœеобщая воинская повинность.

Установлен 6-летний срок службы, распространяемый на мужчин, достигших 20 лет, независимо от сословия. Россия была разделœена на 15 военных округов, которые подчинялись военному министру. На вооружение армии были поставлены новые образцы оружия.

Обратите внимание

Большое внимание было уделœено подготовке военных кадров, открылись новые военные училища. В армии отменили муштру и палочную систему, воспитание и обучение солдат стало более гуманным.

Представители различных сословий получили возможность продвижения по службе, что положило конец кастовости в составе офицерского корпуса. Реформа способствовала повышению боеспособности русской армии.

В 1863 ᴦ. был издан новый университетский устав, по которому университеты получили широкие возможности в самоуправлении.

Совету профессоров университетов дали возможность выбирать всœех должностных лиц университетской администрации и профессоров на вакантные должности. Школьная реформа 1864 ᴦ.

способствовала демократизации сферы начального и среднего образования. Было увеличено количество учебных заведений и реорганизован педагогический корпус.

В 1865 ᴦ. проведена реформа печати, значительно смягчилась цензура в издательстве книг и периодической печати. Обществу была дана возможность обсуждения политических и социальных вопросов на страницах печатных изданий, в частности, журналов ʼʼСовременникʼʼ и ʼʼРусское словоʼʼ.

Александр 3 — политика контрреформ (кратко)

После убийства царя Александра 2 на престол вступил его сын Александр 3 (1881-1894). Потрясенный насильственной смертью своего отца, опасаясь усиления революционных проявлений, в начале своего царствования он колебался в выборе политического курса.

Но, попав под влияние инициаторов реакционной идеологии К.П.Победоносцева и Д.А.

Толстого, Александр 3, отдал политические приоритеты сохранению самодержавия, утеплению сословного строя, традиций и основ российского общества, неприязни к либеральным преобразованиям.

Важно

Повлиять на политику Александра 3 могло только давление общественности. При этом после зверского убийства Александра 2 ожидаемого революционного подъема не произошло. Более того, убийство царя-реформатора отшатнуло общество от народовольцев, показав бессмысленность террора, усилившиеся полицейские репрессии окончательно изменили баланс в общественном раскладе в пользу консервативных сил.

В этих условиях стал возможен поворот к контрреформам в политике Александра 3. Это четко обозначилось в Манифесте, опубликованном 29 апреля 1881 ᴦ.

, в котором император заявил о своей воле сохранить устои самодержавия и тем самым устранил надежды демократов на трансформацию режима в конституционную монархию — не будем описывать реформы Александра 3 в таблице, а вместо этого опишем их поподробнее.

Александр III заменил в правительстве либеральных деятелœей на сторонников жесткого курса. Концепция контрреформ была разработана главным ее идеологом К.Н.Победоносцевым. Он утверждал, что либеральные реформы 60-х годов привели к потрясениям в обществе, а народ, оставшись без попечительства, стал ленив и дик; призывал вернуться к традиционным основам национального бытия.

Для укрепления самодержавного строя была подвергнута изменениям система земского самоуправления. В руках земских начальников соединили судебную и административную власть. Οʜᴎ располагали неограниченной властью над крестьянами.

Изданное в 1890 ᴦ. ʼʼПоложение о земских учрежденияхʼʼ усилило роль дворянства в земских учреждениях и контроль администрации за ними. Значительно увеличилось представительство помещиков в земствах путем введения высокого имущественного ценза.

Видя главную угрозу существующему строю в лице интеллигенции, император для укрепления позиций верного ему дворянства и бюрократии в 1881 ᴦ.

издал ʼʼПоложение о мерах к сохранению государственной безопасности и общественного спокойствияʼʼ, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ предоставило многочисленные репрессивные права местной администрации (объявлять чрезвычайное положение, высылать без суда, предавать военному суду, закрывать учебные заведения). Этот закон использовался вплоть до реформ 1917 ᴦ. и стал инструментом для борьбы с революционным и либеральным движением.

В 1892 ᴦ. было издано новое ʼʼГородовое положениеʼʼ, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ ущемляло самостоятельность органов городского самоуправления. Правительство включило их в общую систему государственных учреждений, поставив тем самым под контроль.

Важным направлением своей политики Александр третий считал укрепление крестьянской общины. В 80-е годы наметился процесс освобождения крестьян от пут общины, которая мешала свободному их передвижению и инициативе. Александр 3 законом 1893 ᴦ. запретил продажу и залог крестьянских земель, сведя на нет всœе успехи предыдущих лет.

Совет

В 1884 ᴦ. Александром была предпринята университетская контрреформа, цель которой заключалась в воспитании послушной властям интеллигенции. Новый университетский устав резко ограничивал автономию университетов, ставя их под контроль попечителœей.

При Александре 3 началась выработка фабричного законодательства, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ сдерживало инициативу хозяев предприятии и исключало возможность борьбы рабочих за свои права.

Итоги контрреформ Александра 3 противоречивы: стране удалось добиться промышленного подъема, удержаться от участия в войнах, но при этом усилились социальные волнения и напряженность.

Источник: http://referatwork.ru/category/istoria/view/89968_burzhuaznye_reformy_v_60_70_h_godah_19_veka

Буржуазные реформы 60-х-70-х годов 19 века

19 февраля 1861г. Александр II подписал манифест «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». В этом документе излагались основные условия отмены крепостного права.

Крестьяне получали личную свободу и право свободно распоряжаться своим имуществом.

Помещики, сохраняя собственность, обязаны были предоставить в постоянное пользование крестьянам усадьбу с приусадебным участком, также полевой надел.

За пользование помещичьей землей крестьяне обязаны были выполнять повинности — барщину или платить оброк. Они не имели права отказаться от полевого надела в первые десять лет.

Размеры надела и повинности должны были быть определены соглашением (уставной грамотой) между помещиками и крестьянами.

Срок подписания уставных грамот определялся в два года.

Составление грамот поручалось самим помещикам, а проверка их — мировым посредникам, которые тоже были дворянами. Грамоты заключались не с отдельным крестьянином, а с сельской общиной.

Крестьянам предоставлялось право выкупа усадьбы, а выкуп полевого надела определялся волей помещика. Крестьяне, выкупившие свои наделы, назывались крестьянами собственниками.

До выкупа своих наделов крестьяне должны были в пользу помещиков выполнять феодальные повинности и назывались временнообязанными.

Обратите внимание

Для определения земельного надела для великороссийских, малороссийских и белорусских губерний вся территория делилась на нечерноземную, черноземную и степную полосы. Размер земельного надела, предоставляемый крестьянам в различных местах империи, колебался от 3 до 12 десятин.

Наибольший по размерам надел устанавливался там, где земля представляла незначительную ценность, например, в северных уездах Вологодской губернии. Выкупить полученный в пользование надел крестьянин мог с согласия помещика.

Правительство организовало «выкупную организацию» для содействия осуществления соглашения помещика и крестьян. Крестьяне получали выкупную ссуду, выдававшуюся государством помещику, которую крестьяне постепенно погашали. Причем выдача выкупных ссуд распространялась только на крестьян, плативших оброк.

Условия выкупной операции предполагали выдачу ссуды в размере 80% стоимости оброка при условии соответствия надела размерам его по уставной грамоте и ссуды в размере 75% в случае уменьшения надела по сравнению с уставной грамотой.

Полученную от правительства выкупную сумму крестьяне обязаны были погашать в течение 49 лет по 6% ежегодно.

1 января 1864 г. Александр II утвердил «Положение о губернских уездных земских учреждениях». Земская реформа вводила органы местного самоуправления: уездные и губернские земства.

Читайте также:  Реформы столыпина кратко

Земские учреждения должны были состоять из представителей всех сословий — дворян, чиновников, духовенства, купцов, мещан, промышленников, крестьян. Все избиратели делились на три курии.

В первую курию — уездных землевладельцев — входили владельцы, имевшие не менее 200 десятин, а также собственники крупных торгово-промышленных предприятий и недвижимой собственности стоимостью не ниже 15 тыс. рублей.

Во второй курии — городской — участвовали купцы, владельцы недвижимости, которая оценивалась от 500 до 3000 рублей. Для участия и выборах по третьей курии — сельских обществ — имущественный ценз отсутствовал.

Важно

Но фактически господствующее положение в земствах занимали помещики. Так, на первых выборах в уездные земства в среднем по стране дворяне составляли — 41,7 духовенство — 6,5 , купцы — 10,4 , крестьяне — 38,4 .

Земства ежегодно собирались на земские собрания. На собраниях избирался исполнительный орган — земская управа во главе с председателем.

Сфера деятельности новых органов была ограничена хозяйственно-культурными делами. Они ведали строительством местных путей сообщения, здравоохранением, народным образованием, местной торговлей и промышленностью.

Новые органы всесословного самоуправления были только на уровне губерний и уездов.

В волостях земства не создавались. За деятельностью земств устанавливался контроль со стороны правительства. Так, губернатор имел право остановить исполнение постановления земства.

Среди буржуазных реформ 60-70-х годов судебная реформа, которая была принята 24 ноября 1864г., являлась наиболее радикальной. Была введена система независимости судей. Суд становился гласным. Судебный процесс происходил открыто, публично, вводился состязательный процесс.

В разработке дела участвовали обе стороны — обвиняемого и обвинителя. Выступали прокурор и защитники в лице присяжных поверенных или адвокатов. Судьбу обвиняемых решали присяжные заседатели. По закону присяжным заседателем мог стать человек, имеющий русское подданство, в возрасте от 25 до 70 лет и проживающий не менее двух лет в том уезде, где проводилось избрание в присяжные.

Присяжные заседатели назначались земствами и городскими думами. Вводился суд единый для всего населения — всесословный, хотя для крестьян сохранялся волостной суд.

Совет

Были особые суды для духовенства, для высших чиновников, военных. Реформа суда была наиболее последовательной реформой.

Она не только ликвидировала несовершенство дореформенной системы судопроизводства, но и обеспечила существенную степень защиты подданных Российской империи.

В политической системе постепенно стал внедряться принцип приоритета законности и права.

Уроки Крымской войны показали, что русская армия нуждается в коренной реорганизации. Военные реформы в 60-е годы начались проводиться под руководством военного министра Д.А.Милютина.

Для улучшения подготовки офицерского состава учреждались специальные военные училища, контингент для которых подготавливался военными гимназиями. Создавались также военные академии, было создано морское училище. Всю территорию России в 1864г. разделили на 10 военных округов.

Во главе округа стоял командующий, который осуществлял руководство войсками. 1 января 1874г. был принят новый военный устав, по которому в стране вводилась всеобщая воинская повинность для лиц мужского пола, достигших 20 лет.

Часть ежегодно призываемых лиц зачислялась на действующую службу в армию, другая часть — в ополчение. Устав предусматривал сокращение срока военной службы в сухопутных войсках до 6 лет и на флоте до 7 лет.

Лицам, имевшим образование, разрешалось проходить службу на положении вольноопределяющихся сроком от 6 месяцев до 4 лет. Освобождение от военной службы получали по семейному положению, например, если единственный сын был кормильцем. Русская армия 1877-1878гг. стала по структуре, вооружению, образованию более современной.Значение реформ 60-70-х годов.

Обратите внимание

Отмена крепостного права стала рубежом в истории России. Крепостничество как система общественных отношений перестала существовать, хотя многие его черты и пережитки сохранились до 1917 года.

Реформа 1861г. не решила земельного вопроса, хотя и создала условия для развития капитализма в России. В правительственных кругах понимали, что крестьянская реформа не может остаться изолированным законодательным актом, что необходимо проводить реформы и в политической, и государственной сфере.

Реформаторы, проводя реформы, хотели, чтобы Россия развивалась по пути создания конституционной монархии. Тем не менее, абсолютная монархия еще сохраняла свою жизнеспособность, высшие государственные учреждения сохраняли феодальный характер, хотя на местах создавались выборные органы с самостоятельной сферой деятельности.

Авторитет России и государственной власти, уничтожившей крепостное право, поднялся высоко в Европе. Россия быстро пошла по пути социально-экономического и общественного прогресса.

Реформы проводились самодержавием, поэтому носили половинчатый, противоречивый характер. Крепостники стремились сохранить максимум привилегий за собой в экономической и политической областях.

Реформы проводились под давлением общественного движения, и царское правительство более всего опасалось хаоса, чем желало прогресса. Поэтому реформы 60-70-х годов Х1Хв.

представляли собой полумеры, которые их создатели не смогли довести до логического завершения.



Источник: https://infopedia.su/13xefe3.html

Буржуазные реформы в России 60-х–70-х годов 19 века

Реформы в области местного управления

К марту 1863 г. проект «Положения о губернских и уездных земских учреждениях» был подготовлен. После обсуждения его в Государственном совете он был утвержден 1 января 1864 г. Александром II и получил силу закона.

По этому закону создаваемые земские учреждения состояли из распорядительных (уездных и губернских земских собраний) и исполнительных (уездных и губернских земских управ). И те и другие избирались на трехлетний срок. Члены земских собраний получили название «гласных» (имевших право голоса).

Количество уездных гласных по разным уездам колебалось от 10 до 96, а губернских от 15 до 100. Уездные и губернские управы состояли из 4-6 членов. Согласно «Положению» о земстве председателями уездного и губернского земских собраний становились уездный и губернский предводители дворянства.

Председатели управ избирались на земских собраниях, при этом председателя уездной управы утверждал в должности губернатор, а губернской — министр внутренних дел.

Выборы в уездные земские собрания проводились на трех избирательных съездах (по куриям). Все избиратели делились на три курии:

1) уездных землевладельцев,

2) городских избирателей

3) выборных от сельских обществ.

Земства были лишены каких-либо политических функций. Сфера деятельности земств ограничивалась исключительно хозяйственными вопросами местного значения.

В ведении земств находились: устройство и содержание местных путей сообщения, земской почты, земских школ, больниц, богаделен и приютов, попечение о местной торговле и промышленности, ветеринарная служба, взаимное страхование, местное продовольственное дело, даже постройка церквей и содержание местных тюрем и домов для умалишенных. Однако, несмотря на эти ограничения и стеснения земства сыграли огромную роль в решении местных хозяйственных и культурных задач.

Появились городские думы. Городская дума подчинялась Сенату, однако губернатор следил за «законностью» ее постановлений.

Важно

Компетенция городского самоуправления, как и земского, была ограничена рамками чисто хозяйственных вопросов: благоустройство городов, попечение о местной торговле и промышленности, общественное призрение (богадельни, детские приюты и пр.), здравоохранение и на родное образование, принятие санитарных и противопожарных мер.

Избирательным правом в органы городского самоуправления пользовались мужчины с 25-летнего возраста, обладавшие имущественным цензом плательщики городских налогов: владельцы торгово-промышленных заведений, банков и городских недвижимостей.

Судебная реформа

Судебные уставы предусматривали бессословность суда и его не зависимость от административной власти, несменяемость судей и судебных следователей, равенство всех сословий перед законом, состязательность и гласность судебного процесса с участием в нем присяжных заседателей и адвокатов.

Вводились новые судебные учреждения — коронный и мировой суды.

Коронный суд имел две инстанции: первой являлся окружной суд (обычно в пределах губернии, которая составляла судебный округ), второй — судебная палата, объединявшая несколько судебных округов и состоявшая из уголовного и гражданского департаментов.

Принимавшие участие в судебном разбирательстве выборные присяжные заседатели устанавливали лишь виновность или невиновность подсудимого, а меру наказания определяли в соответствии со статьями закона судья и члены суда. Для разбора гражданских исков на сумму до 500 руб.

и мелких правонарушений учреждался в уездах и городах мировой суд в составе одного судьи, без присяжных заседателей и адвокатов, с упрощенным делопроизводством. Председателей и членов судебных палат и окружных судов утверждал император, а мировых судей — Сенат.

Финансовые реформы

Указом 31 мая 1860 г. «для оживления промышленности и торговли» был учрежден Государственный банк, которому передавались вклады упраздняемых кредитных учреждений — Заемного и Коммерческого банков, Сохранной казны и приказов общественного призрения. Указом 21 декабря 1864 г.

Государственный контроль был преобразован: ему была придана большая самостоятельность. Была отменена система откупов. Однако эти меры, несомненно, благоприятствовавшие экономическому развитию пореформенной России, не меняли общей сословной направленности финансовой политики правительства.

Совет

Основная тяжесть налогов и сборов по-прежнему лежала на податном населении. Сохранялась старая, введенная еще Петром I подушная подать для крестьян (для мещан она с 1863 г. была заменена налогом на недвижимое имущество).

Бывшие помещичьи, удельные и государственные крестьяне несли на себе всю тяжесть оброчных и выкупных платежей — по сути дела феодальных повинностей.

Реформы в области народного образования и печати

14 июля 1864 г. было утверждено «Положение о начальных народных училищах». Оно предоставляло право открывать начальные школы, как общественным учреждениям, так и частным лицам, но лишь с разрешения властей. Учредители брали на себя заботу о материальном обеспечении школ, а руководство учебной частью передавалось уездным и губернским училищным советам.

В программу начальных училищ входило преподавание чтения, письма, четырех правил арифметики, «закона Божьего» и церковного пения. 19 ноября 1864 г. был утвержден «Устав гимназий и прогимназий». Он вводил принцип формального равенства в среднем образовании для людей всех сословий и вероисповеданий. Еще в 1858 г.

наряду с закрытыми женскими учебными заведениями — «институтами благородных девиц» (учрежденными в XVIII в. для девиц из дворян) — стали открываться женские училища для девочек и из непривилегированных сословий. По Уставу 1863 г. каждый университет должен был иметь 4 факультета — историко-филологический, физико-математический, юридический и медицинский.

Устав 1863 г. предоставлял университетам довольно широкую автономию.

Военные реформы 1861-1874 г.

В 60 — 70-х годах XIX в. была проведена целая серия военных реформ, начавшихся с реорганизации военного управления и военно-учебных заведений и завершившихся наиболее важной реформой — новой системой комплектования армии путем введения всесословной воинской повинности, а также проведением ряда мер по перевооружению армии.

Практически военные реформы начались с назначением в 1861 г. на пост военного министра Д. А. Милютина. В первую очередь Милютин добился сокращения срока солдатской службы до 15 лет, при этом после 7-8 лет службы солдату предоставлялся временный отпуск. Затем в армии были отменены телесные наказания — шпицрутены, «кошки», кнут и плети.

Вслед за этим была реорганизована система военного управления. По изданному 6 августа 1864 г. «Положению» вся территория России была разделена на 15 военных округов, каждый со своим управлением, непосредственно подчиненным Военному министерству. Вводились три судебные инстанции — полковой, военно-окружной и главный военный суды.

Обратите внимание

На время войны учреждался Главный военный полевой суд. В середине 60-х годов была проведена реформа военно-учебных заведений. Расширялась система высшего военного образования в военных академиях — Академии Генерального штаба, Артиллерийской, Инженерной, Военно-медицинской и во вновь учрежденной Военно-юридической. По закону 1874 г.

все воинские силы Российской империи делились на 4 разряда: регулярные армия и флот, иррегулярные войска (казачество), запасные войска и ополчение. Воинская повинность распространялась на все мужское население, достигшее 20-летнего возраста, без различия сословий, т.е. она приобретала всесословный характер. По закону 1874 г.

от воинской повинности освобождались духовные лица всех вероисповеданий, представители некоторых религиозных сект и организаций. С 60-х годов началось перевооружение русской армии. С 1866 г. гладкоствольное оружие стало заменяться нарезным. На вооружение была принята скорострельная винтовка системы Бердана.

Артиллерийский парк заменяли новыми системами стальных нарезных орудий, началось строительство военного парового флота. С 1876 г. была введена военно-конская повинность.



Источник: http://biofile.ru/his/24950.html

Ссылка на основную публикацию